Меню

Болезни комнатных растений исследовательская работа

Тема: Борьба с вредителями и болезнями комнатных растений.
план-конспект

Конспект занятия для младших школьников по знакомству с распространенными вредителями и болезнями комнатных растений.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект занятия для младших школьников по знакомству с распространенными вредителями и болезнями комнатных растений. 813 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс методических материалов

Номинация «Учебное занятие»

Автор: Микрюкова Светлана Николаевна

Должность: педагог дополнительного образования МКОУ ДОД Дома детского творчества п. Фалёнки Кировской области

Тема : Борьба с вредителями и болезнями комнатных растений.

Цель : Формировать представление детей о вредителях комнатных растений.

— Познакомить детей с распространенными вредителями комнатных растений.

— Развивать наблюдательность, речь детей в процессе выполнения практической работы.

— Воспитывать заботливое и внимательное отношение к комнатным растениям.

— Таблички для оформления кабинета: «Цветочная клиника», «Отдел кадров», «Прием больных».

— Инструменты для работы: ножницы, кисточки, палочки для рыхления, лейка, опрыскиватель, вата, мыло хозяйственное, ведро с водой, тряпочки.

— Экипировка детей (на каждого): халаты белые медицинские, шапочки медицинские, бейджи, перчатки резиновые.

— Больные растения: тюльпан, зараженный тлей, амариллис, зараженный щитовкой, хлорофитум с сухими кончиками, с пересушенным земляным комом.

— Сердечки по количеству детей для рефлексии.

Педагог : Здравствуйте, ребята! Сели поудобнее, начинаем занятие.

II. Основная часть.

1. Вступительная беседа.

Педагог : Девочки, несмотря на то, что мы ухаживаем за нашими комнатными растениями, некоторые из них выглядят нездоровыми, и я думаю, что все-таки некоторым из них нужна профессиональная помощь.

Совсем недавно я узнала о цветочной клинике, которая успешно работает, лечит своих пациентов. Но дело в том, что заболевших растений очень много, а цветочных докторов не хватает.

У нас уже есть основные навыки по уходу за растениями, мы можем предложить свою помощь и поработать цветочными докторами. Как вам идея? Согласны? Поработав в клинике, мы узнаем о распространенных заболеваниях растений и научимся их лечить.

2. Актуализация знаний.

Педагог : чтобы попасть на работу, нужно обратиться в отдел кадров.

(появляется табличка «Отдел кадров»)

Педагог : Прежде, чем устроиться на работу нам необходимо пройти собеседование. Вам будут заданы вопросы, на которые нужно дать ответы.

(Педагог задает вопросы-загадки)

— Кто входит в окно и не ломает его. (свет)

— Что вокруг нас всегда, но мы это не видим? (воздух)

— Много меня- пропал бы мир, мало меня- пропал бы мир.(вода)

— Без него плачемся, а как выйдет- прячемся. (солнце)

Педагог : Правильно ответили на вопросы — свет, воздух вода и тепло- необходимые условия для здоровья растений.

-Но если растению не хватает воды, что с ним происходит? Как ему можно помочь? (полить, если надо- то подрезать сухие кончики)

-Если растение часто поливали, в горшке скопилось очень много воды. Что происходит с таким растением? Как ему помочь? (такое растение нужно пересадить).

Педагог : Молодцы, собеседование прошли успешно. Вы приняты на работу. С сегодняшнего дня — вы доктора цветочной клиники.

(педагог вручает каждому белый халат, медицинскую шапочку и бейдж с именем доктора)

3. Сообщение темы занятия.

Педагог : Первую помощь растению вы оказать сможете, но бывают и более тяжелые случаи, когда необходимо выяснить причину болезни. А для лечения нужны время и усилия. Сегодня мы рассмотрим «тяжелые» случаи и научимся помогать растениям в таких тяжелых случаях.

— Тема нашего занятия «Борьба с вредителями комнатных растений».

4. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментом.

-Итак, сейчас весь персонал клиники пройдет инструктаж по технике безопасности.

-В работе цветочного доктора понадобятся следующие инструменты:

-Расскажите о правилах безопасности при работе острыми инструментами.

-Все работы доктора обязательно выполняют в перчатках.

5. Изложение нового материала.

Педагог : почему или от чего растения болеют?

-Растения болеют от неправильного ухода, в результате которого на растении могут поселиться вредители или вирусы, вызывающие болезни.

-Чтобы успешно лечить больные растения, надо знать, каким болезням и вредителям подвергаются растения и какие меры воздействуют на них.

-Сейчас все цветочные доктора пройдут «специализацию» по данной теме, то есть подготовку на тему «Наиболее распространенные вредители комнатных растений».

-Итак, сейчас мы познакомимся с наиболее распространенными вредителями комнатных растений.

(рассказ педагога о вредителях с их показом)

ТЛЯ – насекомое размером до 2 миллиметров, может быть зеленого или черного цвета, с крыльями и без крыльев. Обитает на бутонах, стеблях и нижней стороне листьев, на верхушках молодых побегов. У тли есть специальный хоботок, которым она прокалывает растение и высасывает сок из стеблей и листьев, бутонов и почек. У зараженного растения скручиваются листочки, замедляется рост, плоды не вызревают, бутоны и побеги изменяют свою форму. Особенно страдают от тлей розы, гвоздики, фуксии и выгоночные луковичные растения.

ПРИЗНАКИ ЗАРАЖЕНИЯ ТЛЕЙ:

-изменение формы побегов, бутонов

-сладкие выделения на листьях

Тли – неприятные, но искоренимые вредители.

-Если мало, то периодически собирать вручную (кисточкой) или обрезать пораженные части растения. Можно в качестве профилактики вымыть растение с хозяйственным мылом.

-Если заражение сильное, то используются химические средства

-своевременное проветривание помещения

-содержание в чистоте

-удаление засохших листьев

-постоянный контроль за растением (особенно в конце зимы, начале весны).

ЩИТОВКА – тело этого вредителя покрыто восковым щитком, отсюда и название – щитовка. Щитовки как и тли сосут соки растения. Взрослая щитовка неподвижна, передвигаются только личинки. Выделяют также липкую жидкость. Щитовка – быстро размножающийся вредитель.

ПРИЗНАКИ ЗАРАЖЕНИЯ ЩИТОВКОЙ:

-растения желтеют и неправильно развиваются

-листья и молодые побеги усыхают

-обмыть растения чесночным или луковым настоем (чеснок или лук измельчают, заливают стаканом воды и настаивают несколько часов).

-частое опрыскивание растения водой

-регулярное осматривание растения (особенно снизу)

Педагог : курс специализации мы прошли, перед тем, как цветочные доктора приступят к осмотру больных растений, нужно ответить на вопросы:

1. Какие условия небходимы для здоровья растений? (свет, тепло, правильный полив, проветривание, обмывание листьев)

2. Назовите наиболее распространенных вредителей комнатных растений. (тля, щитовка)

3. Можно ли обнаружить тлю и щитовку невооруженным глазом? (да).

4. По каким признакам обнаруживаются эти вредители? (липкие выделения на листьях)

5. Какое безопасное для человека средство можно использовать в борьбе с этими вредителями? (хозяйственное мыло, лук, чеснок)

Педагог : Ну что, уважаемые доктора, нас ждут первые пациенты.

(появляется табличка «Прием больных»)

Педагог : Мы все вместе осмотрим растения, нуждающиеся в помощи, и постараемся им помочь.

(На столе стоят растения. На горшках имеются карточки с названиями «хлорофитум», «тюльпан», «амариллис»)

6. Практическая работа

Педагог : на приеме хлорофитум. Давайте внимательно осмотрим растение. Что можем сказать? (у растения сухие кончики листьев, земляной ком в горшке очень сухой, вредителей не обнаружено).

Педагог : Как мы можем помочь растению? (подрезать сухие кончики, полить растение).

(дети выполняют практические действия по уходу за растением)

Педагог : А сейчас на приеме тюльпан. Это выгоночное растение. Давайте внимательно осмотрим его. Что можем сказать? (видим насекомых -вредителей, это тля). Правильно, растение заражено тлей. Как мы можем помочь растению? (при помощи кисточки аккуратно удаляем вредителей на листочек и уничтожаем). Такому пациенту необходим еще осмотр через несколько дней.

(дети выполняют практические действия по уходу за растением)

Педагог : А сейчас на приеме кто? (амариллис). Давайте внимательно произведем осмотр пациента. Что видим? (на листьях видим коричневые неподвижные щитки, липкие выделения. Заражен щитовкой.) Берем небольшие кусочки ватки, смачиваем их водой, натираем хозяйственным мылом и аккуратно удаляем щитовку. Затем в ведерке с водой вату промываем и снова намыливаем. И так до тех пор, пока не удалим всех насекомых. Заболевшему растению в дальнейшем будет необходим неоднократный осмотр.

(практические действия по уходу за растением)

Педагог : ну вот, пациетов больше в клинике нет, первый рабочий день закончен.

III. Подведение итогов.

Педагог : Уважаемые доктора, каким для вас оказался этот день в клинике? Продолжите предложение: «Для меня сегодня этот день был……»

Как вы чувствовали себя в роли доктора?

Педагог : Сегодня вы попробовали себя в роли цветочного доктора. Это была всего лишь игра. Мы увидели, что растению, как и любому другому живому существу нужна наша помощь и забота. Постарайтесь быть такими: внимательными, неравнодушными, заботливыми людьми. На этом наше занятие закончено.

Источник

Исследовательская работа «Жизнь комнатных растений»

При работе с комнатными растениями расширяется представления о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, бережное отношение к природе. Данный материал может быть использован на уроках природоведения, биологии, а так же для подготовки учащихся к индивидуальным заданиям.

Скачать:

Вложение Размер
issledovatelskaya_rabota_zhizn_komnatnyh 373.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гришковская средняя общеобразовательная школа»

Немецкий национальный район, Алтайский край

Школьная научно – практическая конференция

Жизнь комнатных растений

Михайлова Ирина Витальевна,

  1. Когда появились комнатные растения………………………………… 4
  2. Значение комнатных растений……………..…………………………. 5
  3. Видовой состав комнатных растений жителей села Гришковка…….. 5-6
  4. Свойства комнатных растений………………………………………..… 7-8
  5. Применение комнатных растений в качестве лекарств………………. 8-10

«Если в доме цветы – значит,

Актуальность темы. Воздушная среда в доме формируется под влиянием атмосферного воздуха и мощности внутренних источников загрязнения, к которым относятся строительные и отделочные материалы, продукты жизнедеятельности человека и неполного сгорания бытового газа. Согласно исследованиям экологов, в воздухе жилых и общественных зданий одновременно присутствуют более 100 летучих химических веществ, причём большинство из них обладают высокой токсичностью, т.е. воздух в помещении превосходит уровень загрязнения наружного воздуха в среднем в 3-4 раза. Растения же часто служат фильтром вредных веществ.

В настоящее время учеными установлено, что кроме эстетических свойств, растения обладают еще одной полезной функцией – комнатные растения улучшают состав воздуха, очищают атмосферу, что благотворно влияет на наше самочувствие и мозговую деятельность

Мне стало интересно, какие растения нужны в домах и как они влияют на здоровье. И среди всего их многообразия, я остановлюсь на тех, которые отчищают воздух и служат лекарством, а, следовательно, улучшают микроклимат помещений и лечат людей.

Цель работы : Изучить экологические особенности растений

  1. Изучить литературу по данному вопросу.
  2. Познакомиться со свойствами комнатных растений.
  3. Провести опрос жителей села.
  4. Итоги.

Объект исследования : комнатные растения

Предмет исследования : свойства комнатных растений

Гипотеза : Если в жилище человека есть комнатные растения, то это делает воздух чище, способствует укреплению здоровья и украшает жизнь людей

  1. Сбор информации: изучение литературы и информационных ресурсов сети Интернет.
  2. Изучение свойств комнатных растений
  3. Опрос жителей села
  4. Анализ и обработка информации

Практическая значимость: При работе с комнатными растениями расширяется представления о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, бережное отношение к природе. Данный материал может быть использован на уроках природоведения, биологии, а так же для подготовки учащихся к индивидуальным заданиям.

  1. Когда появились комнатные растения?

Сложно сказать, когда люди начали выращивать растения внутри жилища. Вероятно, это произошло не раньше, чем были изобретены цветочные горшки. Археологи утверждают, что они впервые появились в Китае около 5 тысяч лет назад.

Существует мнение, что выращивать растения в плошках начали придворные лекари. В специальных садах они сажали лекарственные растения, чтобы лечить императора и его свиту. Во время военных походов растения пересаживали в небольшую посуду и брали с собой. Однако не все растения, даже посаженные в горшок, были достаточно компактными. Нужно было научиться делать их еще меньше.

Первые попытки создать «дома для растений» были сделаны в Древнем Риме. Это были небольшие, обнесенные стенами садики. Стены защищали растения от сухих горячих ветров, а по трубопроводу в сады поступала вода для полива. На этом развитие «комнатного» растениеводства остановилось на долгие годы.

Идея перенести растение из сада в дом неоднократно посещала наших предков. В больших каменных городах все больше ощущался недостаток зелени. Появилась мода на балконные ящики для цветов, уличные вазоны, декоративное озеленение стен вьющимся виноградом.

  1. Польза комнатных растений

Современный человек большую часть проводит в помещении. Воздух в комнате грязнее в 4 — 6 раз наружного и токсичнее в 8 — 9 раз. В помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для здоровья химические вещества и элементы.

Экологически неблагоприятная обстановка помещений, в которых мы находимся, может вызвать, как легкое недомогание, так и вполне серьезные заболевания: головокружение, головные боли, бессонницу, может появиться утомляемость и раздражительность.

Человеку нужно восстановить прерванную связь с природой, а это значит окружить себя растениями.

Комнатные растения создают в помещение уют, комфортную атмосферу, делают интерьер помещений живым и привлекательным, однако в последние годы учёные открыли и другие свойства комнатных растений, и эти открытия изменили отношение людей к ним. Комнатные цветы нужны в каждой квартире не только для уюта. В воздухе закрытых помещений по разным причинам накапливаются токсические вещества: их выделяют отделочные материалы, моющие средства, водопроводная вода, да и воздух, попадающий с улицы, далеко не всегда бывает чистым и безопасным – в выхлопах автомобилей и сигаретном дыме содержатся такие опасные для здоровья вещества, как бензол и толуол.

Электромагнитное излучение, бактерии и высушенный воздух тоже не прибавляют здоровья ни нам, ни нашей коже. Со всеми этими проблемами помогают справиться комнатные растения, однако не все подряд, а определённые виды.

  1. Видовое разнообразие комнатных растений жителей села Гришковка

Чтобы убедиться, что жители села действительно выращивают комнатные растения и с какой целью они это делают я провела опрос (Приложение 1), а у некоторых побывала дома. Всего мною было опрошено 40 жителей.

Общее кол-во ответов, человек

1. Есть ли у вас дома комнатные

2. Перечислите, какие растения есть в вашем доме.

Денежное дерево 7

3. Были ли случаи, когда комнатные растения оказывали

на вас какое-либо влияние? Если да, то какое?

По результатам опроса я выяснила:

  1. У всех опрошенных жителей села в домах есть комнатные растения.
  2. Чаще всего встречаются: хлорофитум, герань, алоэ, кактусы, традесканция.
  3. В большей части случаев растения оказывали положительное влияние на человека, но не исключено и отрицательное.
  4. Многие жители знают полезные свойства комнатных растений, но есть и такие, которые не знают.

Видовой состав комнатных растений представлен в таблице (Приложение 2)

  1. Свойства комнатных растений.

В нашем мире великое множество комнатных растений, и все они обладают определёнными свойствами, оказывая какое-либо влияние на наше настроение, самочувствие и жизнь. Поэтому, выбирая комнатные растения для своего дома или квартиры, нужно не только оценивать их лечебные и полезные свойства, но и полагаться на свою интуицию, а также на интуицию других членов семьи.

Первое свойство растений «Чистый воздух»

Поселив в своём доме растения, мы получаем чистый воздух, обогащенный кислородом.

Но существует убеждение, что комнатные растения выделяют углекислый газ. Днём на свету все комнатные растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. Ночью же, в темноте, они действительно выделяют углекислый газ, но в таких незначительных количествах, что никак не может отразиться на здоровье человека. Например, фикус выделяет за сутки углекислого газа в 500 раз меньше, чем человек, за это время находящийся в комнате.

Если в доме есть такие растения, как монстера, пеларгония, папоротники, хлорофитум, бегония, способствует обогащению воздуха ионами кислорода, что благоприятно сказывается на здоровье.

Правда ли, что растения выделяют кислород. Это я решила проверить, поставив опыты. Всем известно, что кислород поддерживает горение. Я взяла 2 банки и перевернула их. В одну поместила комнатное растение, а другую оставила пустой. В обе банки поставила горящие свечки, засекла время и наблюдала за горением. В пустой банке кислород выгорел за 40 сек., а в банке с растением свеча горела на 15 сек. дольше.

Отсюда вывод: Поселив в своём доме растения, мы получаем чистый воздух обогащенный кислородом.

Второе свойство растений «Влажный воздух»

Влажность воздуха в помещениях могут поддерживать многие растения, но наиболее распространённые из них: папоротник, цикламен, разные виды фиалок.

Воздух закрытых помещений в большинстве случаев сухой, особенно во время отопительного сезона. В этот период у человека увеличивается сухость кожи, пересыхают слизистые, что способствует проявлению различных болезней дыхательных путей.

Но и здесь комнатные растения играют положительную роль. Они интенсивно испаряют влагу, увеличивая влажность воздуха. Оптимальной, при t 18-24 о , считается влажность воздуха в 55-75%.

Обогащение воздуха влагой я тоже проверила, сделав опыт. Плотно накрыла растение пленкой, обильно полила и оставила на 3 часа на солнце. Через время я увидела, что на пленке появились капельки.

Вывод: Комнатные растения интенсивно испаряют влагу, увеличивая влажность воздуха

Третье свойство «Воздух без микробов»

В воздухе закрытых помещений встречаются самые разные микроорганизмы, в том числе и болезнетворные. По данным немецких учёных, воздух, которым мы дышим, содержит более 1000 вредных веществ. Комнатные растения способны отфильтровывать большую часть таких веществ.

Согласно современным представлениям, растения выделяют в окружающую среду фитонциды, убивающие вирусы, грибы, бактерии или задерживающие их рост. Численность микробов в помещении можно понизить, поместив в комнате площадью 15-25 м 2 5-7 хорошо развитых растений – мирт, бегонию, хлорофитум, аспарагус, монстеру и воздух очистится на 70-80%.

Четвертое свойство растений «Красота и спокойствие»

Эмоциональное состояние человека связано с комнатными растениями

Зелёный цвет растений действует успокаивающе. Светлая окраска листьев создаёт ощущение лёгкости. Тёплые оранжевые, жёлтые тона цветков помогают проснуться, оказывают тонизирующее действие, излечивают депрессию. От вида цветков с жёлтой окраской уменьшается усталость глаз. Растения, имеющие цветки с ярко-красной окраской, бодрят, повышают работоспособность, снижают утомление.

В этом я убедилась, беседуя с жителями села, ведь именно это свойство комнатных растений они поставили на первое место.

Пятое свойство растений «Зеленый доктор»

Оказывается, некоторые комнатные растения могут излечивать от болезни! Ученые предоставили вполне объективные данные о том, какие уникальные целебные вещества содержатся в алоэ и каланхоэ, домашнем эвкалипте и золотом усе, пеларгонии. Некоторые лечебные свойства растений я изучила более подробно.

  1. Применение комнатных растений в качестве лекарств

Каланхоэ. Очень полезное растение, так как его сок помогает в заживление ран. Оно обладает противовоспалительным эффектом. При простудных заболеваниях, рекомендуется употреблять теплый чай с соком этого цветка.

Алоэ. Даже не стоит описывать все полезные свойства этого чудо-растения, которое многие знают под названием «столетник». О них знают даже маленькие дети. Сколько раз бабушки закапывали своим внукам сок алоэ при насморке. Это растение помогает и при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Герань. Является отличным антидепрессантом. В народе бытует мнение, что прикладывая листочки герани к пульсу, вы избавляетесь от высокого давления. Настойки из герани применяют при камнях в почках.

Хлорофитум. Очень полезный цветок. Его лучше всего размещать на кухне, так как он способен поглощать вредные газы и запахи.

Сансевьера. Этот цветок увеличивает количество кислорода в квартире. Людям, страдающим от астмы, просто необходимо завести это растение в своей квартире.

Спатифиллюм. Если вы живете в большом городе и атмосфера за окном оставляет желать лучшего, то обязательно посадите этот цветок у себя дома. Он поглощает канцерогенные вещества, поступающие в квартиру с улицы.

Цикламен. Отличный цветок для детской комнаты. Многие родители обращали внимание, что капризные дети становятся гораздо спокойнее, если в комнате растет этот цветок.

Фиалка Народные лекари предлагали фиалку трехцветную, как средство от сердечных болезней, зубной боли , золотухи, простуды, кашля, грыжи, ревматизма, подагры, дефиците витаминов. Применяется фиалка и для борьбы с кожными заболеваниями: экземами, угрями, фурункулами, ранами и язвами, дерматитами, лишаями. Фиалка имеет противовоспалительное и успокоительное свойство.

Кактус Как и другие полезные комнатные растения, они обладают бактерицидными свойствами, однако у них есть ещё одна важная особенность. Кактусы могут защищать человека от вредного электромагнитного излучения, снижая ионизацию воздуха в помещениях. Именно поэтому кактусы рекомендуется располагать в непосредственной близости от экрана телевизора или компьютера

Не рекомендуется держать в доме следующие комнатные растения:
Амариллис — этот цветок является ядовитым и может причинить вред человеку.
Диффенбахия -с ок этого цветка является очень токсичным, при попадании на кожу может вызвать дерматит. Категорически не рекомендуется его держать в доме при наличии детей и домашних животных.
Существует еще много комнатных цветов, которые способны нанести вред человеку.

Делая выводы можно сказать что комнатные растения сопутствуют человеку, украшая его жизнь, оказывают благоприятное, эмоциональное воздействие. Разнообразие форм и окраски вызывают светлые чувства.

Растениям принадлежит важная роль в улучшении среды, окружающего человека. Они положительно влияют на микроклимат помещения.

Цветы в помещении должны быть подобраны не только в эстетических целях, но и для оздоровления атмосферы. Знания о комнатных растениях нужны для того, чтобы правильно подбирать их и ухаживать за ними.

Гипотеза моего исследования подтвердилась: действительно, если выращивать комнатные растения у себя в доме, то экологически чистый воздух будет благотворно влиять на наше здоровье.

До начала работы я не выращивала комнатные растения, но теперь я обязательно этим займусь так как доказала, и прежде всего себе, что это полезно.

Источник

Читайте также:  Подкормка золой комнатных растений в домашних условиях зимой
Adblock
detector