Меню

Дикие и домашние животные комнатные растения

Окружающий мир. 2 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 2 класс

Урок № 9. «Дикорастущие и культурные растения.
Дикие и домашние животные»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Дикорастущие и культурные растения.

2. Легенды о растениях.

3. Дикие и домашние животные.

Глоссарий по теме:

Становища – место временного расположения. Стоянки кого-либо.

Легенда – вымышленный, приукрашенный рассказ о ком-либо, о чём-либо.

Волокно – тонкая, непряденая нить растительного, животного или искусственного происхождения.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017. С. 49–50.
  1. Атлас-определитель «От земли до неба». С. 34–41, с. 143, с. 152, с. 165.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вся жизнь человека всегда была неразрывно связана с природой. Природа, как мы уже знаем, бывает живая и неживая. Сегодня мы с вами будем говорить об объектах живой природы, а именно о растениях и животных. Человек очень тесно связан с растительным и животным миром. Животные и растения играют в жизни человека огромную роль. Растения и животные дают человеку много полезных, необходимых для жизни вещей, лечат, помогают человеку в хозяйстве, защищают и охраняют. Кроме того, они дарят нам радость общения с природой. Животные и растения делают нас добрее, когда мы ухаживаем за ними. А как вы думаете, почему некоторые растения растут сами по себе, а некоторые выращивает человек? Одни животные живут в дикой природе, сами добывают себе пищу, строят себе жилища, а другие живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними?

На этом уроке вы узнаете, какие растения называют дикорастущими, а какие культурными, научитесь делить культурные растения на группы, узнаете, каких животных называют дикими, а каких – домашними и научитесь рассказывать о значении домашних животных в жизни человека.

  1. Мир растений Земли невероятно разнообразен и богат. Более 300 тысяч видов растений населяют нашу планету. Их можно встретить везде. Это и травы, и деревья, и злаки, и кустарники, и цветы. Одни из них обладают красивым внешним видом, другие приносят пользу человеку, а третьи представляют собой опасные сорняки, приносящие вред сельскому хозяйству. Все растения нашей планеты имеют много общего: особенности питания, строение, они поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, которым мы дышим. А как вы думаете, чем отличается одуванчик и морковь? Они отличаются тем, что одуванчик растёт сам по себе, его никто не сажает, никто за ним не ухаживает, а морковь найдёшь только в огороде, за ней ухаживает человек. Все растения, которые можно встретить на нашей планете, можно разделить на две группы – дикорастущие и культурные. Растения, которые растут в природе сами по себе, называются дикорастущими. Это травы, кустарники и деревья, которые не нуждаются в особом уходе. Они могут расти где угодно. Именно потому, что они растут в дикой природе, их и назвали дикорастущими.
  2. Растения, которые выращивают люди, называются культурными. За культурными растениями человек регулярно ухаживает. Они растут в садах, огородах, дачных участках, парках, скверах. В давние времена все растения на планете были дикорастущими. Древние люди лишь собирали съедобные ягоды, плоды, коренья и травы, и тратили на их поиски немало времени. Ситуация изменилась, когда наши предки догадались выращивать растения при помощи семян, и начали сажать их возле своих поселений. Таким образом, на планете появились культурные растения. В переводе с латинского языка «культа» означает «обрабатывать» «возделывать». Культурные растения делятся на несколько видов: это овощные, плодовые, декоративные, зерновые и прядильные. Овощные – это растения, которые человек выращивает на полях или в огороде. Плодовые – это деревья и кустарники, которые выращивают в садах. Зерновые – это растения, которые человек выращивает на полях, а в пищу употребляет только семена (зёрна). Их также называют злаками. Декоративные растения – это растения, которые выращивают в клумбах и цветниках для красоты. Прядильные растения – это растения, из которых получают волокна. Из волокна вырабатывают ткани. Человечество на протяжении всей своей жизни разводит полезные растения и цветы.
  3. Любуясь растениями, люди сложили много разных легенд о них. Многие легенды возникали благодаря необычной форме цветов, лепестков, корней или плодов растений. Гладиолус в старину считался цветком победы. Листья гладиолуса формой напоминают острый меч, поэтому в народе его называют «шпажник» и «сабля-трава». Воины считали, что он приносит победу в боях, поэтому брали его с собой, как амулет. Клубень цветка носили на груди, считая, что он защищает от ударов меча и острых стрел. Красивая легенда рассказывает об осеннем цветке астре. Астра в переводе с греческого языка означает «звезда». Астра – цветок, у которого лепестки, словно тонкие лучи, расходятся во все стороны. Легенда гласит, что астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. И если притаиться ночью, то можно услышать, как астры разговаривают со своими сестрами – звёздами.
  4. Но не только растительным миром богата наша планета. На нашей планете живут разнообразные животные. Среди них есть как милые домашние пушистики, с которыми мы знакомы с детства, так и злые дикие хищники. В природе много животных, которые живут сами по себе. Такие животные называются дикими. А животные, которых разводят люди, называются домашними. Дикие животные живут в дикой природе, сами добывают себе пищу, находят и строят себе жилища, сами заботятся о себе и своём потомстве. А домашние животные живут с человеком. Человек заботится о них и об их потомстве, кормит, заботится об их жилище. Дикие и домашние животные приносят огромную пользу людям. Во многих странах мясо диких животных употребляют в пищу. Дикие животные – источник красивого натурального меха и кожи. Домашних животных можно разделить на группы –

Домашние животные играли и всегда будут играть огромную роль в жизни человека. Они поставляют человеку продукты питания – корова даёт мясо и молоко, из которого делают сыр, масло, йогурт. Домашние козы и овцы – источник мяса, молока и шерсти. Домашние птицы – куры, гуси, утки, индюки дают человеку вкусное мясо и несут яйца, а также из пера и пуха делают подушки и перины. Домашние насекомые – пчёлы дают человеку вкусный, ароматный и полезный мёд. А тутовый шелкопряд плетёт шёлковые нити, из которых делают ткань.

Помогают человеку по хозяйству – лошадь, верблюд. Их человек использует как транспортное средство. Охраняют и защищают человека и его дом собаки. Они дарят человеку радость общения с природой, делают человека добрее. Помогают снять стресс и нервное напряжение. Без животных, без растений наша жизнь была бы невозможной. Растения и животные выживут без человека, а человек без них нет. Человек должен бережно относиться ко всем живым существам, что нас окружают. Они – источник жизни для нас.

Разбор типового тренировочного задания:

Текст задания: Установите соответствие между названием и картинкой.

Читайте также:  Проекты комнатные растения в детском саду

Правильный вариант ответа

зерновые

декоративные

овощные

прядильные

плодовые.

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: Вставьте в текст пропущенные слова.

Животные, которые живут сами по себе, называются _____________.

Животные, которых разводят люди, называются __________________.

Растения, которые растут сами по себе, называются ____________.

Растения, которые выращивает человек, называются _______________.

Правильный вариант ответа:

Животные, которые живут сами по себе, называются дикими.

Животные, которых разводят люди, называются домашними.

Растения, которые растут сами по себе, называются дикорастущими.

Растения, которые выращивает человек, называются культурными.

Источник

Дикие и домашние животные стр. 72 – 75

1) Вспомни, какие животные живут сами по себе, а каких разводят люди.

Сами по себе живут дикие животные, а люди разводят домашних животных.

2) Рассмотри рисунки. Назови изображённых на них животных. Какие из этих животных дикие? (Накрой зелёными фишками.) Какие животные домашние? (Накрой жёлтыми фишками.) Что ты можешь рассказать об этих животных?

Под цифрой 1 изображена оса. Это насекомое, которое является диким. Оно строит себе большие домики – гнезда под крышами строений. Отметим зеленой фишкой.

Под цифрой 2 показан обыкновенный голубь. Он считается диким, и таких голубей можно встретить повсюду на улицах городов. Ставим зеленую фишку.

Под цифрой 3 показан бобр. Это тоже дикое животное, которое славится своими плотинами. Накрываем зеленой фишкой.

Под цифрой 4 показана пчела медовая. Это домашнее животное, люди давно приручили пчел и используют их мед. Отметим желтой фишкой.

Под цифрой 5 изображен голубь – дутыш. Это декоративная порода голубей. Домашнее животное. Ценится за свой необычный вид. Отметим желтой фишкой.

Под цифрой 6 показан еще один декоративный голубь, вероятно турман. Также домашнее животное, отметим желтой фишкой.

Под цифрой семь опять же декоративная порода кролика. И это домашнее животное, отметим желтой фишкой.

3) Приведите примеры диких и домашних животных вашего края.

Дикие животные нашего края: лось, кабан, волк, заяц, олень, белка, мышь, орел.

Домашние животные нашего края: лошадь, свинья, корова, гусь, утка, курица, кролик.

4) Рассмотрите рисунки и фотографии. Что человек получает от домашних животных? Покажите это с помощью стрелок из цветной бумаги. Придумайте название полученной модели.

Название модели: Что нам дают домашние животные.

Соединим стрелками изображение коровы с изображениями молока и сыра

Соединим стрелками изображение овцы и вязаных шапочки и носок.

Соединим стрелкой изображение курицы и яиц.

Соединим стрелкой изображение пчелы и меда.

5) Расскажите, для чего человек выращивает домашних животных.

На нашей модели мы видим, что человек получает от домашних животных продукты питания, одежду. То есть он выращивает домашних животных для того, чтобы удовлетворить свои потребности в пище и одежде.

Отдельно скажем об удовольствии, которое приносит человеку общение с животными.

6) Подумайте и расскажите, как люди заботятся о домашних животных.

Человек должен заботиться о домашнем животным, чтобы приносимая животным польза была максимальной. Поэтому человек должен хорошо кормить домашних животных, следить за их чистотой, здоровьем, ласкать и бережно к ним относиться.

Сейчас много специальных кормов для животных, есть ветеринарная служба, ну а любовь своим животным дарит сам хозяин.

7) В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ «Солнышко». Почему славяне поклонялись божьим коровкам? А как ты к ним относишься?

Славяне поклонялись божьим коровкам, потому что сравнивали их с солнышком. А солнышко дарило славянам тепло и хороший урожай. Божьи коровки были для славян символом солнца. Еще они предсказывали по божьим коровкам, когда пойдет дождь.

Я очень хорошо отношусь к этим насекомым, потому что они очень полезные. Божьи коровки поедают тлю, опасного вредителя садовых растений, и поэтому коровок нужно беречь. Благодаря им урожай яблок и груш будет изобильным.

8) Придумай сказочную историю о диком или домашнем животном, которое тебе нравится.

Сказочная история о домашнем животном “Собака” для 2 класса

В давние времена человек жил совсем один и не было у него друзей среди животных. Человек сам охранял свое жилище, сам ходил на охоту, и сам защищал себя от диких животных.

В это время в лесу жила собака. Она много раз видела, как человек караулил в засаде диких животных и часто уходил с пустыми руками.

Но и самой собаке жилось нелегко. Она с трудом находила себе пропитание. И вот в голову собаке пришла замечательная мысль. Почему бы двум таким неудачным охотникам не объединиться.

Она пришла к человеку и предложила охотиться вместе, а пойманную добычу делить между собой. Человек согласился охотиться с собакой.

С тех пор его дела пошли на лад. Тонкий нюх собаки помогал найти добычу, ее скорость помогала выгнать добычу на охотника, а копье и стрелы убивали диких животных.

Человек честно делился добытым мясом с собакой, и собака вскоре осталась жить возле дома человека. Ведь у нее тоже была семья, о которой нужно было заботиться. Щенки собаки играли с детьми человека и вскоре так подружились, что уже не представляли себе жизнь друг без друга.

Сказочная история о диком животном “Заяц” для 2 класса

Жил в лесу заяц. Был он очень трусливым и всего боялся. Все звери обижали зайца, а особенно старались волк и лиса. Поэтому заяц все больше прятался в кустах.

Но однажды заяц придумал хитрый способ обмануть волка и лису. Он отправился к медведю, который был в лесу самым сильным и предложил медведю показать, где можно раздобыть много меда. Ведь заяц много бегал и знал лес лучше других зверей.

Медведь согласился, и заяц отвел его на медовую поляну. Там дикие пчелы устроили свои гнезда и в них было много меда.

Медведь наелся до отвала, а когда они с зайцем, распевая песни, возвращались домой, им встретился волк и лиса. Эти наглые звери по привычке хотели обидеть зайца, но медведь пришел зайцу на помощь. Долго летали волк и лиса, а приземлившись зареклись трогать зайца, пока тот дружит с медведем.

Домашнее задание

1) Объясни, каких животных называют дикими, а каких — домашними.

Дикими называют животных, обитающих в природе, сами по себе. Домашними называют животных, которых выращивает человек.

2) Для чего люди разводят домашних животных?

Люди разводят домашних животных, чтобы получать продукты питания. Шерсть, из которой можно вязать одежду, чтобы получать удовольствие от общения с животными.

3) Как с помощью модели показать значение домашних животных для человека?

Следует изготовить модель, демонстрирующую домашних животных, и ту пользу, которую они приносят для человека. Модель можно представить в виде плаката.

Образец модели “Значение домашних животных для человека”:

Следует изготовить модель, на которой показать домашних животных и ту пользу, которую они приносят для человека. Модель можно представить в виде плаката.

Источник

Одомашнивание животных и растений

Удивительные истории приручения

Тысячи лет люди жили вместе с животными которых они приручили и одомашнили. Животные давали массу дополнительных возможностей.

С их помощью перевозили грузы, охотились, разводили других животных, получали мясо, молоко и яйца, и даже играли с ними. Растение тоже были одомашнены. Почти на каждом континенте фрукты, овощи, зерно, орехи и клубни стоят в первых рядах источников пищи, давая щедрый урожай по сезону.

Читайте также:  Пальма это комнатное растение

Многие тайны приручений некоторые народы хранили тысячи лет под угрозой смерти. Это относится к личинкам тутовых шелкопрядов в Китае, которых люди начали разводить для получения шелка в больших количествах, около 7.5 тыс. лет назад, судя по генетическим анализам.

Более 2 тыс. лет тайна оставалась не познанной для жителей других стран, которые покупали ткань за большие деньги. В результате чего и возник великий шелковый путь. На пути которого строились города и развивались другие цивилизации.

Ещё одним интересным примером доместикации является приручение лам инками в Южной Америке, которые строили великолепные города, но так и не смогли изобрести колесо. Кости лам были найдены при раскопках поселений людей в перуанских Андах и датированы в 6тыс лет.

Немало тайн связано и с арбузами, свидетельства селекции которых известны благодаря египтянам с 4 тыс. лет назад.

Также на данный момент человек смог приручить одно единственное насекомое — пчелу.

Было время, когда видов, которые сейчас населяют наши дома, города и фермы, не существовало. Когда-то либо люди приводили животных силой из дикой природы и приручали их, либо животные сами ориентировались на создаваемые человеком экологические ниши, тем самым приручая самих себя.

Разнообразные варианты присущи разным видам животных и вызывают частые споры среди учёных. Но каким бы способом не были приручены животные отпечаток этого процесса остаётся в их генах, отделяя таким образом одомашненные виды от видов, которые ещё остались в дикой природе и от тех, которые были их предками в прошлом.

На протяжении многих лет учёные хотят узнать о том, как древние люди одомашнивали животных и растения. При этом возникает много вопросов, таких как:

Какие люди впервые начали одомашнивание?

Сколько времени это заняло?

Какая группа людей впервые превратила туров в молочных коров? Или эта идея пришла в голову разным народам, жившим на планете? И в какой период времени?

Даже собаки — одни из самых старых друзей человека, вызывают вопросы о своём появлении.

За долгий период изучения различными методами, доступными на разных стадиях, получались и разные результаты. Многие результаты, полученные археологическими методами в прошлом, сейчас ставятся под сомнение после изучения более современными методами. Особенно после изучения ДНК, которое ранее было недоступно.

Поэтому исследования, которые проводятся в настоящее время проходят поистине захватывающую фазу. Исследование геномов диких и одомашненных животных, а также растений дает эволюционным генетикам новый ключ к разгадке изменений, которые отделяют одомашненные разновидности от диких.

Многие методы изучения появились лишь за последние два-три года.

Анализируя ранние археологические находки с использованием методов изучения ДНК, можно получить много новых невероятных результатов. Которые уже переписывают истории одомашнивания риса, лошадей и куриц.

Также возникает много новых гипотез, которые проливают свет на основные изменения в эмбрионах многих одомашненных разновидностей. Одна из них стремится объяснять, как процесс приручения вызывает изменения в появлении, воспроизводстве и физиологии целого ряда одомашненных животных.

Так совокупность клеток у позвоночных, выделяющихся из краевых отделов нервного желобка во время его замыкания в нервную трубку, под названием Нервный гребень может вызывать так называемый синдром приручения. Однако очень трудно провести грань между уже одомашненным животным и его диким предком, нет ясности, по каким критериям можно судить. Ведь недостаточно обнаружить факт близкого сосуществования.

Однако некоторые научные организации экспериментально пытаются проследить за этими процессами. Так российский Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук, в городе Новосибирске, уже на протяжении десятилетий ставит эксперименты над животными, в частности над чёрно-бурыми лисицами. Родоначальником эксперимента был ещё Дмитрий Константинович Беляев, которому в 2017 году исполнилось бы 100 лет.

В 50-х годах прошлого века Беляев и коллеги начали отбирать в дикой природе и разводить наименее агрессивных черно-бурых лисиц и лисиц, наименее боящихся человека, на пушной ферме, отделяя выбранных особей от остальных, не прошедших отбор.

А с 1960 года исследователь Людмила Трут и ее команда выбрали самых дружелюбных лис фермы, для дальнейшего размножения. В результате чего, более чем через 60 поколений лисы стали ещё более терпимыми к людям. А последующие поколения очень радуются появлению человека. Не миновали лисиц и внешние изменения.

Однако даже при том, что дружелюбные Новосибирские лисы генетически считаются ручными, а некоторые даже проданы в качестве домашних животных

— трудно всё же считать их полностью одомашненными. В квартире они, вероятно, были бы очень трудными домашними животными. У лис есть сильный запах, повышенная активность в ночное время и их трудно дрессировать. Но при дальнейшем проживании с людьми и плюс унаследованные изменения в геномах лис может в конечном счете сделать их полностью одомашненными, но до этого ещё далеко.

Учёные из Новосибирска определили несколько критериев превращения диких черно-бурых лис в одомашненных:

1. Одомашненные животные генетически отличаются от своих диких предков, наследуя только благоприятное поведение в отношении к человеку. Это и отличает одомашненных животных от прирученных, но не передающих свою лояльность к людям по наследству.

2. Приручение делает животных зависимыми от людей в плане еды и частично в сфере размножения. (очень яркий пример, это индюки, которые не могут размножиться без помощи человека)

3. Размножение со своими дикими предками становится затруднительным или полностью невозможным.

4. Животные должны иметь физические признаки синдрома приручения, такие как меньший череп и зубы.

По этим критериям некоторые учёные считают наших популярных домашних животных, кошек не полностью одомашненными. Кошки вероятно начали приручать себя ещё 9.5 тыс. лет назад, охотясь за грызунами в хранилищах зерна и питаясь отходами жизнедеятельности человека.

В Европу кошки попали с Ближнего востока примерно 6.4 тыс. лет назад. Но ранние кошки вряд ли могли мурлыкать, сидя на коленях своих хозяев, эти поведенческие изменения возможно появились позже, после миграции их из Египта по морю на кораблях. Также кошки мало отличаются физически и генетически от своих диких африканских предков. Это отличает их также и от собак.

Но собаки на данный момент считаются наиболее ранними прирученными животными. И есть много данных, которые позволяют предполагать, что собаки были одомашнены несколько раз в разных частях света.

Также очень трудно провести грань между временем, когда древние охотники перестают интересоваться некоторыми видами животных лишь как добычей для употребления в пищу и когда начинают задумываться о том, как можно управлять этими животными.

И не стоит считать, что у разных народов приручение животных проходило одинаково.

Так к примеру, раскопки у села Ботай в Казахстане показали, что люди проживавшие на этой местности 5-6 тыс. лет назад доили лошадей. Но это не позволяет судить о том, что лошади содержались там так как сейчас в современной Европе, да и в Монголии отличительные взгляды на содержание лошадей. За коров в Индии и говорить не стоит.

Читайте также:  Комнатные растения снимающие сглаз

Поэтому даже представления учёных из разных стран на одомашнивание может кардинально отличаться.

А учитывая, что трудно определить стадии одомашнивания на примере лисиц из Новосибирска, то что можно судить о животных найденных при раскопках.

Так считалось, что собаки были одомашнены около 14-17 тыс. лет назад к концу ледникового периода. Однако есть находки с возрастом в 36 тыс. лет, в пещере Гойе в Бельгии, которые учёные считают уже прирученным волком, судя по строению черепа. Многие ссылаются на находки в России и Чехии, датированные 25-ю тыс. лет. Некоторые считают, что находка из Разбойничьей пещеры на Алтае, датированная 33 тыс. лет тоже являлась уже собакой. Однако те исходные материалы, которые сравнивались с древними собаками претерпели значительных изменений в течении последних 200-300 лет благодаря активному разведению собак людьми.

Также стоит учитывать и цели для которых приручали ранних собак. Возможно во время ледникового периода они использовались как вьючные животные, для транспортировки добычи после охоты. А большие собаки, возможно, помогли людям охотиться на опасных хищников, таких как пещерные медведи, гиены и пещерные львы. Также возможно, что животные использовались для меха и мяса. Поэтому и те собаки, которые жили 15тыс лет назад и те, которые жили 30 тыс. лет назад отличаются между собой меньше, чем от современных видов.

Учёные спорят не только о времени приручения собак, но и о том где и сколько раз это происходило.

По последним данным это произошло дважды, один раз в Европе и второй раз в Восточной Азии.

А данные на основе исследований ДНК показывают, что собаки из пещеры Гойе Бельгии и Разбойничьей пещеры России не являются предками ни современных собак, ни волков. Но это не значит, что эти древние собаки не были приручены, возможно этот вид собак просто вымер, как и многие другие животные тех времен. А процесс приручения начался заново в другом месте.

А места где произошли первые приручения как животных, так и растений определить очень трудно. Поэтому в настоящее время интенсивно изучаются как новые, так и ранние находки, в том числе и с применением анализа ДНК.

Так долгое время велись споры о происхождении азиатского риса.

Поэтому раньше считалось, что рис был одомашнен дважды, первый раз в Китае 9 тыс. лет назад в виде мелкозернистого и в Индии 8 тыс. лет назад в виде длинно зернистого варианта.

Но археоботаники из Лондона утверждают, что рис был одомашнен лишь однажды в Китае и значительно позже. Хотя и выращивался там и ранее. Но основным критерием одомашнивания было то, что у злаков, включая рис, пшеницу, ячмень, сорго и просо, есть мутации, которые предотвращают разрушение колоса для распространения семян после созревания.

И эти зерновые культуры могут размножаться лишь при помощи человека, который собирает и сажает семена. Возможно рису понадобилось около 2 тыс. лет чтобы приобрести такие мутации в процессе его выращивания человеком в Бассейне реки Янцзы. Учёные пришли к таким выводам в процессе исследований окаменелых рисовых семян возраста от 9 до 8.4 тыс. лет, 60% из которых всё ещё рассеивались колосом после созревания. Лишь обнаруженные образцы риса возрастом от 7 до 6.5 тыс. лет уже не были склонны к разрушению колоса. А в Индию одомашненный рис попал уже позже, около 4 тыс. лет назад, где он и передал свои гены местным видам.

Немало проблем и в изучении современного рогатого скота, учитывая, что последний предок коров — тур вымер в 1627 году в лесах Польши.

А чтобы изучит предков лошадей учёные по всему миру собирают ДНК от останков лошадей времён Чингисхана, средневековых рыцарей, римлян и скифов.

На основании анализа ДНК была изучена также и история приручения кур. Так современные куры являются носителями Рецептора тиреотропного гормона, который придаёт им ряд особенностей таких как: раннее половое созревание, и способность к круглогодичному и раннему отложению яиц, снижение агрессии к чужим цыплятам и сниженный порог страха перед человеком.

По некоторым версиям, считалось, что изначально люди отбирали кур, которые наиболее часто неслись и было это около 4 тыс. лет назад, что и привело к изменению гена. Но с момента становления христианства в Европе эта версия отошла на задний план, когда во время религиозного поста люди выбирали мясо рыбы и птицы. Что позволило отбирать самых крупных цыплят для размножения.

Учёные из Швеции провели эксперимент с банкивской джунглевой курицей. В процессе селекции отбирались птицы, которые меньше всего боялись человека, в результате чего довольно быстро начали рождаться особи, которые настолько не боялись людей, что их нужно было пнуть, чтобы они ушли с дороги и не путались под ногами. Также наблюдался и более значительный рост кур. И это произошло намного быстрее, чем думали экспериментаторы.

Кстати церковь также повлияла и на разведение кроликов, когда в 6 веке Римский папа Григорий 1 объявил их водоплавающими и разрешил употреблять их в пищу во время церковного поста. После чего их разведение в монастырях Франции стало обыденным делом, и они быстро были одомашнены.

Считается, что благоприятным выбором для селекции животных был фактор послушности и покорности. Так как трудно приручить животное, которое постоянно от тебя убегает, или хуже того хочет сожрать или покалечить.

В результате многих работ, учёными было отмечено, что характерными чертами животных которых выбирали древние люди для одомашнивания были сниженный порог стресса и страха перед людьми, что обуславливалось тем, что надпочечники производили меньше адреналина и норадреналина, так называемого гормона борьбы-или-полета.

А у одомашниваемых животных отмечалось снижение пигментных пятен на шерсти, кости морды смягчаются и укорачиваются, в результате чего уменьшаются зубы и челюсти. Если целью не является выведение бойцовских и сторожевых пород. А также отмечается смягчение ушей и уменьшение мозга. Так как часть мозговой деятельности, в виде заботы о пропитании берёт на себя человек.

А сниженный порог стресса учёные генетики из Германии связывают с генетическим дефектом нервного гребня, совокупности клеток у позвоночных. Что подтверждают и генетические анализы проб, взятых у животных в Новосибирске, где помимо лис эксперименты по одомашниванию проводят также на мышах и норках.

Некоторые учёные взяли пробы на проверку различий в этом плане и у кошек, что к их удивлению и показала разницу как раз в мутациях нервного гребня. Что может свидетельствовать всё-таки, о том, что они одомашнены.

Но учёные не спешат радоваться, потому как ещё не найдены генетические механизмы, которые заставляют клетки нервного гребня изменятся.

Поэтому само изучение одомашнивания животных человеком является очень сложным процессом. Однако учёные ожидают, что в ближайшие годы станут известны новые результаты в этой области науки.

Источник

Adblock
detector