Меню

Экология растений 6 класс учебник ответы

ГДЗ по экологии 6 класс Горская рабочая тетрадь

ГДЗ рабочая тетрадь Экология растений. 6 класс Н.А. Горской линии УМК Алгоритм успеха издательства Вентана-граф состоит из 1 части и имеет 80 страниц.

ГДЗ рабочая тетрадь совпадает с оглавлением и составу учебника. В 6 классе продолжается знакомство с основными экологическими понятиями. Обучающиеся узнают о понятии экология растений, влиянии абиотических и биотических, антропогенных факторов, сезонных изменениями, изменениях в течение жизни, жизненных формах, растительных сообществах и охране растительного мира. Пособие — имеет задания как стартового, так и более сложного уровня, которые выполняются в текстовой форме, а также в изображениях. Для получения школьниками практических навыков в рабочую тетрадь включены лабораторные и практические работы, программы экскурсий, которое выполняется самими учениками после школьных уроков. Это способствует расширению и углублению знаний об экологии, а также развитию экологического аспекта современной культуры.

На сайте ЯГДЗ представлены ответы на все вопросы и задания из рабочей тетради, чтобы школьники могли проверить правильность выполненной работы. Готовые домашние задания содержат самую необходимую информацию для усвоения учебного материала, только правильные и проверенные ответы. Посетители нашего сайта смогут понять какие требования предъявляются к решению задания на хорошую оценку, поэтому даже в случае затруднений быстро добьются желаемого результата.

Источник

Кинопособие » Экология растений»-
видеоурок по биологии (6 класс) по теме

В содержании занятий использован материал «Экология растений » А.М. Былова, Н.И. Шорина, 1999 (209стр.)

В ос­нове пособия лежит системно-структурный подход, необходимый для развива­ющего обучения. Занятия направлены на экологизацию курса ботаники. Отражено единство жизни растений с живой и неживой природой, экологическое разнообразие, возрастные и сезонные из­менения, даются основные понятия о строении, изменчивости, устойчивости и сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на расти­тельный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и ра­ционального использования растительного мира.

Номер

Тема занятия

Введение

Глава I. Свет в жизни растений

Глава II. Тепло в жизни растений

Глава III. Вода в жизни растений

Глава IV. Воздух в жизни растений .

Глава V. Почва в жизни растений

Глава VI. Животные-и растения

Глава VII. Влияние растений друг на друга

VIII. Грибы и бактерии в жизни растений

Глава IX. Сезонные изменения растений

Глава X. Изменение растений в течение жизни

Глава XI. Разнообразие условий существования и их влияние на растения

Глава XII. Жизненные формы растений

Глава XIII. Растительные сообщества

Глава XIV. Охрана растительного мира

Скачать:

Вложение Размер
Кинопособие Экология растений 24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Кинопособие » Экология растений»- включает 14 глав и 58 занятий

В содержании занятий использован материал «Экология растений » А.М. Былова, Н.И. Шорина, 1999 (209стр.)

В основе пособия лежит системно-структурный подход, необходимый для развивающего обучения. Занятия направлены на экологизацию курса ботаники. Отражено единство жизни растений с живой и неживой природой, экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения, даются основные понятия о строении, изменчивости, устойчивости и сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.

Источник

Тестовые задания по теме «Экология растений»
тест по экологии (6 класс)

Тестовые задания по курсу « Экология растений» составлены в соответствии со школьной программой по экологии и учебником « Экология растений».

По каждой учебной теме предлагаются тесты двух-трех видов: на выбор правильных ответов из числа предложенных, распределение названных организмов по экологическим группам, на установление соответствия.

Все задания направлены на закрепление и уточнение полученных на уроках знаний, развитие памяти и мышления, интерес к изучаемому предмету.

Эти тесты могут быть предложены при текущей, тематической или итоговой проверке знаний, проводимой в классе.

Скачать:

Вложение Размер
ekologiya_rasteniy_2.doc 408.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Уваровщинская сош»

Вы полнила учитель

биологии и экологии

Тютикова Юлия Николаевна

Тестовые задания по курсу « Экология растений» составлены в соответствии со школьной программой по экологии и учебником « Экология растений».

По каждой учебной теме предлагаются тесты двух-трех видов: на выбор правильных ответов из числа предложенных, распределение названных организмов по экологическим группам, на установление соответствия.

Все задания направлены на закрепление и уточнение полученных на уроках знаний, развитие памяти и мышления, интерес к изучаемому предмету.

Эти тесты могут быть предложены при текущей, тематической или итоговой проверке знаний, проводимой в классе.

Тема: №1 « Введение в экологию»

1. Наука, изучающая совокупность взаимоотношений между организмами и окружающей средой, называется:

2. Определите среди перечисленных ниже экологических факторов абиотические:

2 распашка земель

5 постройка завода

3. Установите соответствие вида экологического фактора и его названия

1 абиотический а) пожар в лесу при грозе

2 биотический б) поедание растений лосем

3 антропогенный в) выделение газа при сгорании угля

г) действие света на организмы растений

4. Закончите фразу:

Факторы неорганической природы, воздействующие на организм, называются______________________________________________________________________

5. Закончите фразу:

Взаимодействие организмов друг с другом являются _________________ факторами.

6. Закончите фразу:

Воздействие человека на органический мир планеты составляет группу _____________________________ факторов.

7. Дополните предложение:

Факторы, включающие всю совокупность свойств, характерных для тех или иных почв, называют ________________________________

Тема: №2 « Абиотический фактор – солнечная радиация»

8. Экологическую группу растений, растущих в условиях хорошей освещенности, называют:

9. Приспособления, которые имеются у гемофитов

1 мелкие узкие листья, хорошо развитое опушение

2 хорошо развитое опушение, небольшое число устьиц

3 небольшое число устьиц, мелкие узкие листья

10. Явление « компасности» характерно для :

11. Слой жирового вещества, покрывающего пленкой поверхность листьев, называют:

12. К растениям-паразитам относят:

1 ракитник русский, прострел раскрытый

2 прострел раскрытый, заразиха белая

3 заразиха белая, повилика европейская

13. Типичными сциофитами нашей местности являются:

1 ковыль перистый, прострел раскрытый

2 ландыш майский, копытень европейский

3 копытень европейский, адонис весенний

Тема: №3 « Почва в жизни растений»

14. Закончите фразу:

Особое природное образование, возникшее в результате влияния воды и воздуха на поверхностный слой литосферы, называется__________________________________________

15. Органические соединения почвы называются:

16. Основными типами почв Тамбовской области являются:

1 торфяные болотные почвы

2 песчаные почвы

3 черноземные почвы

4 солонцовые почвы

17. Процесс разрушения почвенного покрова называют:

18. К мероприятиям, уменьшающим эрозию почв, относятся:

1 создание полезащитных полос, залужение

2 залужение, увеличение выпаса скота

3 увеличение выпаса скота, создание полезащитных полос

19. Из перечисленных признаков выберите те, которые относят к

1 псаммофитам а) длинные корни с корковой тканью

2 галофитам б) самовыделительные железки на листьях

3 оксилофитам в) плотные кожистые листья

г) мелкие клейкие листья

д) хорошо развитая паренхима

е) увеличение концентрации солей в клетке

Тема: №4 « Вода в жизни растений»

20. Способность молекул воды притягиваться друг к другу носит название:

21. Закончите фразу:

Растения целиком погруженные в воду ( например элодея, телорез ) относятся к

22. Найдите соответствие между экологическими группами и названием растений

1 гидатофиты а) ежа сборная, клевер красный

2 гидрофиты б) стрелолист обыкновенный, тростник обыкновенный

3 гигрофиты в) элодея канадская, водокрас лягушачий

4 мезофиты г) бодяк огородный, сердечник луговой

23. Среди приведенных ниже особенностей, найдите те, которые характерны для:

1суккулентов а) хорошо развитая водозапасающая ткань в листьях и стеблях

2 склерофитов б) узкие мелкие листья, покрытые кутикулой или опушением

24. Закончите предложение:

Растения, переносящие длительные и сильные засухи, называются:

4 все ответы верны

Тема: №5 « Температура в жизни растений»

25. Закончите фразу:

По отношению к низким типам температуры можно выделить следующие группы растений___________________________________________________________

26. Процесс воздействия на проросшие семена положительными низкими температурами называют:

27. Установите соответствие между группой растений и их названиями

1 нежаростойкие а) кубышка желтая, кувшинка белая

2 жаровыносливые б) наземные сине-зеленые водоросли

3 жароустойчивые в) одуванчик поздний, молочай тонкий

28. Закончите предложение:

Фактором, ограничивающем географическое распространение растений, если влажность и освещенность оптимальны, является_________________________________________________

Тема: №6 « Воздух в жизни растений»

29. Назовите компоненты воздуха, без которых невозможна жизнь аэробных организмов:

3 углекислый газ

30. Перенос пыльцы с цветка на цветок с помощью ветра называется:

31. Закончите фразу:

Распространение плодов и семян ветром получило название_________________________

32. Закончите фразу:

Сильный ветер способен вызывать у растений такие явления, как_______________________________________________________________

Тема: №7 « Растительные сообщества»

33. Совокупность растений, обитающем на относительно однородном участке земной поверхности называют:

34. Однолетние растения с очень коротким сроком вегетации называют:

35. Виды, занимающие второстепенное значение в фитоценозе, называются:

36. Растения, получающие от хозяина энергию и вещества, называют:

37. Явление, при котором одно из растений получает выгоду, а другой не получает ни вреда ни выгоды, называют:

3 оба ответа верны

38. Смена одного сообщества другим называется:

39. Сообщества, создаваемые человеком в результате хозяйственной деятельности, называются:

40. Широколиственные леса области, образованные в основном дубом, называются

41. Установите соответствие между растительным сообществом и растениями

1 дубравы а) сосна, можжевельник, бузина

2 хвойный лес б) липа, вяз, дуб

3 луговые степи в) ракитник, типчак, ковыль

42. Закончите предложение:

Злаки, имеющие хорошо развитую мочковатую корневую систему, называют: 1 луговые

43. Установите соответствие между растительным сообществом и растениями

1 солонцы а) клюква, мох сфагнум, пушица

2 осиновые кусты б) полынь, лук

3 сфагновое болото в) вишня, осина

Тема: №8 « Сообщества живых организмов»

44. Сообщество растений с бактериями, грибами, животными, называется:

45. Организмы — производители органического вещества, называют

46. Установите соответствие организма и его экологической роли:

1 продуценты а) сосна,

2 консументы 1-го порядка б) заяц – русак,

3 консументы 2-го порядка в) мышь

47. Насекомоядные растения, такие как росянка и пузырчатка, являются:

48. Скопление огромного количества опавших листьев на почве, называется:

Тема: №9 « Охрана окружающей среды»

49. Совокупность растительных сообществ называется:

3 все ответы верны

50. Основными растительными сообществами области являются:

1 тропический лес

2 широколиственный лес

3 песчаная пустыня

5 альпийский луг

51. Широколиственные леса по верховьям и склонам балок называются:

52. Главнейшими сорняками Тамбовской области являются:

1 бодяк полевой

2 тимофеевка степная

53. Растения области, завезенные из других мест, ранее здесь не произраставшие, называются:

Тема: №10 «Растения из Красной Книги Тамбовской области»

54. Памятник природы Тамбовской области, представляющий собой насыпь длиной 75 км для защиты русского государства от кочевников, называется:

1 Матырская дубрава

2 Араповская дача

3 Татарский вал

55. Закончите предложение:

К особо охраняемым территориям области относятся__________________________________________________________

56. Природный заповедник « Воронинский» был создан:

57. Красная Книга Тамбовской области была опубликована:

58. Из предложенного списка выберите растения, занесенные в Красную Книгу тамбовской области:

1 плаун булавовидный

2 бузина красная

3 зимолюбка зонтичная

4 дуб черешчатый

5 купальница европейская

59. Самым распространенным растением степей, занесенным в Красную Книгу, является:

1 ковыль перистый

2 адонис весенний

3 миндаль низкий

60. Закончите предложение:

Бесконтрольный выпас скота называется ___________________________________

Источник

Экология растений. 6 класс

Купить в магазинах
  • OZON.ru 417 RUB При покупке в этом магазине Вы возвращаете на личный счет BM и становитесь претендентом на приз месяца от BookMix.ru!
    Подробнее об акции
  • полный список магазинов
Рейтинг
Общая оценка
Ваша оценка
Метки:
Описание
  • Издательство: Вентана-Граф
  • ISBN: 9785360037828
  • Год: 2013

Пособие продолжает серию школьных учебников нового поколения, в основе которых лежит системно-структурный подход, необходимый для развивающего обучения. Книга направлена на экологизацию курса ботаники. Авторы стремились показать единство жизни растений с живой и неживой природой, продемонстрировать их экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения, дать основные понятия о строении, изменчивости, устойчивости и сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.
Пособие содержит методический аппарат, обеспечивающий помощь учителю на всех этапах проведения уроков. Обо всём этом и не только в книге Экология растений. 6 класс (А. М. Былова, Н. И. Шорина)

Средний балл:

Рецензий на книгу «Экология растений. 6 класс» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым

Средний балл:

Отзывов о книге «Экология растений. 6 класс» пока нет. Оставьте отзыв первым

Цитат из книги «Экология растений. 6 класс» пока нет. Добавьте цитату первым

Источник

Рабочая программа по экологии растений 6 класс
рабочая программа по экологии (6 класс) на тему

Рабочая программа по экологии растений

Скачать:

Вложение Размер
rabochaya_programma_ekologiya_6_klass_sattarova.docx 39.75 КБ

Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850 Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,

тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru

И.о. директора МБОУ «СОШ № 2»

г. Тарко- Сале Пуровского района

Приказ № ______от «_____» _________2016 г.

по учебному предмету

для учащихся 6 а, б, в, г класса

Учитель — составитель : Саттарова Ольга Михайловна, высшая квалификационная категория

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, с учетом примерной программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-9 классы. – М.: Дрофа

Учебник «Экология растений: 6 класс». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. — М. Вентана-Граф, 2014 г.

«Согласовано» Рассмотрено на заседании методического объединения

Зам. директора по учителей ______________________________________.

образовательному процессу руководитель МО /____________/

__________ /_____________./ Протокол №___ от «_____» ____________ 2016 г

Рабочая программа по предмету экология составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов, Государственного стандарта основного общего образования, авторской программы автора И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176 с.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся.

Программа соответствует учебнику «Экология растений: 6 класс». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. — М. Вентана-Граф, 2009, — 192 с.: ил.

Реализация рабочей программы возможна за счет школьного компонента базисного учебного плана.

Познание учащимися экологии растений начинается с понятия экологии растений, как учебного предмета, далее влияние абиотических и биотических, антропогенных факторов. И как следствие сезонные изменения, измениения в течение жизни, жизненные формы, растительные сообщества, в итоге охрана растительного мира.

Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об экологии, но и формирует целостное представление о экологии растений на основе развития интеллектуального потенциала, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: среда обитания и условия существования, группы растений по отношению к свету, к воде, к свойствам почв, жизненные формы и охраняемые растения.

Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса экологии для основной школы.

Цель : формирование представлений об экологии растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой; о месте экологии растений в ботанической науке; об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи растений с окружающей средой; изучить анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп; познакомить с жизненными формами растений и принципами их классификации. Познакомить с периодические явлениями в жизни растений.

Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природоведение». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.

В рабочую программу внесены следующие изменения: практические работы, заменены близкими по содержанию работами:

«Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности»,

«Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности»,

«Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности».

Причиной этих изменений является отсутствие круглогодичных систематических записей в дневниках наблюдений учащихся.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

Цель : формирование представлений об экологии растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой; о месте экологии растений в ботанической науке; об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи растений с окружающей средой; изучить анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп; познакомить с жизненными формами растений и принципами их классификации. Познакомить с периодические явлениями в жизни растений.

Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природоведение». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.

В рабочую программу внесены следующие изменения: практические работы, заменены близкими по содержанию работами:

«Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности»,

«Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности»,

«Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности».

Причиной этих изменений является отсутствие круглогодичных систематических записей в дневниках наблюдений учащихся.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Рабочая программа «Экология» рассчитана на преподавание курса в объёме учебного времени 35 часов (1 час в неделю).

Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии.

4 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Личностные результаты обучения:

— овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

— осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

— сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

— способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

— умения управлять своей познавательной деятельностью;

— умение организовывать свою деятельность;

— определять её цели и задачи;

— выбирать средства и применять их на практике;

— оценивать достигнутые результаты.

— формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

— создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

— уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

— самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

— называть методы изучения применяемые в экологии;

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– определять основные органы растений (части клетки);

– понимать смысл биологических терминов;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.

  1. Содержание тем учебного предмета.

Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.

Тема 2. Свет в жизни растений (3ч)

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.

Опыт в домашних условиях. Влияние света на рост и развитие растений. (В ходе работы доказывается, что солнечный свет оказывает непосредственное влияние на рост и развитие растений. Сравниваются выросшие на свету и в темноте проростки.)

Тема 3. Тепло в жизни растений (3ч)

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.

Практическая работа. Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности.

Тема 4. Вода в жизни растений (3ч)

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.

Практическая работа. Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности.

Опыт в домашних условиях. Влияние воды и тепла на прорастание растений.

Тема 5. Воздух в жизни растений (3ч)

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.

Тема 6. Почва в жизни растений (3ч)

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.

Тема 7. Животные и растения (2ч)

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений.

Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.

Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность.

Практическая работа. Воздействие человека на растительность. (По материалам учебного пособия «Экология растений», учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (авт.: В.В. пасечник и др.)».)

Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

Тема 14. Растительные сообщества (3ч)

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

Практическая работа . Охраняемые территории России. (С помощью пособия «Экология растений» и атласа с географической картой «Охрана природы России» учащиеся знакомятся с разнообразием охраняемых территорий России и, если есть возможность — с охраняемыми растениями своей местности.)

Источник

Читайте также:  Свекла многолетнее растение или нет