Меню

Экологические факторы условия жизни растений 6 класс биология

Урок по биологии по теме: «Основные экологические факторы и их влияние на растения»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Цель: сформировать у учащихся знания о факторах среды и их влиянии на растения, об основных технологических группах растений

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_biologii.docx 33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии по теме: «Основные экологические факторы и их влияние на растения»

Цель: сформировать у учащихся знания о факторах среды и их влиянии на растения, об основных технологических группах растений

  • Ввести понятия среда обитания и факторы среды, о взаимодействии растений с факторами неживой природы
  • Выделить экологические группы растений
  • Определить влияние деятельности человека на растения
  • Развивать умения выявлять признаки приспособления растений к среде обитания
  • Развивать умения анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения
  • Развивать познавательный интерес к предмету
  • Воспитывать позитивное ценностное отношение к растениям

Планируемые результаты урока:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • Выделение существенных признаков растений и процессов их жизнедеятельности
  • Приведение доказательств необходимости охраны растений
  • Объяснение роли человека в природе, роли растений в жизни человека
  • Выявление приспособления растений к среде обитания
  • Факторы живой природы
  • Факторы неживой природы
  • Составляющие среды жизни
  • О связи условий жизни и экологических факторов
  • О влиянии света на растения
  • Светолюбивые и теневыносливые растения
  • Роль температуры в жизнедеятельности растения
  • Теплолюбивые и холодостойкие растения
  • Влаголюбивые растения
  • Засухоустойчивые растения
  • О влиянии минеральных веществ на растения
  • О влиянии живых организмов на растения
  • Значение деятельности человека для жизни растений
  • Понимать значение терминов

В ценностно-ориентационной сфере:

  • Знание основных правил поведения в природе
  • Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе

В эстетической сфере:

  • Выявления эстетических достоинств растений

В сфере трудовой деятельности:

  • Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии
  • Формирование основ экологического сознания
  • Формирования познавательного интереса и мотивов, направленных на изучения растительного мира и бережного отношения
  • Умение соблюдать дисциплину на уроке
  • Формирования умения анализировать результаты своей деятельности и делать выводы
  • Умение работать с различными источниками биологической информации; находить информацию об экологических группах растений
  • Умение создавать, применять и преобразовывать схемы и таблицы для решения учебных и познавательных задач
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместное деятельность с учителем и учащимися
  • Применять знания по экологии растений при их выращивание и для обоснования мер об охране природы и соблюдение правил проведения в природе

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы и приёмы:

Проблемные — постановка проблемных вопросов;
Словесные — беседа с элементами рассказа, объяснение, сообщение учащихся;

Наглядные — демонстрация презентации «Роль растений в природе»; «Влияние деятельности человека на растительный мир».

Практические — самостоятельная работа (составление и заполнение схем)

Оборудование: ПК, проектор, экран, электронная презентация, иллюстрации с изображениями растений, относящихся к родным экологическим группам, комнатные растения: папоротник, кактус, монстера, фиалка

Приветствие. Подготовка аудитории к работе. Проверка отсутствующих.

  1. Актуализация знаний
  • Что изучает экология?
  • Почему слово «экология» очень часто употребляется средствами массовой информации, и имеет ли оно отношение к науке?
  1. Постановка познавательной задачи

Определить взаимодействие компонентов живой природы и их влияние на растения.

Ответить на вопрос:

  • Какие задачи стоят перед экологическим воспитанием и образованием?
  • Можно ли по внешнему виду растения предположить, в каких условиях оно обитает? (На примере комнатных растений)
  1. Изучение новой темы.

Решение познавательной задачи

(Объяснительный рассказ с элементами беседы, работа с учебником и живыми объектами)

1.Учитель. Определение понятий «среда обитания» и «экологический фактор»

Среда обитания – все условия живой и не живой природы, при которых существует организм и с которыми он непосредственно взаимодействует

На Земле выделяют четыре основные среды обитания:

Какие бывают среды обитания?

  • Водная
  • Наземно-воздушная
  • Почвенная
  • Среда, образуемая самими живыми организмами

Учитель. Какую среду занимают растения?

Учитель. Совершенно верно. Средой обитания растений могут быть почва, воздух, вода. Растения могут находиться одновременно в нескольких средах. Так корни растений развиваются в почве (воде), а побег — в воздушной среде.

Ребята, как вы думаете, какие факторы среды могут оказывать влияние на растения?

Учитель. Правильно. Воздействие среды на растения происходит через экологические факторы-элементы среды, оказывающие влияние на растения (даётся определение «экологические факторы»)

Экологические факторы — отдельные свойства или элементы среды, воздействующие прямо или косвенно на организм.

Ребята, на какие группы делятся экологические факторы?

(Учащиеся отвечают и составляют схему «Экологические факторы среды») Приложение 1

Учитель. Факторы неживой природы – что к ним относится?
Учащиеся отвечают:

Учитель. Факторы живой природы – что к ним относится?
Учащиеся отвечают:

Учитель. Поскольку влияние деятельности человека на растения очень значимо, его часто выделяют в самостоятельный экологический фактор — антропогенный.

2.Значение света, воды, температуры в жизни растений
(Работа в группах по инструктивным карточкам и дополнительной литературой) Приложение 2.

Отчёт каждой группы о выполненной работе.

3.Учитель. Мы в кратце рассмотрели различные экологические группы растений. А какова роль самих растений на окружающую среду?(один из учащихся выступает с подготовленным дома сообщением о роли растений и их влияния на окружающую среду).Приложение 3
Учитель. Одним из экологических факторов, влияющих на растения — это антропогенный фактор. Так как же человек влияет на растительный мир, всегда ли хозяйственная деятельность человека безвредна для растений? (просмотр презентации с комментариями учащихся и учителя)

Вывод по презентации: Человек не приспосабливается к факторам среды, а приспосабливает среду под себя. В результате преобразований природы меняются условия жизни растений. Будущее растительного мира зависит от деятельности человека, которая определяется его потребностями, знаниями законов природы и отношения к окружающей природной среде.
Формирования знаний, умение действовать рационально и бережного отношения к природе — задача экологического воспитания и образования.

  1. Закрепление изученного материала

Ответить на вопросы:

  • Какие экологические факторы вам известны?
  • Найдите абиотические факторы
  • Как деятельность человека отражается на растениях?
  • Как растения относятся к разным температурам?
  • Какое значение в жизни растений играет свет?
  • Каково отношение растений к влажности?

П.54,прочитать, в тетради на печатной основе задания № 180,181.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Анализ и оценка успешности деятельности учащихся на уроке.

  • Ребята, что нового вы узнали на уроке?
  • Где в жизни вы можете применить полученные знания?
  • Было ли вам интересно? Выразите своё отношение к уроку (учащимся даётся карточка, в которой нужно выделить фразы, характеризующие работу ученика на уроке) Приложение 4

Схема. Экологические факторы среды

Выделение роли света в жизни растений

1.С помощью учебника (стр.259) и дополнительной литературы выясните, какие экологические группы растений различают по их отношению к свету.

Составьте схему «Экологические группы растений по отношению к свету»

2.Ответьте на вопросы:

  • По каким признакам можно определить, что перед вами светолюбивое растение?
  • Как вы считаете, каково значение света в жизни растений?

Выявление роли температуры на растения

1.С помощью учебника ( стр.260-261 ) и дополнительной литературы выясните влияния температуры на растения.

2.Составьте схему « Экологические группы растений по отношению к температуре

3.Ответьте на вопрос:

  • Как растения приспособились к перенесению высоких и низких температур

Выявление роли воды в жизни растений

1.С помощью учебника и дополнительной литературы выясните значение воды в жизни растений

2.Составьте схему « Экологические группы растений по отношению к влажности»

Мир растений очень древний и существовал на планете ещё задолго до появления человека. Растения населяют огромные пространства суши. Они населяют степи, тундру, заселяют водоемы. Их можно встретить даже в Арктике. Они приспосабливаются даже к голым, отвесным скалам и сыпучим, сухим пескам.

Сегодня я вам расскажу об их роли в природе, узнаем, каково влияние растений на окружающую среду и почему они важны для существования жизни на земле.

Как растения влияют на природу?

— Зелёные растения, населяющие планету, создают все условия для жизни живых организмов. Растения, как известно, выделяют кислород, без которого невозможно дыхание. Они являются основной пищей для очень многих живых существ. Даже хищники и те зависят от растений, так как их употребляют животные – объекты их охоты.

— Листья деревьев, высокие травы создают мягкий влажный микроклимат, так как они защищают землю от палящих лучей солнца, иссушающих ветров. Их корни удерживают почву от сползания, так как скрепляют её, не дают образовываться оврагам.

— Растения осуществляют фотосинтез. Потребляя углекислый газ и воду, они производят полезные вещества, которые становятся ценнейшим источником питания. Зерно, овощи, фрукты – все без чего не может обойтись человек – всё это растения.

— Кроме того они формируют газовый состав воздуха, которым дышат живые существа. В процессе осуществления фотосинтеза, она выделяю в окружающую атмосферу примерно 510 тонн дополнительного кислорода за год. К примеру, всего 1 гектар полей, где растет кукуруза, выделяет за год около 15 тонн свободного кислорода. Этого достаточно для того, чтобы могли свободно дышать 30 человек.

Растения в жизни человека

Дикорастущие растения оказывают непосредственное влияние на нашу жизнь. Помимо того, что они помогают людям дышать, очищают атмосферу, они являются важнейшей частью селекционного процесса при создании новых сортов пищевых, сельскохозяйственных культур. Как итог – большая часть растений (злаки, овощи, Фрукты и т.д.), которые являются продуктами питания, были произведены когда – то посредством окультуривания дикорастущих растений.

Неоценима их роль в медицинской науке. Именно лекарственные травы, кустарники, цветы, плоды и т.д., служат источником для производства многих лекарственных препаратов для лечения людей и животных.

Влияние комнатных растений

Как выяснили ученые, на окружающую среду, самого человека влияют не только дикорастущие, но и комнатные растения. Все они являются природными фильтрами, очищающими воздушную среду. Например, доказано, что наличие даже нескольких комнатных растений в жилой комнате снижает в несколько раз содержание опасных вирусов, бактерий, вредных веществ в воздухе. Поглощая вредные вещества, комнатные растения обогащают атмосферу помещения кислородом.

Помимо этого комнатные растения влияют на психологическое здоровье человека. Например, те домашние любимцы, которые имеют форму пирамидок, наполняют человека творческой энергией, активизируют психику, мышление. Поэтому их советуют располагать в кабинетах, офисах или дома в гостиной. А растения, имеющие крону формы шара, наоборот, действуют успокаивающе. Поэтому их рекомендуется помещать в спальню, комнату для отдыха.

Домашние любимцы воздействуют на человека и своим видом. ПО утверждениям специалистов, холодный цвет, например, такой как у традесканции — умиротворяет успокаивает, Поэтому на этот цветок полезно смотреть перед сном. А вот яркие, красные цветки герани и другие, ярко цветущие растения дарят бодрость, повышают настроение и аппетит. Их ставят в соловую или кухню.

Таким образом, любые растительные организмы являются необходимым звеном в цепи взаимосвязанных явлений природы, из которых и состоит окружающая среда и оказывают огромное влияние на окружающую среду — на все элементы биосферы (животный мир, людей и др.)

Источник

Основные экологические факторы и их влияние на растения

Урок 48. Биология 6 класс

Конспект урока «Основные экологические факторы и их влияние на растения»

Каждый вид живых организмов обитает в определённых условиях — в воде, на земле, в почве или в теле другого организма. Так, рыбы, раки, моллюски и другие водные животные, многие растения всю жизнь проводят в воде. Большинство растений, зверей и птиц живут в наземно-воздушной среде.

Всё, что окружает живые организмы, называется средой их обитания или окружающей средой.

Среда обитания представляет собой все тела (живые и неживые), а также явления природы, которые прямо или косвенно оказывают влияние на организмы.

Отдельные компоненты среды, которые воздействуют на организмы, называются факторами среды. Среди них выделяют факторы живой и неживой природы.

К факторам неживой природы, или абиотическим факторам, относятся свет, температура, вода, воздух, ветер, атмосферное давление.

Факторы живой природы, или биотические факторы, — это любые взаимодействия живых организмов. Так, одни организмы могут служить кормом для других или, наоборот, поедая и уменьшая запасы корма, вызывать тем самым сокращение численности других видов.

В отдельную группу факторов выделены все виды человеческой деятельности, оказывающие влияние на живые организмы.

Связи живых организмов со средой обитания, а также сообщества живых организмов изучает наука экология (от греческого слова ойкос — жилище, и логос — наука). Поэтому факторы среды называются экологическими.

Для жизни организмов, составляющих природные со­общества, необходимы определённые условия. Условия жизни зависят от влияния различных экологических факторов.

Вы уже знаете, что практически для всего жи­вого на Земле источником энергии служит Солнце. Растения в ходе фотосинтеза превращают энергию Солнца в энергию органических веществ. Травоядные животные поедают растения и используют вещества, накопленные растениями, для построения своего тела и получения энергии. Таким образом, значительная часть органических веществ растений переходит в тела растительноядных организмов и расходуется на построение новых клеток и на получение энергии. Растительноядных животных поедают хищники.

Таким образом, важнейшую роль в природном сооб­ществе играют растения, поэтому мы будем рассматри­вать особенности природных сообществ на их примере.

Все экологические факторы оказывают влияние на растение и нужны для их жизни. Но особенно резкие из­менения во внешнем облике и во внутреннем строении растения вызывают такие факторы неживой природы, как свет, температура, влажность.

Одним из главных абиотических факторов является солнечный свет – основной источник энергии, поступающей на Землю. Благодаря энергии солнечных лучей в растениях происходит фотосинтез. Влияет он и на другие функции растительного орга­низма — на его рост, цветение, плодоношение, прорастание се­мян.

По требовательности к интенсивности освещения выделяют три группы растений: светолюбивые, тене­любивые и теневыносливые.

Светолюбивые растения жи­вут только на освещённых солнцем открытых местах. Они широко распространены в сухих степях и полупустынях, высокогорных лугах, пустырях, где растительный покров редкий и растения не затеняют друг друга. К светолюбивым относят степные и луговые травы, мать – и – мачеху, очиток, сорняки, пшеницу, подсолнечник, из древесных пород — сос­ну, берёзу, лиственницу, белую ака­цию.

Тенелюбивые растения не выносят прямого солнечного света и хорошо растут только в затенённых местах. Это травянистые растения еловых лесов и дубрав, например кислица, вороний глаз, майник двулистный, ветреница, многие лесные папоротники и мхи.

Теневыносливые растения лучше растут при прямом освещении солнечными лучами, однако способны выносить и затенение. В эту группу растений входят многие древесные породы с густыми крона­ми, в которых часть листьев сильно затеняется (липа, дуб, ясень), многие травянистые растения лесов, опушек и лугов.

Важным абиотическим фактором среды является температура. Колебания температуры на земном шаре достигают широких пределов: от + 50-60°С в пустынях до – 70-80°С в Антарктиде, однако жизнь существует и в таких экстремальных условиях.

Каждый вид живых организмов приспособился к определённому температурно­му режиму. Но для всех растений опасны как перегрев, так и чрезмерное охлаждение.

Действие чрезмерно высоких температур может выз­вать у растений иссушение, ожоги, разрушение хлоро­филла, нарушение процессов жизнедеятельности и при­вести к гибели.

Воздействию высоких температур, часто сочетающе­муся с недостатком влаги, нередко подвергаются све­толюбивые растения. У этих растений выработались разнообразные приспособления, позволяющие избежать вредных последствий перегрева: вертикальное положе­ние листьев, уменьшение поверхности листа, развитие колючек (у как­тусов), способность к запасанию большого количества во­ды, хорошо развитая корневая система, густое опушение, при­дающее листьям светлую окраску и усиливающее отра­жение падающего света.

Холод также может неблагоприятно воздействовать на растения. При замерзании воды в межклеточных про­странствах и внутри клетки образуются кристаллы льда, вызывающие повреждение клеток и их гибель.

Растения холодных областей имеют очень мелкие листья и не­большие размеры (например, карликовая берёза и карликовая ива). Их высота соответствует глубине снежного покрова, так как все части, выступающие над снегом, гибнут.

У некоторых кустарников и деревьев начинает преоб­ладать рост в горизонтальном направлении, например у кедрового стланика, можжевельника. Их ветви стелются по земле и не поднимаются выше обычной глубины снежного покрова.

В холодное время года у растений замедляются все жизненные процессы. Растения сбрасыва­ют листву. У многих травянистых рас­тений отмирают надземные органы. Некоторые водные растения опускаются на дно водоёмов или образуют зи­мующие почки.

Также важным абиотическим фактором является влажность, так как без воды не может существовать ни один организм. Источником воды для растений служат атмосферные осадки, водоёмы, подземные воды, роса и туман. У растений пустынь, сухих степей вода составляет от 30 до 65% от общей массы, у лесостепных растений — до 70—80%, у влаголюбивых достигает 90%.

По отношению к влажности растения можно разде­лить на три группы.

1. Растения водных и избыточно увлажнённых мест обитания.

2. Растения сухих мест обитания, обладающие большой засухоустойчивостью.

3. Растения, живущие в средних (достаточ­ных) условиях увлажнения.

Растения, входящие в эти экологические группы, имеют характерные для них особенности внешнего и внутреннего строения.

Теперь перейдём к рассмотрению биотических факторов и узнаем, как живые организмы влияют друг на друга.

Животные питаются растениями, опыляют их, разносят плоды и се­мена. Крупные растения могут затенять молодые, мел­кие. Некоторые растения используют другие в качестве опоры.

С каждым годом увеличивается влияние деятельности человека на природу. Человек осушает болота и орошает засушливые земли, создавая благопри­ятные условия для выращивания сельскохозяйственных культур. Он выводит новые высокопродуктивные и ус­тойчивые к заболеваниям сорта растений. Человек способствует сохранению и распространению цен­ных растений.

Но деятельность человека может нанести природе вред. Так, неправильное орошение вызывает заболачива­ние и засоление почв и часто приводит к гибели расте­ний. Из-за вырубки лесов разрушается плодородный слой почвы и даже могут образоваться пустыни. Подобных примеров можно привести много, и все они свиде­тельствуют о том, что человек оказывает огромное влия­ние на растительный мир и природу в целом.

Источник

Читайте также:  Эукариоты растения цветковые двудольные астроцветные астровые