Меню

Экологическое взаимодействие животных организмов и растений

Типы экологических взаимодействий

Презентация к уроку

Цель: изучить типы взаимоотношений организмов между собой.

— расширить и углубить знания обучающихся о типах взаимоотношений между организмами;

— повысить усвояемость информации за счёт использования новых компьютерных технологий;

— развить коммуникативную культуру обучающихся;

— воспитать любовь и уважительное отношение к природе, своей малой Родине;

Оборудование и материалы:

— офисные технологии (Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Picture Manager);

— разработка мультимедийной презентации.

Тип урока: информационный. Изучение нового материала.

Форма проведения урока: лекция с элементами эвристической беседы (диалога).

Методы проведения урока: словесные, наглядные.

    Организационно-мотивационный момент.
  1. Изучение нового материала.
  2. Закрепление изученного материала.
  3. Домашнее задание.

Примчание. Данная тема изучается на уроках биологии как в 9, так и в 11 классах. Также этот материал можно использовать и на уроках экологии. Поэтому домашнее задание не прописывается.

Изучение нового материала

1. Вступление учителя

В природных условиях каждый живой организм живёт не изолировано. Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют друг с другом. Взаимодействия между организмами, а также влияние их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов среды. Наша задача, разобраться какие типы взаимоотношений встречаются в природе. (Cлайд 1.)

2. Знакомство учащихся с целью и задачами урока. (Cлайды 2, 3).

3. Популяции любых организаций, живущих на одной территории и контактирующие друг с другом, вступают в различные взаимоотношения между собой. Положение популяции (или вида) при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак (-) “минус” означает неблагоприятное влияние (вид испытывает угнетение или вред). Знак (+) “плюс” обозначает благоприятное влияние (вид извлекает пользу). Знак (0) “ноль” показывает, что отношения безразличны (отсутствие влияния). Таким образом, биотические отношения можно разделить на 6 групп (слайд 5).

4. Изучать типы взаимоотношений мы будем заполняя таблицу (слайд 6).

Типы взаимоотношений Характеристика Примеры

5. Рассмотрим в общих чертах основные типы взаимоотношений.

Рассказ учителя сопровождается показом слайдов, и ученики заполняют таблицу.

Типы взаимоотношений Характеристика Примеры
Нейтрализм (слайд 7) Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга. белки и лоси в одном лесу не контактируют друг с другом.
Аменсализм (слайд 8) Для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы Светолюбивые травы, растущие под елью
Комменсализм

— нахлебничество (слайд 10,11)

— сотрапезничество (слайд 12)

— квартиранство (слайд 13–20) Один вид получает преимущество, выгоду, на принося другому ни вреда, ни пользы:

Потребление остатков пищи хозяина оба вида потребляют разные вещества или части одной и той же пищи.

Один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Гиены подбирают остатки недоеденной львами добычу

Разные бактерии перерабатывают разные органические вещества сгнивших растений, а растения потребляют эти минеральные вещества

Рак-отшельник использует раковину моллюска в качестве убежища. Протокооперация (слайд 21, 22) совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей Опыление пчёлами разных луговых растений – тесная связь отсутствует Мутуализм (слайд 23, 24, 25) Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видом становится обязательным для другого партнёра. Птицы кормятся насекомыми – паразитами на теле носорога, а их взлет – сигнал об опасности Симбиоз (слайды 26–29) Неразделимые взаимополезные связи двух видом, предполагающие тесное сожительство организмов. Термиты и живущие в их кишечнике одноклеточные жгутиковые – перерабатывают клетчатку а сахара. Термиты не имеют собственных ферментов для переваривания целлюлозы и без симбионтов погибли бы. А жгутиковые получают в кишечнике среду обитания, в свободном состоянии в природе они не встречаются Хищничество (слайды 30–33) отношения между организмами, при которых один из них (хищник) атакует другого (жертву) и питается частями его тела Росянка, животные – хищники. Паразитизм (слайды 34–38) Паразит использует хозяина как источник питания, среду обитания. Спорынья, трутовик, паразиты животных. Конкуренция (слайды 39–43) взаимоотношения между организмами одного и того же или разных видов, в ходе которых они соревнуются за одни и те же средства существования и условия размножения Внутривидовая (сосны в лесу за свет) и межвидовая (культурные растения и сорняки).

6. Таковы типы взаимоотношений в природе. Необходимо помнить, что тип взаимодействия конкретной пары может измениться в различных условиях в зависимости от стадий их жизненных циклов.

Вывод: Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в биоценозе, определяя его устойчивость

7. Д/з? (Письменно в тетрадях)

1.Чем можно объяснить длительное сосуществование конкурирующих видов в природе?

2. каковы отрицательные последствия уничтожения хищников в природе?

Задания на закрепление и проверку изученного материала

Я привожу ряд заданий, которые учитель может использовать на своё усмотрение, как на уроках, так и при составлении олимпиадных заданий, а так же при подготовке к ЕГЭ

Задание № 1. Прочитайте текст и дайте подробный ответ на вопрос.

1. Что может быть хуже змей?

Одна местность “славилась” обилием змей. Они чуть ли не на каждом шагу встречались в поле, кишели в копнах, заползали во дворы и сараи. В конце концов, местные жители “собрались с духом” и объявили беспощадную войну ползучим тварям. Змей беспощадно уничтожали, хотя, правду говоря, случаев нападения змей на людей не было. Борьба увенчалась успехом. В результате победы жить в этой местности стало гораздо хуже. Как вы думаете, почему?

Ответ. Местность атаковали мыши! Они портили продукты, уничтожали зерно на корню и в хранилищах, разносили болезни. С ними начали бороться при помощи ядохимикатов — стали погибать птицы, полезные звери. Убытки оказались огромны. Наконец однажды кто-то догадался и привез из соседнего района несколько змеек…

2. Волк оленю друг?

В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели?

Ответ. Уничтожение волков приведет к появлению и распространению болезней в стаде оленей, увеличению числа слабых и больных особей, к гибели и вымиранию оленей.

Как исправить ошибку? — Выпустить в заповедник волков.

3. Яблонька садовая, чем ты не лесная?

В промышленном садоводстве яблони и груши страдают от многочисленных вредителей — плодожорки, огневки, десятков иных паразитов. Если деревья не обрабатывать специальными инсектицидами, то урожай вообще может погибнуть. Интересно, что эти же деревья, растущие в лесу, практически не подвержены нападению вредителей. Попробуйте объяснить, почему?

Ответ. В естественных условиях растения окружены “защитниками”. Пижма, полынь, бузина, мята — эти растения выделяют сложные эфиры, которые очень сильно действуют на

насекомых-вредителей. В промышленной монокультуре этого полезного взаимодействия нет.

Задание № 2. Из предложенных вариантов выберите верный.

1. Взаимодействие между популяцией лосей и синицами в лесу: ни одна популяция напрямую не влияет на другую. Данный тип взаимодействия называется:

2. Сосна подавляет рост светолюбивой травы под собой, сама не испытывает отрицательного воздействия. Данный тип взаимодействия называется:

3. Если в экологической системе два или более вида со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа. Например, если лиса поймала полёвку, значит, сове она не достанется. Данный тип взаимодействия называется:

4. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое –либо преимущество, но не принося другому ни вреда, ни пользы, например, взаимоотношение между акулой и рыбой-прилипалой, — такая форма взаимоотношений называется:

5. Нахлебничество – потребление остатков пищи за каким-то организмом (песцы в тундре следуют за медведем и доедают остатки его пищи). Данная форма взаимоотношений называется:

6. Сотрапезничество – потребление разных веществ одного и того же ресурса (взаимоотношения между почвенными бактериями, перерабатывающими растительные остатки до минеральных солей, и высшими растениями, которые используют образовавшиеся при этом минеральные соли). Данная форма взаимоотношений называется:

7. Квартиранство – использование одними видами других в качестве убежища или жилища (рыба горчак откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска; лишайники на коре деревьев). Данная форма взаимоотношений называется:

8. Взаимоотношения, каких организмов относятся к симбиотическим:

1) бобовые растения и азотфиксирующие бактерии;

4) человек и виру гриппа.

9. Как называются отношения между аскаридой и человеком:

10. На рисунке изображены рак-отшельник и актиния. К какому типу взаимоотношений относятся взаимоотношения этих организмов.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 1 3 1 1 1 1 2 3

Задание № 3. Вставьте в текст “Взаимоотношения живых организмов” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Взаимоотношения живых организмов

Между видами живых организмов существуют разные типы взаимоотношений. Взаимоотношения, при которых один из участников — ______(А) – умерщвляет другого________(Б) и использует его в качестве пищи, называется _________ (В). Частым случаем этого типа взаимоотношений является _____________ (Г) – умерщвление и поедание себе подобных.

Перечень терминов: 1) паразитизм; 2) симбиоз; 3) каннибализм; 4) хищничество; 5) хищник; 6) жертва; 7) паразит; 8) хозяин.

Задание № 4. Установите соответствие между организмами и типом отношений между ними. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 10 баллов.

Организмы Тип отношений
А) берёза и березовая чага (трутовик); 1) паразитизм
Б) берёза и подберёзовик; 2) симбиоз
В) лиса и клещ;
Г) клубеньковые бактерии и корни бобовых растений;
Д) взаимоотношение одноклеточных водорослей и гифов гриба в слоевище лишайника.

Для подготовки презентации и конспекта урока.

    Е.А. Криксунов., В.В. Пасечник. Экология: 9 класс: Учебн. для общеобразоват. учеб. Заведений – М.: Дрофа, 1995.
  1. С.Г. Мамонтов. Биология. Общие закономерности. 9 класс: Учеб. Для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2004.
  2. http://ru.wikipedia. свободная энциклопедия Википедия.

Для тестовых заданий.

    А.А. Кириленко. Биология. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2012: — Ростов на Дону: Легион, 2011.
  1. А.В. Пименов. — Биология. 11-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития, 2011.

Источник

Экологическое взаимодействие животных организмов и растений

Основные типы экологических взаимодействий


1. Какие биотические факторы среды вам известны?
2. Какие виды конкурентной борьбы вам известны?
3. Что такое симбиоз?

Экологические взаимодействия организмов.

В природных условиях каждый живой организм живет не изолированно. Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют друг с другом. Взаимодействия между организмами, а также влияние их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов среды. Наиболее ярко экологические взаимодействия организмов проявляются в пищевых и пространственных связях.

Все биотические взаимодействия можно разделить на 6 групп:

— (0 0) — организмы не оказывают влияния друг на друга;
— (+ +) — между организмами существуют взаимовыгодные полезные связи — так называемые симбиотические отношения;
— (- -) — отношения, вредные для обоих организмов;
— (+ -) — один из организмов получает выгоду, другой испытывает угнетение;
— (+0) — один вид получает пользу, другой не испытывает вреда;
— (- 0) — один вид угнетается, другой не извлекает пользы.

Типы экологических взаимодействий.

Рассмотрим в общих чертах основные типы взаимодействий (рис. 124).

Если организмы не влияют друг на друга, то имеет место нейтрализм. (0 0). В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны опосредованные, или косвенные, взаимодействия, эффекта которых мы не видим просто в силу неполноты наших знаний.

Для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы, — это аменсализм (греч. а — отрицательная частица и лат. mensa — стол, трапеза) (- 0). Пример аменсализма — светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затенения, тогда как самому дереву это безразлично.

Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое- либо преимущество, выгоду, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется комменсализмом (лат. соm — с, вместе и mensa — стол, трапеза) (+ 0). Отношения такого типа широко распространены в природе. Например, крупные млекопитающие (собаки, олени) разносят плоды и семена с зацепками (вроде репейника), не получая от этого ни вреда, ни пользы. Комменсализм — одностороннее использование одного вида организма другим без нанесения ему ущерба. Различают несколько разновидностей комменсализма.

Нахлебничество — потребление остатков пищи хозяина. Песцы в тундре следуют за белым медведем и доедают остатки его пищи.

Сотрапезничество — потребление разных веществ или частей из одного и того же ресурса. Примером являются взаимоотношения между различными видами почвенных бактерий-сапрофитов, перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом минеральные соли.

Квартирантcтво — использование одними видами других (их тел или их жилищ) в качестве убежища или жилища. Такой тип взаимоотношений широко распространен у растений — примером могут служить лианы и эпифиты (орхидеи, лишайники, мхи), поселяющиеся непосредственно на стволах и ветвях деревьев. В гнездах птиц и в норах грызунов обитает множество видов членистоногих; некоторые рыбы прячутся среди щупалец медуз и актиний со стрекательными клетками. Рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, не принося ему вреда.

В природе часто встречаются взаимовыгодные связи, при которых организмы разных видов получают обоюдную пользу от этих отношений, К этой группе взаимополезных биотических связей относятся многообразные симбиотические отношения (+ +) организмов.

Обязательное условие подобных отношений — совместная жизнь, определенная степень сожительства организмов.

Самый простой тип взаимополезных связей — протокооперация (буквально: первичное сотрудничество) (+ + ). При этой форме совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них. Примером таких отношений можно назвать распространение муравьями семян некоторых растений леса, опыление пчелами разных растений. В этих случаях отсутствует необходимая тесная связь конкретной пары партнеров.

Симбиотические отношения, при которых наблюдаются устойчивое взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов, называется мутуализмом (+ +). Таковы, например, взаимоотношения рака-отшельника и актинии (рис. 125) или узкоспециализированных к опылению растений с опыляющими их видами насекомых (клевер и шмель). Кедровка, питающаяся только семенами (орешками) кедровой сосны, является единственным распространителем ее семян. Мутуализм весьма широко развит в природе.

Собственно симбиоз (+ +) — неразделимые взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное тесное сожительство организмов, иногда даже с элементами паразитизма. Классическим примером симбиоза являются лишайники, представляющие собой тесное взаимовыгодное сожительство грибов и водорослей. Благодаря симбиозу лишайники достигли высокого видового разнообразия (более 20 тыс. видов) и получили способность жить в самых суровых условиях: в полярных областях, на голых скалах, на коре деревьев, в высокогорьях (рис. 126).

Типичный симбиоз представляют отношения термитов и жгутиковых, живущих в их кишечнике. Эти простейшие производят фермент, разлагающий клетчатку на сахара. Термиты не имеют собственных ферментов для переваривания целлюлозы и без симбионтов погибли бы. А жгутиковые получают в кишечнике благоприятные условия среды и в свободном состоянии в природе не встречаются. Широко известный пример симбиоза — сожительство зеленых растений (прежде всего, деревьев) и грибов.

Хищничество (+ -) — такой тип взаимоотношения популяций, при котором представители одного вида поедают (уничтожают) представителей другого, т. е. организмы одной популяции служат пищей для организмов другой. Хищник обычно сам ловит и умерщвляет свою жертву, после чего съедает ее полностью или частично. Для таких хищников характерно охотничье поведение. Но кроме хищников-охотников, существует еще и большая группа хищников-собирателей, способ питания которых заключается в простом поиске и сборе добычи. Таковы, например, многие насекомоядные птицы, собирающие пищу на земле, в траве или на деревьях.

Хищничество — широко распространенная форма связей, причем не только между животными, но и между растениями и животными. Так, травоядность (поедание растений животными), в сущности, тоже хищничество; с другой стороны, ряд насекомоядных растений (росянка, непентес) также можно отнести к хищникам (рис. 127).

Однако в узком, экологическом смысле принято считать хищничеством только поедание животных животными.
Паразитизм (+ -) — это форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида (паразита, потребителя) живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида (хозяина) в течение определенного времени. Обычно паразит использует живого хозяина не только как источник пищи, но и как место постоянного или временного проживания. В роли паразитов могут быть и растения, и животные.

В отличие от хищничества при нападении паразита хозяин не погибает сразу, но испытывает угнетение (нередко в течение длительного времени). Другими словами, паразит изнуряет, но не губит хозяина, поскольку жизнь хозяина обеспечивает его существование. Таким образом, паразитизм можно рассматривать как ослабленную форму хищничества. В природе нередко встречаются и такие взаимодействия, которые можно назвать переходными от хищничества к паразитизму: например, комары и пиявки, сосущие кровь у млекопитающих.

Если в экологической системе два или более вида (популяции) со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа, которые напваются конкуренцией (- -). Конкурентные отношения будут рассмотрены в следующем параграфе.

Таковы основные типы биотических взаимоотношений в живой природе. Необходимо помнить, что тип взаимодействия конкретной пары видов может изменяться в различных условиях и в зависимости от стадий их жизненных циклов. Кроме того, один и тот же вид в сообществе может находиться в разных отношениях с окружающими его видами. Таким образом, межпопуляционные связи в природе бесконечно многообразны, а изучение и познание их — важнейшая задача для экологии.

Экологическое взаимодействие. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм. Протокооперация. Мутуализм. Симбиоз. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция.

1. Какие вам известны примеры положительных и отрицательных взаимодействий между организмами разных видов?
2. В чем заключается сущность отношений типа «хищник — жертва»?
3. В чем сходство и различие хищничества и паразитизма?
4. Какие наиболее известные примеры симбиотических взаимоотношений вам известны?
5. Как вы понимаете мутуализм и симбиоз?

Каменский А. А., Криксунов Е. В., Пасечник В. В. Биология 10 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроковс Биологии 10 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 10 класса

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Источник

Читайте также:  Азалия светолюбивое растение или нет