Меню

Экология растений 6 класс разработка урока

Открытый урок по экологии растений Тема: «Вода в жизни растений».
методическая разработка по экологии (6 класс) на тему

Цели урока:

повторить и систематизировать знания учащихся о значении воды в жизни растений, о приспособленности к жизни в водной среде;

продолжить формирование умения по распознаванию экологических групп растений по отношению к воде, характеризовать их значение в природе; продолжить развивать интерес к изучению предмета; научить учащихся находить биологические закономерности, анализируя факты в определенной логической последовательности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя
  3. Фронтальный опрос с использованием таблицы и заполнением кроссворда.
  4. Анализ лабораторной работы и выводы.
  5. Обобщение.
  6. Подведение итогов.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_ekologii.docx 1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вашему вниманию представлен урок биологии в 11 классе на тему «Среда обитания организмов и ее факторы» по программе В.В.Пасечника. Разработка урока содержит конспект и презентацию.

В данной работе рассматриваются вопросы, посвященные изучению строения, состава и свойств воды, как уникального жизненно важного вещества. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней и счит.

Сценарий интегрированного урока по природоведению для 5 класса по теме «Вода — источник жизни». Цели: познакомиться с физико-химическим составом воды и выявить её роль в жизни организмов и в окру.

Тема урока: Значение воды в жизни растений Тип урока: комбинированный.Цель урока: систематизировать знания о значении воды в жизни растений.Задачи:1) расширить знания об испарении воды раст.

Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду.» Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель: создание целостного представления.

Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду» Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель: создание целостного представления .

План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека» Наименование учебного предмета: ОбществознаниеКласс: 5 -АУровень общего о.

Источник

Урок экологии в 6 классе «Растения — живой организм»
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Урок обобщения знаний по теме «Растения — живой организм»

Скачать:

Вложение Размер
rasteniya-zhivoy_organizm.docx 32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Растения – живой организм»

Обобщить знания об основных частях растения, как единого целого;

Проверить усвоение базовых понятий по теме»Органы цветкового растения»;

Использовать полученные знания для дальнейшего развития понятия об организме как едином целом.

1. Вводное слово учителя.

Так уж складывается жизнь современного человека, что большинству из нас не часто удаётся бывать на природе. Мы мало знаем о ней, и не каждый способен выжить, окажись он вдруг вдали от цивилизации. Но тем, кто знаком с растениями, с их удивительными свойствами, не страшно заблудиться в лесу или остаться один на один с природой.

С древности, питаясь плодами земли, люди узнавали свойства растений. Они давали человеку пищу, одежду, материалы для построек, топливо, посуду, мебель, лекарства, красители и массу других полезных вещей. Ещё не так давно, примерно лет 200 назад, с ранней весны и до поздней осени дикая флора поставляла и крестьянам и горожанам витаминную питательную зелень, сладости, крахмал и даже крупы, а так же приправы и лекарства. Наблюдательные пахари, охотники, пастухи и рыболовы при помощи растений предугадывали погоду и виды на урожай, искали воду для питья, залечивали раны, боролись с вредными насекомыми. Современный человек должен владеть хотя бы минимумом этих знаний.

Сегодня мы с вами попробуем выяснить, какими знаниями овладели мы, потому как первое знакомство с удивительным царством растений уже состоялось.

2. Обобщение знаний по теме.

Урок у нас необычный. Мы будем рисовать страницы учебника по пройденным темам. Определить тему каждой группы поможет цветик–семицветик, на лепестке которого и будут обозначены темы, но их нужно будет отгадать.

Первый лепесток оторву я.

«Без окошек, без дверей, полна горница людей». (Вопрос задан детям) Плод. Учитель выбирает яблоко.

На доске прикреплено дерево: стебель, листья и отдельно 20 красных яблок, 20 жёлтых, 20 зелёных. После выступления каждой группы, остальные группы оценивают выступивших яблоком, повесив его на дерево: красное – очень понравилось, желтое – понравилось, но есть замечания, зеленое – есть ошибки и существенные замечания.

3. Получение заданий. (Музыкальное оформление: звуки в природе, журчание ручья).

Представители каждой группы получают задание, отрывая лепесток от цветика–семицветика, на обратной стороне которого – загадка, обозначающая тему задания.

№1 группа «Корень».

Как небо для птицы

Земля тебя поит и кормит, как мать

И … нельзя от земли отрывать.

Прилагается Тест по теме.

1. Вода необходима клеткам корня:

б) для растворения питательных веществ;

в) увеличивает плодородие почвы;

г) является питательным веществом.

2. При дыхании корни поглощают:

в) углекислый газ;

г) растворённые питательные вещества.

3. В поглощении воды и минеральных солей участвуют:

в) зона всасывания;

г) зона проведения.

4. Корневой чехлик:

а) обеспечивает передвижение веществ по растению;

б) выполняет защитную роль;

в) придаёт корню прочность и упругость;

г) участвует в делении клеток.

5. Придаточные корни:

а) развиваются из корешка зародыша;

б) отрастают от стебля;

в) развиваются на главном корне;

г) отрастают от боковых корней.

6. Стержневая корневая система имеет:

в) много придаточных корней;

г) главный и боковые корни.

«В книге лежит, на дереве висит».

Дать научное объяснение загадке:

В зелёном тереме

Площади не мерены,

Комнаты не считаны

Стены – как стекло

Всё насквозь видно!

А в стенах – окошки,

Какому органу природа

Особую крепость дала

И листья в огромную крону

На ветках его собрала.

Биологический диктант по теме.

Растение имеет органы: корень и .

Побегом называют стебель с расположенными на нём … и …

Побег развивается из …

Лист – это часть .

У подсолнечника стебель .

В подмышках у листьев

3. Итоги урока. Подводятся итоги урока, обсуждаются основные моменты, вызвавшие затруднения, выставляются оценки..

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: виды взаимоотношений между живыми организмами, 11 класс.

Урок природоведения для 5 класса в котором говорится о значении света в жизни живых организмов.

Данная методическая разработка — это один из вариантов проведения урока по теме «Живые организмы. Что это такое?» по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо.

Конспект для проведения обобщающего урока по теме «Питание живых организмов».

Сценарий урока по УМК Сонина. Урок построен с использованием технологии КСО.

Урок по ФГОС «Свойства живых организмов их проявление у растений, животных, грибов и бактерий».

Урок разработан в соответствии с ФГОС, подобран материал для практической работы на уроке по определению видовой принадлежности органзмов. К уроку создана презентация.

Источник

Экологические проблемы и охрана растений
методическая разработка по экологии (6 класс) на тему

Разработка факультативного занятия по экологии 6 класс.

Скачать:

Вложение Размер
Текстовый документ 158.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-обобщение в 5-м классе по теме «Экологические проблемы и охрана растений»

Завьялова Екатерина Викторовна учитель биологии

  1. Сформировать знания о значении растений в жизни природы и человека.
  2. Охарактеризовать влияние неразумной хозяйственной деятельности на изменение условий жизни растений.
  3. Уточнить какой вред наносит покрову Земли вытаптывание растений и неправильный их сбор.
  4. Раскрыть главные положения охраны природы на основе взаимосвязи живой и неживой природы и ответственного отношения к природе.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе, учить пользоваться в жизни “правилами друзей природы”.
  6. Формировать умение пользоваться знаниями в новой ситуации.
  1. Плакаты (растения “Красной книги”).
  2. Физическая карта России.

1. Организационный момент

Создать спокойную, деловую обстановку.

2. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

— Почти миллион лет живет человечество на планете Земля. Но до последнего времени люди мало задумывались, что все ее богатства не вечны. Они нуждаются в защите, пополнении и бережном отношении.

В прошлые века численность населения была невысока, промышленность была развита слабо, и человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. Это привело к истощению почв, гибели растительности.

Нашу Землю населяют полмиллиона видов растений. Они всюду: на равнинах, в горах, в водоемах, на улицах городов и деревень, в наших домах.

Зеленый цвет – это символ нашей планеты, символ жизни. Представьте на минуту, закрыв глаза, что все растения Земли вдруг исчезли.

— Какие картины возникли в вашем воображении? (безжизненные)

От растений зависит жизнь человека и животных. Растения – основа всего живого на Земле.

— Что дают растения человеку?

3. Значение растений в природе и жизни человека

  • Почему при каждом входе мы должны благодарить растения?
  • Каким растениям мы должны сказать спасибо за те продукты, которые служат нам пищей? (Овощным, плодово-ягодным, зерновым)
  • Какие растения обеспечивают питанием животных? (Кормовые – клевер, тимофеевка)
  • Какие растения дают сырье для промышленности? Лекарства?
  • Как следует собирать лекарственные растения?
  • Назовите дикорастущие растения.
  • Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

Хозяйственная деятельность людей сопровождается уничтожением растений, изменением условий их роста. Это приводит к угрозе Жизни на Земле.

В конституции (Основном Законе) нашей страны сказано: “Граждане России обязаны беречь природу, охранять ее богатства”.

А в настоящее время происходит сокращение площади, занимаемой растительностью. (Обращение к карте)

— Где больше происходит сокращение растительного покрова? (Там, где больше населения, где шире развита промышленность, строительство).

За последние 100 лет площадь лесов на Земле уменьшилась на 75%.

— Нарушается биологическая связь живого на Земле. (Сказка про сову и мужика). Как интересно жить на Земле, когда есть божья коровка, лягушка, красивый цветок, раскидистое дерево – приносящее радость. Как горько будет, если они исчезнут!

И некоторым растениям и животным человек уже выдал охранную грамоту.

4. Мероприятия, обеспечивающие охрану растений

— Как вы думаете, о чем идет речь? (Красная книга, 2 тома: 1 – о животных, 2 – о растениях)

— Почему красная? (Цвет красный – сигнал опасности)

Первая “Красная книга” была издана в 1948 г. (МСОПом) – Международным союзом охраны природы. 1966 г. – новое издание, в которой страницы были разноцветные, чтобы по этим цветам было видно, в каком положении находится то или иное растение и животное.

В нашей стране первая русская “Красная книга” была издана в 1978 г.

— Для чего нужна такая книга? (Перечень растений, меры охраны, причины сокращения вид, где обитает)

Это документ совести человека!

— Некоторые ребята приготовили сообщения о растениях нашего края, которые находятся под охраной. (Сообщения детей)

— Что общего у этих растений?

Вывод: каждый человек должен помнить несколько правил:

  • знать редкие и исчезающие растения, не рвать их;
  • собирать в букеты только садовые растения.

5. Работа с плакатом – картинкой

— Прочитаем слова художника.

— Какую идею стремился передать художник в этом рисунке?

— Назовите основные правила, которые нужно соблюдать в туристическом походе.

  1. Не мусорить.
  2. Не вытаптывать растительный покров.
  3. Правильно выбрать место для костра, разложить еду.

— Чтобы не наносить такого ущерба природе “надо быть экологически грамотным человеком”.

— Что значит слово экологически ?

(Экология – слово образовано из двух греческих слов. Экос – дом, логос – наука.)

Наука о каком доме?

Экология изучает, как люди связаны с живой и неживой природой. Что может произойти по вине человека в природе.

— Что произойдет с людьми, забывшими про законы природы, про правила друзей природы, про охрану растений?

Итак, ребята, что мы можем сделать, чтобы принять активное участие в охране растений? (Знать эти растения, выполнять правила друзей природы, умело вести себя в туристических походах).

6. Самостоятельная работа (на листочках)

  1. Назовите 3 растения “Красной книги” нашего края.
  2. Как называются уголки природы, в которых растения находятся под особой охраной? Собрать листочки.

7. Решение экологической задачи

“Воскресенье в лесу” (экологический рассказ)

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запасались продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!”. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петрик решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” — закричал Петрик и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”. “Все равно – гадина!” — ответил Петрик.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!

Ошибки, совершенные школьниками:

  1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
  2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество “грибы — деревья”.
  3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается.
  4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет.
  5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.
  6. Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
  7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
  8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
  9. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.
  10. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
  11. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

8. Оценка результатов работы на уроке

Поощрение: словесное, открыткой.

9. Домашнее задание

  1. Нарисовать мини плакат “Я в ответе за зеленого друга”.
  2. Подобрать пословицы, поговорки, загадки о растениях.

— Как должен человек относиться к природе? (Ученики дают ответы)

— Что он должен делать, чтобы сохранить растительный покров нашей страны?

  • Охранять природу (растения).
  • Вести борьбу за чистоту воздуха и воды.
  • Правильно вести хозяйственную деятельность.
  • Правильно собирать лекарственные растения.

— Чем можете помочь вы, Школьники?

  • Охранять растения.
  • Принимать участие в озеленении населенных пунктов.
  • Ухаживать за зелеными насаждениями.
  • Выполнять “правила друзей природы”.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация В настоящее время, в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, важно уделять особое внимание формирован.

Цель данной работы – изучить эколого-биологическое состояние и особенности распространения первоцветов в окрестностях г. Новоульяновска.К числу основных задач относятся:- выявление видового.

Открытый урок по природоведению » Охрана растений» . Крассная книга . Заповедники Саратовской области.

Разработка факультативного занятия по экологии 6 класс.

Предложенная методическая разработка урока географии в 8 классе по теме: «Экологические проблемы и охрана природы Тульской области» построена в форме научно-практической конференции с учёт.

Урок защиты проектов по теме «Состав воздуха, его роль, значение и охрана». Для определения содержания проектов заранее были предложены несколько тем. Учащиеся могли выбрать одну из предложенных тем и.

Источник

Разработка урока биологии (экологии) в 6 классе на тему «Лекарственные растения Севера»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Предлагаю вниманию коллег разработку уроку биологии (экологии) в 6 классе «Лекарственные растения Севера». К разработке прилагается презентация и дополнительный материал.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_k_uroku.pptx 1.48 МБ
razrabotka_uroka_ekologii_lekarstvennye_rasteniya_severa.docx 26.47 КБ
gerbariy.docx 38.4 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Лекарственные растения Севера Учитель биологии Гашина Н.В.

На территории нашей страны произрастает более 21 000 видов растений, из них более 3000 обладают лекарственными свойствами. В настоящее время в научной медицине используется лишь 180 видов лекарственных растений. Из этого количества 65 составляют дикорастущие растения, запасы которых исчерпаемые .

На низком стелющемся болотном кустарнике — ягоды-хамелеоны: вначале ягоды красные, потом, наливаясь соком, становятся янтарно -жёлтыми. Плодом она походит на малину. Народное название — «моховая смородина», « глошина ». Это любимая ягода северян в национальных округах. Это растение получило название по цвету своих плодов, ещё эту ягоду называют «северным виноградом». Растёт по сухим и сырым хвойным лесам и лиственным лесам, кустарникам, иногда на торфяных болотах. Её ягоды, резко выделяющиеся своим красным цветом на фоне зелёной листвы. Низкорослый кустарничек, вид рода Вакциниум семейства Вересковые. Ягоды съедобны. Ягоды и листья используются в лекарственных целях: эта ягода помогает при заболеваниях зрения .

Растёт по сухим и сырым хвойным лесам и лиственным лесам, кустарникам, иногда на торфяных болотах. Её ягоды, резко выделяющиеся своим красным цветом на фоне зелёной листвы. Низкорослый кустарничек, вид рода Вакциниум семейства Вересковые. Ягоды съедобны. Ягоды и листья используются в лекарственных целях: эта ягода помогает при заболеваниях зрения . На низком стелющемся болотном кустарнике — ягоды-хамелеоны: вначале ягоды красные, потом, наливаясь соком, становятся янтарно -жёлтыми. Плодом она походит на малину. Народное название — «моховая смородина», « глошина ». Это любимая ягода северян в национальных округах. Это растение получило название по цвету своих плодов, ещё эту ягоду называют «северным виноградом».

КРАСНАЯ КНИГА ЯНАО Лилия кудреватая ( С аранка ) из-за интенсивного сбора населением для лекарственных нужд с 1997 г. внесена в Красную Книгу ЯНАО как вид с сокращающейся численностью .

КРАСНАЯ КНИГА ЯНАО Мак (Полярный) Угорский На территории ЯНАО встречается редко, растёт на реках Пус-Ерке , Ханмей , Чёрная, хребте Пайпудына на Полярном Урале, по долинам рек Собь , Войкар , Харбей , Хадыта , Хараматолоу . Единичные экземпляры встречаются в окрестностях г.Лабытнанги , на полуострове Ямал, около станции Обская .

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : 1. Из Красной Книги ЯНАО выбрать редкие лекарственные растения, составить описание этих растений.

УРОК ОКОНЧЕН! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

Урок экологии по теме «Лекарственные растения Севера»

Автор: учитель биологии МКОУ «ШИСОО» с. Самбург Пуровского района Гашина Наталья Викторовна

  • продолжить знакомство учащихся с растительным миром Севера,
  • научить по внешним признакам распознавать лекарственные растения,
  • формировать бережное отношение к природе,
  • развивать интерес к историческому и природному наследию родного края.

Оборудование : книги, иллюстрации, гербарий, презентация.

Предварительная работа с учащимися: найти интересные факты о лекарственных растения Севера.

1. Выставка фотографий, иллюстраций, книг о растениях. Севера.

2. Изложение нового материала в форме лекции с использованием презентации.

3. Работа с гербарием.

4. Игра на закрепление пройденного материала «Узнай растение по описанию».

5. Домашнее задание.

Мини-экскурсия по выставке книг, иллюстраций и фотографий о растениях Севера.

Изложение нового материала в форме лекции с использованием дополнительного материала и презентации

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о лекарственных растениях. Послушайте притчу:

« …. Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить» Ученик вернулся через неделю и сказал учителю. « Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной»

РЕБЯТА, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ПОЧЕМУ УЧЕНИК НЕ СМОГ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ ? (примерные ответы уч-ся:

-Так как в природе много различных растений, которые могут излечивать.

-Наверное потому, что ему было тяжело всё принести).

Учитель: ученик сказал «…..потому что … я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждый минерал, каждое растение, каждое животное целебны».

Так ли это? И растут ли на Ямале лекарственные растения? На этот вопрос мы сегодня на уроке ответим.

Сотни лет люди, живущие на Севере обходились без привычных нам лекарств? Как же они лечились? На прошлом уроке вы получили задание найти информацию о таких растениях Ямала. Сейчас мы послушаем подготовленные вами рассказы о лекарственных растениях.

И так, сказание о бруснике. Кто готов рассказать об этом растении.

Название северной ягоды брусники связано с латинским словом «Васса», что означает ягода (слайды презентации ). О происхождении этого названия нет единого мнения. Так, одни считают, что произошло оно от слова «вязать»- из-за ползущего корня, который связывает растение в один куст. В целом же слово БРУСНИКА означает «виноградная лоза с фригийской горы Ида». По преданию, это место пребывания богини плодородия, которая разъезжала на колеснице с венком на голове из разных ягодных растений. Вечная зелень брусничника на фоне листопадных растений издревле изумляла людей. Появилась легенда о том, как добрая ласточка однажды достала живой воды и несколько капель несла во рту, чтобы окропить людей и дать им бессмертие. Но злая оса узнала об этом и решила помешать ласточке сделать доброе дело. Укусила она летящую птицу и та от боли вскрикнула, живая вода пролилась, и людям не досталось бессмертия. Но капли упали на кедр, сосну и бруснику и оттого они теперь всегда вечнозеленые. Вот такая красивая легенда существует о бруснике (слайд).

УЧИТЕЛЬ: Спасибо, еще одно лекарственное растение, которое растет и на Ямале – Ива. Кто расскажет нам об Иве?

На Севере нашей страны произрастает 8 видов ивы. Это не редкое растение, не охраняется законом, поэтому можно вполне использовать в быту, медицине. Какие чудесные корзины получаются из ивовых прутьев. Ею можно и лечиться. Взять любую иву, снять с нее кору, отварить и вы получите самый настоящий аспирин — лекарство от температуры. Целебным качеством обладает и кора осины. Для зайцев это настоящее лакомство. Не обходят ее и другие лесные звери (слайды презентации ).

Мудрость народная состоит в том, что подмечались полезные качества тех или иных растений и передавались эти знания из поколения в поколение. Заболит спина — иди в баньку с березовым веничком, простыл — пей малиновый чай. Но есть еще одна мудрость — это удивительные сказания о лекарственных растениях. Невозможно за короткое время рассказать о них все, поэтому ограничимся лишь некоторыми

Искусственные витамины не могут соперничать с природными витаминами. А их вокруг огромное количество в растениях, просто нужно знать и уметь их использовать. Так, например, листья брусники можно использовать в качестве чайной заварки и ваши почки будут вам благодарны. Каждое растение — это кладезь витаминов, обязательно обладает полезными свойствами. Даже из мухомора народные целители и врачи научились изготовлять лекарство. Даже лось спасается мухомором от болей, съедая их за раз несколько штук. Этот огромный зверь так любит грибы, что становиться даже на колени, чтобы полакомиться ими (слайды презентации).

УИТЕЛЬ: Красная рябина

Красная рябина — один из символов русской природы (слайды презентации ). На Руси рябину издавна считали символом счастья и мира в семье. Кроме того, бытовало мнение, что «рябиновый дух» отгоняет все болезни: существовал обычай выносить больного под рябиновое дерево. Считается, что рябина обладает необыкновенной жизненной силой, поэтому, прислонившись к дереву, можно забрать у него частичку энергии. Рябина обладает многими целительными свойствами: это и витаминное, и слабительное, и кровоостанавливающее средство. Она лечит цингу, авитаминоз, ревматизм, заболевания желчного пузыря и кишечника. Рябина — превосходное общеукрепляющее средство, способное предупреждать различные болезни. По насыщенности витаминами рябина превосходит морковь, яблоки и даже апельсины. Очень полезны витаминные чаи и настои на основе плодов рябины, имеющие приятный терпкий привкус.

А вот другой рассказ о рябине. Родовое название произошло от кельтского «терпкий» и дано ей это имя за терпкий вкус плодов. А еще переводится как «ловящая птиц», ведь издавна люди заманивали птиц в силки ягодами этого растения. О происхождении русского названия ходит легенда.

Жили как-то муж с женой, и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая дочь, и имя имела неласковое — Восьмуха. Злая она была, своенравна, да завистлива. Зато меньшего — сынка, звали ласково, Романушкой. Был он добрым да приветливым, родители души в нем не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку, задумала его погубить. Завела как — то раз она его в болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое, кудрявое деревце, растет с тех пор по всей русской земле, называют его люди ласково: рябинушкой, рябинкой. Радует оно своей красотой, верностью, добротой.

Род можжевельник семейства кипарисовых объединяет более 60 видов хвойных вечнозелёных древесных растений, из которых в северных районах России встречаются два вида — можжевельник обыкновенный и сибирский (слайд презентации ).

Вечнозеленый древовидный кустарник высотой до 2- 3 м, с вечнозеленой хвоей высотой 2-3 м или дерево высотой до 12 м, с толщиной ствола до 10 — 12 см. Хвоинки можжевельника представляют собой видоизмененные листочки. Они короткие, остро игольчатые, расположены по 3 штуки, плоды в виде ягод состоят из сросшихся плотных чешуек, как шишки хвойных деревьев, поэтому их и называют шишкоягодами. Обратите внимание, что можжевельник, как и муравьиные кучи — примета грибных мест. Рядом с ним, под старыми березами растут белые грибы и подберезовики. Можжевельник самый долговечный среди кустарников, в тундре встречают растения, представьте себе, живущие до 500 лет! Из зрелых сухих плодов добывают можжевельниковый сахар, которого в них 40-42%. Из них также делают морс, патоку, мармелад. В Западной Сибири используют как пряность — аромат шишкоягод улучшает вкус пирогов, пряников, маринада.

Тлеющие в костре можжевеловые веточки долго сохраняют тепло. А язык лукавого человека сравнивается с горящим можжевельником. По древним поверьям — можжевельник может не только одолеть смертельный недуг, но и дать возможность обрести вечную жизнь. Он на языке цветов — обещание вечной жизни, радушие. Его по- разному зовут в народе — можжуха, тетеревиный куст. Твердая древесина с красивой текстурой служит для изготовления мебели. Практически у всех можжевельников замечательно прочная, красивая и душистая древесина. Хвоя и шишки можжевельника обладают дезинфицирующим, противомикробным действием, как говорилось уже об этом. Не случайно любители попариться в бане добавляют к берёзовым и дубовым веникам его колючие веточки, а настоем плещут на раскалённые камни в печи: не только для аромата, но и чтобы очистить помещение и самих себя от микробов. Латинское название происходит, вероятно, от кельтского — «колючий». Однако справедливости ради нужно сказать, что не все можжевельники колючие.

Можно еще много рассказывать о лекарственных растениях нашего края, но время нашего урока ограничено. Поэтому мы с вами рассмотрим их, запомним их внешний вид, чтобы в природе вы смогли узнать, но не только использовать, но и сберечь от злой руки.

3. Работа с гербарие м (ученики рассматривают растения, запоминают их внешний вид, особенности каждого из них).

4. А теперь проверим сможете ли вы узнать по описанию растение. Я буду зачитывать описание, а вы должны назвать это растение.

— Плоды этого растения имеют багряный цвет, за что и получило свое название (брусника, на старославянском языке слово «брусн» означало багряный цвет);

— эту ягоду называют «северным виноградом» (голубика);

— Ее называют «ягодой наоборот» (морошка);

— назовите ягоды Севера, получившие свои названия по цвету своих плодов (голубика, черника, брусника);

— Эта ягода самая ароматная (княженика);

— это растение называют жгучим, ранней весной оно спасало крестьян от голода (крапива);

— Ее называют лежебокой, царицей болот (клюква);

— с пуха этой травы раньше изготовляли ткань, да и в названии отражена ее характерная особенность (пушица);

— Это дерево называют не только спасителем лесных жителей, но оно обладает самыми полезными орешками (кедр).

5. Задание «Соотнеси описание растения с его изображением».

У вас на столах лежат задания «Соотнеси описание растения с его изображением ».

Леса Ямала не используются в промышленных целях, так как запасы древесины не велики (слайды презентации ). Зато богатством и обилием разнотравья делают его незаменимым для оленеводства. К сожалению, в наш машинный век, с освоением недр Ямала возникла угроза природе Севера, в том числе и Ямала. Чтобы сохранить хрупкую экологическую систему Севера, в 1995 г. была создана региональная Красная книга. За время ее существования пополнился список редких видов цветковых растений. Так, например, лилия кудреватая (Саранка) из-за интенсивного сбора населением на лекарственные нужды с 1996 г. внесена в Красную книгу ЯНАО как вид с сокращающейся численностью. Орхидея Коралловый Корень и мак Югорский, традиционно произрастающие по берегам рек Юрибей, Собь и на побережьях Обской и Тазовской губ, из-за выпаса оленей также находятся на грани исчезновения.

Округ относится к регионам, где окружающая среда подвергается мощному антропогенному воздействию. Интенсивное развитие нефтегазодобывающей промышленности угрожает многим видам животных и растений. Такая ситуация может привести к гибели некоторых видов животных и растений. Поэтому наша задача — бережно относится к природе родного края, изучать ее.

5. Домашнее задание

Из Красной Книги ЯНАО выбрать редкие лекарственные растения, составить описание этих растений.

Источник

Читайте также:  Все о лосином острове все растения