Меню

Экология растений 6 класс былова шорина вентана граф

Тесты 6 класс предмет «Экология растений»

«Экология растений. 6 класс» (авт.: А.М. Былова, Н.И. Шорина), Издательский центр «Вентана-Граф»

Задания открытого типа.

СВЕТ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ.

1- вариант. (Параграфы 1-6)

Выпиши номера правильных суждений .

1.Экология — это наука об охране природы.

2.Среда обитания – это все то, что окружает живой организм.

3.Растительные сообщества – леса, луга, болота.

4.Животные питаются органическими веществами растений или других организмов.

5.Фитонциды вырабатывают животные.

6.Процесс фотосинтеза называют воздушным питанием.

7.Свет поглощается зеленым пигментом – хлорофиллом.

8Подземные побеги могут иметь зеленое окрашивание.

9.Для растений «длинного дня» продолжительность света не должна превышать 12 часов.

10В ясные дни до Земли беспрепятственно доходят прямые лучи.

11В Крыму летом день короче, но лето длиннее, преобладают в солнечном спектре красные лучи.

12.Светолюбивые растения могут мириться с незначительным затенением.

13.Экологическая группа – это растения, имеющие сходные приспособления к какому- либо фактору условий среды.

14.В световых листьях имеется столбчатая ткань.

15.Кислица – это светолюбивое растение.

Выпиши номера правильных суждений .

1.Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой

2Условия существования – это самые необходимые для жизни организмов условия.

3.Хлорофилл может образовываться и в темноте.

4.Растения растут и развиваются одинаково, как в темноте, так и на свету.

5.Томаты относятся к группе нейтральных растений (по отношению к продолжительности светового дня).

6.Лучи, отражающиеся капельками водяного пара в ясные дни – называются рассеянными.

7.Совокупность световых полос называется солнечным спектром.

8.Тенелюбивые растения спокойно переносят воздействие прямого солнечного света.

9.В теневых листьях только столбчатая ткань.

10.На севере солнечный свет содержит больше синих и фиолетовых лучей.

11.Мхи и папоротники – это теневыносливые растения.

12.Белые стволы деревьев поглощают солнечный свет.

13.Начало цветения зависит от продолжительности светлого времени суток.

14.Экологических групп растений по отношению к свету — три.

15.Поглощенные лучи дают энергию для фотосинтеза.

Ответы: 1- вариант 3,4,6,7,10,11,13,14.

Экологические группы растений по отношению к свету

Найти соответствие 1 – вариант.

растут в густом ельнике

береза, осина, сосна обыкновенная

в листьях крупные хлоропласты

растут на открытых местах

листья усваивают в основном рассеянный свет

на поверхности кроны листья световые, а в глубине кроны — теневые

Найти соответствие 2 – вариант.

растут на опушках и лесных полянах

под верхней кожицей листа столбчатая ткань с большим количеством хлоропластов

в листе нет столбчатой ткани

отраженный свет падает на листья, и они получают дополнительное освещение

образуют листовую мозаику

Найти соответствие 3 – вариант.

липа, дуб, вяз, орешник

не выносят длительного воздействия прямого солнечного света

листья темно- зеленые

растения пустынь, степей, лугов, открытых водоемов

в листе много мелких хлоропластов

хорошо растут на светлых местах, но переносят и затенение

ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

Выпиши номера правильных суждений. 1- вариант.

1.Температурные границы – это благоприятные температурные условия. 2. Все растения прорастают при одинаковых температурных условиях. 3. Промораживание семян понижает всхожесть. 4. Тепло необходимо только для прорастания семян.5. Основной источник тепла – солнце. 6. В жаркое лето растения зацветают раньше. 7. Вторичное цветение в конце лета полезно для растений. 8 Растения не могут поглощать солнечные лучи.9 Растения могут выделять тепло. 10. Тепла в растениях мало, поэтому они нагреваются от солнца, воздуха, почвы. 11.Температура воздуха не влияет на температуру растений. 12.Все части растений имеют постоянную температуру.

13.Некоторые растения могут иметь ниже температуры окружающей среды

(пустынные и степные растения в летний день). 14. Эфемероиды или подснежники относятся к льдоустойчивым растениям.

Выпиши номера правильных суждений. 2- вариант.

1.Прорастание семян происходит при более низких температурах, чем рост растений. 2.Промораживание семян повышают всхожесть. 3.Тепло необходимо только для цветения.4. В прохладное, дождливое лето растения зацветают позже.5. Солнечные лучи, поглощенные почвой, растениями, водой, предметами нагревают их. 6. Выделяют пять климатических поясов. 7. В полярном поясе вегетационный период длится круглый год. 8. А в умеренном поясе – от весны до осени. 9. Окраска почв влияет на интенсивность их нагревания.10. Точечным термометром можно определить температуру только в одной точке растения. 11. Растения не могут выделять тепло при прорастании семян. 12. Сине-зеленые водоросли относятся к жаровыносливым растениям. 13.Лимоны, мандарины – неморозостойкие растения. 14. Вегетационный период – это период активного роста

1-вариант -1,5,6,9,10,13,14 2-вариант – 1,2,4,5,8,9,12,13,14

ВОДА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

Выпиши номера правильных суждений. 1- вариант.

1) Вода содержится в плодах, мякоти листа, корнях, в зрелых семенах. 2) В клетках растений больше всего воды в оболочках. 3) При испарении воды устьицами лист охлаждается. 4) Вода попадает в растения только через корневые волоски. 5)Эпифиты имеют воздушные корни. 6) Кутикула – это тонкая непроницаемая пленка на кожице.7) Восковой налет на листьях не влияет на испарение воды.8) Земноводное растение стрелолист относится к группе влаголюбивых растений. 9) Кувшинка относится к группе водных растений с плавающими листьями.10) Ряска относится к группе водных растений с полностью погруженными листьями. 11) У подводных листьев теневое строение. 12) У подводных листьев есть устьица.13) Влаголюбивые растения могут обитать только в тенистых сырых лесах. 14) Влаголюбивые растения могут иметь водяные устьица по краям листа. 15) Эфемероиды – однолетние растения умеренного увлажнения. 16) Растения, относящиеся к экологической группе умеренного увлажнения имеют крупные, широкие листья с толстой кутикулой. 17) Активная жизнь эфемеров 3-4 недели.18)Кактусы относятся к засухоустойчивым растениям. 19) Корни верблюжьей колючки располагаются в поверхностном слое почвы. 20) Рыхление – это «сухой полив».

Выпиши номера правильных суждений. 2- вариант.

В клетках растений 5 % воды.2) В клетке больше всего воды в вакуолях.3) Вода поступает в растения через клеточные оболочки, корневые волоски, воздушные корни, листья во время дождя. 4) Вода удерживается кожицей и кутикулой. 5) У однолетних растений могут быть мясистые стебли. 6) Вода расходуется растением на фотосинтез, рост и налив плодов.7) Выделяют 6 экологических групп растений по отношению к воде. 8) Среди водных растений выделяют плавающие, полностью погруженные в воду, водные с плавающими листьями. 9) Кубышка относится к группе растений с полностью погруженными в воду листьями. 10) Плавающие листья имеют теневое строение. 11) У плавающих водных растений на нижней стороне листа нет устьиц. 12) У земноводных влаголюбивых растений три вида листьев – наземные, плавающие, полностью погруженные в воду. 13) Влаголюбивые растения обитают только на болотах.14)Мхи, хвощи – это растения сырых лугов. 15)У влаголюбивых растений крупные устьица. 16) Растения умеренного увлажнения произрастают на лугах, в лесах и пустынях. 17) Эфемеры – многолетние растения. 18) Эфемеры в течение 10-11 месяцев находятся в состоянии покоя.19)Верблюжьи колючки произрастают в степях. 20) Лесопосадки вокруг полей не нужны.

2 – вариант- 2,3,4,6,8,11,12,15,16,18

ВОЗДУХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

Выпиши номера правильных суждений 1- вариант .

1) Животные и растения дышат кислородом.2)В составе воздуха 98% азота. 3) В воздухе 21% кислорода. 4) В воздухе содержатся примеси, сажа, пыль, бактерии. 5) Растения могут использовать азот только в виде растворов солей. 6) Усваивать азот растениям помогают микроорнанизмы.7) Растения могут обходиться без кислорода. 8) Углекислый газ выделяется и животными и растениями в процессе дыхания. 9) Кислотные дожди безвредные для всего живого. 10) Кислотный дождь – это сернистый газ дыма, растворенный в каплях дождя. 11) Лишайники хорошо переносят действие сернистого газа. 12) В городах и вдоль дорог нельзя собирать грибы и лекарственные растения. 13) Ветер ломает ствол дерева с мощной глубокой корневой системой – ветровал. 14) Ветер может повреждать и формировать крону дерева. 15) Ветроопыляемые растения яркие, крупные, ароматные. 16) Тополь – ветроопыляемое растение.17) Ветер разносит споры, семена, плоды. 18) Семянка с хохолком у тополя и одуванчика. 19) Перекати – поле –это группа растений. 20)Фитонциды – вещества выделяемые хвойными деревьями.

Читайте также:  Инфекционные болезни растений вызываемые грибами

Выпиши номера правильных суждений 2- вариант.

1) Животные и растения дышат смесью газов. 2) В воздухе содержится 15% углекислого газа. 3)Никаких примесей в воздухе нет.4) Растения сами не могут использовать азот атмосферы. 5) Азот входит в состав хлорофилла.6) Почти весь кислород воздуха образован растениями в результате фотосинтеза. 7) Углекислый газ выделяется только животными при дыхании.8) Кислотный дождь – это кислотный дождь.9) Пихта хорошо выносит сернистый газ. 10) Грибы и лекарственные растения можно собирать в городах и вдоль дорог.11) Ветер валит деревья с поверхностной корневой системой – бурелом. 12) Поземка может «подстригать» заросли карликовых березок. 13) Все растения опыляются ветром. 14) Ветроопыляемые растения мелкие, невзрачные без запаха. 15) Береза – ветроопыляемое растение.16) Мхи, хвощи, папоротники размножаются спорами.17) Семена имеют приспособления для распространения ветром. 18) Перекати – поле – это одно растение.19) Люди могут улучшить качество воздуха. 20) Растения поглощают вредные вещества и при этом страдают и чахнут.

Ответы: 1 – вариант -2,3,4,5,6,8,10,12,14,16,17,18,19,20

ПОЧВА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

Выпиши номера правильных суждений 1 вариант.

1.Почва обладает плодородием. 2. Глина делает почву плодороднее. 3. Кислорода в почве 12%. 4.Гумус придает черную окраску почве. 5. Глинистые почвы содержат больше гумуса.6. Черноземы — это бедные почвы. 7. Натрий, фосфор, калий – соли необходимые растениям. 8 Солерос – растение группы соленакопители. 9. Рыхление – это «сухая поливка». 10.Ветровая и водная эрозии улучшают состояние почвы. 11. Напиши четыре способа улучшения почв..

Выпиши номера правильных суждений » вариант

1.Гумус придает влажность почве. 2. Супесчаные почвы легкие. Углекислого газа в почве 20%. 4. Гумус – это перегной (разложившиеся организмы). 5. В состав почвы входят твердые частицы, вода, воздух, живые организмы. 6. В бедных почвах много гумуса. 7. Лох – растение группы солевыводящих растений.8. Известкование, рассоление – это приемы улучшающие состояние почвы. 9. Удобрения бывают зеленые. 10. Крапива, малина – это растения азотолюбы. 11. Напиши четыре значения почв для растений…

1-вариант; 1,4,7,8.9,10 (внесение удобрений, рыхление, известкование, рассоление)

2-вариант; 2,4,5,7,9,10, 11(субстрат, источник минеральных веществ, убежище, запас семян в почве)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ СО СРЕДОЙ

Выпиши номера правильных суждений

1.Питаются готовым органическим веществом. 2.Поглащают кислород, а выделяют углекислый газ.3. Характерен фотосинтез. 4. Ведут прикрепленный образ жизни.5. активно перемещаются.6. Растут всю жизнь.7. Рост ограниченный. 8. Количество органов ограниченно. 9. Органы постоянно обнавляются.10Могут впадать в спячку.11. В хороших условиях быстро растут.12.Характерен глубокий или вынужденный покой.13. Выделяют фитонциды.14.Затаиваются при опасности. 15.В хороших условиях толстеют.16.Могут совсем не дышать.17. Поглощают питательные вещества из водных растворов. 18. Заглатывают твердую пищу. 19. Иногда утраченные органы отрастают. 20. Все органы неподвижны.

ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ

Выпиши номера правильных суждений – 1 вариант

1.Только насекомые являются опылителями. 2. Яркая окраска и сильный запах – это «реклама» для опылителей.3. Ночью цветы не опыляются. 4. Шмели – похитители нектара. 5.Форма цветка соответствует форме и размерам опылителя. 6.Плоды и семена люди и животные распространяют только на поверхности тела. 7. Животных, питающихся растениями, называют травоядными. 8.Луговая ветошь – это высохшие остатки растений, лежащие на земле плотным слоем. 9. Росянка ярко зеленого цвета. 10. Пузырчатка обитает на деревьях.

Выпиши номера правильных суждений – 2 вариант

1.Опылителями являются только птицы. 2.У растений, опыляемых ночными насекомыми цветки бледные. 3. У цветков запах всегда приятный для человека. 4. Муравьи – похитители нектара.5. У цветка раскрытой формой может быть много опылителей. 6.Плоды и семена люди и животные распространяют только внутри своего организма. 7.Животны, питающиеся растениями, называются растительноядными. 8.Луговые сорняки – ядовитые, колючие, грубые. 9. У мухоловки ловчий аппарат – листовые пластинки. 10. Кувшиночники полностью погружены в воду.

1-вариант 2,4,5,8 2-вариант 2,4,5,7,8,9

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙ

Найди соответствие -1вариант

1. Ветви деревьев и кустарников покрываются многослойной пробкой. 2. Сокодвижение. 3.Цветут и плодоносят луговые травы. 4.В основании листа формируется отделительный слой. 5. Колебание температуры в почве незначительное. 6.Распускаются молодые листья. 7. Запасаются питательные вещества в клубнях, корневищах, стволах. 8. Проталины на опушках. 9.Вынужденный покой. 10. Начало марта. 11. Листопад. 12.Появляется отава. 13.Формируется годичное кольцо, благодаря делению клеток камбия.14.Высевают озимые. 15. Зацветает ольха.

Найди соответствие -2вариант

Укорачивается день. 2.Устьица хвоинок закупориваются смоляными пробочками.3. Глубокий покой. 4. Набухают и распускаются почки. 5.Прорастают семена яровых культур. 6. Вокруг стволов деревьев углубления – лунки. 7. Молодые побеги сосны торчат «свечками». 8. Почки защищены почечными чешуйками. 9. Выделяют березовый сок. 10.Появляется мать и мачеха. 11. Сенокос. 12. Образуется лесная подстилка. 13.Зацветают подснежники.14. Нижние хвоинки желтеют. 15. Середина апреля.

Источник

Былова А. М., Шорина М. И. Экология растений. 6 класс

—>

Доступно: шт.
Цена: 120.00 р
Помощь: Как покупать? Задать вопрос продавцу
Лот находится в городе: Ярославль (Россия)
Доставка:
по городу: Самовывоз.
по стране и миру: Стоимость доставки по стране и миру узнавайте у продавца.
Покупая несколько лотов продавца, Вы экономите на доставке.
Лоты доставляются одним отправлением.
Оплата: Банковский перевод, Банковская карта, Яндекс.Деньги, Почтовый перевод.
Состояние товара: Б/у.
27
№143619243

Авторы: Былова А. М., Шорина М. И.
Издательство: Вентана-Граф
Место издания: М.
Тип переплёта: ламинированный тверд.
Год издания: 2002
Формат: Увеличенный
Состояние: Хорошее
Количество страниц: 224
Код хранения:

Книги высылаю по России и миру.

1. Стоимость пересылки — по тарифам Почты России.
По России: до 500 грамм — 100-130 рублей.
От 500 грамм до 1 кг — 140-190 рублей.
Свыше 1 кг — от 190 рублей.
Международная пересылка от 600 рублей.

2. Возможна пересылка службой доставки Боксберри.

3. Упаковка бесплатно.

4. Отправка лотов осуществляется 3 раза в неделю.

5. После отправки сообщаю трек-номер для отслеживания.

6. Оплата: Карта Сбербанка, карта Альфа банка, яндекс деньги, банковский перевод.

7. Только предоплата! Наложенным платежом книги не высылаю.

Источник

Рабочая программа по экологии растений 6 класс
рабочая программа по экологии (6 класс) на тему

Рабочая программа по экологии растений

Скачать:

Вложение Размер
rabochaya_programma_ekologiya_6_klass_sattarova.docx 39.75 КБ

Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850 Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,

тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru

И.о. директора МБОУ «СОШ № 2»

г. Тарко- Сале Пуровского района

Приказ № ______от «_____» _________2016 г.

по учебному предмету

для учащихся 6 а, б, в, г класса

Учитель — составитель : Саттарова Ольга Михайловна, высшая квалификационная категория

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, с учетом примерной программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-9 классы. – М.: Дрофа

Учебник «Экология растений: 6 класс». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. — М. Вентана-Граф, 2014 г.

«Согласовано» Рассмотрено на заседании методического объединения

Зам. директора по учителей ______________________________________.

образовательному процессу руководитель МО /____________/

__________ /_____________./ Протокол №___ от «_____» ____________ 2016 г

Рабочая программа по предмету экология составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов, Государственного стандарта основного общего образования, авторской программы автора И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176 с.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся.

Программа соответствует учебнику «Экология растений: 6 класс». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. — М. Вентана-Граф, 2009, — 192 с.: ил.

Реализация рабочей программы возможна за счет школьного компонента базисного учебного плана.

Познание учащимися экологии растений начинается с понятия экологии растений, как учебного предмета, далее влияние абиотических и биотических, антропогенных факторов. И как следствие сезонные изменения, измениения в течение жизни, жизненные формы, растительные сообщества, в итоге охрана растительного мира.

Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об экологии, но и формирует целостное представление о экологии растений на основе развития интеллектуального потенциала, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: среда обитания и условия существования, группы растений по отношению к свету, к воде, к свойствам почв, жизненные формы и охраняемые растения.

Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса экологии для основной школы.

Цель : формирование представлений об экологии растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой; о месте экологии растений в ботанической науке; об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи растений с окружающей средой; изучить анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп; познакомить с жизненными формами растений и принципами их классификации. Познакомить с периодические явлениями в жизни растений.

Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природоведение». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.

В рабочую программу внесены следующие изменения: практические работы, заменены близкими по содержанию работами:

«Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности»,

«Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности»,

«Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности».

Причиной этих изменений является отсутствие круглогодичных систематических записей в дневниках наблюдений учащихся.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

Цель : формирование представлений об экологии растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой; о месте экологии растений в ботанической науке; об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи растений с окружающей средой; изучить анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп; познакомить с жизненными формами растений и принципами их классификации. Познакомить с периодические явлениями в жизни растений.

Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природоведение». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.

В рабочую программу внесены следующие изменения: практические работы, заменены близкими по содержанию работами:

«Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности»,

«Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности»,

«Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности».

Причиной этих изменений является отсутствие круглогодичных систематических записей в дневниках наблюдений учащихся.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Рабочая программа «Экология» рассчитана на преподавание курса в объёме учебного времени 35 часов (1 час в неделю).

Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии.

4 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Личностные результаты обучения:

— овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

— осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

— сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

— способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

— умения управлять своей познавательной деятельностью;

— умение организовывать свою деятельность;

— определять её цели и задачи;

— выбирать средства и применять их на практике;

— оценивать достигнутые результаты.

— формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

— создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

— уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

— самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

— называть методы изучения применяемые в экологии;

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– определять основные органы растений (части клетки);

– понимать смысл биологических терминов;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.

  1. Содержание тем учебного предмета.

Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.

Тема 2. Свет в жизни растений (3ч)

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.

Опыт в домашних условиях. Влияние света на рост и развитие растений. (В ходе работы доказывается, что солнечный свет оказывает непосредственное влияние на рост и развитие растений. Сравниваются выросшие на свету и в темноте проростки.)

Тема 3. Тепло в жизни растений (3ч)

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.

Практическая работа. Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности.

Тема 4. Вода в жизни растений (3ч)

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.

Практическая работа. Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности.

Опыт в домашних условиях. Влияние воды и тепла на прорастание растений.

Тема 5. Воздух в жизни растений (3ч)

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.

Тема 6. Почва в жизни растений (3ч)

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.

Тема 7. Животные и растения (2ч)

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений.

Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.

Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность.

Практическая работа. Воздействие человека на растительность. (По материалам учебного пособия «Экология растений», учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (авт.: В.В. пасечник и др.)».)

Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

Тема 14. Растительные сообщества (3ч)

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

Практическая работа . Охраняемые территории России. (С помощью пособия «Экология растений» и атласа с географической картой «Охрана природы России» учащиеся знакомятся с разнообразием охраняемых территорий России и, если есть возможность — с охраняемыми растениями своей местности.)

Источник