Меню

Экологические занятия в детском саду растения

Интегрированное занятие по экологии «Мир комнатных растений»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Создать условия для расширения представлений детей о комнатных растениях: их пользе, строении, многообразии.

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie.doc 71 КБ
ptitsy_vesnoy.ppt 2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16» города Алейска

Интегрированное занятие по экологии

«Мир комнатных растений»

Составила и провела

воспитатель старшей группы:
Волокитина О.М.

г. Алейск, 2017 год

Интегрированное занятие «Мир комнатных растений»

Цели : Создать условия для расширения представлений детей о комнатных растениях: их пользе, строении, многообразии.

  • Обучающие:
  • учить различать комнатные растения по внешнему виду;
  • Учить совершенствованию синтаксической стороны речи;
  • учить составлять сложноподчиненные предложения.
  • Развивающие:
  • развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
  • развивать внимание и наблюдательность;
  • развивать умение слушать, вступать в диалог;
  • развивать зрительное внимание, мышление;
  • развивать общую моторику рук.
  • Воспитательные:
  • воспитывать трудолюбие и бережное отношение к растениям;
  • воспитывать самостоятельность, доброжелательность, желание оказать помощь.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование:

  • комнатное растение: герань, папоротник, фикус, фиалка, и другие;
  • картинки с изображением комнатных растений группы;
  • лейки, лопатка, салфетки, пульверизаторы;
  • горшок, земля;
  • карандаши, альбомные листы.
  • наблюдение за ростом и развитием растений в группе;
  • рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений;
  • уход за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление, протирание листьев);
  • наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы;
  • наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги), серия опытов на выявление потребности растений во влаге.

В группу заходит Кузя в рука держит горшок с цветком.

Воспитатель : Что-то наш Кузя грустный.

Кузенька, что у тебя случилось?

Кузя : Мой цветок был таким красивым, и вдруг что-то произошло.

Воспитатель: Его любимое растение было таким красивым, как на картине (показываю картинку) , а теперь стало вот таким, (показывает растение) . Не знаю, что с ним случилось, жалко растение.

Воспитатель : Дети, а вам жалко растение? Давайте его пожалеем, скажем, ему ласковые слова.

(Дети говорят добрые, ласковые слова: хорошее, не плач, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым и т д)

Воспитатель : Ребята, почему Кузино растение стало таким? (ответы детей) . Послушайте, о чём просит растение. Кузя твоё растение нужно полить и оно поправится.

Воспитатель : А мы можем помочь Кузе?

Дети: Будем учить Кузю поливать растение.

Воспитатель : Кузя, а ты посиди и учись, как надо ухаживать за комнатными растениями. Ребята, посмотрите, какие комнатные растения у нас в группе? Красивы ли они? Много ли их? Хорошо ли они себя чувствуют? (Дети рассматривают растения, отвечают на вопросы.) А вы как думаете, для чего нужны эти растения? (Ответы детей).

Обобщаю ответы детей: «Правильно, чтобы было красиво! Комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растение хорошо пахнут». Дети, вы уже знаете, что каждое растение имеет своё название. Какие название комнатных растений вы знаете? Знаете ли вы название этого растения? (Показывает герань). Это растение называется «герань» или «пеларгония». Ещё его называют «журавлиный нос», потому что столбик цветка иногда разрастается в длинный «клювик», очень похожий на клюв журавля. Давайте посмотрим, какие части есть у герани?

Обобщаю ответы детей: «Листья у герани округлой формы, ярко-зелёного цвета, с коричневатым кругом у края».

Воспитатель: Какого цвета бывают лепестки герани?

Ответы детей: «Цветы герани могут быть разных цветов: белые, розовые, малиновые. Цветы герани собраны в соцветия, словно в зонтик».

Воспитатель: А где находится корни герани?

Воспитатель : Как вы думаете, зачем растению нужны корни?
Обобщаю ответы детей: «Корни растения находится в земле. За счёт корня растение не падает и крепко держится в земле. Ещё корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам». (Сопровождает рассказ показом.)

Воспитатель: А кто знает, как называется это растение? (Показывает фиалку.) Это растение называется фиалка. Внимательно рассмотрите растение и скажите, что есть у фиалки? Какой формы листья? Какого цвета листья? Какого цвета цветы?
Дети : У фиалки есть листья, цветы, стебель и корни. Листья округлой формы, темно – зелёного цвета, толстенькие и опущенные. У листьев есть черешок. Стебель у фиалки очень короткий. Цветки фиалки бывают разных цветов.

(Показывает детям фиалки разных цветов)

Проводится игра «Что изменилось?»

Перед детьми стоит три комнатных растения, например, герань, фиалка, папоротник. Называю каждое растение. Затем прошу детей отвернуться и закрыть глаза, и убираю одно растение. Дети должны назвать растение, которого не хватает, или описать его внешний вид. Игра проводится 2-3 раза.

На окне в горшочке (Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают)

К солнцу потянулись, (Тянутся на носочках, руки вверх, широко в сторону)

К солнышку листочки (Ладони повернуть вверх)

Повернут бутоны, (Руки соединить над головой, медленно развести в стороны)

В солнышке утонут.

Воспитатель: А вы знаете, как называется это растение? (Показывает фикус ).

Воспитатель : У него красивые большие листья. Ваня, покажи, где у него листья. Сегодня мы будем учиться протирать листья растений. (Расставляет горшки на парты) . Смотрите, я мочу тряпочку в воде, отжимаю, кладу под него ладошку и аккуратно протираю листочек от пыли; от стебля к краешку. А у какого растения самые маленькие листики? У папоротника. У него листики тонкие. Их протереть нельзя. Его листья опрыскивают водой . (Дети протирают листочки. Я помогаю тем, у кого не получается).

Воспитатель : Молодцы, аккуратно протёрли. Теперь мы их польём. (Раздает леечки, поливаем растения). Берём лейку двумя руками: одной рукой за ручку, другой – за носик. Воду льём между стеблями растений и краем горшка. (Дети выполняют трудовые поручения ).

Воспитатель: По-разному поливают растения осенью, зимой, весной, и летом. Осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше – у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме. Растения надо поливать отстоявшиеся водой, комнатной температуры – от холодной воды загнивают корни растений. Зимой все растение требует меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают.

Опыт 1. Растение теряет воду через испарение

Воспитатель: Мы с вами поливали растения, а вы не задумывались, куда же девается вода? Оказывается, растения теряет влагу через испарение, Мы на опыте проверим, как это происходит.
Поместим пакетик на лист и надежно прикрепим его к стеблю растения в горшке крепкой лентой. Поставим на 2-3 часа на окно. Посмотри, каким стал пакет изнутри?

Воспитатель: Почему?
Растение всасывает воду через корни. Вода идет по стеблям, откуда около 9/10 воды испаряется через устьица.

Упражнение « Закончи предложение»

Воспитатель : Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, начинающуюся со слов для того чтобы, а потом повторяете предложение целиком.

Комнатные растения необходимо поливать…

Женя …для того, чтобы они не завяли.

Повторяет предложение целиком.

Листья на комнатных растениях нужно протирать…

Даша…для того, чтобы они могли дышать.

Повторяет предложение целиком.

Комнатным растениям нужен солнечный свет…

Ваня…для того, чтобы они могли хорошо расти.

Повторяет предложение целиком.

Комнатные растения нужны человеку…

Артем…для того, чтобы они украшали его дом

Повторяет предложение целиком.

Опыт 2. Посадка растения

Воспитатель : Что нужно, чтобы посадить растение?

Дети: Цветочный горшок, земля, дренаж, вода для полива.
Воспитатель: Взгляните на веточку, которую мы сорвали у комнатного растения. Что произошло с веточкой, пока она стояла в стакане с водой?

Дети: У веточки появились корни.

Воспитатель: Правильно у веточки появились корни. Теперь мы можем высадить эту веточку в горшок с землёй, ведь теперь у неё есть корни, которые будут питать молодое растение. Берём цветочный горшок. Что сначала будем класть в горшок? В цветочный горшок мы насыплем камни – это дренаж. Дренаж нужен для того, чтобы улучшить доступ воздуха к корням.

Далее дети с помощью воспитателя насыпают в горшок землю, высаживают росток и поливают .

Логоритмика «Вот такие! »

Воспитатель: А сейчас я проверю, умеете ли вы фантазировать. Я предлагаю вам поиграть в игру «Вот такие!» Я буду спрашивать у вас о том, как выглядят разные части комнатных растений или сами комнатные растения. Вы будите изображать их и говорить «Вот такие!»

Воспитатель : Какие у кактуса иголки?

Дети показывают растопыренные пальцы.

Дети : Вот такие!

Воспитатель : Какие пальмы?

Дети встают на носочки, поднимают руки, тянутся вверх.

Воспитатель: Какие цветы у глоксинии?

Дети наклоняются, опускают руки.

Дети : Вот такие!

Воспитатель: Мы сегодня с вами сделали два добрых дела: помогли растениям и научили Кузю ухаживать за ними.

Воспитатель: Ребята, а вы рады, что помогли Кузе и растениям?
(Эмоционально разделить радость детей). Предлагаю сделать Кузе подарок – нарисовать «Цветы в горшочке».

Воспитатель: А сейчас ребята подумайте и скажите, что нужно всем растениям на земле для того чтобы они нас всегда радовали своей красотой

Ребята понравилось вам занятие? С какими растениями мы познакомились? Что вам понравилось больше всего?

Источник

конспект интегрированного занятия по экологии в старней группе Путешествие растений
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

интегрированное занятие по экологии в старшей группе на тему «Путешествие растений» с применением новых педагогических приемов: театрализация, моделирование, экспериментальная работа, коллекционирование

Скачать:

Вложение Размер
конспект занятия по экологии в старшей группе 59 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экологии

Тема: Путешествия растений

Цель : формирование представлений детей о строении, росте, развитии и семенном размножении растений.

— упражнять в отгадывании загадок;

— расширить представления детей о частях растения (корни, стебель, листья, цветки) и их функциях;

— закрепить представление о смене времен года;

— развивать воображение и логическое мышление;

— обучить посадке семян;

— начать серию экспериментов и исследований по выращиванию различных растений;

— воспитывать интерес и заботливое отношение к растущим растениям и природе в целом.

Материалы : картинки с растениями, гербарий тысячелистника со схемой строения, музыка «Времена года» П.И. Чайковского, белая простынь, мешочки с водой и печеньем, пульверизатор с водой, игрушка пчелка на палочке, шапочки — цветочки, мешок ощущений, домашний огород и инструменты, коллекция семян, лейка с водой, таблица со схемой посадки семян.

Литература : программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой, сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников старшая группа, Л.Г.Горькова, А.В. Кочергина, Л.А.Обухова; Н Рыжова «Растем вместе» методика организации детских исследований по выращиванию растений в дошкольном учреждении.

П редварительная работа : серия наблюдений за растениями – деревьями, кустарниками, травянистыми растениями и др.; наблюдения за особенностями внешнего вида растений; сбор семян и составление коллекции семян; дети разучивают стихи, замачивают семена для их быстрого проращивания.

Перед занятием дети моют руки.

Дети входят и садятся на стульчики.

В: Здравствуйте ребята! Поздоровайтесь с гостями.

В: Мы природу уважаем

Бережем и понимаем.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Пчелы в поле и саду

Обучают нас труду.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Солнце учит доброте,

Нас деревья всех пород

Учат крепкой дружбе.

У природы круглый год

В: Сегодня мы с вами ребята поговорим о необыкновенных путешественниках. А чтобы понять, что это за путешественники такие, я попрошу вас внимательно послушать загадки и найти отгадки:

Посадили зернышко – вырастили солнышко. Подсолнух

Выросли на дереве вкусные сережки,

Круглые и красные, кислые немножко.

Чтобы слов не тратить лишних

Скажем сразу: это …( вишни)

Какое дерево с тобой
Мы будем украшать зимой? ( Ель)

У неё курчавый хвостик,
Длинный, тонкий, острый носик!
Эта рыжая плутовка
Не лисичка, а… морковка!

В: Молодцы ребята! Отгадали все загадки про растения. Мы с вами уже говорили о том, что растения потому и называются растениями, что они все время растут. Причем растут растения везде вокруг нас. Посмотрите, в группе много комнатных растений. В огороде – растут овощи, в парке – деревья и кустарники. Вокруг нас окружает растительный мир. Во всех странах, на всех континентах, на всей нашей планете растут растения.

Но как же так получается что, растения распространились везде, ведь у них нет ножек. Как так получается, что растет деревце, а потом вдруг рядом вырастает еще одно деревце? Вот об этом мы сегодня и узнаем.

В: Рассмотрите, пожалуйста, вот эту картинку.

Все растения выглядят по-разному, но почти у все них есть общие органы:

— Вот это корни. Как вы думаете, для чего они нужны растению?

— Это стебель или ствол. Какую функцию он выполняет?

— Это листья. Для чего они нужны?

— Это цветок. Он очень украшает это растение, но это не самая главная его задача. После того как цветок опылится, отцветет, на его месте образуется плод с семенами. Есть растения, семена которых умеют летать с помощью ветра, некоторые семена переносятся с помощью животных. Люди также помогают многим растениям путешествовать: они собирают семена в одном месте, а посадить могут совсем в другом месте. Так вот и путешествуют растения.

2. Дидактическая игра «Прорастание семечка»

В: А давайте поиграем?

Хочу вам предложить новую игру, которая называется «Прорастание семечка».

Ерохина Настя, Жигунова Настя, Колтырева Настя,

Варвара и Саша подойдите ко мне и представьте, что вы превратились в семечко какого-то растения.

Эти девочки будут у нас семенами, а остальные будут мне помогать.

Каким семечком ты стала? (вопрос задается каждому ребенку).

Наступила осень. Звучит музыкальный фрагмент из Времен года» П.И. Чайковского, на экране картины осени.

Семена уже созрели и упали на землю.

Дети садятся на ковер.

Валерия Юлусова рассказывает стихотворение:

Заглянула осень в сад-
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется.

Семена готовятся к долгому зимнему отдыху. Чтобы начать жизнь весной, после долгой зимы, у каждого семечка есть собственный запас еды.

Воспитатель раздает детям мешочки с водой и печеньем.

Но для того чтобы выжить и превратиться в сильное и здоровое растение, семена не съедают свой запас пищи до наступления весенних дождей.

Пришла зима… Звучит музыкальный фрагмент из Времен года» П.И. Чайковского, на экране картины зимы.

Харитонова Марина рассказывает стихотворение:

Одеяльце А. Коринфский

— Отчего, родная, снег зимой идет?
— Из него природа одеяльце ткет!
— Одеяльце, мама? А зачем оно?!
— Без него в земле бы стало холодно!
— А кому, родная, в ней тепла искать?!
— Тем, кому придется зиму зимовать:
Семенам-малюткам, зернышкам хлебов,
Корешкам былинок, злаков и цветов.

Зимой семена спят. Кружатся снежинки в хороводе, и снег укрывает каждое семечко мягким, пушистым одеялом.

Воспитатель накрывает простынею детей, которые изображают семена.

Наступила весна… Звучит музыкальный фрагмент из Времен года» П.И. Чайковского, на экране картины весны.

Кудряшов Вова рассказывает стихотворение:

ПОЯВЛЕНИЕ ВЕСНЫ Л.Н.Модзалевский

Весна с улыбкой шлет привет
Проснувшейся природе;
Всё после зимних бурь и бед
Вздохнуло на свободе.
Бессильно зляся и ворча,
Зима, старуха злая,
Бежит, от жаркого луча
Под солнышком сгорая.

Воспитатель снимает с детей простыню.

Солнышко постепенно прогревает землю, и семена медленно просыпаются.

Дети начинают шевелиться и зевают.

Вот пошел первый весенний дождь.

Побрызгать водой из пульверизатора.

У семян появились корешки.

Дети вытягивают ноги.

Семена стали использовать запасы еды.

Дети едят печенье и пьют воду.

Еда прибавила семенам сил, у них появилась энергия для прорастания из-под земли. Ростки тянут свои листочки к солнечному свету. Ростки качаются и радуются солнышку.

Дети поднимают руки вверх, покачивают их. Улыбаются.

Пришло лето… Звучит музыкальный фрагмент из Времен года» П.И. Чайковского, на экране летние картины.

Китова Кристина рассказывает стихотворение:

Летняя песенка Т. Белозёров

Опять смеется лето
В открытое окно,
И солнышка, и света
Полным, полным-полно!
Опять трусы и майки
Лежат на берегу,
И нежатся лужайки
В ромашковом снегу!

Растения выросли большие. У них появились цветы.

Дети встают на ноги, одевают на головы цветы.

К цветам прилетают насекомые.

Воспитатель руководит пчелкой , которая собирает нектар с каждого цветка.

Но лето, увы, заканчивается, все ближе осень. Цветки опадают.

Дети снимают цветы.

На месте цветков, которые опылили насекомые, появляются плоды.

Дети разводят руки в стороны, изображая плод.

Плод становится все больше и больше, потом он созревает и падает на землю.

Дети изображают этот процесс с помощью движений.

А внутри плода находятся… что?

Воспитатель читает стихотворение. На экране опять осень.

Уходит тихо Лето,
одетое в листву.
И остаются где-то
во сне и наяву:
серебряная мушка
в сетях у паука,
не выпитая кружка
парного молока.
И ручеёк стеклянный,
И тёплая земля,
и над лесной поляной
жужжание шмеля.

Приходит тихо Осень,
одетая в туман.
Она с собой приносит
дожди из разных стран.
И листьев жёлтых ворох,
и аромат грибной,
и сырость в тёмных норах.

А где-то за стеной
будильник до рассвета
стрекочет на столе:
» До бу-ду-ще-го ле-та,
до бу-ду-ще-го ле. «

И все начинается сначала.

3. Размножение растений.

В: Вот мы сейчас с вами ребята не просто поиграли в игру «Прорастание семечка», но и увидели, как же происходит размножение растений семенами.

Этот процесс называется – размножение растений . Дети повторяют.

В: Растения размножаются не только семенами, есть и другие способы, но о них мы узнаем на следующих занятиях.

В: Что-то мы засиделись, давайте встанем и поиграем в игру.

Мы листочки, мы листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Дети образуют круг

Ветер дунул – полетели.

Разбегаются по комнате

Мы летали, мы летали

Бегают махают крыльями

Все листочки так устали!

И на стульчики упали.

Садятся на стульчики.

5. Дидактическая игра «Чье это семечко?»

В: К нам сегодня в гости пришел волшебный мешок ощущений. Внутри его что-то лежит. А вот что это вы должны догадаться?

Каждый ребенок опускает в мешок руку и достает муляжи фруктов и овощей, семена каких-то растений. Ребенок должен назвать что это за плод или семя какого растения. Если у ребенка муляж плода он должен найти на тарелочке его семечко.

6. Домашний огород

В: У каждого из вас есть семена, и теперь мы с вами их посадим в наш домашний огород, который мы с вами до этого приготовили.

Воспитатель с детьми перемещается к уголку природы.

В: некоторые семена мы предварительно замочили для быстрого прорастания.

Дети сажают семена в домашний огород. Поливают теплой водой. Моют руки.

В: Я все зафиксирую вот в этой таблице, и потом вы как настоящие ученые будете наблюдать за своими семенами, как они всходят, растут, делать научные выводы., ухаживать за ними.

7. Подведение итогов.

— Что интересного мы сегодня делали?

— Что нового вы сегодня узнали?

В: Давайте возьмемся за руки.

Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица с небом,

Как поле с лугом,

Как ветер с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей вселенной только одна,

Для жизни и дружбы она нам дана!

В.: Спасибо ребята. Наше занятие подошло к концу.

Источник

Читайте также:  Культурные растения примеры по окружающему миру