Меню

Экология это наука изучающая растения и животных

Экология животных: основы, виды, проблемы

Экология животных — это научное исследование отношений между животными, растениями и другими организмами, а также с окружающей их средой. Главными темами являются поведение, пищевые привычки, модели миграции, условия жизни и межвидовые взаимоотношения. Экологи стремятся понять, почему некоторые виды способны жить относительно мирно друг с другом в одной и той же среде.

Экология также может сосредоточиться на деятельности человеческого поведения. Преднамеренные и непреднамеренные действия людей могут оказывать полезное или вредное воздействие на окружающую среду. Основные темы включают опасные отходы, истребление видов, изменение землепользования и загрязнение.

Основы экологии животных: экосистемы

Экосистемы являются основным компонентом общего изучения экологии, который включает взаимодействие животных, растений и микроорганизмов с их конкретной физической областью обитания. Они, как правило, подразделяются на три категории: водные, наземные и водно-болотные. Примеры экосистем включают пустыню, лес, прерию, тундру, коралловый риф, степь и тропический лес, существуют также городские экосистемы, которые в значительной степени населены людьми. Их изучение важно для понимания того, как работает экология животного мира в целом.

Что такое экология?

Экология — это изучение отношений между живыми организмами, включая людей, и их физической средой. Эта наука стремится понять жизненные связи между растениями и животными и окружающим их миром. Экология растений и животных также содержит информацию о преимуществах экосистем и о том, как мы можем использовать ресурсы Земли, с тем чтобы сохранить окружающую среду здоровой для будущих поколений.
Изучаются отношения между организмами и местами обитания в самых разных масштабах: от изучения микроскопических бактерий, растущих в аквариуме, до сложных взаимодействий между тысячами растений, животных и другими сообществами. Экологи также исследуют многие виды окружающей среды: от микроба, живущего в почве, до животных и растений в тропическом лесу или в океане.

Роль экологии в нашей жизни

Многие специальности в области экологии, такие как морская, растительная и статистическая экология, предоставляют нам информацию для лучшего понимания окружающего нас мира. Эта информация также может помочь нам улучшить нашу окружающую среду, управлять нашими природными ресурсами и защищать здоровье людей. Следующие примеры иллюстрируют лишь некоторые из способов, которыми экологические знания оказали положительное влияние на нашу жизнь.

Экология, или экологическая наука, — это ветвь биологии, которая изучает взаимосвязь растений и животных с их физической и биологической средой. Физическая среда включает в себя свет и тепло, солнечную радиацию, влагу, ветер, кислород, углекислый газ, питательные вещества в почве, воду и атмосферу. Биологическая среда включает в себя организмы того же вида, а также растения и животных других видов.

Одна из новейших наук с долгой историй

Экология животных является одной из новейших наук, повышенное внимание к которой было приковано во второй половине 20-го века, хотя исследованиями популяций и их сред обитания занимались задолго до этого. Так, учеником греческого философа Аристотеля Теофрастом были описаны взаимосвязи между самими животными и тем, что их окружает еще в четвертом веке до н. э.

Эта область начала развиваться с издания в 1850 году Чарльзом Дарвином его «Происхождения видов» и работ его современника и конкурента Альфреда Рассела Уоллеса. Последним была признана взаимозависимость видов животных и растений и группирование их в живые сообщества, или биоценозы. В 1875 году австрийский геолог Эдуард Зюсс предложил термин биосферы, чтобы охватить различные условия, которые способствуют существованию жизни на Земле.

Основной принцип экологии

Главным принципом экологии является то, что каждый живой организм имеет постоянную и регулярную связь с любым другим элементом, который составляет его окружение. Экосистему можно определить как ситуацию, когда есть взаимодействие между организмами и окружающей их средой. В ее пределах виды связывают пищевые цепи и пищевые сети. Энергия от солнца, захваченная первичными продуцентами (растениями) посредством фотосинтеза, движется вверх по цепочке первичных потребителей (травоядных животных), а затем вторичных и третичных потребителей (плотоядных животных, или хищников). В процесс включены также редуценты (грибы и бактерии), которые разлагают питательные вещества и возвращают их назад в экосистему.

Проблемы экологии

Экологический кризис может произойти, если окружающая среда изменяется таким образом, что становится неблагоприятной для выживания. Проблемы экологии животных могут быть связаны с изменением климата (повышение температуры или снижение количества осадков), человеческим фактором (разливы нефти), повышенной активностью хищников, сокращением численности или, наоборот, стремительным ростом популяции и вследствие этого неспособностью поддержания их экосистемой. За последние несколько веков действия человека серьезно повлияли на окружающую среду. За счет лесов появляются новые сельскохозяйственные площади, строительство зданий и дорог также вносит свой вклад в загрязнение экосистем.

Читайте также:  Растения пустынь южной америки список

Разделы экологии

Выделяют следующие виды экологии животных:

  • Физиологическая (поведенческая), изучающая процессы адаптации индивида к окружающей среде.
  • Популяционная, изучающая динамику популяций одного вида или группы видов (например, животное, растение или экология насекомых).
  • Экология сообществ сосредоточивается на взаимодействиях между видами в рамках биоценоза.
  • Экология экосистемы, изучающая потоки энергии и вещества через компоненты экосистем.

Что касается экологии в целом, то выделяют также ландшафтную, в которой рассматриваются процессы и отношения нескольких экосистем или очень большие географических зон (например, арктическая, полярная, морская и т. д.), и экологию человека.

Влияние на животных

Экология (от греческого oikos — дом и logos — знание) — это научное исследование того, как живые существа взаимодействуют друг с другом и с их природной средой. Она рассматривает сложные и разнообразные отношения с разных точек зрения. Изучаемыми физиологическими процессами являются регулирование температуры, питания и обмена веществ. Факторы, оказывающие влияние на животных, могут включать в себя болезни, изменение климата и токсическое воздействие.

Экология — это научное исследование распределения, изобилия и отношений организмов и их взаимодействия с окружающей средой. Изучается все: от роли крошечных бактерий в рециркуляции питательных веществ до воздействия тропических дождевых лесов на атмосферу Земли. Экология животных тесно связана с физиологией, эволюцией, генетикой.

Ежегодно в мире изчезают сотни видов, трудно себе предствавить, насколько масштабной может оказаться эта проблема для человечества. Мир фауны уникален, и животные являются важной частью окружающей среды, так как они регулируют численность растений, способствуют распространению пыльцы, плодов, семян, являются неотъемлемой частью цепочки питания, играют важную роль в процессе образования почвы формирования ландшафтов.

Концептуальное понимание экологии

Как и многие естественные науки, концептуальное понимание экологии затрагивает более широкие детали исследования, в том числе:

  • Жизненные процессы, объясняющие адаптацию.
  • Распространение и обилие организмов.
  • Движение веществ и энергии через живые сообщества.
  • Последовательное развитие экосистем.
  • Изобилие и распределение биоразнообразия в контексте окружающей среды.

Экология отличается от естественной истории, которая в основном касается описательного изучения организмов. Это поддисциплина биологии, которая является изучением жизни.

Защита животных

Экология животных – это междисциплинарная наука, которая образовалась на стыке зоологии, экологии и географии. Она изучает жизнь различных видов фауны в зависимости от окружающей среды. Поскольку животные являются частью экосистем, то они имеют большое значение для поддержания жизни на нашей планете. Они распространились по всем уголкам земли: живут в лесах и пустынях, в степи и в воде, в арктических широтах, летают в воздухе и прячутся под землей.

Важный вопрос в экологии — охрана животных. Многие факторы приводят к изменению разнообразия видов в самых разных масштабах. Например, некоторые хищники могут быть вредными для отдельных видов, их присутствие может фактически сократить или увеличить количество видов, присутствующих в сообществе. Биология сохранения направлена ​​на то, чтобы понять, какие факторы предрасполагают к исчезновению видов и что люди могут сделать для предотвращения исчезновения.

Вмешательство человека

Экологические проблемы, от которых страдает не только человек, но и животные, включают в себя загрязнение воздуха и воды, грязную почву, кислотные дожди. Вырубка лесов, осушение болот, изменения русла рек приводят к тому, что под угрозой оказываются целые экосистемы. Живым организмам приходится быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, менять место обитания, и не все могут справиться с этим успешно. В результате — сокращение или полное вымирание популяций. Животные находятся в сильной зависимости от состояния и факторов окружающей среды. Губительное вмешательство человека в природу способно погубить многие виды и формы животного мира без возможности для их восстановления.

Источник

«Экология- что это?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект ООД

«Экология- что это?»

в подготовительной группе.

Скачать:

Вложение Размер
chto_takoe_ekologiya_konspekt_.docx 24.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Экология- что это?»

в подготовительной группе.

Цель: дать детям представление об экологии как науке.

1. Учить детей любить и беречь природу, экономно расходовать ее богатства.

2. Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.

3. Уточнить и закрепить название животных и растений, их своеобразные особенности.

4. Развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность.

5. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание ухаживать за ней, защищать ее.

Активизация словаря: прогноз, экология, катастрофа.

Предшествующая работа: ознакомление с жизнь диких и домашних животных, наблюдения за птицами, животными, людьми, живой и неживой природой, установление взаимосвязей

-Дети, я расскажу вам одну историю. В одном городе Франции было очень много воробьев, они уничтожали много зерна на полях, своими испражнениями засоряли окна, дома, улицы города. И тогда, люди решили от них избавиться. Они уничтожили воробьев, но тогда развелось много комаров, которых раннее уничтожали воробьи, они стали кусать людей, что доставляло много неудобств людям. Вскоре пришлось воробьев покупать за границей, а это очень дорого. О чем можно сделать вывод, прослушав эту историю? (ответы детей). Все в природе связанно. Человек сначала должен подумать, а потом что-то делать. Конечно, всех этих неудобств можно было избежать. Просто руководителям города нужно было посоветоваться с учеными, которые занимались проблемами экологии. Их так и называют (ученые) -экологи.

-Как называются ученые, занимающиеся проблемами экологии?

Мы уже не раз рассматривали примеры взаимосвязи живой и неживой природы, связи человека с природой. Сейчас мы посоревнуемся, какой ряд приведет больше примеров взаимосвязи или взаимозависимости природы и человека. За каждый правильный ответ вы получите фишку.

— Дети приводят примеры и получают фишки. (провожу подсчет фишек)

Рассмотрев все эти примеры, мы еще раз убедились, что в природе все взаимосвязано. Наука, которая изучает каким способом растения и животные связаны между собой, и как они приспосабливаются к жизни в природе, и как они сами влияют на эту природу. Эта наука называется экология. Эта наука не только помогает нам понять природу, но и учит, как её сберечь.

Слово «экология» — греческое слово, оно получилось из двух слов «экос» -дом и слова «логос» — наука. Значит экология – это наука о доме. Но здесь имеется ввиду не дом, квартира, где мы живем, а природный дом, который есть у каждого живого существа: животного, растения, человека, все, что их окружает в природе. Наука «экология» изучает связи живых существ с тем, что их окружает, например, как животные связаны с растениями, другими животными, человеком, воздухом, водой, как одни представители живых существ зависят от других., неживой природы, как они влияют друг на друга, как зависят от природы.

-Как называется эта наука?

-Вспомните тех животных, которые спят зимой?

Они зависят от неживой природы, т. е. времени года. Мы с вами спим по ночам, ни животные, ни растения, ни люди не могут обходиться без питья, то есть воды.

-Как вы думаете, кого больше птиц или насекомых, которыми они питаются?

Конечно насекомых больше, если их будет меньше, то птицы просто погибнут с голоду. Ведь не зря осенью, птицы, питающиеся насекомыми улетают в теплые страны. Запомните, хищников всегда меньше, чем тех, кем они питаются. (можно привести пример: ежики. Совы, лисы и мыши, которыми они питаются. рысь. лев и т. д. и парнокопытные, на которых они нападают.

-Вы уже знаете. Что многие животные, растения в природе так приспособились к тому, чтобы защищаться от врагов. Приведите примеры этих приспособлений.

-Дети приводят примеры (крапива жжется, некоторые сорняки похожи на настоящие растения, скунс выбрасывает едкий запах, кошки, рысь, лев -крепкие зубы, сильные лапы, когти; парнокопытные животные имеют копыта, страус –сильные и быстрые ноги; растения в жарких странах имеют толстые листья, где собирают воду, длинный корень и т. д.)

(дети за каждый правильный ответ получают фишки. Подводится итог) .

Пойдем мы садом, полем или лугом — (дети шагают на месте).

Будем мы природе верным другом!

Если лесом будем мы идти, (ходьба на носках)

Везде посеем зерна доброты. (дети приседают, имитируют посадку зерен)

Эти зерна будут прорастать (дети медленно поднимаются)

Песню петь душе моей (прижимают руки к груди),

Природу будем охранять,

И никогда не обижать! ( опускают руки)

-Вы, я думаю, не раз слышали или видели по телевизору, как в результате аварии на судне, перевозящем нефть, случается так, что нефть выливается в море. Она покрывает поверхность воды и не пропускает воздух. В результате чего погибают животные, например, киты, дельфины, морские котики, чайки, рыба, водоросли, молюски и другие обитатели моря. Погибнут и обитатели берегов, так, как нечем питаться. Люди уже не смогут здесь отдыхать, удить рыбу. Только через много лет эти места очистятся от нефти, здесь смогут опять жить птицы, животные, растения. Такие случаи называются экологической катастрофой.

-Ежедневно и даже по нескольку раз в день мы слушаем по радио и смотрим по телевизору прогноз погоды. Что же означает слово «прогноз» (ответы детей). «Прогноз», ребята, это предсказание, то есть нам предсказывают или прогнозируют погоду на день или даже на неделю вперед. Существуют и экологические прогнозы, это когда ученые экологи предсказывают какие будут последствия в результате вмешательства человека в природу. Для этого они используют свои знания, которые они получают исследуя природу.

Экологи, например, могут предсказать, что будет, если:

-в реку сбрасывать отходы с химических заводов;

-уничтожить всех грызунов;

— ядовитые грибы уничтожить;

-истребить хищных птиц и животных.

Я предлагаю вам поиграть в ученых экологов. Вы должны будете назвать какую – либо ситуацию, а остальные дети расскажут, что произойдет в результате.

— (дети предлагают проблему)

Вот видите, сколько можно избежать катастроф, если знать заранее экологический прогноз. от многих бед человек может уберечь себя и всю природу. А многие из них получаются из-за плохого, необдуманного отношения к природе.

Рефлексия: о чем сегодня разговаривали?

В чем же значение науки экологии?

Правильно, эта наука помогает человеку поступать правильно, не навредить себе, сохранить природу.

Источник

Экология. Шпаргалка
И. В. Касаткина, 2009

Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Экология». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

Оглавление

  • 1. Экология как наука. Предмет и задачи экологии
  • 2. История развития экологии
  • 3. место экологии в системе естественных наук
  • 4. Экологическое образование, воспитание и культура
  • 5. Экологическое мировоззрение
  • 6. Основные виды антропогенных воздействий на биосферу
  • 7. Экологический кризис
  • 8. Участие России в международном экологическом сотрудничестве

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Экология как наука. Предмет и задачи экологии

Экология — наука о взаимоотношениях и взаимодействии между различными живыми существами и окружающей их средой, об обмене веществ и потоках энергии, которые делают возможной жизнь на Земле, и о приспособлениях организмов к изменяющимся условиям существования (В. Лархер, 1978 г.). Термин «экология» (от гр. слов oicos — «дом, убежище», logos — «наука») был впервые предложен биологом-дарвинистом Э. Геккелем в 1866 г.

Предмет экологии — изучение совокупности или структуры связей между организмами и природной средой. Главным объектом изучения экологии являются экологические системы (природные комплексы живых организмов и среда их обитания). Кроме них, данная наука занимается изучением организменного, популяционно-видового и биосферного уровней.

Основная часть экологии как биологической науки — общая экология (или биоэкология), изучающая общие закономерности взаимоотношений живых организмов и среды.

Выделяют следующие основные разделы экологии:

1) аутэкология, или экология особей, занимающаяся исследованием индивидуальных связей отдельного организма (вида, особи) с его природной средой;

2) демэкология, или популяционная экология, изучающая динамику и структуру популяций отдельных видов;

3) синэкология, или экология сообществ, которая изучает взаимодействие популяций, сообществ и экосистем с окружающей средой.

В зависимости от временного фактора в экологии выделяют историческую и эволюционную экологию. Кроме этого, различают экологию микроорганизмов, экологию растений и экологию животных. Экологическими проблемами планеты занимается глобальная экология; объект ее изучения — биосфера.

Задачи теоретической экологии (В. И. Коровкин, 2003 г.):

1) разработка общей теории устойчивости экологических систем;

2) изучение экологических механизмов адаптации к среде;

3) исследование регуляции численности популяций;

4) изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;

5) исследование продукционных процессов;

6) исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости;

7) моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.

Задачи прикладной экологии:

1) прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека;

2) улучшение качества окружающей природной среды;

3) сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

4) оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения наиболее экологически неблагополучных районах.

Источник