Меню

Что происходит с растениями в сентябре наблюдения

Проект на тему: « Фенологические наблюдения за растениями на приусадебном участке в сентябре 2018 года».

Скачать:

Вложение Размер
Мои наблюдения за растениями осенью • Ос 2.6 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

АОУ ШКОЛА № 11 Г. ДОЛГОПРУДНЫЙ Проект на тему: « Фенологические наблюдения за растениями на приусадебном участке в сентябре 2018 года». Выполнил: ученик 5 класса «Б» Урусов Иван Преподаватель : Иванова Лидия Александровна

Фенологические наблюдения за растениями в осенний период Цели проекта: наблюдение наступления различных сезонных изменений растений, происходящих в природе; овладение начальными умениями проводить наблюдения, описывать их результаты, формулировать выводы. Задачи проекта: проследить за процессами, происходящими в природе осенью; сравнить различные растения; научиться наблюдать различные фенологические фазы подготовки растений к зиме; сделать выводы.

Феноло́гия (от греч. φαινόμενα — явления) — система знаний и совокупность сведений о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки, а также наука о пространственно-временных закономерностях циклических изменений природных объектов и их комплексов, связанных с годичным движением Земли вокруг Солнца. Сезоны в фенологии соответствуют временам года с той разницей, что начало и окончание сезона определяется из наблюдений за природой, а не календарём . В каждом сезоне выделяют более короткие периоды — фенологические фазы. Они имеют свой набор природных явлений, позволяющих отличить одну фазу от другой.

Мои наблюдения за растениями осенью Осенью изменения в природе происходят быстро и заметно. В это время листья меняют окраску, а затем опадают, и деревья переходят в период покоя. Не все деревья одновременно меняют цвет листьев, также период листопада тоже разный. Надо отметить, что каждой осенью изменения могут происходить по-разному. В солнечную сухую погоду обычно осень бывает золотой, а в дождливую погоду листья могут почернеть и опасть, не порадовав нас яркими красками.

Не все деревья одновременно меняют цвет листьев На нашем придомовом участке растут разные растения. У дикого винограда уже почти все листья поменяли свой цвет на красный, а вот у сирени еще все листья зеленые. И по моим прошлогодним наблюдениям они остаются зелеными до самых заморозков.

Куст черной смородины уже сбросил листву .

Цвет листьев у растений осенью различается Листья рябины меняют свой цвет на оранжевый У клена листья начинают желтеть.

Почему листва разноцветная? Весной и летом в каждом листочке живет пигмент хлорофилл, который имеет зеленую окраску. Этот пигмент умеет с помощью дневного света преображать углекислый газ и воду в питательные вещества. Благодаря своей весенне-летней зеленой окраске дерево растет и развивается. Осенью растения готовятся к зиме, жизнедеятельность у них приостанавливается. В листики поступает все меньше воды, хлорофилл постепенно разрушается, и растения теряют свою окраску. Но помимо хлорофилла листья растений содержат и другие пигменты, но из-за преобладающего зеленого они просто не видны. По мере того, как зеленый хлорофилл отступает , становятся видны и другие цвета: Желтый- результат «работы» растительного пигмента ксантофилла ; Оранжевые листья надевают свой наряд, когда становится виден пигмент каротин; Красные листья приобретают свой цвет благодаря пигментам антоцианам; Коричневые листья – это уже не окраска пигментов, а окраска клеточных стенок листа, она появляется тогда, когда другие видимые красящие пигменты отсутствуют.

Дневник наблюдения за погодой г. Долгопрудный , период с 01.09.19 по 23.09.2018. По результатам дневника наблюдения за погодой, взятого на счайте gismeteo . ru выявляется закономерность изменений растений в зависимости ухудшения погодных условий. У растений листья меняют цвет, а затем опадают. Листопад – это возможность для растения стойко выдержать зиму. В Д олгопрудном сезон активного листопада еще не наступил, т.к погода в сентябре была достаточно теплой. Погодные условия влияют на период листопада, который может длиться от двух недель до пары месяцев. Если в конце сентября будут заморозки, то листья могут упасть очень быстро.

В работе использовались: Инструменты: секатор, смартфон, лупа. Источники информации: интернет ресурсы, Википедия , Энциклопедия «Хочу все знать» Изд. Эксмо,2014 г.

Источник

Экологический проект «Фенологические наблюдения за растениями – осень»

Фенологические наблюдения — одна из наиболее доступных форм массовой школьной работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы во многих уголках природы.

Задание проекта рассчитано на групповую работу учащихся 5-6 классов.

Материалы могут быть использованы на уроках биологии, экологии и внеклассной деятельности.

Цели проекта:

  • наблюдение наступления различных сезонных изменений растений, происходящих в природе;
  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.
  • Задачи проекта:

  • проследить за процессами, происходящими в природе осенью;
  • сравнить различные по своим условиям участки наблюдения;
  • научиться наблюдать различные фенологические фазы подготовки растений к зиме;
  • сделать выводы о зависимости сроков наступления различных фенологических фаз у растений осенью;
  • сформировать навыки правильного оформления своих исследований, делая их удобными для дальнейшей обработки и обобщения данных, полученных разными наблюдателями;
  • научиться работать группой по наблюдению сроков наступления осенних явлений в жизни растений.
  • Задание 1. Выбор участка для наблюдений.

    1. Начертите планы выбранных участков с указанием сторон горизонта, дорог, зданий поблизости. В зоне наблюдения (примерно 20 кв. метров) отметьте деревья, кустарники, клумбы. Постарайтесь определить, какие виды деревьев и кустарников растут на выбранных вами участках. Отметьте продолжительность освещения прямым солнечным светом участка (в часах, приблизительно).

    2. Если наблюдение ведется за участком около дерева, то следует написать его вид и привести характеристики: примерная высота, диаметр ствола на уровне груди, высота прикрепления кроны, примерный диаметр кроны (определить по проекции кроны на земле), наличие повреждений, присутствие на дереве мхов, лишайников и др.

    3. Если наблюдение ведется за участком газона или пустыря, отметьте наличие ограды, тропинок, культурных посадок. Ухаживают ли за участком, выкашивают ли траву на нем, производится ли выгул животных.

    4. Сделайте фотографии ваших участков.

    Задание 2. Провести наблюдения за растениями.

    Растение считают вступившим в ту или иную фазу развития, если признаки этой фазы будут обнаружены, хотя бы на отдельных ветках. Началом каждой фазы следует считать день, когда в нее вступит 10% растений того или иного вида на выбранном вами участке. Массовое наступление фазы отмечают, когда в нее вступает не менее 50% растений.

    1. Наблюдение за началом раскраски листьев.

    Начало осеннего расцвечивания отмечается тем днем, когда в кронах нескольких деревьев или кустарников данной породы появятся листья, изменившие свою летнюю окраску; в это время в кроне заметны отдельные окрашенные пятна.

    2. Отметьте дату – начало “Золотой осени”.

    Пожелтевших и зеленых листьев будет на деревьях поровну.

    3. Отметьте явление листопада.

    За начало листопада принимается тот день, когда листья довольно заметно начинают опадать; при этом характерно, что они осыпаются даже в тихое время, независимо от ветра. Убедиться в том, начался листопад или нет, можно, тряхнув слегка ветку. Если при этом осыпается 3-5 листьев, то можно считать листопад начавшимся. Конец листопада отмечается в то время, когда данное растение окончило осыпать листья и стоит или совсем голым, или на его ветвях имеется всего несколько случайно задержавшихся листьев.

    Полное оголение отмечается в тот момент, когда абсолютно все деревья и кустарники всех листопадных видов и форм на описываемой местности сбросили всю листву и стоят совершенно голыми.

    4. Провести наблюдение за плодоношением деревьев и кустарников.

    Наблюдая за плодоношением деревьев и кустарников, полезно вести количественную оценку урожая. Ее определяют в баллах по следующей шкале:

    0 — неурожай; шишек, плодов и семян нет;

    1 — урожай слабый; незначительное количество шишек, плодов и семян встречается на многих растениях;

    2 — урожай средний; довольно значительное плодоношение на свободно растущих экземплярах и в насаждениях;

    3 — хороший урожай; обильно плодоносит большинство растений;

    4 — очень хороший урожай; обильное плодоношение в насаждениях.

    Оценивать урожай древесных пород лучше всего в пору, когда плоды достигли нормальных размеров, но еще не созрели.

    5. Провести наблюдение за травянистыми растениями.

    Отметьте цветущие на наблюдаемом участке растения короткого дня.

    За начало созревания берут дату, когда больше половины плодов на растении приобрели характерную окраску, а сами плоды или семена стали легко отделяться от материнской особи.

    6. Отмечайте метеорологические условия в день наблюдений: температуру, осадки – дождь, град, первый снег, первые заморозки.

    7. Наблюдения оформите в виде таблицы.

    Отмечаемые моменты Дата
    1 Начало наблюдений
    2 Начало изменения окраски листьев
    3 Половина листьев на деревьях изменили цвет
    4 Ветки полностью освободились от листьев
    5 Начало первых заморозков, отрицательная температура по ночам
    6 Цветение осеннецветущих травянистых растений
    7 Созревание плодов на деревьях и кустарниках
    8 Увядание трав
    9 Окончание наблюдений

    8. Сделайте вывод и оформите свои наблюдения.

    Источник

    Экологический проект «Фенологические наблюдения за растениями – осень»

    Фенологические наблюдения — одна из наиболее доступных форм массовой школьной работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы во многих уголках природы.

    Задание проекта рассчитано на групповую работу учащихся 5-6 классов.

    Материалы могут быть использованы на уроках биологии, экологии и внеклассной деятельности.

    Цели проекта:

  • наблюдение наступления различных сезонных изменений растений, происходящих в природе;
  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.
  • Задачи проекта:

  • проследить за процессами, происходящими в природе осенью;
  • сравнить различные по своим условиям участки наблюдения;
  • научиться наблюдать различные фенологические фазы подготовки растений к зиме;
  • сделать выводы о зависимости сроков наступления различных фенологических фаз у растений осенью;
  • сформировать навыки правильного оформления своих исследований, делая их удобными для дальнейшей обработки и обобщения данных, полученных разными наблюдателями;
  • научиться работать группой по наблюдению сроков наступления осенних явлений в жизни растений.
  • Задание 1. Выбор участка для наблюдений.

    1. Начертите планы выбранных участков с указанием сторон горизонта, дорог, зданий поблизости. В зоне наблюдения (примерно 20 кв. метров) отметьте деревья, кустарники, клумбы. Постарайтесь определить, какие виды деревьев и кустарников растут на выбранных вами участках. Отметьте продолжительность освещения прямым солнечным светом участка (в часах, приблизительно).

    2. Если наблюдение ведется за участком около дерева, то следует написать его вид и привести характеристики: примерная высота, диаметр ствола на уровне груди, высота прикрепления кроны, примерный диаметр кроны (определить по проекции кроны на земле), наличие повреждений, присутствие на дереве мхов, лишайников и др.

    3. Если наблюдение ведется за участком газона или пустыря, отметьте наличие ограды, тропинок, культурных посадок. Ухаживают ли за участком, выкашивают ли траву на нем, производится ли выгул животных.

    4. Сделайте фотографии ваших участков.

    Задание 2. Провести наблюдения за растениями.

    Растение считают вступившим в ту или иную фазу развития, если признаки этой фазы будут обнаружены, хотя бы на отдельных ветках. Началом каждой фазы следует считать день, когда в нее вступит 10% растений того или иного вида на выбранном вами участке. Массовое наступление фазы отмечают, когда в нее вступает не менее 50% растений.

    1. Наблюдение за началом раскраски листьев.

    Начало осеннего расцвечивания отмечается тем днем, когда в кронах нескольких деревьев или кустарников данной породы появятся листья, изменившие свою летнюю окраску; в это время в кроне заметны отдельные окрашенные пятна.

    2. Отметьте дату – начало “Золотой осени”.

    Пожелтевших и зеленых листьев будет на деревьях поровну.

    3. Отметьте явление листопада.

    За начало листопада принимается тот день, когда листья довольно заметно начинают опадать; при этом характерно, что они осыпаются даже в тихое время, независимо от ветра. Убедиться в том, начался листопад или нет, можно, тряхнув слегка ветку. Если при этом осыпается 3-5 листьев, то можно считать листопад начавшимся. Конец листопада отмечается в то время, когда данное растение окончило осыпать листья и стоит или совсем голым, или на его ветвях имеется всего несколько случайно задержавшихся листьев.

    Полное оголение отмечается в тот момент, когда абсолютно все деревья и кустарники всех листопадных видов и форм на описываемой местности сбросили всю листву и стоят совершенно голыми.

    4. Провести наблюдение за плодоношением деревьев и кустарников.

    Наблюдая за плодоношением деревьев и кустарников, полезно вести количественную оценку урожая. Ее определяют в баллах по следующей шкале:

    0 — неурожай; шишек, плодов и семян нет;

    1 — урожай слабый; незначительное количество шишек, плодов и семян встречается на многих растениях;

    2 — урожай средний; довольно значительное плодоношение на свободно растущих экземплярах и в насаждениях;

    3 — хороший урожай; обильно плодоносит большинство растений;

    4 — очень хороший урожай; обильное плодоношение в насаждениях.

    Оценивать урожай древесных пород лучше всего в пору, когда плоды достигли нормальных размеров, но еще не созрели.

    5. Провести наблюдение за травянистыми растениями.

    Отметьте цветущие на наблюдаемом участке растения короткого дня.

    За начало созревания берут дату, когда больше половины плодов на растении приобрели характерную окраску, а сами плоды или семена стали легко отделяться от материнской особи.

    6. Отмечайте метеорологические условия в день наблюдений: температуру, осадки – дождь, град, первый снег, первые заморозки.

    7. Наблюдения оформите в виде таблицы.

    Отмечаемые моменты Дата
    1 Начало наблюдений
    2 Начало изменения окраски листьев
    3 Половина листьев на деревьях изменили цвет
    4 Ветки полностью освободились от листьев
    5 Начало первых заморозков, отрицательная температура по ночам
    6 Цветение осеннецветущих травянистых растений
    7 Созревание плодов на деревьях и кустарниках
    8 Увядание трав
    9 Окончание наблюдений

    8. Сделайте вывод и оформите свои наблюдения.

    Источник

    Экскурсия «Осенние явления в жизни растений»
    план-конспект урока по биологии (6 класс)

    Экскурсия «Осенние явления в жизни растений». Значение лситпада в жизни растений.

    Скачать:

    Вложение Размер
    Экскурсия «Осенние явления в жизни растений» 21.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экскурсия «Осенние явления в жизни растений»

    для обучающихся 6 классов

    Цель: познакомить учащихся с разнообразием растений; с осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке; с различными методами биологических исследований и привить школьникам навыки поведения в природе.

    Оборудование: презентация или иллюстрации по теме “Осень”, ветви деревьев, кустарников и травянистых растений, различные листья, разнообразные сухие и сочные плоды, лупа.

    1. Учитель: Ребята, вот мы с вами и на месте. Посмотрите вокруг, какое сейчас время года?

    Учитель: Правильно! Не правда ли прекрасное время года. Сколько о нем написано стихов, сколько нарисовано картин, даже и не счесть. Послушайте стихотворение И. Бунина «Листопад»:

    « Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Веселой пестрою стеной

    Стоит над светлою поляной.

    Березы желтою резьбой

    Блестят в лазури голубой,

    Как вышки, елочки темнеют,

    А между кленами синеют

    То там, то здесь в листве сквозной

    Просветы в небо, что оконца. »

    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора –
    Весь день стоит как бы хрустальный
    И лучезарны вечера.
    (Ф.И. Тютчев)

    1. Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?

    2. Учитель: Сегодня мы пришли сюда, чтобы разобраться, почему растения сбрасывают листву, почему желтеют листья и многое другое. Итак, какие же изменения произошли при смене лета на осень?

    Выявить признаки осени:

    • неустойчивая погода,
    • короткий световой день,
    • понижение температуры воздуха,
    • увеличение влажности и количества осадков,
    • появления по утрам тумана,
    • потемнение воды в реках и прудах,
    • дружный отлет многих птиц,

    3. Учитель: Все правильно. А какие изменения произошли с растениями?

    • раскрашенная листва на деревьях.
    • созревание плодов растений,

    4. Выяснить причины осенних изменений в природе:

    • Что происходит с растениями осенью?
    • Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?

    Свежей листве придает зеленый цвет хлорофилл. Но со временем он разрушается, а когда солнечный день укорачивается, света становится недостаточно для его образования. В листьях начинают преобладать каротиноиды — пигменты оранжевого, желтого или красного цветов. Благодаря им кроны деревьев приобретают осеннюю яркую окраску.

    • Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
    • Почему легко опадают желтые листья?

    У основания черешка листа появляется отделительный слой (подушечка), листья все слабее держатся на ветках и в какой-то момент опадают. Под микроскопом на срезе легко разглядеть образование особого отделяющего (пробкового) слоя. Клетки этого слоя имеют гладкие стенки и легко отделяются друг от друга. С помощью лупы рассмотрите, основание черешка опавшего листа и найдите слой ткани способствовавшей его отделению.

    • Какое значение имеет листопад?

    Зимой, когда почва промерзает, деревьям недостает влаги и поступающих от корней минеральных веществ. Жизненные процессы замирают. Чтобы сэкономить на питании, многие растения приспособились сбрасывать листву перед наступлением холодов. Избавляясь от листвы, дерево спасает себя от засыхания в холодное время года.

    • Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?

    К осени листья накапливают много полезных и вредных веществ. Полезные дерево забирает, а от вредных избавляется, сбрасывая листву.

    • Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?

    Листья, опадающие осенью с деревьев – не мусор. Они разлагаются в земле и обогащают почву. Лесная подстилка – фабрика по изготовлению лесной почвы, питающей деревья и оберегающая их здоровье. Уборка листвы давно уже стала символом осени в городе. Это трудоемкая работа, которую в течение десятилетий из года в год делают садово-парковые службы, дворники, горожане на субботниках. Зачем же мы убираем листья в городе, отнимая у наших городских деревьев эту природную подкормку и защиту?

    а) Городские деревья впитывают из земли, воды и воздуха много вредных веществ (асфальт — бензопирен). Оставлять такую листву и позволить ей попасть дальше в почву – это больше вред, чем польза для растений.

    б) Кроме того в опавших листьях скапливается много мусора, который кидают горожане. Все это приводит к загрязнению почвы, заселению ее вредителями и, в конечном счете, к заболеваниям растений.

    • Что произошло бы с березой, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?

    Наверное, все обращали внимание на то, что после сильных снегопадов ветки деревьев сильно склоняются к земле под тяжестью снега. А некоторые ветки из-за этого даже ломаются. А если бы зимой на деревьях оставались еще и листья, то снега на ветвях оставалось бы гораздо больше из-за большой поверхности листа. Поэтому, сбрасывая листья, деревья защищают себя еще и от механических повреждений, которые могут произойти под напором большой массы снега.

    • У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют?

    У сирени, ольхи, некоторых яблонь и молодых тополей листья остаются зелеными до самых заморозков, а с выпадением снега чернеют. Некоторые растения сохраняют листья зелеными в течение всего года даже в районах с суровой зимой (большинство хвойных, лесные и болотные кустарнички — брусника, багульник, клюква).

    • А что происходит с наземными частями травянистых растений?

    У травянистых многолетников отмирают и стебли.

    • У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
    • Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)
    1. Ребята, а теперь нам предстоит ответить на главные вопросы .
    • Почему (не смотря на теплую погоду, безветрие) именно с наступлением осени растения теряют листья? (уменьшение длины светового дня).
    • Какое значение для растений имеет листопад? (подготовка к зиме: экономный режим расходования воды и питательных веществ, защита органов от повреждений)
    1. Беседа о бережном отношении к природе .

    Как надо вести себя находясь на природе?

    1. Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками и травами.
    2. Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.
    3. Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено!
    4. Запрещается в лесу разводить костры. Во время экскурсий или похода следует останавливаться у водоема и разводить костер в установленном месте. Уходя из леса, необходимо тщательно потушить костер.
    5. Соблюдай правила сбора грибов. Не повреждай грибницу. Это ведет к гибели не только грибов, но и других симбиотических растений.
    6. Бережно относитесь ко всему живому. Не разоряй птичьих гнезд, муравейников! Охраняй насекомых! Помни, что многие из них являются опылителями цветковых растений!
    7. Запрещено бросать ненужные предметы в воду.
    8. Соблюдай чистоту в лесу, на лугу и в других местах твоего отдыха. Остатки пищи, банки, бумагу следует сжечь или закопать в землю. Любые проблемы надо начинать решать с себя. И всем вместе, дружной семьей. Быстро и энергично. Иначе будущего может не быть.

    Как яблоко на блюде,
    У нас Земля одна.
    Не торопитесь люди
    Все вычерпать до дна…
    Нам жировать позорно
    В счет будущего дня.
    Поймите это, люди,
    Как собственный приказ.
    Не то Земли не будет
    И каждого из нас.
    М. Дудин

    Найти и принести об осени

    • Пословицы и поговорки
    • Загадки
    • Стихи
    • Рисунки

    Источник

    Читайте также:  К чему снится большое растение