Меню

Что относится к растениям 2 класс русский язык

Какие бывают растения? 2-й класс

Класс: 2

Цель: создание условий для формирования у обучающихся понятий жизненных форм растений.

Задачи:

  • формировать понятия: деревья, кустарники, травы, лиственные растения, хвойные растения;
  • развивать мышление, воображение, речь детей; создать условия для формирования и развития основ экологической грамотности;
  • способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным по своему разнообразию растениям, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, Атлас-определитель «От земли до неба» (А. А. Плешаков), таблица «Деревья, кустарники, травы», растения для практической работы (малина, барбарис, снежноягодник, липа, сосна, ель, физалис, осина), набор иллюстраций из «Тематического словаря», презентация.

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Сели!
Хорошо закроем двери!
Шум оставим за дверями
И начнём урок мы с вами!

(Звучит 1 куплет песни Е.Мартынов «Яблони в цвету»)

– О чём пойдёт речь на уроке, если звучит эта мелодия? (О растениях) (Презентация. Слайд)

2. Изучение нового материала

Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем о растениях? Что подсказывают эти карточки? (Солнце, яблоко, капуста, ромашка, малина)
Дети: Что растения – живая природа, а солнце – неживая природа.
– Какое значение для человека имеют растения? (Презентация, слайд)
Дети:
– Растения кормят человека (яблоки, рожь, пшеница, капуста, смородина…)
– Одевают человека (лён, хлопок…)
– Лечат (берёза, зверобой, ромашка, липа…)
– Дают много полезных вещей (мебель, строительство домов, топливо…)
– Украшают.

– Куда бы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Они растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В безводных пустынях и топких болотах.
Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках всех стран мира. Даже в Артике и Антарктиде они есть.
Разнообразие растительного мира велико. У некоторых растений листья превратились в колючки, как, например, у кактуса.

– Посмотрите на картину, вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в лесу?

– Наша задача – разделить все эти растения на группы. Какая группа будет самая первая? (Деревья)

Понятие «дерево»

а) Чем взрослое дерево отличается от других растений? (Презентация, слайд)

(У дерева в течение всей жизни имеется единственный ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви).

б) Все ли деревья одинаковы в лесу? Отгадайте, о каких деревьях идёт речь.

Никто не пугает, а она вся дрожит. (Осина)

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

в) Чем ель отличается от остальных деревьев? (У ёлки иголки (хвоя) вместо листьев)

г) Хвойные – листья в виде иголочек (ель, сосна, лиственница, кедр, пихта и т.д)
Лиственные – листья в виде пластинки (липа, берёза, осина и т.д)

Понятие «кустарники»

а) А как мы назовём одним словом эти растения: смородина, шиповник, орешник, можжевельник? (Кустарники)
б) Чем кустарники отличаются от деревьев?

(У них формируется несколько стволиков, одревесневших стеблей (стволиков) (Презентация, слайд)

Понятие «травы»

а) А какие ещё растения могут быть кроме деревьев и кустарников? (Травы)

б) У травянистых растений, в отличие от деревьев и кустарников, нет ствола. У трав – мягкие, сочные стебли. (Презентация, слайд)

в) Какие травы мы можем увидеть в лесу? (Одуванчик, ромашка, репейник, колокольчик…)

3. Физминутка

Мы сажаем кусты
Вот такой высоты… (высота на уровне пояса)
Ещё ниже – вот такой! (несколько ниже пояса)
Ещё ниже – вот такой! (на уровне колен)
Мы сажаем кусты (имитируют полив)
Вот такой высоты! (на уровне плеч)
А как вымахнут они
Вот такой вышины! (руки над головой)
Ещё выше – вот такой! (показать, поднявшись на цыпочки)
Не дотянешься рукой!

– Поспорили два ученика, Один из них утверждал, что клубника – это трава, а другой настаивал на том, что клубника – растение. Кто из них прав? Может быть, оба правы? Ответ поясните.
– На какие группы мы разделили растения? (Деревья, кустарники, травы) (Презентация, слайд)

4. Работа с учебником.

– Откройте учебник на с. 46. Прочитайте текст.

5. Работа в тетради

Тетрадь, с.19, № 1, 2 (3 ученика рисуют на доске)

6. Лесные этажи

– Представьте лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхнем этаже? (Деревья)
– Какие растения располагаются на следующем этаже? (Кустарники)
– Что находится на нижнем этаже? (Травы)

Дети показывают на плакате деревья, кустарники, травы.

Стихотворение «Лесные этажи».

7. Практическая работа

Работа в группах по распознаванию деревьев, кустарников и трав с помощью Атласа-определителя.

– Перед вами живые растения. Определить их название вам поможет «Атлас-определитель» (малина – 88, снежноягодник – 92, барбарис – 91, липа – 87, сосна – 83, ель – 83, физалис – 41, осина – 85)

8. Работа в тетради

Читайте также:  Аквариумные растения оленьи рога папоротник

Тетрадь, с. 19 задание № 3, по рядам.

9. Игра «Волшебный клубочек

(Дети передают друг другу клубок ниток и называют растения.1ряд-травянистые растения,2ряд-деревья,3ряд-кустарники.)

10. Посмотрите, как красивы растения! (слайды, показывающие красоту растений)

Экологическое правило: в природе всё взаимосвязано.

11. Итог урока

– На какие группы можно разделить растения? (Презентация, слайд)

12. Дифференцированное домашнее задание

  • 1 уровень – раскрасить картинку в тетради (с.20, задание №5)
  • 2 уровень – нарисовать любимое растение.
  • 3 уровень – нарисовать любое растение и подготовить краткий рассказ о нём.

Источник

«Какие бывают растения»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок по окружающему миру для 2 класса по программе УМК «Школа России»

Скачать:

Вложение Размер
урок по ОКМ УМК «Школа России» 23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Какие бывают растения?

Цели: формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения); познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае; учить распознавать их; оценивать эстетическое воздействие растений на человека.

Планируемые результаты: учащиеся научаться классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников и трав своего края; работать со схемами; будут учиться замечать и ценить красоту мира растений.

Оборудование: презентация «Какие бывают растения?», компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

— Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке. Где в природе встречается вода?

— Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?

— Почему загрязняется вода?

— Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды?

— Кто придумал свою загадку про воду?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

  1. Мотивация учебной деятельности

— Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку.

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малиной,
А Васю — хворостиной.

— Мы действительно сегодня с вами отправимся в лес. ( слайд № 2)

— Посмотрите на фото и вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в лесу? (слайд №3)

— Давайте прочитаем цели сегодняшнего урока на стр. 56 учебника.

Ответы детей могут быть самые различные: от ели до грибов.

Узнаем, на какие группы можно разделить растения. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений.

  1. Работа по теме урока.

1. Знакомство с разнообразием растений.

— Рассмотрите еще раз изображение леса. Наша задача – разделить все эти растения на группы и разобраться, чем каждая группа отличается от другой. (слайд №4)

— Итак, какие группы вы выделили? (слайд №5)

— Чем деревья отличаются от остальных растений? (слайд №6)

— Все ли деревья одинаковы в лесу? Отгадайте, о каких деревьях идет речь? (слайд № 7)

Зелена, а не луг,

Кудрява, а без волос.

Никто не пугает, а вся дрожит.

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.

Её всегда в лесу найдёшь —
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.

— Чем ель отличается от остальных деревьев?

— Итак, на какие 2 группы можно разделить деревья? (слайд №8)

— Какие деревья мы называем лиственными, а какие хвойными?

— Давайте подведем наш первый итог: первая группа растений – это деревья. Они могут быть лиственными и хвойными (слайд №8).

— А как мы назовем одним словом эти растения ( Слайд №9): шиповник, малина, орешник, смородина?

— Чем кустарники отличаются от деревьев? (слайд №10)

— Существует еще группа кустарничков – маленьких кустарников высотой не более 50 см (в среднем 10 – 30 см). К кустарничкам относится черника, брусника. ( слайд № 11). Кустарники могут быть как лиственными, так и хвойными, например: можжевельник – это хвойный кустарник, а бересклет – лиственный. ( слайд № 12).

— Итак, вторая группа растений – это кустарники. Они могут быть лиственными и хвойными.

— Если представить лес в виде лестницы, то какие деревья будут находиться на верхнем этаже? ( Слайд №13)

— Какие растения располагаются на следующем этаже?

— Что находится на нижнем этаже?

— Чем травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев? (слайд №14)

У дерева в течении всей жизни имеется единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину. Ствол покрыт корой, от которого отходят ветви.

У ели иголки вместо листьев.

Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные — это деревья, у которых листья в виде пластинки, а у хвойных листья в виде иголочек.

У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких.

Кустарники и кустарнички.

У травянистых растений нет ствола. У трав — мягкие и сочные стебли.

2. Работа по учебнику.

-Давайте проверим себя по тексту учебника стр.56.

Учащиеся читают вслух текст.

  1. Физкульт

Наши тонкие цветки

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки

Весной бабочка проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

V. Продолжение работы по теме урока

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Возьмите рабочие тетради и откройте их на стр.19. В задании №1 схематично нарисуйте дерево, кустарник, травянистое растение.

— Проверьте работу друг у друга.

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой в парах.

2. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на странице 57 учебника. Назовите деревья, кустарники и травы, которые вы видите.

— Занесём названия растений, относящихся к каждой группе, в нашу таблицу. (слайд №15)

Деревья: клен, сосна.

Кустарники: калина, орешник.

Травы: одуванчик, репейник.

3. Работа в тетради

В рабочей тетради в задании под №3 приведите свои примеры растений. Обменяйтесь тетрадями и посмотрите, какие примеры привел сосед по парте.

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой в парах.

— Познакомимся с этими растениями более подробно. Среди трав нам встретился репейник. (слайд №16) Найдите изображение этого растения в атласе – определителе (с.58-59) Под каким именем вы его нашли? Правильно, лопух. Прочитайте, что о нем сказано.

— Послушайте, какое впечатление произвело это растение на известного писателя Льва Толстого (см. Приложение №1)

— Что мы узнали о репейнике из рассказа Толстого? Рад он был тому, что справился с этим сильным растением. Какой вывод мы можем сделать?

— С одуванчиком мы уже с вами знакомились. (слайд №17) А знаете ли вы, что по цветкам одуванчика можно определять погоду и время?

-Цветы одуванчика раскрываются около 6 часов утра, а закрываются в районе 3 часов дня. Когда цветы одуванчика раскрыты – это к хорошей погоде. И еще один факт. Если из поджаренных корней одуванчика сварить кофе, то его можно не отличить от натурального. К такому кофе можно даже не подавать сахара. В нем его и так достаточно. А еще из цветов одуванчика варят варенье.

— Перейдем к кустарникам. Какие кустарники изображены на стр.57? Познакомимся с этим кустарником. (слайд №18)

Лещину обыкновенную мы называем орешником и часто встречаем в лесу. Жаль, что орехи этого кустарника не успевают достоять до своей зрелости. Дети обрывают их в июле, когда орехи есть нельзя: разгрызут белую, неокрепшую скорлупу, а внутри еще зерна нет. И выбрасывают в мусор все, что собрали. Когда орех созрел, то скорлупа у него уже не белая, а темно-коричневая. Она прочная, и ее трудно раскусить. Но зато, расколов орех, внутри можно увидеть вкусное полное зерно.

Если вы в лесу собираете орехи, делайте это очень осторожно, берегите кусты, не ломайте веток. Лещина от этого страдает и может погибнуть.

Дети читают текст в атласе определителе.

фрагмент произведения «Репейник» читает ученик.

Дети отвечают на вопросы.

Если кто-то из ребят знает, то он отвечает.

Подготовленный ученик читает текст о калине. (см. Приложение №2)

VI.Рефлексия учебной деятельности.

— Мы познакомились с разными растениями. — Можно ли отличить дерево от кустарника по высоте?

— По каким основным признакам можно отличить деревья от кустарников, кустарники от трав?

— Чем хвойные деревья отличаются от лиственных?

— Оцените свои достижения на уроке.

У дерева есть единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину. Ствол покрыт корой, от которого отходят ветви. У кустарников нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких. У травянистых растений нет ствола. У трав — мягкие и сочные стебли.

У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных – в виде иголок (хвоинок).

Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.

VII.Подведение итогов урока.

— Какую тему урока мы сегодня изучали?

— Что нового вы узнали по этой теме?

— Что еще вам хотелось бы узнать о растениях?

Подготовить фоторассказ на тему «Красота растений», рабочая тетрадь №4,5 стр. 20

Я возвращался домой полями. Была самая середина лета. Луга убрали и только что собирались косить рожь.

Я набрал большой букет разных цветов и шел домой, когда заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта. Который у нас называется «татарином» и который старательно окашивают, а когда он нечаянно скошен. Выкидывают из сена покосники, чтобы не колоть об него рук. Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета. Я слез в канаву и, согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего там мохнатого шмеля, принялся срывать цветок. Но это было очень трудно: мало того, что стебель кололся со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку, — он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна. когда я, наконец, оторвал цветок, стебель был уже в лохмотьях, да и цветок не казался так свеж и красив. Кроме того, он по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета. Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своем месте, и бросил его. «Какая, однако, энергия и сила жизни, — подумал я, вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок. – Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь…»

Калину очень любили в старину; народ сложил о ней песни и сказки. Это одно из самых любимых растений. Во время цветения стоит калина торжественная, в белом кружевном наряде. Осенью её украшают розовые, пурпурные, бордовые листья и гроздья красных плодов. За их окраску, напоминающую раскаленный металл, народ и дал ей такое имя.

Источник

Какие бывают растения (2 класс) – группы и виды по окружающему миру

Растения можно встретить в любой точке земного шара: в жарких пустынях, высоко в горах, в лесах и лугах, в топких болотах и даже на Северном полюсе. Разнообразие их очень велико, и каждое растение уникально и неповторимо. Рассмотрим, какие бывают растения, и чем они отличаются между собой.

Основные группы растений

Все растения, независимо от их размеров и места обитания, устроены одинаково, и имеют общие части: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Но отличий гораздо больше, и прежде всего, это относится к внешнему виду. Все растения можно разделить на 3 основные группы:

Дерево – это многолетнее растение с одним большим стволом (стеблем), покрытым корой. От стебля отходит множество ветвей, на которых растут листья, распускаются цветы и растут плоды.

Высота деревьев может быть очень разной – от 2 до 100 м. Среди деревьев встречаются настоящие долгожители, которые живут не одну сотню лет.

Деревья, в свою очередь, бывают двух видов: лиственные (береза, дуб, клен) и хвойные (ель, сосна, кедр).

Какие-то деревья растут вверх, а какие-то – вширь. Самым «толстым» деревом на планете является баобаб. Вырастает это дерево не слишком высоким, но диаметр его ствола просто огромен и может достигать 9 м! Кроме того, баобаб – настоящий долгожитель, и может жить до тысячи лет.

У кустарников вместо одного большого ствола есть несколько тонких и мелких стволов. Размеры их более скромные, и редко какой кустарник достигает 5-6 м. В лесах они образуют подлесок – один из нижних ярусов.

К этой группе растений относится боярышник, можжевельник, крыжовник, смородина.

У травянистых растений нет крепкого ствола – их стебли мягкие и гибкие. Травы не живут долго – с наступлением первых холодов их листья и стебли отмирают, потому что не приспособлены к зимним морозам.

Эта группа растений – самая распространенная: травянистых растений на земном шаре гораздо больше, чем кустарников и растений.

Среди трав есть настоящие гиганты, способные достигать 30 м в высоту. Это бамбук – одно из самых быстрорастущих растений на земле: за одни сутки эта трава может вырастать до 75 см. Бамбук не только очень высокое и быстрорастущее растение, но и очень крепкое. В древности из него изготавливали мечи, которые ни в чем не уступали стальному оружию.

Культурные и дикорастущие растения

Все растения можно разделить и по другому признаку: растут они в дикой природе или за ними ухаживает человек.

  • Дикорастущие растения – это травы, кустарники и деревья, которые растут сами по себе в лесах, лугах, и не нуждаются в специальном уходе.
  • Культурные растения – те, которые специально выращивает человек, за которыми он постоянно ухаживает. Это необходимо, чтобы получить высокий урожай зерна, овощей или фруктов.

Помимо дикорастущих и культурных растений, есть еще одна отдельная группа – комнатные растения. Их выращивают в декоративных целях, чтобы украсить помещение. К комнатным растениям относятся драцена, фикус, кактус, азалия и многие другие.

Что мы узнали?

По программе окружающего мира за 2 класс мы узнали, какие группы растений бывают, что их объединяет, и чем они отличаются между собой. По теме этого урока были рассмотрены различные виды растений, мы узнали, какие бывают комнатные растения по окружающему миру, и для чего их выращивают.

Источник