Меню

Экология охрана окружающей среды растения

Экологические проблемы и охрана растений
методическая разработка по экологии (6 класс) на тему

Разработка факультативного занятия по экологии 6 класс.

Скачать:

Вложение Размер
Текстовый документ 158.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-обобщение в 5-м классе по теме «Экологические проблемы и охрана растений»

Завьялова Екатерина Викторовна учитель биологии

  1. Сформировать знания о значении растений в жизни природы и человека.
  2. Охарактеризовать влияние неразумной хозяйственной деятельности на изменение условий жизни растений.
  3. Уточнить какой вред наносит покрову Земли вытаптывание растений и неправильный их сбор.
  4. Раскрыть главные положения охраны природы на основе взаимосвязи живой и неживой природы и ответственного отношения к природе.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе, учить пользоваться в жизни “правилами друзей природы”.
  6. Формировать умение пользоваться знаниями в новой ситуации.
  1. Плакаты (растения “Красной книги”).
  2. Физическая карта России.

1. Организационный момент

Создать спокойную, деловую обстановку.

2. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

— Почти миллион лет живет человечество на планете Земля. Но до последнего времени люди мало задумывались, что все ее богатства не вечны. Они нуждаются в защите, пополнении и бережном отношении.

В прошлые века численность населения была невысока, промышленность была развита слабо, и человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. Это привело к истощению почв, гибели растительности.

Нашу Землю населяют полмиллиона видов растений. Они всюду: на равнинах, в горах, в водоемах, на улицах городов и деревень, в наших домах.

Зеленый цвет – это символ нашей планеты, символ жизни. Представьте на минуту, закрыв глаза, что все растения Земли вдруг исчезли.

— Какие картины возникли в вашем воображении? (безжизненные)

От растений зависит жизнь человека и животных. Растения – основа всего живого на Земле.

— Что дают растения человеку?

3. Значение растений в природе и жизни человека

  • Почему при каждом входе мы должны благодарить растения?
  • Каким растениям мы должны сказать спасибо за те продукты, которые служат нам пищей? (Овощным, плодово-ягодным, зерновым)
  • Какие растения обеспечивают питанием животных? (Кормовые – клевер, тимофеевка)
  • Какие растения дают сырье для промышленности? Лекарства?
  • Как следует собирать лекарственные растения?
  • Назовите дикорастущие растения.
  • Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

Хозяйственная деятельность людей сопровождается уничтожением растений, изменением условий их роста. Это приводит к угрозе Жизни на Земле.

В конституции (Основном Законе) нашей страны сказано: “Граждане России обязаны беречь природу, охранять ее богатства”.

А в настоящее время происходит сокращение площади, занимаемой растительностью. (Обращение к карте)

— Где больше происходит сокращение растительного покрова? (Там, где больше населения, где шире развита промышленность, строительство).

За последние 100 лет площадь лесов на Земле уменьшилась на 75%.

— Нарушается биологическая связь живого на Земле. (Сказка про сову и мужика). Как интересно жить на Земле, когда есть божья коровка, лягушка, красивый цветок, раскидистое дерево – приносящее радость. Как горько будет, если они исчезнут!

И некоторым растениям и животным человек уже выдал охранную грамоту.

4. Мероприятия, обеспечивающие охрану растений

— Как вы думаете, о чем идет речь? (Красная книга, 2 тома: 1 – о животных, 2 – о растениях)

— Почему красная? (Цвет красный – сигнал опасности)

Первая “Красная книга” была издана в 1948 г. (МСОПом) – Международным союзом охраны природы. 1966 г. – новое издание, в которой страницы были разноцветные, чтобы по этим цветам было видно, в каком положении находится то или иное растение и животное.

В нашей стране первая русская “Красная книга” была издана в 1978 г.

— Для чего нужна такая книга? (Перечень растений, меры охраны, причины сокращения вид, где обитает)

Это документ совести человека!

— Некоторые ребята приготовили сообщения о растениях нашего края, которые находятся под охраной. (Сообщения детей)

— Что общего у этих растений?

Вывод: каждый человек должен помнить несколько правил:

  • знать редкие и исчезающие растения, не рвать их;
  • собирать в букеты только садовые растения.

5. Работа с плакатом – картинкой

— Прочитаем слова художника.

— Какую идею стремился передать художник в этом рисунке?

— Назовите основные правила, которые нужно соблюдать в туристическом походе.

  1. Не мусорить.
  2. Не вытаптывать растительный покров.
  3. Правильно выбрать место для костра, разложить еду.

— Чтобы не наносить такого ущерба природе “надо быть экологически грамотным человеком”.

— Что значит слово экологически ?

(Экология – слово образовано из двух греческих слов. Экос – дом, логос – наука.)

Наука о каком доме?

Экология изучает, как люди связаны с живой и неживой природой. Что может произойти по вине человека в природе.

— Что произойдет с людьми, забывшими про законы природы, про правила друзей природы, про охрану растений?

Итак, ребята, что мы можем сделать, чтобы принять активное участие в охране растений? (Знать эти растения, выполнять правила друзей природы, умело вести себя в туристических походах).

6. Самостоятельная работа (на листочках)

  1. Назовите 3 растения “Красной книги” нашего края.
  2. Как называются уголки природы, в которых растения находятся под особой охраной? Собрать листочки.

7. Решение экологической задачи

“Воскресенье в лесу” (экологический рассказ)

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запасались продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!”. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петрик решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” — закричал Петрик и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”. “Все равно – гадина!” — ответил Петрик.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!

Ошибки, совершенные школьниками:

  1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
  2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество “грибы — деревья”.
  3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается.
  4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет.
  5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.
  6. Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
  7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
  8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
  9. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.
  10. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
  11. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

8. Оценка результатов работы на уроке

Поощрение: словесное, открыткой.

9. Домашнее задание

  1. Нарисовать мини плакат “Я в ответе за зеленого друга”.
  2. Подобрать пословицы, поговорки, загадки о растениях.

— Как должен человек относиться к природе? (Ученики дают ответы)

— Что он должен делать, чтобы сохранить растительный покров нашей страны?

  • Охранять природу (растения).
  • Вести борьбу за чистоту воздуха и воды.
  • Правильно вести хозяйственную деятельность.
  • Правильно собирать лекарственные растения.

— Чем можете помочь вы, Школьники?

  • Охранять растения.
  • Принимать участие в озеленении населенных пунктов.
  • Ухаживать за зелеными насаждениями.
  • Выполнять “правила друзей природы”.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация В настоящее время, в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, важно уделять особое внимание формирован.

Цель данной работы – изучить эколого-биологическое состояние и особенности распространения первоцветов в окрестностях г. Новоульяновска.К числу основных задач относятся:- выявление видового.

Открытый урок по природоведению » Охрана растений» . Крассная книга . Заповедники Саратовской области.

Разработка факультативного занятия по экологии 6 класс.

Предложенная методическая разработка урока географии в 8 классе по теме: «Экологические проблемы и охрана природы Тульской области» построена в форме научно-практической конференции с учёт.

Урок защиты проектов по теме «Состав воздуха, его роль, значение и охрана». Для определения содержания проектов заранее были предложены несколько тем. Учащиеся могли выбрать одну из предложенных тем и.

Источник

Охрана растительного мира

С каждым годом растительный мир, как и природа в целом, все больше страдает от деятельности людей. Ареалы растений, особенно лесные массивы, все время сокращаются, и территории используются для построения различных объектов (дома, предприятия). Все это приводит к изменениям разных экосистем и к исчезновению многих видов деревьев, кустарников и травянистых растений. Из-за этого нарушается пищевая цепочка, что способствует миграции многих видов животных, а также к их исчезновению. В дальнейшем последует изменение климата, ведь больше не будет активных факторов, поддерживающих состояние окружающей среды.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

p, blockquote 2,0,1,0,0 —>

Причины исчезновения флоры

Существует множество причин, по которым уничтожается растительность:

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

  • строительство новых населенных пунктов и расширение уже построенных городов;
  • возведение фабрик, заводов и других промышленных предприятий;
  • проложение дорог и трубопроводов;
  • проведение разных коммуникационных систем;
  • создание полей и пастбищ;
  • добыча полезных ископаемых;
  • создание водохранилищ и дамб.

Все эти объекты занимают миллионы гектар, а раннее эту площадь покрывали деревья и травы. Кроме того, климатические изменения также являются весомой причиной исчезновения флоры.

p, blockquote 4,1,0,0,0 —>

Необходимость охраны природы

Поскольку люди активно используют природные ресурсы, весьма скоро они могут испортиться и исчерпаться. В том числе может погибнуть и растительный мир. Во избежание этого нужно охранять природу. В этих целях создаются ботанические сады, национальные парки и заповедники. Территория этих объектов охраняется государством, вся флора и фауна здесь находится в первозданном виде. Поскольку здесь природа не тронута, растения имеют возможность нормально расти и развиваться, увеличивая свои ареалы распространения.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

p, blockquote 6,0,0,1,0 —>

Одним из важнейших действий охраны растительного мира является создание Красной книги. Такой документ существует в каждом государстве. В нем указаны все виды растений, которые исчезают и власти каждой страны должны охранять эту флору, стараясь сохранить популяции.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Способов сохранить растительный мир на планете существует множество. Конечно, каждое государство должно охранять природу, но в первую очередь все зависит от самих людей. Мы сами можем отказаться от уничтожения растений, научить наших детей любить природу, охранять каждое дерево и цветок от гибели. Люди губят природу, поэтому всем нам предстоит исправлять эту ошибку, и лишь осознав это, нужно приложить все усилия и спасти растительный мир на планете.

Источник

Экология охрана окружающей среды растения

Под понятием «экология растений» подразумевается наука, которая изучает взаимоотношения между растениями и окружающей средой. Эта наука неразрывно связана с общей экологией и такой наукой как ботаника.

Экология растений изучает растительные организмы на всех уровнях:

  • на уровне клетки (цитоэколгия)
  • на уровне организма (аутоэкология)
  • на уровне совокупностей растений (синэкология)

Экология растений подробно изучает физиологию растений, их виды, популяции, сообщества.

История экологии растений

Растения стали изучать еще ученые Древней Греции. В период средневековья изучением растений занимались в основном монахи. Позже во время великих географических открытий произошёл прорыв и в изучении растений, так как появились новые экземпляры для изучения. В то время были сделаны выводы о том, что на распространение растений оказывают влияние географическое расположение территорий, их высота над уровнем моря. В 18 веке большую роль в изучении растений сыграл ученый К. Линней. Он описал растительный покров разных климатических зон. В 19 веке на развитие экологии растений повлияли такие знамениты ученые как Гумбольдт, Ламарк, Уотсон. Эволюционное учение Дарвина оказало большое влияние на развитие науки о растениях и их взаимодействии со средой обитания. Но особый вклад в становлении экологии растений внес датский ученый Варминг, в конце 19 века, благодаря его трудам экология растений была выведена в отдельный раздел науки. Варминг систематизировал факторы, корыте влияют на жизнь растений.

Готовые работы на аналогичную тему

Методы экологии растений

К основным методам изучения экологии растений относятся:

Когда ученый использует метод наблюдения, он не должен вмешиваться в природную систему. Метод наблюдения — это первый и основной метод, который используется исследователями.

Более широкое применение имеет эксперимента. Суть метода эксперимента заключается в том, что ученый намеренно изменяет определенные параметры. Эксперименты над растениями проводят как в полевых, так и в лабораторных условиях. В экологии растений используются как однофакторные таки многофакторные эксперименты. Широко используется метод экологических рядов для изучения отношений растений к окружающей среде.

Популярным в экологии растений является и метод моделирования. Он предполагает построение и исследование моделей (упрощенных образцов оригинала), затем проводят интерпретацию полученных результатов. Учёные применяют модели разных типов. Модели делятся на реальные и идеальные. Реальные модели соответствуют оригиналам по физической форме. Идеальные модели – это условная интерпретация оригинала.

Экологические факторы, влияющие на растения

В экологии под средой понимается набор материальных тел, явлений, видов энергии, которые оказывают влияние на живое существо. Разные элементы среды по-разному воспринимаются живыми организмами. Экологические факторы — это элементы, которые оказывают сильное влияние на жизнедеятельность организмов.

К ним относятся:

  • свет
  • вода в почве
  • вода в атмосфере
  • движение воздуха
  • дымовые газы
  • радиоактивность

Ученые разделяют экологические факторы на абиотические и биотические.

Под термином абиотические экологические факторы понимают факторы неживой природы. Под биотическими экологическими факторами подразумевают факторы влияния живых существ.

Абиотические факторы в свою очередь делят на:

  • климатические
  • эдафические
  • топографические.

Климатические факторы включают в себя влияние таких элементов как свет, тепло, состав и движение воздуха, осадки, влажность почвы и влажность воздуха.

Под эдафическими факторами подразумевают влияние механического и химического состава покрова Земли.

Топографические абиотические экологические факторов подразумевают влияние особенностей рельефа на живые организмы.

Биотические факторы подразделяют на:

  • фитогенные
  • зоогенные
  • влияние микроорганизмов

Под фитогенными факторами понимается влияние других растений. Влияние может быть, как прямым таки и косвенным. К прямому взаимодействию относится прямой механический контакт, симбиоз (форма взаимоотношений, при которой оба компонента извлекают пользу из своего совместного существования), паразитизм (при этом типе сосуществования один из компонентов использует другой компонент как среду обитания и источник пищи). К косвенному взаимодействию относят фитогенные изменена среды обитания растений.

Под зоогенными экологическими факторами понимают влияние животных. Животные могут поедать, вытаптывать растения или учувствовать в их опылении.

Микроорганизмы также оказывают влияние на растительный мир. Микроорганизмы и грибы вносят свои изменения в жизнедеятельность растительных организмов.

В отдельную группу экологических факторов выделяют воздействия человека (антропогенные факторы). По масштабам и по форме воздействии человек оказывает особенное сильное влияние на растительным мир, к сожалению, это воздействие чаще всего несет негативные последствия.

Реакция растений на экологические факторы

На воздействия экологических факторов растения реагирую путем изменения состояния или какими-то действиями, это помогает виду выжить. Для того чтобы не тать жертвой негативного воздействия окружающей среды живые организмы могут либо избегать его, либо приобретать выносливость. Растениям первый способ практически не доступен. Растения вынуждены приспосабливаться, изменять свое строение и процессы жизнедеятельности. Эти изменения могут иметь два вида, к первому относятся модификационые изменения, которые исчезают у особи и ее потомства, когда негативный фактор воздействия перестает действовать и генотипические изменения – которые являются наследственными, то есть не исчезают.

Приспособление организма к новым условиям жизни происходит в процессе длительной эволюции, это приводит к тому что организм адаптируется к новым условиям. Адаптация дает возможность выжить не только одному конкретному индивидууму, но и всему виду. Для того что бы понять успешно ли идет процесс адаптации следует обратить внимание на повышение коэффициента размножения и на коэффициент смертности вида.

Источник

Читайте также:  Растение золотарник или золотая розга