Меню

Экологическое равновесие растения и животные

Экологическое равновесие

Экологическое равновесие

Экологическое равновесие в природе — от­носительная устойчивость видового состава живых орга­низмов, их численности, продуктивности, распределения в пространстве, а также сезонных изменений, круговорота веществ, и других биологических процессов в любых при­родных сообществах.

В основе экологического равновесия экосистем лежит постоянство биотического круговорота веществ, который в каждой конкретной экосистеме имеет свои особенности, сязанные с видовым составом и численностью организ­мов, их типом обмена веществ. Решающее значение при этом имеют соотношение автотрофов (продуцентов) и гетеротрофов (консументов, редуцентов), а также приспособ­ленность организмов друг к другу и к среде обитания. Совокупность этих факторов, сложившаяся в процессе эволюции, обеспечивает устойчивость экосистем, или их гомеостаз. За меру стабильности экосистем часто прини­мают их видовое разнообразие — чем оно выше, тем надёжнее поддерживается экологическое равновесие.

При колебаниях условий среды|среды, выходящих за преде­лы, обычные для данной экосистемы, возникают наруше­ния экологического равновесия, приводящие к снижению численности одних и резкому увеличению других видов. Плотность того или иного вида при неблагоприятных ус­ловиях снижается, но в оптимальных условиях возрастают плодовитость, скорость роста|роста и развития, и плотность вида восстанавливается.

Часто под нарушением экологического равновесия по­нимают не только изменения различных биотических фак­торов, но и значительные колебания газового состава ат­мосферы, загрязнение вод, глобальное загрязнение окружающей среды|среды, то есть всё|все, что может изменить нор­мальную жизнь на данной территории живых организмов.

Актуальность сохранения экологического равновесия возросла в XX веке с появлением таких средств воздействия на экосистемы, которые могут привести к их необратимому нарушению.

Видео по теме : Экологическое равновесие

Экологическое равновесие

К сожалению, некоторые западные активисты восприняли это как призыв политически разыграть экологическую карту для дестабилизации ситуации на российском Севере, в частности вокруг природного парка «Нумто» в Ханты-Мансийском автономном округе|округе — Югре, где проживает небольшое количество представителей коренных|корённых народностей — ханты и ненцев.

На днях гринписовцы в очередной раз попытались заручиться поддержкой населения и опротестовать принятое правительством Югры «Положение о природном парке «Нумто». Для этого они в прямом смысле устроили осаду жилых домов в деревне Нумто на берегу одноимённого озера, которое считается среди аборигенов священным, а также заехали в лесные избушки, как говорят местные жители — на стойбища.

«Цель этих экоактивистов всем понятна — раскачать лодку, чтобы потом устроить очередную информационную волну и рассказать о том, как в России якобы ущемляются права|права малых народов в пользу нефтегазового сектора|сектора, — говорит директор департамента природных ресурсов и несырьевого сектора|сектора экономики Югры Евгений Платонов. — Корректировка зонирования парка давно назрела, и она была выполнена в полном соответствии с законодательством, согласована с местными жителями. Да, ни для кого не секрет, что в определённой части парка компания «Сургутнефтегаз» добывает нефть. Но производственные районы находятся далеко от «священных» мест. Само озеро Нумто и земли|земли вокруг него и вовсе неприкосновенны для любого производства — это зона охраны объектов культурного наследия. Нефтяники помогают развитию территории. Так, в деревне Нумто были построены жилые дома|дома, часовня, клуб с визит-центром парка. На очереди — решение проблем с водоснабжением и транспортной доступностью».

«К любым изменениям люди поначалу относятся настороженно, — рассказывает инспектор парка «Нумто», представитель народности ханты Пётр Покати. — Но после переговоров и консультаций местные жители поняли, что опасаться нам нечего. Мы ждём перемен только к лучшему. Хотя бы потому, что у нас растёт количество рабочих мест, которые предоставляют малым народам, улучшается инфраструктура территории, качество жизни. Вместе с тем сохраняются всё|все наши обычаи и народные промыслы. К примеру, мне нефтяники помогут со стройматериалами, чтобы я занимался оленеводством на новом стойбище».

«При ведении|ведении хозяйственной деятельности на территории «Нумто» «Сургутнефтегаз» сделал приоритетным поддержание экологического равновесия и обеспечение традиционного образа|образа жизни коренных|корённых народов, — говорит начальник управления экологической безопасности и природопользования компании Любовь Малышкина. — В нашей компании даже утверждена специальная инструкция, как сотрудники должны себя вести|вести на особо охраняемых природных территориях, в местах традиционного природопользования казымских ханты и лесных ненцев. В частности, на священных землях много запретов: нельзя ничего трогать, рубить деревья, нарушать покой мира духов|духов, которым поклоняются местные жители. И, кстати, они в свою очередь, такое обращение очень ценят».

Пока деревенская жизнь в Нумто идёт своим чередом. На улице сорокоградусные морозы, резкий обжигающий ветер. А в небольших домах жарко натоплено, женщины на печке готовят пищу|пищу, обычно традиционные блюда из оленины и рыбы. Когда нет овощей, добавляют в бульон муку|муку, особенно вкусна заварная уха|уха из щуки. Аборигены по-прежнему носят тёплые малицы и кисы|кисы — это национальная одежда и обувь из оленьих шкур, и, конечно, повседневные рубахи и платья, богато расшитые бисером. Матери уже с малых лет приучают девочек к рукоделию, самое любимое увлечение для одарённых мальчишек — резьба по дереву и кости|кости. Сейчас семьи|семьи ждут на новогодние каникулы своих школьников, которые живут и учатся в Казымском интернате.

Источник

Конспект урока по окружающему миру «Экологическое равновесие»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление об экологическом рав­новесии.

Задачи урока:

1. Совершенствовать умение использовать в работе ранее получен­ные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

2. Развивать познавательную активность учащихся, речь.

3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Компьютер, весы, рисунки детей на тему «Любимые уголки природы», картинки и рисунки к сообщениям учеников, план работы.

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока Экологическое равновесие 104 КБ
презентация к уроку 2.47 МБ
приложение к уроку 2 90.5 КБ
приложение к уроку 3 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

по окружающему миру в 4 классе

с использованием ИКТ.

Урок составлен на основе учебника «Мир вокруг нас» для 4 класса. Автор А.А.Плешаков.

Солнцева Галина Николаевна, учитель начальных классов

МОУ СОШ№7 г. Мантурово Костромской области

Урок требует предварительную подготовку учащихся.

Тема: Экологическое равновесие

Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии.

1. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

2. Развивать познавательную активность учащихся, речь.

3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Компьютер, весы, рисунки детей на тему «Любимые уголки природы», картинки и рисунки к сообщениям учеников, план работы.

Приложение 1 ( Презентация к уроку)

Прозвенел веселый звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всем хотят знать на свете.

II. Сообщение темы и целей урока. Слайд 1

1. — Сегодня вы на уроке будете исследователями . Слайд 2

Серьезные проблемы сегодня будем мы решать-

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

«Экологическое равновесие — это важно или нет?».

2 . Теоретическое обоснование Слайд 3

  • Во многих местах нашей планеты наблюдается обеднение природы, а также чаще стали возникать разные экологические проблемы.
  • В природе происходит нарушение экологического равновесия. Люди должны знать причину этого нарушения и способы его восстановления.

3. Знакомство с планом работы . (на доске) Слайд 4

— Сначала выясним, что обозначают слова «экологическое» и «равновесие».

— От какого слова образовано прилагательное «экологическое»?

(От слова «экология».)

-А что такое экология? (Экология — это наука о связях между живыми

существами и окружающей их средой, между человеками природой.)

— Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные

связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)

— Что же такое «равновесие»? (Это значит «равное по весу»)

— Послушайте, какое толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова.

(Равновесие — устойчивое соотношение между чем-нибудь.)

Опыт: Показ нарушения равновесия на весах. Приложение 2. Рис.1

2. Рассмотрим на примерах нарушение экологического равновесия, причины его возникновения и последствия.

Экологическое равновесие между живой природой и неживой

-Определим, как взаимосвязаны между собой живая и неживая природа. Слайд 5

По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было так?

(Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду.)

— Как деревья давали реке воду? (Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки.)

— То есть, происходил обмен: река питала растения, а растения — реку. И вот пришли люди и вырубили деревья. Как вы считаете, что произойдет с рекой?

(Не получая питания, река обмелеет и может совсем высохнуть.)

Вывод: Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие.

— Посмотрите, как все просто и как все сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями, и сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки ».

— Посмотрите, как выглядит наша река Большой Иргиз. Слайд 6

Течет река издалека…

Как хорошо, когда река

И широка и глубока!

Над ней пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей!

— И, чтобы она осталась такой же красивой и полноводной, к ней надо относиться бережно.

— Выскажите свое мнение, важно ли экологическое равновесие между живой и неживой природой? (Ответы детей)

3.Беседа «Экологическая пирамида » Слайд 7

— То же самое происходит и в пищевых связях между растениями и животными, между животными и животными. Давайте вспомним экологическую пирамиду.

  • Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке — множество желудей. Сова — это кто? (Хищник.)

Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных.

А растениеядных животных — меньше, чем растений, которыми они питаются. Подумайте, что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки? (Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется много мышей.)

-Выскажите предположение, что произойдет, если сов будет очень много? (Они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста.)

Вывод: Если в этой цепочке нарушить хотя бы одно звено — нарушится экологическое равновесие.

4. Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия. Рассмотрим, важно ли равновесие между травоядными животными и хищниками.

  • Послушаем сообщение о нарушении экологического равновесия между животными. Узнаем, чем полезны пауки. Приложение 3 . Сообщение 1. Слайд 8

-Как вы думаете, если не будет пауков, что может произойти в природе?

-К сожалению, ребята, проходя по лесу, часто нарочно обрывают паучьи сети, а, увидев где-нибудь на дорожке бегущего паука, стараются его раздавить. Не надо! Пауки — это звено огромного и сложного животного мира, частью которого являемся мы сами. Все в этом мире заслуживает уважения.

И пауки в том числе.

  • А сейчас послушаем сообщение обо всем известном насекомом . Слайд 9

Божья коровка — отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей (подсчитали ученые). Если человек начнет отлавливать божьих коровок за их красоту — будет распространяться тля, опасные насекомые — уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения.

— Как человек может нарушить экологическое равновесие?

  • Интересный материал нашёл в своем энциклопедическом словаре… (Имя ученика) Слайд10

Нарушение экологического равновесия между животными

В районе станции Уваровка, под Москвой, в начале XX в. один помещик, чтобы увеличить в своих лесах численность дичи, на которую хотел охотиться, платил крестьянам премию за уничтожение хищных птиц. В результате резко сократилось поголовье рябчиков, тетеревов, глухарей. Хищники — естественные санитары. Уничтожая больных и слабых птиц, они препятствуют распространению среди них разных заболеваний, от которых погибает много птиц и их становиться меньше.

– Здесь мы видим нарушение экологического равновесия между птицами.

— Назовите, какова, по вашему мнению, причина нарушения равновесия? К чему это привело? (Ответы детей)

  • Приведите ещё примеры о нарушении экологического равновесия между животными? (Ответы детей)

1) Однажды рыбаки заметили, что в их улове стало попадаться много больных рыб. Причина оказалась простой: в реке выловили всех раков. А ведь раки уничтожают останки погибших животных, служат санитарами. И когда раков не стало, от погибших рыб заражались и здоровые… ( Приложение 2 Рис.2 )

— Кто, по вашему мнению, нарушил равновесие в реке? К чему это может привести?

2) Очень бережно нужно относиться к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Эти животные не только интересны, но ещё и поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений. ( Приложение 2 Рис.3 )

— Какие животные поддерживают равновесие на лугу?

Давайте прочитаем, что сказано о нарушении равновесия в природе в учебнике. ( стр. 142 в вашем учебнике под цифрой 4) Слайд 11

— О каком происшествии в Австралии вы прочитали?

— Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи?

(В Австралии было нарушено экологическое равновесие между хищниками и травоядными животными.)

— Как вы считаете, важно ли экологическое равновесие между животными? (Ответы детей)

Утром бабочка проснулась,

Раз — росой она умылась,

Два — изящно покружилась,

Три — нагнулась и присела,

На четыре — улетела.

V. Продолжение изучения темы урока.

1. Рассмотрим нарушение экологического равновесия между растениями.

1) Рассказ ученика о нарушении равновесия между растениями. Слайд12 Рассказ о лесничем, который хотел навести порядок в лесу . ( Приложение 3 . Сообщение 2)

-Прав ли был лесничий, наведя «порядок» в лесу? К чему это привело?

— Здесь мы видим, как человек нарушает это равновесие.

Вырубка леса может привести к экологической катастрофе . Слайд13

2) А сейчас послушаем рассказ о нарушениях экологической связи между грибами и деревьями. Слайд14

Нужны ли лесу грибы ( Приложение 3. Сообщение 3)

— Как вы думаете, нужны ли лесу грибы ? Чем грибы помогли деревьям?

— Выскажите свое мнение, важно ли экологическое равновесие? (Ответы детей)

2. Рассмотрим равновесие между животными и растениями.

1) По этому вопросу мы послушаем… (имя ученицы) Слайд15

Рассказ о сойке и кедровке. ( Приложение 3. Сообщение 4)

2) Приведите ещё примеры нарушения равновесия между животными и растениями? (Ответы детей)

-Какой сделаем вывод? Подумайте, к чему приведет нарушение равновесия между животными и растениями?

Вывод: Животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Нарушение равновесия между ними может привести к экологической проблеме.

3. Опираясь на свои знания и наблюдения, приведите примеры нарушения человеком экологического равновесия. (Ответы детей.) Слайд 16

1) Почему мутнеет вода в озере? ( Приложение 3. Сообщение 5 Слайд 17

2) История о комарах и кошках. ( Приложение 3. Сообщение 6 Слайд18

VI. ФИЗМИНУТКА Слайд19

Мы березку посадили,

Мы водой ее полили,

И березка подросла,

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила

И ребят поблагодарила.

— Предлагаю обсудить такие экологические ситуации:

(Предварительное обсуждение ситуаций с соседом по парте).

1) Некоторые промышленные предприятия спускают в водоемы отработанную неочищенную воду.

Как это отразится на рыбном богатстве водоема? А на человеке? Слайд 20

2) Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых районах со скверами и парками? Слайд 21

3) Почему после уничтожения волков на Таймыре число больных оленей увеличилось во много раз? Слайд22

— Какой вы сделаете вывод из всего сказанного? Можно ли нарушать экологическое равновесие? К чему это может привести?

VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок

— Выскажите свое мнение, почему важно экологическое равновесие? Что делать, если экологическое равновесие уже нарушено? (чтение вывода из учебника с.142) Выводы : Слайд23

  • Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.
  • Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе, как одно зависит от другого. Тогда они смогут составлять достаточно точные экологические прогнозы и поступать так, чтобы не нарушать равновесия в природе.

— Закончить наш урок мне хочется стихотворением Бориса Заходера «Про всех на свете». (Читает подготовленный ученик): Слайд24

Все-все на свете — на свете все нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд

-Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки и мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны

-Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

— Как вы думаете, что вы, дети, сможете сделать, чтобы не нарушалось равновесие в природе? (Ответы детей)

— Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц, только тогда Земля останется такой, как на ваших рисунках «Любимые уголки природы». ( Приложение 2. Рисунок 4

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.

Прочитать материал учебника на стр. 141- 142.

Наблюдать за природой и вести себя так, чтобы не нарушать экологическое равновесие.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Серьёзные проблемы Сегодня будем мы решать – Наблюдать, анализировать, рассуждать. На такой вопрос нам предстоит найти ответ: «Экологическое равновесие – это очень важно или нет?»

Теоретическое обоснование Во многих местах нашей планеты наблюдается обеднение природы, а также чаще стали возникать разные экологические проблемы. В природе происходит нарушение экологического равновесия. Люди должны знать причину этого нарушения и способы его восстановления.

План работы 1. Что такое «экологическое равновесие»? 2. Исследование связей экологического равновесия. Как связаны: а) живая и неживая природа; б) растительноядные и хищные животные; в) растения; г) растения и животные; д) человек и экологическое равновесие; 3. Экологическое равновесие – это очень важно или нет?

Как они взаимосвязаны? Лес и река.

Течет река издалека… Как хорошо, когда река И широка и глубока! Над ней пышнее облака, Свежей дыханье ветерка, Стройней и выше лес над ней, И луг прибрежный зеленей!

Чем полезны пауки?

Божья коровка — отличная помощница в борьбе за урожай.

Какова причина нарушения экологического равновесия?

Что произошло в Австралии?

Вот к чему может привести вырубка леса!

Нужны ли лесу грибы?

Но и сами животные влияют на растения. Сойка Кедровка Жизнь животных леса зависит от растений, благодаря которым они получают пищу и укрытия.

К чему приводит неумеренный выпас скота?

Почему помутнела вода в озере ?

Некоторые промышленные предприятия спускают в водоёмы отработанную неочищенную воду. Как это отразится на рыбном богатстве водоёма? А на человеке?

Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых районах со скверами и парками?

Почему после уничтожения волков на Таймыре число больных оленей увеличилось во много раз?

Выводы Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек. Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе, как одно зависит от другого. Тогда они смогут составлять достаточно точные экологические прогнозы и поступать так, чтобы не нарушать равновесия в природе.

Источники информации Энциклопедический словарь юного натуралиста. Сост.В.К.Рахилин, А.Г.Рогожкин. М.:Педагогика-Пресс, 1999г. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». МОСКВА «ВАКО», 2006г. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса. М.:Просвещение, 2007г. http : //www.miem . edu.ru

Предварительный просмотр:

Рисунок 1 Рисунок 2

Рисунок 3 Рисунок 4

Предварительный просмотр:

Чем полезны пауки.

Люди не любят пауков. Прикоснувшись к пауку случайно, пугаются, брезгливо отдергивают руку и презрительно морщатся. Что ж, может, пауки и некрасивы. Но поверьте, только для тех, кто смотрит на них свысока и очень невнимательно. Да, они вроде бы «разбойники» — плетут смертоносные сети для мух и комаров. Но именно паучий аппетит защищает нас от непомерного размножения этих вездесущих насекомых. Именно паучий аппетит не дает всевозможным клещам и улиткам, тлям и шелкопрядам, расплодившись, опустошать поля, сады, леса. Конечно, пауки не одни вершат это важное дело. Жуки жужелицы отыскивают мелкую живность в прошлогодней листве. Стрекозы ловят на лесных опушках комаров и мух. Божьи коровки охотятся на тлей. Но все насекомые-хищники, вместе взятые, поедают опасных насекомых меньше, чем одни только пауки! Во всяком случае, есть такое мнение ученых, подтвержденное расчетами.

Рассказ о лесничем, который хотел навести порядок в лесу .

Вот история о том, как в давние времена люди вздумали навести порядок в одном большом лесу.

Главный лесничий рассуждал так. Лес — это деревья, всё остальное — лишнее. И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу.

Прошёл год, второй, третий. И видит главный лесничий, что в его чистом, аккуратном лесу что-то неладно. Куда ни посмотришь, везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: «Что же тут случилось? Отчего деревья сохнут?»

А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житьё. Развелось их видимо-невидимо. Вот деревья и стали сохнуть оттого, что насекомых развелось слишком много: одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых.

Нужны ли лесу грибы

. В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего-то им не хватало. И учёные заметили: нет в молодом лесу ни одного гриба! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил.

Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело в том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений — гриб-мухомор.

А ещё грибы необходимы лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

Сойка и кедровка.

Жизнь животных леса зависит от растений, благодаря которым они получают пищу и укрытия. Но и сами животные влияют на растения. Например, распространяют семена и плоды. В тайге живёт птица кедровка. На зиму она запасает для себя в разных укромных местах кедровые орехи — семена кедровой сосны. Часть этих орехов она потом не находит. И они на новых местах дают всходы.

А в дубравах подобную работу выполняет другая птица — сойка. Распространяет она плоды дуба — жёлуди. Спасибо птицам! Ведь и кедровые орехи, и жёлуди не могут распространяться иначе: у них нет ни крылышек, ни парашютиков, ни крючочков, как у многих других семян и плодов.

Почему вода в озере стала мутной.

Виноваты в беде были ребята, жившие в посёлке. Они часто устраивали такую игру: кто больше найдёт и выбросит на берег двустворчатых моллюсков. Ребятам совсем не жалко было животных, которые на берегу быстро погибали без воды и пищи. Не подумали ребята и о том, что двустворчатые моллюски пропускают через своё тело очень много воды и очищают её от мелких остатков растений, частичек глины. В озере почти не осталось этих живых фильтров, которые делают воду прозрачной. Вот и помутнело озеро.

А если озеро стало мутным, много неприятностей ждёт его обитателей. В мутную воду проникает меньше света. Значит, трудно будет жить подводным растениям, многие из них погибнут. Тогда и кислорода в воду будет поступать меньше. Из-за этого нелегко станет дышать рыбам. Вот к чему может привести бездумное уничтожение обычных ракушек.

Интересно, что продолжительность жизни наших «ракушек» около 15 лет. Но иногда они доживают и до 20-30 лет.

История о комарах и кошках.

На одном далёком острове люди решили уничтожить комаров. Для этого они использовали ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта напасть.

А оказалось, вот почему. Ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на растения. Этими растениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они не в домах, а в природе). Тараканы не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах. Тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились лёгкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших отравленных ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Ну и раздолье наступило тогда для крыс!

Крысы принесли людям огромные убытки.

Вскоре пришлось на остров завозить кошек. Их доставляли на самолётах из других мест. Только так и удалось справиться с крысиной напастью.

Всего этого, наверное, могло бы и не случиться. Да-да, если бы жители острова, прежде чем применять ядохимикаты, посоветовались с учёными-экологами.

Источник

Читайте также:  К чему сниться растение табака