Меню

Экологическая связь животные растения примеры

Экологическая связь животные растения примеры

Что такое экология

Любое живое существо (в том числе и человек) множеством невидимых нитей связано со всем тем, что его окружает: с неживой природой, с другими организмами, с тем, что создано руками людей. Вот эти невидимые нити — экологические связи — как раз и изучает экология.
Группы экологических связей:
1. Живое и неживое
2. Растения и животные
3. Животное и животное
4. Человек и природа


Экологические связи

Окружающая среда — всё, что окружает живое существо и с чем оно связано.

Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей средой.

Биология — наука, изучающая природу.

Психология — наука, изучающая внутренний мир человека.

Нарисуй авкариум. Помести в него золотую рыбку. Создай для неё окружающую среду.

Приведи примеры связей:
живой и неживой природы: ветер — семена растений, солнце — цветок, вода — человек.
растения и животного: клевер — пчела, пшеница — полевая мышь, сомик — водоросли.
человека и живой природы: человек — вырубка лесов, человек — возделывание злаковых культур, человек — разведение домашних животных.

Источник

Связи живой и неживой природы. Взаимосвязь живой и неживой природы

Всё, окружающее нас, – воздух, вода, земля, растения и животные – это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа – это человек, животные, растительный мир, микроорганизмы. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться. Неживая природа – это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Они могут не изменяться и оставаться в одном и том же состоянии многие тысячелетия. Связи живой и неживой природы существуют. Все они взаимодействуют друг с другом. Ниже схема живой и неживой природы, о которых и пойдет разговор в этой статье.

Взаимосвязь на примере растений

Наш окружающий мир, живая, неживая природа не могут существовать по отдельности друг от друга. Например, растения относятся к объектам живой природы и не могут выживать без солнечного света и воздуха, так как именно из воздуха растения получают для своего существования углекислый газ. Как известно, он в растениях запускает процессы питания. Получают питательные вещества растения из воды, а ветер помогает им размножаться, разнося их семена по земле.

Взаимосвязь на примере животных

Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды. Например, белка питается орехами, которые растут на дереве. Она может дышать воздухом, она пьет воду и так же, как растения, не может существовать без солнечного тепла и света.

Наглядная схема живой и неживой природы и их взаимосвязь приведены ниже.

Появление неживой природы

На Земле изначально появилась неживая природа. Объекты, относящиеся ней, – это Солнце, Луна, вода, земля, воздух, горы. Со временем горы превратились в почву, а солнечное тепло и энергия позволили первым микробам и микроорганизмам появиться и размножаться сначала в воде, а затем и на земле. На суше они учились жить, дышать, питаться и размножаться.

Свойства неживой природы

Неживая природа появилась вначале, и ее объекты являются первичными.

Свойства, которые характерны для объектов неживой природы:

  1. Они могут находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом состоянии они устойчивы к воздействиям окружающей среды и крепки по своей форме. Например, это земля, камень, гора, лед, песок. В жидком состоянии они могут находиться в неопределенной форме: туман, вода, облако, нефть, капли. Объекты в газообразном состоянии – это воздух и пар.
  2. Представители неживой природы не питаются, не дышат и не могут размножаться. Они могут менять свой размер, уменьшать или увеличивать его, но при условии, что это происходит при помощи материала из внешней среды. Например, кристалл льда может увеличиться в размере за счет присоединения к нему других кристаллов. Камни могут терять свои частицы и уменьшаться в размерах под воздействием ветров.
  3. Неживые объекты не могут рождаться, а соответственно, и умирать. Они появляются и никуда уже не исчезают. Например, горы не могут никуда пропасть. Несомненно, что некоторые объекты способны переходить из одного своего состояния в другое, но не могут умереть. Например, вода. Она способна находиться в трех разных состояниях: в твердом (лед), жидком (вода) и в газообразном (пар), но она так и остается существовать.
  4. Неживые объекты не могут передвигаться самостоятельно, а только при помощи внешних факторов окружающей среды.

Отличия неживой природы от живой

Отличием от живых организмов, признаком неживой природы является то, что они не могут воспроизводить потомство. Но, появляясь в мире однажды, неживые объекты никогда не исчезают и не умирают – кроме случаев, когда под влиянием времени они переходят в другое состояние. Так, камни через какое-то количество времени вполне могут превратиться в пыль, но, изменяя свой вид и свое состояние и даже распадаясь, своего существования не прекращают.

Читайте также:  Животные и растения жестколистных лесов северной америки

Появление живых организмов

Связи живой и неживой природы возникли сразу же после появления объектов живой природы. Ведь природа и объекты живой природы смогли появиться только при определенных благоприятных условиях внешней среды и непосредственно при особом взаимодействии с объектами неживой природы – с водой, с почвой, с воздухом и Солнцем и их сочетанием. Взаимосвязь живой и неживой природы неразрывна.

Жизненный цикл

Все представители живой природы проживают свой цикл жизни.

  1. Живой организм может питаться и дышать. Связи живой и неживой природы, конечно же, присутствуют. Так, живые организмы способны существовать, дышать и питаться при помощи объектов природы неживой.
  2. Живые существа и растения могут рождаться и развиваться. Например, растение появляется из маленького семени. Животное или человек появляется и развивается из эмбриона.
  3. Все живые организмы имеют способность размножаться. В отличие от гор, растения или животные могут бесконечно сменять жизненные циклы и смену поколений.
  4. Жизненный цикл любого живого существа всегда заканчивается смертью, то есть они переходят в другое состояние и становятся объектами неживой природы. Пример: листья растений или деревьев уже не растут, не дышат и им не нужен воздух. Труп животного в земле предается разложению, его составляющие становятся частью земли, минералами и химическими элементами почвы и воды.

Объекты живой природы

Объектами живой природы являются:

Объекты неживой природы

К объектам неживой природы относятся:

  • камни;
  • водоемы;
  • звезды и небесные светила;
  • земля;
  • горы;
  • воздух, ветер;
  • химические элементы;
  • почва.

Связи живой и неживой природы присутствуют повсюду.

Например, ветер срывает листву с деревьев. Листья – это объект живой природы, а ветер относится к неживым объектам.

Пример

Взаимосвязь живой и неживой природы можно увидеть на примере утки.

Утка – живой организм. Она – объект живой природы. Утка создает свой дом в камышовых зарослях. В этом случае она связана с растительным миром. Пищу утка себе ищет в воде – связь с неживой природой. При помощи ветра она может летать, солнце согревает и дает свой свет, необходимый для жизни. Растения, рыбы и другие организмы являются для нее пищей. Солнечное тепло, солнечный свет и вода помогают жизни ее потомства.

Если в этой цепи убрать хоть одну составляющую, то жизненный цикл утки нарушается.

Все эти взаимосвязи изучает живая, неживая природа. 5 класс в средней общеобразовательной школе по предмету «естествознание» полностью посвящен этой теме.

Источник

Взаимодействие между растениями и животными

Разделы: Экология

Цель урока: познакомить учащихся с проявлением взаимосвязей между растениями и животными.

Учебные:

  • Сформировать у учащихся знания о взаимоотношениях между животными и растениями.
  • Углубить знания о животных – опылителях, травоядных, зерноядных животных, растениями – хищниками (росянка, жирянка обыкновенная, венерина мухоловка).

Развивающие:

  • Продолжить формировать умение находить взаимосвязи между отношениями животных и растениями; развивать речь учащихся.

Воспитательные:

  • Продолжить эстетическое воспитание учащихся на уроке.

Таблицы по биологии “экосистема смешанного леса”, экологическое лото, таблички для сценки.

Ход урока

Учитель: На прошлом уроке мы изучали взаимоотношения между животными: это взаимовыгодные отношения, квартиранство, нахлебничество, хищничество, конкуренция. И сейчас проверим, как вы усвоили материал.

I. Групповая работа.

Учитель: Сыграем в “Экологическое лото”. В конвертах картинки животных, карточки с названиями взаимоотношений. Надо сложить, правильно, взаимоотношения между животными.

II. Индивидуальный опрос.

– Расскажите о взаимовыгодных отношениях между животными?

– Что значит нахлебничество?

– Что вы знаете о конкуренции животных?

III. Постановка задач урока.

Учитель: На прошлом уроке мы изучали взаимоотношения животных. Но в природе жизнь любого животного прямо или косвенно связана с растениями. И они взаимодействуют друг с другом, эти взаимоотношения могут быть полезны или вредны. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Запишите в тетрадь число и тему нашего урока. (Работа учащихся в тетради).

IV. Работа по изучению нового материала. (Материал излагается в виде экскурсии)

Учитель: Растения играют в жизни животных большую роль, точно, так как и животные в жизни растений. Но обо всем по порядку.

(На доске схема – “Значение растений в жизни животных” Рассказ учителя сопровождается слайдами презентации, в соответствии со схемой.)

“Значение животных в жизни растений”.

  • Опылители растений; (смотри слайд №4)
  • Растения вдыхают углекислый газ, выдыхаемый животными; (смотри слайд №5)
  • Распространение плодов и семян; (смотри слайд №6)
  • Уничтожают семена, влияют на возобновление; (смотри слайд №7)
  • Животные ломают и вытаптывают растения; (смотри слайд №8)
  • Учитель: Теперь более подробно познакомимся с данными взаимосвязями. А знакомство построим в виде заочной экскурсии в природу. Благодаря воображению мы беспрепятственно можем попадать в лес, на поляну, болото. И можем позволить себе услышать разговоры растений. Начнем. Приглядитесь внимательно, мы на лугу.(смотри слайд № 9). В воздухе стоит гул от летающих над цветами шмелей, ос, пчел. В воздухе пестрое мелькание бабочек, жуков. Это работают насекомые – опылители. В этом они преуспели. Нектаром растений питается насекомое, а пыльцу разносит с одного растения на другое. В результате образуется много семян, – которые дадут жизнь другим растениям.

    Давно замечена связь между шмелями и клевером. Только шмели своим длинным хоботком могут доставать нектар из цветков клевера при этом переносить его с цветка на цветок. Значение шмелей в опылении клевера заметили в Австралии, когда европейцы завезли на этот континент семена и посеяли их. Появившиеся всходы стали быстро расти, вскоре растения зацвели, но урожая семян не дали. Оказалось, что в Австралии не было насекомых, которые могли бы питаться нектаром цветком клевера и опылять их. Тогда на континент завезли шмелей, и клевер стал давать урожай семян.

    Но есть растения цветущие в ночное время, и находятся ночные насекомые – опылители.

    Учитель: А теперь давайте прислушаемся к голосам вокруг нас, может что – то и услышим.

    (Сценка № 1. Действующие лица: Природа, Клевер, Эколог.)

    Природа: К нам поступает много вопросов, довольны ли растения, тем, как насекомые их опыляют? Не слишком ли велика плата, которую они берут за работу. Может надо поменять что – ни будь в отношениях? Кто нам ответит? Клевер?

    Клевер: Мы, насекомоопыляемые растения очень довольны тем, как нас опыляют насекомые – опылители. В тропических странах им помогают в этом деле птички – колибри и даже мыши. Но в нашем умеренном климате нас опыляют только насекомые. И мы делаем все, чтобы насекомые – опылители смогли это сделать.

    Природа: И что вы для этого делаете?

    Клевер: Мы наряжаемся в красивые венчики и собираем свои цветки в соцветия, чтобы опылителям было легче нас увидеть издалека, удобнее опылять, перебираясь с одного цветка на другой. Кроме того, мы источаем ароматы, которые приятны насекомым и привлекают их. И, наконец, мы делимся с ними частью пыльцы, её у нас вполне достаточно.

    Природа: Вам все равно, какие насекомые прилетят, или у вас есть свои любимчики?

    Клевер: Мы не любим, когда нас обслуживает много разных насекомых. Ведь в этом случае нашу пыльцу они могут передать совсем не тем растениям. В этом случае мы напрасно истратим и нектар и пыльцу.

    Природа: Что вы делаете, чтобы у каждого вида были свои опылители?

    Клевер: Мы придумываем специальные формы цветков, которые ограничивают круг наших опылителей.

    Эколог: Замечу, что среди насекомоопыляемых растений есть и большие привереды. Которые дружат только с одним видом опылителей. Цветки некоторых орхидей – пахнут так же как самки насекомых – опылителей. И самцы на их зов и опыляют растения.

    Учитель: Продолжим нашу экскурсию дальше, приглядитесь, на этой же поляне, чуть поодаль поедают травку копытные животные.(смотри слайд №10). Переходя с места на место, они все время в движении. Давайте еще раз прислушаемся.

    (Сценка №2 Действующие лица: Природа, Мятлик, Эколог.)

    Природа: Мне бы очень хотелось, чтобы растения рассказали о том, как они относятся к тем, которые их поедают.

    Мятлик: Я и мои родственники, злаковые, основа лугов и степей. Мы главные кормовые растения для крупных травоядных и насекомых. И мы не в обиде на них, кто нас ест. У нас с нами сложились хорошие отношения. Если бы нас не ели, то запасы веществ не возвращались бы в почву, а эти элементы мы получаем из неё. И мы бы голодали.

    Эколог: Это плохо, когда в степи накапливается несъедобная трава. Она очень плохо покрывает почву, накапливает воду и дает рост другим растениям. А степные травы гибнут. Так, что растениям выгодно, что их ели.

    Природа: Это хорошо, но как растениям удается спастись от тех, кто не в меру имеет большой аппетит?

    Эколог: Это просто, вкусные только те растения, которые легко и быстро отрастают после объедания.

    Природа: Но крупные животные иногда выедают растения под корень. Есть ли способ защититься растениям от них?

    Мятлик: Есть. Если пасущихся слишком много, то разрастаются растения приземистой формы, которые недоступны их зубам. Это подорожник, одуванчик.

    Учитель: Да, растения не прочь дать еду животным, если их не много, т.к. переваренные части пищи возвращаются в виде навоза в почву и удобряют ее, давая питание растениям.

    Но многие копытные животные, поедая растения, заламывают, затаптывают их, пытаясь достать молодые побеги с верхушек растений. Этим они изменяют форму растений. Но травой питаются не только крупные животные, но и мелкие. Посмотрите, вот на травинке поместился кузнечик, такой, же зеленый, как сама трава и усиленно работает челюстями.

    (Сценка №3 Действующие лица: Природа, Клевер, Эколог.)

    Природа: А вы не забыли про мелких травоядных насекомых?

    Клевер: У большинства из нас много листьев. И верхние листы затеняют нижние. И эти листья затрачивают много веществ при дыхании, а создают их мало. Цветков тоже у нас много и завязи много и не все мы можем вырастить. Поэтому если часть завязи съедают насекомые, это для нас полезно.

    Эколог: Деревьям в саду, чтобы они давали урожай, садовник срезает лишние ветки. Травам тоже нужна подрезка. Роль садовников выполняют насекомые – листоеды.

    Природа: А если это произойдет с культурными растениями, например с пшеницей, что будет?

    Экологи: Если насекомые поедят немного зелени, то это для них не страшно, а даже полезно.

    Учитель: Но многие насекомые, например саранча – это родственник нашего кузнечика(смотри слайд № 11), могут съедать всю траву на корню, оставляя лишь голую землю. Это плохо – нет семян, нет возобновления этих трав.

    – Но не все так плохо, слышите стук. Это дятел (смотри слайд № 12). Он спешит помочь пострадавшим растениям, и сам получает от растений и стол и дом. Дятлы используют в пищу, семена ели и сосны, личинок жуков – усачей и жуков – короедов, это их пища. Кроме того в стволах деревьев делают дупла и выводят птенцов. Питаясь различными жуками и их личинками, дятлы спасают деревья и те хорошо себя чувствуют и активно плодоносят, давая пищу дятлам.

    – Да и другие птицы так – же помогают деревьям – спасая их от насекомых вредителей, например поползни, синицы. Так что к птицам надо относится бережно.

    Учитель: А теперь опять вернемся к степным растениям, здесь много злаковых дающих зерно и очень много грызунов (зайцы, хомяки, полевки, суслики)(смотри слайд №13). Они в пищу используют и стебли, и листья, и семена. Много птиц – питающихся зерном. И если зерноядных и грызунов очень много – можно увидеть замену одних растений другими.

    Учитель: А теперь нас ждет самое удивительное в нашей экскурсии. Растения – хищники, а искать их надо на болоте и в водоеме. Хищники имеются не только среди животных. На болотах часто встречается насекомоядное растение – росянка (смотри слайд №14). Округлые листья росянки покрыты красноватыми ресничками, выделяющими липкий сок. Мелкие насекомые, садящиеся на росянку, прилипают к её листьям. Реснички изгибаются и удерживают жертву. Листья росянки выделяют сок, который переваривают захваченных насекомых.

    – В прудах и озерах растет не менее интересное растение – пузырчатка (смотри слайд № 15). Её листья рассечены на тонкие дольки, на которых образуются небольшие пузырьки, заполненные воздухом. Пузырек имеет отверстие с клапаном, который может отгибаться внутрь. Мелкие животные даже личинки рыб, попав в пузырек, не могут выбраться из него потому, что отверстие закрывается клапаном. Погибших животных пузырчатка использует как дополнительное питание.

    Учитель: А теперь попадаем на пасеку (смотри слайд №16). Посмотрим, как человек использует взаимосвязи растений и насекомых.

    – Во время цветения подсолнечника на поля вывозят ульи с пчелами. Собирая нектар и пыльцу, пчелы опыляют цветки подсолнечника. На таких полях подсолнечник дает высокие урожаи, а в ульях образуется много меда.

    Учитель: Вернемся в класс. А теперь нам надо оформить отчет об экскурсии. Из утверждений с 1 по 6 выберите правильное, и запишите в тетрадь.

    Утверждения:

    1. Питаясь различными жуками и их личинками, дятлы спасают деревья от засыхания.
    2. Ночью распускаются растения, имеющие сильный запах, но их никто не опыляет.
    3. Только шмели своим длинным хоботком могут доставать нектар из цветков клевера и при этом переносить его пыльцу с цветка на цветок.
    4. В лесу птицы не собирают с деревьев вредителей насекомых, деревья их уничтожают сами.
    5. Ночные насекомые опыляют цветы, распускающиеся в ночное время.
    6. Хищники имеются не только среди животных. На болоте встречается хищное растение – росянка.

    Проверка правильности ответов.

    Работа с дневниками.

    Домашнее задание: (найти примеры взаимосвязей между организмами).

    Источник