Меню

4 лишний комнатные растения

Игра (ЭОР по «Познавательному развитию») в части природы «Четвертый лишний»
электронный образовательный ресурс (подготовительная группа) на тему

Игра «Четвертый лишний» Комнатные растения

Скачать:

Вложение Размер
igra.pptx 1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Игра (ЭОР по «Познавательному развитию» в части Природы) «Четвертый лишний» Комнатные растения

Цель: Закрепить умение находить третий лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Задачи: В ходе игры развивать наглядно-образное мышление, внимание, память. Развивать монологическую и диалогическую речь. Правила игры: На каждом слайде изображено три предмета, два из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а третий предмет к ним не подходит. Нажав левой кнопкой мыши ребёнку необходимо выбрать лишний предмет. Изображение грустный смайлик, ответ был неверный. Чтобы вернуться назад ребёнку необходимо нажать левой кнопкой мыши. Изображение веселого смайлика, ответ был правильный. Для перехода к следующему заданию щёлкните левой кнопкой мыши. Когда ребенок дойдет до конца игры, он увидит фейерверк.

Переход к следующему вопросу Молодец!

Постарайся еще Назад к вопросу

Переход к следующему вопросу Молодец!

Постарайся еще Назад к вопросу

Переход к следующему вопросу Молодец!

Постарайся еще Назад к вопросу

Переход к следующему вопросу Молодец!

Постарайся еще Назад к вопросу

Переход к следующему вопросу Молодец!

Постарайся еще Назад к вопросу

Переход к следующему вопросу Молодец!

Постарайся еще Назад к вопросу

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять, решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойст.

Задачи: Формировать у детей навыки игрового взаимодействия; Воспитывать чувства самосохранения,такие качества ,как доброжелательность,отзывчивость.Образовательная область Познание: Уточнить и закрепит.

Игра (ЭОР по «Познавательному развитию») в части природы «Четвертый лишний&quot.

Конспект занчтия по петербурговедению.

Цель: учить детей счету, познакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник); учить детей считать до 3; устанавливать отношения между понятиями «один», «много»; продолжа.

Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеч.

Источник

Игра «Четвертый лишний» по лексическим темам «Насекомые», «Домашние животные», «Зимующие птицы», «Комнатные растения».
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Ребенок называет картинки и фломастером (если картинка заламинированна, можно использовать многократно), зачеркивает лишнюю, объясняя свой выбор. Например, в игре «Насекомые» лишняя картинка в первом ряду — ромашка, потому что — это цветок, а все остальное насекомые. Закрепляется лексическая тема, обогащается словарный запас.

Скачать:

Вложение Размер
igra_4-y_lishniy_dom.zh_nasekomye.zip 1.31 МБ
igra_4-y_lishniy_komn.rasteniya_2.zip 474.33 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В конспекте представлены разнообразные игры на развитие лексико-грамматического стоя речи и развитие психических процессов по лексической теме «Домашние животные и птицы».

Конспект НОД по математике в старшей группе по лексической теме» Домашние животные зимой».

Презентация предназначена для дошкольников старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Можно использовать на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих НОД по лексической теме «Домаш.

Задания для старших дошкольников, направленные на совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Методическая разработка оказывает помощь в недельном тематическом планировании. Задачей предложенной методической разработки является реализация принципа единства требований педагогического персонала .

Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные зимой&quot.

Материал для занятий дома по лексической теме «Домашние животные и птицы&quot.

Источник

Лексическая тема «Комнатные растения»

Жанна Борвинко
Лексическая тема «Комнатные растения»

1. Рассмотреть картинки по теме.

2. Четвертый лишний (кактус – фиалка – герань — дерево)

3. Найди пару (найти два одинаковых цветка)

6. Игра «Какую картинку я спрятала?»

7. Найди и покажи названный мною цветок

На окне цветок колючий (Показать прямоугольник перед собой)

Смотрит за околицу

(Сделать «бинокль» из ладошек)

Вы его не троньте лучше (Погрозить пальчиком)

Очень больно колется.

(Уколоть пальчиком ладошку и сморщится)

Не подушка для иголок, (сложенные ладошки под щёчку)

И не ёжик, и не ёлка, (сложить ладошки. растопырить пальцы, «нарисовать» ёлку перед собой)

Но не даст себя в обиду, (Отрицательный жест головой и указательным пальчиком)

Потому что весь в иголках. (Уколоть пальчиком ладошку)

У нас в саду расцвел цветок. (Соединяем пальчики в бутон)

Чтоб стал красив он и высок. (Разъединяем пальчики)

Раскрыл наутро лепестки. (Ритмичные движения пальцами врозь, вместе)

Должны работать корешки. (Кисти вниз, пальцы врозь)

А теперь понюхаем наш цветочек — вдох носом, на выдохе длительно произносить «А-а-а-х!».

3. «Комнатные цветы»

На окно скорее глянь: (показывают обе ладошки)

Здесь у нас цветет герань.

Здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония (загибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

Все названья помним. (раскрываем ладошку)

Мы взрыхлим цветы, польем.

(делаем «царапающие» движения, выставляем большой палец в сторону – имитируем движения полива)

Пусть подрастают день за днем. (делаем «бутоны» и распускаем их,

оттопыривая по одному пальцу)

4. «Наши алые цветки»

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

(Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо-влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулачками вперед-назад.)

1. Расскажи какого цвета цветок. (Покажи)

2. Посчитай сколько цветков

4. Больше — меньше

5. Учить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

6. Ориентировка в пространстве (лево-право, вверх – вниз)

7. Обратный счет от 5, 6, 7, 8, 9, 10.

«Комнатные растения». Фотозарисовка. Часть 1 «Комнатные растения». Фотозарисовка. Часть 1. Ничто так не оживляет и не украшает комнату, как комнатные растения. Цветы всегда будут.

«Комнатные растения». Фотозарисовка. Часть 2 «Комнатные растения». Фотозарисовка. Часть 2. Комнатные растения – наши друзья, все–таки будет уместно это сказать, несмотря на то, что.

Фотоотчет. Изобразительная деятельность «Комнатные растения» В детских дошкольных учреждениях детей окружают зеленые друзья. Кто же это? — комнатные растения. Комнатные растения – частички живой.

Фотозарисовка «Мои комнатные растения» Я вас прошу позавидуйте мне, Кактус расцвел у меня на окне! Хочу поделиться с вами красотой моих комнатных растений, в этом году они радуют.

Лэпбук «Комнатные растения» Видео Доброго времени суток, дорогие друзья, коллеги и гости моего блога! Что-то я давно не рассказывала и не показывала свои лэпбуки) Представляю.

Моё увлечение-комнатные растения. Кажется природа сотворила эти прекрасные цветы специально для того,чтобы человек мог восхищаться ими. Орхидея-считается символом самых.

Мое увлечение — комнатные растения Хочется рассказать вам о своем увлечении – разведение комнатных растений. С самого детства мне было близко это занятие. Моя бабушка очень.

Мои редко цветущие комнатные растения. Уважаемые коллеги! Всегда с радостью любуюсь на цветы, которые вы выращиваете у себя на дачных участках или дома. Я занимаюсь выращиванием.

Источник

Тема: «Комнатные растения»

Тема: «Комнатные растения»

Лексическая тема: «Комнатные растения»

Задачи:

— Расширять и конкретизировать представления о комнатных растениях, о строении цветка.

-Продолжать учить отсчитывать заданное количество предметов.
— Развивать внимание, зрительное и слуховое сосредоточение, мелкую моторику.

— Формировать у детей устойчивые представления о форме, величине, цвете, количестве.

— Формировать обобщающие понятия в соответствии с лексической темой недели;

— Устанавливать логические цепочки в соответствии с лексической темой недели (Четвертый лишний);

— Воспитывать бережное отношение к природе, к цветам, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Дидактические упражнения

  1. Рассмотреть картинки по теме.
  2. Четвертый лишний (пр. кактус – фиалка – герань — дерево)
  3. Найди пару (найти два одинаковых цветка)
  4. Собери букет
  5. Один – много
  6. Игра «Какую картинку я спрятала?»
  7. Найди и покажи названный мною цветок

Пальчиковая гимнастика

1.«Кактус»

На окне цветок колючий(Показать прямоугольник перед собой)

Смотрит за околицу

(Сделать «бинокль»из ладошек)

Вы его не троньте лучше(Погрозить пальчиком)

Очень больно колется.

(Уколоть пальчиком ладошку и сморщится)

Не подушка для иголок, (сложенные ладошки под щёчку)

И не ёжик, и не ёлка, (сложить ладошки. растопырить пальцы , «нарисовать» ёлку перед собой)

Но не даст себя в обиду, (Отрицательный жест головой и указательным пальчиком)

Потому что весь в иголках. (Уколоть пальчиком ладошку)

2.»Цветок»

У нас в саду расцвел цветок. (Соединяем пальчики в бутон)
Чтоб стал красив он и высок. (Разъединяем пальчики)
Раскрыл наутро лепестки. (Ритмичные движения пальцами врозь, вместе)
Должны работать корешки. (Кисти вниз, пальцы врозь)
А теперь понюхаем наш цветочек — вдох носом, на выдохе длительно произносить «А-а-а-х!».

3.«Комнатные цветы»

На окно скорее глянь: (показывают обе ладошки)

Здесь у нас цветет герань.

Здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония…(загибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

Все названья помним. (раскрываем ладошку)

Мы взрыхлим цветы, польем.

(делаем «царапающие» движения, выставляем большой палец в сторону – имитируем движения полива)

Пусть подрастают день за днем. (делаем «бутоны» и распускаем их,

оттопыривая по одному пальцу)

4.»Наши алые цветки»

Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.

(Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо-влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулачками вперед-назад.)

ФЭМП:

  1. Расскажи какого цвета цветок. (Покажи)
  2. Посчитай сколько цветков
  3. Один – много
  4. Больше — меньше
  5. Учить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
  6. Ориентация в пространстве (лево-право, вверх – вниз)
  7. Обратный счет от 5

1.« Отрождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»/ Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2.»Назови одним словом». — Киров, «Радуга», 2002.

3. Найди отличия. 4-5 лет» Земцова О. Н.

4. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. — М.: Эксмо, 2005.

Источник

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 2 VIII вида г.Барнаула Урок СБО по теме «Комнатные растения» 4 класс Учитель Хокконена Е.В. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемКлара Сильвестрова

Похожие презентации

Презентация 4 класса на тему: «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 2 VIII вида г.Барнаула Урок СБО по теме «Комнатные растения» 4 класс Учитель Хокконена Е.В.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 2 VIII вида г.Барнаула Урок СБО по теме «Комнатные растения» 4 класс Учитель Хокконена Е.В.

3 Игра «Четвёртый лишний»

5 Игра «Четвёртый лишний»

7 Игра «Четвёртый лишний»

9 Игра «Четвёртый лишний»

11 Назови части растений

12 Правила ухода за комнатными растениями: Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

13 Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

14 Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

15 Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

18 Луковичные растения обозначают так:

19 Удобрения для комнатных растений

20 Какие растения называются комнатными? а) которые выращивают в саду; б) которые растут в лесу; в) которые выращивают в комнате.

21 Из перечисленных ниже растений выбери комнатное: а) ландыш; б) алоэ; в) клевер.

22 Что необходимо для роста растений? а) свет, тепло, воздух, вода; б) свет, вода, огонь, воздух; в) вода, тепло, солнце, газ.

23 Какое из этих растений является луковичным? а) кактус; б) фиалка; в) амариллис.

24 Чем можно подкормить комнатное растение? а) борщ; б) питательный раствор с использованием удобрения; в) шоколад.

25 В какое время года нужно проводить подкормку комнатных растений? а) весна; б) зима; в) осень.

26 Выбери правильный способ рыхления почвы а) рыхлить палочкой после полива по краю горшка; б) рыхлить палочкой после полива у корня растения; в) рыхлить палочкой перед поливом по краю горшка.

Источник

Дидактический материал к лексической теме: «Комнатные растения»

В учебно — методическом комплекте представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты занятий на каждый день по лексической теме «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ», направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико — грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо — моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

Цель данного учебно — методического комплекта — помочь студентам в планировании и организации воспитательно — образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам, логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

Работая над учебно — методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

КОМНАТНЫЕ ЦВЕТЫ (детям 3-4 года)

ГЕРАНЬ, КАКТУС

Приблизительный пассивный и активный словарь: кактус, герань, растение, веточки, корень, стебель, листья, иголки, горшок, лей­ка, ухаживать, поливать, рыхлить, срезать, красивый, засохший, комнатный, душистый, колючий.

Занятие 1

Тема «Герань»

Цель: знакомство с характерными признаками комнатного рас­тения на примере герани; развитие умения отвечать на вопросы распространенным предложением.

Оборудование: цветок герани в горшке; раздаточный материал, содержащий части герани.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог подходит к окну и задает вопрос. Что стоит на подоконнике? (Цветы.)

2. Рассматривание герани.

Это герань. Герань растет только в помещении. Ее специ­ально выращивают люди, чтобы украсить свои дома. На улице герань не растет. Там для нее слишком холодно. Герань лю­бит солнце. Дома ее всегда ставят на подоконник, где сол­нечные лучи бывают часто.

Затем педагог показывает строение герани (корень, стебель, ли­стья, цветы), рассказывает, что герань цветет мелкими цветочками разного цвета, бывают цветочки розового, белого, красного цвета. Отмечает, что если листик герани потереть в руке, можно почув­ствовать приятный запах. Демонстрирует это детям.

В заключение дети показывают и самостоятельно называют части герани. При этом показ сопровождается вопросами педагога.

Что ты показал? (Я показал листья.) Какого цвета лис­тья ты показал? (Я показал зеленые листья.) Какой формы листья ты показал? (Я показал круглые листья.)

3. Работа с раздаточным материалом.

Детям раздаются конверты с раздаточным материалом, содержа­щим части цветка герани в горшке. Они должны из отдельных час­тей сложить целый цветок. У каждого ребенка цветок герани своего цвета.

Что у вас получилось? (Цветок.) Как называется цве­ток? (Герань.) Где у герани стебель? Где у герани корень? (В горшке.) Где у герани веточки? Где у герани цветочки? Какого цвета у тебя цветочки, Маша? Сколько цветочков у герани? (Много.)

В заключение педагог объясняет, что все цветы, которые растут в помещении, называются комнатными.

Какой цветок мы сегодня рассматривали?

Занятие 2

Тема «Кактус»

Цель: уточнение характерных признаков комнатных растений, обучение сравнению двух цветков с выделением общих и отличи­тельных признаков, составление предложений по образцу.

Оборудование: цветок кактуса в горшке, фотографии цветущих кактусов, картинки с изображением кактуса и герани.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Как называются цветы, которые растут в комнате?

2. Рассматривание кактуса.

Педагог показывает детям кактус и рассказывает о нем.

Кактусы отличаются от других комнатных цветов по внеш­нему виду. Вместо листьев у кактуса колючие иголки — ко­лючки. Кактусы нельзя трогать руками, можно больно уко­лоться. Стебель у кактуса очень толстый. В стебле кактус на­капливает воду. Его можно редко поливать. Цветут кактусы очень редко. Цветок у кактуса крупный, он располагается на самой верхушке.

Показывает детям фотографии цветущих кактусов.

3. Чтение стихотворения А.Г. Тесленко «Кактус».

Колючий кактус словно еж, Его руками не возьмешь, Но с виду добродушный, Доверчивый, послушный. Почти не поливайте, Но землю разрыхляйте. Цветет же кактус редко, Но колет очень метко. По содержанию стихотворения педагог задает вопросы.

4. Сравнение кактуса и герани. Детям показываются картинки с изображением кактуса и гера­ни. Проводится сравнение цветов с помощью вопросов.

У кактуса есть стебель, и у герани есть . (стебель). У гера­ни стебель тонкий, а у кактуса . (толстый). У герани есть листья, а у кактуса . (колючки).

Назовите два комнатных цветка. Посмотрите, какие ком­натные цветы растут у вас дома? Спросите их названия.

Занятие 3

Тема «Уход за комнатными растениями»

Цель: формирование элементарных представлений об уходе за комнатными растениями, использование глагольной лексики в на­стоящем времени.

Оборудование: сюжетная картина «Комнатные растения», лейка, палочка для рыхления почвы, влажная тряпочка, цветок герани.

Какие комнатные цветы растут у вас дома? Кто ухажи­вает за ними?

2. Беседа об уходе за комнатными растениями.

Педагог показывает цветок герани, рядом ставит лейку, кладет палочку для рыхления почвы и влажную тряпочку. Затем объясня­ет, что за цветком надо ухаживать.

Кто видел дома, как мама ухаживает за цветами? Зачем нужна лейка? (Поливать цветок.) Что наливают в лейку? (Воду.) Чем можно рыхлить землю в горшке? (Палочкой.) Как вы думаете, зачем нужна тряпочка? (Протирать листики.)

3. Рассматривание сюжетной картины «Комнатные растения».

Детям показывается картина с изображением детей, ухаживаю­щих за комнатными растениями. Последовательно внимание детей обращается на каждого персонажа и его действия.

4. Дидактическая игра «Закончи предложение» (по картинке).

Девочка цветок . (поливает). Мальчик землю . (рыхлит). Девочка листья . (вытирает).

О каких цветах мы говорили? Я надеюсь, что вы дома и в детском саду будете помогать взрослым ухаживать за ком­натными цветами.

Дети (68 лет) должны:

— уметь использовать в своей речи названия комнатных расте­ний;

— показывать их по просьбе, узнавать на изображениях;

— различать их по внешнему виду, выделяя ярко выраженные характерные отличительные, сходные признаки;

— отличать части растения (корень, стебель . );

— знать о пользе комнатных растений, для чего их разводят;

— знать о том, как надо за ними ухаживать;

— иметь понятие о том, как размножаются растения (усами, листьями . ).

Расширение словарного запаса детей:

названия: растение, фиалка, герань, бегония, фикус, алоэ, фуксия, кактус, папоротник, корень, стебель, листья, бутон, отросток, лепес­ток, цветок, земля, кашпо, рассада, корм, вода, полив, свет, солнце, по­доконник;

признаки: комнатный, яркий, красивый, нежный, ароматный, па­хучий, развесистый, пышный, цветущий, полезный, гибкий, вьющий­ся, опущенный, колючий;

действия: сажать, поливать, пересаживать, рыхлить, распускать­ся, расцветать, опадать, вянуть, увядать, выращивать, ухаживать, рас­ти, цвести, срезать, рвать, пахнет.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

  • Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково»

лист — листок (листик),

вода — водичка (водица),

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

Фиалка — фиалки — фиалок,

фикус — фикусы — фикусов,

фуксия — фуксии — фуксий,

кактус — кактусы — кактусов,

папоротник — папоротники — папоротников,

свет — много света,

корень — корни — корней,

стебель — стебли — стеблей,

лист — листья — листьев,

бутон — бутоны — бутонов,

лепесток — лепестки — лепестков,

цветок — цветки — цветков,

рассада — много рассады,

вода — воды — много воды (вод),

подоконник — подоконники — подоконников.

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Посчитай один — два — пять»

Фиалка — две фиалки — пять фиалок.

Так же со словами: цветок, фикус, кактус, папоротник, корень, бутон, лепесток.

  • Лексический строй речи

Построение монолога-описания «Расскажи о растении» (опи­сывая его строение, уход за ним и способ размножения)

Например. Бегония — это пышный куст. У нее несколько хруп­ких стеблей и блестящие ярко-зеленые листья среднего размера. Куст осыпан ярко-розовыми цветами. За бегонией легко ухажи­вать, она любит частый полив, рыхление почвы. Это растение раз­множается черенкованием.

МИНУТКА ОТДЫХА

Огонек

Хрустит за окошком морозный денек.

Стоит на окошке цветок-огонек.

Малиновым цветом цветут лепестки,

Как будто и вправду горят огоньки.

Его поливаю, его берегу.

Его подарить никому не могу!

Уж очень он ярок, уж очень хорош,

Уж очень на мамину сказку похож!

Март, 2-я неделя Лексическая тема «Комнатные растения». Звуки [с], [ш]

(Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.)

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Уточне­ние, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные рас­тения» (растение, кактус, розан, толстянка, камнеломка, колеус, кливия, герань, бегония, сенполия, фикус, гортензия; подкормка, рых­ление, полив, горшок, поддон,лейка;ухаживать, поливать,рыхлить, опрыскивать; комнатный, сочный, зеленый, гладкий, опушенный, ко­лючий). Совершенствование грамматического строя речи. Совер­шенствование навыков звукового анализа слов (выделение со­гласного на фоне слова). Совершенствование навыков звукобук-венного анализа.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тон­кой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, альбом «Живая природа. В мире растений», предметные картинки по теме «Комнатные растения», тетради «Занимаемся вместе»-, № 1, №2 по числу детей, контейнер с карандашами, горшок с геранью, игрушечная божья коровка, карточка с ребусом, фломастер.

Предварительная работа. Экскурсия в ботанический сад. Рас­сматривание комнатных растений в уголке природы, в зимнем саду, их изображений в альбоме «Живая природа. В мире расте­ний», расширение словаря по теме.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Раз­витие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).]

Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует при­ветствие, приглашает детей пройти к стульчикам, стоящим вокруг стола.

Логопед. Вспомните экскурсии в ботанический сад, в уто­лок природы нашей группы, в зимний сад детского сада и подбе­рите названия комнатных растений, начинающиеся со звука [к|.

1-й ре бе но к. Кактус.

2-й ребенок. Колеус.

3-й ребенок. Кливия.

4-й ребенок. Камнеломка.

Логопед. Очень хорошо. Садитесь.

2. Рассматривание картины «Уголок природы» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи, зрительного внимания и воспри­ятия.]

Логопед раздает детям тетради «Занимаемся вместе».

Логопед. Посмотрите на картинку «Уголок природы». Кого вы видите на ней?

1 -й р е б е н о к. Мы видим воспитателя и детей.

Логопед. Куда они пришли? Что они делают?

2-й ребенок. Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными растениями.

Логопед. Что делает воспитатель?

3-й ребенок. Воспитатель показывает мальчику, как надо рыхлить землю в горшках с цветами маленькими грабельками.

Логопед. Что делают мальчики на заднем плане?

4-й ребенок. Мальчики поливают растения из маленьких леечек.

Логопед. Что делают девочки?

1-й ребенок. Девочки рассматривают бальзамин и гортен­зию и сравнивают цветы и листья этих растений.

Логопед. Какие растения у ребят в уголке природы? По­чему?

2-й ребенок. Растения в уголке природы красивые, потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

3. Рассказ по картине «Уголок природы». [Развитие связной речи.] .

Логопед предлагает детям составить рассказ по картине.

Логопед. Давайте составим рассказ по картине, но сначала нам нужно составить план рассказа. С чего вы начнете его?

1-й р е б е н о к. Мы расскажем, кого видим на картинке, куда эти люди пришли и что делают.

Логопед. Что вы расскажете потом?

2-й ребенок. Потом мы подробно расскажем, что делают воспитатель, мальчики, девочки.

Логопед. Чем вы закончите рассказ?

3-й ребенок. Мы расскажем, почему в уголке природы такие красивые цветы.

Логопед. Мы составили план рассказа. Подумайте одну ми­нуту и начинайте рассказывать. Даша начнет рассказ, Ваня его продолжит, а Вадик закончит. Настю мы попросим повторить рас­сказ целиком.

1-й ребенок. На картине мы видим воспитателя и детей. Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными рас­тениями.

2-й ребенок. Воспитатель показывает мальчику, как надо маленькими грабельками рыхлить землю в горшках с цветами. Мальчики поливают растения из маленьких леечек. Девочки рас­сматривают бальзамин и гортензию и сравнивают цветы и листья этих растений.

3-й ребенок. Растения в уголке природы красивые, потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

Логопед. Очень хорошо. Молодцы! Я вами горжусь! Настя, повтори рассказ целиком.

Ребенок повторяет рассказ целиком. Логопед оценивает работу детей.

4. Подвижная игра «Комнатные растения». [Развитие общей мо­торики, регуляция мышечного тонуса.]

Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать свободно.

Логопед. Давайте вспомним игру, в которую мы уже играли в прошлом году. Присядьте на корточки и представьте, что вы ма­ленькие растения. То растение, к которому я подойду и «полью» из лейки, начнет подниматься, расти, тянуться вверх к солнышку. Нуж­но встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отой­ду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову.

Логопед показывает упражнения для регуляции мышечного тону­са и проводит с детьми игру.

5. Работа в тетради №1. [Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики. Профилактика нарушений пись­менной речи.]

Логопед приглашает детей за столик, раздает тетради и ста­вит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на комнатные растения. Что нарисо­вал художник?

Дети. Это кактус и камнеломка.

Логопед. Обведите камнеломку и горшок, в котором она растет, а потом раскрасьте картинку.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, как они рабо­тают.

6. Игра «Что липшее?» [Развитие зрительного внимания, вос­приятия, мышления, связной речи.]

Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами, помеща­ет на доску альбом «Живая природа. В мире растений».

Логопед. Рассмотрите и назовите комнатные растения.

Дети. Герань, сенполия, кактус, бегония, камнеломка, тра­десканция.

Логопед. Подумайте, какое из растений лишнее и почему.

1 -й р е б е н о к. Лишний кактус, потому что это единственное колючее растение.

2-й ребенок. Лишний кактус, потому что в его названии нет буквы Н, а во всех остальных названиях она есть.

Логопед. Молодцы. Очень хорошо.

7. Упражнение «Божья коровка». [Совершенствование грамма­тического строя речи. Автоматизация звука»[р] в предложении.]

Логопед убирает альбом, ставит на стол горшок с геранью, бе­рет в руки маленькую божью коровку на «липучке».

Логопед. Я хочу предложить вам поиграть с божьей коров­кой. Вы будете рассказывать, что она делает. Следите за правиль­ностью произношения звука [р].

Логопед совершает действия с игрушкой, а дети комментируют их.

1-й р е б е н о к. Божья коровка сидит на горшке с геранью.

2-й ребенок. Божья коровка слетела с горшка и летает над геранью.

3-й ребенок. Божья коровка спряталась под листок герани.

4-й ребенок. Божья коровка летает вокруг герани. (И т. п.) Логопед убирает горшок и игрушку и оценивает работу детей.

8. Работа в тетради №2. [Развитие фонематических представ­лений (определение места звука в словах).]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на левую страничку тетради. В ниж­ней ее части задание на определение места звука в словах. Опре­делите место этого звука в словах душ, кошка, шарф и раскрасьте соответствующий квадратик в «светофорчике» около картинки, а потом правильно раскрасьте картинки.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу и убира­ет тетради и контейнер с карандашами.

9. Разгадывание ребуса. (Развитие навыка звукобуквенного анализа слов.]

Логопед помещает на магнитную доску картонку с ребусом, готовит фломастер.

Логопед. Давайте отгадаем ребус.

Логопед. Как вы разгадаете первую часть ребуса?

Дети. В слове мак надо букву М заменить на букву К. Полу­чится часть слова как.

Логопед. Напишите ее.

Один из детей пишет часть слова на доске.

Логопед. Как разгадать вторую часть ребуса?

Д е т и. Из слова туча надо убрать две последних буквы. Оста­нется ту.

Один из детей пишет часть слова на доске.

Д е т и. И теперь надо добавить букву С. Один из детей дописывает букву.

Логопед. Отлично. Вы разгадали очень трудный ребус. Я вами горжусь.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занима­лись, и оценить работу друг друга.

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуали­зация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствова­ние навыка звукового анализа и синтеза. Совершенствование на­выка чтения слогов и слов с новой буквой Шш. Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фо­нематических представлений (дифференциация звуков [с] и [ш] в предложении), зрительного и внимания и восприятия, мышле­ния, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности. Воспитание любви и бережного отноше­ния к природе.

Оборудование. Магнитная доска, комплект фломастеров к ней, коврограф, предметные картинки с изображениями комнатных

растений, карточки-схемы для игры «Шифровки», картинки-пазлы, тетрадь №2 по числу детей, контейнер с карандашами, плос­костное изображение кактуса, мелкие картинки со звуками [с] и [ш] в названиях, алгоритм рассказа о комнатном растении, контурные картинки с изображениями комнатных растений.

Предварительная работа. Беседа о комнатных растениях, спо­собах их размножения, уходе за ними на занятии по ознакомле­нию с окружающим.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Уточнение и активизация слова­ря по теме «Комнатные растения». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Объявление темы занятия.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует при­ветствие, приглашает детей к стульчикам, стоящим вокруг стола.

Логопед. Сначала сядут те дети, которые вспомнят назва­ния растений, состоящие из двух слогов. 1-йребенок. Ге-рань. 2-й ребенок. Фи-кус.

Логопед. Теперь сядут те дети, которые вспомнят названия растений из трех слогов.

3-й ребенок. Баль-за-мин. 4-й ребенок. Кли-ви-я.

Логопед. Молодцы. Вы отлично справились с первым зада­нием.

2. Игра «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха.]

Логопед предлагает детям сесть правильно и быть вниматель­ными.

Логопед. А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы внима­тельно слушать. Я буду произносить ряд слов, а вы будете опреде­лять, какое слово лишнее и почему. Гортензия, стебель, колеус, фикус, бальзамин. Что лишнее?

Дети. Лишнее слово стебель. Это часть растения. А все ос­тальные слова — названия комнатных растений.

Логопед предлагает детям еще два-три аналогичных задания, а потом оценивает работу детей.

3. Игра «Шифровки». [Развитие навыка звукобуквенного ана­лиза.]

Логопед помещает на магнитную доску несколько картинок с изображениями комнатных растений.

Логопед. Посмотрите на картинки и назовите комнатные растения, изображенные на них.

Дети. Герань, кактус, фикус, бальзамин.

Логопед помещает на магнитную доску две карточки.

Логопед. Я предлагаю вам сыграть в игру «Шифровки». Подберите картинку к карточке-шифровке, на которой схема слова изображена с помощью синих кружков и букв. Для работы я разделю вас на две команды. В первой команде будут Вадик и Ариша. Они найдут картинку к первой схеме. Во второй команде будут Ваня и Настя. Они подберут картинку ко второй схеме. На­деюсь, вы помните, какие звуки обозначают синие кружки.

Дети. Они обозначают твердые согласные звуки.

Логопед приглашает детей, к доске предоставляет им возмож­ность посовещаться и выбрать картинки. Картинки помещаются над схемами. Остальные картинки логопед убирает.

Логопед. Расшифруйте и запишите под схемами слова. Пусть это сделают девочки, а мальчики будут им подсказывать.

Дети пишут слова: кактус, фикус. Команды проверяют и оцени­вают работу друг друга. Логопед награждает всех наклейками.

4. Пазлы «Комнатные растения» (8 частей). [Развитие зритель­ного гнозиса и конструктивного праксиса.]

Логопед убирает картинки и схемы, стирает с доски слова, приглашает детей за стол, раздает им пазлы (рис. 48).

Логопед. А теперь каждый из вас соберет изображение одного из комнатных растений из частей. Выполняйте работу.

Дети выполняют работу. Логопед оценивает ее.

5. Подвижная игра «Комнатные растения» (повторение. См.: Занятие 1. Тема «Комнатные растения»). [Развитие общей мото­рики, регуляция мышечного тонуса.]

Логопед приглашает детей на ковер и проводит с ними подвижную игру.

6. Работа в тетради №2. [Развитие навыка звукового анализа слов.]

Логопед вновь приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Вы разгадали такие сложные шифровки, что со следующим заданием справитесь без труда. Я в этом не сомнева­юсь. Откройте тетради там, где лежит закладка. Посмотрите на верхнюю часть левой странички. Вы должны выполнить звуковой анализ слова шар и раскрасить кружки в схеме, а потом раскрасить шар в такой цвет, который вам нравится.

Дети самостоятельно выполняют задание и комментируют его выполнение по просьбе логопеда. Логопед может задать детям не­сколько вопросов в ходе выполнения задания.

Логопед. Почему ты раскрашиваешь первый кружок синим карандашом, Арина?

1 -й р е б е н о к. Он обозначает твердый согласный звук [ш].

Логопед. Почему в твоей схеме два синих кружка, Ваня?

2-й р е б е н о к. В этом слове два согласных твердых звука: [ш], |р]. (И т. п.)

Дети заканчивают работу, логопед оценивает ее, собирает тетради, убирает контейнер с карандашами.

7. Упражнение «Украсим кактус». [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [с]—[ш] в предложении).]

Логопед приглашает детей к коврографу, закрепляет на нем плоскостное изображение большого кактуса, рассыпает на столике картинки <сосулька, свеча, подсолнух, лиса, кошка, мышка, шар, ля­гушка, хлопушка, груша, Петрушка, Чебурашка) с приклеенными к ним «липучками».

Логопед. Давайте представим, что мы с вами попали в Мек­сику. Скоро Новый год. У нас нет елки, зато есть огромный кактус. Давайте украсим кактус предметами со звуком [ш] в названиях. Вы­бирайте картинку и начинайте ответ со слов я повешу на кактус.

Дети выполняют задание, украшают кактус игрушками, ком­ментируя свои действия. Логопед оценивает их работу.

8. Рассказы о комнатных растениях по схеме. [Развитие связной речи, мышления.]

Логопед убирает пособия и приглашает детей за стол. На маг­нитную доску он помещает схему рассказа о комнатных растениях (рис. 49), а на столе раскладывает картинки с их изображениями.

Логопед. Теперь я хочу предложить вам рассказать о ком­натных растениях. Выберите каждый по одной картинке и, поль­зуясь схемой, составьте рассказ. Сначала назовите растение, по­том скажите, комнатное оно или садовое, опишите его части, рас­скажите об уходе за ним.

Логопед предоставляет детям одну минуту для подготовки к рассказу.

1-й ребенок. Это герань. Герань — комнатное растение. У нее прочные стебли, округлые волнистые листья и нежные ро­зовые цветы. Герань нужно поливать, опрыскивать, она хорошо растет на светлом месте у окна.

Аналогично составляют рассказы все дети. Логопед предлагает им выбрать лучшего рассказчика.

9. Игра «Книжка-раскраска». [Автоматизация произношения звука [р] в предложении.]

Логопед убирает алгоритм и картинки, раздает детям карточ­ки с контурными изображениями комнатных растений.

Логопед. Это картинки из книжки-раскраски девочки Тамары. Расскажите, что будет раскрашивать Тамара. Пра­вильно стройте предложения и следите за произношением звука [р].

1 -й р е б е н о к. Тамара раскрасит монстеру. 2-й ребенок. Тамара будет раскрашивать гортензию. 3-й ребенок. Тамара хочет раскрасить герань. 4-й ребенок. Тамаре нужно раскрасить традесканцию. Логопед. Отлично! Вы очень красиво говорили и правильно построили предложения.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, а потом оценивает их работу.

К ак называется растение?

Оно комнатное или садовое?

Какие части есть у растения? Их особенности.

Как за ним следует ухаживать?

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализа­ция словаря по теме «Комнатные растения». Формирование це­лостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совер­шенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование навыка слогового анализа. Профилактика на­рушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зри­тельного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Магнитная доска, пальчиковый бассейн с чече­вицей, листья комнатных растений, серия картинок «Аленький цветочек» (Учимся рассказывать. Серии картинок и конспекты занятий к ним,— СПб., ДЕТСТ­ВО-ПРЕСС, 2007.), предметные картинки с изображениями комнатных растений, контейнер с карандашами, слоговые схемы, карточки с недорисованными растениями,

Предварительная работа. Рассматривание и сравнение листьев комнатных растений, обогащение словаря прилагательными опу­шенный, мясистый, сочный, глянцевый, гладкий, блестящий.

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Подбери листок».

[Развитие зрительного внимания и восприятия. Объявление темы занятия.]

Логопед встречает детей, организует приветствие, приглаша­ет их к столу, на котором стоит пальчиковый бассейн. В бассейне среди чечевицы спрятаны листья комнатных растений.

Логопед. Опустите руки в бассейн и найдите каждый по одному листочку.

Дети выполняют задание.

Логопед. Вы узнали, с каких листьев эти растения? Скажи­те, с какого растения ваш листок, какой он по цвету, по форме, на ощупь?

1-й ре бен ок. Это лист герани. Он круглый, волнистый, мяг­кий, зеленый.

2-й ребенок. Ау меня лист фиалки. Он круглый, мясистый, опушенный, зеленый.

3-й ребенок. Я нашел лист фикуса. Он овальный, заострен­ный, гладкий, блестящий.

4-й ребенок. Ая нашла лист бегонии. Он заостренный, се­ребристый, пятнистый, сочный.

Логопед. Правильно. Вы узнали листья комнатных расте­ний. Сегодня мы продолжим разговор о них.

2. Упражнение «Составь и прочитай». [Совершенствование на­выка чтения предложений.]

Логопед убирает пальчиковый бассейн со стола.

Логопед. Переверните листья и прочитайте слова, написан­ные на них.

Дети переворачивают листья и читают наклеенные на них слова.

1-й ребенок. Шапка

2-й ребенок. У Маши

3-й ребенок. Шубка

4-й ребенок. У Даши

Логопед. Разбейтесь на пары так, чтобы у вас получилось два предложения.

Дети выкладывают на столе и читают два предложения.

Д е т и. У Маши шапка. У Даши шубка.

Логопед. Молодцы. Очень хорошо. Логопед убирает листья со стола.

3. Упражнение «Дорисуй картинку». [Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики. Профилактика нару­шений письменной речи.]

Логопед раздает детям картинки и ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Художник начал рисовать комнатные растения, но не закончил работу. Он нарисовал ровно половину картинок. До­рисуйте их и раскрасьте. Вы должны нарисовать точно такие же половинки, как те, что мы видим у художника.

Дети выполняют работу, логопед оценивает ее, а потом убира­ет рисунки и контейнер с карандашами.

4. Игра-соревнование «Подбери картинки к схемам». [Совер­шенствование навыка слогового анализа слов.]

Логопед помещает на магнитную доску несколько картинок с изображениями комнатных растений <герань, кактус, фикус, пальма, фиалка, кливия, бальзамин, колеус) и две слоговых схемы.

Логопед. Я предлагаю вам провести соревнование. Я разо­бью вас на две команды. Одна выберет растения, названия кото­рых делятся на два слога, и поместит их изображения под первую схему, а вторая выберет растения, названия которых делятся на три слога, и поместит их под вторую схему. Победит та команда, которая быстрее и правильнее справится с работой.

Логопед разбивает детей на команды. Дети выполняют задание. Все вместе они определяют победителя.

5. Рассматривание серии картинок «Аленький цветочек» и беседа о ней. [Развитие диалогической речи.]

Логопед помещает на магнитную доску серию из четырех кар­тинок.

Логопед. Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку.

Логопед предлагает всем выйти к доске и вместе выполнить эту работу.

Логопед. Молодцы. Вы правильно расставили картинки. Сегодня по этим картинкам мы будем составлять рассказ «Алень­кий цветочек», но сначала давайте побеседуем. Послушайте нача­ло рассказа, а потом ответьте на мои вопросы.

Оля и Юля — близ­нецы. Они родились в один день. Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама подарила им куклу Барби. Папа — дом для нее. Дядя — мяч. Дедушка — «Волшебные сказки». А что принесла им бабушка?

1-й ребенок. Бабушка принесла им по маленькому горшоч­ку с землей.

Логопед. Как вы думаете, что она сказала девочкам?

2-й ребенок. Бабушка сказала: «Поставьте горшочки на окно, поливайте через день, и произойдет чудо».

Логопед. Что сделали девочки?

3-й ребенок. Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек забыла.

Логопед. Что произошло через неделю?

4-й ребенок. Через неделю в Олином горшочке появился зеленый росток, а скоро на высоком стебле распустился прекрас­ный цветок.

Логопед. Что закричала Оля, увидев цветок? Вспомните на­звание рассказа.

1-й ребенок. «Аленький цветочек!» — закричала Оля.

Логопед. Что сказала ей бабушка? Она же видела, как Оля заботилась о цветке.

2-й ребенок. «Это амариллис. Он отблагодарил тебя за за­боту».

Логопед. А что сказала Юля, увидев, какой цветок вырасти­ла ее сестра?

3-й ребенок. Юля взяла свой горшочек с землей и удиви­лась: «А где же мой цветочек?»

Логопед. Что ответила ей бабушка?

4-й ребенок. «А твой цветочек погиб, потому что ты не уха­живала за ним», — вздохнула бабушка.

Логопед. Вы-то хорошо знаете, как надо ухаживать за ком­натными растениями. Не зря у нас в группе такие красивые цветы.

6. Гимнастика «На окне в горшочках». [Развитие общей мото­рики.]

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им сделать упражнение.

На окне в горшочках

Дети сидят на корточках лицом в

круг, медленно встают.

К солнцу потянулись,

Тянутся на носочках, руки вверх, ши-

К солнышку листочки

Ладони повернуть вверх.

Руки соединить над головой, медленно

В солнышке утонут.

развести в стороны.

И. Нищева

7. Подготовка к рассказу по серии картинок.

Логопед приглашает детей за стол, предлагает подумать и под­готовиться к рассказу по серии картинок.

8. Рассказ по серии картинок по частям. [Развитие связной речи.]

Логопед предлагает троим детям составить рассказ по частям. При необходимости он напоминает каждому ребенку, о чем тот будет говорить. Затем дети составляют рассказ.

1 -й р е б е н о к. Оля и Юля — близнецы. Они родились в один день. Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама подарила им куклу Барби. Папа — дом для нее. Дядя — мяч. Дедушка — «Волшебные сказки». А бабушка принес­ла по маленькому горшочку с землей и сказала:

— Поставьте горшочки на окно, поливайте через день, и про­изойдет чудо.

2-й ребенок. Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек забыла. Через неделю в Олином гор­шочке появился зеленый росток, а через две недели на высоком стебле распустился прекрасный цветок.

— Аленький цветочек! — закричала Оля.

3-й ребенок. Бабушка улыбнулась и сказала:

— Это амариллис. Он отблагодарил тебя за заботу.

— А где же мой цветочек? — спросила Юля.

— А твой цветочек погиб, потому что ты не ухаживала за ним, — вздохнула бабушка.

9. Обобщающий рассказ по серии картинок. [Развитие связной речи.]

Логопед предлагает четвертому ребенку повторить рассказ це­ликом.

4-й ребенок. Оля и Юля — близнецы. Они родились в один день. Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама подарила им куклу Барби. Папа — дом для нее. Дядя — мяч. Дедушка — «Волшебные сказки*. А бабушка принес­ла по маленькому горшочку с землей и сказала:

— Поставьте горшочки на окно, поливайте через день, и про­изойдет чудо.

Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой гор­шочек забыла. Через неделю в Олином горшочке появился зеле­ный росток, а через две недели на высоком стебле распустился прекрасный цветок.

— Аленький цветочек! — закричала Оля. Бабушка улыбнулась и сказала:

— Это амариллис. Он отблагодарил тебя за заботу.

— А где же мой цветочек? — спросила Юля.

— А твой цветочек погиб, потому что ты не ухаживала за ним,— вздохнула бабушка.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед подводит итог занятия и предлагает детям выбрать лучшего рассказчика. Этот ребенок получает приз.

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совер­шенствование грамматического строя речи (согласование сущест­вительных с числительными два и пять). Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы. Совершенствование на­выка слогового анализа слов. Автоматизация звука [р] в предло­жении.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, развитие фонематических представлений (подбор слов на задан­ный звук), зрительного внимания, восприятия, мышления, тон­кой и артикуляционной моторики, координации речи с движе­нием.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков со­трудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки с изоб­ражениями комнатных растений, контейнеры с фишками для сло­гового анализа и анализа предложений, плоскостное изображение девочки, сюжетная картинка, коврограф, плоскостные изображе­ния растений, состоящие из частей.

Предварительная работа. Рассматривание комнатных расте­ний в зимнем саду, составление словосочетаний: две пальмы, пять кактусов, три бегонии и т. п. Работа над сложноподчиненным предложением со словами для того чтобы на индивидуальных за­нятиях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Совершенствование граммати­ческого строя речи (согласование существительных с числитель­ными два и пять). Объявление темы занятия.]

Логопед встречает детей, предлагает им пройти за стол, на ко­тором лежат предметные картинки с изображениями комнатных растений), организует приветствие.

Логопед. Посмотрите на картинки. На них нарисованы комнатные растения. Сначала сядет тот, кто сможет представить, что у него на картинке не одно, а два и пять растений, и расскажет об этом.

1-й ребенок. У меня два кактуса и пять кактусов.

2-й ребенок. У меня два фикуса и пять фикусов.

3-й ребенок. У меня две пальмы и пять пальм.

4-й ребенок. У меня две бегонии и пять бегоний.

Логопед. Молодцы. Вы отлично выполнили первое задание.

2. Соревнование «Кто скорее?» [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]

Логопед ставит на стол контейнеры с фишками для слогового анализа слов.

Логопед. Проведем соревнование. Разделите название рас­тений на своей картинке на слоги и положите под картинку столько фишек, сколько в слове слогов. Кто скорее? Раз, два, три. Начали!

Дети выполняют задание, логопед оценивает их работу и опре­деляет победителя.

3. Упражнение «Закончи предложение». [Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы.]

Логопед убирает картинки и фишки со стола.

Логопед. А теперь — игра «Закончи предложение». Я начи­наю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, начинающую­ся со слов для того чтобы, а потом повторяете предложение цели­ком.

Комнатные растения необходимо поливать.

1 -й р е б е н о к. .для того, чтобы они не завяли. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

Логопед. Листья на комнатных растениях нужно протирать.

2-й ребенок. . для того, чтобы они могли дышать. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

Логопед. Комнатным растениям нужен солнечный свет.

3-й ребенок. . для того, чтобы они могли хорошо расти. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

Логопед. Комнатные растения нужны человеку.

4-й ребенок. . для того, чтобы украшать его дом. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

Логопед. Чудесно. Это было трудное задание. Вы просто молодцы.

4. Упражнение «Составь схему предложения». [Развитие речево­го слуха. Совершенствование навыка анализа предложений.]

Логопед помещает на магнитную доску картинку, ставит на стол фишки для анализа предложения.

Логопед. Посмотрите на картинку и составьте простое предложение.

Дети. Девочка поливает фиалки.

Логопед. Возьмите фишки и составьте схему предложения. Лети выполняют задание. Логопед проверяет выполнение зада­ния и задает детям несколько контрольных вопросов.

Логопед. Сколько слов в этом предложении?

Д е т и. В этом предложении три слова.

Логопед. Произнесите второе по счету слово.

Логопед. Какой знак вы поставили в конце предложения?

Логопед убирает картинку и фишки.

5. Игра «Что растет в зимнем саду у Иры». [Автоматизация про­изношения звука [р] в предложении.]

Логопед помещает на магнитную доску плоскостное изображе­ние девочки с лейкой и картинку с изображением гортензии.

Логопед. Что растет в зимнем саду у Иры, Кирилл?

1-й ребенок. У Иры растет гортензия.

Логопед помещает на доску картинку с изображением традес­канции.

Логопед. Что растет в зимнем саду у Иры, Саша?

2-й ребенок. У Иры растут гортензия и традесканция. Логопед помещает на доску картинку с изображением монстеры.

Логопед. Что растет в зимнем саду у Иры, Настя?

3-й ребенок. У Иры растут гортензия, традесканция и монстера.

Логопед помещает на доску картинку е изображением герани.

Логопед. Что растет в зимнем саду у Иры, Диана?

4-й ребенок. У Иры растут гортензия, традесканция, монстера и герань.

Логопед. Давайте все вместе повторим последнее предложе­ние.

Д е т и. У Иры растут гортензия, традесканция, монстера и ге­рань.

Логопед убирает картинки с магнитной доски.

6. Подвижное упражнение «Вот такие!» [Развитие обшей мото­рики, творческого воображения.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер.

Логопед. А сейчас я проверю, умеете ли вы фантазировать. Я предлагаю вам поиграть в игру «Вот такие!» Я буду спрашивать вас о том, как выглядят разные части комнатных растений или сами комнатные растения. Вы будете изображать их и говорить: «Вот такие!»

Логопед. Какие у кактусов иголки?

Дети показывают растопыренные пальцы.

Логопед. Какие у нас в зимнем саду пальмы?

Дети встают на носочки, поднимают руки, тянутся вверх.

Логопед. Какие цветы у глоксинии? Дети изображают руками «фонарики».

Логопед. Какие стебли у традесканции? Дети наклоняются, опускают расслабленные руки.

Логопед предлагает детям сесть на ковер по-турецки.

7. Игра «Исправь ошибки». [Развитие зрительного внимания и восприятия.]

Логопед помещает перед детьми коврограф, на котором закреп­лены плоскостные изображения растений, состоящие из частей. Части растений перепутаны.

Логопед. Посмотрите на растения. Правильно ли я собра­ла их?

1 -й р е б е н о к. Нет. У герани один лист монстеры.

Логопед. Исправь мою ошибку.

Ребенок исправляет ошибку.

2-й ребенок. У фикуса цветы герани.

Логопед. Исправь мою ошибку.

Ребенок исправляет ошибку.

3-й ребенок. У монстеры листья фикуса.

Логопед. Исправь мою ошибку.

Ребенок исправляет ошибку.

4-й ребенок. У фиалки листья герани.

Логопед. Исправь мою ошибку.

Ребенок исправляет ошибку.

Л о г о п е д. Вы исправили все ошибки. Молодцы.

8. Упражнение «Чего не стало?» [Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи.]

Логопед предлагает детям продолжить игру.

Логопед. Теперь вы будете закрывать глаза по моей команде, а я — убирать одно растение. А вы будете рассказывать, чего не стало.

По команде логопеда дети закрывают глаза. Логопед убирает фиалку.

Логопед. Чего не стало?

1-й ребенок. На стало фиалки.

Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок. Логопед оценивает работу детей и убирает пособия.

9. Упражнение «Расставь цветы». (Развитие фонематических представлений.]

Логопед приглашает детей за стол, помещает на магнитную доску перед ними карточки с буквами, а на столе раскладывает кар­точки с изображениями цветов (бегония, бальзамин, кактус, колеус, фиалка, фикус, глоксиния, гортензия).

Логопед. Какие буквы вы видите на доске?

Дети. Б, К, Ф, Г.

Логопед. Расставьте карточки с изображениями комнатных растений под те буквы, с которых начинаются их названия.

Дети выходят к доске и все вместе выполняют работу. Логопед оценивает ее.

10. Окончание занятия. (Оценка работы детей.]

Логопед подводит итог изучения лексической темы и оценивает работу каждого ребенка.

Важно: обращаю внимание, что для удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную информацию, не забывайте использовать кнопки «ИЗБРАННОЕ» и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.

«Помощь по сайту» — нажмите на изображение — гиперссылку , чтобы вернуться на предыдущую страниц ( Контрольная работа по модулю «Планирование работы по развитию детской речи»).

Источник

Читайте также:  Комнатные растения снимающие сглаз