Проект «Комнатные растения — друзья или враги?»
проект по обж (старшая группа)
Данный проект предназначен для проведения с воспитанниками старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_komnatnye_rasteniya.docx | 121.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №20
друзья или враги?»
Подготовила: Жданова Татьяна Александровна,
Тип проекта: творческо — исследовательский.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители, воспитатели.
Комнатные растения есть практически в каждом доме. В нашей группе тоже есть растения, за которыми ребята ухаживают: поливают, опрыскивают из пульверизатора, протирают влажной тряпочкой листья. Как-то раз ребята поинтересовались, для чего в детском саду и дома нужны цветы? Так, у нас с воспитанниками, появилась идея: выяснить роль комнатных растений для человека.
Расширение знаний воспитанников о роли комнатных растений в жизни человека.
1.Исследовать с воспитанниками комнатные растения группы;
2. Выяснить, пользу и вред от комнатных растений;
3. Научить правильно ухаживать за комнатными растениями;
4. Воспитывать бережное отношение к растениям ;
5. Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской деятельности в ходе реализации проекта.
Воспитанники знают, что бывают лекарственные и ядовитые комнатные растения .
Дети могут распознавать комнатные растения по внешнему виду.
Дети умеют правильно ухаживать за цветами.
Родители заинтересуются исследовательской деятельностью детей и примут активное участие в ходе реализации данного проекта.
Основные формы реализации проекта:
- Исследовательская деятельность;
- Непосредственно – образовательная деятельность;
- Художественное творчество;
- Дидактические игры;
- Работа с родителями.
Этапы реализации проекта.
1. Организационно – подготовительный этап.
- Опрос детей и родителей «Комнатные растения дома»;
- Подбор информации; наглядно-дидактического материала; презентаций по теме;
- Организация развивающей среды в группе ;
2. Основной этап.
Работа с детьми.
Формы и методы работы
Социально – коммуникативное развитие
- «Назови комнатное растение»;
- «Четвертый лишний»;
- «Угадай, что я опишу».
Сюжетно – ролевые игры:
- «Помогаем маме выращивать цветы»;
- «Магазин цветов»;
- «Лечим куклу лекарственными растениями».
- «Для чего нужны растения человеку»;
- «Что необходимо для роста растений»;
- «Как ухаживать за комнатными растениями»;
- «В мире комнатных растений»;
Показ презентации «Лекарственные и ядовитые комнатные растения»;
- Исследование гладких листьев (спатифиллума) и с волосяной опушкой (фиалки). Цель: познакомить детей с растениями – пылесборниками.
- «Зачем кактусу колючки?». Цель: показать, что колючки кактуса – это и есть листья.
- «Как растения дышат». Цель: показать, что растения дышат через поры в листьях (устьица).
- «Пустят ли листья цветов корни в воде?». Цель: показать детям, как появляются корни растений.
Составление описательных рассказов «Растения – лекари», «Ядовитые растения»;
Художественно – эстетическое развитие
Рисование «Любимое комнатное растение»;
Раскраски «Комнатные растения»
- «Кактус»;
- «Распустился цветок»..
Чтение художественной литературы
Н. Нищева «Катя леечку взяла», «В нашей группе на окне», «Герань»;
Р. Сеф «Храбрый цветок»;
Н.М. Голышевская «Зеленый Ёжик»;
Н. Шайбакова «Кактус»;
Г. Юрмин «Любопытный мышонок»
Работа с родителями:
- Конкурс выращенных в домашних условиях растений «Чудо – лекарь»;
- Консультации «О пользе комнатных растений», «Влияние комнатных растений на здоровье ребенка», «Как приучить ребенка ухаживать за комнатными растениями».
3. Заключительный этап.
- Обобщение результатов работы;
- Изготовление альбома «Лекарственные и ядовитые комнатные растения».
- Бабин Б.Н. «Комнатные декоративно-лиственные растения» – Миринда, 2000г.
- Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
- Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И., и др. «Опасные животные и ядовитые растения» М. 2002г.
- Комнатные растения. Большая иллюстрированная энциклопедия: СПб., Эксмо, 2006 г.
- Семенова А.Н. Комнатные растения; друзья и враги. – СПб.; ИК «Невский проспект», 2003.
- http://bibliofond.ru/view.aspx?id=606852
- http://www.odelita.ru/houseplants/yadovitye-komnatnye-rasteniya-chto-nuzhno-znat-chtoby-ne-popast-v-bedu
- http://ilive.com.ua/health/yadovitye-komnatnye-rasteniya_109636i15958.html
- http://www.nicelady.ru/content/view/778/123
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи данного занятия:Систематизировать знания детей о растениях.- Закрепить знания детей о размножении растений.- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разн.
Проект содержит дидактические игры и наблюдения с детьми по теме «Комнатные растения».
В данной методической разработке, используя современные педагогические технологии в интересной игровой форме , закрепляла представление детей о лекарственных растениях родного края. В конспекте я испо.
Большую часть года дошкольники проводят в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную .
Презинтация для среднего возраста.
О пользе комнатных растений в жизни людей. О вредных комнатных растениях.
Источник
НОД «Опасные комнатные растения»
Семдянова М.В., воспитатель.
Красноярский край, г.Канск.
НОД «Опасные комнатные растения» по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формировать представление об опасных комнатных растениях.
Образовательные задачи: способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях, обобщить представления об уходе за комнатными растениями.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки, предположения, суждения.
Воспитательные задачи: воспитывать наблюдательность и бережное отношение к растениям, способствовать развитию воспитания экологической культуры.
Материалы и оборудование:
* Презентация «Опасные комнатные растения».
* Картинки с изображением ядовитых комнатных растений.
Предварительная работа:
* Рассматривание растений в группе.
* Проведение системы опытов по ознакомлению с потребностями растений.
* Дидактические игры: «Угадай растение по описанию», «Найди растение по названию», «Чего не стало?».
Ход НОД.
Аутотренинг «Мы – друзья природы».
-Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце, дует легкий ветерок.
Мы вдыхаем его чистый свежий воздух.
Нам хорошо и приятно. Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать все живое.
Воспитатель: кто еще (кроме людей и животных) живет на нашей планете? Какие растения вы знаете? Какие растения живут вместе с нами в группе?
Воспитатель: комнатные растения создают уют и красоту. Однако важно знать, что многие комнатные растения могут быть ядовитыми и опасными. Вредных растений так много, но мы рассмотрим только те, которые часто встречаются. Показ слайдов.
Слайд №2. Клещевина – ядовитое растение. Семена похожи на клещей, поэтому растение получило название «Клещевина». В семенах содержится ядовитое вещество – рицин. Ребята, можно ли есть такие семена? Нет, это может привести даже к смерти.
Слайд №3. Диффенбахия содержит ядовитый жгучий сок, попадая на кожу или слизистые оболочки, вызывает ожоги. Ребята, можно ли отрывать или ломать листья Диффенбахия? Нет, на руки попадет жгучий сок.
Слайд №4. Молочай содержит яд во всех частях. Яд может вызывать сильное жжение, волдыри на коже. Сок, при попадании в глаза, вызывает временную слепоту. Ребята, можно ли отрывать или ломать листья Молочая? Нет, от этого может быть сильное жжение.
Слайд №5. Монстера. Яд содержится в соке листьев. Ядовитый сок вызывает ожог кожи.
Слайд №6. Антуриум. Ядовитый сок вызывает отек гортани и слизистой рта, а при попадании на глаза – конъюнктивит. Ребята, можно ли надломать листья Антуриума, а потом потереть глаза? Что может произойти? Нет, этого делать нельзя. На глазах появиться воспаление.
Слайд №7. Спатифиллум. Все части растения вызывают жжение рта, горла и языка, а будучи проглоченными – воспаление желудка и кишок. Ребята, можно ли пробовать на вкус листья и другие части Спатифиллума? Нет, это может привести к воспалению желудка.
Воспитатель: дети, давайте отдохнём и поиграем.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Слайд №8. Эухарис ядовит. Яд содержится в листьях и корневище. Если луковицу растения случайно принять за репчатый лук, то может наступить отравление.
Слайд №9. Декоративный перец. Зеленые части перца ядовиты. Плоды для еды не предназначены. Они вызывают расстройство желудка. Ребята, можно ли пробовать на вкус плоды этого Декоративного перца? Нет, они жгучие на вкус и вызывают расстройство желудка.
Слайд №10. Паслен. Сок листьев ядовит. Он вызывает раздражение кожи. При поедании красно-оранжевых ягод появляются боли в желудке, тошнота, рвота. Ребята, можно ли есть эти красивые ягоды Паслена? Нет, это может привести к отравлению.
Слайд №11. Душистая герань. Герань вредна для людей, страдающих аллергией, потому что это сильно пахнущий цветок. Ребята, можно ли Душистую герань ставить в спальной комнате? Нет, от этого может разболеться голова.
Слайд №12. Фикус каучуконосный. Яд содержится в листьях и стеблях. Яд может вызывать раздражение кожи и другие аллергические реакции. Ребята, можно ли отрывать или надламывать листья Фикуса? Нет, это может вызвать раздражение кожи.
Слайд №13. Кактус Опунция обладает достаточно опасными колючками – очень острыми и легко застревающими в коже. Ребята, можно ли трогать кактусы? Нет, можно уколоться колючками. А если колючки маленькие, то они могут застрять в кожи. И если их не вытащить (а это очень сложно), то может быть воспаление кожи.
Слайд №14. Нефролепис (папоротник). Зрелые споры папоротников могут вызвать аллергию.
Слайд №15. Аспарагус. Красные ягоды растения ядовиты. Ребята, можно ли кушать красные ягоды Аспарагуса? Нет, может быть отравление.
Воспитатель: как мы видим многие комнатные растения опасные, хотя совершенно безобидны на вид. Не стоит совсем отказываться от домашних растений. Надо просто быть осторожными при их использовании и соблюдать меры безопасности. Например, при уходе надевать резиновые перчатки, не трогать глаза и лицо во время ухода за цветами, тщательно мыть руки после работы. У нас в группе есть картинки ядовитых комнатных растений. Вы можете еще раз их рассмотреть и вспомнить, нет ли у вас дома этих растений.
Воспитатель: ребята, бывают ли опасные комнатные растения? Чем они могут быть опасны? Как нужно себя вести с незнакомыми растениями?
Какие меры предосторожности необходимо соблюдать? Ответы детей.
Ребятам предлагаются раскраски с опасными растениями.
Источник
Об опасных комнатных растениях
Подготовительный этап
1) Составление предварительного плана проведения проекта;
2) Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, загадок и стихов о комнатных растениях;
3) Подготовка презентации для привлечения детей к проекту;
4) Разработка анкеты для проведения опроса учащихся, с целью выявления знаний детей о комнатных растениях.
5) Приобретение методической литературы.
Основной этап
№ | мероприятие | сроки | форма |
1. | Анкета входная | декабрь | внеурочная |
2. | Исследовательская работа «Растения в моём доме» | декабрь | внеурочная, родители, дети |
3. | Знакомство с комнатными растениями. Игра «Угадай растение по описанию», «Найди растение по названию». | декабрь | внеурочная |
4. | Знакомство с растениями класса. | декабрь | внеурочная |
5. | Беседа «Комнатные растения – наши друзья» | январь | внеурочная |
6. | Изготовление цветов из бумаги | урок, внеурочная | |
7. | Рисуем комнатные растения (урок ИЗО) | январь | урок |
8. | Выполнение заданий и отгадывание кроссвордов, ребусов. (творческие задания) | январь | внеурочная с родителями |
9. | Беседа «Необычные цветы». | январь | внеурочная |
10. | Гости из Азии и Африки. Отчёт групп. | январь | внеурочная |
11. | Сбор книг о растениях, стихов, загадок, пословиц и поговорок, разыгрывание сценок.Чтение книги Верзилина «Путешествие к комнатным растениям» | январь | внеурочная, с родителями |
12. | Гости из Южной и Северной Америки, из Китая и Японии. Отчёт групп. | февраль | внеурочная |
13. | Беседы: «Растения в нашей жизни»; «Помоги растениям». Чтение книги Верзилина «Путешествие к комнатным растениям» | февраль | внеурочная |
14. | Беседа «Учусь ухаживать за комнатными растениями». | февраль | урок, внеурочная |
15. | Познавательные беседы: «Комнатные растения – друзья или враги? » | март | внеурочная с родителями |
16. | Экскурсия в Ботанический сад ДЮТ. | февраль | внеурочная , с педагогами ДЮТ |
17. | Викторина «Знаешь ли ты комнатные растения». | март | внеурочная |
18. | Беседы – обсуждения: «Что необходимо растениям для жизни? »; «Как поливать комнатные растения? | март | урок |
19. | Итоговая игра в ДДЮТ «Комнатные растения». Выставка работ. Паспорт комнатных растений класса. | февраль | внеурочная |
20. | Итоговая анкета по проекту. | март | внеурочная |
Заключительный этап.
Готовый продукт проекта:
Оформление отчётов исследования работ. Оформление альбома работ на данную тему, выставка рисунков и фотографий комнатных растений, поделок. Выполнение паспорта комнатного растения.
Ø Викторина по командам. Награждение;
Ø Внеклассное отчётное мероприятие — игровая программа «Комнатные растения. Сад на окне».
Групповое исследование по теме комнатные растения»
1 группа- Растения Южной и Северной Америки
2 группа- Растения Азии
3 группа- Растения Японии и Китая
4 группа – Растения Азии
1. http://www.dobrieskazki.ru/domplants.htm- Сказки о комнатных растениях
Групповое исследование по теме комнатные растения»
1 группа — Растения Южной и Северной Америки
2 группа — Растения Азии
3 группа — Растения Японии и Китая
4 группа – Растения Азии
Анкета
Нужны ли в вашем доме комнатные растения? | Да—21 чел. | Нет-1 чел. | |
2. | Если у тебя дома комнатные растения? | Да-21чел | Нет-1 чел |
3. | Назвали комнатные растения | 1-5 растений- 18 человек 6-7 растений – 2 чел. | |
4. | Умеешь ли ты ухаживать за комнатными растениями? | Да- 18 чел. | Нет-3 чел |
5. | Достаточно ли растений в нашем классе? Дома? | Да-20 чел Да-17 чел. | Нет-1 чел. Нет-5 чел. |
6. | Знаешь ли ты названия комнатных растений? | Да- 7 чел. Не все- 11 чел. | Нет-4 чел. |
7. | Хотел бы ты посадить своё комнатное растение и ухаживать за ним сам-но? | Да-22 человека | |
8. | Твоё любимоё комнатное растение | Денежное дерево, кактус, фиалка, алое, столетник, юкка, кливия, азалия, | фикус, герань, пальма. |
9. | Имеют дома комнатные растения: | 1-5 раст.- 11 чел. 6-8 раст.- 2 чел. 9-10 раст.- 8 чел Более 10 раст.- 1 чел. Всего в классе – 131 раст (23 чел.) | Никонова В., Морозова Д., Сурков А.- (9) Талалова Св., Бобров Г., Мурышкин С., Карамышева А., Балашов А.- (10) Куликова Р. (более 10) |
Приложение №1.
О комнатных растениях
История комнатных растений берет свое начало в Древнем Египте. На египетских изображениях, которым более 3 тысяч лет, хорошо видны маленькие деревья и кустики в каменных вазах и лотках. На европейском континенте размещением цветов в посуде славились греки и римляне, уже 2 тысячи лет назад украшавшие свои дома горшечными растениями, но это были цветы из привычного им окружения.
С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.
Большую часть года школьники проводят в классе школы, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную Обычно в любой школе на подоконниках красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, учителями и учащимися, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения, особенно если их высаживать по определённой системе, оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие. Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем, вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.
Растения в жилых помещениях:
· улучшают климат в комнате;
· отфильтровывают частички пыли в воздухе;
· охлаждают летом воздух за счет испарения;
· повышают влажность воздуха;
· понижают содержание углекислого газа в воздухе;
· повышают содержание кислорода в воздухе;
· являются индикаторами микроклимата в жилом помещении;
· действуют одновременно успокаивающе и возбуждающе;
· способствуют снятию стрессов и улучшают самочувствие;
· создают неповторимую атмосферу в помещении;
· делают помещение более обжитым и уютным.
Приложение № 2.
Об опасных комнатных растениях
Мы любим наших зеленых питомцев. Но часто даже не подозреваем, что они могут быть опасны. Разумеется, не стоит немедленно избавляться от растений в доме. Но вот учитывать некоторые их малоприятные свойства жизненно необходимо.
Кто чаще и сильнее страдает от домашних растений? Конечно же, аллергики, дети и домашние животные. Для людей, склонных к аллергии, вредные свойства комнатных растений значительно усиливаются именно из-за аллергии. То, что для здорового человека выльется в сравнительно небольшую неприятность, для аллергиков может вырасти в серьезную проблему.
Дети и домашние животные страдают чаще всего в силу незнания, отсутствия чувства опасности. Есть такие комнатные растения, у которых после цветения образуются красивые яркие ягоды. Конечно, для любого ребенка такие ягоды очень привлекательны. И если малыш съест такую ягоду, у него начнется сильное отравление. Признаки такого отравления вы заметите сразу. Ребенка начинает тошнить, появляются боли в животе, затем ребенка клонит в сон, зрачки у него расширены, в таких случаях нужно немедленно вызвать «Скорую».
Особенно опасны ягоды паслена, а также ягоды аглаонемы, аспарагуса, аукубы японской, ландыша майского. Поэтому, не стоит в доме, где есть маленькие дети держать такие растения.
Есть растения, млечный и клеточный сок которых, может причинить неприятности. Например, сок растений семействамолочайных раздражающе действует на кожу, а у людей с чувствительной кожей может даже вызвать экзему.
Некоторые ароидные (диффенбахия, кала, аглаонема, монстера, филодендрон) опасны своим клеточным соком. Если сок этих растений, попадет на слизистую оболочку рта, то у вас начнет отекать горло и слизистая рта, начнутся сильные головные боли. Если же сок этих растений попадет в глаза, то большая вероятность того, что начнется коньюктивит.
Попадание на слизистую рта клеточного сока растений семейства амариллисовых, (особенно ядовиты гиппераструм и кливия) вызывает у человека отравление – начинается тошнота, рвота, понос и т.д.
Приложение №3. Список ядовитых комнатных цветов
Вот небольшой перечень ядовитых растений, которые очень часто «проживают» в наших домах и офисах:
- араливые: плющ или хедера, полисциас, фатсия, шеффлера;
- ароидные: аглаонема, алоказия, антуриум, аризема, диффенбахия, зантедеския, кала, ришардия, замиокулькас, каладиум, монстера, сингониум, спатифиллум, филодендрон, сциндапсус;
- амариллисовые: амариллис белладонна, гиппеаструм гибридный, гемантос, кливия киноварная, эухарис крупноцветковый «амазонская лилия»;
- кутровые: адениум, алламанда, дипладения, ватарантус (барвинок розовый), олеандр, пахиподиум;
- пасленовые: декоративный перец, броваллия, брунфельсия, бругмансия, дурман (ангельские трубы), паслен;
- молочайные: азалия, акалифа, кротон, молочай, пуансеттия (рождественская звезда), ятрофа;
- лилейные: глориоза роскошная (королевская лилия);
- маслинные: желтый жасмин;
- первоцветные: цикламен.
Собственно говоря, список можно еще продолжать и продолжать. Ведь к ядовитым комнатным растениям относятся около десяти тысяч видов домашних любимцев.
Источник
➤