Меню

Алгоритмы ухода за комнатными растениями для дошкольников

Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе
материал по теме

Консультация для воспитателей об уходе за комнатными растениями с детьми разного возраста

Скачать:

Вложение Размер
komnatnye_rasteniya_v_ugolke_prirody_v_kazhdoy_vozrastnoy_gruppe.docx 18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе»

МДОУ Центр развития ребенка

«Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе. Подбор и уход за ними»

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного, непосредственного обращения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы. Постоянными обитателями уголков природы в детском саду являются комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву. Большинство растений выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь и саванн, тропических влажных лесов и болот. Комнатные растения различного ухода (различной почвы, поливки, степени освещенности и т.д.). Комнатные растения ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

Размещение комнатных растений.

Во-первых, растения надо располагать так, чтобы к ним было удобно подойти как взрослым, так и детям. На подоконниках не более двух растений. Комнатные растения по отношению к интенсивности света делятся на светолюбивые, тенелюбивые. Большинство растений светолюбивы и лучше развиваются при сильном освещении. Светолюбивые растения – это те, которые растут при большом интенсивном освещении (герань, кактусы, абутилон, фуксия, глоксиния). Их лучше держать на окне или около окна.

Теневыносливые растения могут расти при освещении и легком затенении (аспарагус, алоэ, сансевьера, монстера). Тенелюбивые растения: аспидистра, бегонии, кливия, папоротники, традисканция. Они хорошо растут на окнах выход на север и запад. При избытке света листья у них светлеют за счет уменьшения в клетках хлорофиловых зерен. В темных местах тенелюбивые растения приобретают густо – зеленую окраску. В светлых группах, комнатах, окна которых обращены на юг, восток, запад можно с успехом выращивать многие комнатные растения. Некоторые растения особенно (герань, фуксия) чувствительны к переменам положения по отношению к источнику света. Поэтому после того, как растению будет отведено в группе постоянное место, следует избавить его от перестановок. Если посмотреть на зеленые растения, то можно увидеть, что они все тянуться к свету и поворачиваются к нему, поэтому в группах они часто приобретают несколько однобокую форму. Чтобы этого не случилось рекомендуют постепенно поворачивать к свету, тогда они будут разрастаться равномерно во все стороны (это относится к следующим растениям: фикус, аспидистра, папоротники и т.д.)

Но красивоцветущие растения как герань, фуксия и бегонии лучше не переворачивать, тогда ветки обращенные к солнцу будут обильно и пышно цвести. Когда цветки распускаются горшок только тогда можно повернуть цветущей стороной в группу. Красивоцветущие растения особенно требовательны к свету так как для того, чтобы цветки распустились, необходимо освещение бутонов прямыми солнечными лучами. Летом растения нуждаются в защите от прямых солнечных лучей, особенно (бегония королевская, глаксиния). Необходимо притенять растения от прямых лучей солнца. Так если поставить летом аспарагус на окно, ярко освещенное солнцем, то у него пожелтеют и опадут кладонии.

Зимой также надо защищать спящие на окне растения. Использовать тонкий картон, плотную бумагу. Необходимо проветривание для комнатных растений, чтобы обеспечить приток свежего воздуха, причем открывать не только форточки, но и окна, если конечно позволяет погода. Комнатные растения очень чувствительны к прямому действию холодного воздуха, поэтому при проветривании двери держат закрытыми.

Подбор растений в уголке природы и уход за ними.

При отборе растений для уголка природы следует учитывать требования, предъявленные «Программой воспитания в детском саду».

Какие это требования.

  1. Уход за растениями должен быть доступен дошкольному возрасту (при участии и руководстве воспитателя). Поэтому отбирают растения неприхотливые.
  2. Растения в уголке должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольников.
  3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного и того же вида растений с целью, чтобы дети видели не только общие, но и индивидуальные признаки, это подводит их к пониманию, разнообразит и неповторимости живых организмов.
  4. Растения должны быть обязательно безопасны, не приносить вред здоровью детей.

Малыши должны научиться узнавать и называть 2 – 3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок). Малышей привлекают к уходу за растениями (поливать водой, приготовленной взрослыми, обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений). В уголке природы помещают растения, имеющие четко выраженные основные части стебель, листья ярко – обильные и долго цветущие. Это обыкновенная или зональная герань, вечно цветущая бегония, бальзамин, аспидистра, фикус, фиалки и так далее.

Привлекают внимание детей и растения имеющие пестро – окрашенные листья – аукуба, колеусы. Аукуба имеет достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым меложным приемам поддерживания растений в чистоте.

Из названных видов для наблюдения в течение года вносится 3 – 4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, в том, чтобы дети могли научиться находить одинаковые растения.

Усложняются знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями необходимыми для их жизни. Число растений, которые они узнают возрастает. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддерживания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опущенные листья. В дополнение к растениям младшей группы в среднюю помещают алоэ или аспарагус или агаву, бегонию – реже, душистую герань. Одновременно в уголке природы может быть до 6 – 8 видов растений.

Дети должны знать, что растения для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании: разные растения нуждаются в разном количестве света, влажности. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебле (способ поддерживания растений в чистоте). Включаются знания о некоторых способах их вегетативного размножения в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными вьющимися стеблями, стелющимися, имеющими луковицы, клубнелуковицы. Это могут быть 2- 3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, эпифилиум, кливия.

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе – это формирование элементарных знаний о существенной зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света), чтобы дети усвоили, как поливать различные растения в зависимости от условий их обитания в естественной среде. В уголке природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве. Кактусы (1 – 2 вида) требующие очень небольшой и резкой поливки, традесканция с большой потребностью во влаге, узамбарские фиалки, поливать, которые следует весьма умеренно. В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящийся в это время на родине в относительном покое – герани, фуксии и другие. В зависимости от условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы и условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых – амариллия, кливия, драцена. Первый период зимы для этих растений – период покоя, в это время их почти прекращают поливать. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения: камнеломка, хлорофитум. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся из других частей растений, уса у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума и так далее.

Источник

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми «Комнатные растения».
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Материалы непрерывной образовательной деятельности предназначены для работы с детьми средней группы, в возрасте 4-5 лет, группа общеразвивающей направленности.

Скачать:

Вложение Размер
razrabotka_zanyatiya_2016_.doc 81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми «Комнатные растения».

Образовательная программа дошкольного образования, по которой осуществляется образовательная деятельность: примерная основная образовательная программа дошкольного образования

Непрерывная образовательная деятельность осуществляется с детьми средней группы, в возрасте от 4 до 5 лет, группа общеразвивающей направленности.

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: обобщение и расширение представлений обучающихся о комнатных растениях и условиях необходимых для их произрастания.

1.закрепить представления о строении комнатных растений;

2.расширить представления о разнообразии комнатных растений и способах ухода за ними.

1.способствовать развитию коммуникативных умений;

2.содействовать развитию любознательности и наблюдательности.

1 способствовать воспитанию бережного отношения к растениям;

2.воспитывать чувство красоты при общении с природой;

3.воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Технологии : здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

  • формирование предпосылок к сотрудничеству при выполнении совместной деятельности;
  • формирование любознательности, наблюдательности, интереса к явлениям природы;
  • формирование представлений о комнатных растениях и условиях необходимых для их произрастания.

Материалы и оборудование:

  • аудиозапись музыкального произведения П.Чайковского «Вальс цветов»,
  • музыкальный проигрыватель,
  • цветы, изготовленные из цветного картона для использования в игровой деятельности,
  • цветы, изготовленные детьми для вручения гостям,
  • картинка с изображением подснежников для использования в игровой деятельности.
  • коробка — сюрприз,
  • письмо от весны,
  • комнатные растения уголка природы группы,
  • комнатное растение алое,
  • лейки детские для полива растений 3 штуки.
  • наблюдение за комнатными и уличными растениями в разное время года,
  • рассматривание иллюстраций с изображением уличных цветов,
  • трудовая деятельность по уходу за комнатными растениями,
  • опытная деятельность по выращиванию уличного растения тюльпана, с зарисовкой результатов наблюдения,
  • раскрашивание картинок по теме «Растения»,
  • рассказы воспитателя и беседы о сезонных изменениях в природе,
  • использование дидактических игр «Собери картинку», «Верно -неверно».
  • чтение художественных произведений: Е. Благинина «Одуванчик», А.К. Толстой «Колокольчики», В. Катаев «Цветик-семицветик», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».

Источник

Алгоритмы ухода за комнатными растениями для дошкольников

Автор: Елисеева Наталья Ивановна

Организация: МДОУ «ЦРР-детский сад №7 «Аленушка»

Населенный пункт: Московская область, г.о. Серебряные Пруды

Цель:

Создать ситуацию развития в процессе трудовой деятельности по уходу за комнатными растениями.

Задачи по образовательным областям:

  • Построить зону ближайшего развития каждого ребенка через организацию трудовой деятельности для воспитания трудовых навыков по уходу за комнатными растениями. Уточнить знания детей о приемах и способах ухода за комнатными растениями и их последовательности. Создать условия для закрепления детьми приемов рыхления, мытья растений их опрыскивания и полива. (Познавательное развитие)
  • Создавать условия для развития речи детей и побуждения к высказыванию. (Речевое развитие)
  • Обеспечивать условия для становления правил взаимодействия через взаимопомощь, для эмоционального комфорта. (Социально-коммуникативное развитие)
  • Создавать условия для предупреждения утомляемости детей. (Физическое развитие)

Оборудование: комнатные растения (6-7 шт), письмо с картинками растений, нуждающихся в уходе; мнемотаблица — приёмы трудового процесс: рыхление, мытьё, полив, опрыскивание; картинки с изображением материала для туда; цветные круги; фотографии с комнатными цветами. Инвентарь для ухода: на каждом рабочем столе на подносе: палочки для рыхления, тряпочки, миска с водой, кисточки, пульверизатор, лейка.

Воспитатель: Ребята подойдите ко мне. Посмотрите, что дал мне сегодня почтальон. Это письмо. И пришло оно из Цветочной планеты! Посмотрите, тут какой – то знак! Что он означает?

(карточка с изображением SOS)

Дети: Это сигнал бедствия, просьба о помощи.

Воспитатель: Да, правильно. Интересно, кто просит о помощи? Отгадайте загадку:

Воздух очищают, создают уют.

На окнах зеленеют, и зимой цветут» (Ответ: Цветы)

Воспитатель: Давайте откроем конверт и посмотрим, что в нём.

(Воспитатель открывает, достаёт из конверта письмо и фотографии комнатных цветов в неухоженном состоянии.)

Воспитатель: Дети посмотрите, это цветы, но с ними что – то не так! Как вы думаете, что с ними? (Они заболели, завяли, не красивые, унылые).

Воспитатель: Почему они стали такими? (Потому, что за ними никто не ухаживал)

Воспитатель: Ребята, в письме написано, что жители Цветочной планеты не знают, как ухаживать за комнатными растениями и просят нас о помощи, чтобы мы научили их как правильно ухаживать и заботиться о цветах.

Воспитатель: Ребята, вы хотите им помочь? Научим жителей Цветочной планеты правильному уходу за комнатными растениями? (Мы хотим помочь и научить жителей Цветочной планеты как правильно ухаживать за цветами).

Воспитатель: Какие условия необходимы для того, чтобы цветы росли? (тепло, свет, земля, вода)

Воспитатель: Как нужно ухаживать за цветами? (их нужно поливать, протирать листочки, опрыскивать, рыхлить почву)

Воспитатель: Молодцы, правильно назвали, посмотрите внимательно на таблицу.

(дети подходят к фланелеграфу, где установлена мнемотаблица № 1,

(приёмы трудового процесс: рыхление, мытьё, опрыскивание, полив.)

(работа по мнемотаблице: показываю на картинку№1 где изображено рыхление)

Воспитатель: Что здесь делают? (рыхлят землю)

Воспитатель: Когда мы начинаем рыхлить землю? (Землю начинаем рыхлить на следующий день после полива.)

Воспитатель: Для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо проходила вода, и чтобы к корням поступала влага и воздух.)

Воспитатель: Чем нужно рыхлить землю? Почему? (Землю рыхлят деревянными палочками, чтобы не поранить у цветка его корни.)

Воспитатель: Как нужно правильно рыхлить землю? (Ближе к стеблю рыхлят не глубоко, а дальше от стебля – немного глубже.) Почему? (чтобы не повредить корни)

(работа по мнемотаблице: показываю на картинку №2 где изображено мытье протирание листьев)

Воспитатель: Что означает эта картинка? (протирают листья)

Воспитатель: Как определить, что листочки пора протереть?

Дети: Тогда, когда на листах у цветов видна пыль, появляется грязь.

Воспитатель: Как правильно надо протирать листочки?

Дети: Если у цветка листья крупные – их протирают тряпочкой, кладут листик на ладошку, в другой руке тряпочка слегка влажная, от стебля лёгким движением протираем листочек. Тряпочку нужно промывать после 2-3 листочков. Если листья тонкие и ворсистые, то пыль стирают с помощью кисточки.

(работа по мнемотаблице: показываю на картинку №3

где изображено опрыскивание растений)

Воспитатель: Что означает эта картинка? (опрыскивают растение)

Воспитатель: Как правильно опрыскивать растение? (Стань на небольшом расстояния и не частым нажатием опрыскать растение). Чем? (водой комнатной температуры с помощью пульвиризатора)

(работа по мнемотаблице: показываю на картинку №4 где изображена лейка)

Воспитатель: Что означает эта картинка? (растение поливают водой)

Воспитатель: Как определить, что цветку нужен полив? (Надо потрогать пальчиком землю в горшке и если верхний слой земли подсох, то цветку требуется полив.)

Воспитатель: Как правильно поливать растение? (Поливать растение нужно тёплой, отстоявшейся водой. Носик лейки нужно класть на край горшка.).

(воспитатель выкладывает перед детьми карточку с изображением лейки)

Воспитатель: А для чего мы выращиваем комнатные растения? (Для того, чтобы было красиво, цветы в комнате поглощают углекислый газ и выделяют кислород, т.е очищают воздух)

Воспитатель: я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику «Подуем на листочки».

— Наши ладошки – это листочки, а руки – стебельки. Правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Повторить 4-5 раз.

Воспитатель: Ребята пройдёмте в наш природный уголок, и посмотрим, не нуждаются ли наши цветы в уходе?

(Воспитатель с детьми идут к уголку природы.)

Воспитатель: Нуждаются ли наши цветы в уходе? (Да, нуждаются.)

Воспитатель: Почему вы так решили?

Воспитатель: Назовите какие растения есть в нашем уголке.

(Дети называют все растения.)

Воспитатель: Сейчас я приглашу фотокорреспондента, который снимет весь наш труд, как мы ухаживаем за цветами, и отправит наши фотографии в Цветочную планету, чтобы жители смогли научиться правильно ухаживать за цветами и смогли спасти свои цветы.

(Воспитатель вызывает по телефону фотокорреспондента.

Он приходит, дети его приветствуют.)

Воспитатель: У вас на груди круги разных цветов, на рабочих столах такие же цвета разделитесь на группы по цветам. На столах перед вами лежат фотографии цветов. Посмотрите, какие цветы изображены и возьмите их в нашем уголке, принесите на свое рабочее место. К работе никто не преступает, пока все не выберут цветок.

(дети делятся на группы, находят цветы и несут на рабочее место)

Воспитатель: Скажите, как называется ваш цветок? (дети называют). Посмотрите внимательно на таблички, которые есть в вашем цветке и скажите, какие условия необходимы для его роста и как правильно ухаживать за ним (дети по схемам называют условия и что требуется растению сейчас)

Воспитатель: Молодцы, правильно определили, что необходимо сделать для вашего растения. Пора приступать к работе, перед началом работы необходимо одеть фартуки.

(Воспитатель включает спокойную тихую музыку. Дети, надев фартуки принимаются за работу. Фотокорреспондент всё снимает на фото, воспитатель наблюдает за процессом труда, частично помогает.)

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо потрудились!

(воспитатель подходит к каждому рабочему столу и определяет еще раз по схемам, что требовалось сделать для растения и что дети сделали и почему?

Воспитатель: А теперь красивые, ухоженные цветы относите в наш уголок, свое рабочее место приведите в порядок.

(Дети относят цветы, наводят порядок на столах)

Воспитатель: Что мы сейчас с вами делали? (Ухаживали за цветами, рыхлили, мыли, опрыскивали и поливали)

Воспитатель: Правильно. Одним словом, мы с вами трудились. А вы знаете пословицы о труде? («Умелые руки не знают скуки», «Дело мастера боится», «Кончил дело — гуляй смело!», «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда», «Терпение и труд — всё перетрут», «Труд кормит, а лень — портит», «Делу – время, а потехе – час»)

Воспитатель: Посмотрите, какие стали цветы после нашего ухода за ними!

Ребенок читает стихотворение:

Чтоб растение росло,

И питалось, и цвело,

Его надо поливать,

Пыль с листочков вытирать,

Рыхлить землю, удобрять,

Надо помнить нам всегда,

Ему плохо в холода,

И во тьме не может жить,

Лучик света должен быть.

Много правил и забот,

Знает мудрый садовод!

Воспитатель: Ребята, любой труд всегда поощряется. И в качестве поощрения я хочу вам вручить медаль за труд! Всегда трудитесь, помогайте друг другу и своим родным.

  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.:
  2. Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика», уч. пос. для студентов- 2 изд. пер. доп., -М.: изд. центр Академия,2000,- 416 с.

Источник

Читайте также:  Комнатные растения легенд о растение
Adblock
detector