Меню

Что происходит с растениями весной биология 6 класс

Растения в разное время года

Каждое время года по-своему прекрасно. Погода за окном оказывает большое влияние на все живое, что нас окружает. Поэтому и зима и весна, и лето, и осень играют большую роль в жизни растений.

Весна

Растения, цветущие весной

Весной дни становятся длине, а солнечные лучи все теплее. Именно в этот период абсолютно все растения начинают расти, пускать почки и тянуться к солнечному свету. Для того, чтобы рост растений был прогрессивным, необходимо частое и обильное увлажнение, особенно если зима была не снежной.

Самыми первыми весенними цветами являются мелколучковичные, например, галантусы, карликовые ирисы, крокусы, хионодоксы и пушкинии.

А в апреле начинают цвести нарциссы, ботанические тюльпаны, гиацинты, а также пролески сибирские и рябчик императорский.

Ближе к маю распускаются прекрасные многолетки: примулы, пролески дубравная и лютичная, лесные хохлатки и медуницы сахарные.

Жизнь кустарников также восстанавливается в весеннюю пору. Самыми ранними являются: волчье лыко, форзиция, бузина красная и спирея японская. Ближе к середине весны начинает цвести айва японская, магония падуболистная, миндаль степной и луизеания трехлопастная.

Май является самым красочным месяцем в жизни растений. Начинают цвести луковичные — тюльпаны, нарциссы, мышиный гиацинт мускари. Поражает своей красотой лук декоративный и лук гигантский.

Также представителями весеннего цветения являются незабудки, маргаритки, виолы. А ближе к лету в права вступают: бадан, белоснежный ландыш, бруннера, дицентра и дороникум.

Конечно, стоит отметить деревья, цветущие в весенний период — абрикос, яблоня, груша, вишня, слива и многие другие.

Жизнь растений летом

Лето является жизненным пиком практически всех растений. Теплая погода, долгие солнечные дни и увлажнение способствуют не только благоприятному росту, но и возможности накопить полезные вещества для того, чтобы пережить зиму.

Уже летом, тюльпаны, камелии, цикламены, гиацинты и нарциссы начинают готовиться к следующему цветению, набираясь сил и энергии в летнюю пору.

Это время года является периодом цветения многих сортов: клеомы колючей, роз, бегонии вечноцветущей, настурции, газании, львиного зева, бархатцев и петуний. Своими красками и ароматом радуют: резеда, смолевка, маттиола, кларкия, гацания и многие другие цветы.

Очень красивы кустарники, цветущие в летнюю пору — будлея, жасмин, кустовая роза, гортензия мельчатая, рододендрон и спирея. Кареоптерис, каликант, олеандр, лапчатка, ладанник, скумпия кожевенная и клетра — все эти кустарники цветут в теплый летний период.

В начале лета на лугах вырастают и зацветают васильки, колокольчики, ромашки, а на лесных опушках появляется малина. На водоемах виднеются кувшины. Начинают созревать плоды земляники, и появляются первые грибы.

В середине лета воздух пропитывается ароматами цветущий липы. А вишня, малина, черника, смородина и крыжовник покрываются многочисленными плодами.

Осень

Изменение жизни растений осенью

Практически для всех растений осень является периодом успокоения или окончания жизненного цикла. Солнечных дней становится все меньше, а температура воздуха постепенно понижается. Однолетние растения, такие как, горох, цветная капуста, укроп и другие заканчивают свои рост и высыхают. Тоже самое происходит и с однолетними цветами — календулой, лютиком, льном, незабудками и другими.

Осенью у березы листья становятся светло-желтыми, у рябины — пунцово-красными, у осины — оранжевыми, а у ольхи — мутно-зелеными. Большинство деревьев сбрасывают свою красочную листву.

Цвет трав также приобретает особый пигмент. Голубика и сныть становятся фиолетовыми, а черника — ярко-желтой.

Листопад является неотъемлемой и не малозначимой частью жизни растений. Покров, образуемый упавшими листьями, защищает деревья от зимних заморозков и насыщает корни полезными веществами.

Не все деревья сбрасывают с себя листву, например, сосна, ель и можжевельник являются вечнозелеными видами. Также в холодную пору зелеными остаются: вереск, багульник, клюква, брусника и другие растения.

Деревья подготавливаются к зиме, вырабатывая защитные вещества на своих ветвях — кожистые чешуи, волосистый покров и смолистые, восковые вещества.

Пережить зиму и начать жизненный цикл весной способны брусника, багульник, одуванчик, маргаритка, чистотел, медуница, подорожник. В виде луковиц сохраняется мать-и-мачеха. А в виде семян остаются мокрицы, ярутки, пастушьи сумки, лебеды и крапива жгучая.

Как растения живут зимой

Зима является самым сложным периодом в жизни растений. Осенью происходит подготовка к холодам, ветрам и снегу, меняется химический состав деревьев и кустарников. Опавшие листья защищают корни от мороза и насыщают растения питательными веществами.

Однолетние растения не доживают до зимнего периода, а многолетние успевают подготовиться. Снежный покров становится для них неким одеялом, способным сохранить тепло и поддерживать уровень влаги.

Растения, сбросившие листья, впадают в зимнюю спячку. А вечнозеленые виды: пихта, ель, сосна, можжевельник, кедр — не засыпают, а живут за счет того, что в их иголках содержится достаточное количество влаги и минералов. Это позволяет им пережить самые сильные морозы.

Источник

Презентация к уроку «Весна в жизни растений»
презентация к уроку биологии (6 класс) на тему

Презентация к уроку биологии в 6 классе «Весна в жизни растений» разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений».

Читайте также:  Оформление книжки малышки берегите растения

Скачать:

Вложение Размер
vesna_v_zhizni_rasteniy.zip 1.95 МБ

Подписи к слайдам:

Подснежник и морозник
Цветение ольхи и ивы
Зеленчук желтый
Интернет источники
http://www.altaymix.ru/catalog/mat-i-macheha.html
http://www.bochkavpechatleniy.com/social/blog/86751/50471
http://www.hv-life.ru/posts/100
http://www.liveinternet.ru/users/3812470/post162833251/
http://herba.msu.ru/russian/palinology/monthes/april.htm
http://www.pchelovod.info/index.php?showtopic=16971&st=2385
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=613589&repostid=0
http://olgabugrimova.ucoz.ru/news/dykhanie_vesny/2011-04-18-285
http://fotki.yandex.ru/users/runotar-sateenkaari/view/342022/
http://ti-poet.ru/stih.php?b=149629
http://lori.ru/788915
http://lori.ru/688164
http://www.24open.ru/blogs/user/romaska4596789/3281220/
http://chudo-ogorod.ru/krokusy-i-drugie-lukovichnye

http://oren-greben.ru/page/1/2014/
http://www.chitalnya.ru/work/323990/
Цель урока
Научить учащихся видеть особенности и отличать признаки природы в весеннее время года
Хохлатка
Зубчатка и очанка
Предвесенье
Крокусы,
мать-и-мачеха
Цветение осины и березы
Звездчатка ланцетная
Череда
трехраздельная
и погремок
Домашнее задание
Подготовить сообщения о лекарственных растениях, цветущих весной.
Провести наблюдение за растениями, которые зацвели или будут цвести у вас во дворе, данные записать в календарь наблюдений.
Название растения
Дата наблюдения
Что наблюдаю
Весна в жизни растений

Евченко
Наталья Алексеевна
учитель биологии и химии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
дополнительный материал
к уроку биологии, 6 класс
Цветение орешника
эрантис
Яровые однолетники
кукуруза
Весна – пробуждение после зимнего покоя
Лютик кашубского
спорыш
Ответить на вопросы
Назовите первые признаки весны. Когда они наблюдаются?
Какую роль в жизни деревьев играет весеннее
сокодвижение
?
Какие растения цветут первыми весной, какое у них общее название?
Какие растения цветут поздней весной?
Назовите одно- и двудомные древесные растения. Когда они цветут и каким способом опыляются?
Какие изменения происходят у хвойных деревьев в весеннее время?
Перечислите растения, которые относятся к яровым однолетникам.
Интернет источники
http://stavropol.pulscen.ru/products/kukuruza_krasnodarski_kniiskh_7489482
http://www.pl.all.biz/ru/enterprises/8208/bg1056032/
http://agroua.net/plant/catalog/cg-1/c-1/info/cag-359/
http://www.innature.kz/articles.php?article_id=1851
http://fitoterapija.info/ru/travy?start=126
http://polonsil.ru/photo/theme/bakterii/1657/
http://www.vidumshiki.ru/catalog193_1.html
http://www.tvoyhram.ru/travnik/travnik252.html
http://www.plantarium.ru/page/image/id/22170.html
http://www.plantarium.ru/page/image/id/29337.html
http://oboiker.ru/desktop/vesna/oboi-72-912656e9bc93f8c1a44b9bc107b020b3.html
http://www.photosborka.ru/photos/big/landyshi-4532
http://forum.inosmi.ru/showthread.php?p=3201400
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …
Сокодвижение у березы
Поздняя весна
Цветение хвойных деревьев
Выберите растения, цветущие весной, назовите их
Ранняя весна
Пролесок
Ярутка полевая и
васелёк
синий

Познакомить учащихся с цветущими растениями весной.
Научить ребят видеть особенности весеннего времени года.
Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.
Воспитывать у учащихся эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное весной.
Задачи урока
Цикламен и ландыш
Ветреница
Сочевичник
весенний
Яровая пшеница
Какие изменения в
природе происходят
весной?
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
закрепление

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для учащихся 6 класса по темам: «Жизнь растений» и «Размножение растений» Можно использовать учителям работающим по программе: В.В. Пасечника «Биология. Растения».

Эти тестовые задания могут быть использованы в качестве проверки знаний по теме «Мир растений. Условия жизни растений».

Презентация содержит информацию о строении, размножении , многообразии и значениии водорослей в рироде и жизни человека.

Презентация «Сезонные изменения в жизни растений и животных».

Презентация «Свет в жизни растений» разработана к уроку экологии 6 класса по программе М.И. Швец «Экология растений», к учебному пособию для учащихся общеобразовательных учреждений А. М. .

Презентация «Свет в жизни растений и животных» 5 класс ФГОС УМК Сухорукова.

Цель: Понять, что изучает фенология, исследовать различные явления, закономерности и изменения , происходящие в живой природе.

Источник

Сезонные изменения в жизни растений (Весна)

Весной увеличение продолжительности дня для растений является сигналом к распусканию листков, цветение и плодоношение.
признаки весны в неживой природе:
1) Главный признак весны в неживой природе то, что солнце гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой.
2) Ярче светит и греет с каждым днём всё сильнее. Дни становятся длиннее.
3) Самый заметный признак наступления весны в неживой природе – это таяние снега.
4) Начинает таять лёд. На реках начинается ледоход.
5) Очень опасно ходить по подтаявшему льду. Нельзя затевать игры на речке во время ледохода.
6) Когда реки и озёра переполняются водой от растаявшего снега, вода заполняет луга, леса, поля вдоль реки. Это называется половодье.
7) От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Эта влага очень нужна растениям
8) Весной идёт дождь, а не снег. Недалеко уже и до первой грозы.

Признаки весны в живой природе:
a)в жизни птиц с приходом весны: возвращаются перелётные птицы, строят гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов
Подобные изменения стали возможно т. к. Многие птицы питаются насекомыми. А с приходом весны насекомые вылезают из своих укрытий. Птицам стало больше корма. Растаял лёд на реках и озёрах, поэтому возвращаются водоплавающие птицы

b)в жизни зверей: Звери линяют – меняют зимнюю шубку на летнюю. Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи, бурундуки. У многих зверей весной появляются детёныши.

c)На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои.
Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести. Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками.

если все кратко написать:
Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.

Источник

Урок по биологии «Весенние явления в жизни растений» (6 класс)

Тема урока: « Весенние явления в жизни растений родного края»

Тип урока: урок — обобщение

 Развивать материалистические взгляды на природу,

 Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

 Познакомить учащихся с различными периодами весны.

 Формировать бережное отношение к природе;

 Способствовать к эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Оборудование к уроку: компьютер, интерактивная доска, иллюстрации, видеоролики, учебник

Организационная часть — 2—3 мин.

Мотивация учебной деятельности – 3 мин

Обобщение материала – 30-35 мин

Сообщение задания на дом — 3—4 мин.

Завершение урока, рефлексия — 1—2 мин.

Мотивация учебной деятельности

1.Беседа об изменениях, наблюдаемых в природе весной.

2.Характеристика травянистых растений весной:

-запасы питательных веществ: корневищные, клубнелуковичные, луковичные растения.

— способы опыления растений.

3.Характеристика древесных растений весной:

-способы опыления растений.

6.Охрана раннецветущих растений (медуница, хохлатка. Ветреница дубравная, волчье лыко)

7.Подведение итогов экскурсии.

8.Задания по группам.

В лесу и на лесной излуке,

В родных полях, где даль светла,

Ты с добротой не будь в разлуке,

Не причини природе зла.

Ведь ты и сам ее частица,

Она всегда щедра к тебе.

Все, что несешь ей, отразится

В твоей душе, в твоей судьбе.

Иди к земле хорошим другом,

Ее защитником иди,

Чтоб только — пенье птиц над лугом,

Чтоб мир и солнце впереди.

Беседа об изменениях. наблюдаемых в природе весной.

Какие явления в природе можно наблюдать весной? (Сокодвижение, набухание и распускание листовых и цветочных почек, цветение раннецветущих растений, рост побегов).

Под влиянием каких причин наступают эти явления? (Повышение температуры воздуха, увеличение продолжительности светового дня, поглощение корнями воды с растворенными в ней минеральными солями, передвижение в растениях запасных веществ к растущим органам растений).

2.Жизнь травянистых раннецветущих растений весной.

Какие травянистые растения зацветают первыми весной? (Мать-и- мачеха, медуница, примулы).

Что является непременным условием раннего цветения растений? (Соцветия закладываются летом предыдущего года. Запас питательных веществ сосредоточивается в корневище).

Где встречается мать-и-мачеха? (Местами еще лежит снег, а там, где пригревает солнце, на склонах, пригорках, на открытых освещенных и прогреваемых местах. Чуть только растает снег, появляются ее безлистные стебли с яркожелтыми соцветиями).

Как называется соцветие у этого растения? Каковы его признаки? (Корзинка- это компактное соцветие из мелких цветков).

Как опыляется мать- и- мачеха? По каким признакам вы это определили? (Насекомыми, но может происходить и самоопыление).

Почему так рано цветет это растение? (Для цветения необходимо обильное питание. Зеленых листьев у этого растения еще нет. Запасы питательных веществ находятся в корневищах. Об этом органе растения говорится в загадке: «В земле веревочка, а в ней кладовочка».

К каким органам растения относится корневище? (Видоизмененный побег).

Как это доказать? (В корневище находится запас питательных веществ. Он отложен прошлым летом. Благодаря этим запасам растут цветочные почки и образуются плоды. Затем у растения появляются крупные листья).

За что получило растение название «мать -и –мачеха»?

(Попробуйте приложить к коже поочередно нижнюю и верхнюю стороны листа, в первом случае вы ощутите тепло, а во втором – холод. Это объясняет, почему люди с давних времен называют это растение мать-и-мачеха).

Чем полезно это растение? (Это лекарственное растение. Сборы листьев употребляются при заболеваниях дыхательных путей).

Какое значение имеет опушение стеблей и молодых листьев мать -и –мачехи? (Опушение предохраняет листья и стебли от замерзания и чрезмерного испарения. Между волосками образуется предохраняющий слой воздуха).

В ясные весенние дни желтеют золотыми звездочками эти растения. Но стоит показаться на небе дождевой туче, звездочки погаснут – закроются цветы. Так мать –и –мачеха предсказывает погоду.

Как называется это растение? Оно расцветает как только сойдет снег, а лепестки сначала бывают ярко — розовыми, потом становятся лиловыми, а после – синими. (Медуница. А растение так зовется потому, что в его цветках содержится много нектара. Это один из самых ранних медоносов. Ее постигла участь многих рано цветущих растений – она стала редким, нуждающимся в охране растением).

Раннецветущими растениями являются ветренница дубравная, примулы. Расцвела голубая перелеска, значит, через несколько дней расцветет и белая перелеска, ветреница дубравная, как ее чаще называют. Местами на светлых полянках она разрастается ковром: светлые резные листья и над ними белые цветочки с тонкими нежными лепестками. Высокий стебель ветреницы дубравной качается при малейшем дуновении ветра. Цветки закрываются на ночь и во время дождя.

Рано весной цветут хохлатки. Запас питательных веществ у них находится в подземном клубне. Они неприхотливы и морозостойки.

Как же получается, что хохлатка так стремительна в своем развитии? Ведь только что сошел снег. А она уже цветет! Как будто появившись ниоткуда. Из подземного своего клубенька! А сидит он в почве на некоторой глубине — округлый, желтоватый, размером с вишню. На клубеньке – почка. Еще зимой из нее образуется росток. Снаружи одет он полупрозрачным защитным чехлом. К началу весны росток уже почти достиг поверхности. Стоит ему выглянуть на солнечный свет, как чехол лопается и спадает. Первое время растение похоже на зародыш: стебелек согнут, листья свернуты в комок. Но вскоре хохлатка выпрямляется, разворачивает свои ажурные листочки. И уже готов цвести.

Почему все первоцветы спешат цвести? (Все эти растения светолюбивые и цветут до распускания листьев на деревьях и кустарниках, когда в лесу много света).

Раннецветущие травянистые растения имеют нектар, съедобную липкую пыльцу, а некоторые яркую окраску венчика.

3.Древесные растения весной.
Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нем сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берез. Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. У деревьев весной наблюдаются сокодвижение. Распускание почек, цветение.

Каким способом опыляются древесные растения? (Ольха, осина, береза, тополь –ветроопыляемые. Ива – насекомоопыляемое растение).

По берегам лесных малых рек, по ручьям и старым канавам растет зеленая ива. Кто не знает этого слабого легкого дерева? Растет ива и на огородах, в садах и у проезжих дорог. Люди знают много видов дикой ивы, по-разному их называют.

Ранней весною, когда еще не оделся зеленой листвою лес, цветет, отражаясь в весенней воде желтыми пуховками, нежная ива. Собирая золотистую пыльцу, вьются над цветущими ивами вылетевшие из ульев пчелы.

Это очень неприхотливое дерево. Её толстые узловатые серо-зелёные ветви совсем спрятались за лёгкими ярко-жёлтыми шариками. И вся она стала пушистой, воздушной, солнечной.
Цветёт ива — это праздник для насекомых. У нарядного куста шумно и весело, как на ёлке. Гудят шмели, суетятся мухи, деловитые пчёлы собирают пыльцу, порхают бабочки..

Почему ветроопыляемые растения цветут до появления листьев? Каковы признаки ветроопыляемых растений? (Цветки собраны в соцветия, соцветия повислые, много сухой пыльцы, цветение до появления листьев, что облегчает распространение ветром пыльцы).

4.Кустарничковые растения весной.

Растет брусника в тихой роще,

Смолистым воздухом дыша,

Ведет всю жизнь как можно проще

И оттого так хороша.

Брусника — растение, характерное для хвойного леса. Она сравнительно малотребовательна к плодородию почвы. Брусника появляется из-под снега зеленой, с листьями, которые сохраняются на растении два-три года, несколько раз перезимовывая под снегом. Весной брусника долго не может выйти из состояния зимнего оцепенения, почки начинают распускаться уже в самом конце весны.

5.Кустарниковые растения весной.

В еловом лесу мелкими розоватыми цветами зацвёл кустарник волчье лыко. Цветы сидят прямо на стволе и на ветках, будто прикреплены к ним.
Как радуют глаз эти неприхотливые цветочки, как они хорошо пахнут, свежо и нежно, именно по-весеннему!
Сейчас на ветках волчьего лыка ещё нет листьев, они появятся позже, когда растение отцветёт. Листья у волчьего лыка продолговатые, к концу слегка заострённые. Растут эти листья пучками на концах ветвей. А ниже их на ветках появляются к осени ярко-красные ягоды величиной с горошину. Кустарник растет в густых лесах, зарослях, цветет в марте— апреле, ягоды созревают в июне — июле. Все части растения (свежего и высушенного) очень ядовиты, в особенности лыко (волокна древесины) и ягоды. Отравление может наступить при контакте с растением, особенно с его корой. Токсичный компонент волчьего лыка имеет острый, жгучий вкус и обладает сильным раздражающим действием. Сейчас это растение взято под охрану, как редко встречающихся.

6. Охрана раннецветущих растений.

Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.

Что мы можем сделать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время?

– Какие меры вы предложили бы для охраны раннецветущих растений родного края?

– Как можно рассказать друзьям, знакомым и жителям села об охране растений родного края?

– Какие биологические особенности позволяют растениям быть первоцветами?

7. Подведение итогов экскурсии

При обобщении учитель делает упор на роль запасающих веществ, которые откладываются растениями-эфемероидами в корневищах, луковицах, клубнях. Энергетические запасы преимущественно составляют крахмал, дубильные вещества. Последние выполняют роль защитных веществ.

8.Работа по группам.

. Запись при составлении отчета по экскурсии.

Сообщение задания на дом Задание 1.

На определенной площади определить количество цветущих экземпляров травянистых растений. Сравнить количество растений, цветущих на открытом и закрытом месте. Установить причины различий.

Установить приспособительные признаки к неблагоприятным условиям (резкие перемены погоды, температура, снег, ветер).

Установить приспособление к опылению однолетних и многолетних травянистых растений, цветущих ранней весной.

Ответить на вопрос: Каковы биологические особенности изученных растений

Источник