Меню

Что относят к систематическому признаку классов цветковых растений относят

Урок Бесплатно Систематика растений. Классы цветковых

Введение

В прошлом году вы уже познакомились с основными группами растительного царства и узнали о развитии мира растений.

Для большего удобства ученые проводят классификацию живых организмов по группам, имеющим сходные признаки.

Этим занимается отдельный раздел биологии — систематика.

В данном уроке мы изучим систематику растений и познакомимся с двумя классами цветковых.

Основы систематики растений

Систематика изучает распределение отдельных видов растений по группам.

Вид — это совокупность сходных по строению и жизнедеятельности особей, способных оставлять после себя плодовитое потомство, похожее на родителей.

Вид представляет общую, самую мелкую единицу классификации растительного мира, хотя на практике выделяют и подвиды, а также разновидности.

Классификацию растений можно наглядно представить в виде дерева с нисходящими ветвями:

  • на каждой развилке такого дерева находится определенная группа растений, имеющая свое название
  • верхние группы более общие и многочисленные объединяют все подгруппы на нисходящих ветвях

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

В качестве примера можно сравнить дерево систематической классификации со структурой хранения файлов на компьютере.

Последовательность вложенных папок передает ветвление дерева, а файлы можно сравнивать с видами — основной единицей классификации.

Только должно выполняться одно условие: все файлы (виды) должны быть распределены по конечным папкам, то есть вид не может располагаться на одном уровне со вложенными папками.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Таксоны и принцип их иерархии

Таксоны — это систематические группы живых организмов, имеющие общие признаки или родство.

Таксоны находятся в четкой иерархии.

Основные иерархические единицы в систематике растений — это:

Для таксонов характерно следующее:

  • Каждый таксон может содержать по нескольку подчиненных таксономических единиц, но сам принадлежит только одному вышестоящему таксону
  • На каждом последующем уровне при движении от вида к царству уменьшается число сходных признаков между членами каждого таксона. Например, число сходных признаков у растений, принадлежащих к одному роду, больше, чем у растений, объединенных в семейство или порядок

Помимо основных, перечисленных выше таксономических единиц, между ними по мере надобности могут вставляться промежуточные:

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Деление живых организмов на таксоны определяется не только их общими признаками. Идеальная систематическая классификация должна основываться на родстве разных групп организмов между собой.

Таким образом, систематика как отдельный раздел биологии, дает ученым пищу для размышлений об эволюции живых организмов и происхождении видов путем естественного отбора, о чем писал известный английский ученый Чарльз Дарвин еще в XIX веке.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Основные группы Царства Растений

Современная ботаническая классификация в большей степени учитывает родство живых организмов, чем все предыдущие.

В отдельные царства выделены:

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

До сих пор на Земле ученые находят и описывают новые виды растений.

В разных группах растений неодинаковое число видов.

По данным 2010 года всего описано около 320 тысяч видов царства растений.

Из них примерно 280 тысяч- цветковые.

Одна из самых малочисленных групп в ботанической классификации- хвощи, в ней насчитывается всего 15 современных видов.

Хвощ полевой — представитель одного из самых малочисленных отделов растений:

Царство растений представлено следующими подцарствами:

  • настоящие водоросли
  • красные водоросли
  • высшие растения

В подцарстве высших растений выделяют две группы:

  • высшие споровые растения
  • семенные растения

Растения, которые размножаются спорами делят на отделы:

А растения, которые размножаются семенами на два отдела:

  • голосеменные
  • покрытосеменные или цветковые

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

По старой классификации в растительном царстве выделяли две большие группы: низшие и высшие растения.

Низшими считались организмы, чье тело представляло собой одноклеточное или многоклеточное слоевище.

Сюда относили бактерии, грибы, лишайники, водоросли.

Тело высших растений расчленено на отдельные органы и,, как правило, имеет стелу.

Эта группа в целом сохранилась и в современной классификации.

Ученые, занимающиеся систематикой, постоянно дорабатывают классификацию растений.

Кроме описанной выше, существуют и альтернативные классификации, которые могут лучше передавать родственные отношения между отдельными группами растительных организмов.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Классы цветковых растений

Среди покрытосеменных или цветковых растений выделяют два больших класса:

Основной определяющий признак, по которому эти классы различаются, это количество семядолей у зародыша семени:

  • у однодольных- одна семядоля
  • у двудольных- две

Семядоли обычно очень крупные по сравнению с остальными частями зародыша.

Они обеспечивают прорастающий зародыш питанием, пока он не начнет фотосинтезировать.

На фотографии ты видишь прорастание двудольных растений:

А здесь прорастание зерен пшеницы (однодольное растение):

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

По современным представлениям сначала на Земле возникли двудольные растения, а из их первых примитивных форм образовались однодольные в результате редуцирования одной из семядолей.

По общему количеству и числу семейств двудольные значительно превышают группу однодольных растений.

Читайте также:  Индивидуальный отбор в селекции растений примеры

Они же синтезируют большее количество разнообразных веществ, многие из которых имеют практическое значение.

Кроме количества семядолей названные два класса цветковых растений различаются и по другим признакам.

Для двудольных в большей степени характерно:

  • сетчатое жилкование листьев
  • наличие стержневой корневой системы
  • кольцевое расположение проводящих пучков в стебле
  • двойной околоцветник и 4 или 5 лучевая симметрия цветка

Для однодольных такими признаками могут являться:

  • параллельное или дуговое жилкование листьев
  • мочковатая корневая система
  • проводящие пучки в стебле разбросаны
  • простой околоцветник, число лепестков кратно 3

Но перечисленные признаки не дают возможности точно определить принадлежность растения к тому или иному классу, так как бывают исключения и для точной классификации, в первую очередь, необходимо изучить строение семени растения.

Основные признаки, по которым различаются однодольные и двудольные растения

Параллельное или дуговое

Кольца из проводящих пучков

Проводящие пучки разбросаны

Число частей цветка

Простой (нет деления на чашечку и венчик)

Жизненные формы растений

Все жизненные формы:

Деревья, травы, кустарники, кустарнички, полукустарники

В основном травы

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Значительный вклад в развитие систематики растений внес шведский ученый-естествоиспытатель Карл Линней (1707—1778).

Он предложил собственную систему цветковых растений и окончательно утвердил в биологии бинарную номенклатуру.

Согласно ей, каждый вид растений всеми ботаниками мира обозначается двумя латинскими словами.

Первое (пишется всегда с большой буквы) обозначает род растения, второе (пишется всегда с маленькой буквы) — видовой эпитет.

Например, два различных вида колокольчика обозначаются следующим образом:

колокольчик персиколистный- Campanula persicifolia

колокольчик широколистный- Campanula latifolia

Если вид описывается впервые, после названия на латыни указывается сокращенное имя автора систематического описания.

Система растений, предложенная К.Линнеем была очень прогрессивной для своего времени, но ее основной недостаток в том, что она была искусственной, так как основывалась исключительно на половых признаках: строении цветков, числе тычинок и пестиков.

Данные признаки используются и в современной систематике, но сегодня классификация учитывает значительно больше признаков, по которым растения похожи друг на друга.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Источник

Bio-Lessons

Образовательный сайт по биологии

Основы систематики. Систематика растений

Основы систематики. Наука о распределении организмов на группы по степени родства называется, систематикой, а место того или иного организма в системе – классификацией.

Основателем систематики является К. Линней. Все растения относятся к одному царству. Царство растений делится на 2 подцарства: низшие и высшие растения.

К низшим растениям относятся водоросли. Некоторые из них имеют простое одноклеточное строение. Другие, хотя и являются многоклеточными, не имеют корней, стеблей и листьев.

Признаки высших растений. Большинство высших растений имеют ткани и органы. Вегетативные органы – корни, стебли и листья – выполняют функции питания и взаимодействия с окружающей средой. Генеративные органы (цветки) служат для полового размножения. Моховидные, плауновидные, хвощевидные и папоротниковидные растения размножаются спорами. Голосеменные и покрытосеменные растения размножаются семенами. Семена покрыты плотной оболочкой и содержат запасы питательных веществ и многоклеточный зародыш. Хотя растения и разделяются па высшие и низшие, все они относятся к царству растений. Клетки низших и высших растений схожи по строению и жизнедеятельности. Все они способны к фотосинтезу при наличии хлорофилла.

Систематика растений. При изучении растений сходные друг с другом виды объединяют в роды, роды – в семейства, семейства – в порядки, порядки – в классы, классы – в отделы, отделы – в царство (рис.1,2):

Рис.1 Основные систематические категории растений

Таким образом, систематика – ото наука о степени родства организмов. Принадлежащие к определенной группе растения произошли от общих предков. У родов один общий вид – предок. Эти группы образовывались постепенно, в течение длительного времени, в результате приспособления к различным внешним условиям.

Вид – наименьшая единица в систематике, он объединяет растения, схожие по 4 признакам: 1) общее строение; 2) сходные экологические условия и общая территория обитания (ареал); 3) схожесть жизненных процессов, например скорость роста; 4) скрещиваемость и способность давать потомство.

К самой распространенной на земле группе растений относятся покрытосеменные, или цветковые. По строению семян, стеблей и листьев они подразделяются на два класса: однодольные и двудольные. Например, всем известный картофель (паслен клубненосный) относится к роду паслен, семейству пасленовых, порядку норичниковых, классу двудольных, отделу покрытосеменных. Вид лук репчатый относится к роду лук, семейству луковых, порядку лилейных, классу однодольных, отделу покрытосеменных растений.

Систематика и классификация животных.

Как и всем живым организмам, растениям свойственны такие процессы, как обмен веществ, питание, дыхание, размножение, рост и развитие, раздражимость. Им ; характерны все виды размножения. При классификации растения делят на группы. Самая большая единица царства – подцарство. Основными считаются следующие: вид —> род —> семейство —> порядок —> класс —> отдел —> царство.
Вид – наименьшая единица системы. При определении вида растения учитывается множество факторов: общее строение; сходные экологические условия и общий ареал; схожесть жизненных процессов; скрещиваемость и качество потомства.

Источник

Классы и семейства цветковых растений

Отдел цветковых растений делится на два класса: однодольные и двудольные. Отличия:

  1. У однодольных в семени одна семядоля (зародышевый листок), а у двудольных – две.
  2. У однодольных корневая система мочковатая, а у двудольных – стержневая.
  3. У однодольных жилкование листьев параллельное и дуговое, а у двудольных – сетчатое (перистое).
  4. У однодольных нет камбия, поэтому они не могут расти в толщину и все являются травами. У двудольных есть камбий, поэтому они могут быть травами, кустарниками и деревьями.
  5. Количество элементов цветка (тычинок, лепестков) у однодольных кратно трем (3,6,9…), а у двудольных – пяти (5, 10, 15…)
Читайте также:  Эндосперма у какого растения она есть

Однодольные

  1. Семейство Злаки (рожь, пшеница, пырей) – стебель соломина, вставочный рост, соцветие сложный колос, плод зерновка.
  2. Семейство Лилейные (лук, тюльпан, ландыш) – имеют корневища и луковицы.

Двудольные

  1. Семейство Крестоцветные (редис, капуста, сурепка) – 4 лепестка, плод стручок.
  2. Семейство Бобовые, они же Мотыльковые (горох, клевер, бобы) – плод боб, клубеньковые бактерии.
  3. Семейство Пасленовые (картофель, томат, перец) – сросшиеся чашелистики и лепестки, ядовитость.
  4. Семейство Сложноцветные (подсолнух, ромашка, одуванчик) – мелкие цветки собраны в соцветие корзинка, плод семянка.
  5. Семейство Розоцветные (яблоня, земляника, рябина).

Таким образом, деление цветковых растений на классы происходит на основе строения корневой системы, количества семядолей, жилкования листьев и пр. Деление на семейства происходит на основе строения цветов и плодов.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. У сложноцветных плод
1) зерновка
2) семянка
3) костянка
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод стручок характерен для представителей семейства
1) розоцветные
2) бобовые
3) пасленовые
4) крестоцветные

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод боб встречается у растений семейства
1) сложноцветных
2) пасленовых
3) злаков
4) мотыльковых

Выберите один, наиболее правильный вариант. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных)
1) Имеют стержневую корневую систему
2) Имеют сетчатое жилкование листьев
3) Их цветки четырехчленного типа, образуют соцветие кисть
4) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому покрытосеменные растения делятся на классы, – это строение
1) цветка
2) плода
3) семени
4) стебля

Выберите один, наиболее правильный вариант. У растений семейства Крестоцветные: капусты, редиса и репы плод
1) семянка
2) коробочка
3) стручок
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, –
1) строение плода
2) способ размножения
3) строение семени
4) совместное обитание

Выберите один, наиболее правильный вариант. Характерный признак растения семейства сложноцветных (астровых) — соцветие
1) головка
2) сложный зонтик
3) простой зонтик
4) корзинка


ОДНОДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался орган подобного типа, то для этого растения характерны

1) параллельное жилкование листьев
2) мочковатая корневая система
3) камбий в проводящих пучках
4) проводящие пучки, расположенные в стебле по кругу
5) две семядоли
6) питательные вещества для прорастания, запасенные в эндосперме


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений семейства, представитель которого изображен на рисунке?
1) плод семянка
2) стебель соломина
3) вставочный рост
4) сложные листья
5) сетчатое жилкование листьев
6) соцветие сложный колос


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) параллельное жилкование листьев
2) стебель соломина
3) наличие камбия в стебле
4) плод – семянка
5) мочковатая корневая система
6) вегетативное размножение


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растений сформировался цветок, изображенный на рисунке, то этим растениям присущи
1) сетчатое жилкование листьев
2) стебель соломина
3) плод – семянка
4) одна семядоля в семени
5) мочковатая коревая система
6) наличие камбиального кольца в стебле

ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений класса Двудольные?

1) сетчатое жилкование листьев
2) корневая система мочковатая
3) две семядоли в семени
4) камбий отсутствует

5) количество лепестков кратно 5

6) двойное оплодотворение

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками класса двудольных растений являются
1) зародыш семени с одной семядолей
2) стержневая корневая система
3) число частей цветка, кратное трем
4) параллельное и дуговое жилкование
5) зародыш с двумя семядолями
6) наличие камбия


ДВУДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растений, имеющих изображенное на рисунке жилкование листьев, характерны также следующие признаки:

1) две семядоли в семени
2) число частей цветка кратно трем
3) диффузное строение проводящей системы
4) кольцо камбия отсутствует
5) стержневая корневая система
6) цветок с двойным околоцветником

Читайте также:  Что будет если полить растение молоком


2. Выберите три признака, характерных для изображенного на рисунке организма.
1) вегетативное размножение
2) параллельное жилкование
3) двойное оплодотворение
4) четырехчленный цветок
5) стебель – соломина
6) плод – многоорешек


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
1) дуговое жилкование листьев
2) стержневая корневая система
3) наличие камбия
4) две семядоли в семени
5) наличие щитка в семени
6) вставочный рост стебля

ОДНОДОЛЬНЫЕ — ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между классами растений (1 — Двудольные, 2 — Однодольные) и их признаками. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) Мочковатая корневая система
Б) Стержневая корневая система
В) Листья имеют дуговое или параллельное жилкование
Г) Число частей цветка кратно 3
Д) Листья имеют перистое или пальчатое жилкование

2. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1) двудольные, 2) однодольные
А) наличие в семени одной семядоли
Б) мочковатая корневая система
В) наличие в семени двух семядолей
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) стержневая корневая система
Е) параллельное или дуговое жилкование листьев

3. Установите соответствие между признаком и классом цветковых растений, для которого этот признак характерен: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) стержневая корневая система
Б) одна семядоля
В) дуговое жилкование
Г) параллельное жилкование
Д) цветок трёхчленного типа
Е) цветок пятичленного типа

4. Установите соответствие между признаками и классами растений покрытосеменных, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корневая система стержневого типа
Б) листья с параллельным жилкованием
В) количество частей цветка кратно 3
Г) рост стебля в толщину за счёт камбия
Д) характерен вставочный рост
Е) у большинства видов двойной околоцветник

5. Установите соответствие между признаками покрытосеменных растений и классами, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жилкование листа сетчатое
Б) жилкование листа параллельное
В) утолщение стебля за счёт камбия
Г) мочковатая корневая система
Д) цветок трёхчленного типа
Е) листья простые и сложные

ФОРМИРУЕМ 6
1) отсутствие камбия в стебле
2) цветок с простым околоцветником
3) преобладание травянистых форм

Установите соответствие между признаками классов и растениями: 1) пастушья сумка, 2) пшеница. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) цветки опыляются ветром
Б) имеет мочковатую корневую систему
В) листья имеют развитые влагалища
Г) проводящие пучки имеют камбий
Д) число частей цветка кратно четырём
Е) семя имеет две семядоли

БОБОВЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Только для растений семейства Мотыльковые характерно

1) наличие плода стручок
2) перекрестное опыление насекомыми
3) наличие на корнях азотофиксирующих бактерий
4) наличие плода боб
5) наличие нектарников
6) наличие цветка с пятью лепестками (лодочка, парус, весла)

БОБОВЫЕ — КРЕСТОЦВЕТНЫЕ
1. Установите соответствие между признаком растений и семейством, для которого этот признак характерен: 1) Капустные, 2) Мотыльковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) плод стручок или стручочек
Б) соцветие кисть
В) соцветие кисть или головка
Г) формула цветка ЧБ4Л4Т2+4П1
Д) формула цветка Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1
Е) плод боб

2. Установите соответствие между признаками растений и семействами: 1) Бобовые, 2) Крестоцветные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок
Б) образуют симбиоз с клубеньковыми бактериями
В) 4 лепестка венчика
Г) плод боб
Д) обогащают почву азотом
Е) шесть тычинок

ЗЛАКИ — СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ
Установите соответствие между семействами цветковых растений и их характеристиками: 1) Сложноцветные, 2) Злаки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) семейство класса Однодольные
Б) мелкие цветки собраны в крупные соцветия – корзинки
В) плод – семянка
Г) имеют особый цилиндрический стебель с хорошо развитыми узлами
Д) цветок состоит из двух цветковых чешуй
Е) семейство класса Двудольные


Рассмотрите рисунок и определите (А) тип изображенного плода, (Б) семейство, для которого характерен изображенный плод, и (В) его представителей. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) стручок
2) фасоль, акация, арахис
3) боб
4) злаковые
5) капуста, горох, белена
6) мотыльковые
7) крестоцветные


Рассмотрите рисунок с изображением растения и укажите (А) класс, (Б) тип корневой системы и (В) плод. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) однодольные
2) зерновка
3) стержневая
4) двудольные
5) семянка
6) мочковатая
7) початок
8) злаки

Источник