Меню

Экологическую нишу растения можно установить по величине

Экологическая ниша

Автотрофные организмы экосистемы усваивают солнечную энергию и производят органическое вещество, которое перерабатывается гетеротрофами. Редуценты разлагают органическое вещество, возвращая составляющие его минеральные элементы в почвенный раствор. В этом сложнейшем «производстве» участвуют популяции разных видов. Каждая популяция занимает некоторое пространство и потребляет различные ресурсы в определенное время (в разное время суток, в разные сезоны года). Совокупность всех факторов среды, в пределах которых возможно существование популяции (местообитания, используемых ею ресурсов и ритма их потребления в экосистеме), называется экологической нишей.

Крупный американский эколог Ю. Одум очень удачно назвал экологическую нишу профессией вида в экосистеме. Действительно, она отражает то, из каких веществ (неорганических, органических веществ живых растений или животных, детрита), какую продукцию и для какого потребителя производит вид (то есть кого вид ест и кто ест его). Кроме того, экологическая ниша включает и «график работы»: есть животные ночные (сова, летучая мышь) и дневные; работающие «круглый год» и «уходящие в отпуск» на холодный период (медведь); постоянно работающие «на одном месте» и подрабатывающие часть года «на стороне» (птицы, мигрирующие в холодное время года в теплые края).

Разделение популяциями разных видов пространства и ресурсов называется дифференциацией экологических ниш. Это наиболее наглядно у животных. Представители разных видов имеют неодинаковые рационы питания. Птицы потребляют разные плоды и семена растений, ловят разных насекомых и червей. Различаются рационы и у грызунов, и у более крупных млекопитающих. Легко наблюдать дифференциацию ниш в экосистеме озера: организмы одних видов активно плавают (нектон) или пассивно «парят» (планктон) в толще воды, а другие ведут придонный образ жизни (бентос). И у разных видов нектона, планктона и бентоса пища неодинакова.

Растения имеют один тип питания: практически у всех видов пищевой рацион включает раствор минеральных веществ, диоксид углерода и солнечный свет. Тем не менее, и у них экологические ниши дифференцированы. Есть растения светолюбивые и теневыносливые; их корневые системы расположены на разной глубине; им требуются различные элементы минерального питания и неодинаковое количество воды; в разное время они цветут и плодоносят; имеют собственных опылителей.

Главный результат дифференциации ниш – снижение конкуренции. Теневыносливые растения не конкурируют со светолюбивыми, а довольствуются полумраком под пологом деревьев. Менее остра конкуренция за ресурсы почвенного питания между растениями, если корневая система одного из них сконцентрирована у поверхности почвы, а другого – уходит в более глубокие слои. Во время цветения растениям требуется особенно много ресурсов, и цветение по очереди также снижает конкуренцию.

Принцип дифференциации экологических ниш используется в сельском хозяйстве: выращивание совместно нескольких сортов или даже нескольких видов растений (так называемые сортосмеси и поликультуры) позволяет за счет снижения конкуренции между культурными растениями и более полного использования ресурсов почвы и света повышать урожай. При этом отсутствие свободных ниш снижает засоренность посевов, и можно обходиться без гербицидов.

Дифференциация ниш у животных может сопровождаться сигналами, извещающими о том, что участок занят (волки и лисы метят мочой стволы деревьев, птицы поют), а у растений, как правило, нет специальных сигнальных механизмов для отграничения своей экологической ниши, хотя некоторые могут выделять в атмосферу или почву вещества, препятствующие росту соседей.

Примером разделения экологических ниш являются ярусы в лесу (рис. 44): в каждом ярусе (древесном, подлеске, кустарниковом, травяном, моховом) – свое население, хотя некоторые организмы могут использовать разные ярусы (белки живут в основном на деревьях, но спускаются и в ярус кустарников, а иногда и на землю). В разных ярусах – разный режим освещения, но растения одного яруса могут иметь разную по глубине корневую систему. В почве различаются ниши хорошо аэрированного слоя у поверхности и более глубоких слоев, где воздуха мало. Особым слоем-нишей является подстилка – опавшие полусгнившие листья на поверхности почвы.

1. Что дает экосистеме дифференциация экологических ниш у организмов разных видов?

2. Есть ли различия в дифференциации ниш у видов животных и растений?

3. Объясните, как связаны дифференциация ниш и ярусность в лесу?

(ДОП.) § 27. Фундаментальная и реализованная экологические ниши

У организмов каждого вида различаются две экологические ниши – фундаментальная и реализованная. Познакомимся с их особенностями.

В лесной зоне европейской части России на лугах преобладают невысокие злаки с узкими листьями – полевица тонкая, душистый колосок, овсяница красная. Эти растения хорошо приспособлены к произрастанию на бедных элементами питания подзолистых почвах. Если собрать их семена, высеять на грядки и удобрить минеральными азотными удобрениями или навозом, то урожайность этих невысоких растений может возрасти в 3–4 раза. Если же удобрить естественные луга с преобладанием мелких злаков, то эти злаки могут вообще исчезнуть из травостоя. Основными растениями (доминантами) в нем станут злаки с широкими листьями – ежа сборная, овсяница луговая и особенно пырей ползучий, которых до этого в травостое было немного.

Объяснить, почему душистый колосок или полевица тонкая в искусственном посеве и естественной экосистеме по-разному реагирует на удобрение, помогает концепция двух ниш.

Фундаментальная ниша – это те условия среды, в которых вид может существовать и даже процветать при отсутствии конкуренции, а реализованная ниша – это часть фундаментальной ниши, которую он способен отстоять от конкурентов при их наличии.

В условиях бедных почв пырей или ежа сборная, требовательные к элементам минерального питания, растут плохо, а узколистные мелкие злаки за счет «верблюжьего характера» (особенностей корневой системы и «умения» экономить питательные вещества) – хорошо. И потому они побеждают в конкуренции с широколистными злаками.

Широколистные злаки, напротив, хорошо растут на богатых почвах, на которых душистый колосок и другие виды бедных почв не способны конкурировать с ними. Таким образом, у душистого колоска и других луговых злаков лесной зоны фундаментальная ниша охватывает и бедные, и богатые почвы, а реализованная – только бедные.

Аналогичен пример со степными злаками, приспособленными к сухим почвам, – ковылями и типчаком. При выращивании на грядке продуктивность будет выше, если их поливать. Если же на грядке появятся те луговые виды, которые вытеснили на удобренном лугу душистый колосок, то ковыль и другие степные злаки в конкуренции с ними также проиграют. Фундаментальная ниша этих степных злаков охватывает и степные, и луговые почвы, а реализованная – только степные, где они нормально растут благодаря мощной корневой системе и узким листьям, экономно испаряющим воду. Поэтому экологи образно называют ковыли не сухолюбами, а сухотерпцами.

Читайте также:  Животные растения и ландшафты сохранившиеся

Чтобы растение могло освоить всю фундаментальную нишу, его нужно защитить от конкуренции. Вот почему в ботанических садах растут растения из разных районов и чувствуют себя неплохо, пока их охраняет человек. Практически в условиях фундаментальной ниши оказываются все культурные растения, которые человек защищает от сорняков.

1. Чем отличается реализованная ниша от фундаментальной?

2. Какие ниши занимают организмы в природных экосистемах?

З. Почему в условиях ботанических садов или зоопарков организмы разных видов могут существовать в таких условиях, в которых они не выжили бы в природных экосистемах?

Источник

Школьный этап олимпиады по экологии 8 класс

Школьный этап олимпиады по экологии 8 класс

1. К биотическим факторам относится:

а) газовый состав атмосферы;

в) солёность почвы;

г) ни один из перечисленных.

2. Какой из перечисленных факторов среды не относится к антропогенным:

а) чрезмерная охота;

б) разрушение человеком мест обитания;

3. В выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания находятся вещества, которые могут вызвать образование раковых опухолей. Эти вещества называются:

4. В результате жизнедеятельности человека образуется масса продуктов, которые являются бытовыми отходами. Выберите из них такой, который будет перерабатываться в круговороте веществ дольше всего:

д) ткань хлопчатобумажная.

5. Первое определение экологии как науки о взаимоотношениях организмов и окружающей среды в 1866 г. дал:

6. Конкуренция – это отношения между:

а) хищниками и жертвой;

б) видами со сходными потребностями;

в) паразитами и хозяевами;

г) живыми организмами и абиотическими факторами.

7. Отношения паразита и хозяина состоят в том, что паразит:

а) не приносит вреда хозяину;

б) приносит хозяину пользу;

в) приносит вред, но обычно не приводит к гибели хозяина;

г) приводит к гибели хозяина.

8. Какова основная причина заиления озер:

а) забор воды на орошение;

б) усиленная рекреация;

в) увеличение поступления взвешенных веществ;

г) загрязнения промышленными сточными водами.

9. Пастбищная пищевая цепь начинается с:

10. В пище кротов преобладают…..

а) корневища растений;

б) семена растений;

в) беспозвоночные животные;

г) зеленые части растений.

11. Первые живые обитатели Земли появились:

б) в наземной среде;

в) в водной среде;

г) в воздушной среде.

12.Наиболее важной, из перечисленных, составляющей почвы считают:

г) горную породу.

13. Заполните пропуск в тексте:

Массовая гибель обитателей водоёмов, вызванная нехваткой кислорода, называется______________________________________

При выполнении 14, 15 заданий, необходимо дать развернутый ответ.

14. Когда нужно выращивать редис для получения корнеплода и семян?

15.Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биологические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

Школьный этап олимпиады по экологии 9 класс

1. Понятие «экологическая ниша» впервые было введено:

а) К. Тимирязевым;

г) В. Серебряковым

2. Способ выращивания растений без почвы с использованием растворов соединений биогенных элементов называется:

Источник

Всероссийская олимпиада школьников 2011. Школьный этап. Экология. 5-6 классы

Всероссийская олимпиада школьников 2011.

Школьный этап. Экология.

Продолжительность олимпиады 1,5 часа

I. Выберите правильные суждения:

1. Начало любой цепи — это зеленое растение, поглощающее солнечную энергию.

2. Виды, живущие в строго определенных условиях, обладают широкой экологической приспособленностью.

3. На территории памятников природы запрещен доступ посетителей.

4. Растения растут всю жизнь.

5. Процесс естественного проникновения и расселения живых организмов в места, где они раньше не обитали, называется иммиграцией.

6. Все существующие на Земле организмы объединены в 5 царств.

7. Самые крупные и тяжелые животные обитают в водной среде.

8. Национальные парки создаются для сохранения природных сообществ и одновременно для привлечения туристов и отдыхающих.

9. Жизнь на Земле существует за счет человека.

10. Планктон – это органический ил и остатки организмов в водной среде.

II. Расшифруйте следующие термины:

1. Среда обитания —

2. Антропогенный фактор —

4. Красная книга —

Всероссийская олимпиада школьников 2011.

Школьный этап. Экология.

Продолжительность олимпиады 1,5 часа

I. Выберите правильные суждения:

1. Начало любой цепи — это зеленое растение, поглощающее солнечную энергию.

2. Виды, живущие в строго определенных условиях, обладают широкой экологической приспособленностью.

3. На территории памятников природы запрещен доступ посетителей.

4. Растения растут всю жизнь.

5. Процесс естественного проникновения и расселения живых организмов в места, где они раньше не обитали, называется иммиграцией.

6. Все существующие на Земле организмы объединены в 5 царств.

7. Самые крупные и тяжелые животные обитают в водной среде.

8. Национальные парки создаются для сохранения природных сообществ и одновременно для привлечения туристов и отдыхающих.

9. Жизнь на Земле существует за счет человека.

10. Планктон – это органический ил и остатки организмов в водной среде.

II. Расшифруйте следующие термины:

1. Среда обитания —

2. Антропогенный фактор —

4. Красная книга —

1. Жуки-короеды одного вида населяют нижнюю часть ствола дерева, жуки другого вида – верхнюю его часть, некоторые виды жуков обитают на ветках, корнях. Какое значение имеет разница в выборе места обитания для этих насекомых?

2. Какую пользу растительному миру приносят животные, питающиеся растениями?

3. Два растения были посажены в глиняные горшки с одинаковой почвой и уход за ними был одинаковый, но стенки одного горшочка были покрашены масляной краской. Где будет лучше развиваться растение?

4. Можно ли по внешнему виду птиц определить место их распространения и способ питания?

5. Как по составу растительности можно определить места обитания людей в прошлом?

Читайте также:  Ультрафиолет вред или польза для растений

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное количество — 15 баллов.

Всероссийская олимпиада школьников 2011.

Школьный этап. Экология.

Продолжительность олимпиады 1,5 часа

1. Экология – наука, изучающая: а) влияние загрязнений на окружающую среду;

б) влияние загрязнений на здоровье человека; в) влияние деятельности человека на окружающую среду;

г) взаимоотношения организмов между собой и окружающей их средой.

2. Территория, занимаемая популяцией, называется:

а) пространством; б) зоной; в) ареалом; г) участком.

3. К числу видов, встречающихся в экосистемах тундры, нельзя отнести

а) карликовую березу; б) голубику; в) морошку; г) волчье лыко.

4. Сигналом к сезонным изменениям для животных и растений является

а) температура; б) длина светового дня; в) количество пищи; г) влажность.

5. К числу видов гелиофитов нельзя отнести

а) сосну обыкновенную; б) лиственницу; в) ель обыкновенную; г) дуб черешчатый.

6. Если на перья водоплавающих птиц попадает нефть или мазут:

а) перья прилипнут к телу; оно приобретает более обтекаемую форму, поэтому птица будет затрачивать меньше энергии при полете;

б) мазут неприятен на вкус; хищники перестанут охотиться за птицами, поэтому их численность увеличится;

в) перья и пух слипнутся, вода будет легко проникать к коже, птицы погибнут от переохлаждения;

г) свойства оперения практически не изменятся.

7. Среди перечисленных экосистем естественным биоценозом не является:

а) лес; б) болото; в) сад; г) луг.

8. Бентосом называют совокупность организмов, обитающих:

а) в толще водоема; б) в береговой зоне; в) на дне водоема; г) на морском острове.

9. Ярким примером приспособлений к недостаточной освещенности является такая жизненная форма растений, как: а) лианы; б) суккуленты; в) кустарники; г) стланики.

10. Эталонами естественной природной среды являются: а) заказники; б) национальные природные парки; в) заповедники; г) памятники природы.

11. Экологическую нишу растения можно установить по:

а) жизненной форме; б) величине; в) числу побегов; г) местообитанию.

12. Рельеф, климат, вода, почва, воздух относятся к:

а) биотическим факторам; б) абиотическим факторам; в) антропогенным факторам; г) эдафическим факторам.

13. Экологически чистые источники энергии: а) тепловые электростанции; б) дизельные двигатели; в) атомные электростанции; г) солнечные батареи.

14. Массовая гибель рыбы при разливе нефти в водоемах связана с уменьшением в воде:

а) световой энергии; б) кислорода; в) углекислого газа; г) солености.

15. Существующие среды обитания организмов:

а) водная среда; б) почвенная; в) морская; г) наземно-воздушная. Исключите неверный ответ.

16. К естественной экосистеме относится:

а) посадка сосны; б) поле пшеницы; в) водохранилище; г) болото.

17. Вещества, используемые в сельском хозяйстве для уничтожения насекомых:

а) фитонциды; б) гербициды; в) инсектициды; г) репелленты.

18. К антропогенному загрязнению атмосферного воздуха относится:

а) вулканическая деятельность; б) ветровая эрозия; в) дым от ТЭЦ; г) массовое цветение растений.

19. Организмы, не нуждающиеся в готовых органических соединениях другого организма:

а) синантропы; б) автотрофы; в) консументы; г) гетеротрофы.

20. Обычный для животных путь приспособления к неблагоприятным периодам:

а) миграция; б) интродукция; в) ароморфоз; г) конкуренция.

21. За какой ресурс могут конкурировать шмель и пчела:

а) семена пшеницы; б) ионы калия; в) вода; г) нектар.

22. Какой компонент экосистемы нельзя отнести ни к живым, ни к неживым условиям среды?

а) вода; б) углекислый газ; в) почва; г) кислород.

23. Укажите термин, который выпадает из предложенного ряда

а) консумент; б) конкурент; в) редуцент; г) продуцент.

24. Единственный экологически оправданный способ борьбы с промышленными отходами это:

а) сжигание; б) закапывание; в) хранение в контейнерах; г) утилизация.

25. Основная причина кислотных дождей – наличие в атмосфере Земли:

а) угарного газа; б) углекислого газ; в) сернистого газа; г) аэрозолей.

26. К антропогенным источникам загрязнения окружающей среды не относятся:

а) транспорт; б) сельское хозяйство; в) вулканы и гейзеры; г) промышленность.

27. Основоположником учения о биосфере является:

а) ; б) Ю. Либих; в) ; г) .

28. Самым крупным потребителем воды в России является:

а) сельское хозяйство; б) тяжёлая промышленность; в) жилищно-коммунальное хозяйство;

29. Началом пищевой цепи в водных экосистемах являются:

а) рыбы; б) икра рыб; в) планктон; г) мальки рыб.

30. Биоиндикатор чистой воды:

а) роголистник; б) ряска; в) рдест; г) водокрас.

31. Добыча или уничтожение диких животных, ловля рыбы с нарушением порядка, установленного действующим законодательством и правилами, называетсяответ впишите в бланк).

32. Ученикам очень хотелось, чтобы в их классе всю зиму зеленела березка. Весной они осторожно выкопали деревце, высадили в большую специальную посудину, принесли в комнату и поставили около окна. Березка прижилась, но осенью, несмотря на уход, листья ее пожелтели и опали. В чем причины этого явления?

Задания
теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2011-12 уч. год

1. Экологическая ниша:

Территория, которую занимает популяция; Сообщество живых организмов, с которыми взаимодействует популяция; Природное сообщество, в котором существует популяция; Комплекс факторов среды, в которых существует популяция.

2. Характерный пример информационного экологического фактора для зайца – это:

Скорость ветра; Запах хищника; Влажность воздуха; Температура почвы.

3. Рельеф, климат, почва, воздух относятся к:

Биотическим факторам; Абиотическим факторам; Антропогенным факторам; Географическим факторам.

4. Наиболее эффективно проявляется действие экологического фактора на организм при его значениях:

Минимальных; Максимальных; Оптимальных; Минимальных и максимальных.

5. Экологические факторы воздействуют на живые организмы:

Одновременно и совместно друг с другом; Одновременно и изолированно друг от друга; Совместно друг с другом, но в определенной последовательности; Изолированно друг от друга и в определенной последовательности.

6. У земноводных, живущих в умеренном климате, в результате эволюции сформировалась приспособленность к перенесению неблагоприятных условий:

B. Запасание корма;

C. Перемещение в теплые районы;

D. Изменение окраски.

7. Наиболее опасным для существования популяции птиц является:

Появление нового паразита; Уменьшение количества корма на данной территории; Увеличения численности хищника; Наводнение.

8. Процессы притока, вселения особей называют:

Читайте также:  Домашние растение с огромными листьями

Конкуренцией; Эмиграцией; Иммиграцией; Трансплантацией.

9. Графически ситуацию нелимитируемого роста популяции можно представить в виде:

Экспоненциальной кривой; Логистической кривой; Прямой линии; Синусоиды.

10. Выберите показатель, который характеризует плотность населения популяции:

10 особей; 10 штук в год ; 10 особей/м2 10 тонн/га в год.

11. Возрастная структура популяции характеризуется:

A. Соотношением женских и мужских особей;

B. Численностью особей;

C. Соотношением молодых и половозрелых особей;

D. Ее плотностью.

12.Увеличению численности популяции жертв способствует:

Сокращение численности хищников; Увеличение численности паразитов; увеличение численности конкурентов; уменьшение численности симбиотов.

13. Популяции лосей и синиц в лесу напрямую не влияют друг на друга. Данный тип взаимодействия называется:

Нейтрализм Аменсализм Мутуализм Протокооперация

14. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое –либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, например, взаимоотношения между акулой и рыбой-прилипалой – называется:

Протокооперация Мутуализм Комменсализм Аменсализм

15. Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений по типу хищничества является совместное существование:

Росянки и насекомых; Вороны и галки; Муравьев и божьих коровок; Рыжего и черного тараканов.

16. Сообщество живых организмов, обитающих совместно:

Биогеоценоз; Биотоп; Биоценоз; Экосистема.

17. Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосистемы:

Дубравы; Тайги; Пустыни; Степи.

18. Продуктивность экосистемы при смене одного биогеоценоза другим (экологическая сукцессия):

Уменьшается; Увеличивается; Не изменяется; В одних случаях уменьшается, в других – увеличивается.

19. Правильно составленная вторичная экологическая сукцессия:

пожарище→ лишайники и водоросли→ травы и кустарники→ельник→березняк→дубрава; скалы→лишайники и водоросли→мхи и папоротники→травы и кустарники→березняк→смешанный лес→ельник; вырубка→травы и кустарники→березняк→смешанный лес→ельник; пустошь→мхи и папоротники→травы и кустарники→смешанный лес→березняк→дубрава.

20. Жизнь можно обнаружить:

В любой точке биосферы; В любой точке Земли; В любой точке биосферы, кроме Антарктиды и Арктики; В биосфере и за её пределами.

21. Представители этой группы организмов могут выполнять функции продуцентов водных экосистемах:

Бактерий; Моллюсков; Грибов; Рыб.

22. Пестициды не рекомендуются сейчас для уничтожения вредителей сельского хозяйства, потому что они:

Очень дорогостоящие; Разрушают структуру почвы; Обладают малой избирательностью действия; Снижают продукцию агроценоза.

23. Накопление в атмосфере углекислого газа в результате антропогенного воздействия может вызвать:

Образование озоновых дыр; Климатические сдвиги; Усиление образования органических веществ фотосинтезирующими организмами; Образование ископаемых форм углерода: угля, нефти и природного газа.

24. К каким негативным экологическим последствиям может привести орошение пустынь?

A. Засоление почв;

B. Распространение ветровой эрозии;

C. Образование глеевого горизонта в почве;

D. Образование глубоких оврагов.

25. Основателем международной неправительственной организации «Римский клуб» является:

Д. Медоуз; Ю. Одум; Д. Перотти; А. Печчеи.

26. Наиболее опасной причиной обеднения биологического разнообразия – важнейшего фактора устойчивости биосферы – является:

Прямое истребление; Химическое загрязнение среды; Физическое загрязнение среды; Разрушение мест обитания

27. По «совокупность организмов, сведенная к весу, к элементарному составу и к энергии»- это:

Биосфера; Ноосфера; Биокостное вещество; Живое вещество.

28. Рациональное питание предполагает соблюдение человеком некоторых требований. Укажите рекомендацию, которая таким требованием НЕ является.

Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма; Растительная пища должна приниматься отдельно от животной; Должна соблюдаться определенная пропорция при дробном (3-4 кратном) приеме пищи; Должна обеспечиваться потребность организма в ненасыщенных жирных кислотах.

29. Молоко коров, пасущихся на пастбище, богаче витамином D, чем молоко коров, постоянно находящихся в коровнике. Объясните почему.

Животные получают более сочную и свежую траву; Животные питаются на воздухе, содержащем больше кислорода и меньше углекислого газа; Кожа получает большую дозу ультрафиолетовых лучей; Животные испытывают больше положительных эмоций.

30. При интенсивном потоотделении в условиях повышенной температуры во внешней среде и большой физической нагрузки необходимо возмещение потерянной жидкости. Для этого следует:

Пить воду, лучше дистиллированную; Употреблять напитки: подсоленный чай, минеральную воду, фруктовые и овощные соки; Терпеть жажду; Употреблять энергетические напитки.

31. Емкость мозгового отдела черепа составляет у мужчин в среднем 1450 см3, а у женщин– 1300см3. Назовите причину разницы.

Разная степень развития головного мозга; Разная степень двигательной активности, связанной с речью; Разный уровень интеллекта; Разные общие размеры тела.

32.Термин «Экология человека» предложили:

М. Соре и Дж. Уотсон, Ф. Крик

33. Внешние факторы, способствующие нарушению осанки у школьников:

Несоответствие парты длине тела; Неправильное положение тела при сидении за партой; Длительные ассиметричные движения тела при выполнении физической работы; Всё верно.

34. Индекс живой планеты – показатель, который количественно характеризует тенденции изменения биологического разнообразия Земли. За период гг. индекс живой планеты снизился примерно на:

35. Стандарт Евро-4, введенный в 2005 году в Евросоюзе для автомобильной техники, жестче уровня стандарта Евро -3 по показателю:

Уровень шума, производимый автомобилем; Уровень вибрации внутри автомобиля; Концентрация загрязняющих веществ в выхлопных газах; Уровень безопасности пассажиров.

Круговорот вещества и энергии в биосфере; Переработка утиля или бывших в употреблении материалов для нового их использования; Строительство велосипедных дорожек в Европе; Жизненные циклы растений и животных.

37. Среди изображенных знаков экомаркировки найдите российский символ.

выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным

38. Охарактеризуйте взаимодействие человека с видами фитоценоза при вытаптывании трав в походе как:

Хищничество; Аменсализм; Паразитизм; Симбиотрофия с элементами травоядения.

39. Объясните причины по которым воды открытого моря тропического пояса беднее живыми организмами, чем полярные воды.

В тропическом поясе лучше развито судоходство; В полярных водах больше растворенного кислорода; Замедление теплых течений; Тектоническая активность.

выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным, и в чём заключается неполнота или ошибочность трёх других предложенных Вам вариантов ответа.

б) разработка системы мер и методов по сохранению и восстановлению природных ресурсов биосферы, включая биоразнообразие;

в) защита, восстановление, преобразование природных условий и ресурсов в ходе их экономически эффективного вовлечения в процесс общественного производства;

г) восстановление способов традиционного землепользования, ведения сельского хозяйства и природопользования.

Источник