Меню

Что происходит с почками растений весной

Конспект весенней прогулки «Наблюдение за почками на ветвях растений»

Наталья Плахтеева
Конспект весенней прогулки «Наблюдение за почками на ветвях растений»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель: наблюдение за весенними изменениями в природе.

Задачи:

— учить видеть изменения в природе с наступлением весны и устанавливать связь между различными явлениями через наблюдения;

— расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (как распускаются почки на деревьях и кустарниках);

— продолжить наблюдения за почками на срезанных ветках куста сирени и сравнивать их с раскрытием почек в природе;

— воспитывать интерес и бережное отношение к природе, умение любоваться ею;

— создать радостное настроение от общения с природой;

— запас впечатлений от увиденного использовать в творческой деятельности.

Ход прогулки

Воспитатель. Ребята, мы с вами вышли на прогулку, посмотрите, как красиво всё вокруг — небо голубое и только кое-где плывут белые облака, солнце светит ярко и греет, травка зелёная появилась из земли! Вам это нравится?

Ответы детей: да, очень нравится!

Воспитатель. Тогда давайте поздороваемся и с небом, и с солнцем, и с землёй и с травкой и поприветствуем друг друга!

Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка земля! (поклон)

Здравствуйте, мои друзья!

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Зовут меня. (весна).

О каком времени года говорится в загадке?

Ответы детей: о весне.

Воспитатель. Давайте вспомним названия весенних месяцев (март, апрель, май). Какой сейчас месяц?

Ответы детей: март.

Воспитатель. Март — первый месяц весны. Ребята, вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны, есть и поздняя весна.

Март–это ранняя весна, апрель-середина весны, май — это весна поздняя.

Воспитатель рассказывает детям русскую народную потешку:

Первый март пришёл –

Всех детей провёл;

А за ним и апрель –

Отвори окно и дверь;

А уж как пришёл май –

Сколько хочешь гуляй!

Какое удивительное время года – весна! Посмотрите вокруг, подумайте и назовите ещё признаки весны.

Ответы детей: день стал длиннее, солнце греет теплее, птички стали громко петь, появились жучки, букашки, зелёная травка и первые цветочки

На ветках деревьев и кустарников почки они стали большими, а из некоторых почек уже показались листочки

Воспитатель. А что было с почками зимой? Что произошло с почками весной?

Воспитатель. Давайте подойдем к кусту сирени, я осторожно наклоню веточку, и мы с вами внимательно рассмотрим почки этого кустарника

Воспитатель. Какие почки у сирени? Потрогайте их. Какой кончик у почки?

Ответы детей: острый.

Воспитатель Зимой почки на деревьях и кустарниках были маленькие, плотно закрыты и не пропускали холодный воздух. Они спали. А весной деревья и кусты начали просыпаться. Почему?

Ответы детей: стало теплее.

Воспитатель. Что же произошло с почками?

Ответы детей. Они стали большими и набухли.

Воспитатель. Что появляется из почек?

Ответы детей: листочки.

Воспитатель. Ребята, у нас в группе в вазе с водой стоит веточка сирени. Мы с вами её рассматривали. Отличаются ли почки на ветках сирени на улице и в помещении группы?

Ответы детей: у нас в группе на ветке сирени из почек появились маленькие листочки.

Воспитатель. А знаете, почему здесь, на улице, их ещё нет на всех растениях?

Воспитатель. Потому что на улице, хоть уже и солнце греет, но еще холодно. Ребята, скажите, а можно ли ломать ветки на кустарниках?

Ответы детей: нет, нельзя.

Воспитатель. Ломать ветки растений просто так нельзя, а вот делать специальную обрезку веток не только можно, но и нужно. В начале весны у кустов начинают расти новые побеги, и если старые ветки не срезать, то они будут мешать расти новым, молодым веткам. Обрезка веток очень нужна тем растениям, которые дают нам урожай. Если её не провести вовремя, то урожай будет плохой или вовсе не будет.

У нас в группе в вазе с водой стоит одна веточка сирени. Я её срезала для того, чтобы она не мешала расти молодым веткам на кусте.

Читайте также:  Сифонят ли грунт с растениями

Воспитатель. Ребята, вам понравилось наше весеннее наблюдение за почками на ветках растений?

Воспитатель. Давайте мы с вами в группе нарисуем веточку с почками, и вы сможете не только рассказать вашим родителям то, что мы с вами сегодня наблюдали, но и покажете им свои рисунки! Хотите!

Воспитатель. Хорошо, тогда немного позже, в группе, мы с вами займёмся творческой деятельностью.

Организация и проведение с детьми спортивных упражнений в оставшееся время на прогулке

«Перепрыгни через ручеёк»

Цель: развивать у детей чувство равновесия и ловкость. Воспитывать силу воли, выносливость.

«Кто бросит дальше»

Цель: учить детей метать шишки, поочерёдно, и правой, и левой рукой.

Развивать глазомер, ловкость, координацию движений.

Трудовая деятельность: уборка мусора с участка.

Цель: воспитывать трудовую деятельность детей, приучать соблюдать порядок, чистоту, побуждать оказывать помощь взрослым.

И уже во второй половине дня дети занялись творческой деятельностью

Конспект прогулки «Наблюдение за светофором» «Наблюдение за светофором» Цели: — уточнить представление о сигналах светофора; — закрепить знания правил перехода проезжей части..

Конспект прогулки «Наблюдение за ветром» Цель: — продолжить знакомить детей с природным явлением – ветер; — познакомить со свойствами ветра; — учить давать характеристику ветру:.

Конспект прогулки «Наблюдение за насекомыми» Конспект прогулки «Наблюдение за насекомыми» Костюгова Н. В. Задачи: Развивать представление детей о насекомых как живых существах, живущих.

Конспект прогулки «Наблюдение за синицами» Программные задачи: Продолжать знакомить детей с многообразием зимующих птиц; учить замечать характерные особенности строения птиц: размер,.

Конспект прогулки в старшей — подготовительной группе ЗПР на тему: «Наблюдение за снегопадом». Конспект прогулки Конспект прогулки в старшей – подготовительной группе ЗПР на тему: «Наблюдение за снегопадом». Цель: Закрепление знаний о сезонном явлении.

Конспект весенней прогулки в старшей группе Программное содержание: Образовательная область «Познавательное развитие» : — Учить в процессе наблюдения и беседы делать выводы и умозаключения.

Конспект весенней прогулки в старшей группе детского сада «Наблюдение за деревьями» Программное содержание: Наблюдение за деревьями — закрепить умение различать деревья по веткам, почкам, коре (ветка берёзы – тонкая,.

Конспект весенней прогулки во второй младшей группе Конспект проведения прогулки во второй младшей группе по теме «Весенняя прогулка» 1. Наблюдение: Тема: Наблюдение за ручейком. Цель: формировать.

Проект «Наблюдение за ростом растений» Проект «Наблюдение за ростом растений». 1. Вид проекта: творческий, исследовательский, групповой. 2. Продолжительность проекта: краткосрочный.

Конспект весенней прогулки «Веселые воробьи» для детей раннего возраста Прогулка Весной «Веселые воробьи» Ранний возраст Цель: Расширять представления детей о Весне. Обратить внимание на изменения в природе.

Источник

Что происходит с почками растений весной

Ранняя весна в умеренных широтах — это, скорее, борьба зимы и весны — то оттепель, то мороз и снег. И лишь когда распускаются почки на деревьях, весна окончательно побеждает — и так происходит каждый год. Это находит отклик в душах даже тех, кто далек от садоводства, и взрослые становятся немного детьми, с упоением рассматривая распускающиеся почки.

С точки зрения ботаники, почка растения — это зачаточный побег. В самом центре у нее находится конус нарастания — это активно делящиеся клетки, благодаря которым и происходит рост и развитие побега. В зависимости от вида растения строение почек может быть различным. Выделяют вегетативные (листовые) почки, в которых есть только зачатки листьев, генеративные (цветочные) — с зачатками бутонов и вегетативно-генеративные (смешанные) — в которых есть и то, и другое.

В климате с выраженной сменой времен года растительным почкам нужна защита от перепадов температур и высыхания — для этого у них есть почечные чешуи, представляющие собой видоизмененные листья. Они называются закрытыми, в противоположность открытым почкам, защищенным только довольно нежными зачаточными листьями. Практически у всех древесных и многих травянистых растений, живущих в средней полосе России в открытом грунте, почки закрытые.

По расположению на побеге выделяются верхушечные (терминальные) и пазушные (в пазухах листьев) почки. Расположение пазушных на побеге всегда совпадает с листорасположением и, соответственно, бывает очередным, супротивным и мутовчатым. Существуют также придаточные почки, которые могут возникать в любом месте — на междоузлиях, на листьях, корнях, на старой древесине. Частный случай придаточных почек — спящие — это резерв растения, они просыпаются в случае повреждений.

Читайте также:  Сообщение на тему животные и растения мирового океана

На положении почек и побегов, предназначенных для переживания неблагоприятных условий (деревья зимой), основана система жизненных форм растений датского ботаника Христена Раункиера. Эта система проста и логична и широко применяется в экологии и фитоценологии, несмотря на то, что ей более 100 лет. Большинство растений умеренного климата — гемикриптофиты . В переводе с научного языка это означает, что почки у них расположены на поверхности почвы и помимо снега укрыты остатками отмерших частей растения и, нередко, растительным опадом; частный случай гемикриптофитов — розеточные растения.

Немало также и криптофитов , почки которых расположены ниже поверхности почвы. В этой группе выделяются геофиты , почки которых расположены в почве (классический пример растения с видоизмененными побегами — корневищами, клубнями, луковицами и клубнелуковицами), гидрофиты (водные растения) и гелофиты (болотные растения).

Деревья, кустарники и лианы, почки которых расположены выше уровня снега, — это фанерофиты . Кустарнички, полукустарники, подушковидные растения, почки которых расположены выше уровня почвы, но в зимний период надежно укрыты снегом, — хамефиты .

И, наконец, терофиты — это растения, у которых почек возобновления нет вообще, поэтому неблагоприятный период переживают только семена. Это преимущественно однолетние растения.

Строение почек может быть системным признаком. Так, виды рода ива (Salix) легко отличить по единственной почечной чешуе, которая охватывает ее как колпачок. У некоторых ив почки чуть приоткрываются уже в середине зимы, и проглядывают зачаточные листья, серебристые от густого опушения, что особенно хорошо видно у ивы козьей, или бредины (S. саргеа) с крупными почками.

У древесных растений часто можно различить генеративные или вегетативно-генеративные почки даже зимой — они более округлые, «пузатые», и нередко крупнее, чем вегетативные. У сирени обыкновенной (Syringa vulgaris), например, цветочные почки венчают побег. Обычно это пара самых верхних почек, реже две верхних пары, и эту особенность необходимо учитывать при обрезке деревьев. У плодовых растений цветение и плодоношение всегда происходит на специализированных побегах, многие из которых укороченные. Например, кольчатки яблонь.

После распускания почек на побегах древесных растений можно увидеть границы приростов разных лет. Особенно ярко выражена граница между приростом текущего и предыдущего года, так называемое почечное кольцо, рубцы от опавших почечных чешуй. Во многих случаях с помощью данного метода удается определить возраст ветви. Про годичные кольца деревьев можно почитать в статье.

Источник

§ 22. Побег и почки

1. Какое строение имеет зародыш семени? 2. Какую ткань называют образовательной?

Побег

Стебель с расположенными на нём листьями и почками называют побегом. Стебель — осевая часть побега, листья — боковые. Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега — междоузлиями (рис. 44). Многие растения имеют побеги двух типов: одни с длинными, а другие с короткими междоузлиями. Угол между листом и находящимся выше междоузлием носит название пазуха листа.

Листорасположение (рис. 45). У большинства растений наблюдается очерёдное, или спиральное, листорасположение, при котором листья растут по одному в узле и располагаются на стебле поочерёдно по спирали. Такое расположение листьев имеют берёза, ива, рожь, подсолнечник и другие растения. Если листья растут по два в узле — один лист против другого, например у клёна, сирени, крапивы, фуксии, то такое их расположение называют супротивным. У растений с мутовчатым расположением листьев они развиваются по три и более в узлах, как, например, у элодеи, олеандра.

Почки

На вершине побега обычно имеется верхушечная почка, а в пазухах листьев — пазушные (боковые) почки (см. рис. 44). Почки, которые развиваются не в пазухе листа (на междоузлиях, листьях, корнях), называют придаточными.

Расположение пазушных почек повторяет расположение листьев на стебле. Тополь, вишня, берёза, черёмуха имеют очерёдное расположение почек. На побегах сирени, бузины, жасмина и комнатных растений фуксии, пилеи, колеуса почки расположены супротивно. Для них характерно такое же листорасположение.

После опадения листьев на побегах остаются листовые рубцы, над которыми располагаются пазушные почки. Для каждого вида растений характерны определённое расположение почек на побегах, их форма, величина, окраска, опушение. По этим и некоторым другим признакам можно определить вид дерева или кустарника даже зимой.

Читайте также:  Река мокша растения и животные реки

Строение почек

Снаружи почки покрыты плотными кожистыми почечными чешуями, защищающими их от воздействия неблагоприятных условий внешней среды (рис. 46). В лупу на продольном разрезе почки хорошо виден зачаточный стебель, на верхушке которого находится конус нарастания, состоящий из клеток образовательной ткани. На стебле расположены очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки; они такие мелкие, что их можно разглядеть только в лупу. Таким образом, почка представляет собой зачаточный побег.

Внутри одних почек на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья. Такие почки называют вегетативными или листовыми. Цветочные, или генеративные, почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия, они крупнее вегетативных и имеют более округлую форму.

Рост и развитие побега

Вы установили, что почка — это зачаточный, ещё не развившийся побег. Развитие побега начинается с распускания почек. Когда почечные чешуи опадают, начинается интенсивный рост побега. Побег удлиняется за счёт деления клеток конуса нарастания (образовательная ткань). Молодые клетки растут, образуя новые участки стебля с листьями и почками. По мере удаления от верхушечной точки роста способность клеток к делению ослабевает и вскоре совсем утрачивается. Новые клетки превращаются в клетки покровной, основной, механической или проводящей ткани побега в зависимости от места расположения.

Помимо верхушечного роста, у большинства растений происходит удлинение междоузлий побега за счёт вставочного роста. Например, у пшеницы, бамбука и других злаков вставочный рост осуществляется в результате деления и роста клеток, находящихся в основаниях всех междоузлий. Благодаря этому молодые стебли некоторых растений растут очень быстро. Например, стебли бамбука за сутки могут вырасти более чем на метр.

Моя лаборатория

Строение почек. Расположение почек на стебле

1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле, зарисуйте.

2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

3. Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите её под лупой. С помощью рисунка 46 найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите пазвапия её частей.

4. Изучите генеративную почку. Что общего у вегетативных и цветочных почек и чем они различаются? Используйте для сравнения рисунок 46.

5. Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.

Поставьте в воду ветку какого-нибудь дерева или кустарника и наблюдайте за развитием побегов из почек. Запишите, когда ветка поставлена в воду, когда у неё набухли почки, раскрылись чешуи, появился побег и распустились листья.

Ростом и развитием побегов можно управлять. Если удалить верхушечную почку, то побег перестаёт расти в длину, но зато у него появляются боковые побеги.

Подрезая побеги, искусные садоводы часто придают деревьям и кустарникам причудливые красивые формы. Установлено, что от формы кроны зависят долголетие и урожайность плодовых деревьев, а также качество плодов.

Формирование кроны у плодовых деревьев обрезкой проводят, как правило, весной, до распускания почек.

При весенней посадке обрезку делают сразу, при осенней — ранней весной, до набухания почек. При обрезке верхушки побегов у молодых деревьев почти на неделю задерживается распускание почек. Это ослабляет испарение воды надземной частью растения и позволяет ему лучше укорениться.

Для ослабления роста побега проводят прищипку его верхушки. Прищипкой побегов можно ускорить окончание ростовых процессов и способствовать формированию плодовых органов из пазушных почек.

Побег. Почка: верхушечная, пазушная, придаточная, вегетативная, генеративная. Конус нарастания. Узел. Междоузлие. Пазуха листа. Листорасположение

Ответьте на вопросы

1. Что такое побег? Из каких частей он состоит? 2. Какие виды листорасположения вы знаете? 3. Что такое почка? 4. Как различают почки? 5. Как почки располагаются на побегах? 6. Какое строение имеет вегетативная почка? 7. Чем отличаются генеративные почки от вегетативных? 8. Как происходит рост побега в длину? 9. За счёт чего происходит вставочный рост побега? Для каких растений он характерен? 10. Можно ли управлять ростом и развитием побегов? 11. С какой целью производят обрезку побегов?

Почему для формирования кроны деревьев используют обрезку побегов?

Источник