Меню

Экологическая пирамида сова мыши растения

Презентация по окружающему миру на тему «Экологические пирамиды»

Описание презентации по отдельным слайдам:

бактерии гниения бактерии гниения растения растительноядные животные хищники Все лесные обитатели связаны друг с другом. Поэтому экологи говорят, что лес – это единое целое.

бактерии гниения бактерии гниения растения насекомоядные растительноядные хищники

Мыши едят жёлуди, а мышей ловит лиса и ястреб. Посмотри, какие животные ещё связаны не напрямую с дубом , а косвенно?

жук олень короед гусеница непарного шелкопряда кабан белка сойка ястреб лисица олень лесная мышь

Мы уже знаем, что такое цепи питания. Но в природе разные цепи питания переплетаются между собой. Образуется сеть питания, или пищевая сеть.

В схемах пищевых цепей каждый организм пред-ставлен питающимся организмами какого-то определённого типа. Действительность намного сложнее, и организмы (особенно, хищники) могут питаться самыми разными организмами, даже из различных пищевых цепей. Таким образом, пищевые цепи переплетаются, образуя пищевые сети.

Сова, конечно, крупнее и тяжелее мыши, а мышь – крупнее и тяжелее жёлудя. Но если бы у нас были бы волшебные весы и мы взвесили бы всех сов в лесу, всех мышей и все жёлуди, оказалось бы, что жёлуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов. Почему? Да потому, что жёлудей в лесу очень–очень много, мышей просто много, а сов мало.

Случайно ли это? Нет! Ведь одной сове, чтобы прокормиться, нужно множество мышей, одной мышке — множество желудей. Вот и получилась экологическая пирамида.

Подобные невидимые пирамиды есть повсюду в природе. Хищников всегда меньше, чем растительно- ядных животных.

Пищевые сети служат основой для построения экологических пирамид. Простейшими из них являют-ся пирамиды численности, которые отражают количество организмов (отдельных особей). Для удобства эти количества отображаются четырёхуголь-никами, длина которых пропорциональна количеству организмов, обитающих в изучаемой экосистеме.

оформление: Берюховой Е.К.

Выберите книгу со скидкой:

Музыкальные инструменты (плакат)

350 руб. 33.00 руб.

Ваш голос: Секреты вокального мастерства

350 руб. 640.00 руб.

Спортсмен, музыкант, поэт, математик? Как выявить и развить способности вашего ребенка (обложка с клапанами)

350 руб. 680.00 руб.

350 руб. 107.00 руб.

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-291318

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«Невидимая сеть и невидимая пирамида»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Конспект урока окружающего мира рекомендован учителям начальных классов.

Скачать:

Вложение Размер
urok_okruzhayushchego_mira.docx 22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира. Тема: « Невидимая сеть и невидимая пирамида», дата: 19.11.18г

Цели деятельности учителя:

Образовательные: создать условия для ознакомления и усвоения понятий пищевой сети и невидимой пирамиды в дубовом лесу, расширения кругозора.

Развивающие: способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся (умений аргументировать свою точку зрения, толерантно относиться к чужому мнению), наблюдательности.

Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование: рисунок дуба; карточки с названиями животных, понятий; словарные слова; карточки для групповой работы; тесты; аудиозапись «Звуки леса».

I. Организация начала урока.

Встало солнышко давно, Торопись скорее в класс –

Заглянуло к нам в окно. Интересно здесь у нас.

– Представьте, что на вас льет солнышко свои теплые лучики. Дарит их маме, папе, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра.

– Работать сегодня на уроке будем в группах.

II. Актуализация опорных знаний.

Работа в группах.

– Итак, впереди нас ждет интересная работа, но сначала повторим пройденный материал. Для этого каждая группа получит свое задание. Прошу вас быть внимательными, чтобы не допустить ошибок.

1-я группа: составить цепи питания с данными карточками:

насекомоядные и хищные
животные

2-я группа: ответить на вопросы теста.

1. Как называется наука о животных?

а) ботаника; б) зоология; в) астрономия.

2. Животные – это…

а) Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви;

б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, растения, грибы, микробы;

в) человек, птицы, звери, насекомые, грибы, рыбы, растения, микробы.

3. Назови животное, которое относится к рыбам:

а) Дельфин; б) бегемот; в) карп.

4. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

а) Коровы, бегемоты, жирафы; б) волки, лисы, кабаны;

в) лоси, тюлени, киты.

5. Какая цепь указана правильно?

а) Сосна → дятел → жук-короед; б) слизни → капуста → жаба.

в) рожь → мышь → змеи → орлы.

6. Что будет, если в цепи питания «рожь → мыши → лисы» люди уничтожат лис?

а) Станет больше мышей, уменьшится урожай ржи;

б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи;

в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей.

3-я группа: с вами поработаем коллективно.

Беседа по проверке знаний темы «Кто что ест».

– Перед походом в лес, вспомним, что такое цепь питания?

– На какие группы делят животных в зависимости от питания? (растительноядных, насекомоядных всеядных и хищных.)

– С чего начинаются цепи питания? (с растений.)

– Какое второе звено в цепи питания животных? (растительноядные или всеядные животные.)

– Какое третье звено в цепи питания животных? (насекомоядные или хищные животные.)

III. Изучение нового материала.

– сядьте поудобнее, закройте глаза и послушайте запись. Постарайтесь представить, куда вы попали, что, кого вы увидели? Какой цвет предстал перед глазами?

Учащиеся слушают аудиозапись «Звуки леса».

1. Беседа о правилах поведения в лесу.

– Лес – это замечательное место, где можно отдохнуть, прогуляться, открыть для себя что-то новенькое… если мы не хотим, чтобы он умирал, а наоборот – был уютным и приветливым, надо соблюдать некоторые правила. Они нисколько не помешают получить удовольствие от прогулки в лесу!

Вот мы и в лесу. Послушайте звуки леса, посмотрите на разнообразие его обитателей. А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу?

• Не ломать ветки деревьев и кустарников.

• Не срывать и затаптывать цветы и лекарственные растения.

• Не ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

• Не уничтожать лягушек, жаб.

• Не трогать птичьи гнезда.

• Не приносить из леса животных домой.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Другом ты природе будь;

Ствол ножом не трогай,

Лишь тропой держи свой путь

И смотри под ноги.

Мусор ты не оставляй

На лесной полянке,

Красоты не оскверняй –

Убери все склянки.

Всем на свете наконец

Нам запомнить можно,

Что природу – храм чудес

– Кто знает, как называется дубовый лес?

– Вы были в лесу. В лесу редко бывает тихо. С разных концов леса раздаются голоса лесных квартирантов. сейчас вы услышите и попытаетесь отгадать, кому они принадлежат.

Учащиеся слышат голоса кукушки, дятла, волка, кабана, совы, мышей, белки.

– Все голоса, которые вы слышали, могут доноситься только с одного дуба. Это хозяин леса, и он принимает всех этих животных. Давайте посмотрим, как они на нем размещаются:

травоядные; насекомоядные; хищники.

Итог. Итак, несмотря на то, что животные расселяются каждый на своем этаже, но все они связаны невидимыми нитями со своим другом-кормильцем – дубом.

– А сейчас у нас привал. Давайте встанем и немножко отдохнем.

Ветер тихо дуб качает, вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, наклон и тут, зашумел листвою дуб.
Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише, ветки ниже, ниже, ниже.

2. Беседа о пищевой сети дубового леса.

– Перед вами огромный дуб. Назовите части этого растения. (Корни, ствол, листья.)

– Что может стать пищей для животных? (Древесина, листья, желуди.)

– Кто питается древесиной, листьями, желудями? (Личинка жука-оленя, дубовый усач, жук-олень, белка, олень, кабан, сойка.)

Учащийся выступает с сообщением «о сойке».

– Эти животные напрямую связаны с дубом.

– Какие? (Лиса, гадюка, ястреб, кукушка и другие.) на этих животных охотятся другие животные.

– Значит, и они тоже с дубом связаны, но только не напрямую, а, как говорят ученые, косвенно. Давайте рассмотрим эти связи.

– Каждое растение, каждое животное имеют в природе своё место. Каждый организм связан с другими. Растения забирают воду и минеральные соли из почвы, чтобы произвести из них питательные вещества, используя энергию солнца. Животные, в свою очередь, питаются растениями и другими животными. Каждый живой организм играет свою роль в пищевой цепи. Мы получили переплетение цепей питания. Мы получили сеть питания или пищевую сеть .

Давайте вспомним, что изучает наука экология . (Наука о взаимосвязях между живыми существами и окружающей средой.)

3. Объяснение понятия «экологическая пирамида».

• В этот гладкий коробок

Спрятан маленький дубок

• Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она.

• Всю ночь летает,

А станет светло,

Спать летит в дупло.

Учитель выставляет карточки-отгадки.

– Какую игрушку напоминает полученная фигура? (Пирамиду.)

– И это не случайно. Если бы у нас были волшебные весы и мы взвесили бы всех сов, мышей и все желуди, оказалось бы, что желуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов.

– Почему? (Потому что желудей в лесу очень-очень много, мышей много, а сов мало. Ведь одной большой сове надо для питания много-много мышей, а одной мышке – множество желудей!)

Получилась экологическая пирамида, в ее основании – растения, а на вершине – хищные животные.

Экологическая пирамида – соотношение между растениями и животными.

4. Работа с учебником.

– Откройте учебник (с. 94). Внимательно посмотрите, кто же из этих животных является другом дуба?

– почему они являются друзьями дуба? (Питаются листьями, желудями, древесиной дуба.)

– Да. Они непосредственно, напрямую связаны с дубом.

– А почему в учебнике нарисованы и другие животные?

– Значит, они тоже связаны с дубом. А как связаны – напрямую?

– Правильно, не напрямую, а косвенно.

– Что у нас получилось? (цепи питания.)

– Мы убедились, что отдельные цепи питания переплетаются между собой и образуют как бы сеть – сеть питания или пищевую сеть.

– Мы её видим постоянно? (Нет.) Поэтому её называют невидимая сеть .

– Сколько получилось отдельных цепей? (8.) (Учащийся показывает на доске.)

– Значит, какие связи есть между лесными обитателями? Поэтому говорят, что лес – это единое целое.

Физкультминутка (под музыку)

– А сейчас все встаньте, немного отдохнём.

По родному лесу дружно мы шагаем. (Марш на месте.)

Справа от нас – дуб, слева от нас – дуб. (Повороты.)

Здесь полно чудес: (Руки разводим в стороны.)

Белка с ветки на ветку скок, (Прыжки на месте.)

Сова крыльями машет. Ух! (Махи руками.)

Аж захватывает дух!

Солнце ярко светит нам, (Руки вверх, посмотреть наверх.)

Мы рады травам и грибам. (Наклон вперед.)

IV. Закрепление изученного материала.

– С незапамятных времен леса рождались, а затем исчезали. Рождение, гибель, восстановление леса были природными явлениями. Понемногу к действиям природы прибавились и действия человека. Огромные площади леса были уничтожены. Эта проблема существует давно, но на се-годняшний день она стала действительно очень серьезной. Велик дуб, а от малого топора падает. К сожалению, человек все чаще оказывается врагом лесов. Давайте рассмотрим ситуацию.

Дополнительное задание (работа в группах).

– В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. Могучие дубы высохли.

Цепочка питания: дубы → шелкопряд → птицы.

Из цепи питания выпали птицы. Нарушился баланс в природе. Как можно исправить эту ситуацию?

– Вот сейчас проверим, как вы поняли тему. Каждая группа попробует составить невидимую пирамиду из этой цепи питания.

Источник

3 класс. Окружающий мир. Тема. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА

3 класс. Окружающий мир.

Тема. Невидимая сеть и невидимая пирамида

Цели деятельности учителя : Образовательные: создать условия для ознакомления и усвоения понятий пищевой сети и невидимой пирамиды в дубовом лесу, расширения кругозора.

Развивающие: способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся (умений аргументировать свою точку зрения, толерантно относиться к чужому мнению), наблюдательности.

Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование : рисунок дуба; карточки с названиями животных, понятий; словарные слова; карточки для групповой работы; тесты; аудиозапись «Звуки леса».

I. Организация начала урока.

Встало солнышко давно, Торопись скорее в класс –

Заглянуло к нам в окно. Интересно здесь у нас.

– Представьте, что на вас льет солнышко свои теплые лучики. Дарит их маме, папе, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра.

II. Актуализация опорных знаний.

Работа в группах.

– Повторим пройденный материал. Каждая группа получит свое задание.

1-я группа: составить цепи питания с данными карточками:

2-я группа: ответить на вопросы теста. т ест

1. Как называется наука о животных?

а) б отаника; б) зоология; в) астрономия.

а) Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви;

б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, растения, грибы, микробы;

в) человек, птицы, звери, насекомые, грибы, рыбы, растения, микробы.

3. Назови животное, которое относится к рыбам:

а) Дельфин; б) бегемот; в) карп.

4. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

а) Коровы, бегемоты, жирафы;

б) волки, лисы, кабаны;

в) лоси, тюлени, киты.

5. Какая цепь указана правильно?

6. Что будет, если в цепи питания «рожь мыши лисы» люди уничтожат лис?

а) Станет больше мышей, уменьшится урожай ржи;

б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи;

в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей.

3-я группа: Беседа по проверке знаний темы «Кто что ест».

– Перед походом в лес, вспомним, что такое цепь питания? На какие группы делят животных в зависимости от питания? ( р астительноядных, насекомоядных всеядных и хищных.)

– С чего начинаются цепи питания? ( с растений.)

– Какое второе звено в цепи питания животных? ( р астительноядные или всеядные животные.)

– Какое третье звено в цепи питания животных? ( н асекомоядные или хищные животные.)

III. Изучение нового материала.

1. Беседа о правилах поведения в лесу.

– Лес – это замечательное место, где можно отдохнуть, прогуляться, открыть для себя что-то новенькое… если мы не хотим, чтобы он умирал, а наоборот – был уютным и приветливым, надо соблюдать некоторые правила. Они нисколько не помешают получить удовольствие от прогулки в лесу!

Вот мы и в лесу. Послушайте звуки леса, посмотрите на разнообразие его обитателей. А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу?

• Не ломать ветки деревьев и кустарников.

• Не срывать и затаптывать цветы и лекарственные растения.

• Не ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

• Не уничтожать лягушек, жаб.

• Не трогать птичьи гнезда.

• Не приносить из леса животных домой.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Другом ты природе будь;

Ствол ножом не трогай,

Лишь тропой держи свой путь

И смотри под ноги.

Мусор ты не оставляй

На лесной полянке,

Красоты не оскверняй –

Убери все склянки.

Всем на свете наконец

Нам запомнить можно,

Что природу – храм чудес

– Кто знает, как называется дубовый лес?

– Вы были в лесу. В лесу редко бывает тихо. С разных концов леса раздаются голоса лесных квартирантов. с ейчас вы услышите и попытаетесь отгадать, кому они принадлежат.

Учащиеся слышат голоса кукушки, дятла, волка, кабана, совы, мышей, белки.

– Все голоса, которые вы слышали, могут доноситься только с одного дуба. Это хозяин леса, и он принимает всех этих животных. Давайте посмотрим, как они на нем размещаются:

травоядные; насекомоядные; хищники.

Итог. Итак, несмотря на то, что животные расселяются каждый на своем этаже, но все они связаны невидимыми нитями со своим другом-кормильцем – дубом.

– А сейчас у нас привал. Давайте встанем и немножко отдохнем.

Ветер тихо дуб качает, вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, наклон и тут, зашумел листвою дуб.
Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише, ветки ниже, ниже, ниже.

2. Беседа о пищевой сети дубового леса.

– Перед вами огромный дуб. Назовите части этого растения. (Корни, ствол, листья.)

– Что может стать пищей для животных? (Древесина, листья, желуди.)

– Кто питается древесиной, листьями, желудями? (Личинка жука-оленя, дубовый усач, жук-олень, белка, олень, кабан, сойка.)

– Эти животные напрямую связаны с дубом.

– Какие? (Лиса, гадюка, ястреб, кукушка и другие.) н а этих животных охотятся другие животные.

– Значит, и они тоже с дубом связаны, но только не напрямую, а, как говорят ученые, косвенно. Давайте рассмотрим эти связи.

– Каждое растение, каждое животное имеют в природе своё место. Каждый организм связан с другими. Растения забирают воду и минеральные соли из почвы, чтобы произвести из них питательные вещества, используя энергию солнца. Животные, в свою очередь, питаются растениями и другими животными. Каждый живой организм играет свою роль в пищевой цепи. Мы получили переплетение цепей питания. Мы получили сеть питания или пищевую сеть .

Давайте вспомним, что изучает наука экология . (Наука о взаимосвязях между живыми существами и окружающей средой.)

3. Объяснение понятия «экологическая пирамида».

– Отгадайте загадки: • В этот гладкий коробок бронзового цвета

Спрятан маленький дубок будущего лета. (Желудь.)

Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна в норке прячется она. (Мышь.)

• Всю ночь летает, мышей добывает,

А станет светло, спать летит в дупло. (Сова.)

Учитель выставляет карточки-отгадки.

– Какую игрушку напоминает полученная фигура? (Пирамиду.)

– И это не случайно. Если бы у нас были волшебные весы и мы взвесили бы всех сов, мышей и все желуди, оказалось бы, что желуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов.

– Почему? (Потому что желудей в лесу очень-очень много, мышей много, а сов мало. Ведь одной большой сове надо для питания много-много мышей, а одной мышке – множество желудей!)

Получилась экологическая пирамида, в ее основании – растения, а на вершине – хищные животные.

Экологическая пирамида – соотношение между растениями и животными.

4. Работа с учебником.

– Откройте учебник (с. 94). Внимательно посмотрите, кто же из этих животных является другом дуба?

п очему они являются друзьями дуба? (Питаются листьями, желудями, древесиной дуба.) Да. Они непосредственно, напрямую связаны с дубом.

– А почему в учебнике нарисованы и другие животные?

– Значит, они тоже связаны с дубом. А как связаны – напрямую?

Правильно, не напрямую, а косвенно.

– Что у нас получилось? ( ц епи питания.)

Мы убедились, что отдельные цепи питания переплетаются между собой и образуют как бы сеть – сеть питания или пищевую сеть.

– Мы её видим постоянно? (Нет.) Поэтому её называют невидимая сеть .

– Сколько получилось отдельных цепей? (8.) (Учащийся показывает на доске.)

– Значит, какие связи есть между лесными обитателями? Поэтому говорят, что лес – это единое целое.

– А сейчас все встаньте, немного отдохнём.

По родному лесу дружно мы шагаем. (Марш на месте.)

Справа от нас – дуб, слева от нас – дуб. (Повороты.)

Здесь полно чудес: (Руки разводим в стороны.)

Белка с ветки на ветку скок, (Прыжки на месте.)

Сова крыльями машет. Ух! (Махи руками.)

Аж захватывает дух!

Солнце ярко светит нам, (Руки вверх, посмотреть наверх.)

Мы рады травам и грибам. (Наклон вперед.)

IV. Закрепление изученного материала.

– С незапамятных времен леса рождались, а затем исчезали. Рождение, гибель, восстановление леса были природными явлениями. Понемногу к действиям природы прибавились и действия человека. Огромные площади леса были уничтожены. Эта проблема существует давно, но на сегодняшний день она стала действительно очень серьезной. Велик дуб, а от малого топора падает. К сожалению, человек все чаще оказывается врагом лесов. Давайте рассмотрим ситуацию.

Дополнительное задание (работа в группах).

– В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. Могучие дубы высохли.

Цепочка питания: дубы → шелкопряд → птицы.

Из цепи питания выпали птицы. Нарушился баланс в природе. Как можно исправить эту ситуацию?

– Вот сейчас проверим, как вы поняли тему. Каждая группа попробует составить невидимую пирамиду из этой цепи питания.

– Прокомментируйте свой ответ.

– А сейчас закройте на секунду глаза и откройте. Вот мы и вернулись из леса.

1. Назовите друзей дуба:

а) лось; б) медведь; в) кабан; г) мыши.

2. Кто напрямую связан с дубом?

3. Кто косвенно связан с дубом?

а) б елка; б) сова; в) змея; г) орел.

Проверка с доски.

– Давайте подведём итоги урока.

– Назовите тему урока.

– Какие новые понятия вы услышали на уроке?

– Сегодня на уроке каждый из вас, наверное, задумался над тем, что от человека зависит жизнь всех живых существ на Земле.

Про всех на свете

Все-все на свете Мы всё-таки очень

На свете нужны! Друг другу нужны.

И мошки не меньше А если нам кто-нибудь

Нужны, чем слоны… Лишним покажется,

Да, если мы с кем-то То это, конечно,

Не очень дружны – Ошибкой окажется.

1-я группа: составить экологическую пирамиду и цепь питания.

2-я группа: учебник, с. 94–97 (ответить на вопросы); рабочая тетрадь, с. 43–45.

3-я группа: построить схемы сети питания и невидимые пирамиды в еловом лесу.

В семействе буковых, к которому принадлежит дуб, все богатыри. Дуб, правда, пониже главы семейства, но широк и мускулист. Чтобы обхватить ствол старого дуба, и трех взрослых людей мало.

Развивается дуб медленно. Первые 10 лет он глубоко укореняется, как бы наращивает мускулы на своих мощных ногах. А после этого начинается интенсивный рост, ежегодно до полуметра. Дуб до 80 лет растет в высоту, а затем толстеет, кора становится буровато-серой, крона – большой и шаровидной. Плодоносить начинает лет с 20, но не каждый год. И только лет с 60 дает постоянные и обильные урожаи желудей. Цветет в апреле – мае, тогда же распускаются листья. Желуди созревают осенью. Их очень любят дикие кабаны и домашние свиньи, а также птицы. Из молодых желудей делают кофе.

Дуб считается главной породой широколиственных лесов. У него прочная древесина, которая долго не поддается гниению. Ее используют в судостроении, авиационной промышленности. Из нее делают красивую мебель, а кору молодых дубов применяют в медицине.

Тест «Невидимая сеть и невидимая пирамида»

1. Какое животное связано с дубом косвенно?

а) м ышь; б) короед; в) сова.

2. Закончи цепь питания: кора дуба → короед → …

а) сова; б) белка; в) дятел.

3. Какое животное связано с дубом напрямую?

4. Закончи цепь питания: листья дуба → олень → …

а) кабан; б) лиса; в) волк.

5. В какой части экологической пирамиды много растительноядных животных?

а) в верхней части;

б) в средней части;

в) в нижней части.

6. Закончи цепь питания: желудь → мышь → …

а) белка; б) кукушка; в) лиса.

7. На кого возле дуба охотятся лиса, сова и змея?

а) н а сойку; б) на мышь; в) на белку.

8. Кто охотится на белку, сойку и кукушку?

а) в олк; б) сова; в) орёл.

9. Что лежит в основании экологической пирамиды?

а) р астения; б) растительноядные животные; в) хищники.

10. Что лежит на вершине экологической пирамиды?

а) р астения; б) растительноядные животные; в) хищники

Источник

Читайте также:  Изменение животных и растений в домашних условиях