Меню

6 класс биология знакомство с цветковыми растениями папоротник

Конспект урока по биологии в 6 классе на тему»Папоротникообразные»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Цели: познакомить с характерными особенностями папоротникообразных как представителей высших споровых растений; показать черты усложнения организации папоротникообразных по сравнению с мохообразными; дать представление об особенностях среды обитания, размножения и распространения папо­ротникообразных; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_paporotnikoobraznye.docx 24.42 КБ
prilozhenie_paporotniki.docx 13.32 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: познакомить с характерными особенностями папоротникообразных как представителей высших споровых растений; показать черты усложнения организации папоротникообразных по сравнению с мохообразными; дать представление об особенностях среды обитания, размножения и распространения папоротникообразных; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.

Оборудование и материалы: таблица «Цикл развития папоротника», динамическое пособие «Развитие папоротника», живые экземпляры комнатных папоротников: нефролеписа, страусника. адиантума (венерин волос), асплениума, селягинеллы, платицериума («олений рог»), а также аквариумные виды папоротников, например сальвинии плавающей, гербарные образцы различных папоротников, хвощей, плаунов, коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки», геохронологическая шкала, рисунки пейзажей каменноугольного периода.

Ключевые слова и понятия: папоротникообразные, органы ткани, высшие споровые растения, сосудистые растения; папоротники (отдел папоротниковидные), хвощи (отдел хвощевидные; и плауны (отдел плауновидные); корневище, вайи, спорангии, споры, заросток, архегонии, антеридии.

I Организационный момент

Подготовка учеников к уроку.

II Актуализация знаний

  • Ответьте на вопросы:
  1. Почему мхи относят к высшим растениям?
  2. Каково внешнее строение мха кукушкина льна и мха сфагнума?
  3. Нарисуйте на доске и опишите цикл развития мха.
  4. В чем состоит основное отличие мужских гамет покрытосеменных растений и мужских гамет мхов?
  5. Какие черты представителей отдела мохообразные сходны с чертами представителей водорослей?
  6. Приведите примеры мхов, относящихся к классу печеночников.
  7. Приведите примеры листостебельных мхов.
  8. Каково значение мхов в природе и жизни человека?

III Изучение нового материала

  • Вспомните, в чем состоит основное отличие высших растений от низших. ( Тело высших растений в отличие от низших имеет четко дифференцированные органы.)

Папоротникообразные — высшие растения. У них имеются все основные органы, характерные для высших растений: стебли, листья и корни. У них хорошо развиты покровные, проводящие и механические ткани, что позволяет отдельным представителям этой группы достигать достаточно больших размеров. Проводящие ткани представлены ксилемой и флоэмой. Появление проводящих тканей является огромным эволюционным достижением, открывающим перед этими растениями большие возможности для расселения и занятия новых экологических ниш.

Наличие дифференцированных органов и тканей является одним из приспособлений к жизни на суше. Размножаются папоротникообразные при помощи спор, поэтому они, как и мохообразные, относятся к высшим споровым растениям. Но в отличие от мохообразных папоротникообразные являются сосудистыми растениями. Первые сосудистые растения появились более 400 млн лет назад.

Современные папоротникообразные — представители очень древних растений. Многие из ныне живущих форм являются реликтовыми, поэтому их иногда называют живыми ископаемыми.

  • Подумайте, какие формы растений называют реликтовыми. (Ответы учащихся.)

Реликтовыми являются те растения, которые сохранились с прошлых геологических эпох, со времен, когда они и им подобные были широко распространены. Папоротникообразные средней полосы в основном травянистые растения, обитатели влажных тенистых территорий. Чаще всего их можно встретить под пологом леса или в тенистых оврагах. В тропических широтах чаще встречаются древовидные представители этого отдела.

Папоротникообразные — большая группа растений, насчитывающая более 10 000 видов. К ним относятся папоротники (отдел папоротниковидные), хвощи (отдел хвощевидные) и плауны (отдел плауновидные).

Папоротники широко распространены на земном шаре. Большая их часть обитает на суше в местах с повышенной влажностью, но встречаются и такие, которые обитают в воде. (Учитель демонстрирует таблицы с изображением папоротников, гербарные образцы различных папоротников средней полосы, комнатные папоротники (нефролепис, страусник, адиантум (венерин волос), асплениум, селягинелла и др.), а также по возможности аквариумные виды папоротников, например, сальвинию.)

Папоротники средней полосы — многолетние травянистые растения, но во влажных тропических лесах встречаются древовидные формы до 20 м в высоту с пятиметровыми листьями. Их стволы толщиной до 30 см, но тем не менее, как и все папоротникообразные, они не имеют камбия. В наших лесах чаще всего встречаются орляк, кочедыжник женский, щитовник мужской, страусопер и др.

Если рассмотреть внешнее строение папоротника более подробно, становится ясно, что под землей расположено корневище.

  • Вспомните, что такое корневище. ( Это видоизмененный побег.)

От корневища отходят небольшие корни. Это придаточные корни.

От корневищ растут также и листья папоротника. Листья имеют особое строение и называются вайями. У большинства папоротников вайи сильно рассечены, но встречаются виды, у которых они цельные. Черешки вайи покрыты характерными буроватыми чешуйками. Вайи длительное время нарастают верхушкой, что характерно для целых побегов у высших растений. Молодые, еще не распустившиеся листья, улиткообразно закручены, потому что нижняя поверхность вайи растет быстрее, чем верхняя. Чаще всего листья папоротников, помимо фотосинтеза, выполняют еще и спороносную функцию.

Если летом посмотреть на нижнюю сторону вайи папоротника, можно увидеть небольшие коричневатые бугорки. Это группы спорангиев (от греч. «спора» и «ангейон» — сосуд) — образований, в которых созревают споры. Спорангий имеет линзообразную форму. При созревании спор стенка спорангия разрывается и споры высыпаются. Спорангии имеют специальные приспособления для разбрасывания спор по типу катапультирования. Споры очень мелкие и легкие и переносятся ветром на большие расстояния, могут долго сохранять способность к прорастанию.

При попадании в благоприятные условия спора начинает прорастать. Из проросшей споры развивается небольшая зеленая пластинка или нить — заросток. Заросток располагается очень близко к земле, где влажность более высокая. На заростке расположены ризоиды, с помощью которых он прикрепляется к почве. Через некоторое время заросток становится больше (достигает нескольких миллиметров). На нижней стороне заростка образуются женские половые органы, называемые архегониями (от греч. «архее» — начало и «гоне» — рождение), и мужские, которые называются антеридиями (от греч. «антерос» — цветущий.Подвижные мужские гаметы сперматозоиды проникают к яйцеклеткам, после чего происходит оплодотворение.

Передвижение сперматозоидов может происходить только при наличии воды.

  • О чем это говорит? ( Это свидетельствует о древности этой группы растений и об отдаленном родстве с водорослями.)

После оплодотворения образуется зигота, из которой развиваются небольшой побег и придаточные корни. Это зародыш будущего растения. Он растет и постепенно превращается в молодой папоротник. Но пройдет еще несколько лет, прежде чем на молодом растении образуются спорангии со спорами.

Хвощи — многолетние травянистые растения с длинными ветвящимися корневищами, зимующими в почве. Хвощи произрастают в основном в Северном полушарии. На территории России чаще всего встречаются хвощ полевой, хвощ луговой, хвощ лесной, хвощ болотный и другие виды. В каменноугольном периоде эта группа растений была представлена в основном гигантскими древовидными растениями, которые вымерли. Современные хвощи — жесткие, за счет большого количества содержащегося в них кремнезема, травы с мутовчатым листорасположением. Листья их мелкие, чешуевидные, сросшиеся в виде трубочек. Растут хвощи на болотах, на лугах, в лесу, в неглубоких водоемах.

Летние побеги хвощей ветвистые, состоящие из члеников, с ярко выраженными междоузлиями. Листья хвощей часто не имеют зеленой окраски (соответственно, в них отсутствует хлорофилл), фотосинтез у этих растений происходит в основном в членистых стеблях.

На верхушке некоторых побегов располагаются спороносные колоски. Эти побеги не ветвятся и отмирают после образования спор.

Плауны — также являются очень древними растениями (самые древние из папоротникообразных). В каменноугольном периоде были широко распространены их древовидные предки. Плауны обитают от тропиков до арктических областей. Большинство тропических форм — эпифиты — живет на других растениях. В умеренных областях они образуют целые ковры в лесу, хорошо заметные зимой, так как являются вечнозелеными растениями.

Современные плауны — многолетние травянистые вечнозеленые растения. Листья плауна очень мелкие, похожие на заостренные удлиненные чешуйки. Стебли плаунов длинные, ползучие, с вертикальными побегами. На ползучих стеблях образуются придаточные корни. Летом на прямостоячих побегах образуются спороносные колоски со спорами.

Российские леса населяют плаун булавовидный и баранец обыкновенный. Многие виды плаунов являются редкими и исчезающими видами, занесенными в Красную книгу. Кроме того, они требуют охраны и как реликтовые растения.

IV Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

  • Какие группы растений относятся к папоротникообразным?
  • Какие папоротники обитают в лесах средней полосы?
  • Как называется сложный лист папоротника?
  • Как называются женские половые органы у папоротников?
  • Как называются мужские половые органы у папоротников?
  • Как происходит оплодотворение папоротника?
  • Какое условие является необходимым?
  • Опишите цикл развития папоротника.
  • Какие хвощевидные растения обитают в лесах средней полосы?
  • Какие плауновидные растения обитают в лесах средней полосы?

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика папоротникообразных и мохообразных»

Источник

Отдел Папоротникообразные
презентация к уроку биологии (6 класс) по теме

Презентацию можно использовать на уроках биологии 6 класс при изучении темы «Отдел папоротникообразные». Яркие и красочные слайды облегчат понимание и воспиятие новой темы.

Скачать:

Вложение Размер
otdel_paporotnikoobraznye.ppt 2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Папоротникообразные Биология. 6 класс МАОУ СОШ № 55 г. Пермь Ваганова Лина Александровна

Древние папоротникообразные Древние папоротнико-образные жили на Земле 350 млн. лет назад. Они образовывали пышные леса из гигантских древовидных растений.

Древние папоротникообразные Отмирая, древние папоротникообразные создавали на залежи каменного угля, поэтому время расцвета этих растений называют каменноугольным периодом в истории Земли .

Многообразие папоротникообразных Папоротнико- образные Папоротники Хвощи Плауны

Особенности внешнего строения и жизнедеятельности Тело имеет органы: корень; побег (стебель, представленный корневищем, и листья).

Размножение папоротника На нижней стороне листа папоротника образуются спорангии Спорангии (модель) Споры Спорангии – образования, в которых созревают споры. Спорангий имеет линзообразную форму. При созревании спор стенка спорангия разрывается и споры высыпаются. Споры очень мелкие и легкие и переносятся ветром на большие расстояния, могут долго сохранять способность к прорастанию.

При благоприятных условиях спора прорастает. Образуется небольшая зеленая пластинка – заросток. Заросток располагается очень близко к земле, где влажность более высокая. На заростке расположены ризоиды, с их помощью он крепится к земле. Спора Заросток Ризоиды Антеридии с мужскими гаметами Архегонии с женскими гаметами прорастает

Размножение папоротника заросток мужская гамета женская гамета зигота

Из зиготы образуется небольшой побег и придаточные корни. Это зародыш будущего растения. зигота проросток

Побег растет и постепенно превращается в молодой папоротник. Но пройдет еще несколько лет, прежде чем на молодом растении образуются спорангии со спорами. проросток взрослое растение

Жизненный цикл папоротника взрослое растение (спорофит) спорангий со спорами заросток (гаметофит) гамета женская гамета мужская зигота проросток

Многообразие папоротников Страусник Орляк обыкновенный Папоротники тропических лесов

Большинство тропических форм – эпифиты – живет на других растениях. В умеренных областях образуют целые ковры в лесу, хорошо заметны зимой, т.к. являются вечнозелеными растениями. Плаун годичный Плаун булавовидный Самая древняя группа среди папоротникообразных

Папоротникообразные ……………… растения, обитают в …………….местах. У всех этих растений имеются …………. ……………., …………………. ткани. Волшебным зельем считается ………………… Отмирая древние папоротникообразные создавали ……………………………., поэтому расцвет этих растений называют …………………………….. периодом. Многие ныне живущие формы называются ………………………… Насчитывают ………. видов. Папоротникообразные делятся на …….. отдела: …………. ……………., ……………… Листья папоротников — ……………… Спорангии – это……………………….. Из споры образуется …………………..с ризоидами. Из зиготы образуется ………………. через несколько лет на нем образуются ………………….

Источник

конспект урока по теме»Отдел папоротникообразные»
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

в ходе урока учащиеся ознакомятся с особенностями строения, размножения и распространения папоротникообразных, их ролью в природе и жизни человека; на примере русских обычаев узнают особенности растений данного отдела, научатся работать с раздаточным материалом.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_po_teme_paporotnikoobraznye.doc 78 КБ

Предварительный просмотр:

по биологии в 6 классе

Составила учитель биологии

1 квалификационной категории

Тема урока: Отдел Папоротникообразные.

Цель урока: (слайд2)

способствовать формированию понятия о папоротниках как представителях высших споровых растений

  1. познакомить учащихся с особенностями строения, размножения и распространения папоротникообразных, их ролью в природе и жизни человека;
  2. показать черты усложнения организации папоротникообразных по сравнению с мохообразными;
  1. Содействовать знакомству с традициями праздника Ивана Купала.
  2. Создать ситуацию успеха для каждого ученика.
  1. развивать навыки работы с раздаточным материалом, прививать интерес к предмету.
  2. Помочь развить навыки самостоятельной работы учащихся.
  1. Организационный момент. 1 мин

2. Проверка домашнего задания. 5 мин

Урок наш будет проходить в виде путешествия.

Но прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны пройти регистрацию.

Регистрация – это проверка вашей готовности к уроку.

Каждый из вас получает тест, на который выбираете только один правильный ответ.

( тестирование по вариантам)

  1. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы будем вести разговор о папоротникообразных.(слайд 3)

Регистрация пройдена. Наше путешествие начинается. Вообразим, что мы летим на самолете. Под нами проплывают огромные просторы нашей Родины: горы, озера, реки, леса. Наш лайнер через несколько секунд совершит посадку

на станции «Геологическая». 4 мин

(кинофрагмент «Древние папоротники, хвощи и плауны)

Итак, вы познакомились с особенностями той геологической эпохи , которая пришлась на расцвет папоротников.

Лес, образованный этими необычными для нашего глаза растениями, был мрачен: ни один яркий цветок не украшал его зелень. Могучие высокоствольные деревья сплетали свои ветви в сплошной зеленый шатер, и лишь изредка солнечные лучи пронизывали сумрак. Иногда раздавался тихий шелест листьев, похожий на шорох крыльев птицы. Но птиц еще не было. Не слышно было и жужжания пчел, шмелей, жуков: они появились позднее. Огромные деревья росли круглый год – на их окаменевших стволах годичные кольца так сливаются, что даже трудно их различить. Расщепленные молнией, подточенные болезнью или обрушенные бурей, они падали в болотистую почву, заносились песком и илом, постепенно превращаясь в каменный уголь.

И когда этот уголь через много миллионов лет искрится лучистым светом в топке, кажется, слышишь, как шумят безвестные леса, что в давно ушедшие века спрятали Солнце под землю.

Покидая станцию, я прикрепляю к доске лепесток ромашки с вопросами, на которые необходимо будет ответить в конце путешествия.

Станция «Информационная» ( рассказ учителя) 5 мин

П апоротникообразные – высшие споровые растения.

У них имеются все основные органы, характерные для высших растений: корни, стебли, листья. У них хорошо развиты покровные, проводящие и механические ткани.

Все это позволило им приспособиться к жизни на суше.

Размножаются папоротникообразные при помощи спор, поэтому их относят к высшим споровым растениям.

Папоротникообразные – большая группа растений, насчитывающая более 10 000 видов.

К ним относятся папоротники, хвощи и плауны.

Папоротники – широко распространены на земном шаре. Большая их часть обитает во влажных местах, а некоторые обитают в воде. Папоротники средней полосы – это многолетние травянистые растения. Под землей у них расположено корневище, от которого отходят придаточные корни и листья. Листья папоротника называют вайи. Молодые листья улиткообразно закручены, сильно рассечены. Листья выполняют две функции: участвуют в процессе фотосинтеза и спорообразования.

На нижней стороне вайи папоротника можно увидеть коричневые бугорки. Это спорангии – образования, в которых созревают споры. Споры очень мелкие и легко переносятся ветром. Они жизнеспособны и длительно сохраняют способность к прорастанию. Попадая в благоприятные условия, спора начинает прорастать, образуя небольшую зеленую пластинку или нить — заросток. Н а нем расположены ризоиды, с помощью которых заросток прикрепляется к почве. На нижней стороне заростка образуются женские и мужские половые органы – архегонии и антеридии, в которых созревают половые клетки – гаметы. Мужские гаметы – сперматозоиды подвижны и при наличии воды проникают к женским гаметам – яйцеклеткам, сливаясь с ними. Происходит оплодотворение, в результате которого образуется зигота. Именно из нее и развивается новое растение.

Но пройдет еще несколько лет, пока на молодом растении образуются спорангии со спорами. (рассказ с использованием таблицы)

Плауны – самые древние из папоротникообразных.

В хвойных лесах можно зацепиться ногой за стелющееся по земле растение. У него длинный стебель с придаточными корнями и вертикальными побегами. Листья очень мелкие. В июле и августе на концах ветвей поднимаются кверху колоски со спорангиями, из которых сыплется мелкий желтый порошок – споры. Называют это растение плаун или волчья лапа. Споры плауна содержат 49 % жира и 2% сахара. Споры плауна используют в аптечном деле ( как детскую присыпку).

Плаун – это вымирающий потомок древнейших на Земле деревьев – лепидодендронов .

Много тысяч лет назад лепидодендроны покрывали Землю сплошным лесом. В наших лесах встречается плаун булавовидный.

Многие виды плаунов занесены в Красную книгу.

Другим потомком вымерших древних растений является полевой хвощ . Он часто встречается на полях с плохой почвой, на обрывах, около канав и дорог. Дети ошибочно называют его «елочкой». Высота его 15-30 см. Ранней весной у хвоща появляются красновато-белые стебли с головкой – колоски со спорангиями. Каждая спора имеет по два отростка, закручивающихся как пружинки, которыми споры сцепляются в комочки и переносятся так по ветру, отчего хвощи и растут группами. Стебель хвоща состоит из члеников, как бы вставленных друг в друга. Каждый членик имеет зубчики неразвившихся листочков (8-9). Полевой хвощ имеет длинные корневища с клубеньками, содержащими крахмал. Еще в древности хвощи употребляли в пищу, о чем говорят их остатки в сосудах, найденных при раскопках древних могил.

Весенние спороносные побеги хвоща скоро отмирают, и вместо них появляются зеленые «елочки». Стебли имеют узлы и пустые внутри междоузлия. От каждого узла отходят мутовками во все стороны веточки. Это летние побеги хвоща высотой 30 — 60 см. Их-то и собирают в первой половине лета и высушивают для лечебных целей.

Хвощ – довольно распространенный сорняк полевых культур. Собирая его, мы очищаем поля от сорняка и получаем ценное лекарственное сырье.

Предки хвоща – каламиты – были огромными деревьями, высотой 20-30 м, с ветвистыми и ребристыми стволами.

Плауны и хвощи в растительном мире – травянистые потомки вымерших огромных деревьев, когда-то образовавших на Земле первобытные леса.

Покидая станцию, я прикрепляю к доске лепесток ромашки с вопросами, на которые необходимо будет ответить в конце путешествия.

Физкультминутка: 1 мин

1, 2 — Выше голова!

5, 6 – Тихо сесть!

7, 8 – Лень отбросим!

Станция «Литературная». 6 мин

В лесной глуши, под елью темной,

В тени развесистых ветвей

Разросся папоротник скромный

Красою перистой своей.

В лесу цветов душистых много:

Усеян ими холм и дол,-

Но кто, скажите ради бога,

Видал, чтоб папоротник цвел?

Преданье есть – оно не ново-

Что в ночь Иванову, раз в год,

Он может цвесть; кто «знает слово»,

Лишь тот цветок его найдет.

В цветке фантазии народной

Сокрыто истины зерно:

Природы тайной благородной

Владеть не каждому дано.

Она доступна лишь тому, чей дух познанья жаждет вечно,

В ком есть любовь и страсть к нему. (Н.А.Холодковский)

— О какой же легенде идет речь в этом стихотворении?

Это славянская легенда связана с цветком, причем с цветком мифическим. Знаменитый цветок папоротника, Перунов огнецвет, как звали его на Руси, олицетворял языческого бога Молнию. По поверьям славян, цветок папоротника распускался в ночь на Ивана Купалу, в ночь летнего солнцестояния. Народная фантазия представляла цветок золотым или красным, необыкновенно ярким, но мимолетным. Кто находил его, мог стать невидимкой, легко отыскивать клады. Однако, увидеть цветущее растение было очень трудно. Нечистая сила пуще глаза берегла огнецвет, напуская на людей всяческие беды. Такова легенда.

Так цветет ли папоротник? (слайд 5)

Работая в группе по 2 человека, попробуйте предложить, каким должен быть цветок папоротника, исходя из времени суток, места обитания, возможного опылителя. Выслушиваются мнения групп.. Затем идет обсуждение материала с помощью учителя. Выясняем, что цветок цветет ночью в темных и сырых местах, поэтому должен быть белым, наверное. Крупным или собранным в соцветия, чтобы быть опыленным. Скорее всего, с запахом, чтобы привлечь опылителя. Наверное, насекомоопыляемым, т. к. в густом лесу пол пологом мала вероятность ветра.

В повести «Вечера накануне Ивана Купала» Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в «Вечерах накануне Ивана Купала» так описывает цветение папоротника: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя». «Теперь пора!» — подумал Петро и протянул руку. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло. Сорвав цветок папоротника, наш герой подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад. ( слайд 6 )

.Итак, это цветение папоротника неправдоподобно.

Покидая станцию, я прикрепляю к доске лепесток ромашки с вопросами, на которые необходимо будет ответить в конце путешествия.

Мы продолжаем свое путешествие дальше и направляемся на станцию «Исследовательская».

Станция «Исследовательская» 10мин

чтобы узнать , есть ли у папоротника цветок, нужно знать его строение.

Выполнение лабораторной работы «Изучение внешнего вида некоторых папоротникообразных».

Строение спороносящего папоротника

  1. Изучите внешнее строение папоротника. Найдите у него корневище и придаточные корни.
  2. Найдите вайи (листья). Обратите внимание, что это не стебель с листьями, а отдельный лист. На главном черешке находятся перистые листочки.
  3. Рассмотрите лист папоротника. На нижней стороне листа найдите коричневые бугорки. Это сорусы – скопления спорангиев. Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?
  4. Зарисуйте внешнее строение папоротника и подпишите все основные органы.
  5. Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия.

Сравнительная характеристика мохообразных и папоротникообразных растений

Источник

Читайте также:  Гаметофит семенных растений образуется из семян