Меню

Что происходит с растениями в марте

Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Март

Соболева Татьяна
Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Март

Наблюдение. Сезонные изменения в природе весной. Март.

Цель: развитие способностей детей к анализу характерных изменений в живой и неживой природе в весенний период времени, формирование навыков самостоятельного наблюдения за явлениями природы и бережного отношения к ней.

• развивать умение выделять характерные признаки весны и самостоятельно наблюдать за весенними явлениями природы;

• формировать навыки анализа свойств воды, умения находить связи между изменениями в живой и неживой природе.

Ребята, посмотрите вокруг. Вы заметили, что изменилось? (Снег тает, текут ручейки, солнце светит ярче и теплее, люди сменили зимнюю одежду на более легкую). Пришла весна.

По дороге в д/с вы обратили внимание, что на крышах домов есть сосульки?

— Почему? Что с ними происходит? Как называется это явление?

Почему их мы не видим на крыше нашего д\с?

— А чем они могут быть опасны?

— Как вы думаете, какое название марту, связанное с капелью, дал народ? (Капельник).

А еще про март говорят: «У марта одна нога в валенке, другая — в сапоге, в левой руке метель, в правой — дождь, за плечами — мороз, под полой туман».

Весна в поговорках и пословицах предстаёт разной. Она то весёлая — солнцем радует, то грустная — дождями плачет, то тепло дарит, то снежок кидает. В поговорках и пословицах подмечается, что весна может покапризничать. Весной оживает природа, прилетают птицы, распускаются деревья

Обратите внимание на снег, ребята. Каким он стал? В каких местах его больше и почему, как вы думаете? Где снег тает быстрее? (возможно использование компаса, на южной стороне сугробы меньше – попросить детей объяснить, почему). Давайте, попробуем разбросать сугроб и потом посмотрим,где снег тает быстрее: там, где остались сугробы или там, где мы разгребли его лопатами.

— Вы обратили внимание на темные участки на снегу?

— Что это, почему они появились? (Проталины, пригорки).

Март также называют протальник.

Ребята, а что еще появилось с приходом весны?

Откуда они берутся, почему их не было зимой, из чего они состоят?

Ручейки бегут в ту сторону, где происходит понижение земли, есть склон.

Ребята, давайте и мы превратимся в быстрые весенние ручейки (п/и «Ручеек»).

Приметы: снег быстро тает, воды дружно бегут – мокрому лету, вороны на снег садятся – к оттепели.

Март не весна, а предвесенье. Иногда и март морозом хвалится.

Погода в марте непостоянная – то солнышко выглянет и пригреет теплом, а то вдруг набегут тучи, спрячут солнце, может пойти снег или дождь.

В конце прогулки можно провести игру малой подвижности «Что происходит в природе Упражнять детей в употреблении глаголов, в согласовании слов в предложении.

Солнце что делает? Светит, греет

Ручьи что делают? Бегут, журчат

Снег что делает? Тает, темнеет

Капель что делает? Звенит

Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе «Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе». Актуальность выбранной темы определяется следующим.

Фотоотчет «Наблюдения за изменениями в неживой природе. Февраль» Фотоотчет о наблюдениях во время прогулок (конец зимы). Средняя группа. Для организации наблюдений во время прогулок была создана мини-метеостанция.

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за сезонными изменениями весной» «Наблюдение за сезонными изменениями» Цели: — формировать понятия о смене времен года; — актуализировать и дополнить знания детей о явлениях.

Наблюдения и беседы «Март зиму кончает да весну начинает». Часть вторая «Март не весна, а предвесенье» Улеглись в полях метели В белоснежные постели. Отдохнуть пришла пора! У крыльца звенят капели, Воробьи повеселели, Гонят зиму со.

Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в подготовительной группе Прогулка. (подготовительная группа) Наблюдение за сезонными изменениями. Цели : Формировать представление о весенних изменениях в природе;.

Прогулка в средней группе «Наблюдение за сезонными изменениями в природе весной» Прогулка в средней группе на тему: «Наблюдения за сезонными изменениями в природе весной» Цели: расширять представления о весне, формировать.

Рекомендации для родителей по проведению наблюдений с детьми 2–3 лет за сезонными явлениями в природе Работу по ознакомлению детей первой младшей группы с сезонными явлениями мы начали с планирования. Старались, по возможности, охватить все.

Рекомендации для родителей по проведению наблюдений с детьми 3–4 лет за сезонными явлениями в природе Работу по ознакомлению детей первой младшей группы с сезонными явлениями мы начали с планирования. Старались, по возможности, охватить все.

Советы родителям «Учимся наблюдать за изменениями в природе. Февраль» Наступил февраль — самый снежный месяц зимы. Завывают синие метели, вьется по земле снежная поземка. Не зря в народе говорят: „Январю.

Советы родителям «Учимся наблюдать за изменениями в природе. Сентябрь» Сентябрь. Вот и закончилось лето. Вы привели своего подросшего и окрепшего малыша в детский сад, но ваши ежедневные прогулки с ним продолжаются.

Источник

КАКИЕ ИЗМЕНИНИЯ ПРОИСХОДЯТ В ПРИРОДЕ В МАРТЕ.

Март – первый месяц весны. В тени еще зима, а на солнцепеке уже капель завела свою звонкую песню. Снега осели и потемнели, наполнившись талой водой. Морозы еще заставят нахохлиться воробьев. Но Солнце поднимается все выше. Дни становятся длиннее. Появляются первые проталины. Как ни грозит зима солнышку штыками-сосульками, но уже журчат ручьи – гонцы весны. Спит еще под снегом лес, но пернатые вестники весны грачи уже важно ходят по проталинам. За грачами прилетят скворцы. Начнут выгонять воробьев из своих скворечников. Затем начнут прилетать жаворонки. Можно услышать их красивое пение. Звери начинают выбираться из своих зимних нор. Заяц уже меняет белую шубку на серо-бурую. Да и другие звери линяют, спешат избавиться от густой теплой шерсти. Дождались весну и растения. Началось сокодвижение, набухают почки. Береза, ольха, орешник уже развесили цветки-сережки. Цветет верба. На проталинах появляются подснежники. Жизнь пробуждается.

КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЦЫ.

Без тренировки мышцы быстро слабеют. Это хорошо знают спортсмены, музыканты, артисты цирка. Космонавтам после приземления сначала трудно не только ходить, но даже поднимать руку. Мышцы можно развивать, выполняя физические упражнения. Упражнения следует делать в проветренном помещении, начиная с небольшой разминки, через два часа после еды.

Нагрузку на мышцы надо увеличивать постепенно, развивая все мышцы, чтобы не нарушить пропорции тела. Упражнения с тяжелыми гантелями нельзя начинать раньше 13 лет, пока не окрепли кости!

После упражнений следует принять душ или обтереться мокрым полотенцем. Лучший отдых для мышц – крепкий сон на свежем воздухе.

Билет № 12.

КАК РАЗМНОЖАЮТСЯ РАЗНЫЕ ЖИВОТНЫЕ.

У зверей и птиц потомство появляется в той среде, где они обитают. Водяные змеи и черепахи жизнь проводят в воде, но яйца откладывают на суше, в теплый песок. Стрекозы летают и кормятся в воздухе, но яйца откладывают в водоем, где происходит их развитие.

Большинство животных образуют семью из самца, самки и появившихся детёнышей. Они их кормят, обучают, как добывать пищу, как спасаться от врагов, как строить жилище. У общественных насекомых семьи многочисленные. Например, в пчелиной семье всего одна матка, но много рабочих пчел, которые заботятся о потомстве.

ЧТО ОПАСНО ДЛЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

Органы дыхания очищают вдыхаемый воздух от пыли, но не могут оградить организм от ядовитых газов и микробов. Опасны для здоровья выхлопные газы автомобилей, ядовитые газы, выбрасываемые в воздух заводами, а также табачный дым.

Частицы дыма оседают на стенках лёгочных пузырьков и мешают поступлению кислорода в кровь. Вместе с дымом сигареты в лёгкие курильщика и находящихся рядом людей попадает яд – никотин.

Никотин проникает в кровь, и она разносит его по всем органам. Этот яд притупляет зрение, слух, внимание, заставляет усиленно работать сердце. У курильщиков часто возникают опасные, а порой и смертельные заболевания легких и сердца.

Читайте также:  Растения против сахара в крови

За последние 100 лет вредная привычка к курению распространилась по всему миру. Вслед за взрослыми к курению стали приобщаться и дети. Врачи назвали курение чумой двадцатого столетия. Во многих странах курильщиков стараются не брать на работу.

Билет № 13.

КАК РАЗВИВАЮТСЯ РЫБЫ И ЗЕМНОВОДНЫЕ.

Рыбы развиваются из икринок. Когда водоемы весной освободятся ото льда, начинается нерест рыб. Самки речных, озёрных и морских рыб подыскивают неглубокие места с чистой проточной водой и выметывают там икру.

Из нее развиваются сначала маленькие личинки. Через некоторое время личинка становится похожей на взрослую рыбу– это мальки. Мальки постепенно подрастают, но пройдет не один год, пока они станут взрослой рыбой.

Какова последовательность развитиялягушки? Весной в прудах, в тихих заводях рек, озер и болот, когда вода прогреется, самки лягушек мечут комки икринок. Через одну-две недели из икринки появляется личинка лягушки – голова с хвостиком. Это головастик. Вскоре у него начинают появляться задние конечности, а затем передние, развиваются жабры и легкие. Тельце головастика растет быстро. Через 2-3 месяца он теряет хвост и превращается в маленького лягушонка. Уже через 2-3 года лягушонок превратится во взрослуюлягушку.

КАК ПИТАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ.

В огородах наши предки выращивали лук, репу, морковь, свёклу, тыкву, капусту, огурцы. Разводили кур, уток, гусей. У более зажиточных хозяев был домашний скот: коровы, козы, свиньи, овцы.

Простые люди мясо ели редко, рыба была им более доступна. Летом и осенью в лесах заготавливали ягоды, грибы, орехи. Ставили ульи с роями пчел и собирали мед. На зиму солили в бочках грибы и огурцы, квасили капусту, вялили и солили рыбу и мясо.

Основной пищей крестьян, и горожан на Руси долгое время быхлеб – ржаной и пшеничный. Ели каши из гречневой крупы, пшённой, перловой. Приправляли их молоком, коровьим или льняным маслом, медом. Делали кисели из овсяной или гороховой муки.

Непременным праздничным угощеньем былипироги всевозможных размеров и с различными начинками. Пили мед, разбавленный водой, а также квас, пиво. Позже распространилось и чаепитие из самоваров.

Билет № 14.

КАК В СТАРИНУ ЖИЛИ КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ.

Людей, которые обрабатывали землю и выращивали на ней культурные растения, называли крестьянами. С малых лет крестьянские дети помогали взрослым. С весны до осени мальчики пасли коров, лошадей, овец. Девочки ухаживали за козлятами, ягнятами и телятами, за домашней птицей. Летом дети помогали ворошить скошенное сено, собирать его в копны, увозить с лугов. Пололи и поливали грядки в огороде, помогали убирать урожай. Ходили в лес собирать ягоды, грибы, орехи. Носили еду и питье родителям, которые с раннего утра до ночи трудились на полях.

Много дел было у детей и в избе. С шести-восьми лет присматривали за младшими в семье. Носили питье и корм домашним животным. Ходили к колодцу за водой. Приносили из поленницы для печи дрова. Ходили в лес за сухими ветками – хворостом. Подметали вениками полы. Помогали накрывать стол, а после еды мыли посуду и крышку стола. В свободное время дети играли. Мальчики играли в городки из круглых чурок, в бабки из костей. У девочек были самодельные куклы из сомы, тряпочек, дерева.

ЧТО ОПАСНО ДЛЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Опасны для жизни и здоровья повреждения головного и спинного мозга, которые могут возникнуть при травмах черепа и позвоночника.

Перелом позвоночника часто приводит пострадавшего к неподвижности, а ранение головного мозга – к гибели. Даже небольшое сотрясение головного мозга может временно нарушать зрение («в глазах темнеет»), слух («шум в ушах»), координацию движений («голова кружится»). Сильные сотрясения мозга могут приводить к слепоте, глухоте, заиканию, слабоумию.

Очень вредно отправление мозга алкоголем и никотином. Эти яды разрушают нервные клети мозга, и человек постепенно теряет способность мыслить.

Нарушение режима дня приводит к переутомлению нервной системы. Ребенку девяти лет надо спать 10 часов. Желательно при открытой форточке.

Мозг отдыхает при смене умственного труда физическими или спортивными занятиями. Нервная система отдыхает, когда ты любуешься природой, радуешься, слушаешь спокойную музыку.

Билет № 15.

ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ РАСТЕНИЯ.

Разнообразны растения нашей Земли. Среди них есть хвойные и цветковые, водоросли, мхи и папоротники.

Разные у них величина и форма стеблей, листьев, корней. У цветковых растений разнообразны цветки и плоды. Хвойные деревья различаются хвоинками. У ели они колючие и короткие. Длинные хвоинки сосны обыкновенной крепятся по две, кедровой – по пять. Мягкие хвоинки лиственницы растут пучком.

Условия роста растений разные. Теневыносливые растения развиваются в тени, светолюбивые – на солнечных местах. Теплолюбивые растения погибают при резком похолодании, холодостойкие – выдерживают заморозки. Есть растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Одним растениям нужна богатая перегноем почва, другие растут на песках, третьи обитают в воде.

Многие растения обладают лекарственными свойствами. Мяту, чистотел, зверобой с давних времен используют на Руси. Среди растений встречаются и ядовитые. Красавка, ландыш, белена могут вызвать смертельные отравления.

Источник

Что посеять в марте?

Первый месяц весны – горячая пора для дачников, самостоятельно выращивающих рассаду. Важно не только тщательно ухаживать за февральскими сеянцами, но и готовиться к «новой волне» посевов. Что посеять в марте?

Овощные культуры

Март – время посева основных овощных культур.

Не забудьте посеять:

1. Сладкий перец . Оптимальный срок для посева перцев – вторая половина февраля. Однако раннеспелые сорта можно высевать и до середины марта.

2. Томаты . В зависимости от срока созревания можно сеять в течение всего месяца.

3. Лук (чернушка ). Если предпочитаете выращивать репчатый лук семенами – самая пора приступать к посеву. Столь ранний срок позволяет растянуть период вегетации и получить максимальный размер луковицы.

4. Цветная капуста, броколли, позднеспелые сорта белокочанной капусты. В середине месяца можно сеять все перечисленные культуры.

5. Базилик . Для получения ранней продукции семена высевают уже в середине марта. Но можно отложить посадку и на более поздний срок.

6. Черешковый сельдерей . В отличие от своего «корневого собрата», эту культуру сеют в первый месяц весны, а не зимой. Листовые сорта сеют позже.

При наличии обогреваемой теплицы можно смело высаживать огурцы. Их плодоношение придется на июнь.

Цветочные культуры

В первый весенний месяц сеют мелкосеменные культуры.

В марте пора сеять:

1. Петунию . Полюбившаяся многим культура очень медленно развивается. Высев в марте позволяет получить цветущие растения уже в апреле-мае.

2. Вербену . Используемая в качестве украшения подвесных корзин, вербена сеется одновременно с петунией.

3. Прямостоячие бархатцы (не путать с отклоненными!). Культура имеет более долгий срок вегетации, поэтому следует заранее позаботиться выращиванием рассады. В мае растения могут зацвести.

4. Однолетние георгины . Давно переставшие быть «бабушкиным» цветком, георгины набирают невероятную популярность. Компактные сорта отлично смотрятся в садовых вазонах, а высокорослые – на задних планах клумб.

5. Душистый табак . Простое, но очень ароматное растение легко вырастить из семян. Достаточно рассыпать их по поверхности грунта и пикировать после первой пары настоящих листьев.

6. Флокс Друммонда . Звездчатые соцветия различных окрасов практически скрывают листья.

7. Астры. Завсегдатаи букетов на 1 сентября сеют на рассаду в конце месяца.

8. Циннии . Сеянцы имеют склонность к вытягиванию при высокой температуре содержания.

9. Агератум . Один из наиболее популярных однолетников, используемых для городского озеленения. Отлично растет даже при минимальном уходе.

10. Лобулярия . Медовый аромат алиссума полюбился многим садоводам. Он привлекает пчел.

11. Львиный зев. Сложно представить, что из столь мелких семян вырастают крепкие, обильноцветущие растения. Но и времени на рост им требуется больше.

Заранее проверьте, все ли семена куплены. Опоздание с посевом на неделю может задержать цветение на 2. Но и рано сеять не стоит: «передержанная» рассада хуже развивается в открытом грунте.

А что сеете в марте вы? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы быть в курсе!

Читайте также:  Растение покрылось паутиной что делать

Источник

Аллергия на цветение: когда весна становится адом

Мы поговорили с аллергологом Ольгой Жоголевой про профилактику поллиноза, способы определения аллергенов и частые симптомы этого заболевания.

Какие виды весенних аллергий бывают?

Основная проблема — это поллиноз, реакция организма на пыльцу. Важно: если мы говорим про цветение деревьев, то имеем в виду, что открылись почки. Снег еще может лежать на улице, но в воздухе уже определяется пыльца, как это случилось с ольхой в конце февраля.

В России сложно понять, поллиноз у пациента или нет. Мало способов определения пыльцы в воздухе. В Санкт-Петербурге аллергологи часто используют для этого данные ловушек пальцы от финских коллег (Norkko.fi). Сайты Пыльца Club и AllergoTop показывают концентрацию в Москве и некоторых других городах. C этого года Allergotop показывает уровень пыльцы и для Санкт-Петербурга.

Существуют и другие источники. Есть такой синдром «талого снега» — при этом симптомы аллергического ринита появляются, когда снег стаивает. Люди связывают это состояние с реагентами, но с большей вероятностью причиной такого обострения является все, что высвобождается из-под снега — плесень и фекалии животных. Люди с аллергией на кошек и собак могут испытывать симптомы, потому что в воздухе повышается концентрация аллергенов животных.

Есть одна «весенняя» аллергия, которая не связана с выходом на улицу: активация размножения клещей в домашней пыли. Люди с круглогодичной реакцией на пыль могут испытывать из-за этого обострение в начале весны.

Какие характерные симптомы поллиноза существуют? Как отличить его от ОРВИ?

Для обычного человека сложно отличить одно от другого. Есть несколько опорных пунктов.

Симптомы начались и закончились в течении нескольких дней — это чаще всего ОРВИ. Можно задуматься об аллергии, если мы жили в каком-то доме семь дней, потом съехали оттуда и нам стало лучше. Аллергия продолжается, пока действует аллерген. Если деревья цветут с апреля по май, то столько же будут длиться симптомы.

При аллергическом насморке нет температуры. У пациента активно выделяется из носа прозрачная жидкость на протяжении всего периода обострения. Иммунная система считает, что пыльца — враг, и пытается ее смыть. При вирусных инфекциях сопли становятся более густыми через несколько дней и приобретают разные оттенки из-за окисления. При аллергическом рините не будет заложена одна половина носа — чаще всего заложенность симметричная.

Характерный зуд в носу для аллергического насморка — это постоянное состояние.

У аллергологов есть понятие «аллергический салют» — это характерный жест, когда человек одним движением пытается вытереть сопли и почесать нос.

У аллергиков бывает конъюнктивит. Глаза краснеют и чешутся, возникает слезотечение. И последний признак — монотонное течение. Для ОРВИ характерно начало, пик и улучшение, а при аллергии такого не будет, либо происходит планомерное ухудшение состояние по мере продолжения контакта с аллергеном.

Какие процессы происходят в организме при этом заболевании?

Аллергических реакций существуют пять типов. Поллиноз — это аллергия немедленного типа. Она происходит с участием особого вида антител, которые называются иммуноглобулины Е (IgE).

Это вещество, которое мы можем определить в крови и диагностировать аллергию. IgE — непосредственные участники аллергической реакции. Белок, который умеет присоединяться как ключ к замку к другому белку, называется антитело. При аллергической реакции образуются специальные белки, которые умеют распознавать пыльцу и прикрепляться к ней.

Комбинация иммуноглобулина Е с молекулой пыльцы запускает выброс гистамина (особого биологически активного вещества) из еще одного участника — тучных клеток. Когда гистамин выбросился, он вызывает все те симптомы, о которых мы уже говорили: зуд, отек, покраснение, слезотечение и насморк. Поэтому антигистаминные препараты, которые не дают гистамину работать — это то, чем мы аллергию лечим.

Почему развивается аллергия?

Этого аллергологи точно не знают. Да, мы видим, что существует генетическая предрасположенность. Когда пациент говорит, что уже несколько поколений в семье страдают весной насморком, диагноз более очевиден.

Бывает, что у человека впервые в семье развиваются симптомы. Это связывают с тем, что у нас существует группа генов, которые ответственны за такие реакции. И у одного пациента они могут быть одни, у другого совершенно иные, но симптомы будут одинаковы.

Генетическая диагностика аллергии — это сложная штука. У врачей нет такой рутинной практики: пришел человек первый в семье с насморком, мы ему сейчас ДНК проверим и скажем — вы новоиспеченный аллергик из-за этого гена.

Курение влияет на формирование аллергии. Это известный и подтвержденный с научной точки зрения фактор риска. Сюда включают не только пассивное курение, а даже третичное пассивное курение. Когда кто-то покурил и покинул помещение, а туда пришел человек и этим воздухом подышал. Даже табачный дым, сохраняющийся на горизонтальных поверхностях, угрожает правильной работе иммунной системы.

Влиянию экологических факторов в современной аллергологии уделяется огромное внимание, например, отмечается, что в деревне аллергия встречается реже. В городе экология плохая и пространство избыточно стерилизовано. Люди используют много антисептиков и избыточно оберегают детей от контактов с животными, лужами, грязью и микробами.

Иммунная система городского ребенка хуже натренирована и может перепутать «друзей и врагов». Иммунная система считает, что безобидные раздражители — это враг, и формирует аллергическую реакцию. Первопричины этого полностью не ясны, есть этап “черного ящика” на пути к аллергической реакции.

Профилактика аллергии — это самая актуальная и интересная тема современной аллергологии. Думаю, что с каждым годом мы будем все лучше в ней совершенствоваться.

Есть несколько исследований, которые сравнивали распространенность бронхиальной астмы как самого тяжелого проявления аллергии. Оказалось, что у детей, живущих в деревне в контакте со зверями, значительно реже развивается бронхиальная астма. Контакты с животными — это фактор профилактики аллергии.

Какие методы еще используются для профилактики?

Как я уже говорила, стоит избегать пассивного курения. Если исходить из гигиенической теории аллергии (мы слишком ограничиваем человека в контакте с чужеродными молекулами), то нужно отказаться от антисептических мыл. А еще меньше пользоваться антисептическими спреями для горла и носа во время ОРВИ.

Это не только является фактором развития аллергии, но и бесполезно при вирусной инфекции. Как и избыточное использование антибиотиков. Мы убиваем дружественную нам микрофлору, которая правильно бы влияла на иммунную систему.

Строгие диеты, которые часто назначаются кормящим матерям, — неэффективны и вредны. Желудочно-кишечный тракт и иммунная система ребенка меньше контактирует с разнообразными молекулами. Риск, что она потом запутается и выдаст разнообразные аллергические реакции не только на еду, становится выше.

Есть еще понятие «атопического марша» — это сменяющие друг друга различные аллергические заболевания. Атопический дерматит — это первое звено, при нем кожа плохо защищена от окружающей среды, очень-очень проницаема и легко воспаляется. Актуальная теория о происхождении аллергии говорит о том, что аллергия на пыль и пыльцу появляется, если незащищенную кожу начинает попадать аллерген из воздуха

Иммунная система кожи начинает вырабатывать иммуноглобулины Е, о которых мы говорили выше. Организм начинает реагировать на еду, а потом выдавать дыхательную аллергию.

Вернемся к профилактике: если у человека есть атопический дерматит, то ему очень важно ухаживать за кожей и пользоваться специальными кремами. Они создают защитный слой и помогают противостоять развитию аллергического марша. Казалось бы, ринит и кожа — вещи далекие, но это один из способов уменьшить риски.

В чем отличие детской аллергий от взрослой? Может ли она проходить с возрастом?

Аллергия на пыльцу редко бывает у детей до 3 лет, потому что ребенок должен пережить несколько сезонов цветения. Поэтому когда чихает восьмимесячный младенец, не стоит впадать в панику и кормить его антигистаминными препаратами. Безусловно бывает поллиноз с ранним началом, но это очень большое исключение из правил. Раннее начало, чаще всего, обозначает более тяжелое течение в дальнейшем.

Еще есть понятие перекрестной аллергии — это ситуация, когда иммунная система путает еду с пыльцой из-за того, что молекулы пыльцы внешне для этих антител похожи на молекулы еды. У человека аллергия на пыльцу березы, он ест яблоко и у него чешется во рту из-за того, что у яблока есть определенные молекулы, очень похожие на пыльцу деревьев.

Читайте также:  Ткань участвующая в защите растения от внешних условий

Такая реакция на фрукты возникает исключительно из-за аллергии на пыльцу. Исключив заранее такие продукты из рациона, нельзя снизить вероятность развития перекрестной аллергии на них. Причина — в накоплении огромного количества белков, способных реагировать на пыльцу, которые начинают реагировать еще и на некоторую еду. И такая аллергия чаще проявляется в более старшем возрасте.

Аллергия может пройти с возрастом, но это должно быть приятным бонусом, а не аргументом для того, чтобы ничего не делать.

Чаще мы сталкиваемся с ремиссией — стойким улучшением, но ему на смену может прийти и ухудшение. Аллергическая бронхиальная астма часто уходит в ремиссию у людей в подростковом возрасте, но может вернуться. Любой такой случай имеет индивидуальный характер.

На фоне адекватного лечения шанс уйти в ремиссию в любом возрасте увеличивается. АСИТ — аллергенспецифическая иммунотерапия — один из них. Этот метод использует низкие дозы аллергенов, которые обучают иммунную систему правильно на них реагировать. Метод используется для детей с 5 лет, и все больше накапливается данных о его безопасности с младенчества.

Аллергологи и пациенты очень ждут профилактический АСИТ. Его будут использовать, когда с помощью тестов определят, что у человека может возникнуть аллергическая реакция. Белки антиглобулина уже начали формироваться, но симптомов — нет. Если в этот момент применить профилактический АСИТ, возможно, у него и не разовьется аллергия. Но пока это только в планах. В этом направлении нет работ и четкого представления, как это можно сделать. Но за этим будущее.

Какие способы лечения есть еще?

Можно уехать в момент цветения в другое место, где нет пыльцы, на которую у вас аллергия. Это не всегда работает из-за скользящего сезона цветения. У нас в Санкт-Петербурге деревья цветут с марта по май. В прошлом году, когда было похолодание в мае, береза закрыла почки с пыльцой. А при потеплении в июне все запустилось заново. Часть аллергиков, которые традиционно уезжали на май, вернулись к цветению, хоть и менее интенсивному.

Второй вариант — это симптоматическое лечение, которым занимается большинство людей, которым нужно пережить период цветения. Это лечение можно использовать вместе с АСИТом. Обычно для снятия симптомов используются антигистаминные препараты, которые не дают гистамину работать. Солевые растворы в нос — тоже очень эффективный метод, позволяющий смыть со слизистой носа аллерген, а также увлажнить нос, что улучшает его барьерные функции.

Можно использовать противоотечные спреи, которые помогают эффективно снять отек со слизистой.

Как определить аллерген?

Самый простой способ — это «провокация». Когда мы понимаем, что у человека симптомы совпадают с контактом с аллергеном. Семья живет рядом с березовой рощей, и их ребенок покрывается крапивницей каждый раз, когда они выходят погулять, потому что контактирует с пыльцой. Тут даже тесты в принципе не нужны, они будут носить больше формальный характер.

Можно сдать кровь на иммуноглобулин Е к экстракту определенной пыльцы. Более точный метод — это компонентная диагностика. На сегодняшний день врачи очень много знают о структуре аллергенов. Известно какая конкретно молекула в пыльце является мажорным аллергеном, который у большинства аллергиков вызывает реакцию.

Молекулярная диагностика определяет иммуноглобулин Е к конкретной молекуле. При обычном анализе внутри экстракта пыльцы может быть много других молекул. Человек может давать аллергическую реакцию не только на одну, значит это менее достоверно. В международной практике компонентная диагностика применяется с 90-х. У нас, к сожалению, этот метод менее распространен из-за своей стоимости, которая выше анализа иммуноглобулина Е к экстракту пыльцы в несколько раз.

Еще один более старый, но не потерявший своей актуальности метод — это кожные пробы. Вещество, которое мы ищем в крови, располагается у нас в коже и слизистой. Можно нанести экстракт пыльцы на кожу и повредить верхний слой кожи так, чтобы во внутренний вещество не попало. Если там есть антитела, то они провзаимодействуют, выброситься антигистамин и произойдет местная реакция, как при укусе комара.

Долгое время в практике существовал «метод царапок» — через капельку аллергена проводилась линейная царапина по коже. Минус этого метода в том, что невозможно отрегулировать глубину царапки. Марья Ивановна делает так, Петр Петрович иначе. Кто-то царапает до появления крови, что категорически нельзя делать.

Цель процедуры в том, чтобы аллерген не попал в кровоток. Только тогда это можно назвать минимально инвазивной процедурой без риска побочных эффектов.

Стандартизировать эту процедуру удалось с помощью прик-теста. Были изобретены специальные ланцеты, повредить кожу которыми больше чем на миллиметр нельзя. Этот унифицированный метод принят в мировой практике.

Из-за консерватизма в России «метод царапок» существует до сих пор. Все ограничения этого метода пытаются перенести на другие диагностики, о которых мы говорили выше.

В мировой практике прик-тесты с осторожностью интерпретируют в возрасте до 2-х лет, у нас традиционно почему-то не делают кожные пробы до 3-х, а дальше, как сработает фантазия у доктора, кто-то говорит и до 8-ми. Речь идет не о вредности пробы, а просто о том, что она может не сработать из-за особенностей чувствительности кожи ребенка до 2-х лет.

В основе этого метода лежит местная аллергическая реакция за счет выброса гистамина, а если человек принимает антигистаминные препараты, то на коже мы ничего не увидим. Поэтому при использовании любых кожных проб нужно отменять препараты.

К анализу крови это никакого отношения не имеет, но в нашей стране встречается строгий запрет любых противоаллергических препаратов, если человек сдает кровь, что не имеет научной базы. Этот тест и был придуман для тех, кто не может отменить препараты. В альтернативном случае можно воспользоваться прик-тестом, который дает результат почти сразу.

Если вернуться к крови, то есть еще один современный метод молекулярной диагностики — аллергочип. Это попытка с минимальным травматическим эффектом получить максимум информации. Для этого теста берут каплю крови и чип, в котором зафиксированы основные молекулы всех наиболее распространенных аллергенов. Это очень показательно и точно, но очень дорого.

У нас этот тест стоит сейчас около 500 евро, и пока не может стать золотым стандартом. Эта диагностика важна для точного определения состояния пациента. Есть ли у него перекрестная аллергия, когда антитела к пыльце связываются с похожими молекулами? Или у него особая форма аллергии на некоторые белки фруктов, которые имеют повышенный риск анафилактической реакции?

При перекрестной аллергии мы можем разрешить есть фрукты, если симптомы минимальны и на них хорошо работают антигистаминные препараты. А вторая ситуация имеет высокий риск ангиоотека (отека Квинке) — аллергической реакции, при которой происходит спонтанный и остро развивающийся отек кожи, подкожной клетчатки или слизистых оболочек.

Если сделать тест с экстрактом, то мы не узнаем, на какие именно белки человек реагирует, а с помощью аллергочипа это можно определить. Что поможет найти и запретить продукты, которые могут вызвать отек.

А какие методы нельзя использовать для диагностики?

Метод Фолля, который очень распространен в кругах нетрадиционной медицины. Один электрод прикладывают к коже, другой к яблоку и оценивают сопротивление. Он создает иллюзию более точной диагностики. Им можно найти аллергию на все, плюс глисты и дефицит витаминов.

Из традиционных методов анализ кала не имеет диагностической ценности при аллергиях, тем более при аллергии на пыльцу. Очень популярен анализ на иммуноглобулины G4, которые некоторые лаборатории все еще делают. Это вещество, которое блокирует аллергическую реакцию, именно с его помощью, возможно, в будущем мы сможем оценивать эффективность метода АСИТ .

Правильный иммунитет формируется в том числе благодаря иммуноглобулину G. Но его нельзя использовать для диагностики аллергии. Это может запутать пациента.

Источник