Меню

Александрова с уход за комнатными растениями

Конспект занятия «Комнатные растения»
план-конспект по биологии по теме

Конспект занятия по теме «Комнатные растения» по дополнительной образовательной программе «Юный эколог»

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie.docx 23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по дополнительной образовательной программе «Юный эколог»

педагог Ивкина Светлана Феликсовна

Тема «Комнатные растения».

Цель: расширить представление обучающихся о комнатных растениях и их значении в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.

Оборудование: комнатные растения, карточки с заданиями, книги о комнатных растениях, вода для полива, палочки для рыхления, ножницы.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры. (К.Жане)

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

— Мои цветы самые красивые, — говорит Весна.

— Нет, — возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.

— Мои цветы не хуже, — так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

— Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, — хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

— Как называются все растения, которые растут и цветут в зимнем саду?

III. Сообщение темы занятия.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать.

IV. Знакомство с комнатными растениями.

— Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остались зелёными и даже цветут? (Ученики высказывают свои предположения)

— Родина этих растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом.

— Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит комнатные растения – источник красоты.

— А для чего ещё нам нужны комнатные растения?

На доске: Комнатные растения – здоровье, радость, красота

— В конце занятия мы должны будем дополнить эту схему.

— Мир цветковых растений чарующ и удивителен. Тысячи цветковых растений растут на нашей планете. У каждого из них свой характер и тайна. В нашем кабинете очень много комнатных растений, давайте, познакомимся с ними поближе.

1. Шелестят дожди

По сельским домикам

Алыми восходами зари

Приросли герани к подоконникам

Будто к русским душам приросли. (С.Красиков)

Герань или пеларгогния в почете у жителей сельской местности. Это растение родом из Северной Африки, в Европу завезена в 16 веке. Это самое древнее комнатное многолетнее травянистое комнатное растение из семейства гераниевых. Длинный стебель с зонтиком красных цветков на макушке, стебель загнут, как шея журавля, — отсюда народное название герани – «журавлиный нос», а слово «пеларгос» с греческого означает «журавль». Герань похожа на кустик. Цветки собраны в соцветия, в зонтик, похожи на разноцветные шарики. Цветы белые, красные, розовые, малиновые. Они бывают простые и махровые. Листья ярко-зеленого цвета, на которых расположены круги бурого или желтоватого цвета. Округлые листья сидят на длинных черенках и имеют выемчатый край. Листья покрыты волосками, в которых имеются пузырьки с эфирным маслом, поэтому у герани пахнут не цветы, а листья. Растение выделяет пары эфирного масла, чтобы защитить себя от перенагревания или переохлаждения.

Герань не очень требовательна к уходу. Предпочитает: жирную почву с примесью глины; небольшие керамические горшочки; нечастый полив, особенно зимой; солнечный подоконник. Летом следует выставить герани на открытый воздух. В конце зимы – начале весны герань надо обрезать, чтобы не вытягивалась и была похожа на куст.

Герань не только украшает комнату, но и очищает от вредных бактерий. И даже успокаивает нервную систему. В доме, где растет герань, в жаркие летние месяцы никогда не будет мух. А еще наши бабушки клали листик герани розовой в яблочное варенье, придавая ему особый аромат, и в шерстяные вещи, защищая от моли.

2. Говорят — алоэ, алоэ, — интересно, что это такое?

Какое оно алоэ – алое, голубое?

Доброе или злое? Маленькое или большое?

Хорошее или плохое?

Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ.

А маминой лучшей подруге алоэ не помогло-э.

И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои.

На комоде у тёти Зои в горшочке росло алоэ:

Зелёное, небольшое, но колючее и кривое.

Алоэ — вечнозелёное многолетнее растение (суккулент), распространён в диком виде в Африке, на Аравийском полуострове и острове Мадагаскар. В роде алоэ насчитывается более 360 видов. В России алоэ известен как “столетник”, само название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней. Его родина – юг Африки. В Африке это растение достигает в высоту 20 метров, а листья до 60 см. длиной и 15 см. толщиной! Листья у алоэ мясистые, зеленовато-сизые, сочные. Само название растения алоэ переводится как “горький”, потому что сок растения имеет горький вкус. Алоэ – нетребователен к уходу, он любит: светлое тёплое окно, свежий воздух – поэтому правильно будет расположить его под форточкой; небольшой горшочек, редкий полив. Мякоть листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта и дёсен, глазных болезнях, заболеваниях кожи, туберкулёзе, заболеваниях желудочно-кишечного тракта и крови. Когда Александр Македонский вел своих воинов через пустыню, он приказывал им вырывать с корнем и брать с собой кустики алоэ. Через некоторое время их можно было использовать в качестве лекарства для обработки ран и лечения кишечных заболеваний. Лекарственные свойства алоэ приобретало в результате «варварского» обращения. Под угрозой гибели организм растения вырабатывал защитные вещества, убивающие микробы. Живое здоровое растение такими свойствами не обладает. Если сорвать листик и попытаться его использовать в качестве лекарства, желаемого эффекта может и не быть. В Египте до сих пор вешают над входом алоэ, как символ здоровья и долголетия.

3. Рассказ учителя о комнатных растениях, которые находятся в классной комнате, сопровождающийся показом этих растений.

— Сколько комнатных растений у нас в классе? (130) Среди этих растений есть и лекарственные, и ядовитые, и растения – пылесосы и т.д. Много разных удивительных растений, например кактусы – чемпионы по накоплению влаги и умению ее расходовать. Содержание воды в стебле – 90-95%. В Аризоне гигантские шаровидные эхинокактусы весят 1-3 т. Это настоящие цистерны с водой посреди пустыни. Когда-то измученные путники утоляли жажду сочной мякотью. Используют их при лечении сердечно-сосудистых заболеваний, невралгии, еще – как кровоостанавливающее средство.. Свежий сок некоторых видов укрепляет и тонизирует, улучшает обмен веществ и снимает усталость . Монстера – мощная лиана. Название от латинского слова «монструм». – чудовище. Монстеру называют еще «плаксой», перед дождем на кончиках ее листьев появляется капельки воды. Это растение — барометр. Традесканция или «бабьи сплетни». Так называют в народе из-за особенностей строения стебли с листьями переплетаются и трудно найти начало стебля и конец. Оно еще и совершило путешествие в космос вместе с собаками Белкой и Стрелкой . Сансевьера или «щучьий хвост» — это лекарственное растение. Аспарагус – поглощает частицы тяжелых металлов. Растения-пылесосы – диффенбахия, папоротник – нефролепис, традесканция, хлорофиту. У нас в ДДТ очень много хлорофитумов и это не случайно, т.к. хлорофитум – лучший чистильщик воздуха. Он очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Одного растения хлорофитума достаточно для очистки воздуха на кухне. Учёные предлагают его для очистки воздуха в космических кораблях, где проветривание невозможно . Ядовитые растения – олеандр, диффенбахия! – На горшочки с этими растениями мы прикрепим знаки “Будь осторожен!”

VI. Закрепление названий комнатных растений.

1. “Угадай, кто я?” — Угадать и показать это растение в классе.

Источник

Уход за комнатными растениями
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

конспект совместной деятельности с детьми по трудовому воспитанию в старшей группе

Скачать:

Вложение Размер
uhod_za_komnatnymi_rasteniyami.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №144» города Чебоксары Чувашской Республики

по трудовому воспитанию

«Уход за комнатными растениями»

воспитатель старшей группы

Елена Михайловна Егорова

Дата проведения: 11 ноября 2013 года

Уход за комнатными растениями

  1. Образовательная:
  • уточнить знания детей о приёмах ухода за растениями и их последовательности;
  • продолжать учить детей трудиться в коллективе;
  • стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности;
  • формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
  1. Воспитательная:
  • продолжать воспитывать у детей интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними
  • воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
  • воспитывать чувство ответственности за общее дело, удовлетворения от успешного выполнения работы.
  1. Активизация словаря:
  • ввести в словарь детей: бегония, фиалка, декабрист, пульверизатор;
  • пословицы и поговорки о труде.

Пособия: три стола, десять фартуков, восемь тазов, один большой таз с тёплой водой, 1 большое ведро для грязной воды, ковш, три клеёнки, 12 тряпочек, карточки, два пульверизатора, две клеёнки для покрытия земли, две кисточки, бумага, карандаши, фломастеры, магнитофон, CD с аудиозаписью классической музыки.

  1. Игровая мотивация
  2. Беседа и вопросы о комнатных растениях, деление на подгруппы по карточкам через схемы, выбор ответственных, подготовка детьми трудового оборудования, распределение обязанностей
  3. Анализ проведённой работы, вопросы, вспомнить самим пословицы
  1. Беседа «Как я помогаю маме дома», «Какую пользу приносят комнатные растения»
  2. Изучила литературу Куцакова Л. В. Нравственное трудовое воспитание в детском саду для работы с детьми 3-7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Воспитатель: Ребята, я пришла сегодня в детский сад очень рано и села писать за столом. Вдруг слышу какой-то странный звук, оглянулась – никого и ничего не вижу, продолжаю работу и опять слышу этот же звук… Посмотрела внимательнее и поняла, что кто-то зовёт меня на помощь.

Отгадайте загадку: «Воздух очищают, создают уют. На окнах зеленеют и зимой цветут». Что это такое?

Дети: Комнатные растения

Воспитатель: Правильно. Комнатные растения. Вот, кто звал меня на помощь. Я подошла поближе и увидела, что они грустные и пыльные.

Ребята, давайте им поможем!

Ответьте мне, для чего нам нужны комнатные растения.

  • Для красоты.
  • Они очищают воздух.
  • Дают кислород.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы растения хорошо цвети и росли?

Воспитатель: Как протирать от пыли?

Дети : Кладём на ладошку лист растения и мокрой тряпочкой аккуратно от стебелька к концу листочка протираем.

Воспитатель: За какими комнатными растениями можно так ухаживать?

Дети: За растениями, у которых большие листья (бегония).

Воспитатель: Ребята, а как мы будем ухаживать за растениями с мелкими листочками?

Дети : Мы будем опрыскивать их.

Воспитатель: Какие комнатные растения нужно опрыскивать?

Воспитатель: Ребята, скажите, а как надо ухаживать за фиалками.

Дети : С листьев фиалки мы будем аккуратно сметать пыль кисточкой, так как листья фиалки боятся воды. Они могут загнить.

В комнате растёт цветок.

Утром тянется он к солнцу (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже ( Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх )

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот ( Вращение прямых рук вперёд и назад )

Отдохнули мы чудесно,

И пора идти на место ( Дети садятся ).

Воспитатель: Ребята, в нашей группе растениям тоже нужна помощь. Их нужно очистить от пыли. Растения все разные и требуют разного ухода. Сейчас по карточкам-схемам мы определимся, кто, чем будет заниматься.

  1. Карточка-схема с изображением квадрата: уход за цветами с крупными листьями с помощью тряпочки.
  2. Карточка-схема с изображением пульверизатора: уход за цветами с мелкими листьями с помощью пульверизатора.
  3. Карточка-схема с изображением кисточки: уход за фиалкой с помощью кисти.
  4. Карточка-схема с изображением карандаша: создание альбома рисунков комнатных растений (помогает помощник воспитателя).

Дети распределяют на 4 подгруппы.

Воспитатель ( обращаясь к детям, у которых карточки с карандашами) : Ребята, хорошо бы, чтобы в нашем природном уголке был альбом с рисунками комнатных растений. К сожалению, у меня есть только обложка такого альбома. Давайте нарисуем комнатные растения, известные вам, на листах бумаги и соберём альбом.

Воспитатель (обращаясь к остальным): А вы, ребята, выберете ответственных и распределите обязанности между собой, кто, чем будет заниматься.

Дети договариваются между собой, чем будут заниматься.

Воспитатель: Теперь вам известно, кто, чем будет заниматься. Я прошу вас подготовиться к работе: надеть фартуки и засучить рукава. А также подготовить рабочие места.

Дети подходят к столикам, на которых расставлены комнатные растения и разложены приспособления для разного ухода за растениями, выбирают необходимое и переносят на большой стол для работы подгруппы.

В процессе коллективного труда воспитатель проверяет, как дети распределили обязанности, какие складываются взаимоотношения, умело ли они пользуются оборудованием.

По окончании работы детям предлагается привести в порядок рабочие места: вылить грязную воду, вытереть клеёнки и тазы, расставить растения по местам.

Воспитатель ( собирая детей вокруг себя ): Ребята, для чего мы ухаживали за растениями?

Дети: Мы помогли стать чистыми, красивыми, им стало легче дышать.

Воспитатель (показывая рисунки детей) : Какие красивые страницы будущего альбома у нас получились!

Как мы сегодня славно потрудились! Кто любит труд, того люди чтут! Эта пословица про вас. А вы знаете другие пословицы о труде?

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Птицу узнают в полёте, а человека в работе.
  • Мала пчёлка да и та работает.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • В рабочее время язык на засов.
  • Глаза страшатся, а руки делают.

Воспитатель: Ребята! Прислушайтесь, что нам шепчут комнатные растения?

  • Благодарят за труд.
  • Как нам хорошо!
  • Нам стало легче!

Воспитатель: Давайте все вместе послушаем стихотворение о комнатных растения.

Чтоб растение росло,

И питалось, и цвело,

Его надо поливать,

Пыль с листочков вытирать,

Рыхлить землю, удобрять

Надо помнить нам всегда,

Ему плохо в холода,

И во тьме не может жить,

Лучик света должен быть.

Много правил и забот

Знаем мудрый садовод.

Воспитатель: Ребята, когда вы вырастете, может быть, кто-то из вас станет садовником.

Ребята, все очень хорошо поработали. А вам понравилось работать вместе?

Воспитатель (обращаюсь к некоторым ребятам) :

  • Как ты думаешь, кто работал хорошо в команде?
  • Почему удалось быстро и хорошо справиться с работой?
  • Были ли в команде такие, кто мешал работать? А кто помогал другу?
  • Кто больше всех старался?

Воспитатель: Я и все растения благодарим вас за хорошую работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для средней группы детского сада.

Тема: «Уход за комнатными растениями»Программное содержание;1 .Развивать интерес к комнатным растениям;Продолжатьобучать детей описывать растение, выявляя различия и сходства по характерным: при.

Конспект НОД по обучению детей подготовительной к школе группе посадке растений.

Цель: содействовать воспитанию у детей любви к комнатным растениям, обучить родителей приемам совмествой работы с детьми по уходу за комнатными растениями.

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений.

Интегрированное занятие в старшей группе ДОУ«Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.&raquo.

Подвести детей к понятию коллективного труда, к выводу о его ценности,к осознанию того,то труд может принести радость, чувство удовлетворения.

Источник

Как ухаживать за комнатными растениями

Комнатные растения стали популярным веянием моды на все экологичное. Растения в доме улучшают качество воздуха. Зеленый цвет расслабляет и успокаивает. Необычное цветение радует глаз. Дизайнеры все чаще используют в своих проектах наполнение помещения живыми цветами, для создания уютной атмосферы. Комнатные растения в горшках и целые зеленые островки – несомненный тренд! Но недостаточно их просто посадить. Для роста и цветения важен правильный, полноценный уход. В этой статье я поделюсь с вами советами по уходу за комнатными растениями. И расскажу, какие из них абсолютно неприхотливы.

Сезонный уход за комнатными растениями

Смена времен года вносит изменения в уход за комнатными растениями. Несмотря на то, что они растут не в открытом грунте, а в доме, им все равно приходится подстраиваться под изменяющиеся условия. Со сменой сезона понижается или повышается температура воздуха, становится короче или длиннее световой день. Чтобы комнатные растения были здоровыми и красивыми, важно соблюдать сезонные правила ухода за ними.

  • Зимой все растения впадают в вегетативное состояние. Находясь в покое, они не требуют активного ухода. Достаточно регулярного полива один раз в неделю.
  • С наступлением весны растения пробуждаются. Начинается новый цикл роста и цветения. Световой день увеличивается, цветок распускает новые почки, дает побеги и бутоны. В первые весенние месяцы начинается подготовка комнатных растений. Надземную часть хорошенько промывают теплой водой из душа. Почву также обильно проливают, чтобы удалить из нее скопившиеся соли и шлаки. Весна – подходящее время для формирования зеленой кроны. У растения срезают засохшие листья, слабые, некрасивые стебли. Оставляют нетронутыми почки для роста новых побегов. Надземная часть растения по объему должна быть примерно равна объему его корневой системы. Выросшие из горшков растения пересаживают в новые. Если места в горшке цветку еще достаточно, аккуратно заменяют верхний слой почвы на новый, и рыхлят, чтобы наполнить землю кислородом. Весной начинают подкормку комнатных растений. Хорошо подходят комплексные удобрения и чередование органических удобрений с минеральными.
  • С наступлением лета многие растения переезжают на балкон. Окна в домах открыты, отопление выключено, и для комнатных красавцев наступают идеальные условия. Они получают достаточно солнечного света и свежего воздуха. Летом растения активно наращивают зеленую массу, цветут, готовятся давать плоды. В это время за домашними растениями нужен особый присмотр. Необходимо создать для них комфортные условия, поэтому важно следить за их состоянием и чистотой. Вовремя убирать увядшие бутоны, сухие листья, опрыскивать крону и мыть листья. Особенно следят за состояние почвы в горшке. Заметили появление вредителей – срочно принимайте меры. Активно растущие растения прищипывают. Это делается для формирования правильной и красивой кроны. И для ее прореживания, чтобы все побеги и листья получали достаточно света. Летом продолжают подкармливать комнатные растения. Комплексные удобрения выбирайте в зависимости от типа растений: цветущие или декоративные. Вносите подкормку раз в две недели.

Помните, что здоровье и красоту, которую растение набрало за весну и лето, оно сохранит в холодный сезон.

Подробнее о процедурах ухода за комнатными растениями

Соблюдение общих правил ухода за комнатными растениями необходимо для их активного развития, цветения и долгой жизни. Подробнее расскажу о процедурах, выполнение которых обязательно.

  • Полив комнатных растений. Растения по-разному реагируют на переизбыток и недостаток влаги. Одни вянут от малейшей засухи, а другие спокойно ее переживают. В зависимости от предпочтений цветка, определите его норму жидкости. В утренние часы опрыскивайте листья из пульверизатора. Одновременно с орошением с листьев убирается пыль. Поливайте растения из лейки отстоявшейся водой комнатной температуры. Засыхание кончиков листьев – первый признак, что растению недостаточно влаги.
  • Рыхление почвы. После полива пропитанную влагой землю в горшке рыхлят, чтобы обеспечить доступ кислорода к корням. Для этого используют деревянную палочку.
  • Очищение листьев комнатных растений. Это касается крупнолистовых растений. Опрыскивания для них недостаточно. Хотя бы 1 раз в неделю очищайте листья мягкой влажной салфеткой.
  • Освещение комнатных растений. Растения делятся на светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые. В зависимости от предпочтений, определите комфортное место для комнатного цветка. Светолюбивые требуют много света, поэтому их размещают на южной стороне. Но при этом нельзя допускать воздействия прямых солнечных лучей. Тенелюбивые растения хорошо растут на северной стороне, вдали от солнца. Теневыносливые – неприхотливы, и хорошо растут даже в полутени.

Неприхотливые растения, не требующие ухода

Для тех, кто любит зеленые растения в доме, но не имеет возможности должным образом за ними ухаживать, к примеру, часто уезжает в командировки, подойдут неприхотливые комнатные растения. Среди них есть декоративные и цветущие виды. Что касается ухода, то они не нуждаются в частом поливе и регулярном удобрении. Хорошо растут при любой влажности воздуха и температуре в помещении. Приведу примеры неприхотливых декоративных комнатных растений.

  • Фикус – поливают 1-2 раза в неделю, периодически протирают листья от пыли.
  • Драцена – предпочитает умеренную температуру, рассеянный свет и полив 1-2 раза в неделю.
  • Крассула (денежное дерево) – растет на подоконнике под прямыми солнечными лучами. Рост медленный, поэтому не требует частых пересадок. Хорошо переносит сухой воздух, опрыскивания не нужны. Мясистые листья задерживают в себе влагу, поэтому если забудете полить, растение не погибнет.
  • Аспарагус – предпочитает умеренный полив и рассеянный свет. В жаркие дни любит опрыскивание, но может обойтись и без него. Пересаживают 1 раз в год.
  • Хлорофитум – прекрасно растет в тени. Полив 1-2 раза в неделю. Пересадка по мере роста корневой системы. Растение популярно, так как хорошо очищает воздух.

Неприхотливые цветущие комнатные растения:

  • Хойя – летом предпочитает обильный полив, а зимой – 1 раз в неделю. Хорошо переносит перепады температур, растет в сухом и влажном климате.
  • Кактусы – растут под прямыми солнечными лучами, могут длительное время обходиться без полива.
  • Сенполия (фиалка) – естественная среда влажная, поэтому летом поливают 2 раза в неделю теплой водой, зимой – реже. Пересаживание только по необходимости.
  • Орхидея фаленопсис – очень популярное комнатное растение с красивыми цветами. Предпочитает достаточное освещение и полив 2 раза в неделю. Любит повышенную влажность.

В статье я описала общие, универсальные правила ухода за комнатными растениями. Но каждое из них имеет и свои особенности. Выбирая цветок, ознакомьтесь с агротехникой растения, уточните, какие условия должны быть созданы для его хорошего роста. Сможете ли вы их создать? Комнатные растения будут благодарны вам за правильный уход. Взамен они подарят вам активный рост, хорошее развитие, насыщенную зелень и красивые цветы.

Источник

Читайте также:  Комнатные растения на стену цветет