Меню

Большинство растений покрытосеменных относятся к классу

Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Классификация покрытосеменных

Отдел Покрытосеменные принадлежит к царству Растения. Его разделяют на два класса: Двудольные и Однодольные. Эти названия существуют с глубокой древности, хотя сейчас и не отвечают требованиям науки систематики.

Разделение покрытосеменных на два класса базируется на основе совокупности признаков: 1) строение цветка 2) тип и строение семени и плода, 3) строение вегетативных органов 4) внутреннее строение и т.п. (ил. 42.1).

Самыми общими признаками растений, относят к классу Двудольные, являются: стержневая корневая система; листья простые и сложные, преимущественно с сетчатым жилкованием; четырех-или пятичленные цветки, семя с двумя семядолями т.п.. Среди двудольных большое разнообразие деревьев (дуб, ива, яблоня, вишня), кустарника (смородина, калина, шиповник) и играл (пшеница, клевер, мята и т.д.), которые живут в разных условиях. К двудольных относятся большинство плодовых, ягодных, овощных, масличных, декоративных, лекарственных растений и т.п.. Растения класса Однодольные имеют мочковатую корневую систему, простые листья, параллельное или дуговое жилкование; трехчленных цветка; семя с одной семядолей т.п.. Подавляющее большинство однодольных — травянистые растения, которые хорошо переносят неблагоприятные условия существования. Класс Однодольные включает много важных сельскохозяйственных растений: злаковые (например пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис), овощные (например спаржа, лук, чеснок), декоративные (лилии, тюльпаны, гиацинты) и т.д..

Можно по одному признаку определить принадлежность растения к тому или иному классу?

В основу классификации покрытосеменных положены особенности строения цветка, соцветий и плодов, количество семядолей в семени, тип корневой системы, особенности строения листьев и стебли т.п.. Большое значение для классификации имеет строение околоцветника, тычинок, пестиков. Однако не существует никаких признаков, по которым можно было бы четко указать принадлежность растения к одному из классов. Среди двудольных есть растения с признаками однодольных (например подорожник с дуговым жилкованием листьев), и, наоборот, среди однодольных есть растения с признаками двудольных (например вороний глаз с сетчатым жилкованием листьев) (ил. 42.2). Итак, отнести растение к каждому из классов можно только по определенной совокупности признаков.

Какие характерные признаки растений класса Двудольные?

В семени двудольных есть два зародышевых листка — семядоли. В них содержатся запасные питательные вещества, проросток использует при развитии. У двудольных обычно развита стержневая корневая система. Это объясняется тем, что главный корень, который образуется из зародышевого корня, живет долго. Большинство двудольных в стеблях и корнях имеют боковую образующую ткань — камбий, обеспечивающая рост этих органов в толщину. Листья двудольных бывают простыми или сложными, имеют обычно сетчатое жилкование. Основное число частей цветка части равна или кратное 5, реже 4 (ил. 42.3). К классу Двудольные относят около 2/3 видов покрытосеменных, которые объединяют в 429 семей, из которых в Украине есть представители около 180. Самыми распространенными в природе или в культуре в нашей стране являются представители семей кувшинками, Лютиковые, Кактусовые, Буковые, Березовые, Тыквенные, Капустные, Розовые, Бобовые, Сельдерейные, Пасленовые, Астровые т.п..

Какие признаки являются общими для класса Однодольные?

В семени однодольных есть один зародышевый листок. Однако в нем нет питательных веществ. Эта семядоля, которую называют щитком, выполняет функцию всасывания питательных веществ из запасальнои ткани семени — эндосперма. Главный корень у них отмирает рано, вместо него развиваются придаточные корни, из которых формируется мочковатая корневая система. Камбий у них отсутствует, поэтому утолщение вегетативных органов ограничено. Листья простые, как правило, имеют дуговую или параллельное жилкование (ил. 42.4). К классу Однодольные относят около 1/3 видов покрытосеменных, которые объединяют в 104 семьи. Общие представления о класс дают семьи Лилейные, Луковые, ятрышника, Осоковые, Злаковые, Пальмовые, ряска и т.д..

Источник

Покрытосеменные

Отдел покрытосеменные (цветковые) самый многочисленный, он включает 235-250 тысяч видов. Его представители обитают по всему миру: от холодной тундры до жарких тропиков, отдельные виды освоили пресные и морские водоемы.

Покрытосеменные составляют большую часть массы растительного сообщества, являются звеном в цепи питания (продуцентами) — важнейшими производителями органических веществ на суше, как водоросли — в морях и океанах.

В настоящее время цветковые господствуют на Земле. Такое доминирующее положение им позволили занять прогрессивные особенности:

    Возникновение цветка

Цветок — генеративный орган покрытосеменных (цветковых), высшая ступень полового размножения. Цветок характерен только для покрытосеменных растений, ни один из других отделов подобным генеративным органом не обладает. По своему строению цветок это видоизмененный обоеполый стробил, гомологичный стробилам голосеменных.

В отличие от голосеменных, у которых семязачатки лежат открыто на семенных чешуях, у цветковых семязачаток находится в замкнутом вместилище — завязи, сформированной из плодолистика (-ов).

Двойное оплодотворение, открытое Навашиным Сергеем Гавриловичем, уникальное явление, характерное только для цветковых. Оно связано с тем, что в зародышевый мешок попадают два спермия, один из которых (n) сливается с центральной клеткой (2n), с образованием запасного питательного вещества — эндосперма (3n). Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) с образованием зиготы (2n), из которой развивается зародыш.

Читайте также:  Аквариумы с растениями без co2

У цветковых появляется плод — генеративный орган, служащий для защиты и распространения семян.

Хорошо развита проводящая ткань

Ксилема — проводящая ткань, обеспечивающая восходящий ток воды и растворенных в ней минеральных солей, представлена не трахеидами, а сосудами. Во флоэме ситовидные элементы окружены клетками-спутницами.

У покрытосеменных мы не найдем антеридиев и архегониев: гаметофиты максимально редуцированы.

В процессе опыления покрытосеменных участвуют насекомые, летучие мыши, птицы. Также опыление может происходить с помощью воды или ветра.

Особенностью цветковых является способность образовывать многоярусные сообщества, более устойчивые и продуктивные.

Многоярусность растительного сообщества служит приспособлением к равномерному распределению света: светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые растения отлично чувствуют себя в тени светолюбивых 🙂

Классы покрытосеменных

Отдел покрытосеменные состоит из двух классов: однодольные и двудольные. К классу двудольных относятся семейства: крестоцветные, сложноцветные, розоцветные, бобовые (мотыльковые), пасленовые. Класс однодольные включает в себя семейства: злаковые, лилейные. Для каждого класса имеются характерные признаки.

    Двудольные — семейства: крестоцветные, сложноцветные, бобовые, розоцветные, пасленовые

      В составе зародыша обычно имеется две семядоли

    В семядолях содержится запас питательных веществ. При надземном прорастании семядоли (зародышевые листья) могут выполнять функцию фотосинтеза.

    Листья двудольных простые и сложные, для двудольных характерно перистое и пальчатое жилкование.

    За счет камбия растения растут в толщину, возможен вторичный рост осевых органов (стебля и корня).

    Корневая система чаще всего стержневого типа, с хорошо выраженным главным корнем, от которого отходят боковые корни. Главный корень развивается из зародышевого корешка.

    Цветки пятичленные, реже встречаются четырехчленные. Хорошо обособлены чашечка и венчик.

    Цветок с простым околоцветником. Цветки чаще трехчленные, четырехчленные. Никогда не бывают пятичленными.

    Эндосперм семени

    Эндосперм (от греч. endon — внутри + греч. sperma — семя) — запасное питательное вещество, у покрытосеменных триплоидный (3n).

    Эндосперм в семени есть у подавляющего большинства однодольных (лука, ландыша, пшеницы) и двудольных (тмина, хурмы, фиалки). Отсутствует эндосперм в семенах тыквенных, крестоцветных (капусты), сложноцветных (подсолнечника), бобовых (гороха, фасоли), также у — березы, липы, дуба, клена, так как на ранней стадии развития растущий зародыш поглощает эндосперм.

    Жизненный цикл

    Из генеративных почек спорофита развиваются цветки. У взрослого растения спорофита (2n) в цветке в гнездах пыльников тычинок в ходе микроспорогенеза образуется пыльцевое зерно (n) — мужской гаметофит. В завязи пестика в семязачатке формируется женский гаметофит — зародышевый мешок, внутри которого находятся центральная клетка (2n) и яйцеклетка (n).

    В результате опыления (насекомым, ветром, человеком) пыльца с тычинок переносится на рыльце пестика. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Вегетативная клетка начинает растворять ткани пестика, образует пыльцевую трубку и прорастает до зародышевого мешка. Генеративная клетка делится, образуя два спермия (n), из которых один сливается с центральной клеткой (2n) с образование эндосперма (3n) — запасного питательного вещества. Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n), образуя зиготу (2n).

    В дальнейшем из семязачатка формируется семя, а завязь превращается в околоплодник — образуется плод. Своим внешним видом плоды привлекают животных, и те их охотно поедают) Благодаря семенной кожуре семена не подвергаются расщеплению в желудочно-кишечном тракте человека и животных. Они выходят из ЖКТ в неизменном виде и остаются способны к прорастанию: так происходит расселение растений. Попав в благоприятные условия, они прорастают в спорофит (2n). Цикл замыкается.

    Значение покрытосеменных

    Покрытосеменным в жизни человека отведено важное место. Только подумайте — почти все культурные растения принадлежат к этому отделу! Цветковые имеют медицинское значение, из многих растений изготавливаются лекарства. Их древесина используется для изготовления бумаги, мебели, применяются в промышленности.

    © Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

    Источник

    Классы и семейства цветковых растений

    Отдел цветковых растений делится на два класса: однодольные и двудольные. Отличия:

    1. У однодольных в семени одна семядоля (зародышевый листок), а у двудольных – две.
    2. У однодольных корневая система мочковатая, а у двудольных – стержневая.
    3. У однодольных жилкование листьев параллельное и дуговое, а у двудольных – сетчатое (перистое).
    4. У однодольных нет камбия, поэтому они не могут расти в толщину и все являются травами. У двудольных есть камбий, поэтому они могут быть травами, кустарниками и деревьями.
    5. Количество элементов цветка (тычинок, лепестков) у однодольных кратно трем (3,6,9…), а у двудольных – пяти (5, 10, 15…)

    Однодольные

    1. Семейство Злаки (рожь, пшеница, пырей) – стебель соломина, вставочный рост, соцветие сложный колос, плод зерновка.
    2. Семейство Лилейные (лук, тюльпан, ландыш) – имеют корневища и луковицы.

    Двудольные

    1. Семейство Крестоцветные (редис, капуста, сурепка) – 4 лепестка, плод стручок.
    2. Семейство Бобовые, они же Мотыльковые (горох, клевер, бобы) – плод боб, клубеньковые бактерии.
    3. Семейство Пасленовые (картофель, томат, перец) – сросшиеся чашелистики и лепестки, ядовитость.
    4. Семейство Сложноцветные (подсолнух, ромашка, одуванчик) – мелкие цветки собраны в соцветие корзинка, плод семянка.
    5. Семейство Розоцветные (яблоня, земляника, рябина).

    Таким образом, деление цветковых растений на классы происходит на основе строения корневой системы, количества семядолей, жилкования листьев и пр. Деление на семейства происходит на основе строения цветов и плодов.

    Еще можно почитать

    Задания части 1

    Выберите один, наиболее правильный вариант. У сложноцветных плод
    1) зерновка
    2) семянка
    3) костянка
    4) орешек

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод стручок характерен для представителей семейства
    1) розоцветные
    2) бобовые
    3) пасленовые
    4) крестоцветные

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод боб встречается у растений семейства
    1) сложноцветных
    2) пасленовых
    3) злаков
    4) мотыльковых

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных)
    1) Имеют стержневую корневую систему
    2) Имеют сетчатое жилкование листьев
    3) Их цветки четырехчленного типа, образуют соцветие кисть
    4) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому покрытосеменные растения делятся на классы, – это строение
    1) цветка
    2) плода
    3) семени
    4) стебля

    Выберите один, наиболее правильный вариант. У растений семейства Крестоцветные: капусты, редиса и репы плод
    1) семянка
    2) коробочка
    3) стручок
    4) орешек

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, –
    1) строение плода
    2) способ размножения
    3) строение семени
    4) совместное обитание

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Характерный признак растения семейства сложноцветных (астровых) — соцветие
    1) головка
    2) сложный зонтик
    3) простой зонтик
    4) корзинка


    ОДНОДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
    1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался орган подобного типа, то для этого растения характерны

    1) параллельное жилкование листьев
    2) мочковатая корневая система
    3) камбий в проводящих пучках
    4) проводящие пучки, расположенные в стебле по кругу
    5) две семядоли
    6) питательные вещества для прорастания, запасенные в эндосперме


    2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений семейства, представитель которого изображен на рисунке?
    1) плод семянка
    2) стебель соломина
    3) вставочный рост
    4) сложные листья
    5) сетчатое жилкование листьев
    6) соцветие сложный колос


    3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
    1) параллельное жилкование листьев
    2) стебель соломина
    3) наличие камбия в стебле
    4) плод – семянка
    5) мочковатая корневая система
    6) вегетативное размножение


    4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растений сформировался цветок, изображенный на рисунке, то этим растениям присущи
    1) сетчатое жилкование листьев
    2) стебель соломина
    3) плод – семянка
    4) одна семядоля в семени
    5) мочковатая коревая система
    6) наличие камбиального кольца в стебле

    ДВУДОЛЬНЫЕ
    1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений класса Двудольные?

    1) сетчатое жилкование листьев
    2) корневая система мочковатая
    3) две семядоли в семени
    4) камбий отсутствует

    5) количество лепестков кратно 5

    6) двойное оплодотворение

    2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками класса двудольных растений являются
    1) зародыш семени с одной семядолей
    2) стержневая корневая система
    3) число частей цветка, кратное трем
    4) параллельное и дуговое жилкование
    5) зародыш с двумя семядолями
    6) наличие камбия


    ДВУДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
    1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растений, имеющих изображенное на рисунке жилкование листьев, характерны также следующие признаки:

    1) две семядоли в семени
    2) число частей цветка кратно трем
    3) диффузное строение проводящей системы
    4) кольцо камбия отсутствует
    5) стержневая корневая система
    6) цветок с двойным околоцветником


    2. Выберите три признака, характерных для изображенного на рисунке организма.
    1) вегетативное размножение
    2) параллельное жилкование
    3) двойное оплодотворение
    4) четырехчленный цветок
    5) стебель – соломина
    6) плод – многоорешек


    3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
    1) дуговое жилкование листьев
    2) стержневая корневая система
    3) наличие камбия
    4) две семядоли в семени
    5) наличие щитка в семени
    6) вставочный рост стебля

    ОДНОДОЛЬНЫЕ — ДВУДОЛЬНЫЕ
    1. Установите соответствие между классами растений (1 — Двудольные, 2 — Однодольные) и их признаками. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

    А) Мочковатая корневая система
    Б) Стержневая корневая система
    В) Листья имеют дуговое или параллельное жилкование
    Г) Число частей цветка кратно 3
    Д) Листья имеют перистое или пальчатое жилкование

    2. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1) двудольные, 2) однодольные
    А) наличие в семени одной семядоли
    Б) мочковатая корневая система
    В) наличие в семени двух семядолей
    Г) сетчатое жилкование листьев
    Д) стержневая корневая система
    Е) параллельное или дуговое жилкование листьев

    3. Установите соответствие между признаком и классом цветковых растений, для которого этот признак характерен: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) стержневая корневая система
    Б) одна семядоля
    В) дуговое жилкование
    Г) параллельное жилкование
    Д) цветок трёхчленного типа
    Е) цветок пятичленного типа

    4. Установите соответствие между признаками и классами растений покрытосеменных, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) корневая система стержневого типа
    Б) листья с параллельным жилкованием
    В) количество частей цветка кратно 3
    Г) рост стебля в толщину за счёт камбия
    Д) характерен вставочный рост
    Е) у большинства видов двойной околоцветник

    5. Установите соответствие между признаками покрытосеменных растений и классами, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) жилкование листа сетчатое
    Б) жилкование листа параллельное
    В) утолщение стебля за счёт камбия
    Г) мочковатая корневая система
    Д) цветок трёхчленного типа
    Е) листья простые и сложные

    ФОРМИРУЕМ 6
    1) отсутствие камбия в стебле
    2) цветок с простым околоцветником
    3) преобладание травянистых форм

    Установите соответствие между признаками классов и растениями: 1) пастушья сумка, 2) пшеница. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) цветки опыляются ветром
    Б) имеет мочковатую корневую систему
    В) листья имеют развитые влагалища
    Г) проводящие пучки имеют камбий
    Д) число частей цветка кратно четырём
    Е) семя имеет две семядоли

    БОБОВЫЕ
    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Только для растений семейства Мотыльковые характерно

    1) наличие плода стручок
    2) перекрестное опыление насекомыми
    3) наличие на корнях азотофиксирующих бактерий
    4) наличие плода боб
    5) наличие нектарников
    6) наличие цветка с пятью лепестками (лодочка, парус, весла)

    БОБОВЫЕ — КРЕСТОЦВЕТНЫЕ
    1. Установите соответствие между признаком растений и семейством, для которого этот признак характерен: 1) Капустные, 2) Мотыльковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

    А) плод стручок или стручочек
    Б) соцветие кисть
    В) соцветие кисть или головка
    Г) формула цветка ЧБ4Л4Т2+4П1
    Д) формула цветка Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1
    Е) плод боб

    2. Установите соответствие между признаками растений и семействами: 1) Бобовые, 2) Крестоцветные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) плод стручок
    Б) образуют симбиоз с клубеньковыми бактериями
    В) 4 лепестка венчика
    Г) плод боб
    Д) обогащают почву азотом
    Е) шесть тычинок

    ЗЛАКИ — СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ
    Установите соответствие между семействами цветковых растений и их характеристиками: 1) Сложноцветные, 2) Злаки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

    А) семейство класса Однодольные
    Б) мелкие цветки собраны в крупные соцветия – корзинки
    В) плод – семянка
    Г) имеют особый цилиндрический стебель с хорошо развитыми узлами
    Д) цветок состоит из двух цветковых чешуй
    Е) семейство класса Двудольные


    Рассмотрите рисунок и определите (А) тип изображенного плода, (Б) семейство, для которого характерен изображенный плод, и (В) его представителей. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
    1) стручок
    2) фасоль, акация, арахис
    3) боб
    4) злаковые
    5) капуста, горох, белена
    6) мотыльковые
    7) крестоцветные


    Рассмотрите рисунок с изображением растения и укажите (А) класс, (Б) тип корневой системы и (В) плод. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
    1) однодольные
    2) зерновка
    3) стержневая
    4) двудольные
    5) семянка
    6) мочковатая
    7) початок
    8) злаки

    Источник