Меню

Что происходит в ходе обмена веществ у растений

Обмен веществ у растений

Обрати внимание! Обмен веществ — один из важных признаков жизни: с прекращением обмена веществ прекращается жизнь растения.

В организме растения фотосинтез и дыхание идут путём последовательных многочисленных химических реакций, в которых одни вещества преобразуются в другие.

Живые организмы постоянно получают из окружающей среды необходимые вещества, которые в дальнейшем преобразуются и превращаются в вещества тела самого организма. Это происходит в процессе питания. Организмам необходима энергия, чтобы осуществлять процессы жизнедеятельности. Живые организмы получают энергию в процессе дыхания. Поглощая кислород они окисляют сложные органические соединения до более простых. При этом высвобождается энергия.

Растения — это автотрофные организмы, они могут синтезировать органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Таким образом, у растений можно выделить два питания — почвенное и воздушное. Из почвы с помощью корней растения получают минеральные вещества и воду, которые используются при синтезе органических веществ. На свету в воздушной среде происходит процесс фотосинтеза, и образуются органические вещества.

Как и все другие живые организмы растение дышит. При этом происходит высвобождение энергии, которая идет на все процессы жизнедеятельности клеток, в том числе на синтез других, необходимых растению для построения своего тела, органических веществ. Так из сахаров, образованных в процессе фотосинтеза, растения получают путем различных химических реакций крахмал, клетчатку, белки, жиры и витамины. Также, расщепляя ряд органических соединений до углекислого газа и воды, растения получают энергию.

Таким образом, фотосинтез, минеральное питание и дыхание обеспечивают растению обмен веществ, который представляет собой множество химических реакций, превращающих одни вещества в другие.

Источник

Проектная работа по биологии «Обмен веществ у растений»

Проектная работа по биологии в 6 классе «Обмен веществ у растений» выполнена после прохождения раздела»Основные процессы жизнедеятельности растений»

Скачать:

Вложение Размер
obmen_veshchestv_u_rasteniy._bespalova.pptx 375.8 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проектная работа по биологии «Обмен веществ у растений» Подготовила ученица 6 класса Беспалова Дарья Учитель биологии Горбунова В. В. МОУ «СОШ с. Усть-Курдюм Саратовского района» 2017 год

Обмен веществ — это совокупность протекающих в организме различных химических превращений, обеспечивающих рост и развитие организма, его воспроизведение и постоянный контакт с окружающей средой.

Это один из самых важных признаков жизни: с прекращением обмена веществ прекращается жизнь растения.

Как происходит обмен веществ?

Чтобы лучше понять, что такое обмен веществ , нам нужно подробно рассмотреть такие процессы, как дыхание и фотосинез .

Дыхание – процесс поглощения растением кислорода и выделения углекислого газа. В ходе этого процесса под действием кислорода происходит распад органических веществ на неорганические – углекислый газ и воду. При этом выделяется энергия, которая используется растением для процессов жизнедеятельности. Основными органическими веществами, участвующими в дыхательном процессе, являются углеводы (сахара), особенно глюкоза.

Фотосинтез – процесс создания в хлоропластах листа органических веществ (сахаров) из неорганических веществ (углекислого газа и воды) с использованием энергии солнечного света. В процессе которого, выделяется кислород . Фотосинтез идет в огромных масштабах в воде и на суше.

И так, как Вы поняли процессы дыхания и фотосинтеза абсолютно противоположны .

Так, в процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды, полученных растением из окружающей среды, образуются сахара, которые затем превращаются в крахмал, клетчатку или белки, жиры и витамины – вещества, необходимые растению для питания и запасания энергии. В процессе дыхания, наоборот, происходит расщепление созданных в процессе фотосинтеза органических веществ на неорганические соединения – углекислый газ и воду. При этом растение получает высвобождающуюся энергию. Эти превращения веществ в организме и называют обменом веществ.

Окружающая среда Дыхание Фотосинтез Органические вещества Углекислый газ, вода Энергия

Источник

Специфика обмена веществ в растениях

Процессы, происходящие при прорастании семян

При прорастании семян выделяют следующие фазы:

1. Поглощение воды – сухие семена поглощают воду из воздуха или из какого-либо субстрата до наступления критической влажности. Этот показатель может составлять от 25% у проса до 104 у бобовых и 120% у сахарной свеклы.

2. Фаза набухания. Семена достигают критической влажности, активируются ферменты класса гидролаз, происходит мобилизация питательных веществ (белки распадаются до аминокислот, жиры до глицерина и жирных кислот, сложные углеводы до простых), усиливается дыхание и деление клеток.

3. Рост первичных корешков отмечается с момента деления их клеток. Морфологически он проявляется при появлении первичного корешка над оболочкой семени – наклевывание. При этом рост корешка обеспечивается за счет запасных веществ зародыша.

4. Развитие ростка начинается с его появления и происходит за счет запасных веществ эндосперма. Завершается эта фаза с появлением колеоптиля у злаков, или почечки у других культур.

5. Становление проростка – заключительная фаза. Она продолжается до перехода его к полному автотрофному питанию.

Раздел: Обмен и транспорт органических веществ в растениях

1. Специфика обмена веществ в растениях

2. Метаболические пути важнейших органических веществ в растительном организме (обмен углеводов, обмен белков, обмен жиров)

3. Взаимосвязь процессов обмена

4. Основные транспортные формы органических веществ в растениях, состав флоэмного сока

5. Структура флоэмы

6. Механизмы транспорта органических веществ

Растения по типу питания являются автотрофами, поэтому их главная особенность это способность синтезировать из СО2, Н2О и минеральных веществ огромный набор простых и сложных органических веществ, используя при этом солнечный свет. Однако, этим типом питания характеризуются лишь клетки, содержащие хлоропласты (клетки мезофилла листа, зеленых побегов, плодов и т.д.). Все другие клетки растительного организма питаются гетеротрофно и поэтому зависят от поступающих в них органических веществ из фотосинтезирующих органов. Важную роль при этом выполняет транспортная система.

В каждой клетке растительного организма одновременно протекают тысячи реакций. Совокупность всех биохимических реакций, протекающих в процессе жизнедеятельности организма, называют обменом веществ или метаболизмом. Продукты, образующиеся в процессе этих реакций – метаболитами. Последовательность биохимических реакций, связанные с биосинтезом и превращением определенных веществ или групп структурно близких соединений называют метаболическими путями.

Метаболические реакции находятся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой, а также с окружающей средой; их упорядоченность, целенаправленность и скорость достигаются благодаря ферментам, гормональным механизмам регуляции и подчиняются всем законам термодинамики.

Обмен веществ в любом организме складывается из двух противоположно направленных и тесно связанных между собой процессов анаболизма и катаболизма.

В реакциях анаболизма или пластического обмена происходит синтез органических соединений из простых. При этом требуются большие затраты энергии. Реакциями такого типа является синтез белков, углеводов, жиров, веществ вторичного происхождения.

В реакциях катаболизма или энергетического обмена идет распад сложных молекул до простых с высвобождением энергии. Эта энергия может использоваться на анаболические реакции. К реакциям катаболизма относят гидролиз, дыхание и брожение.

Анаболические реакции могут осуществляться лишь при взаимодействии их с катаболическими. Но всегда должно выделяться больше энергии, чем поглощаться на реакции синтеза. Также требуется обязательное наличие переносчиков энергии АТФ и восстановленных нуклеотидов (НАДН, НАДФ·Н2, ФАД·Н2).

В процессах основного обмена синтезируются важнейшие первичные органические соединения. По характеру образованных продуктов выделяют обмен углеводов, обмен пуринов и пиримидинов, обмен липидов, обмен витаминов и обмен органических кислот.

Наряду с этими реакциями осуществляется обмен веществ вторичного происхождения (гликозидов, алкалоидов, дубильных веществ, фитонцидов и т.д.). Эти вещества не являются ни запасными, ни энергетическими, по растению не передвигаются, но выполняют защитную функцию.

Источником для синтеза всех органических веществ является процесс фотосинтеза, либо при прорастании семян запасные вещества зародыша. Промежуточным метаболитом, из которого образуются практически все соединения является 3-ФГА.

2. Метаболические пути важнейших органических соединений

Углеводы – важнейшие вещества, входящие в состав растения. Они составляют 75-80% сухого вещества и служат основными питательными и структурными материалами клеток растительных тканей.

Источником образования углеводов является процесс фотосинтеза, в результате чего образуются ассимиляционные сахароза или крахмал.

фруктозо-6 фосфат → сахарофосфат + УДФ → сахароза +Рн

глюкозо-6 фосфат + УТФ → УДФГ + РР(пирофосфат)

глюкозо-1 фосфат → амилаза

Ферментом, участвующим в синтезе сахарозы, является сахарофосфатсинтетаза. При этом происходит перенос остатков глюкозы с УДФГ на фруктозу с образованием сахарофосфата, а затем сахараза образует сахарозу с высвобождением фосфора.

В синтезе амилозы участвует R-фермент или фосфорилаза, которая соединяет молекулы глюкозы 1,4 гликозидной связью. Амилопектин образуется с участием Q-фермента, соединяющий глюкозу 1,4 и 1,6 гликозидной связью. Образующиеся полисахариды соединяются ферментом амилаза в более сложный крахмал.

Далее сахароза может легко транспортироваться в потребляющие органы. Ассимиляционный крахмал подвергается распаду до глюкозы, которая используется на процессы новообразования, либо сама, либо преобразованная в сахарозу транспортируется в запасающие органы (клубни, корневище, семена и т.д.), где превращается в запасной крахмал по схеме реакций трансгликозидирования, где активными донорами гликозидных остатков являются нуклеозидсахара УДФГ и АДФГ.

Сахароза + УДФ ↔ УДФГ + фруктоза

УДФГ + «затравка» (Г)n ↔ УДФ + крахмал

или АДФГ + «затравка» (Г)n ↔ АДФ + крахмал

В качестве затравки выступает полисахарид, состоящий из 3-4 остатков глюкозы.

В прорастающих семенах или при отрастании многолетних растений активно происходит гидролиз крахмала под действием гидролитического фермента амилаза, либо под влиянием фосфорилаз глюкозо-1 фосфат, которая может включаться в синтетические процессы, либо окисляться до углекислого газа и воды в процессе дыхания.

КРАХМАЛ α-амилаза глюкоза

Обмен белков входит в состав обмена пуринов и пиримидинов, где превращаются нуклеотиды, нуклеиновые кислоты, аминокислоты и белки.

В растительном организме сложные белки – протеиды являются основными компонентами цитоплазмы и играют важную роль в организации клеточных структур. Простые белки – протеины выполняют запасающую функцию и откладываются в семенах, клубнях, корневищах.

В созревающих семенах идет синтез белковых веществ из неорганических форм азота. Аммиак, поглощенный в виде аммония или образованный в результате восстановления нитратов, вступает в реакции аминирования с кетокислотами и образуются аминокислоты, использующиеся в биосинтезе белка.

NH3 + ЩУК аминокислоты → полипептиды → белки

Непосредственно биосинтез белка смотри в разделе 1.

В прорастающих семенах реакции идет в обратном направлении, т.е. белки подвергаются гидролизу до аминокислот, которые включаются либо в синтез новых белков, либо дальше окисляются в дыхательных реакциях. При этом свободные аминокислоты подвергаются дезаминированию, которое может быть окислительным с участием оксидаз, гидролитическим с участием воды и амидаз либо восстановительным с участием гидрогеназ. При любом типе дезаминирования образуется кетокислота и аммиак.

протеиназа эндопептидаза дипептидаза

Белки → полипептиды → аминокислоты → кетокислота + NH3

Аммиак обезвреживается, включаясь в состав аспарагина, который служит донором аминогрупп при синтезе других аминокислот. Таким образом, количество азотистых соединений при прорастании практически не изменяется.

Обмен жиров складывается из их синтеза и распада. Жиры содержаться в любых растительных клетках. Они не растворяются в воде, не передвигаются по растению и их биосинтез идет во всех органах и тканях из растворимых сахаров, поступающих в эти органы.

Процессы превращения жиров изучены советским биохимиком С.Л. Ивановым. Жиры синтезируются из глицерина и жирных кислот, которые, в свою очередь, образуются из продуктов расщепления глюкозы: глицерин из 3-ФГА, а жирные кислоты из ацетил

КоА. Главным ферментом, участвующим в синтезе триглицеридов (жиры), является ацилтрансфераза переносящая остатки жирных кислот на молекулу глицерина.

3-ФГА → глицерол-3фосфат → глицерин

КоА жирные кислоты

Распад жиров идет при участии гидролитического фермента липаза, которая с присоединением воды расщепляет жир до глицерина и свободных жирных кислот. Липазы широко распространены в растениях. Каждому виду свойственна своя липаза. Однако, специфичность липаз очень низкая, любая липаза может расщеплять любой жир. Высокой специфичностью обладает липаза клещевины.

Глицерин 3-ФГА фруктоза-1,6 ди фосфат и др. углеводы

Жирные кислоты β-окисление ацетил

ЩУК → ФЕП→ углеводы

обратный гликолиз (глюкониогенез)

Два первых этапа происходят глиоксисомах, цикл трикарбоновых кислот в митохондриях, а последние этапы – цитоплазме.

Образующиеся при распаде крахмала и жиров сахара, легко растворяются в воде, транспортируются к местам потребления и используются на рост и на дыхание. При этом их количество снижается.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 2146 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Дыхание растений и обмен веществ

Растения, как все живые организмы, постоянно дышат (аэробы). Для этого им необходим кислород. Он нужен и одноклеточным, и многоклеточным растениям. Кислород участвует в процессах жизнедеятельности клеток, тканей и органов растения.

Большинство растений получает кислород из воздуха через устьица и чечевички. Водные растения потребляют его из воды всей поверхно­стью тела. Некоторые растения, произрастающие на заболоченных ме­стах, имеют особые дыхательные корни, поглощающие кислород из воздуха.

Дыхание — сложный процесс, протекающий в клетках живого орга­низма, в ходе которого при распаде органических веществ высвобожда­ется энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности организ­ма. Основным органическим веществом, участвующим в дыхательном процессе, являются углеводы, главным образом сахара (особенно глюко­за). Интенсивность дыхания у растений зависит от количества углево­дов, накопленных побегами на свету.

Весь процесс дыхания протекает в клетках растительного организма. Он сос­тоит из двух этапов, в ходе которых сложные органические вещества расщеп­ляются на более простые, неорганические — углекислый газ и воду. На пер­вом этапе при участии специальных белков, ускоряющих процесс (ферментов), про­исходит распад молекул глюкозы. В итоге из глюкозы образуются более простые органические соединения и выделяется немного энергии (2 АТФ). Этот этап дыхательного про­цесса происходит в цитоплазме.

На втором этапе простые органические вещества, образовавшиеся на первом этапе, взаимодействуя с кислородом, окисляются — образуют углекислый газ и во­ду. При этом высвобождается много энергии (38 АТФ). Второй этап дыхательного процесса протекает только с участием кислорода в специальных органоидах клетки — мито­хондриях.

Дыхание — это протекающий с участием кислорода процесс распада органических питательных веществ до неорганических (углекисло­го газа и воды), сопровождающийся выделением энергии, которая используется растением для процессов жизнедеятельности.

Дыхание — процесс, противоположный фотосинтезу

Фотосинтез Дыхание
1. Поглощение углекислого газа 2. Выделение кислорода. 3. Образование сложных органи­ческих веществ (преимущес-твен­но сахаров) из простых неорга­нических. 4. Поглощение воды. 5. Поглощение с помощью хлоро­филла солнечной энергии и на­копление ее в органических веществах. б. Происходит только на свету. 7. Протекает в хлоропластах. 8. Происходит только в зеленых ча­стях растения, преимуще-ственно в листе. 1. Поглощение кислорода. 2. Выделение углекислого газа. 3. Расщепление сложных органи­ческих веществ (преимуще-ствен­но сахаров) на простые неорга­нические. 4. Выделение воды. 5. Высвобождение химической энергии при окислении органических веществ 6. Происходит непрерывно на све­ту и в темноте. 7. Протекает в цитоплазме и мито­хондриях. 8. Происходит в клетках всех орга­нов растения (зеленых и незе­леных)

Процесс дыхания связан с непрерывным потреблением кислорода днем и ночью. Особенно интенсивно идет процесс дыхания в молодых тканях и органах растения. Интенсивность дыхания обусловлена потреб­ностями роста и развития растений. Много кислорода требуется в зонах деления и роста клеток. Образование цветков и плодов, а также повреж­дение и особенно отрывание органов сопровождается усилением дыха­ния у растений. По окончании роста, с пожелтением листьев и, особенно в зимнее время интенсивность дыхания заметно снижается, но не пре­кращается.

Ды­хание, как и питание, — необходимое условие обмена веществ, а зна­чит, и жизни организма.

Ø С1. В небольших помещениях с обилием комнатных растений ночью концентрация кислорода уменьшается. Объясните почему. 1) ночью с прекращением фотосинтеза выделение кислорода прекращается; 2) в процессе дыхания растений (они дышат постоянно) уменьшается концентрация О2 и повышается концентрация СО2

Ø С1. Известно, что опытным путём на свету трудно обнаружить дыхание растений. Объясните, почему.

1) на свету в растении наряду с дыханием происходит фотосинтез, при котором углекислый газ используется; 2) в результате фотосинтеза кислорода образуется гораздо больше, чем используется при дыхании растений.

Ø С1. Почему растения не могут жить без дыхания? 1) в процессе дыхания растительные клетки поглощают кислород, который расщепляет сложные органические вещества (углеводы, жиры, белки) до менее сложных;2) при этом освобождается энергия, которая запасается в АТФ и используется на процессы жизнедеятельности: питание, рост, развитие, размножение и др.

Ø С4. Газовый состав атмосферы поддерживается на относительно постоянном уровне. Объясните, какую роль играют в этом организмы. 1) фотосинтез, дыхание, брожение регулируют концентрацию О2, СО2; 2) транспирация, потоотделение, дыхание регулируют концентрацию паров воды; 3) жизнедеятельность некоторых бактерий регулирует содержание азота в атмосфере.

Значение воды в жизнедеятельности растений

Вода необходима для жизни любого растения. Она составляет 70-95 % сырой массы тела растения. У растений все процессы жизнеде­ятельности протекают с использованием воды.

Обмен веществ в растительном организме происходит только при достаточном количестве воды. С водой в растение поступают минераль­ные соли из почвы. Она обеспечивает непрерывный ток питательных ве­ществ по проводящей системе. Без воды не могут прорастать семена, не будет в зеленых листьях фотосинтеза. Вода в виде растворов, наполняю­щих клетки и ткани растения, обеспечивает ему упругость, сохранение определенной формы.

  • Поглощение воды из внешней среды — обязательное условие сущест­вования растительного организма.

Растение получает воду главным образом из почвы с помощью корневых волосков корня. Наземные части растения, в основном лис­тья, через устьица испаряют значительное количество воды. Эти поте­ри влаги регулярно восполняются, так как корни постоянно поглоща­ют воду.

Бывает, что в жаркие часы дня расход воды испарением превышает ее поступление. Тогда у растения листья увядают, особенно самые ниж­ние. За ночные часы, когда корни продолжают всасывать воду, а испаре­ние у растения снижено, содержание воды в клетках снова восстанавли­вается и клетки и органы растения вновь приобретают упругое состояние. При пересадке рассады удаляют нижние листья для уменьшения испарения воды.

Главным способом поступления воды в живые клетки является ее ос­мотическое поглощение. Осмос — это способность растворителя (воды) поступать в клеточные растворы. При этом поступление воды приводит к увеличению объема жидкости в клетке. Сила осмотического поглоще­ния, с которой вода входит в клетку, называется сосущей силой.

Поглощение воды из почвы и потеря ее при испарении создают постоянный водный об­мен у растения. Водный обмен осуществляется с током воды через все органы растения.

Он складывается из трех этапов:

· поглощения во­ды корнями,

· передвижения ее по сосудам древесины,

· испарения воды листьями.

Обычно при нормальном водном обмене, сколь­ко воды поступает в растение, столько ее и ис­паряется.

Водный ток в растении идет в восходящем направлении: снизу вверх. Он зависит от силы всасывания воды клетками корневых волос­ков внизу и от интенсивности испарения наверху.

Корневое давление является нижним дви­гателем водного тока

сосущая сила листьев — верхним.

Постоянный ток во­ды от корневой системы к надземным частям растения служит сред­ством транспортировки и накопления в органах тела минеральных ве­ществ и различных химических соединений, поступающих из корней. Он объединяет все органы растения в единое целое. Помимо этого, восходящий ток воды в растении необходим для нормального водо­снабжения всех клеток. Особенно он важен для осуществления процес­са фотосинтеза в листьях.

ü С1. Растения в течение жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основных процесса

жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните. 1) испарение, обеспечи-вающее передвижение воды и растворённых в-в и защиту от перегрева; 2) фотосинтез, в процессе которого образуются орг в-ва и выделяется кислород

Достаток или дефицит влаги в клетках влияет на все жизнедеятель­ные процессы растения.

По отношению к воде растения делят на экологические группы

Ø Гидатофиты (от греч. гидатос — «вода», фитон — «растение») — водные тра­вы (элодея, лотос, кувшинки). Гидатофиты полностью погружены в воду. Стеб­ли почти не имеют механических тканей и поддерживаются водой. В тканях растений имеется много крупных межклетников, заполненных воздухом.

Ø Гидрофиты (от греч. гидрос — «водный») — растения, частично погруженные в воду (стрелолист, камыш, рогоз, тростник, аир). Обычно обитают по берегам водоемов на сырых лугах.

Ø Гигрофиты (от греч. гигра — «влага») — растения влажных мест с высокой влажностью воздуха (калужница, осоки). 1) растения влажных местообитаний; 2) крупные голые листья; 3) устьица не закрываются; 4) имеют специальные водные устьица — гидотоды; 5) сосудов мало.

Ø Мезофиты (от греч. мезос — «сред­ний») — растения, живущие в условиях умеренного увлажнения и хорошего ми­нерального питания (нивяник, ландыш, земляника, яблоня, ель, дуб). Растут в лесах, на лугах, в поле. Большин­ство сельскохозяйственных растений — мезофиты. Они лучше развиваются при дополнительном поливе. 1) растения достаточного увлажнения; 2) растут в основном на лугах и в лесах; 3) вегетационный период короткий, не более 6 недель; 4) засушливое время переживают в виде семян или луковиц, клубней, корневищ.

Ø Ксерофиты (от греч. ксерос — «су­хой») — растения сухих местообитаний, где воды в почве мало, а воздух сухой (алоэ, кактусы, саксаул). Среди ксерофитов различают сухие и сочные. Сочные ксерофиты с мясистыми листьями (алоэ, толстянки) или мясистыми стеблями (кактусы — опунция) называют суккулентами. Сухие ксерофиты — склерофиты (от греч. склерос — «жесткий») приспособлены к жесткой экономии воды, к уменьшению испарения (ковыль, саксаул, верблюжья колючка). 1) растения сухих местообитаний; 2) способны переносить недостаток влаги; 3) уменьшена поверхность листьев; 4) опушение листьев очень обильное; 5) обладают глубокими корневыми системами.

Видоизменения листьеввозникли в процессе эволюции вследствие влияния окружающей среды, поэтому они иног­да не похожи на обыкновенный лист.

· Колючки у кактусов, барбариса и др. — приспособления к уменьше­нию площади испарения и своего рода защита от поедания животными.

· Усики у гороха, чины прикрепляют лазаю­щий стебель к опоре.

· Сочные чешуи луковиц, листья кочана капусты запаса­ют питательные вещества,

· Кроющие чешуи почек — видоизмененные листья, которые защищают зача­ток побега.

· У насекомоядных растений (росянка, пузырчатка и др.) листья — ловчие аппараты. Насекомоядные растения произрастают на почвах, бедных минеральными веществами, особенно с недоста-точным содержанием азота, фосфора, калия и серы. Из тел насе-комых эти растения получают неорганические в-ва.

Листопад — явление закономерное и физиологически необходимое. Благодаря листопаду растения предохраняют себя от гибели в течение неблагоприятного времени года — зимы — или засушливого периода в жарком климате.

ü Сбрасывая листья, которые имеют огромную испаряю­щую поверхность, растения как бы балансируют возмож­ный приход и необходимый расход воды за указанный пе­риод.

ü Сбрасывая листья, растения освобождаются от накопившихся в них различных продуктов отброса, полу­чающихся при обмене веществ.

ü Листопад предохраняет ветви от обламывания под давлением масс снега.

Но у не­которых цветковых растений листья сохраняются всю зиму. Это вечнозеленые кустарнички брусника, вереск, клюква. Мелкие плотные листья этих растений, слабо ис­паряющие воду, сохраняются под снегом. Зимуют с зеле­ными листьями и многие травы, например земляника, клевер, чистотел.

Называя некоторые растения вечнозелеными, надо по­мнить, что листья этих растений не вечны. Они живут не­сколько лет и постепенно опадают. Но на новых побегах этих растений вырастают новые листья.

Размножение растений.Размножение — процесс, приводящий к увеличению числа особей.

У цветковых растений различают

Ø вегетатив­ное размножение, при котором образование новых особей происходит из клеток вегетативных органов,

Ø семенное размножение, при котором формирование нового организ­ма происходит из зиготы, возникаю-щей при слиянии поло­вых клеток, чему предшествует ряд сложных процессов, осуществляющихся главным образом в цветках.

Размножение растений при помощи вегетативных орга­нов называется вегетативным.

Вегетативное размноже­ние, осуществляемое при вмешательстве человека, называ­ется искусственным. К искусственному вегетативному размножению цветковых прибе-гают в том случае,

§ если рас­тение не дает семян

§ если надо сохранить генетичес-кую чистоту сорта

§ ускорить цветение и плодоно-шение.

В естественных условиях и в культуре растения часто размно-жаются одними и теми же орга-нами. Очень часто происходит размножение при помощи черен-ков. Чере­нок — это отрезок любо-го вегетативного органа растений, способный к восстановлению недостающих органов. Отрез­ки побега с 1-3 листьями, в пазухах которых развиваются пазушные почки, называются стеблевыми черенками. В ес­тественных усло-виях такими черенками легко размножа­ются ивы, тополя, а в культуре — герань, смородина…

Размножение листьями проис-ходит реже, но встречает­ся у таких растений, как луговой сердечник. На влажной почве у основания отломившегося листа развивается прида­точная почка, из которой вырастает новое растение. Лис­тьями размножают узамбарскую фиалку, некоторые виды бегонии и другие растения.

На листьях бриофиллюма образуются почки-детки, которые, опадая на землю, укореняются и дают начало новым рас­тениям.

Многие виды луков, лилий, нарциссов, тюльпанов раз­множаются луковицами. У луковицы от донца берет начало мочковатая корневая система, а из некоторых почек развиваются молодые луковички, называемые детками. Из каждой луковички-детки со временем вырастает новое взрослое растение. Маленькие луковички могут образовы­ваться не только под землей, но и в пазухах листьев некото­рых лилейных. Опадая на землю, такие луковицы-детки также развиваются в новое растение.

Растения легко размножаются особыми ползучими по­бегами — усами (земляника, живучка ползучая).

Размножение делением:

§ кустов (сирень) когда растение достигает значительных размеров, его можно разделить на несколько частей;

§ корневищ (ирисы) каждый отрезок, взятый для размножения, должен иметь или пазушную, или верхушечную почку

§ клубней (картофель, топинамбур), когда их недостаточно для посадки на определенной пло­щади, особенно если это ценный сорт. Деление клубня проводится так, чтобы каждая часть имела глазок и чтобы запас питательных веществ был достаточным для воспроизведения нового растения;

§ корней (малина, хрен) которые в благоприятных условиях дают новые растения;

§ корневых шишек — клубнекорней, которые отличаются от настоящего корня тем, что они не имеют узлов и междоузлий. Почки распо­ложены только на корневой шейке или стеблевом конце, поэтому у георгинов, клубневой бегонии и проводится деление корневой шейки с клубневидными образования­ми корней.

Размножение отводками. При размножении отводка­ми не отделенный от материнского растения побег пригиба­ют к почве, надрезают кору под почкой и присыпают зем­лей. Когда в месте надреза появятся корни и разовьются надземные побеги, молодое растеньице отделяют от материнского и пересаживают. Отводками можно размножать смородину, крыжовник и др. растения.

Прививка.Особым способом вегетативного размноже­ния является прививка. Прививкой называют пересадку части живого растения, снабженной почкой, на другое рас­тение, с которым первое скрещивается. Растение, на кото­рое прививают, называется подвоем; растение, которое прививают, — привоем.

У привитых растений привой не образует корней и питается за счет подвоя, подвой же получает от привоя органические вещества, синтезированные в его листьях. Прививки чаще всего применяются для размножения пло­довых деревьев, которые с трудом образуют придаточные корни и не могут разводиться другим способом. Прививка также может проводиться пересадкой кусочка стебля с одной поч­кой под кору привоя (окулировка) и скрещиванием одина­ковых по толщине привоя и подвоя (копулировка). При прививках надо учитывать возраст и положение черенка на материнском растении, а также особенности привоя. Таким образом, разные способы вегетативного размноже­ния показывают, что у многих растений может восстано­виться целый организм из части.

Взаимосвязь органов. Несмотря на то, что все органы растения имеют присущее только им строение и выполня­ют специфические функции, благодаря проводящей систе­ме они связаны воедино, и растение функционирует как сложный целостный организм. Нарушение целостности любого органа обязательно отражается на строении и раз­витии других органов, причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Например, удале­ние верхушки стебля и корня способствует интенсивному развитию надземной и подземной частей растения, а удале­ние листьев задерживает рост и развитие и может даже привести к его гибели. Нарушение строения любого органа влечет за собой и нарушение его функций, что отражается на функционировании всего растения.

Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 9580 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Читайте также:  Значимое слово от слова растение