Меню

Ботаника наука о растениях в корчагина

Книга: В.А. Корчагина «Ботаника»

Учебник для 5-6 классов средней школы. Издание восемнадцатое Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1985 года (издательство «Просвещение» ).

Издательство: «ЁЁ Медиа» (1985)

Другие книги автора:

Книга Описание Год Цена Тип книги
Ботаника Учебник для 5-6 классов средней школы. Издание восемнадцатое Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1985 года (издательство`Просвещение`). В — ЁЁ Медиа, Подробнее. 1985 1847 бумажная книга

См. также в других словарях:

Ботаника — Объекты исследования … Википедия

БОТАНИКА — (греч., от botane трава, злак). Наука о растениях. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БОТАНИКА греч., от botane, трава, злак. Наука о растениях. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

ботаника — и, ж. botanique, нем. Botanik <, лат. botanica. Знание о травах есть часть медицины .. Зовется же таковая наука ботаника. КАН 49. Профессор ботаники. ЕС 1763 1 552. || Изучение растительного мира. Сл. 18.Ученой Француз Турнефор .. для ботаники … Исторический словарь галлицизмов русского языка

БОТАНИКА — (от греческого botane трава, растение), наука о растениях. Изучает видовое многообразие растений (систематика), их строение (морфология и анатомия), особенности жизнедеятельности (физиология, биохимия), закономерности индивидуального и… … Современная энциклопедия

БОТАНИКА — (от греч. botane трава растение), наука о растениях, один из основных разделов биологии. Изучает видовое многообразие растений (систематика), их строение (морфология и анатомия), особенности жизнедеятельности (физиология, биохимия),… … Большой Энциклопедический словарь

БОТАНИКА — БОТАНИКА, научная дисциплина, посвященная изучению растений и водорослей, в том числе, их классификации, исследованию структуры, физиологии, размножения и эволюции. В прошлом ботанику подразделяли на два отдела: низших (не цветковых) растений,… … Научно-технический энциклопедический словарь

БОТАНИКА — (греч. botanike растение, трава), комплекс наук о растениях. Осн. ботан. дисциплины: систематика растений (изучает их классификацию и филогению), морфология (внеш. строение), анатомия (внутр. строение), эмбриология (половые элементы, развитие… … Биологический энциклопедический словарь

ботаника — фитология, агроботаника, растениеведение Словарь русских синонимов. ботаника сущ., кол во синонимов: 29 • агроботаника (1) • … Словарь синонимов

БОТАНИКА — (от греч. botane трава), наука, имеющая задачей всестороннее изучение растений. Главнейшие этапы развития. Б. возникла как чисто описательная наука в связи с практическими запросами, особенно в области сельского хозяйства и медицины. Уже в… … Большая медицинская энциклопедия

Ботаника — (от греческого botane трава, растение), наука о растениях. Изучает видовое многообразие растений (систематика), их строение (морфология и анатомия), особенности жизнедеятельности (физиология, биохимия), закономерности индивидуального и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

БОТАНИКА — БОТАНИКА, ботаники, мн. нет, жен. (от греч. botane растение). Наука о растениях. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Источник

Библиотека старых советских учебников по Ботанике и Природоведению

Старые учебники СССР

Учебник для 5-6 классов средней школы

© Издательство «Просвещение», 1985 г.

В.А. Корчагина

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Общее знакомство с цветковыми растениями
2. Клетка

3. Семя
4. Корень

6. Стебель
7. Вегетативное размножение

8. Семенное размножение
9. Растение – целостный организм

10. Классификация цветковых растений

11. Многообразие растительного мира
12. Развитие растительного мира на земле

13. Растительные сообщества
Указатель терминов
Указатель названий растений

Скачать учебник Ботаника 5-6 класс 1985 года (формат DjVu, 6.27 Mb):

Скачать.

Как пользоваться учебником

По этому учебнику вы будете учиться в V и VI классах. По оглавлению учебника можно легко найти нужные разделы. Отыскать их в учебнике поможет также надпись в верхней части страницы. Вопросы к тексту параграфов обозначены красным вопросительным знаком.

Красный треугольник у после вопросов показывает на задание для самостоятельной работы. Номера рисунков в тексте и под соответствующим рисунком выделены цифрой в красном квадрате ОН Термины и видовые названия растений, которые нужно запомнить, напечатаны курсивом. В конце учебника помещен указатель понятий и терминов. Номера страниц, на которых даны определения понятий, обозначены полужирным шрифтом. Приведен также список растений, упомянутых в учебнике.

Фотографии перед каждой темой помогут вам лучше понять ее содержание. В начале и в конце учебника на обороте переплета (форзаце) изображены редкие и лекарственные растения, которые необходимо охранять.

После вас учебником будут пользоваться другие учащиеся. Берегите его. Страницы перелистывайте аккуратно, не перегибайте книгу. Для быстрого нахождения нужного текста пользуйтесь специальными закладками.

Издание восемнадцатое напечатано с диапозитивов издания семнадцатого, переработанного А. Н. Сладковым.

Источник

Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Учебник. 6-7 классы. Корчагина В.А.

24-е изд. — М.: Просвещение,1993 — 256 с.

По этому учебнику вы будете учиться в 6 и 7 классах. По оглавлению учебника можно легко найти нужные разделы. Отыскать их в учебнике поможет также надпись в верхней части страницы. Вопросы к тексту параграфа обозначены красным вопросительным знаком. Красный треугольник после вопросов показывает на задание для самостоятельной работы. Номера рисунков в тексте и под соответствующим рисунком выделены цифрой в красном квадрате. Термины и видовые названия растений, которые нужно запомнить, напечатаны курсивом.

Фотографии перед каждой темой помогут вам лучше понять ее содержание. В начале и в конце учебника на обороте переплета (форзаце) представлены схемы четырех царств органического мира, происхождения и развития бактерий, грибов, растений.

В учебник включен лабораторный практикум. Работая с натуральными объектами, вы приобретете практические умения и навыки, необходимые для изучения растительного мира.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ
§ 1. Биология — наука о живой природе. Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека 7
§ 2. Органы растения 9
§ 3. Плоды и семена 12
§ 4. Распространение плодов и семян 15
§ 5. Разнообразие растений 17
§ 6. Осенние явления в жизни растений 20
КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА
§ 7. Устройство увеличительных приборов 23
§ 8. Строение растительной клетки 25
§ 9. Движение цитоплазмы. Поступление веществ в клетку 26
§ 10. Деление и рост клеток 28
КОРЕНЬ
§11. Стержневые и мочковатые корневые системы 31
§ 12. Почва и ее охрана 33
§ 13. Рост корня 35
§ 14. Зоны (участки) корня 37
§ 15. Поглощение воды корнем 40
§ 16. Передвижение воды и минеральных веществ в растении 42
§ 17. Удобрения 43
§ 18. Дыхание корней 45
§ 19. Видоизменения корней 46
ПОБЕГ
§ 20. Побег и почки 49
§ 21. Развитие побега из почки. Рост побега в длину 53
§ 22. Внешнее строение листьев 55
§ 23. Клеточное строение листовой пластинки 58
§ 24. Растения и свет 60
§ 25. Образование крахмала в листьях на свету 61
§ 26. Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода 63
§ 27. Выращивание растений в парниках и теплицах 65
§ 28. Дыхание листа 67
§ 29. Испарение воды растениями 68
§ 30. Видоизменения листьев . 70
§ 31. Листопад 72
§ 32. Значение зеленых растений в природе и жизни человека 74
§ 33. Строение стебля 76
§ 34. Рост стебля в толщину. Годичные кольца 80
§ 35. Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ . 82
§ 36. Передвижение по стеблю органических веществ 83
§ 37. Корневище, клубень, луковица 85
ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
§ 38. Вегетативное размножение растений побегами 91
§ 39. Вегетативное размножение растений корнями и листьями 95
ЦВЕТОК И ПЛОД
§ 40. Цветок 99
§ 41. Соцветия 102
§ 42. Перекрестное опыление насекомыми 104
§ 43. Перекрестное опыление ветром. Самоопыление 105
§ 44. Искусственное опыление. 107
§ 45. Оплодотворение у цветковых растений 108
§ 46. Образование семян и плодов 110
СЕМЯ
§ 47. Строение семян двудольных растений 115
§ 48. Строение семян однодольных растений 116
§49. Состав семян 118
§ 50. Прорастание семян 120
§ 51. Дыхание семян 123
§ 52. Питание и рост проростков 124
§ 53. Время посева и глубина заделки семян 126
РАСТЕНИЕ — ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ.
§ 54. Взаимосвязь в растительном организме 131
§ 55. Основные процессы жизнедеятельности растительного организма 133
§ 56. Растения и окружающая среда 136
§ 57. Растительное сообщество 140
§ 58. Взаимосвязи растений в сообществе 143
§ 59. Влияние факторов природы на растительные сообщества 144
§ 60. Охрана растений 147
§ 61. Весенние явления в жизни растений
§ 62. Летние задания 155
ОТДЕЛ ЦВЕТКОВЫЕ (ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ) РАСТЕНИЯ
§ 63. Деление цветковых растений на группы 157
§ 64. Семейство крестоцветных 160
§ 65. Дикорастущие растения семейства крестоцветных 162
§ 66. Семейство розоцветных
§ 67. Шиповник — растение семейства розоцветных 167
§ 68. Семейство бобовых 168
§ 69. Семейство пасленовых 170
§ 70. Семейство сложноцветных 172
§ 71. Семейство лилейных 176
§ 72. Семейство злаков 179
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
§ 73. Происхождение культурных растений 185
§ 74. Пшеница — важнейшая зерновая культура 187
§ 75. Капуста — ценная овощная культура 190
§ 76. Картофель — важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура
§ 77. Масличные сельскохозяйственные растения
§ 78. Плодово-ягодные культуры 196
ОТДЕЛЫ PACTЕНИЙ
§ 79. Одноклеточные зеленые водоросли 201
§ 80. Многоклеточные нитчатые зеленые водоросли 203
§ 81. Морские бурые и красные водоросли 205
§ 82. Зеленый мох кукушкин лен 207
§ 83. Торфяной мох и образование торфа 208
§ 84. Папоротники, хвощи, плауны 210
§ 85. Древние папоротникообразные и образование каменного угля 213
§ 86. Разнообразие голосеменных растений 215
§ 87. Размножение голосеменных. Значение голосеменных 217
§ 88. Покрытосеменные (Цветковые) растения 220
РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
§ 89. Многообразие растений. Доказательства их происхождения 223
§ 90. Основные этапы развития растительного мира 225
§ 91. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений 229
БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЛИШАЙНИКИ
§ 92. Бактерии, их строение и жизнедеятельность 233
§ 93. Роль бактерий в природе и жизни человека 235
§ 94. Болезнетворные бактерии 236
§ 95. Шляпочные грибы 237
§ 96. Плесневые грибы и дрожжи 241
§ 97. Грибы-паразиты 243
§ 98. Лишайники 245
Лабораторный практикум 248

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Источник

Биология

Ботаника как наука. Общая характеристика растений

Обложка урока взята с источника .

Занятия с репетитором ОНЛАЙН от 200 руб / час

Бесплатный подбор репетитора на нашем сайте

Перейти

План урока:

Вспомним, что такое биология

Это слово пришло из Греции, оно происходит от слияния двух терминов: «биос» – жизнь и «логос» – учение. Биология исследует мир живой природы. Если быть точными, то – это наука, изучающая живые организмы, их строение, жизнедеятельность и отношение с окружающим миром. Она относится к дисциплинам естественного цикла. Термин появился в 1800-1802 годах, первым его придумал немецкий физиолог Карл Фридрих Бурдах. Все живые организмы на Земле разделены на 7 (теперь 8) больших групп – царств. Не обо всех этих группах пишут в наших учебниках.


Источник

Изучению этих царств посвящены разделы биологии:

  • микология («микос» – гриб);
  • бактериология – раздел микробиологии, изучающий бактерий;
  • зоология («зоон» – животные);
  • протистология («протистос» — самый первый, первейший);
  • ботаника («ботане» – трава, растение, зелень);
  • вирусология («вирус» – яд).

Как вы видите, не все царства живой природы пока получили привилегию иметь свою собственную науку. А некоторые, например вирусы, так и балансируют на грани живого и неживого. Как же опознать, что перед нами существо из живого мира? Многие учёные и философы пробовали дать определение жизни. Но все они потом были признаны неполными и неточными. В результате споров научное сообщество договорилось судить о живом при помощи признаков (критериев).


Источник

Значит и растениям свойственны все эти признаки. Их просто надо уметь увидеть. Все их мы будет «открывать» постепенно на отдельных занятиях.

Ботаника – наука о растениях

С самого своего появления человек интересуется растениями. Он всегда получал от них доступные продукты питания, материалы для изготовления жилья и лекарственных средств. Но встречались и ядовитые виды, поэтому человеку нужно было научиться их отличать. Много тысячелетий люди накапливали знания о них, а потом появилась ботаника. Это была одна из древнейших наук.

Возникла она примерно 2,5 тыс. лет назад. Знаменитый древнегреческий врач и философ Гиппократ, живший в V-IV вв. до н. э. охарактеризовал 236 растений, обладающих лекарственными свойствами. Но основателями ботаники считаются его соплеменники и современники – философы Аристотель и Теофраст. Они умели различать более 600 разновидностей растений. Теофраст был последователем и учеником Аристотеля, он первым сумел обобщить имеющиеся тогда сведения о разновидностях флоры и записать их для потомков. Поэтому его считают «отцом» ботаники.


Теофраст. Источник

Римский исследователь Плиний Старший, живший в 50-70 гг. н. э. в своей энциклопедии «Естественная история» описал 1000 видов растений. В XVIII в. шведский естествоиспытатель Карл Линней представил миру более 1500 видов растений и разработал систематику органического мира. Поэтому в названиях многих растений встречается фамилия этого великого учёного: Боярышник Линнея, Мальва Линнея и др.

Теперь известно около 550 тыс. их видов. И как тысячи лет назад человек продолжает зависеть от растений. Они для него – еда, дом, одежда, сырьё для лекарств и промышленности, корм для домашних питомцев, средство улучшения настроения.

Отличительные признаки растений от других царств живой природы

Вначале проанализируйте следующие высказывания и решите – согласны вы с ними или нет.

— Все растения зелёные.

— Только растения могут создавать органические вещества из неорганических на свету.

— Химические элементы растения всасывают корнем.

— Они могут расти всю жизнь, пока не умрут.

А теперь проверьте свои ответы, изучив характерные для растений признаки.

Из-за большого разнообразия у них трудно найти такие характеристики, которые не встречались бы хоть у одного из других царств живой природы. Да и сами растения порой похожи то на животных, то на грибы, то на простейших. Например, есть хищные (росянка, пузырчатка, непентес) и паразитические виды (подъельник одноцветный, повилика, омела) растений, активно передвигающиеся одноклеточные водоросли, фотосинтезирующие бактерии и т.д. Но если не обращать внимание на исключения, то можно выделить основные определяющие признаки растений:

  • у их клетки есть прочная стенка. Она построена из целлюлозы. Клеточная стенка есть и у бактерий и у грибов, но она состоит из других полисахаридов. Из-за наличия оболочки клетки растений способны усваивать из окружающей среды необходимые для жизни элементы только в виде растворов. Корневые волоски всасывают из почвы химические элементы, растворённые в воде. Так происходит минеральное, или почвенное питание растений;
  • питание путём «всасывания» стало причиной ещё одной отличительной черты большинства растений – их относительной неподвижности. Они меняют своё положение и передвигаются, но делают это очень медленно. Например, корневищные растения, «переходят» на новые места жизни под землёй, давая новые побеги от придаточных почек. Лианы обвиваются вокруг опор и цепляются за них. Листья многих растений поворачиваются в удобное положение по отношению к свету. Некоторые цветки закрываются на ночь, а другие наоборот делают это в дневное время. Все виды движения растений делят на 2 группы: настии (изменение положение органов в ответ на раздражения) и тропизмы (ростовые изменения);
  • малоподвижный образ существования растений является причиной особого способа их расселения по миру. Если животные заселяют новые места обитания, будучи взрослыми и активными, то растения занимают новые участки для жизни в виде зачатков. Это или предназначенные для этого одиночные клетки – споры, или сложные многоклеточные тела с зародышем – семена. У некоторых растений для расселения предназначены части вегетативного побега: видоизменённые побеги, выводковые почки и др.;
  • в растительной клетке есть уникальные органоиды – пластиды. В них синтезируются разные красители. Самым распространённым из пигментов растений является хлорофилл, из-за его наличия большинство растений зелёные. В пластидах могут содержаться и другие красители, например, каротиноиды (оранжевый – каротин, жёлтый – ксантофилл, сине-зелёный или жёлто-зелёный – фукоксантин). Они до поры до времени маскируются хлорофиллом, пока тот не разрушится. Каротиноиды помогают хлорофиллу. Они улавливают ультрафиолетовые, фиолетовые и синие лучи спектра и передают полученную энергию хлорофиллу. Пигменты красных водорослей фикобилины (фикоэритрин – красный и фикоциан – синий) выполняют ту же работу, что и каротиноиды. Но не все части растений зелёные. Листья могут быть красными, лиловыми. Это зависит не от красителя пластид, а от пигментов клеточного сока в вакуолях – антоцианов, которые затеняют цвет хлорофилла.
  • способность образовывать органические вещества из неорганических на свету при помощи специального пигмента хлорофилла – фотосинтез, характерен для большинства растений. Это способ их воздушного питания. Но не только растения способны к фотосинтезу. Среди бактерий тоже есть фотосинтетики. А среди растений встречаются хищники и паразиты, у которых отсутствует хлорофилл;
  • в клетках растений есть крупные вакуоли, содержащие клеточный сок. Состав этого сока разнообразен. Вакуоли выполняют роль накопления питательных веществ, поддержания объёма клетки (тургора) и являются фактором роста клетки растяжением;
  • все организмы запасают сахара в какой-либо особой форме. У растений этим веществом чаще является крахмал, реже похожие по строению и свойствам углеводы;
  • у многоклеточных растений клетки образуют особые виды тканей: проводящие, механические, основные, запасающие, покровные, образовательные;
  • ещё одна отличительная черта растений – способность расти в течение всей жизни. Нарастание происходит в верхушках корня и побега и в узлах злаков;
  • все процессы, происходящие в живом растении, регулируются особыми веществами – фитогормонами.

У растений хорошо заметны такие признаки живого как клеточное строение, развитие, рост, обмен веществ и размножение. Но их раздражимость скрыта от нас, чтобы её заметить надо внимательно и долго наблюдать за ними. Как их корень изменяет направление роста вслед за потоком воды или как листья поворачиваются к свету увидеть не трудно. Но у растений есть и малоизученные и незаметные нам способности, например, они могут «слышать» и «общаться».

Растения и музыка

С давних времён известно, что растения «слушают» музыку. Её воздействие ускоряет процесс прорастания семян и влияет на объём будущего урожая. В источниках древнеиндийской письменности говорится, что бог Кришна виртуозной игрой на музыкальных инструментах приводил в восторг не только людей, но и растения.

В XX в. учёные провели ряд экспериментов и доказали, что от классической музыки растения увеличиваются в размере намного быстрее. Они даже доказали, что тропические виды – «фанаты» рэпа, а рок растения не любят совсем. Их состояние зависит от звуковой частоты. Наиболее благотворна для них классическая музыка (58-75 Гц).

Какие бывают растения: разнообразие и внешнее строение

Одни водные, другие сухопутные, одни микроскопические, а другие гигантские. Встречаются они даже в сухих пустынях и близ полюсов. Растения бывают дикорастущими, произрастающими в природе без участия человека, и культурными, разводимыми людьми. Культурные в свою очередь делятся на комнатные и садовые растения, полевые и огородные культуры.


Источник


Источник

В зависимости от срока жизни и плодоношения растения делят на:

  • многолетние – те, что живут много лет и дают плоды либо много раз (поликарпики), либо раз в жизни – перед смертью (монокарпики);
  • двулетние – цветы и плоды появляются только на 2 год жизни;
  • однолетние – отплодоносив в первый же год жизни они погибают, а на следующий год возобновляются от семян или корней.

Наука о растениях делит их на простые и сложные (одноклеточные и многоклеточные). Клетка одноклеточного растения – это самостоятельный живой организм, в котором все функции выполняют её части (органеллы). Признаки одноклеточных растений не отличаются от остальных представителей царства.


Источник


Источник

К многоклеточным относятся часть водорослей, высшие споровые, голосеменные и покрытосеменные растения. Многие растения имеют органы. В науке орган – это часть тела животных или растений с определённым строением и функциями. Органы бывают генеративными (участвуют в половом размножении) и вегетативными (обеспечивают жизнедеятельность организма). Не все многоклеточные имеют такое строение. Нет органов у низших растений, к которым принадлежат только водоросли. Тело высших растений делится на специализированные органы.

Источник

Внешнее строение растений на примере цветковых

Основные части (органы) растения – это корень и побег, делящийся в свою очередь на листья и стебли. Перечисленные выше части, относятся к вегетативным органам растений.

1. Корень – чаще всего расположен под землёй. Он закрепляет растение в почве, нужен и для всасывания воды с растворёнными минеральными веществами (почвенное или минеральное питание). Но есть у него и другие, неспецифические задачи: создание и запасание органических веществ, например у корнеплодов, участие в неполовом (вегетативном) размножении. Видоизменённые корни часто расположены не в почве, они применяются для закрепления на опорах, для дыхания (у мангровых деревьев), для передвижения вглубь почвы (у чеснока).

2. Стебель – это место расположения почек и листьев, орган, выносящий их к свету и служащий местом транспортировки питательных веществ к частям растения. У многих растений в нём тоже может проходить воздушное питание (фотосинтез). Он бывает прямым, стелящимся (ползучим) или лиановидным. Видоизменённые (метаморфизированные) стебли – это колючки барбариса, стволы-бутылки у тропических деревьев, усики винограда.

3. Листья – это «кухня» растений. Тут «варятся» сахара и собираются другие вещества органического происхождения. На них же расположены и «носики» растений – устьица, через которые проходит воздух и выходят излишки воды. Листья тоже могут превращаться в усики (горох) или в колючки (кактус).

Цветок и плод – органы половые (генеративные). Они предназначены для размножения.

Источник

Читайте также:  В чем причины осенних изменений у растений