Меню

Что происходит с растениями летом кратко

Растения в разное время года

Каждое время года по-своему прекрасно. Погода за окном оказывает большое влияние на все живое, что нас окружает. Поэтому и зима и весна, и лето, и осень играют большую роль в жизни растений.

Весна

Растения, цветущие весной

Весной дни становятся длине, а солнечные лучи все теплее. Именно в этот период абсолютно все растения начинают расти, пускать почки и тянуться к солнечному свету. Для того, чтобы рост растений был прогрессивным, необходимо частое и обильное увлажнение, особенно если зима была не снежной.

Самыми первыми весенними цветами являются мелколучковичные, например, галантусы, карликовые ирисы, крокусы, хионодоксы и пушкинии.

А в апреле начинают цвести нарциссы, ботанические тюльпаны, гиацинты, а также пролески сибирские и рябчик императорский.

Ближе к маю распускаются прекрасные многолетки: примулы, пролески дубравная и лютичная, лесные хохлатки и медуницы сахарные.

Жизнь кустарников также восстанавливается в весеннюю пору. Самыми ранними являются: волчье лыко, форзиция, бузина красная и спирея японская. Ближе к середине весны начинает цвести айва японская, магония падуболистная, миндаль степной и луизеания трехлопастная.

Май является самым красочным месяцем в жизни растений. Начинают цвести луковичные — тюльпаны, нарциссы, мышиный гиацинт мускари. Поражает своей красотой лук декоративный и лук гигантский.

Также представителями весеннего цветения являются незабудки, маргаритки, виолы. А ближе к лету в права вступают: бадан, белоснежный ландыш, бруннера, дицентра и дороникум.

Конечно, стоит отметить деревья, цветущие в весенний период — абрикос, яблоня, груша, вишня, слива и многие другие.

Жизнь растений летом

Лето является жизненным пиком практически всех растений. Теплая погода, долгие солнечные дни и увлажнение способствуют не только благоприятному росту, но и возможности накопить полезные вещества для того, чтобы пережить зиму.

Уже летом, тюльпаны, камелии, цикламены, гиацинты и нарциссы начинают готовиться к следующему цветению, набираясь сил и энергии в летнюю пору.

Это время года является периодом цветения многих сортов: клеомы колючей, роз, бегонии вечноцветущей, настурции, газании, львиного зева, бархатцев и петуний. Своими красками и ароматом радуют: резеда, смолевка, маттиола, кларкия, гацания и многие другие цветы.

Очень красивы кустарники, цветущие в летнюю пору — будлея, жасмин, кустовая роза, гортензия мельчатая, рододендрон и спирея. Кареоптерис, каликант, олеандр, лапчатка, ладанник, скумпия кожевенная и клетра — все эти кустарники цветут в теплый летний период.

В начале лета на лугах вырастают и зацветают васильки, колокольчики, ромашки, а на лесных опушках появляется малина. На водоемах виднеются кувшины. Начинают созревать плоды земляники, и появляются первые грибы.

В середине лета воздух пропитывается ароматами цветущий липы. А вишня, малина, черника, смородина и крыжовник покрываются многочисленными плодами.

Осень

Изменение жизни растений осенью

Практически для всех растений осень является периодом успокоения или окончания жизненного цикла. Солнечных дней становится все меньше, а температура воздуха постепенно понижается. Однолетние растения, такие как, горох, цветная капуста, укроп и другие заканчивают свои рост и высыхают. Тоже самое происходит и с однолетними цветами — календулой, лютиком, льном, незабудками и другими.

Осенью у березы листья становятся светло-желтыми, у рябины — пунцово-красными, у осины — оранжевыми, а у ольхи — мутно-зелеными. Большинство деревьев сбрасывают свою красочную листву.

Цвет трав также приобретает особый пигмент. Голубика и сныть становятся фиолетовыми, а черника — ярко-желтой.

Листопад является неотъемлемой и не малозначимой частью жизни растений. Покров, образуемый упавшими листьями, защищает деревья от зимних заморозков и насыщает корни полезными веществами.

Не все деревья сбрасывают с себя листву, например, сосна, ель и можжевельник являются вечнозелеными видами. Также в холодную пору зелеными остаются: вереск, багульник, клюква, брусника и другие растения.

Деревья подготавливаются к зиме, вырабатывая защитные вещества на своих ветвях — кожистые чешуи, волосистый покров и смолистые, восковые вещества.

Пережить зиму и начать жизненный цикл весной способны брусника, багульник, одуванчик, маргаритка, чистотел, медуница, подорожник. В виде луковиц сохраняется мать-и-мачеха. А в виде семян остаются мокрицы, ярутки, пастушьи сумки, лебеды и крапива жгучая.

Как растения живут зимой

Зима является самым сложным периодом в жизни растений. Осенью происходит подготовка к холодам, ветрам и снегу, меняется химический состав деревьев и кустарников. Опавшие листья защищают корни от мороза и насыщают растения питательными веществами.

Однолетние растения не доживают до зимнего периода, а многолетние успевают подготовиться. Снежный покров становится для них неким одеялом, способным сохранить тепло и поддерживать уровень влаги.

Растения, сбросившие листья, впадают в зимнюю спячку. А вечнозеленые виды: пихта, ель, сосна, можжевельник, кедр — не засыпают, а живут за счет того, что в их иголках содержится достаточное количество влаги и минералов. Это позволяет им пережить самые сильные морозы.

Источник

Видеоматериалы. Занятие № 41 «Лето в жизни растений»

Кинопособие « Экология растений» 58 занятий. Глава IX. Сезонные изменения растений.

Кинопособие содержит методический аппарат, обеспечивающий помощь учите­лю на всех этапах проведения уроков.

Лето — наиболее благопри­ятная пора в жизни растений.

Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний

Дидактическая цель; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм

Однодомные растения, двудомные растения. Камбий, кольцо годичного прироста древесины. Мужские и женские шишки хвойных деревьев. Полу паразиты. Светолюбивые растения, теневыносливые растения. Сорняки.

Читайте также:  Названия дикорастущих растений в лесу

Яровые однолетники. Отава.

Вопросы для обсуждения

1.Какие однолетники называют яровыми? Приведите примеры.

2.Почему сенокос начинают после праздника Ивана Купалы, т.е. после 7 июля?

3.Как меняется облик луга после покоса?

4..Когда начинают готовиться к листопаду деревья и кустарни­ки? Каким образом они “узнают” о приближении осени?

4.У каких деревьев летом можно обнаружить молодые соцве­тия? Как долго их цветки находятся в бутонах?

Лето — наиболее благопри­ятная пора в жизни растений

Луга. Летом цветет и плодо­носит большинство наших луго­вых трав (рис.1). Максимум цветения приходится на середину июля, которую в народе зовут “макушкой лета”. На лугах в это время цветут злаки: мятлик луговой, овсяница луговая, ежа сборная и др.; бобовые: клевера, горошки, чины, люцерны; и так называемое луговое разнотравье: колокольчики, гвоздики, смол­ка обыкновенная, нивяник обыкновенный и множество других растений.

Луга становятся пестрыми и нарядными. Вторая дека­да июля — лучшее время для сенокоса. Надземные побеги трав в это время наиболее богаты питательными веществами, и потому сено получается самым полезным и вкусным. После покоса луга утрачивают свой нарядный облик, приобретая в августе монотон­ную зеленую окраску. На лугах появляется отава — это отраста­ющие после покоса молодые побеги и листья злаков и других трав. Разрастаются низкорослые, ползучие и потому нескошен­ные растения: вербейник монетчатый, клевер ползучий (рис.2).

В отаве господствуют вегетативные побеги, цветущих растений мало. Это, главным образом, однолетние полупаразиты: погремок осенний, очанки, зубчатки, а также поздноцветущие виды (вер­бейник монетчатый).

Рис. 1. Луговые растения: 1 — люцерна желтая, 2 — гвоздика-травянка,

3 — ежа сборная, 4 — нивяник обыкновенный, 5 — колокольчик раскидистый, 6 — мятлик луговой, 7 — клевер луговой, 8 — горошек заборный

Рис. 2. Вербейник монетчатый (1) и клевер ползучий (2)

Лиственные леса. Летом в лиственных лесах царит густая тень и из травянистых могут жить только теневыносливые растения. Надземные органы подснежников полностью отмирают. Отмирают цветоносные побеги у трав, цветущих поздней весной: лютика ка­шубского, зеленчука желтого. У этих растений летом сохраняют­ся только вегетативные побеги, которые могут жить при сильном затенении.

Во второй половине лета (конец июля—август), когда заметно укорачивается день, деревья начинают готовиться к осеннему ли­стопаду. В основаниях листьев закладывается отделительный слой, формируются почки, из которых на будущий год вырастут новые побеги. На ветвях ольхи, березы, орешника уже в июне можно обнаружить молодые соцветия-сережки, которые расцветут будущей весной

Источники информации: А.М. Былова. Н.И. Шорина. 1999 (209стр

Источник

Природоведение. «Растения летом и осенью»

Цель: Закрепить и расширить знания детей о летних и осенних растениях в природе.

  1. Гербарий листьев и цветов.
  2. Летние и осенние картины природы.
  3. Плакат «Грибы».
  4. Видеокассета по теме «Природа летом и осенью».

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока «Растения летом и осенью».

Девиз урока «Лес – наше богатство».

2. Проверка домашнего задания.

Сегодня мы отправимся на прогулку. Но сначала вспомним, о чём говорили на прошлом уроке.

(Два ученика у доски зарисовывают части растений, этажи леса).

(Пока дети выполняют задание у доски . Остальные отвечают на вопросы учащихся. Вопросы готовились дома).

  • Какие изменения произошли в неживой природе с наступлением осени?
  • На какие 2 группы делятся деревья?
  • Какие осадки выпадают осенью?
  • Чем дожди осенью отличаются от летних?
  • Какой основной признак осени?

3. Проверка работ у доски.

4. Новая тема. Беседа.

— Отгадайте, куда мы отправимся на прогулку.

Есть у меня зелёный друг
Весёлый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.

(На доску прикрепляется фигурка лесовичка и картины-знаки).

Когда вы идёте в лес, вы должны знать правила поведения в лесу. Лесовичок , хозяин леса, развесил необычные знаки в лесу. Что они означают?

  • Не рвать больших букетов цветов. Беречь и не рвать редкие цветы.
  • Не наступать на грибы.
  • Не разорять гнёзда, муравейники.
  • Не разжигать костры, беречь лес от огня, пожара.

— Помните : Из одного дерева можно сделать миллионы спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будь осторожен с огнём в лесу.

(Табличка с этими словами вывешивается на доску).

— Давайте представим, что мы оказались в летнем лесу.

(Показать иллюстрации летней природы, рисунки цветов…).

Широко раскинулся на карте нашей страны океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные берёзы, сумрачные ели, глухие таёжные дебри. Одно из замечательных богатств нашей Родины – лес. Летом в лесах и на полянах много цветов. Это колокольчики, одуванчики, мать –и мачеха, Иван-чай (кипрей). Мать-и-мачеха. Почему так назван цветок? Лист с одной стороны гладкий и холодный, а с другой мягкий, тёплый. Поэтому и название получил такое: теплота матери и холод мачехи.

(Рассмотреть гербарий цветов).

Цветут не только цветы, но и деревья. Цветёт ольха и липа. Цветёт белыми мелкими цветами рябина. Деревья стоят в пышной зелени.

Какие ещё деревья вы знаете?

(берёза, ель. дуб, клён, лиственница, ива, сосна, липа).

Некоторые деревья пришли к нам в гости.

(Дети в коронах с изображением деревьев рассказывают о дереве).

Я полюбилась русскому народу за свою красоту. У меня белый ствол с чёрными пятнышками. Летом у меня зелёное платье. А осенью золотистое. Много песен, стихов и загадок сложили обо мне. Из берёзы зелёной делают:

  • фанеру;
  • лыжи;
  • много различных сувениров. (можно показать сувениры).
Читайте также:  Щавель это многолетнее или однолетнее растение

Берёзовый сок – это не только вкусный напиток. Это ещё и лечебное средство.

Возраст мой достигает 150 лет. Но люди часто заставляют меня плакать. И стекает по белым стволам берёзы прозрачные слёзы, если чья то безжалостная рука тяжело ранит берёзу. Берегите нас! Чтоб не орошали напрасно обильные слёзы берёзовые траву.

Я- ель. Это дерево знакомо вам с детства. Вместе с ним приходит Новый год. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга и Леший. Поэтому даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно. Я никогда не меняю свой наряд. Всегда зелёная. Живу 150 лет.

Древесина у меня светлая, мягкая. Из неё делают:

А я быстро расту и к 100 годам достигаю высоты 30 метров. Живу я до 700 лет. Ствол прямой, хвою сбрасываю на зиму. Хвоя мягкая, ярко-зелёная летом, растёт пучками, по 20-60 хвоинок в пучке. Осенью хвоя становится лимонно-жёлтой. Лиственница любит свет.

А сейчас мы побываем в летнем лесу.

(Дети смотря фильм «Лето в лесу». Фильм был снят на видеокамеру родителями по просьбе учителя).

Но с приходом осени лес меняется.

(На доске появляется картина осеннего леса).

Каким он становится?

Поэт Иван Бунин. наблюдая осенний лес, был поражён его красотой. Под впечатлением этой красоты он написал стихотворение «Листопад».

(Ученик читает наизусть стихотворение).

  • С чем поэт сравнивает лес?
  • Какие краски увидел Бунин?

Первой осенью меняет свой наряд берёза. Листья у неё золотистые.

(Показать картину жёлтой берёзы).

у рябины – красновато- бурые.

На осине и клёне – жёлтые и оранжевые.

Старые деревья раньше меняют окраску. чем молодые.

Есть ли деревья листья которых не меняют окраску?

(Показать веточку сосны и ели).

-А может кто-то знает загадку об этом?

(Зимой и летом одним цветом).

Из хвойных одна лиственница сбрасывает свой наряд.

А что происходит с цветами?

(Желтеют и засыхают).

5. Работа с книгой. С. 21 –23.

Чтение текста вслух.

что происходит после изменения окраски листьев?

Игра. (на доске прикреплены листья деревьев).

  1. Узнаете ли вы с каких деревьев эти листья?
  2. Какие деревья растут у нас?
  3. Все ли деревья кроме сосны меняют окраску?

7. Просмотр фильма «Осень в лесу».

— Зачем люди осенью ходят в лес? (за грибами , за ягодами).

Мы тоже отправимся за грибами и ягодами.

(Включить видеомагнитофон. На экране показано как растёт брусника, какие листья, ягоды. Учитель комментирует запись).

— Брусника – это очень выносливое растение. Бруснике не страшна густая тень под большими кронами деревьев. Её можно встретить и на болотах, а крутых склонах. Брусники так много в лесу – сплошной зелёный покров. Ягоды краснеют в сентябре. Ягоды ценят за то, что залитые водой они могут храниться без изменения всю зиму. В бруснике содержится витамин С и витамин А. В листьях брусники тоже много полезных веществ. Брусника вечнозелёное растение.

8. Беседа о грибах.

— Мне кажется в последнее время стало меньше грибов. Всему виною люди. Почему? (топчут, вырывают).

Когда в степных районах, чтобы защитить посевы от суховеев стали создавать лесные полосы, обнаружилось, что деревья здесь плохо растут, чего-то им не хватает. Заметили: нет грибов. Из старых лесов привезли грибную землю. Вскоре в молодых посадках появились грибы. И что же? Лес словно ожил, деревья заметно прибавили в росте, стали сильными и здоровыми. Деревья и грибы повязаны одной ниточкой. Они помогают друг другу расти.

9. Чтение текста. с. 24.

10. Загадки о грибах.

Белочка принесла грибы. Хочет узнать знаете ли вы грибы.

Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу.
Как веснушки на носу.

Он в осиннике родился
Как в траве не притаился
Шапка красная на нём
Всё равно его найдём.

Быстрее всех растёт подосиновик. 4-5 см. в сутки.

Лета первая примета
Под берёзой в холодке
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.

Он выглянул несмело
Из кочки моховой
Цепочку клюквы спелой
Поднял над головой.

11. Подведение итога урока. Оценка знаний учащихся.

Источник

Сезонные изменения в жизни растений.

Растения зимой

Растения в зимнем лесу кажутся нам совершенно безжизненными. А между тем, это впечатление обманчиво. Даже в самые трескучие морозы жизнь растений не прекращается. В это время они отдыхают, набираются сил для весеннего возрождения. «То, что мы называем сном природы,- писал С. Покровский,- есть лишь особая форма жизни, полная глубокого смысла и значения». Такая форма жизни растительных организмов называется состоянием покоя.
В это время обмен веществ у растения заторможен, прекращается и видимый рост. Но процессы жизнедеятельности продолжаются, хотя и в замедленном темпе. Например, накопленный за лето крахмал, превращается в сахара и жиры, дающие питание растению. В состоянии зимнего покоя в растениях происходит интенсивная деятельность образовательной ткани или меристемы, которая преобразуются в новые клетки и ткани.
Этот период очень важен для растений. Именно в это время закладываются зачатки листьев в вегетативных почках и элементы цветков – в цветочных почках. Это позволяет растению в весенний период быстро перейти к активной фазе жизнедеятельности. Поэтому для всех многолетних форм растений, период покоя является необходимым условием нормального роста в период вегетации.
У разных растений разная продолжительность периода покоя. Одни из них, например жимолость, сирень, бузина, крушина отличаются коротким периодом покоя. Глубокий покой у них заканчивается уже в октябре-ноябре. До января длится глубокий покой у берёзы, тополя, боярышника. Самый длинный период покоя наблюдается у липы, ели, сосны, бука, дуба. Сигналом к покою служит для них уменьшение длины светового дня. Изменение длины дня воспринимают у растений листья, а в отсутствие их — почки. Известно, что снег укрывший травяные растения предохраняет их от вымерзания. А что позволяет «выжить» деревьям и кустарникам с из обнажёнными ветвями? Почему не гибнут от трескучих морозов их почки и побеги? Выживанию растений в период зимних холодов способствует изменение химического состава клеток. В период подготовки растения к зиме в его клеточном соке накапливаются сахара, снижающие температуру замерзания. Чем больше растение накопит сахаров, тем успешнее будет противостоять зимним холодам. Известно, что после обильного урожая яблони часто вымерзают, потому что не успели накопить необходимое количество сахаров. Питательные вещества у них ушли в основном на формирование плодов.
Плохо переносят морозы и те растения, которые осенью интенсивно росли, например, вследствие длительной тёплой погоды или обильной азотной подкормки. Питательные вещества расходовались на рост растения, а не откладывались про запас. Весной, когда накопленные сахара начинают использоваться растением в процессах жизнедеятельности, его морозостойкость тоже падает. Поэтому весенние, даже небольшие, заморозки, опаснее зимних трескучих морозов.
Накопленные сахара, позволяют растениям, особенно в широколиственных лесах, начинать жизнедеятельность ещё под снежным покровом. Уже в феврале, при трескучих морозах под снегом можно найти бледно-жёлтые ростки со свёрнутыми листьями, а порой и бутонами. Поскольку в таких лесах под снежным покровом почва не промерзает. Наличие большого количества перегноя и снежный покров создают прекрасную теплоизоляцию. Благодаря этому температура почвы здесь практически никогда не опускается ниже 0 градусов. Незамёрзшая влага остаётся доступной для растений.
Интенсивное использование, отложенных про запас питательных веществ, повышает температуру самого растения. Вокруг него, порой даже подтаивает снег. Так в феврале начинают расти под снегом побеги мать-и-мачехи, заложенные еще осенью. Если в это время откопать растение, то можно увидеть, что вокруг него в снежном покрове протаяла крошечная пещерка.
Еще трещат суровые морозы, а под снегом уже начинается весна

Читайте также:  Почему не разделяются клетки из которых состоит растение

Растения весной.

Очистив от снега небольшой участок почвы, посмотрим, что происходит сейчас под ним в лесу. Делать это следует возможно осторожней, чтобы, удаляя нижние слои снега, не повредить находящиеся под ним растения. Мы увидим здесь, наряду с перезимовавшими вечнозелеными стеблями зеленчука (Galeobdolon luteum), копытня (Asarum europaeum) и волосистой осоки (Carex pilosa), целый ряд нежных, желтоватых или едва позеленевших ростков, пробившихся сквозь слой слежавшейся прошлогодней опавшей листвы. У многолетней пролески (Mercurialis perennis), обычного лесного растения, образующего летом фон в травянистом ярусе леса, мы обнаружим под снегом крупные дугообразные ростки с бутонами. Также найдем мы молодые стебли с бутонами и листьями у медуницы (Pulmonaria officinalis), чистяка (Ficaria ranunculoides) и ветреницы (Anemone ranunculoides) — наших обычных весенних растений, а также у адоксы мускусной (Adoxa moschatellina), сныти и некоторых других. Эти нежные стебельки с молодыми еще свернутыми листочками, резко отличаются от грубых кожистых частей перезимовавших растений, поэтому трудно предположить, чтобы они развились с осени или с предыдущего лета и зимовали в таком виде. Кроме того, осенью на поверхности почвы не найти у всех этих растений таких крупных проростков, не говоря уже о развитых листьях или даже окрашенных бутонах, которые нередко можно встретить под снегом у медуницы. Лишь у многолетней пролески с осени под толстым слоем опавших листьев можно заметить маленькие дугообразные изогнутые ростки с кисточкой едва заметных зачаточных листочков.
Таим образом, остается придти к выводу, что наши весенние растения обладают замечательной способностью развиваться под снегом зимой. Уходя осенью под снег с покоящимися подземными органами — корневищами и клубнями, — они выходят из него уже с развившимися стеблями, листьями и нередко даже с окрашенными бутонами. В лесу во время снегосхода молодые части весенних растений пробиваются сквозь снег.

Растения летом.

Лето – это то время года, когда растения бурно развиваются и выполняют все свои жизненные функции, прежде всего у них образуются органы размножения. В самом деле, в это время года у большинства растений появляются цветки, которые затем превращаются в плоды, содержащие семена, из которых разовьются новые растения.

Вот поэтому-то в летние месяцы растения требуют особого ухода и внимания; за ними нужно ухаживать регулярно, соблюдая все правила, внимательно следя за температурой. Действительно, жара летних месяцев усиливает испарение, которое происходит с помощью листьев и цветов, а земля быстро сохнет. Недостаток воды мешает правильной циркуляции питательных веществ, и, если вовремя не вмешаться, может приостановиться развитие растения, что приведет к его гибели.

Источник