Меню

Экологический проект 6 класса растения

Презентация к уроку экологические группы растений
презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме

Урок биологии в 6 классе на тему:
Характеристика основных экологических групп растений

Скачать:

Вложение Размер
urok_ekolog._gruppy_rasteniy.pptx 1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок биологии в 6 классе на тему: Характеристика основных экологических групп растений Автор – учитель ГБОУ лицея №419 Санкт-Петербурга Сергеева Елена Геннадьевна

Ах , эта среда обитания! Все связаны между собой Обменом , цепями питания, Составом, структурой, судьбой. В чащобах, и в грядах, и в весях, Где дышит и движется жизнь, Да будет всегда равновесье! Его потревожить страшись!

ЗАДАНИЕ «Четвертый лишний» Вырубка лесов Осушение болот Высокая температура Создание заповедников 1. Высокая влажность 2. Загрязнение воды нефтью 3. Низкая температура 4. Снег Шмель опыляет клевер Гусеница поедает листья Блоха кусает собаку 4 . Дождь поливает березу Сова ловит мышей Медведь впадает в спячку Птицы улетают на юг 4 . Цветок вянет без дождя

Ткани растения основная проводящая

Ткани растения покровная механическая

Вычисление площади поля зрения

Вычисление величины плотности устьиц Плотность устьиц ( ρ ) – это количество устьиц на один поверхности листа x – число устьиц в поле зрения 0.7 — x 1 — ρ

Теневой лист 1 имеет два-три слоя округлых клеток 2 клетки неплотно прилегают друг к другу 3 тонкий с темно-зеленой окраской 4 содержит много хлорофилла

Световой лист Мякоть светового листа имеет: 1. несколько слоев столбчатых клеток 2. в клетках мало хлорофилла 3. листья более светлой окраски

Типы растений по отношению к свету Тене- любивые Тене- выносливые Свето- любивые Растения

Типы растений по отношению к воде Растения Водные Нормальных условий увлажнения Сухих мест обитания

Гениальный сыщик просит учеников помочь ему в расследовании. Задания группе №1 Продавец утверждает, что все лекарственные травы собраны в тропическом лесу реки Амазонки. Но часть листьев сильно опушена, хлоропласты мелкие, хлорофилла мало, окраска очень светлая, устьица очень маленькие, их плотность равна 300 на 1 мм 2 . Можно ли доверять продавцу?

Задания группе №2 В Тунисе недалеко от пустыни Сахары совершено преступление. Подозреваемый утверждает, что никогда не был в Африке, но на его ботинке обнаружен кусок листа с толстой кутикулой, восковым налетом и глубоко погруженными крупными устьицами. Плотность устьиц равна 9 на 1 мм 2 . Правду ли говорит подозреваемый? В Тунисе недалеко от пустыни Сахары совершено преступление. Подозреваемый утверждает, что никогда не был в Африке, но на его ботинке обнаружен кусок листа с толстой кутикулой, восковым налетом и глубоко погруженными крупными устьицами. Плотность устьиц равна 9 на 1 мм 2 . Правду ли говорит подозреваемый?

Задания группе №3 Листья наркотического сырья утолщенные, мясистые, имеют толстую кутикулу, глубоко погруженные крупные устьица. Плотность устьиц равна 7 на 1 мм 2 . Где может быть выращено это сырье?

Задания группе №4 В партии чая половина листьев тонкие, темно-зеленые, без кутикулы, с немногочисленными крупными хлоропластами, расположенными в 3 слоя. Устьица довольно крупные, встречаются на обеих сторонах листа. Плотность устьиц равна 90 на 1 мм 2 . Правда ли, что эта партия привезена из солнечных районов Краснодарского края?

Фотографии покровной ткани листа различных видов декоративных растений, сделанные учащимися лицея 419

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа основана на применении технологии проблемного обучения. Ученики работают в группах.

Экологические группы растений по отношению к воде: плавающие растения, погруженные в воду растения, водные растения с плавющими листьями.

Презентация к уроку экологии в 6 классе.

Презентация к уроку биологии в 6 классе.

Это разработка урока биологии в 6 классе по теме «Характеристика основных экологических групп растений.» На уроке идёт формирование УУД,работа в парах,заполнение таблиц,индивидуальная работ.

Технологическая карта урокаУчреждение: ГБОУ лицей №419 Петродворцового района Санкт- ПетербургаАвтор: учитель биологии Сергеева Елена Геннадьевна________________________________________.

особенности основных экологических групп растений,приспособленность их к местообитанию.

Источник

Проект на тему » Растения — рекордсмены » 6 класс
проект по биологии (6 класс) на тему

Данный проект выполнен учеником 6 класса, является дополнением к уроку по теме » Цветок», расширяет знания учеников в сфере растений рерордсменов.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_microsoft_powerpoint_2.pptx 1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Титульный лист МОУ Ганусовская СОШ Проект на тему : “ Растения рекордсмены ” Выполнил : ученик 6 класса Петушков И.А. 2016-2017 гг.

Цели. 1):расширить знания в сфере растений рекордсменов .

Самый большой цветок на земле Раффлезия Арнольда — вид растений-паразитов из рода Раффлезия семейства Раффлезиевые , типовой вид этого рода. Ареал вида ограничен островами Суматра и Калимантан (другие виды раффлезии встречаются и в других районах Юго-Восточной Азии, включая Филиппины; многие виды этого рода находятся под угрозой исчезновения). Раффлезия Арнольда цветёт одиночными цветками, которые являются одними из наиболее крупных на планете: их диаметр 60—100 см, а масса — до 8 кг.

Самый долго цветущий цветок в мире О рхи́дные , или Ятры́шниковые , также Орхиде́и — крупнейшее семейство однодольных растений. Орхидные — древнее семейство, появившееся в позднемеловую эпоху. У орхидеи цветок цветет от 45 до 50 дней, этот факт делает её рекордсменкой по долготе цветения.

Самый быстро цветущий цветок в мире Самый быстро цветущий цветок в мире – это лотос амозонский . Он самый быстро цветущий в мире , потому что лотос цветет всего 30 минут. Ло́тос — род двудольных растений, единственный представитель семейства Лотосовые . Видоизменённые стебли погружены глубоко под водой в грунт. У лотоса развиваются три вида листьев: подводные, плавающие и надводные, высоко поднимающиеся вверх над поверхностью воды, которые растут на гибких длинных черешках

Самый красивый цветок в мире Самый красивый цветок считается у кактуса “ Царица ночи ” , цветёт 2 часа, но запах прекрасней не бывает. Кактус , имеющий ботаническое название Селеницереус крупноцветковый и известный образованием красивых крупных цветков, раскрывающихся на одну ночь. Некоторые другие виды данного семейства прежде всего — птерантус также имеют крупные красивые цветы, раскрывающиеся на одну ночь, что позволило называть их также «Царицей ночи» или «Принцессой ночи » либо «Лунными кактусами «.

Цветок ,который цветёт 1 раз в жизни Это Пуйя Р аймонди , обитатель Анд . «Королева Анд» Пуйя Раймонда является крупнейшим растением семейства бромелиевых и отличается необычным соцветием высотой до 10 м. Листья заострённые, растут плотной группой. Шипы, служащие защитой от животных, размещены среди листьев. Цветонос высотой до 10 м имеет более 8 тысяч беловато-зелёных цветков; отцветающие цветки окрашиваются в пурпурный оттенок. Растение начинает цвести лишь на 80—150 годах жизни. Пуйя Раймонда является монокарпиком , погибающим после цветения и плодоношения. Растение производит 8—12 млн переносимых ветром семян, но обычно лишь несколько из них прорастают, так как в сырой почве время жизни семян составляет всего несколько месяцев.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках реализации ФГОС процесс преподавания претерпевает существенные изменения. Конструируя учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности, особо.

Презентация по биологии по учебнику В.В. Пасечника для 6 класса :»Растения».

Данный материал поможет актуализировать, проверить и закрепить материал, изученный в первой четверти. Разработан по учебнику Пономаревой, 6 класс.

Тест по теме растения 7 класс.

Данную разработку можно использовать для проведения повторительно-обобщающих уроков или внеклассных мероприятий.

после изучения темы «Растения. Водоросли. Лишайники» можно дать подобное задание.

Источник

Экологический проект «Медоносные растения окрестностей села» (6-7класс)

Экологический проект «Медоносные растения окрестностей села» (6-7класс)

ШЭМ Т.А. Ашихмина « Экология родного края»1996год

Цель исследования: выявить виды – медоносы (нектароносы и пыльценосы) в окрестностях населенного пункта.

выявить растения – нектароносы и растения-пыльценосы

выяснить какое количество медоносов имеется в разных типах растительности

познакомиться с состоянием пчеловодства в населенном пункте и выяснить какую роль в кормовой базе пчел играют дикорастущие растения.

Исследование выполняется маршрутным методом. Маршруты должны охватить всю территорию окрестностей села и все основные местообитания: леса, лесные опушки и поляны, луга, прибрежья водоемов, болота, пустыри. Количественный учет медоносных растений — сложное дело. Поэтому достаточно глазомерно разделить все виды на три группы: встречаются часто и обильно; умеренно часто; редко. Целесообразно составить план обследованной территории и показать на нем места нахождения самых важных видов медоносов. В проекте дается характеристика каждому виду медоносных растений. Результаты представляются в форме таблиц.

При обсуждении результатов следует рассмотреть систематический состав медоносов и выявить свойства, включающие наибольшее число видов. После этого анализируется насыщенность медоносами различных типов естественной растительности и связанных с человеком рудеральных сообществ

Характеристика видов медоносных растений

Источник

Презентация по биологии 6 класса по теме: «Основные экологические группы растений»
презентация к уроку по биологии (6 класс)

особенности основных экологических групп растений,приспособленность их к местообитанию

Скачать:

Вложение Размер
harakteristika_osnovnyh_grupp_rasteniy.ppt 943.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Характеристика основных экологических групп растений Подготовила учитель биологии Нурова С.Б.

тест 1.Экологические факторы – это А)отдельные элементы неживой природы; б) отдельные элементы живой природы; в) отдельные элементы окружающей среды. 2.Биотические факторы – это А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком. 3.Антропогенный фактор — это А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком. 4.Абиотический фактор — это А)факторы неживой природы; б) факторы живой природы; в) факторы .созданные человеком.

КУВШИНКИ В ВОДЕ ПАПОРОТНИК В ЛЕСУ сосны

В каких условиях произрастают эти растения? Какая наука изучает условия жизни растений? По какому принципу разделены эти растения? Что мы будем изучать на уроке?

Светолюбивые растения Особенности : Листья небольшие,плотные,с блестящей толстой кожицей и многочисленными устьицами В клетках мякоти листа хлоропластов немного, они светло-зеленые. Хорошо развита механическая ткань и корневая система береза

Гелиофиты-светолюбивые растения ТОН ОДУВАНЧИК

Лабораторная работа Тема : Изучение приспособления одуванчика к наилучшему улавливанию света.

Использование сосновой хвои в годы великой Отечественной войны Настой хвои является ценным источниками витамина С и его применяют для профилактики и лечения гипо и авитаминоза С. Настой хвои сосны во время войны применяли для профилактики и лечения цинги

Тенелюбивые растения Особенности: Листья крупные Кожица листа тонкая,ее клетки часто содержат хлоропласты. Хлоропласты крупные с большим количеством хлорофилла ЛЛЛЛЛЛИ Лист папоротника Вороний глаз

Растения водных мест обитания-гидрофиты Особенности: Устьица на верхней стороне листьев. Развита система межклетников, заполненных воздухом. лотос

ЭЛОДЕЯ ПЕРИСТОЛИСТНИК П ПАПОРОТНИК

физминутка Проведем, друзья, сейчас Упражнение для глаз. Вправо, влево посмотрели, Глазки все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик, не сердись, Посмотри на потолок, Отыщи там уголок. Чтобы мышцы крепче стали, Смотрим по диагонали. Мы не будем циркуль брать, Будем взглядом круг писать.

Растения сухих мест обитания Запасание воды в тканях корня,стебля или листьев Листья превращены в колючки Устьиц немного Водонепрони- цаемый восковой налет на листьях Верблюжья колючка Кактус в пустыне

Приспособления растений к жизни в засушливых местах СУККУЛЕНТЫ СКЛЕРОФИТЫ ТАМАРИСК САКАСАУЛ ТОЛСТЯНКА АЛОЭ

Домашнее задание: Подготовить кроссворд по теме: «Характеристика основных экологических групп растений.» & 55.

тесты 1.Растения по отношению к свету бывают: А)Теплолюбивые,холодоустойчивые; б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые; в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения. 2.Растения по отношению к температуре бывают А)Теплолюбтвые,холодоустойчивые; б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые; в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения. 3.Растения по отношению к влажности бывают: А)Теплолюбивые,холодоустойчивые; б)светолюбивые,тенелюбивые,теневыносливые;в)водных и избыточных мест увлажнения, сухих мест, средние условия увлажнения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку экологии в 6 классе.

В презентации представлены тестовые задания для проверки ранее изученного материала по теме Общая характеристика класса Рыбы, внешнее и внутреннее строение рыбы. При проведении урока предлагается созд.

Обобщающий урок биологии для обучающихся 6 класса. Данный урок построен на системном подходе изучения биологии, и позволяет повторить и обобщить не только биологические понятия по теме, но и подвести .

Презентация к уроку биологии в 6 классе.

Это разработка урока биологии в 6 классе по теме «Характеристика основных экологических групп растений.» На уроке идёт формирование УУД,работа в парах,заполнение таблиц,индивидуальная работ.

Технологическая карта урокаУчреждение: ГБОУ лицей №419 Петродворцового района Санкт- ПетербургаАвтор: учитель биологии Сергеева Елена Геннадьевна________________________________________.

Урок биологии в 6 классе на тему:Характеристика основных экологических групп растений.

Источник

Проект «Экология лесных растений»

Идея проекта. Изучение лесных растений имеет большое значение в жизни человека. Прежде всего, растения восполняют кислород атмосферного воздуха. Многие из растений леса используются в медицине. Такие растения имеют различные назначения. Например: болеутоляющие, витаминные, ранозаживляющие, успокаивающие. Есть растения, идущие в пищу в свежем или переработанном виде: березовый сок, фрукты и ягоды, кормовые растения. Эфиромасличные растения, которые используются в парфюмерии. В наше время существует множество факторов, влияющих на лес и на его экологию. Первым неблагоприятным фактором, является переруб древесины. Проблема в том, что при перерубе, забирают хорошие деревья, оставляя, больные, а это в свою очередь ведет к еще большему экологическому вреду. Второй фактор-это лесные пожары. Ежегодно сгорает большое количество гектаров леса. Также на экологию леса влияет небрежное отношение человека к природе (выбрасывается большое количество мусора, уничтожаются редкие виды растений). Всё это ведёт к истощению лесных ресурсов.

Постановка проблемы: современные дети мало времени проводят на свежем воздухе и в лесу, лишь немногие из них могут похвастаться знанием лесной флоры и отличить лекарственные растения от ядовитых.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Экология лесных растений»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кошелихинская основная школа»

городской округ город Первомайск Нижегородская область

Конкурс «Экологическая мозаика»

Номинация «Сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»

«Экология лесных растений»

Мурзин Дмитрий, 14 лет, 9 класс

Сироткин Алексей, 15 лет, 9 класс

Кочеткова Мария Николаевна,

учитель биологии и химии

I квалификационной категории

с. Кошелиха, 2015 год

— Фенологические спектры цветущей флоры…………………………………….8

— Распространение и экология некоторых растений Нижегородской области…………………………………………………………………………………………..9

Список использованной литературы и интернет-ресурсов…………………………12

Идея проекта. Изучение лесных растений имеет большое значение в жизни человека. Прежде всего, растения восполняют кислород атмосферного воздуха. Многие из растений леса используются в медицине. Такие растения имеют различные назначения. Например: болеутоляющие, витаминные, ранозаживляющие, успокаивающие. Есть растения, идущие в пищу в свежем или переработанном виде: березовый сок, фрукты и ягоды, кормовые растения. Эфиромасличные растения, которые используются в парфюмерии. В наше время существует множество факторов, влияющих на лес и на его экологию. Первым неблагоприятным фактором, является переруб древесины. Проблема в том, что при перерубе, забирают хорошие деревья, оставляя, больные, а это в свою очередь ведет к еще большему экологическому вреду. Второй фактор-это лесные пожары. Ежегодно сгорает большое количество гектаров леса. Также на экологию леса влияет небрежное отношение человека к природе (выбрасывается большое количество мусора, уничтожаются редкие виды растений). Всё это ведёт к истощению лесных ресурсов.

Постановка проблемы: современные дети мало времени проводят на свежем воздухе и в лесу, лишь немногие из них могут похвастаться знанием лесной флоры и отличить лекарственные растения от ядовитых.

Партнеры по проекту:

Детское объединение МАОУ «Кошелихинская ОШ» «Дружба».

Сироткин Александр Викторович – главный специалист Кременского участкового лесничества.

Педагоги МАОУ «Кошелихинская ОШ».

Сроки реализации проекта: июнь-ноябрь 2015 года (краткосрочный).

Место реализации проекта: село Кошелиха городской круг город Первомайск Нижегородской области.

Целью проекта является изучение лесных растений и их экологическое исследование.

Задачи, поставленные в данном проекте:

Изучение особенностей лесных растений.

Исследование растительных сообществ.

Флористические и геоботанические исследования лесных растительных сообществ.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные по ресурсам лесного сырья можно рекомендовать к промышленным заготовкам, медицине. а также могут быть применены в процессе школьного обучения естественнонаучным дисциплинам общеобразовательного курса, для приобретения навыков и умений по лесной экологии и бережному отношению к природе.

Множество различных авторов затрагивали и затрагивают темы экологии лесных растений, так как они действительно являются очень важными в современном мире.

Сергеев Б.Ф. «Жизнь лесных дебрей» рассказывает о жизни обитателей леса, о влиянии человека на природу, об изменениях, происходящих при освоении новых территорий.

Горышина Т.К. «Растение в городе» знакомит читателя с составом и историей формирования городской флоры, с вопросами экологии городских растений.

В книге Бергальи Роберто «Биогеохимия наземных растений» собран уникальный материал по биомониторингу тяжелых металлов и биовосстановлению наземных экосистем на примере высших растений, мхов, лишайников и грибов.

Книга Карпачевского Л.О. «Экологическое почвоведение» посвящена анализу основных свойств почв и их экологической роли. Показано значение этих свойств в жизни растений, их связь с животными.

Физико-географические условия: городской округ город Первомайск находится в южной части Нижегородской области, на расстоянии 182 километров от города Нижнего Новгорода. Его территория расположена на Приволжской возвышенности и представляет собой волнистое плато, расчлененное речной и овражно-балочной сетью. Район граничит с Дивеевским, Арзамасским, Шатковским и Лукояновским районами Нижегородской области, а также республикой Мордовия.

Площадь района составляет 122700 гектар.

Нижегородская область вытянута в меридиональном направлении, её протяженность с севера на юг составляет около 400 км, а с запада на восток в наиболее широкой южной части — около 300 км. Основные различия в климате проявляются по линии север-юг, между лесным Заволжьем и возвышенным Правобережьем.

В целом область находится в зоне умеренно континентального климата. Средняя годовая температура воздуха изменяется от 3,0 на севере до 4,5 ºС. на юге области. За год выпадает около 600—650 мм осадков в Заволжье и 500—550 мм в Правобережье, две трети которых выпадает в виде дождя. С сентября по май в области преобладают южные и юго-западные ветры, а в летние месяцы — северо-западные. Среднегодовая скорость ветра составляет 3—4 м/с.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с учащимися школы, выбор оборудования и материалов.

2 этап – практический: практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся школы о растениях леса своей области и района, их экологических особенностях, ответственного и бережного отношения к природе в целом.

3 этап – обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, выполнение проекта, подготовка к защите и защита проекта, составление списка систематических групп растений района и области.

Материалом для работы послужил гербарий, собранный в летний период в 2013-2014, 2014-2015 года. Материал собирался маршрутным методом в лесах с. Кошелихи и п. Прибрежный. Обработка собственного материала проводилась в классе под руководством учителя биологии. Растения определялись по П. Ф. Маевскому. Экологическая оценка проводилась по жизненным формам: деревья, кустарники, многолетние, двулетние, однолетние травы; характеристика фенотипа по группам растений: ранневесенние, весенние, весенне-летние, летние, летне-осенние и т.д.

При хозяйственной оценке отдельных видов и выявлении редких и охраняемых растений мы опирались на работы более раннего изучения этих растений.

Определение растений состояло из двух основных этапов:

а) определение площади заросли;

б) определение числа растений на единицу площади (1м×1м).

Для таких травянистых растений как зверобой, полынь и др. использовались пробные площадки размером 1м 2 , причем площадки закладывали, когда на 1м 2 встречалось 3 экземпляра (побега) и более изучаемого вида: для определения плотности запаса сырья (см.приложение 1) кустарников (шиповника, боярышника и др.) — размером 10м 2 .

Для большей достоверности выборки площадки на территории массива располагали по нескольким линиям — трансектам, пересекающими площадь участка через определенное, заранее заданное число М. Число трансект и заданное расстояние между площадками зависело от площади исследуемого массива лесных растений. На площадке собиралось сырье и сразу же взвешивалось. Результаты по каждой площадке записывались отдельно и затем суммировались. По изученным площадкам высчитывалось среднее арифметическое запаса сырья.

Общая продуктивность массива определяли, умножая запас сырья 1м 2 на площадь массива по нижней границе предела, который равен М-2, где М — средняя урожайность, а –2 — ошибка средней (Крылова, Шретер, 1971). Например, запас крапивы двудомной (Urtica dioica L.) на 1м 2 — 150г. Площадь заросли 1000м 2 . Тогда, согласно методике, запас на этой площади равен: 150 — 2×0,65 = 150 – 1,3 = 148,7кг или 34,4кг воздушно-сухого сырья (при норме выхода 22%).

После этого проводили расчет эксплуатационных запасов с каждого участка. Плотность запаса сырья — средняя масса сырья на единицу площади. Выражается в единицах массы, отнесенной к единице площади (г/м 2 , кг/га).

Эксплуатационный запас сырья всегда меньше, чем биологический (см.приложение 1) по объему, поскольку при заготовке допустимо отчуждать только часть популяции лекарственных растений, оставляя определенную долю для ее восстановления после сбора сырья. Плотность запаса сырья — средняя масса сырья на единицу площади. Выражается в единицах массы, отнесенной к единице площади (г/м 2 , кг/га).

Биологический запас – количество сырья, которое можно заготовить на площади участка заготовки, без учета восстановления популяций лесных растений. Выражается в единицах массы (кг, т).

Эксплуатационный запас — количество сырья, которое можно заготовить на площади участка заготовки, не нарушая возможности возобновления растений и регенерации популяций.

В Нижегородской области три природные зоны — тайга, хвойно-широколиственные леса и лесостепи.

Леса таежной зоны Нижегородской области — в основном еловые или сосновые, на северо-востоке к ели примешивается пихта. Повсюду — на вырубках, гарях и в виде примесей можно встретить мелколиственные деревья — березу и осину. Во втором ярусе часто встречается рябина.

Растительность тайги — это не только а еще и кустарники, кустарнички, травы, мхи и лишайники. Наличие мхов, которые выживают на переувлажненных кислых подзолистых почвах, в таежном лесу обязательно. Один из распространенных в тайге кустарников — крушина ломкая — растет и южнее, но в тайге чувствует себя более комфортно. На бедных почвах у нее нет конкурентов.

Трав в тайге меньше, чем в более южных природных зонах. Большинство обычных людей ботанику знают не слишком хорошо, поэтому такие названия, как линнея северная или гудайра ползучая вряд ли им что-то скажут. Из известных растений травянисто-кустарничкового яруса типично таежные виды — это лесные ягоды: брусника и черника, болотные растения: клюква, голубика, багульник.

Сосновые леса покрывают песчаные равнины водноледникового происхождения, на которых из-за бедности почв и недостатка влаги другие деревья расти не могут. Сосна преобладает на Ветлужско-Устанской,Балахнинской, Волжско-Керженской и Окско-Тешинской низинах. Во многих сосновых лесах видовой состав очень бедный. Кустарников и кустарничков может не быть совсем, а напочвенный покров может состоять только из лишайников.

Описанное явление — наглядный пример связи разных природных компонентов. Рельефообразующие процессы определили состав растительности. В результате таяния ледников образовались обширные песчаные равнины, на которых ничего не может расти, кроме сосны и других самых неприхотливых растений. Для ели и пихты нужны более плодородные почвы, образующиеся на суглинках и глинах, которые на Волго-Окском Левобережье имеют моренное происхождение.

Широколиственных лесов на территории Нижегородской области осталось мало, большинство их было вырублено при сельскохозяйственном освоении. Для них характерно разнообразие растений всех ярусов. В древесном ярусе чаще встречаются дуб, липа и ясень, реже — вяз. Клен остролистный иногда по высоте достигает верхней границы леса, но неплохо чувствует себя и во втором ярусе под кроной более высоких деревьев. Кустарники орешник (лещина) , жимолость лесная и бересклет бородавчатый вместе с молодыми деревьями образуют труднопроходимые заросли. Мхи встречаются гораздо реже и предпочитают селиться не на земле, а на прикорневой части деревьев и на пнях. Травяной покров густой. Характерные травы — сныть, медуница неясная, копытень европейский и другие.

От растительных сообществ степей, которые занимают отдельные участки лесостепной зоны, мало что осталось. Северные степи, называемые еще разнотравными, отличаются большим количеством трав, растущих рядом, образующих густой покров и цветущих в разные сроки разноцветными цветами. Самые известные из них — васильки, незабудки, колокольчики, полыни, Степная растительность — это не только травы, а еще и кустарники — степные вишня и терн (слива) и другие.

Луга — безлесные участки, где растут травы и встречаются группы кустарников — бывают двух видов. Заливные луга образуются в поймах всех относительно крупных рек. Как правило чем крупнее река — тем больше у нее пойма, а значит площадь пойменных лугов. Материковые луга образуются вне пойм на участках, по каким-либо причинам свободным от леса.

Последнее время на лугах наблюдается массовое распространение растения амброзия. Это американская трава, семена которой попали в Россию и которая здесь успешно прижилась, захватывает все новые территории и является злостным сорняком. Она узнается по желтым цветам, которыми покрываются целые поля.

На болотах также формируются особые растительные сообщества. Они заметно различаются на разных типах болот — верховых, низинных и переходных.

Еще есть растительность водоемов — прибрежная (камыш, рогоз и другие) и водная, из которой самые заметные и популярные — белая кувшинка и желтая кубышка, которую в народе тоже называют кувшинкой.

В настоящее время все типы растительности претерпели значительные изменения под влиянием хозяйственной деятельности человека. На значительной территории они полностью уничтожены или коренным образом преобразованы (распаханы, застроены и т.п.). Сообщества, близкие к коренным, сохранились лишь в виде отдельных небольших участков. Современное состояние растительного покрова Нижегородской области представлено на схематической карте (рис. 3) (приложение 2.)

Наибольшее число растений представлено травами. Среди трав большая часть — многолетники. В качестве примера можно назвать: Gratiola officinalis L. (авран лекарственный), Leonwus quinqnilobatus L. (пустырник пятилопастной), Origanum vulgare L. (душица обыкновенная). К двулетникам относятся такие растения как: Verbascum thapsus L. (коровяк медвежье ухо), Cynoglossum officinale L. (чернокорень лекарственный), Melilotus officinalis L. (донник лекарственный). Однолетников среди растений Нижегородской области значительно меньше. К ним относятся: Bidens tripartite L. (череда трехраздельная), Polygonum aviculare L. (горец птичий), Capsella bursapastoris L. (пастушья сумка обыкновенная).

Среди древесных растений можно назвать наиболее типичные: Sorbus aucuparia L. (рябина обыкновенная), Padus racemosa (Lam.) Gilib. (черемуха обыкновенная), Ribes nigrum L. (смородина черная) и др.

По фитоценотической приуроченности растения Нижегородской области можно разделить на 5 типов:

Источник

Читайте также:  Растения занесенные сколько их всего