Меню

Что происходит с растениями зимой в природе

«Изменения в жизни растений зимой. Лиственные и хвойные растения»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

занятия по экологическому воспитанию в средней группе

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx 409.72 КБ

Предварительный просмотр:

занятия по экологическому воспитанию в средней группе

«Изменения в жизни растений зимой. Лиственные и хвойные растения»

Разработала: воспитатель МАОУ «Гимназия 42»

детский сад «Лесная сказка»

Гапонова Анна Николаевна

город Кемерово, ж.р. «Лесная поляна»

ЦЕЛЬ : Обобщение знаний детей о зимнем времени года.

  • Дать представление об изменениях в жизни растений зимой; показать связь этих изменений с неживой и живой природой;
  • Закрепление знаний детей о лиственных и хвойных растениях.
  • Содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного.
  • Формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод).
  • Способствовать расширению и углублению экологических знаний.
  • Обучение рисованию хвойных растений, используя возможности штриха
  • ветки лиственных растений (березы, клёна);
  • ветки хвойных растений (сосны, ели);
  • лупы (на каждого ребёнка);
  • силуэты растений (дерево, куст, трава);
  • белый лист бумаги;
  • материалы для творческой деятельности (лист бумаги, цветные карандаши – на каждого ребёнка).

— Ребята, сегодня вы будете учеными-исследователями. Вас ждут открытия, у каждого они будут свои.

— Посмотрите на доску и скажите, что вы видите? (белый лист бумаги) подумайте, о каком времени года пойдёт речь? (о зиме)

— Как вы догадались? (Белый цвет)

— Почему у зимы белый цвет? (Снег белый).

— Ребята, а какие изменения происходят в природе зимой? (Снижается температура воздуха, выпадает снег, вода и почва замерзают, солнце греет мало, день становится короче, ночь длиннее)

— А что происходит с растениями? Какие вы знаете растения? (на белый лист бумаги накладываю силуэты растений).

Самые высокие в лесу – деревья – это верхние этажи. Кто живёт на самом верху деревьев? (белки и совы в дупле, птицы в гнёздах). Средний этаж – это кустарники, в них делают себе гнёзда некоторые птицы и дикие пчёлы. И самый нижний этаж растений в лесу – это трава. Кто живёт в траве? (насекомые, мыши)

— Ребята, а чем они отличаются друг от друга? У дерева – 1 ствол, у кустарника – много тонких стволов, у травянистых растений – тонкий сочный стебель.

— Ребят, а все ли деревья сбрасывают листву на зиму?

— Конечно нет, лиственные деревья сбрасывают листву осенью, а хвойные остаются зелеными. Зимой деревья не умирают, на них остаются почки, на некоторых сухие листья и плоды: дубе, рябине, клёне, акации, и они служат пропитанием для животных зимой

— А как зимуют кустарники и травы?

— Кустарники, как и деревья, сбрасывают листья, а травы увядают. Но они тоже не умирают…

— Как вы думаете, почему они не замерзают?

— Снег защищает от мороза; чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы. В конце зимы под снегом начинают расти молодые ростки некоторых трав, и весной мы сможем их увидеть

— Зима – период покоя в жизни растений. Зимой не увидишь живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. Зимой происходит “дозревание” почек.

Ели и сосны под окном стоят.

В небо синее глядят.

Ветки в стороны торчат,

Белки на ветвях сидит.

Белки прыгают по ёлкам,

Собирают белки шишки.

Не пугают их иголки-

Белки ловкие малышки.

Мы под ёлками сидим

И на белочек глядим.

— Итак, я вам обещала, что вы будете учёными-исследователями. И сейчас мы проведём небольшую исследовательскую работу.

— Перед вами веточки растений, их вам послал Лесовичок. Положите слева веточки хвойных растений, а справа – лиственных.

— Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Давайте рассмотрим место отрыва листа от ветки с помощью лупы. Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на веточках?

— Листья опали, не оставив ранки на ветках. Потому, что л етом черешки листьев прочно соединены с ветками, а осенью, листочек слабеет и отпадает сам, не делая больно дереву

— А зачем же растения сбрасывают листья на зиму?

— Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по-другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает, и не могут ее корни выкачивать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Снег, навалившийся на них, поломал бы ветки.

— А что еще можно рассмотреть на веточках? Почки. Они спят до весны. Весной из них вырастут новые листочки.

— А теперь посмотрите и скажите, веточки, каких деревьев лежат у вас на столе слева? (веточки ели и сосны)

— Чем они похожи друг на друга?

— Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем, как расположены иголочки у сосны? Они сидят парами.

— Какие они по длине? Длинные, узкие.

— А какие иголочки у ели? Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие. Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. Душистые, смолистые.

— Ребята, что же мы сегодня исследовали? И какой же можно сделать вывод? Лиственные растения осенью сбрасывают листья, а хвойные нет.

— А сейчас мы попробуем изобразить ветку лесной красавицы.

Для рисунка будем использовать карандаши коричневого и зелёного цвета. Сначала нарисуем веточку коричневым карандашом, а потом возьмём в помощники маленькую линию – штрих и с его помощью нарисуем иголочки зелёным карандашом.

— А в завершении нашего занятия будут украшения на вашу веточку – маленькие шишки. Это сюрприз за ваше активное участие на занятии. (воспитатель раздаёт детям шишки из цветной бумаги)

— Ребята, давайте, вспомним о чём же мы сегодня говорили. Вставайте в круг и тот, кому я передам мячик отвечает на вопрос: — Сегодня я узнал… вспомнил… научился…

Источник

Конспект НОД по экологии «Как живут растения зимой».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

В помощь педагогу.

Скачать:

Вложение Размер
kak_zhivut_rasteniya_zimoy.docx 19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологии «Как живут растения зимой».

Пр. сод: Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям, представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растения. Учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей. Развивать речь, познавательный интерес. Воспитывать умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки, бережное отношение к растениям.

Рассматривание картины «Осень».

Воспитатель: Какое явление наблюдается в жизни растений осенью?

Воспитатель: Что ещё происходит с деревьями поздней осенью?

Дети: Деревья погружаются в зимний сон.

Воспитатель: Как мы узнаем зиму?

Дети: Зимой бывает холодно. Земля покрыта снегом. Вода замерзла, образовался лед. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду. Деревья стоят без листьев. Птицы перебираются поближе к человеческому жилью, кормятся оставшимися семенами. Небо часто бывает серым, на нем облака, тучи, из которых идет снег.

Игра «Когда это бывает».

Снежок землю укрывает, скажи, когда это бывает?

Вода в реках замерзает, скажи. Когда это бывает?

Земля под снегом отдыхает, скажи, когда это бывает?

В твоей руке снежинка тает, скажи, когда это бывает?

Краснеет нос и замерзает, скажи, когда это бывает?

Нога в сугробе застревает, скажи, когда это бывает?

На солнце белый снег сверкает, скажи, когда это бывает?

Рассматривание картины «Зима».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину. Что еще можно рассказать о зиме?

Дети: Зимой снег бывает разным. В сильные морозы снег падает крупинками, а когда теплеет слипается в хлопья. Из такого снега хорошо лепить. В ветреную погоду бывает поземка, метели, вьюга. Воздух становится холодным.

Воспитатель: Ребята, а какие растения можно встретить зимой?

Дети рассматривают картинки разных растений и выкладывают их перед собой.

Дети: тополь, липа, береза, ель, сосна, дуб, осина.

Воспитатель: А как вы думаете, что ищут птицы зимой на деревьях?

Дети: На деревьях остаются плоды, семена, которыми питаются птицы: гроздья рябины, шишки.

Воспитатель: Какие деревья зимуют зелеными?

Обещаем вам, деревья, тонких веток… не ломать!

Обещаем вам, деревья, землю лейкой… поливать!

Обещаем вам, деревья нежных листиков…не рвать!

Обещаем вам, деревья кору вашу…не сдирать!

Обещаем вам, деревья, землю твердую…рыхлить!

Ствол могучий или тонкий вам весною…побелить!

Острым ножиком блестящим свежих ран…не ковырять!

Обещаем вам, деревья, птиц певучих…не пугать!

Обещаем вам, деревья, стать к вам чуточку…добрее!

Обещаем вам, деревья, стать вам…ближе и роднее!

Чтобы жить нам вместе с вами…настоящими друзьями.

Рассматривание картинок с изображением цветов.

Воспитатель: Ребята посмотрите на эти растения. Почему они не цветут зимой?

Дети: Зимой холодно, мало света. Почва замерзла, нет влаги.

Воспитатель: Что же нужно всем растениям?

Дети: Свет, тепло, влага, почва.

Воспитатель: Дети, верно ли то, что растения зимой погибают. Так ли это?

Дети: Растения зимой не погибают, а просто засыпают. Листья с деревьев опали, но остались почки. Жизнь растений спрятана в почках.

Воспитатель: Давайте, и мы изучим, что находится внутри почек.

Дети: Сверху почки покрыты клейкими чешуйками, они плотно склеены.

Дети: Когда почку разрезали, то увидели внутри зелёные очень мелкие листочки, похожие на бусинки.

Воспитатель: Что произошло с почками через две недели дома в воде?

Дети: Прошло две недели, вот и на наших веточках появились клейкие зелёные листочки.

Дети: Что понадобилось растению, чтобы появились первые листочки?

Дети: Тепло. Свет. Вода.

Воспитатель: А на улице могут сейчас распуститься на ветках деревьев листики?

Дети: Нет. На улице еще холодно.

Рассматривание картины с весенним пейзажем.

Воспитатель: Что весной будет с растениями?

Дети: Весной будет греть солнце, появятся листья, трава. Почки на деревьях лопнут, и появятся первые листочки.

Воспитатель: Так что же помогает растениям перезимовать?

Дети: Деревьям помогают перезимовать листопад, глубокий сон, пушистый снег.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень много знаете о растениях и как они зимуют, и что им помогает перезимовать. Правильно, ребята, растения зимой не погибают, а просто засыпают. Когда осенью облетели листья, с наступлением холодов, на растениях остались почки. Ведь жизнь растений спрятана в них.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: расширить представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении; учить различать комнатные растения по внешнему видуМатериал: комнатные растения6 герань, фиалка, бего.

Игровое интегрированное занятие для детей средней группы по экологическому воспитанию.

Цель:Формирование экологической культуры,умение пользоваться экологическими знаниями в практической деятельности,бережного отношения к природе.

Конспект занятия по экологии для детей 2 младшей группы «Зачем нужны растения?»Составил воспитатель Михайлова Людмила АнатольевнаВозраст: 2 младшая группаЦель: развитие представлений о взаимосвя.

Беседа на тему:» Как живут растения зимой&quot.

Продолжать формировать знания детей о жизни зимнего леса и его обитателях, знакомство с правилами поведения в зимнем лесу.

Источник

Зимний сон деревьев

— Не ошибусь, если напишу, что многим из нас, живущим в местах, где зима длится 5-6 месяцев, хотелось, чтобы зимы вообще не было. С зимой приходят лютые холода, жизнь человека кардинально меняется и её качество очень зависит от внешних обстоятельств. Тем не менее, большую часть зимы человек проводит в теплых помещениях и может тепло одеться. А как же чувствуют себя лесные растения зимой, у которых одна только одежда-снег? Как они переживают долгую холодную зиму? И нужна ли она им? Что может интересного происходить в зимнем лесу?

Наверное, первая ассоциация, возникающая у человека со словами «Зимний лес» – «сказочный» лес. Действительно, лес особенно красив и выглядит сказочным, когда выпадает много снега. Припорошенные снегом деревья напоминают гигантских сказочных персонажей, кругом лежат пушистые сугробы, снег в лесу белоснежный и слегка искрится на солнце. Если присмотреться, то растения в зимнем лесу кажутся нам совершенно безжизненными. А между тем и зимой, в самые трескучие морозы, жизнь деревьев и кустарников продолжается, хотя и не такая интенсивная.

Действительно, природа заложила глубокий смысл в данный процесс, т.к. доказано, что фаза зимнего покоя является непременным условием нормального роста деревьев в вегетационный период. В период длительного зимнего покоя растения не просто отдыхают, а накапливают силы. В холода активно развивается так называемая образовательная ткань, из которой впоследствии возникают новые клетки и ткани дерева. Как у вечнозеленых деревьев и кустарников зимой, так и у листопадных закладываются зачатки листьев в вегетативных почках и элементы цветков – в цветочных почках. Без этого предстоящий весной переход растительного организма к активной жизнедеятельности был бы попросту невозможен.

Вот почему для большого числа растений, и прежде всего для всех многолетних форм, покой – обязательное условие нормального роста в период вегетации . Способность деревьев погружаться в состояние покоя развивалась в ходе длительной эволюции и стала важнейшим механизмом приспособления к неблагоприятным и суровым внешним условиям. Подготовка к зимнему периоду у растений происходит задолго до наступления холодов. Это проявляется, в первую очередь, прекращением активного роста и закладкой верхней почки. До наступления холодов молодой древесный покров должен достаточно затвердеть, чтобы выдержать самые длительные морозы. Остановка роста объясняется также необходимостью запаса большого количества питательных веществ, особенно крахмала. Деревья, с большим запасом питательных соков, как правило, легко переносят мороз. Последний этап подготовки – сбрасывание листьев, этот процесс также происходит для того, чтобы растения не погибли зимой, вследствие испарения влаги с поверхности листочков, обезвоживания и замерзания. Хвойные деревья не сбрасывают хвою зимой, но, чтобы избежать гибели в мороз они «включают» механизм закрытия устьиц и увеличивают количество воска, защищающего зеленую часть растения.

Тем не менее, как бы растения не подготовились к зимнему периоду, есть много опасностей, подстерегающих растения в этот сложный период. Достаточно серьезная опасность для деревьев зимой – налипание мокрого снега на ветви. Под его тяжестью ветки и даже стволы деревьев и кустарников сгибаются до самой земли, могут ломаться. Конечно, у некоторых деревьев, таких как ель, пихта, снег на ветках не очень задерживается. Их ветви – лапы – наклонены к земле и наклоняясь еще ниже под тяжестью снега, просто стряхивает с себя груз. Существует еще одна опасность для лесных деревьев зимой, которая страшней, чем морозы – это ледяной дождь . Во время ледяных дождей на растениях образуется ледяная корка, достигающая иногда значительной толщины. Под ее тяжестью ломаются ветки, сучья, сгибаются в дугу молодые деревья, кустарники и далеко не все из них смогут выпрямиться весной, а некоторые и вовсе погибнут. Опасны также внезапные резкие колебания температуры , аномально теплые, или «провокационные» зимы, вымокание в талой воде весной, выпирание и разрыв корней ледяной прослойкой, образующейся в почве, нагрев стволов и ветвей солнечными лучами при сильных морозах, иссушение солнцем и ветром стволов при отсутствии сокодвижения.

А морозы… Они, конечно, являются серьезным испытанием для деревьев – при особо суровых морозах промерзшие насквозь стволы могут даже трескаться – на них образовываются так называемые морозобойные трещины. Тем не менее, для большинства деревьев, особенно зимостойких, они не опасны. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает растения и тогда им не страшна никакая стужа. Известно, что наиболее зимостойкими лесными растениями являются большинство хвойных: лиственница, (например лиственница даурская переносит морозы до -75°), сосна, кедровый стланик, можжевельники.

Зимой в лесу происходит еще один важный процесс – распространение семян. Во время сильных морозов растрескиваются шишки у елей и сосен, и семена, медленно вращаясь, разлетаются на небольшие расстояния. Упав на снежный пласт, они скользят по его твердой и гладкой поверхности и преодолевают значительные расстояния. Свободно проносящийся зимний ветер подхватывает в это время и уцелевшие с осени легкие семена берез, он гонит их до тех пор, пока они не задержатся в какой-нибудь глубокой ямке. Часто такой ямкой оказывается чей-нибудь след. После стаивания снега семена осядут на влажную землю и прорастут. Зимой высыпаются семена из ольховых соплодий, которые мы привычно называем шишками. Зимней порой продолжают расселяться деревья и кусты, дающие ягоды – их семена разносят лесные птицы, питающиеся мякотью плодов.

В разных частях территории Алтайского заповедника климат существенно различается. В юго-восточной части заповедника климат резко континентальный и отличается суровыми условиями для жизнедеятельности растений и животных – зимой морозы здесь нередко достигают
— 50°С. Северная часть заповедника, отличается снежными и сравнительно мягкими зимами. В прителецкой части заповедника климат находится под влиянием большой массы воды Телецкого озера, поэтому здесь свои специфические микроклиматические условия. Это в свою очередь отражается на состоянии прителецких лесных массивов, особенно в зимнее время.

В окрестностях кордона Байгазан лес зимой не кажется безжизненным и мрачным. Склон южной экспозиции, на котором расположен кордон, получает большое количество света и тепла, снежный покров здесь не очень мощный, в округе растет разреженный лес с преобладанием сосны и берёзы. Встречаются в древостое также кедр и пихта, лиственница и осина. В целом же заповедный лес выглядит живописно и для нас, жителей кордона всегда остается немножечко волшебным. Очень красив лес зимой во время сильных морозов. Вы спросите почему? Дело в том, что испаряющаяся вода из Телецкого озера оседает на ветвях деревьев толстым белым слоем.

Осевшая изморозь очень красиво искрится на солнце, превращает лес в замысловатую ажурную конструкцию. Очень тяжело приходится тем деревьям и кустарникам, которые растут рядом с берегом – слой инея на них бывает настолько внушительным, что растения сплошь покрыты холодным белым панцирем. Это доставляет растениям много проблем – ветки под такой тяжестью не выдерживают – сильно наклоняются и ломаются. Но, стоит подуть ветру, и вся эта красота летит с деревьев белым облаком, освобождая пленниц от оков, распрямляют тогда они свои ветки и радостно подставляют солнышку заиндевевшие «ладошки». После зимовки деревья медленно, но неуклонно начнут восстанавливать жизненные процессы, возобновляя свой рост – побегут по их стволам под темной корой жизненные соки, а как только пригреет солнце – побегут они еще быстрее. И тогда набухнут и лопнут почки, появятся нежные зеленые листочки, зазеленеет крона. Запоют птицы. И всем будет ясно: никогда жизнь и не пропадала. Просто спал зимой лес, деревья спали.

Источник

Читайте также:  Практическая работа по биологии 7 класс голосеменные растения