Меню

Что растения поглощают из почвы окружающий мир 3 класс

Окружающий мир 3 класс 1 часть Что такое почва? стр. 64 – 68

Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в почве?

Почва — это самый верхний слой земли.

На нём растут растения, в нём живут различные животные.

Почва даёт им жизнь и является для них домом.

В почве живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.

Практическая работа “Почва”

Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.

Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.

Ход опыта: бросим кусочек почвы в воду. Из почвы начнут выходить пузырьки газа.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.

Ход опыта: положим кусочек почвы на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.

Вывод: в почве есть влага.

Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.

Ход опыта: продолжим нагревать почву. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.

Вывод: почва состоит из перегноя.

Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: прокалённую почву бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.

Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.

Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась почва. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.

Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.

Проверь себя

1. Что такое почва?

Почва — это верхний плодородный слой земли.

2. Какой состав имеет почва?

Почва состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.

3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?

Доказать, что в почве есть воздух можно бросив почву в воду.

Доказать, что в почве есть вода можно нагрев её.

Доказать, что в почве есть перегной можно прокалив её.

Доказать, что в почве есть песок и глина можно размешав прокалённую почву в воде.

Доказать, что в почве есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.

4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?

В почве обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.

Все эти животные улучшают плодородие почвы, рыхлят её и перерабатывают органические останки.

В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие почвы.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик главное свойство почвы.

Главное свойство почвы — Плодородие. Оно позволяет расти растениям.

2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.

У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют в почву лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням землю в горшках, нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.

3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.

Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.

Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в почве изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.

4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?

Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.

Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.

Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому дождевые черви очень полезны, они улучшают плодородие почвы.

Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.

На следующем уроке

Вспомни, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники и травы. Назови несколько лиственных и хвойных деревьев. Какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными?

Деревья имеют один ствол, а кустарники несколько стволов. Травы вообще не имеют ствола, а имеют стебель.

Хвойные деревья — ель, пихта, сосна

Лиственные деревья — клён, берёза, дуб.

Дикорастущими называются растения, растущие в природе.

Культурными называются растения, выращиваемые человеком.

Читайте также:  Обработать растение до распускания листьев

Источник

Окружающий мир 3 класс 1 часть Разнообразие растений стр. 69 – 73

1. Используя свои знания и рисунок учебника, докажи, что растения очень разнообразны.

Мир растений очень богат и разнообразен. Каких только растений не встретишь в наших лесах и на наших лугах!

Вот стоят высокие деревья — сосны, кедры, берёзы, тополя, дубы.

Рядом растут кустарники — боярышник, шиповник, малина.

А вокруг необъятное море трав и цветов — колокольчики, ромашки, клевер, одуванчики, и многие тысячи других.

2. К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клён, кедр?

Роза и клён — это цветковые растения.

Лиственница и кедр — хвойные растения.

Морская капуста — водоросль.

Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать растения.

3. Задание для одноклассников.

Определить к каким группам относятся следующие растения: дуб, одуванчик, ламинария, сфагнум, лук, пихта.

Ответ: дуб, одуванчик, лук — цветковые растения, пихта — хвойное, сфагнум — мох, ламинария — водоросль.

4. В каждой группе растений много видов. Что же такое виды растений?

Виды растений — это растения, имеющие схожее строение.

5. Посчитайте, сколько на рисунке растений каждого вида. А сколько всего растений показано?

На этом рисунке мы видим три разных вида растения Клевер, два вида растения Подорожник, и два вида растения Одуванчик.

Всего семь растений.

6. Прочитайте текст. Используйте полученную информацию при характеристике групп растений.

Самой большой по численности видов группой растений являются Цветковые растения, их больше 250 тысяч видов. Много меньше мхов, всего 27 тысяч видов. Ещё меньше папоротников, всего 10 тысяч видов. А наименьшее число видов содержится в группе хвойных растений, однако по распространённости именно хвойные находятся на первом месте среди других групп наземных растений.

7. Определите с помощью атласа-определителя 2—3 растения в классе, в других помещениях школы или возле школы (по вашему выбору).

Для определения растений мы вышли на школьный двор. Сразу бросаются в глаза деревья, это голубые ели, которые растут вокруг школы. Ели относятся к хвойным растениям.

На клумбе растёт много цветов, среди которых есть дикорастущие. Мы определили Одуванчик и Клевер, это цветковые растения.

Проверь себя

1. Перечисли группы растений, изученные на уроке.

На уроке мы изучили пять групп растений — водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.

2. Приведи примеры различных видов растений.

Водоросли: ламинария или морская капуста

Хвойные растения: ель, сосна

Цветковые растения: одуванчик, берёза

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: ботаника.

Ботаника — наука, изучающая растения

2. С помощью атласа-определителя определи несколько комнатных растений у себя дома, а также несколько растений во дворе. Запиши их названия в рабочую тетрадь.

У меня дома растут несколько растений. Это герань и традесканция.

Возле дома растёт много цветов. Я определила календулу, циннию и космею.

На следующем уроке

Вспомни, что поглощают растения из почвы.

Из почвы растения поглощают воду и растворенные в воде минеральные соли.

Источник

3 класс Окружающий м .

«Солнце, растения и мы с вами»

Тема: «Солнце, растения и мы с вами»

Основная цель урока : узнать, как дышат и питаются растения; научиться устанавливать и моделировать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком.

Ссылка на видеоурок:

Вы уже знаете, что растение – это живой организм. Значит, для него, как и для всех других живых организмов характерно питание, дыхание, рост, развитие, размножение, старение и гибель.

При дыхании растения поглощают из окружающей среды кислород и выделяют углекислый газ. Дышат все органы растения. Корни растений берут частицы кислорода из почвы, а стебли и листья поглощают его из воздуха. Дыхание происходит у растений круглые сутки. Если дыхание прекращается, растение гибнет.

А как же питаются растения? Корень растения поглощает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Но в растениях есть также сахар и крахмал, а в почве их нет. Каким же образом растения получают эти главные питательные вещества?

С помощью опытов учёные установили, что зелёные листья поглощают из воздуха углекислый газ. Под действием солнечного света из углекислого газа и воды в листьях образуются органические вещества – сахар и крахмал, и выделяется кислород. Из листьев органические вещества поступают во все органы растения. Они используются растением для различных целей: идут на построение его тела, необходимы для питания, используются при прорастании семян. Часть органических веществ не расходуется и откладывается в запас. Например, у яблони питательные вещества накапливаются в плодах, у моркови в корнеплодах (утолщённых корнях), а у картофеля в клубнях.

Растения поглощают при дыхании значительно меньше кислорода, чем выделяют его при образовании питательных веществ. Благодаря этому днём растения обогащают атмосферу кислородом и поглощают из неё выделяемый всеми живыми организмами углекислый газ.

Существование животных и людей на нашей планете невозможно без растений. Ни один человек, ни одно животное не могут получать питательные вещества из углекислого газа и воды. Только растения способны это делать. Люди и животные употребляют их в пищу, используют в лечебных целях. Растения образуют кислород необходимый для дыхания живых организмов. Только растения способны поглощать из воздуха углекислый газ и превращать его в кислород. Каждый год растения выделяют в воздух примерно 45 миллионов тонн чистого кислорода. Чем больше на нашей планете деревьев, кустарников и трав, тем больше в воздухе кислорода, тем чище и полезнее воздух.

Читайте также:  Процессы характерные для царства растения

Выполните задания в рабочей тетради на странице 42 № 1, на странице 43 № 2, на странице 44 № 4.

Подведём итог. Под действием солнечного света в листьях растений образуются питательные вещества. Растения выделяют кислород, которым дышат животные, люди и сами растения. Растения – источник питательных веществ и кислорода для животных и человека.

1. Укажи, в какой части растений образуются сахар и крахмал.

а) в корне б) в листе в) в семенах г) в цветке

2. Обозначь газ, который выделяют растения в про¬цессе дыхания.

а) углекислый газ б) азот в) кислород г) озон

3. Подумай, кто не пользуется питательными веществами.

а) люди б) птицы в) звери г) неживая природа

4. Какое вещество не участвует в образовании сахара и крахмала?

а) вода б) углекислый газ в) кислород

5. Что растения получают из почвы?

а) воду б) сахар в) крахмал г) углекислый газ

6. Найди неверное высказывание.

а) Растения вырабатывают кислород.

б) Сахар и крахмал образуются только на свету.

в) Животные сами вырабатывают питательные вещества.

г) К растениям надо относиться бережно.

7. Какое утверждение верно?

а) листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород

б) листья поглощают минеральные соли и выделяют воду

в) корни поглощают воду и выделяет углекислый газ

г) листья поглощают углекислый газ и выделяют крахмал

1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – в, 5 – а, 6 –в, 7 – а

Источник

Проверочная работа по теме «Почва», Окружающий мир, 3 класс, Планета знаний.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме

1.К какой природе можно отнести почву?

неживая и живая природа в почве соединяются.

2.Из чего состоит почва?

из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а так же микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.

3.Что растения получают из почвы?

перегной, песок, глину;

воздух, воду, соли;

остатки растений и животных.

4.Что влияет на плодородие почвы?

наличие в почве перегноя;

наличие в почве воды;

наличие в почве песка и глины.

5.Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?

благодаря животным, обитающим в почве;

благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве;

благодаря микробам, живущим в почве.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме

1.К какой природе можно отнести почву?

неживая и живая природа в почве соединяются.

2.Из чего состоит почва?

из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

3.Что растения получают из почвы?

воздух, воду, соли;

4.Что влияет на плодородие почвы?

наличие в почве перегноя;

5.Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?

благодаря микробам, живущим в почве.

Выберите книгу со скидкой:

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.

Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

350 руб. 114.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-292711

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Водоросли это все растения которые

Источник

Окружающий мир. 3 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 3 класс

Урок 8. Что такое почва

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Почва как верхний плодородный слой земли;
  2. Основные свойства почвы и ее состава;
  3. Значение плодородия почвы для растений;
  4. Роль животных в улучшении плодородия почвы.

Глоссарий по теме:

Почва – верхний слой земной коры.

Почвоведение – наука о почве.

Плодородный – способный производить богатую растительность, давать обильный урожай.

Перегной – составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.

Удобрение – вещество, которым удобряют почву для питания растений.

Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.64-68.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 36-38.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На Земле есть чудо-кладовая. Стоит положить в неё мешок зерна весной, а осенью: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Одно ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать. Несколько семян чудом превращаются в большую груду огурцов, редисок, помидоров, морковок. И эта кладовая называется землёй! Слово «земля» можно истолковать по-разному. Одно из них «почва» – это верхний плодородный слой земли.

Именно на нём растёт большое количество разных растений, чаще всего, их корни могут переплетаться в почве и образовывать густую сеть.

Существует наука о почве, созданная Василием Васильевичем Докучаевым. Называется она почвоведением.

Цвет почвы — довольно тёмный, но если мы рассмотрим её через микроскоп, нашему взору откроются частички листочков и корней погибших растений. Также, мы можем заметить части тел мелких насекомых, червячков и жучков.

Состоит почва из минеральной соли, песка, воздуха, глины и перегноя. В почве, также, имеются живые организмы. К ним относятся: корешки различных растений, бактерии, черви, муравьи, медведки, жуки и другие мелкие животные. Они постоянно переносят частички почвы, измельчают или собирают её.

Какие полезные вещества получают растения от почвы? Первое, что они получают – это воздух. Корни всех растений поглощают воздух, который, имеется в почве. Следующее – вода. Из почвы растения поглощают воду и растворённые в ней полезные вещества.

А знаете ли вы, откуда в воде появляются полезные вещества? Живущие в почве насекомые и бактерии перерабатывают частички корней и остатки мелких животных. Таким образом, остатки, проходя через их организмы, распадаются на минеральные соли и обогащают почву. Почва является сбором всех полезных веществ, необходимых растениям. Более того, живущие в почве черви, бактерии и жучки разрыхляют её, и в почву лучше проникают воздух и вода.

В свою очередь, растениями питаются многие животные. Зерноядные птицы лакомятся плодами. Гусеницы, саранча и другие насекомые, питаются листочками деревьев. Лоси, овцы, лошади и коровы – поедают растительный корм, а затем сами превращаются в добычу для хищников. Это означает, что даже хищные животные зависят от плодородности почвы.

Выращивают на земле множество различных культур — зерновых, бобовых, плодово-ягодных, овощных, декоративных. Выращивают и растения, из которых делают одежду – лён, хлопок.

Домашних животных мы кормим сеном, овсом и другими растениями. Домашние животные нам дают мясо, яйца, молоко, шерсть, мёд и многое другое!

Одним из главных богатств нашей страны является почва! Поэтому, земледельцы трудятся, оберегая и заботясь о её плодородности. Водные потоки размывают почву, если поля распаханы вдоль склона. Поэтому поля распахивают поперёк склона, чтобы вода лучше впитывалась в почву.

Лучше всего, семена прорастают в разрыхлённой почве, росткам легче пробиться наружу и корни хорошо развиваются. Если выращивать на одном месте одни и те же растения, то урожай становится плохим, потому что почва истощается.

Систематически требуется пополнять количество растворённых солей в почве, так как их в ней очень мало. Поэтому есть специальные заводы, которые производят удобрения, содержащие соли, полезные для роста растений. Лучше всего использовать природные удобрения, такие как торф и навоз. В почву их следует вносить весной.

Почва становится плодороднее в том случае, если она богата перегноем. Он образуется очень медленно. На то, чтобы произвести один сантиметр почвы, потребуется двести пятьдесят – триста лет, двадцать сантиметров – за пять – шесть тысяч лет. Поэтому нельзя допускать, уничтожения и разрушения почвы.

Существует много факторов, причиняющих вред почве. Например, вода размывает её во время сильных дождей и половодья. Ветер переносит верхнюю часть почвы. Ещё больший вред приносят овраги. С этой проблемой люди уже справляются. Для этого, нужно высаживать деревья и кустарники на склонах и вершинах оврагов.

Примеры и разбор решения заданий

1. Вставьте нужную картинку в ячейки таблицы. В строках и столбцах одна и та же картинка не должна встречаться дважды.

2. Соедините изображения и названия животных.

Источник

Adblock
detector