Меню

Экологические наблюдения растения и животные

Особенности организации и проведения наблюдений в природе
консультация по окружающему миру

Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдение в природе, родители формируют у детей знания о природе, развивают наблюдательность, воспитывают эстетически. В зависимости от познавательных задач родители должны использовать различные вид наблюдения.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_organizatsii_i_provedeniya_nablyudeniy_v_prirode.docx 15.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8 «Ягодка»

Фрунзенского района г. Саратова

«Особенности организации и проведения наблюдений в природе»

Воспитатель средней группы

В процессе ознакомления детей с природой используются разнообразные методы: наглядные (наблюдение, рассматривание картин), практические (труд, экспериментирование, опыты), словесные (рассказ родителей, беседы).

Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдение в природе, родители формируют у детей знания о природе, развивают наблюдательность, воспитывают эстетически. В зависимости от познавательных задач родители должны использовать различные вид наблюдения.

В процессе кратковременных наблюдений дети учатся различать форму, цвет, величину, характер поверхности, при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки.

Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется длительное наблюдение: дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы восстановить картину целого (по следам на снегу определить — кто прошел или проехал, по цвету ягод – спелые или нет).

В начале наблюдения, особенно если оно проводиться впервые, не стоит спешить с постановкой вопроса. Необходимо, чтобы дети самостоятельно посмотрели объект 1-2 мин., удовлетворили естественно возникшее любопытство, составили первое впечатление о наблюдаемом. Родители в процессе наблюдения должны использовать разнообразные приемы: вопросы, загадки, обследование предмета, игровые и трудовые действия. Родители поясняют, рассказывают, помогая детям понять увиденное.

Наблюдение проходит в определенной последовательности. Наблюдая за живой природой, обращается внимание на его поведение: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?». И только в связи с каким – то действием рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги – длинные или короткие? Какие глаза?».

Рассматривание растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, броского признака – будет ли это цветок или яркие листья, а иногда и необычный стебель. После этого рассматривают величину, форму стебля, листья, цветы.

Для наблюдения родители самостоятельно могут составить экологические тропинки. Можно выделить два основных типа экологических тропинок:

а) на территории двора жилого дома,

б) природные или приближенные к ним условия (парк «Липки»).

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропинки – включение в нее как можно большего количества объектов, их доступность для дошкольника. Создавая экологическую тропу на территории двора жилого дома следует помнить, что это не только клумба, засаженная цветами. Создать экологическую тропу можно без особых затрат. В состав видовых точек нужно включать те объекты, которые находятся на территории двора. Например:

Что такое пень? (спиленное дерево). Рассмотреть годичные кольца. Исследовать, что растет на пне (мхи, лишайники). Обратить внимание на насекомых и следы их деятельности. Обсуждение роли этих насекомых в природе.

Исследуются листья, ягоды. Какие птицы питаются этими ягодами? Почему ягоды красные?

Точка «Сухое дерево»

Почему дерево засохло? Чем отличается от живого? Есть ли на дереве насекомые? Как можно помочь дереву оставаться как можно дольше живым?

Точка «Птичий столб»

Привлекает птиц круглый год. Зимой подкормка птиц, летом – поилка для птиц. У основания столба поставить емкость для воды.

Точка «Цветочная клумба»

Назвать цветы, которые растут на клумбе. Что нужно для роста растения. Правила ухода за растениями.

Форма листьев, цветение и т.д. Зарисовать тень от листьев. Послушать шум листьев в разную погоду. Понаблюдать за превращением цветов в плоды.

Точка «Аптечный огород» (лекарственные растения).

Весной проводятся наблюдения за растениями, птицами, насекомыми.

Летом наблюдают за ветром, лужами после дождя и т.д. Основными формами ознакомления детей с природой летом являются экскурсии, елевые прогулки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение с детьми на прогулке.

Наблюдение с детьми на прогулке.

Материал описывает некоторые из тех наблюдений, которые я проводила со своими воспитанниками в группе , а также рассказывает о способах фиксаций их результатов.

Карта анализа педагогической деятельности «Организация и проведение наблюдений во время прогулки».

Рекомендуется педагогам дошкольного образования и родителям.

Дя детей с нарушением зрения.

Тема: «Пришла Весна с радостью»Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей.

Источник

алгоритм наблюдения за животными и растениями
материал по окружающему миру на тему

Алгоритм наблюдения за животными и растениями

Скачать:

Вложение Размер
algoritm_nablyudeniya_za_zhivotnymi_i_rasteniyami.docx 18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный алгоритм наблюдения за животным

В процессе восприятия дети, следуя указанию педагога (или самостоятельно), отмечают:

1. Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным (белку сравнивают с кроликом, кошку с собакой, лошадь с коровой и т.д.).

2. Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питания на воле и в неволе). По этим признакам сравнивают с уже известным однотипным животным, отмечая различие и сходство;

3. Особенности в назначении и роли данного животного в природе (забота человека о животном; принадлежность данного животного к определенной группе: домашние и дикие; хищные и травоядные; всеядные; птицы; насекомые; рыбы; звери).

4. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний

Примерный алгоритм наблюдения за растением

В процессе наблюдения за растением дети отмечают:

1. Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей. Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения.

2. Особенности ухода и содержания данного растения сравнительно с уже знакомыми: требование растения к теплу, освещению, воде; принадлежность растения к определенной группе (деревья, кустарники, растения огорода, цветника, леса, луга и т.д., комнатные растения).

3. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.

Таким образом, организуя процесс наблюдения в соответствии с вышеуказанными структурой и алгоритмом обследования, воспитатель осуществляет руководство восприятием детей по следующим направлениям:

– направление восприятия ребенка на определение объекта наблюдения (узнавание, называние);

– объяснение, напоминание методика наблюдения (плана);

– руководство процессом целенаправленного наблюдения в соответствии с поставленной целью и планом;

– обсуждение результатов наблюдения;

– использование полученных результатов наблюдения в

Источник

Наблюдение и экспериментирование в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника

Елена Дмитриева
Наблюдение и экспериментирование в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника

«Наблюдение и экспериментирование в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника»

Автор статьи воспитатель Дмитриева Елена Николаевна

Осознанно-правильное отношение к природе, является стержнем экологической культуры и строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях.

Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах.

Отношение к природе может быть сформировано у ребенка, в том случае, если его систематически знакомить с миром природы: с явлениями живой и неживой природы; с растениями и животными, показывают их связь со средой обитания, приспособленность к ней, вовлекая детей в практическую деятельность по выращиванию растений и животных, в наблюдение и экспериментирование.

Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Основным запасом накопленными ребенком в дошкольном возрасте знаниями, являются образы, воспринятые детьми при наблюдении за объектами и явлениями природы. А знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Поэтому, наблюдение и детское экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.

Детское экспериментирование тесно связан со всеми видами деятельности, и в первую очередь с наблюдением. Ведь наблюдение является частью любого эксперимента, с его помощью осуществляется восприятие за ходом эксперимента и его результатами. Чем больше, ярче представление ребенка об объекте наблюдения, исследования, тем легче ему дается познавательно-исследовательская деятельность. Поэтому так важно, наблюдение за ее объектами, явлениями, связь с природой. Ведь только наблюдая в природе в естественных условиях, объясняя ребенку связи между разными объектами природы, устанавливая взаимосвязь в природе между ее объектами, формирует в ребенке понимание происходящего в природе. Что закладывает неоспоримое, прочное экологическое сознание ребенка. Ведь именно дошкольный возраст закладывает базу для будущего становления осознанного человека. Ребенок может познать красоту природы, ее важность, ее суть во всем ее многообразии через наблюдение и познавать ее через наглядно представленные взаимосвязи посредством экспериментирования, исследования ее объектов. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей наблюдать, замечать, подмечать в природе, что развивает в ребенке не только наблюдательность, но восприятие. Наблюдение в природе оказывает на ребенка эстетическое и эмоциональное воздействием.

Наблюдение необходимо для формирования у детей представлений о разнообразии- растений и животных, объектов неживой природы, особенностей ее объектов, их свойств, признаков, качеств. Наблюдение способствует формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы,организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты, между собой устанавливать связи между отдельными объектами явлениями природы.

Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение и объяснения воспитателя, позволяют усвоение знаний детей. Но наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания и потому педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (В 3-6 человек, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей, наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

Наблюдение может происходить с экспериментом так и без эксперимента.

Регулярное экспериментирование позволяет повысить знания детей и что дает возможность развиваться, усложняться и совершенствоваться экспериментаторской деятельности.

В настоящее время метод экспериментирования, занял прочное место

в системе дошкольного образования, как эффективный метод познания окружающего мира, его закономерностей, явлений.

Метода экспериментирования дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Метод экспериментирования влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Поэтому дети любят экспериментировать. Ведь этот метод является наглядно-действенным и наглядно-образным. А в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование также тесно связан с другими видами деятельности.Это:

— Труд. Экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

— Развитие речи. При формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

-Изобразительная деятельность. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

-Математические представления. Во время проведения опытов возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.

-Чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.

Наблюдения и экспериментыклассифицируются по принципам:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

опыты с растениями; опыты с животными; опыты с объектами неживой природы; опыты, объектом которых является человек.

2.По месту проведения опытов:

в групповой комнате; на участке; в лесу, в поле и т. д.

3.По количеству детей:

индивидуальные (1-4 ребенка); групповые (5-10 детей); коллективные (вся группа).

4.По причине их проведения:

случайные; запланированные; оставленные в ответ на вопрос ребенка.

5.По характеру включения в педагогический процесс:

эпизодические (проводимые от случая к случаю); систематические.

кратковременные (от 5 до 15 минут); длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюденийза одним и тем же объектом: однократные;

многократные, или циклические.

8.По месту в цикле: первичные; повторные; заключительные и итоговые.

9.По характеру мыслительных операций:

констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10.По характеру познавательной деятельности детей:

иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только

подтверждает знакомые факты); поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); решение экспериментальных задач.

11.По способу применения в аудитории: демонстрационные; фронтальные.

Структура эксперимента.

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.

Осознание того, что хочешь узнать. Формулирование задачи исследования.

Продумывание методики эксперимента. Выслушивание инструкций и критических замечаний. Прогнозирование результатов.

Выполнение работы. Соблюдение правил безопасности. Наблюдение результатов. Фиксирование результатов. Анализ полученных данных.

Словесный отчет об увиденном. Формулирование выводов.

Дыбина, О. В, Неизведанное рядом / Дыбина О. В, Рахманова Н. П., Щетинина В. В. –Москва: ТЦ Сфера, 2005. – 188 с.

Иванова, А. И, Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А. И. Иванова. –Москва: ТЦ Сфера, 2004. – 235 с.

Иванова, А. И, Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А. И. Иванова. –Москва: ТЦ Сфера, 2004.

Лагутенко, О. И, Проведение занятий по теме «Вода» для групп дошкольного и младшего школьного возраста / О. И. Лагутенко // Дошкольная педагогика. – 2002. – 4. – С. 20-23

Маневцева, Л. М. Мир природы и ребенок / Маневцева, Л. М, Саморукова П. Г. –Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2000. — 115

Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей / С. Н. Николаева. –Москва: Академия, 2002. – 335 с.

Рыжова, Н, Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2001. – 7. – С. 61-71

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование — основа познавательно — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Экспериментирование в природе «Путешествие в микромир» Экспериментирование в природе. Отправляясь в поход на любую лужайку, в парк или сквер мы всегда берем с собой емкости для сбора образцов.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование — основа поисково — исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Источник

Читайте также:  Уход за ком растение денежном деревом