Меню

Экология растений 6 класс учебник соколов

методические материалы для подготовки к урокам экологии и биологии
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

методические рекомендации к урокам экологии 6 класс

технологические карты уроков экологии 6 класс

Скачать:

Вложение Размер
методическеи рекомендации к уроку экологии 6 класс по теме «Растительные сообщества» 36 КБ
технологическая карта урока экологии 6 класс по теме «Растительные сообщества»» 2.48 МБ
презентация к уроку экологии 6 класс по теме»Растительные сообщества» 1.51 МБ
методические рекомендации к уроку экологии 6 класс по теме «Солнечная радиация» 51 КБ
технологическая карта урока «Солнечная радиация» 64 КБ
презентация к уроку экологии 6 класс по теме «Солнечная радиация» 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 корпус 1 города Рассказова Тамбовской области»

Экология растений Тамбовской области

Раздел «Сообщества живых организмов»

(Методические рекомендации к проведению урока)

Тип урока : урок изучения нового материала

Форма урока: урок беседа с использованием мультимедийной презентации и элементами игры

— определение понятия «фитоценоз»;

— жизненные формы растений в местных фитоценозах;

— основные экологические группы растений по отношению к произрастанию в растительном сообществе;

— основные формы взаимоотношений растений в сообществе;

— приспособления растений к произрастанию в фитоценозе;

— классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков;

— объяснять связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастает растения;

— описывать ярусную структуру фитоценоза.

— приёмами работы с учебником и биологическими коллекциями;

— приёмами анализа и синтеза;

— умением формулировать выводы.

— познакомить учащихся с экологическими группами растений по отношению к произрастанию в фитоценнозе;

— определить основные формы взаимоотношения растений в фитоценозе.

— продолжить формирование навыков работать в коллективе, паре;

— формирование бережного отношения к растениям, школьному оборудованию.

— развивать мыслительную активность учащихся;

— продолжить формирование стойкого интереса к предмету.

Дидактические условия проведения урока

К моменту проведения урока у учащихся в ходе изучения курсов «Природоведение 5 класс» и «Биология 6 класс» сформулированы следующие понятия:

— жизненные формы растений;

— растительное сообщество «Природоведение 5 класс»

— видоизменения побегов; «Биология 6 класс»

Эти понятия являются необходимой базой для формирования новых, изучаемых в данной теме понятий:

— коллекция «Растительное сообщество дубравы»

Этап 1. Оргмомент

Цель: знакомство с новой темой. Целеполагание.

Этап 2. Восстановление опорных знаний о растительных сообществах и жизненных формах растений. Введение нового понятия «фитоценоз»

Цель : подготовить базу для восприятия нового материала.

Этап 3. Экологические группы растений в фитоценозе.

Цель: познакомить учащихся с понятием «эфемер» и «эфемероид» их экологическими особенностями и отличительными чертами.

Этап 4. Формы взаимоотношений растений в сообществе.

Цель: познакомить учащихся с основными формами взаимоотношения растений в фитоценозе. Закрепить умение работать с биологическими коллекциями и таблицами.

Этап 5. Подведение итогов уроков, закрепление полученных знаний.

Цель: рефлексия и коррекция знаний.

В ходе поэтапной работы на уроке «Растительные сообщества»

— закреплены приёмы работы со схемами;

— закреплены приёмы работы с учебником: нахождение и выделение главного из общего объёма информации;

— закреплены приёмы работы с рисунками и фотографиями, биологическими коллекциями;

— получены знания об основных экологических группах растений в фитоценозе.

  1. Соколов А.С., Соколова Л.А. Экология растений (региональный компонент), Тамбов, 2006
  2. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений 6 класс, М.: Вентана-Граф, 2008
  3. Селиванова О.В., Черникова С.В., Тихонова Е.Н. Экология растений. Контрольные измерительные материалы (региональный компонент), Тамбов, 2008

© Тихонова Е.Н. учитель МБОУСОШ № 3 г. Рассказово

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Растительные сообщества Цель урока Познакомиться с особенностями организации растительного сообщества Новые понятия Фитоценоз Жизненная форма Эфемеры Эфемероиды Паразитизм Комменсализм

Жизненные формы Дерево Кустарник Кустарничек Трава Лиана

Экологические группы Эфемеры Эфемероиды Ветроопыляемые Насекомоопыляемые

Хохлатка плотная Спит в землянке Круглый год, Лишь весну Встречать встаёт, А проводит весну – И опять ко сну

Пролеска лесная С первых дней в апреле Из дубовой прели Выглянул цветочек: Синенький глазочек, Зелена одёжка, Луковая ножка

Чистяк весенний Сквозь сыпучий снег Он пустил побег – Золото – цветочки, Ласковые щечки. А под стеблем кулачок – Клубеньков тугой пучок

Формы взаимоотношений растений Конкуренция Паразитизм Комменсализм И меж растений царствует война – Деревья, травы вверх растут задорно, За свет и воздух борются упорно, А корни их в земле, неся свой труд, За почву и за влажность спор ведут

Сосна, выросшая на открытом пространстве Сосна, выросшая в лесу

Доминанты I II III

Работайте с раздаточным материалом, заполните таблицу Ярус Встречающиеся растения

Заразиха белая Подъельник

Петров крест чешуйчатый

Марьянник дубравный (Иван –да- Марья)

Пармелия Эверния сливовая

Проверим знания Фитоценоз Жизненная форма Эфемеры Эфемероиды Паразитизм Комменсализм

Соедините стрелками названия растений и группы, к которым они относятся 1. Марьянник дубравный, Погремок малый, Марьянник луговой 2. Заразиха белая, Повилика, Петров крест чешуйчатый 3. Повой заборный, Вьюнок полевой, Горошек мышиный А. Полупаразиты Б. Паразиты В. Комменсалы

Соедините стрелками названия растений и группы, к которым они относятся 1. Марьянник дубравный, Погремок малый, Марьянник луговой 2. Заразиха белая, Повилика, Петров крест чешуйчатый 3. Повой заборный, Вьюнок полевой, Горошек мышиный А. Полупаразиты Б. Паразиты В. Комменсалы

Для эфемероидов характерно (выберите несколько ответов) Однолетние растения Многолетние растения Встречаются древесные формы Непродолжительный вегетационный период Зимуют в виде корневищ, луковиц, клубней Длительный период вегетации

Установите соответствие между примером растений и параметром сравнения Примеры растений А) веснянка весенняя, мышехвостник маленький, рогоглавник серповидный Б) деревья, кустарники, кустарнички, травы В) ветренница лютиковидная , хохлатка плотная, пролеска лесная Г) ветроопыляемые, насекомоопыляемые , многолетние, однолетние Параметры Жизненные формы Экологическая группа Эфемеры Эфемероиды А – 3 Б – 1 В – 4 Г – 2

Источник

Линия УМК Экология. 6-9 классы

Комплект учебных пособий по экологии можно эффективно использовать не только для организационных элективных курсов и внеурочной деятельности, но и на уроках биологии для расширения экологического компонента предмета.

Издания хорошо иллюстрированы. Разнообразные задания помогают сформировать навыки решения простейших экологических задач. Особое внимание уделено применению экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности человека и наблюдений в природе. В конце пособий даны указатели понятий и терминов. Каждый курс дополнен рабочими тетрадями.

Учебное пособие А. М. Былова, Н. И. Шорина «Экология растений. 6 класс» содержит информацию о многообразии растений, их возрастных и сезонных изменениях. Особое внимание уделено приспособлению растений к различным условиям среды. Также рассматривается влияние хозяйственной деятельности человека на растительный покров планеты, в том числе охрана и рациональное использование растительного мира.

Рабочая тетрадь Н. А. Горской «Экология растений. 6 класс» поможет ученикам узнавать наиболее распространенные в России растения, а также решать простые экологические задачи. Учебное пособие В. Г. Бабенко, Д. В. Богомолова, С. П. Шаталовой и др.

«Экология животных. 7 класс» содержит информацию о влиянии условий окружающей среды на животных, о зависимости видового разнообразия животных от условий местообитания, многообразии взаимосвязей разных видов живых существ, а также роли человека в сохранении экологического равновесия в природе.

В рабочей тетради В. С. Кучменко, Л. А. Громовой «Экология животных. 7 класс» предлагаются задания, соответствующие разделам пособия «Экология животных». Тетрадь предназначена для самостоятельной работы учащихся на уроках и дома.

Учебное пособие М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Г. А. Ворониной «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс» рассматривает вопросы адаптации организма человека к различным экологическим условиям, а также вопросы влияния природных и антропогенных факторов на здоровье.

Рабочая тетрадь Г. А. Ворониной, М. З. Федоровой «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс» содержит разнообразные вопросы и задания, составленные в соответствии с содержанием параграфов учебного пособия, которые позволяют учителю организовывать работу учащихся на любом этапе урока.

В учебном пособии И. М. Швец, Н. А. Добротиной «Биосфера и человечество. 9 класс» рассмотрены проблемы взаимодействия человека с окружающей средой и эволюции этих взаимоотношений. Также пособие включает несколько практических работ в форме дидактических игр.

Рабочая тетрадь В. С. Кучменко, Л. А. Громовой «Биосфера и человечество. 9 класс», разработанная к учебному пособию «Биосфера и человечество. 9 класс», предлагает задания, сгруппированные по темам,
которые согласуются с главами учебного пособия. Тетрадь предназначена для самостоятельной работы учащихся на уроке и для выполнения домашних заданий.

Источник

Рабочая программа по экологии растений 6 класс 34 часа

Рабочая учебная программа курса «Экология растений» для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы автора И. М. Швец.

Рабочая программа направлена на развитие экологиче ского образования школьников в процессе обучения биологии.

Цель : формирование представлений об экологии растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой, о месте экологии растений в ботанической науке, об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи растений с окружающей средой;

изучить анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп;

познакомить с жизненными формами растений и принципами их классификации.

Познакомить с периодическими явлениями в жизни растений.

— формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

— системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

— способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии;

— создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

— создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

— развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;

— развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

— воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.

Данная программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе. Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» объясняются на конкретных примерах растений.

Познание учащимися экологии растений начинается с понятия экологии растений, как учебного предмета, далее влияние абиотических и биотических, антропогенных факторов. И как следствие сезонные изменения, измениения в течение жизни, жизненные формы, растительные сообщества, в итоге охрана растительного мира.

Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об экологии, но и формирует целостное представление о экологии растений на основе развития интеллектуального потенциала, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: среда обитания и условия существования, группы растений по отношению к свету, к воде, к свойствам почв, жизненные формы и охраняемые растения.

Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса экологии для основной школы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса «Экология растений»

Содержание курса направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Согласно учебному образовательному плану школы на изучение экологии в 6 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Курс экологии в 6 классе нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные, практические работы и экскурсии.

Средствами реализации рабочей программы является УМК который представлен учебником Экология растений: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. — М. Вентана-Граф, 2015, — 192 с.ил , рабочей тетрадью Экология растений: 6 класс: для учащихся общеобразовательных организаций/ М. ИЦ «Вентана — Граф», 2015,- 80 с. с ил, материально- техническое оборудование кабинета биологии, дополнительный материал по предмету, в том числе, интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать как теоретические, так и практические требования.

Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности. Достижению результатов обучения в особенности способствует применение системно-структурного подхода, как необходимого условия развивающего обучения, который подразумевает использование эффективных педагогических технологий таких как личностно-ориентированное обучение, технология критического мышления, ИКТ-технологии, методы экологического тренинга, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию УУД.

— называть методы изучения применяемые в экологии;

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– определять основные органы растений (части клетки);

– понимать смысл биологических терминов;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.

Метапредметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

— способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

— умения управлять своей познавательной деятельностью;

— умение организовывать свою деятельность;

— определять её цели и задачи;

— выбирать средства и применять их на практике;

— оценивать достигнутые результаты .

— формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

— создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

— уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

— самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом.

— овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

— осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

— сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Экология растений: раздел науки и учебный предмет

Свет в жизни растений

Тепло в жизни растений

Вода в жизни растений

Воздух в жизни растений

Почва в жизни растений

Животные и растения

Влияние растений друг на друга

Грибы и бактерии в жизни растений

Сезонные изменения растений

Изменение растений в течение жизни

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

Жизненные формы растений

Охрана растительного мира

Содержание программы учебного предмета «Экология растений»

Тема I . Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Различия объектов живой и неживой природы. Особенности взаимодей ствия растений и животных с окружающей их средой.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаи мосвязи, экология растений, растительные сообщества, вынужденный и глубокий покой.

Экскурсия№1. Живой организм, его среда обитания и условия су ществования. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с любым растительным организмом и его сре дой обитания: парк, лес, луг, живой уголок.)

Учащиеся должны знать: понятия: экология, условия существования, среда обитания; способы защиты растений и животных от врагов; правила поведения на природе.

Учащиеся должны уметь: сравнивать способы питания растений и животных, характеризовать проявление взаимосвязей живых организмов с окружающей средой; способы защиты растений и животных от врагов; применять на практике полученные знания для ведения наблюдений за живыми организмами

Тема II . Свет в жизни растений (3ч)

Свет как экологический фактор. Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения, Экологический фактор, факторы неживой и живой природы, факторы влияния человека, условия, ресурсы, солнечный спектр, прямой солнечный свет, рассеянный свет, рубки ухода, полисветаны, концентрированный солнечный свет.

Практическая работа №1. Определение количества солнечных дней в году в своей местности. (Выполняется по данным из интернета).

Опыт в домашних условиях. Влияние света на рост и развитие растений. (В ходе работы доказывается, что солнечный свет оказывает непосредственное влияние на рост и развитие расте ний. Сравниваются выросшие на свету и в темноте проростки.)

Лабораторная работа №1. Изучение строения листьев светолюби вого и тенелюбивого растений под микроскопом. (Под микроскопом изучаются микропрепараты листьев камелии и герани. Делается вывод о связи строения листа с его функцией и его рас положением относительно направления световых лучей.)

Учащиеся должны знать: понятия: фотосинтез, солнечный спектр; правила работы с микроскопом.

Учащиеся должны уметь: объяснять влияние света на рост растений; характеризовать процесс фотосинтеза; определять экологические группы растений по отношению к свету; уметь готовить микропрепараты листьев; определять название групп растений по способам приспособления к разным условиям освещения; характеризовать способы приспособления растений к разным условиям освещения

Тема III . Тепло в жизни растений (3ч)

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение теп ла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных усло вий на Земле. Экологические группы растений по отношению к те плу. Приспособления растений к различным температурам. Выде ление тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Основные понятия: Теплолюбивые растения; температурные границы; промораживание семян; вторичное цветение; вегетационный период; пояса: климатический, тропический, умеренный, полярный, тепловой. Полюса холода. Жаровыносливые растения, группы растений по отношению к теплу и холоду.

Практическая работа №2. Определение среднегодовой средне сезонных температур своей местности и растений приспособленной к ним. (Среднегодовые и средне сезонные температуры определяются по данным из интернета. С помощью учителя по справочникам определяется сельскохозяйственные растения, наиболее приспособленные к выращиванию в своей местности.)

Учащиеся должны знать: понятие вегетационный период.

Учащиеся должны уметь: объяснять значение тепла для цветения и роста плодов; применять полученные знания при выращивании садовых и огородных растений; выявлять зависимость между температурой тела растения и температурой окружающей среды; характеризовать температуру разных органов растения; объяснять приспособления растений к высоким температурам; приводить примеры разных групп растений по отношению к теплу и холоду; называть районы их роста.

Тема IV . Вода в жизни растений (3ч)

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, рос та и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособ ление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жиз ни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, сукку ленты, орошение, осушение, водные растения, земноводные растения, водяные устьица, эфемеры, полив, арык, орошение, плодородие почвы.

Практическая работа №3. Определение количества дождливых и засушливых дней в году в своей местности. (Определение ведется по данным из интернета) Приспособленность растений своей местности к условиям влажности. (Доказывается необходимость воды и тепла для прорастания семян.)

Опыт в домашних условиях. Влияние воды и тепла на прорас тание растений.

Лабораторная работа №2. Знакомство с водными, влаголюбивы ми и засухоустойчивыми растениями. (По гербарным экземплярам или рисункам, презентации проводится работа, в ходе которой выяв ляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.)

Учащиеся должны знать: экологические группы растений по отношению к воде.

Учащиеся должны уметь: определять экологические группы растений по отношению к воде, характеризовать приспособление растений к различным условиям влажности.

Тема V . Воздух в жизни растений (3ч)

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические фак торы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление расте ний к опылению и распространению ветром.

Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения, ветровал, бурелом, флагообразная крона.

Лабораторные работы. №3 . Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. (С помощью ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха.)

4 .Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром. (Изучение проводится по коллекции плодов и семян с помощью лупы.)

Учащиеся должны знать: состав воздуха; понятия: ветровал, бурелом, ветроустойчивые растения.

Учащиеся должны уметь: характеризовать роль компонентов воздуха в жизни растении, самостоятельно находить информацию в учебнике о растениях; определять в представленной коллекции плодов и семян растений приспособления для опыления и распространения; характеризовать влияние вредных примесей в воздухе на растения, приводить примеры регулирования человеком воздушных потоков и газового состава воздуха.

Тема VI . Почва в жизни растений (3ч)

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия: минеральные и органические вещества поч вы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносли вые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.

Практическая работа (домашняя) №5. Влияние механического со става почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков. (Проращиваются семена, например, фасоли, в типах почвы: пес ке; глине; почве, принесенной из сада или с огорода. В ходе ра боты доказывается, что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа почвы.)

Экскурсия №2 . Человек и почва. (Экскурсия проводится в теплич ное хозяйство, где в это время идет подготовка почвы к выращи ванию рассады. При отсутствии тепличного хозяйства с проце дурой подготовки почвы можно познакомиться на примере выращивания комнатных растений.)

Учащиеся должны знать: понятие плодородие почвы; виды и состав почв; понятия: зелѐное удобрение, известкование, рассоление почв, ветровая эрозия, водная эрозия, овражная эрозия.

Учащиеся должны уметь: объяснять значение гумуса в почве; значение почвы в питании растений; сохранении семян; определять богатство почв; приводить примеры азотолюбивых растений; объяснять причины засоления почв; характеризовать деятельность человека по охране почв.

Тема VII . Животные и растения (2ч)

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений.

Лабораторные работы. №5. Способы распространения плодов и се мян. (С помощью коллекции плодов и семян и лупы изучаются приспособления семян и плодов к распространению животны ми.) №6 . Изучение защитных приспособлений растений. (На гербарных экземплярах растений доказывается, что у растений имеет ся пассивная защита от поедания их животными, например: у крапивы — жгучие волоски, у барбариса или боярышника — ко лючки.)

Учащиеся должны знать: животных, опыляющих растения.

Учащиеся должны уметь: объяснять практическое значение опыления; характеризовать способы распространения плодов и семян; приспособления плодов и семян для распространения; объяснять влияние выпаса животных на травянистые растения; причины сбоя; называть растения-хищники; характеризовать приспособления растений-хищников для «ловли» и «поедания» животных

Тема VIII . Влияние растений друг на друга (1ч)

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Раз личные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Лабораторная работа №7. Взаимодействие лиан с другими расте ниями. (С помощью гербарных экземпляров, например гороха, чины, плюща и других, изучаются приспособления лиан, обеспе чивающие им преимущество в выживании.)

Учащиеся должны знать: понятия: прямые влияния, фитоклимат, конкуренция, корневая конкуренция.

Учащиеся должны уметь: сравнивать способы питания эпифитов, полупаразитов, паразитов; приводить примеры разных видов конкуренции среди растений

Тема IX . Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот ве ществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Лабораторная работа №8. Грибные заболевания злаков. (Изучают ся на гербарных экземплярах.)

Учащиеся должны знать: понятия: сапротрофы, микориза; фитофтороз, фитофтора.

Учащиеся должны уметь: объяснять роль круговорота веществ в природе; характеризовать микоризу; доказывать значение использования бобовых растений в качестве зелёных удобрений; приводить примеры грибных заболеваний у растений; объяснять опасность распространения грибных заболеваний

Тема X . Сезонные изменения растений (2 ч)

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глу бокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.

Экскурсия №3. Приспособление растений к сезонам года. (Для раз ных местностей экскурсия может проходить как зимой, так и весной. В ходе экскурсии нужно познакомиться с сезонными изменениями в жизни растений, научиться наблюдать взаимо связи растений в природе, находить доказательства влияния усло вий среды на живой организм; отметить, каким образом разные растения приспособились переносить зимние условия; какие условия способствуют весеннему пробуждению растений.)

Учащиеся должны знать: лесная подстилка, озимые однолетники, яровые однолетники, глубокий покой, вынужденный покой, отава, фенология, фенологические фазы.

Учащиеся должны уметь: объяснять роль листопада в жизни растений; роль весеннего сокодвижения; приводить примеры озимых и яровых однолетних растений; называть основные фенологические фазы растений умеренного климата; объяснять и приводить примеры влияния климата местности и погоды на сроки наступления и длительность фенологических фаз

Тема XI . Изменение растений в течение жизни (1ч)

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Усло вия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период по коя, период молодости, период зрелости.

Учащиеся должны знать: понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

Учащиеся должны уметь: характеризовать периоды жизни растений; объяснять причины покоя семян.

Тема XII . Разнообразие условий существования и их влияние

на разные этапы жизни растений (2ч)

Разнообразие условий существования растений. Жизненное со стояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жиз ненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состоя ние растений, широкая и узкая приспособленность.

Практическая работа №6. Воздействие человека на растительность. (По материалам учебного пособия «Экология расте ний», учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишай ники» (авт.: И.Н. Пономарева и др.)» учебника «История сред них веков» (авт.: М.В. Пономарев и др.) прослеживается влияние человека на растительность на разных этапах развития об щества.)

Учащиеся должны знать: понятия: широкая экологическая приспособленность, узкая экологическая приспособленность.

Учащиеся должны уметь: приводить примеры и выявлять отличия растений с широкой и узкой экологической приспособленностью; объяснять понятие жизненное состояние; характеризовать уровни жизненного состояния; приводить примеры растений одного вида с высоким, средним и низким уровнем жизненного состояния

Тема XIII . Жизненные формы растений (1 ч)

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревь ев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и ро зеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

Практическая работа №7 . Изучение жизненных форм растений на школьной территории. (Изучаются особенности различных жиз ненных форм растений на школьной территории или в любом природном комплексе. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм и обсуждает ся их санитарное состояние.)

Учащиеся должны знать: понятие жизненные формы; классификацию жизненных форм растений.

Учащиеся должны уметь: называть различия жизненных форм и экологических групп растений; приводить примеры деревьев разных климатических зон; выявлять различия в их внешнем виде

Тема XIV . Растительные сообщества (3ч)

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость расти тельных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в со обществе. Количественные соотношения видов в растительном со обществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слои стость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные из менения в растительных сообществах.

Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость рас тительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Практическая работа №8 . Изучение состояния сообщества при школьного участка, городского парка, сквера и т. д. (Группами по 3-5 человек обследуется состояние растительности на пришко льном участке, в парке, сквере и т. д., выясняется степень антро погенного влияния на растения.)

Экскурсия №4 . Строение растительного сообщества.

Учащиеся должны знать: понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, плотность вида, обилие вида, ярусность, смены растительных сообществ

Учащиеся должны уметь: называть важнейшие признаки растительных сообществ; отличия между естественными и искусственными растительными сообществами; приводить примеры сообществ с богатым и бедным видовым составом; характеризовать способы подсчѐта растений; приводить примеры растений-строителей сообществ; объяснять причины самоизреживания деревьев в лесу; объяснять причины возниковения ярусов в растительном сообшестве; приводить примеры смены растительных сообществ

Тема XV . Охрана растительного мира (3 ч)

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраня емые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

Практическая работа №9 . Охраняемые территории России. (С помощью пособия «Экология растений» и атласа с географической картой «Охрана природы России» учащиеся знако мятся с разнообразием охраняемых территорий России и, если есть возможность — с охраняемыми растениями своей местности.)

Учащиеся должны знать: понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемая территория.

Учащиеся должны уметь:

называть причины редкости растений; приводить примеры редких и охраняемых растений; сравнивать понятия: редкие растения, охраняемые растения; объяснять роль и значение заповедников для охраны растений; описывать различия заповедников и национальных парков; характеризовать памятники природы; приводить примеры редких и охраняемых растений Ивановской области

Перечень учебно-методического обеспечения

Экология растений: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. — М. Вентана-Граф, 2015, — 192 с.ил

Горская Н.А.Экология растений: 6 класс. Рабочая тетрадь. Изд.: Вентана-Граф, издательский центр 2015г.

Программно-методические материалы. Экология. 5-11класс. Составитель: Е.В. Акифьева. — Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005.

Источник

Читайте также:  Главное отличие грибов от растений и животных