Меню

Экологическая тропинка на территории детского сада царство растений

конспект занятия по ознакомлению с природой » Экологическая тропа в здании детского сада»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Материал дает возможность познакомить детей с цветами и способами ухода за ними.

Скачать:

Вложение Размер
Наши комнатные растения 20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с природой

« Экологическая тропа в здании детского сада»

Материал: Схема маршрута экологической тропы; обьекты экологической тропы — комнатные растения.

Програмное содержание: Расширять представления детей об экологических обьектах, учитиь узнавать их, закреплять знания о строении цветов, способах ухода за ними, их названии. Воспитывать любовь к цветам.

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила по почте письмо. На нем адрес нашего детского сада , а прислал нам его экологический центр. Вы хотите его окрыть и почитать?

Воспитатель окрывает конверт и достает фотографии цветов и карту — схему движения по детскому саду для ухода за растениями .

Затем начинается познавательная беседа о комнатных цветах и уходом за ними.

Воспитатель:Дети, а зачем нам нужны цветы, комнатные растения.

Дети: Для красоты в доме.

Воспитатель: В суровом климате России , когда зима длится четыпе- пять месяцев, человек особенно ценит комнатные растения и по возможности украшает ими свой дом. А что растения еще умеют делать.

Дети: они очищают воздух от пыли.

Воспитатель: Правильно, они не только украшают, но и очищают воздух от пыли обогащают его кислородом, благотворно влияют на жизнь и психику человека. А кто может питаться комнатными растениями.

Дети: Наши домашние животные.

Воспитатель: Давайте подумаем, в чем живут комнатные растения. Показываю горшок для цветов и рассказываю. Что нужно туда насыпать и как посадить цветы. Рассказываю строение цветка ( корень, стебель, листья , цветок; корень и широкие листья, корень стебель, соцветие). Дети рассматривают, трогают листья, нюхают цветок.

Дети: Сажают фиалку в горшочек.

Воспитатель: А теперь необходимо присыпать корень и полить землю. Цветок размещается на подоконнике в группе. А зачем мы полили цветок и посадили его в землю?

Дети: Для того, чтобы он жил в земле, не падал, выращивал свой корень и пил воду.

Воспитатель: Ачто нужно для роста цветку?

Дети: Вода и свет.

Воспитатель: Цветам также нужно орошать и протирать листья, подливать удобрение, обрезать сухие листья, менять землю.

Дети: Выносить их в теплое время на балкон.

Воспитатель: Дети мы многое узнали окомнатных растениях, а теперь давайте вскроем письмо и отправимся по заданному маршруту карты.

Дети: Мы согласны.

Воспитатель: Нам необходимо взять с собой лейки, воду, мини грабли и лопатки для рыхления, замлю, тряпки, карту с маршрутом. Провожу детей по маршруту , заходим в кабинет методиста, заведующей, вахтера, музыкальный зал. По пути следования поливаем цветы в коридоре. Дети получили свой инвентарь для работы и идут с ним. Называю детям растение, предлагаю поухаживать за ним, ласково обращаться, ведь оно живое.

Дети: Поливают, рыхлят, протирают пыль, рассматривают окрас, нюхают, трогают листья, обрезают сухие листья, подсыпают новую землю к корням, поворачивают цветы.

Воспитатель: Называю цветы : Сенполия (Фиалка), Сциндапсус, виды Фикусов, Эсхинантус, Денежное дерево ( рассматриваем ствол),Спацифилиум, Монстера, Диффенбахия .

Дети: Описывают цветы и ласково за ними ухаживают.

Мы возвращаемся п карте в группу, убераем инвентарь, моем руки и , подводим итог своего занятия.

Воспитатель: Я думаю, очень хорошо, что к нам пришло это письмо. Мы сегодня с вами познакомились с цветами, которые находятся в нашем детском саду. Вы поняли, что они тоже живые и заними нужен уход. Цветы в свою очередь нас благодарят своей красотой и ароматом, очищают наш воздух, радуют нас.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у.

Цель: расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. Выявить комфортность ребенка в детском саду. Развивать логическое мыш.

Цель:- расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда.- развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения.

Экологическая тропинка, созданная в нашем детском саду позволяетт воспитывать ребенка через общения с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде.

Цель: расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. Выявить комфортность ребенка в детском саду. Развивать логическое мыш.

Расширять представления детей об объектахэкологической тропы в здании детского сада. Учить узнавать знакомыерастения и животных. Расширять представления о способах ухода за растениями и животными.

В возрасте 5 лет, дети уже могут ухаживать за домашними питомцами. Данное занятие помогает познакомить детей ближе с такими питомцами, как хомяк, попугай, золотая рыбка, а также с комнатным раст.

Источник

Создание «экологической тропинки» в детском саду.
учебно-методическое пособие на тему

Паспорт экологической тропы.

Скачать:

Вложение Размер
pasport_ek.doc 109 КБ

Предварительный просмотр:

Создание «экологической тропинки» в детском саду.

В настоящее время во многих учреждениях идет экологизация развивающей предметной среды, создаются ее новые элементы как внутри детского сада, так и на его территории. Данный процесс способствует реализации системы экологического образования в дошкольных учреждениях, открывает новые возможности для работы воспитателей и специалистов.
Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе . Создание нового элемента эколого–развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.

Паспорт экологической тропы.

Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Цель создания экологической тропы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.

Задачи создания экологической тропы:

1).Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2).Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3).Привлекать детей и родителей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

4).Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.

5).Углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (геологическом строении местности и т. п.), совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.

Характеристика тропы детского сада №44.

Вид тропы: экологическая.

Местонахождение : г.Санкт-Петербург, Славянка,Ул.Изборская д.2,корп.2 ДОУ д/с №44 Пушкинского района.

Год закладки: 2014.

Состояние тропы: хорошее, местами удовлетворительное.

Режим пользования : познавательные экскурсии, исследования, наблюдения, игры в разные времена года, образования и просвещения воспитанников ГБДОУ, их родителей.

Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая

Экологическая тропа располагается на территории детского сада, открытого в 2014 году .Микрорайон можно охарактеризовать как экологически чистый Главная проблема на данный момент как микрорайона в целом, так и территории ГБДОУ д/c № 44 в частности – низкий процент озеленения. Решение подобной проблемы кроется в создании зон озеленения, к которым и относится экологическая тропа детского сада.

Правила поведения на экологической тропе

Я сорвал цветок –

Я поймал мотылька –

И он умер у меня

И тогда я понял,

можно только сердцем.

Воспитатель объясняет детям то, что во время путешествия по тропе необходимо соблюдать правила:

1.Поздоровайтесь с хозяином тропы.

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

3. Шум не помошник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, вытаптывать траву, ловить насекомых, бросать мусор.

5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: интересные коряги, красивые камни и т.п.

7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Этапы создания экологической тропы.

— обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов,

— составление картосхемы тропинки разного назначения.Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для младшего возраста делаются крупные, яркие рисунки привлекательных для них объектов: нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. Впоследствии эти рисунки соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает их путь от одного объекта к другому.

— выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости. В ГБДОУ д/c № 44 хозяйкой тропинки был выбран «Лесовичок»

— составление паспорта экологической тропы.

— изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

— составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

  • Экологические беседы;
  • Наблюдения;
  • Элементарные опыты;
  • Экскурсии;
  • Целевые прогулки;
  • Экологические конкурсы, викторины;
  • Решение экологических ситуативных задач;
  • Чтение художественной литературы;
  • Обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • Трудовой десант;
  • Труд в природе;
  • «Красная книга природы»;
  • Экологические досуги, развлечения, праздники,экологические игры (

игры-путешествия, подвижные); пособие «Кольца Луллия» с набором карточек по теме «Экологические цепочки».

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

  • Взросло-детские проекты;
  • Изготовление рисунков, поделок;
  • Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
  • Участие в конкурсах по облагораживанию своего участка;
  • Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
  • Фотовыставки;
  • Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

— оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

— разработка маршрута экологической тропы.

Краткое описание границ маршрута:

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях.Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Они специально созданы нами на территории детского сада. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.

Объекты экологической тропы :

Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.

Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т.п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки. «Огород»

Дети рассматривают и знакомятся мини-грядки с овощными культурами (укроп,петрушка,морковка, помидоры, капуста, лук, салат.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая). Смородиновые кусты. Душистая ягода смородина название получила свое от слова «смородь», что означает «сильный запах». В нашу страну это растение попало случайно. Ее завезли к нам испанские купцы. Они везли саженцы к себе на родину, но испугались, что в дороге они не выживут. Вот и оставили их по дороге. Растение великолепно прижилось на новом месте и постепенно стало распространяться по всей стране. Черная смородина богаче остальных ягод питательными веществами, витаминами и особенно витамином С. Есть в ней также витамины Р и К.

Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

Много трав полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Формировать представление о многообразии и значении растений- лекарей в жизни человека и животного мира. Выявить благоприятные условия произрастания лекарственных растений (шиповник,донник желтый, донник белый, цикорий обыкновенный, одуванчик лекарственный, подорожник обыкновенный, мята перечная, мелисса лекарственная, базилик душистый, мать-и-мачеха, календула, липа, ландыш майский), правила их сбора в лечебных и оздоровительных целях.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больные и раненые лечились травяными настоями и бальзамами, пили чай из разных трав.

Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях. Для чего они нужны человеку.

Знакомство детей с рябиной, расширение знаний детей о пользе и свойствах данного дерева.Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды), наблюдают за изменениями в разное время года, выполняют задания из волшебного сундучка, находящегося на ветвях рябины («Разложи по порядку картинки», «отгадайте загадку»)

Воспитатель, используя иллюстративный материал беседует с детьми о рябине, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с рябиной, читает стихи об этом дереве.

Объект включает дерево кедр.С детьми участвовали в акции «Саженец в обмен на макулатуру» и получили наш кедрик-малышок.Дети рассматривают все части дерева (кору, ветки, хвою), наблюдают за изменениями в разное время года, сравнивают кедр с другими деревьями.

Воспитатель беседует с детьми, сообщая интересные факты о кедре, его целебных свойствах, загадывает загадки, читает стихотворения о кедре.

Липовая аллея – дорожка с высаженными по обеим её сторонам липами.Липа – дерево с сердцевидными мелкозубчатыми листьями, душистыми цветками и плодами-орешками. Высота до 30 метров. Цветёт в мае-июне. Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси люди широко использовали её в быту. Из мочалистой коры липы изготавливали лыко для плетения лаптей, изготовления рогож, мочалок. Мягкая липовая древесина также находила широкое применение — из неё делали скалки, ложки, веретена, миски и другую утварь Липа — растение медогон. В медицине используются кора, листья, цветы, почки. Липовый мёд полезно кушать при простуде.

На территории детского сада есть объект – «Птичий городок». На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми. Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.

Объекты для наблюдений : голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.

Особое внимание в нашем детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Для этого нами создана «Тропа здоровья».

Она выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных разнофактурным природным материалом. Это спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок.

«Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.

Среди огромнейшего разнообразия красиво цветущих растений самой большой популярностью пользуются именно розы.

На территории детского сада нами разбита клумба с различными розами, где дети получат первые трудовые навыки по уходу за ними, эстетическое воспитание.

Если под окном растёт,

Куст красивый, ароматный,

То наполнит весь твой дом,

Душистым запахом приятным!

Сирень (обыкновенная) – крупный кустарник с многочисленными стволиками до 6 м. высотой. Цветки сирени обыкновенной пурпурные с сладковатым запахом, распускаются в мае. Листья сирени обыкновенной сердцевидные, к вершине заострённые, плотные, зеленые. Сирень обыкновенная выдерживает полутень, морозо- и ветроустойчива. Растет сирень обыкновенная на любых почвах, но чувствительна к их уплотнению. Хорошо переносит стрижку. Живая изгородь из сирени обыкновенной очень эффектно смотрится.

Зелена коса развивается,

В ярком солнышке купается.

Березовая аллея-это небольшой участок лиственного леса (березняк).

Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья. В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы.

Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья.

В народной и официальной медицине используются преимущественно берёзовые почки, молодые листья. Свежее сырьё выделяет летучие фитонциды с очень сильными бактерицидными свойствами (поэтому воздух помещений, в которых высушиваются листья и берёзовые почки, эффективно обеззараживается).

Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство.

Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления корзинок, коробок, ковшей, лукошек, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота).

Источник

Читайте также:  Растения которые размножаются семенами и вегетативно