Меню

Что относят к идиоадаптациям у покрытосеменных растений

Идиоадаптации покрытосеменных

Методический паспорт учебного проекта

  1. Название проекта – Идиоадаптации покрытосеменных
  2. ФИО – Бухина Татьяна Борисовна
  3. Название образовательного учреждения

МОУ «Гимназия №2» г. Инта, Республика Коми

  1. Год разработки учебного проекта – 2009. Модифицированные версии

2010, 2011, 2012 годов были неоднократно выполнены другими группами обучающихся.

  1. Опыт использования

Зачетная работа в рамках подготовки к уроку – семинару по теме «Эволюция органического мира» в разных классах и с разными группами детей.

Публикация на мини-сайте учителя.

Проблемная ситуация

Понимание, анализ и объяснение процессов, сопровождающих необратимые макроэволюционные изменения.

  1. Проблема проекта

Причины господства в кайнозойскую эру покрытосеменных (равно как и птиц, насекомых, покрытосеменных растений в современной системе живой природы).

Выявить идиоадаптации покрытосеменных как способ достижения биологического прогресса.

  1. Задачи – этапы – способы решения

Закрепить знания о макроэволюции как надвидовой эволюции.

Охарактеризовать идиоадаптацию как один из способов достижения биологического прогресса.

Выявить основные идиоадаптации покрытосеменных, обеспечившие им господствующее положение в живой природе в кайнозойскую эру.

Закрепить навыки самостоятельной учебной деятельности обучающихся с учебной и научно-популярной литературой, другими источниками информации, в том числе электронными носителями и ресурсами сети Интернет.

Закрепление навыков подготовки презентаций в программе Microsoft Power Point на электронных носителях.

Формирование культуры речи и навыков публичных выступлений.

  1. Форма организации детей

Парная работа; возможна групповая работа в группах по 2–4 человека.

  1. Ведущая деятельность

Поисковый метод в сочетании с творческим методом.

  1. Сфера применения результатов

Готовый интеллектуальный продукт проектной деятельности, который может быть использован в профессиональной учебной деятельности любого учителя на соответствующих уроках, а также для самообразования обучающихся или при дистанционном обучении.

  1. Форма продуктов проектной деятельности

Мультимедийная презентация, отчет проектантов.

  1. Способ объединения результатов на презентации

Выступление по обозначенной теме на семинаре «Эволюция органического мира».

  1. Виды презентации

Мультимедийная презентация выполнена в программе Microsoft Power Point на электронных носителях, является компьютеродемонстрируемой (с использованием Интерактивной доски).

  1. Класс или возраст детей
  1. Количество участников

Парная работа; возможна групповая работа в группах по 3–4 человека.

  1. Предметная область

Основная предметная область – биология.

20. Состав участников

Обучающиеся одного класса; разных классов при двух и более классов в параллели).

  1. Темы учебно-тематического плана предмета

Современное эволюционное учение.

Проект средней продолжительности – 4 недели. Выполняется к заключительному семинару в течение времени, отведенного учебным планом на изучение темы «Современное эволюционное учение» (9 часов при 1 уроке в неделю).

  1. Цели обучения, развития, воспитания

Закрепление навыков самостоятельной учебной деятельности с учебной и научной литературой, другими источниками информации, в том числе электронными носителями и ресурсами сети Интернет.

Закрепление навыков подготовки презентаций в программе Microsoft Power Point на электронных носителях.

Формирование культуры речи и навыков публичных выступлений.

  1. Стартовый уровень обученности и сформированности специфических умений

Уровень обученности и сформированности специфических умений достаточен для грамотного и качественного выполнения проекта. Концентрический принцип обучения предполагает наличие базовых знаний по теме «Современное эволюционное учение» из курса основной школы, в средней школе они получают развитие и закрепление.

  1. Приращение в знаниях и УУД

Подготовка готового интеллектуального продукта проектной деятельности, который может быть использован в профессиональной учебной деятельности любого учителя на соответствующих уроках, а также для самообразования обучающихся.

Приращение в специфических умениях – рефлексивные действия и самоанализ проектной деятельности.

  1. Режим работы (организационная форма)

Урочно – внеурочный и внешкольный.

  1. Техническое оснащение

Мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат. Ресурсы сети Интернет.

  1. Учебно-методическое оснащение

— Общая биология. 10 – 11 классы / Под ред. акад. В.Б. Захарова. М.: Дрофа, 2004.

— Общая биология. 10 – 11 классы / Под ред. акад. Д.К. Беляева, проф. Г.М. Дымшица и проф. А.О. Рувинского. М.: Просвещение, 1997.

— Общая биология. Рувинский А.О. Учеб. для 10 – 11 классов школ с углубленным изучением биологии. М.: Просвещение, 1993.

— Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

— Биология. Пособие для поступающих в вузы / Под ред. В.Н. Ярыгина. – 3-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1998.

Читайте также:  Разнообразие вирусов вирусы животных растений и бактерий

— Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

— Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10 – 11 классов средней школы. 2-е изд. М.: Наука, 1996.

— Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1 – 3. М.: Мир, 1996.

— Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.

— Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных: В 2- тт. Пер. с англ. – М.: Мир, 1992.

— Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Хордовые /Под ред. А.А. Михеева. – 2-еизд. – М.: Просвещение, 1985

  1. Информационное оснащение

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

— Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

— Электронный атлас школьника. Зоология. Издательство «ЧеРо».

— Конструктор урока и медиатека ресурсов к курсу «Биология. 7 класс»

Выполнено по заказу ОАО «Издательство «Просвещение». Разработчик: ООО «Интерграфика».

  1. Кадровое оснащение

Дополнительно привлекаемый специалист – библиотекарь школьной библиотеки и медиатеки.

Источник

Идиоадаптация – направление эволюции органического мира. Значение идиоадаптации у птиц и покрытосеменных растений.

1. Идиоадаптация — направление эволюции, в основе которого лежат мелкие изменения, способствующие формированию приспособлений организмов к определенным условиям среды. Идиоадапта-ции не ведут к повышению уровня организации. Пример: приспособление одних видов птиц к полету, других — к плаванию, третьих — к быстрому бегу.
2. Причины возникновения идиоадаптаций — появление наследственных изменений у особей, действие естественного отбора на популяцию и сохранение особей с изменениями, полезными для жизни в определенных условиях.
3. Многообразие видов птиц — результат идиоадаптаций. Формирование у птиц различных приспособлений к жизни в разных экологических условиях без повышения уровня их организации. Пример: разнообразие видов вьюрков, их приспособленность добывать разную пищу при едином общем уровне организации.
4. Многообразие покрытосеменных растений, приспособленность к жизни в разных условиях среды — пример развития по пути идиоадаптаций. 1) В засушливых районах — глубоко уходящие в почву корни, мелкие листья, покрытые толстой кутикулой, их опушенность; 2) в тундре — короткий вегетационный период, низкорослость, мелкие кожистые листья; 3) в водной среде — воздухоносные полости, устьица расположены на верхней стороне листа и др.
5. Идиоадаптаций — причина многообразия птиц и покрытосеменных растений, их процветания, широкого расселения на земном шаре, приспособленности к жизни в разнообразных климатических и экологических условиях без перестройки общего уровня их организации.

41.Движущие силы эволюции, их роль в образовании новых видов.

1. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции (середина XIX в.). Современные данные цитологии, генетики, экологии, обогатившие учение Дарвина об эволюции.
2. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость организмов, борьба за существование и естественный отбор. Эволюция органического мира — результат совместного действия всего комплекса движущих сил.
3. Изменчивость особей в популяции — причина ее неоднородности, эффективности действия естественного отбора. Наследственная изменчивость — способность организмов изменять свои признаки и передавать изменения потомству. Роль мутационной и комбинативной изменчивости особей в эволюции. Изменение генов, хромосом, генотипа — материальные основы мутационной изменчивости. Перекрест гомологичных хромосом, их случайное расхождение в мейозе и случайное сочетание гамет при оплодотворении — основа комбинативной изменчивости. 4. Популяция — элементарная единица эволюции, накопление в ней рецессивных мутаций в результате размножения особей. Генотипическое и фенотипическое разнообразие особей в популяции — исходный материал для эволюции. Относительная изоляция популяций — фактор ограничения свободного скрещивания, а значит, и усиления генотипического различия между популяциями вида.
4. Борьба за существование — взаимоотношения особей в популяциях, между популяциями, с факторами неживой природы. Способность особей к безграничному размножению, увеличению численности популяций и ограниченность ресурсов (пищи, территории и др.) — причина борьбы за существование. Виды борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями.
5. Естественный отбор — процесс выживания особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями и оставления ими потомства. Отбор — следствие борьбы за существование, главный, направляющий фактор эволюции (из разнообразных изменений отбор сохраняет особей преимущественно с полезными мутациями для определенных условий среды).
6. Возникновение наследственных изменений, их распространение и накопление в рецессивном состоянии в популяции благодаря размножению особей. Сохранение полезных для определенных условий изменений естественным отбором, оставление этими особями потомства — основа изменения генного состава популяций, появления новых видов.
7 Взаимосвязь наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора — причина эволюции органического мира, образования новых видов.

Читайте также:  Тест на тему корень растений 6 класс

Источник

Ответы по биологии для 11 класса. Идиоадаптация — направление эволюции органического мира. Значение идиоадаптаций у птиц и покрытосеменных растений

ЕГЭ 1. Идиоадаптация — направление эволюции, в основе которого лежат мелкие изменения, способствующие формированию приспособлений организмов к определенным условиям среды. Идиоадапта-ции не ведут к повышению уровня организации. Пример: приспособление одних видов птиц к полету, других — к плаванию, третьих — к быстрому бегу.

2. Причины возникновения идиоадаптаций — появление наследственных изменений у особей, действие естественного отбора на популяцию и сохранение особей с изменениями, полезными для жизни в определенных условиях.

3. Многообразие видов птиц — результат идиоадаптаций. Формирование у птиц различных приспособлений к жизни в разных экологических условиях без повышения уровня их организации. Пример: разнообразие видов вьюрков, их приспособленность добывать разную пищу при едином общем уровне организации.

4. Многообразие покрытосеменных растений, приспособленность к жизни в разных условиях среды — пример развития по пути идиоадаптаций. 1) В засушливых районах — глубоко уходящие в почву корни, мелкие листья, покрытые толстой кутикулой, их опушенность; 2) в тундре — короткий вегетационный период, низкорослость, мелкие кожистые листья; 3) в водной среде — воздухоносные полости, устьица расположены на верхней стороне листа и др.

5. Идиоадаптаций — причина многообразия птиц и покрытосеменных растений, их процветания, широкого расселения на земном шаре, приспособленности к жизни в разнообразных климатических и экологических условиях без перестройки общего уровня их организации.

Источник

Идиоадаптация – направление эволюции органического мира. Значение идиоадаптаций у птиц и покрытосеменных растений

1. Идиоадаптация – направление эволюции, в основе которого лежат мелкие изменения, способствующие формированию приспособлений у организмов к определенным условиям среды. Идиоадаптации не ведут к повышению уровня организации. Пример: приспособление одних видов птиц к полету, других – к плаванию, третьих – к быстрому бегу

2. Причины возникновения идиоадаптаций – появление на следственных изменений у особей, действие естественного отбора на популяцию и сохранение особей с изменениями, полезными для жизни в определенных условиях

3. Многообразие видов птиц – результат идиоадаптаций. Формирование у птиц различных приспособлений к жизни в разных экологических условиях без повышения уровня их организации Пример, разнообразие видов вьюрков, их приспособленность добывать разную пищу при едином общем уровне организации.

4. Многообразие покрытосеменных растений, приспособленность к жизни в разных условиях среды – пример развития по пути идиоадаптаций. 1) В засушливых районах – глубоко уходящие в почву корни, мелкие листья, покрытые толстой кутикулой, их опушенность; 2) в тундре – короткий вегетационный период, низко рослость, мелкие кожистые листья; 3) в водной среде – воздухоносные полости, устьица расположены на верхней стороне листа и др.

5. Идиоадаптация – причина многообразия птиц и покрытосеменных растений, их процветания, широкого расселения на земном шаре, приспособленности к жизни в разнообразных климатических и экологических условиях без перестройки общего уровня их организации.

Источник

аромоорфоза и идиоадаптация покрытосеменых растений? помогите пожалуйста, оч срочноо надо

Основные ароморфозы в эволюции растений

Разнообразие комбинаций морфологических и фотосинтезирующих свойств привело к возникновению различных отделов водорослей. Однако настоящие ткани у водорослей отсутствуют, поэтому они остаются первично-водными организмами. Таким образом, собственные ароморфозы у водорослей отсутствуют.

Читайте также:  Что такое ость у растений

В конце силура возникают Высшие (наземные) растения. Они произошли от организмов, близких к современным Харовым водорослям, благодаря возникновению крупнейшего ароморфоза – дифференцированных тканей. Наиболее примитивные наземные растения представлены Мхами – Бессосудистыми споровыми растениями, у которых ткани слабо дифференцированы, побеги имеют примитивное строение, корень отсутствует. В дальнейшем появляются все остальные типы тканей, происходит дифференцировка тела растений на корень и побег. В течение девона формируются современные группы Сосудистых споровых растений (Плауны, Хвощи, Папоротники) . Однако у споровых растений отсутствует семя, и спорофит развивается из слабо дифференцированного зародыша. Для оплодотворения необходима капельножидкая вода, что ограничивает распространение споровых растений.

В начале мезозоя появляются первые Голосеменные растения, которые характеризуются рядом ароморфозов:

1. Появление семязачатков (семяпочек) ; в семязачатке развивается женский гаметофит (эндосперм) .

2. Появление пыльцевых зерен; пыльцевое зерно прорастает в пыльцевую трубку, образуя мужской гаметофит. В результате для оплодотворения капельножидкая вода не нужна.

3. Появление семени, в состав которого входит дифференцированный зародыш и эндосперм, который содержит питательные вещества для развития зародыша и проростка.

Первые Покрытосеменные (Цветковые) растения появляются в юрском периоде, а в меловом периоде начинается их адаптивная радиация. Покрытосеменные характеризуются следующими ароморфозами:

1. Всегда имеется пестик – замкнутый плодолистик с семязачатками.

2. В большинстве случаев имеются «приманки» для насекомых – нектар и околоцветник. Это сделало возможным переход к энтомофилии (опылению насекомыми) . Энтомофилия обеспечивает точность опыления в пределах вида, что делает возможным совместное существование многих видов.

3. Имеется зародышевый мешок, структура которого обеспечивает двойное оплодотворение.

В настоящее время Покрытосеменные находятся в состоянии биологического прогресса.

Источник

Тест: Главные направления эволюции
тест по биологии (11 класс) на тему

Тест для контроля по теме: Главные направления эволюции

Скачать:

Вложение Размер
glavnye_napravleniya_evolyutsii.docx 30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме: Главные направления эволюции

  1. Укажите пример проявления идиоадаптаций у растений.

1) возникновение семени у голосеменных

2) возникновение плода у цветковых

3) возникновение нектарников для привлечения насекомых

4) появление фотосинтеза

  1. Какое изменение не относится к ароморфозу?

1) живорождение у млекопитающих

2) прогрессивное развитие головного мозга у приматов

3) превращение конечностей китов в ласты

4) постоянная температура тела у птиц и млекопитающих

  1. Укажите направление эволюции, которое привело к возрастанию численности многих видов костных рыб.

3) биологический прогресс

4) биологический регресс

  1. Укажите группу организмов, сформировавшуюся в результате идиоадаптаций.

1) царство Животные

3) класс Млекопитающие

  1. Примером аpомоpфоза является развитие

1) второго круга кровообращения у земноводных

2) плавательных перепонок у лягушек

3) маскирующей окраски у тритонов

4) предостерегающей окраски у жерлянок

  1. Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции позвоночных животных.

1) двухкамерное сердце рыб

2) развитие детеныша в матке млекопитающих

3) внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся

4) легочное дыхание у земноводных

  1. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам? Выберите три верных ответа из шести

1) наличие семян у голосеменных растений

2) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания

3) появление у плодов одуванчика парашютиков

4) выделение душистым табаком пахучих веществ

5) двойное оплодотворение у цветковых растений

6) появление у растений механических тканей

  1. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям? Выберите три верных ответа из шести

1) развитие образовательных тканей у растений

2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

6) железистые волоски на листьях душистой герани

  1. Установите соответствие между примером и путём достижения биологического прогресса, который иллюстрирует это направление.

ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

А) лёгочное дыхание у земноводных

Б) семена у голосеменных растений

В) длинная шея у жирафа

Г) корни-прицепки у плюща

Д) усики у гороха

Е) половое размножение у растений

Ответ запишите в виде последовательности цифр

Источник