Меню

Экология растений 6 класс учебник соколова

Кинопособие » Экология растений»-
видеоурок по биологии (6 класс) по теме

В содержании занятий использован материал «Экология растений » А.М. Былова, Н.И. Шорина, 1999 (209стр.)

В ос­нове пособия лежит системно-структурный подход, необходимый для развива­ющего обучения. Занятия направлены на экологизацию курса ботаники. Отражено единство жизни растений с живой и неживой природой, экологическое разнообразие, возрастные и сезонные из­менения, даются основные понятия о строении, изменчивости, устойчивости и сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на расти­тельный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и ра­ционального использования растительного мира.

Номер

Тема занятия

Введение

Глава I. Свет в жизни растений

Глава II. Тепло в жизни растений

Глава III. Вода в жизни растений

Глава IV. Воздух в жизни растений .

Глава V. Почва в жизни растений

Глава VI. Животные-и растения

Глава VII. Влияние растений друг на друга

VIII. Грибы и бактерии в жизни растений

Глава IX. Сезонные изменения растений

Глава X. Изменение растений в течение жизни

Глава XI. Разнообразие условий существования и их влияние на растения

Глава XII. Жизненные формы растений

Глава XIII. Растительные сообщества

Глава XIV. Охрана растительного мира

Скачать:

Вложение Размер
Кинопособие Экология растений 24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Кинопособие » Экология растений»- включает 14 глав и 58 занятий

В содержании занятий использован материал «Экология растений » А.М. Былова, Н.И. Шорина, 1999 (209стр.)

В основе пособия лежит системно-структурный подход, необходимый для развивающего обучения. Занятия направлены на экологизацию курса ботаники. Отражено единство жизни растений с живой и неживой природой, экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения, даются основные понятия о строении, изменчивости, устойчивости и сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.

Источник

методические материалы для подготовки к урокам экологии и биологии
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

методические рекомендации к урокам экологии 6 класс

технологические карты уроков экологии 6 класс

Скачать:

Вложение Размер
методическеи рекомендации к уроку экологии 6 класс по теме «Растительные сообщества» 36 КБ
технологическая карта урока экологии 6 класс по теме «Растительные сообщества»» 2.48 МБ
презентация к уроку экологии 6 класс по теме»Растительные сообщества» 1.51 МБ
методические рекомендации к уроку экологии 6 класс по теме «Солнечная радиация» 51 КБ
технологическая карта урока «Солнечная радиация» 64 КБ
презентация к уроку экологии 6 класс по теме «Солнечная радиация» 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 корпус 1 города Рассказова Тамбовской области»

Экология растений Тамбовской области

Раздел «Сообщества живых организмов»

(Методические рекомендации к проведению урока)

Тип урока : урок изучения нового материала

Форма урока: урок беседа с использованием мультимедийной презентации и элементами игры

— определение понятия «фитоценоз»;

— жизненные формы растений в местных фитоценозах;

— основные экологические группы растений по отношению к произрастанию в растительном сообществе;

— основные формы взаимоотношений растений в сообществе;

— приспособления растений к произрастанию в фитоценозе;

— классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков;

— объяснять связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастает растения;

— описывать ярусную структуру фитоценоза.

— приёмами работы с учебником и биологическими коллекциями;

— приёмами анализа и синтеза;

— умением формулировать выводы.

— познакомить учащихся с экологическими группами растений по отношению к произрастанию в фитоценнозе;

— определить основные формы взаимоотношения растений в фитоценозе.

— продолжить формирование навыков работать в коллективе, паре;

— формирование бережного отношения к растениям, школьному оборудованию.

— развивать мыслительную активность учащихся;

— продолжить формирование стойкого интереса к предмету.

Дидактические условия проведения урока

К моменту проведения урока у учащихся в ходе изучения курсов «Природоведение 5 класс» и «Биология 6 класс» сформулированы следующие понятия:

— жизненные формы растений;

— растительное сообщество «Природоведение 5 класс»

— видоизменения побегов; «Биология 6 класс»

Эти понятия являются необходимой базой для формирования новых, изучаемых в данной теме понятий:

— коллекция «Растительное сообщество дубравы»

Этап 1. Оргмомент

Цель: знакомство с новой темой. Целеполагание.

Этап 2. Восстановление опорных знаний о растительных сообществах и жизненных формах растений. Введение нового понятия «фитоценоз»

Цель : подготовить базу для восприятия нового материала.

Этап 3. Экологические группы растений в фитоценозе.

Цель: познакомить учащихся с понятием «эфемер» и «эфемероид» их экологическими особенностями и отличительными чертами.

Этап 4. Формы взаимоотношений растений в сообществе.

Цель: познакомить учащихся с основными формами взаимоотношения растений в фитоценозе. Закрепить умение работать с биологическими коллекциями и таблицами.

Этап 5. Подведение итогов уроков, закрепление полученных знаний.

Цель: рефлексия и коррекция знаний.

В ходе поэтапной работы на уроке «Растительные сообщества»

— закреплены приёмы работы со схемами;

— закреплены приёмы работы с учебником: нахождение и выделение главного из общего объёма информации;

— закреплены приёмы работы с рисунками и фотографиями, биологическими коллекциями;

— получены знания об основных экологических группах растений в фитоценозе.

  1. Соколов А.С., Соколова Л.А. Экология растений (региональный компонент), Тамбов, 2006
  2. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений 6 класс, М.: Вентана-Граф, 2008
  3. Селиванова О.В., Черникова С.В., Тихонова Е.Н. Экология растений. Контрольные измерительные материалы (региональный компонент), Тамбов, 2008

© Тихонова Е.Н. учитель МБОУСОШ № 3 г. Рассказово

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Растительные сообщества Цель урока Познакомиться с особенностями организации растительного сообщества Новые понятия Фитоценоз Жизненная форма Эфемеры Эфемероиды Паразитизм Комменсализм

Жизненные формы Дерево Кустарник Кустарничек Трава Лиана

Экологические группы Эфемеры Эфемероиды Ветроопыляемые Насекомоопыляемые

Хохлатка плотная Спит в землянке Круглый год, Лишь весну Встречать встаёт, А проводит весну – И опять ко сну

Пролеска лесная С первых дней в апреле Из дубовой прели Выглянул цветочек: Синенький глазочек, Зелена одёжка, Луковая ножка

Чистяк весенний Сквозь сыпучий снег Он пустил побег – Золото – цветочки, Ласковые щечки. А под стеблем кулачок – Клубеньков тугой пучок

Формы взаимоотношений растений Конкуренция Паразитизм Комменсализм И меж растений царствует война – Деревья, травы вверх растут задорно, За свет и воздух борются упорно, А корни их в земле, неся свой труд, За почву и за влажность спор ведут

Сосна, выросшая на открытом пространстве Сосна, выросшая в лесу

Доминанты I II III

Работайте с раздаточным материалом, заполните таблицу Ярус Встречающиеся растения

Заразиха белая Подъельник

Петров крест чешуйчатый

Марьянник дубравный (Иван –да- Марья)

Пармелия Эверния сливовая

Проверим знания Фитоценоз Жизненная форма Эфемеры Эфемероиды Паразитизм Комменсализм

Соедините стрелками названия растений и группы, к которым они относятся 1. Марьянник дубравный, Погремок малый, Марьянник луговой 2. Заразиха белая, Повилика, Петров крест чешуйчатый 3. Повой заборный, Вьюнок полевой, Горошек мышиный А. Полупаразиты Б. Паразиты В. Комменсалы

Соедините стрелками названия растений и группы, к которым они относятся 1. Марьянник дубравный, Погремок малый, Марьянник луговой 2. Заразиха белая, Повилика, Петров крест чешуйчатый 3. Повой заборный, Вьюнок полевой, Горошек мышиный А. Полупаразиты Б. Паразиты В. Комменсалы

Для эфемероидов характерно (выберите несколько ответов) Однолетние растения Многолетние растения Встречаются древесные формы Непродолжительный вегетационный период Зимуют в виде корневищ, луковиц, клубней Длительный период вегетации

Установите соответствие между примером растений и параметром сравнения Примеры растений А) веснянка весенняя, мышехвостник маленький, рогоглавник серповидный Б) деревья, кустарники, кустарнички, травы В) ветренница лютиковидная , хохлатка плотная, пролеска лесная Г) ветроопыляемые, насекомоопыляемые , многолетние, однолетние Параметры Жизненные формы Экологическая группа Эфемеры Эфемероиды А – 3 Б – 1 В – 4 Г – 2

Источник

Линия УМК Экология. 6-9 классы

Комплект учебных пособий по экологии можно эффективно использовать не только для организационных элективных курсов и внеурочной деятельности, но и на уроках биологии для расширения экологического компонента предмета.

Издания хорошо иллюстрированы. Разнообразные задания помогают сформировать навыки решения простейших экологических задач. Особое внимание уделено применению экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности человека и наблюдений в природе. В конце пособий даны указатели понятий и терминов. Каждый курс дополнен рабочими тетрадями.

Учебное пособие А. М. Былова, Н. И. Шорина «Экология растений. 6 класс» содержит информацию о многообразии растений, их возрастных и сезонных изменениях. Особое внимание уделено приспособлению растений к различным условиям среды. Также рассматривается влияние хозяйственной деятельности человека на растительный покров планеты, в том числе охрана и рациональное использование растительного мира.

Рабочая тетрадь Н. А. Горской «Экология растений. 6 класс» поможет ученикам узнавать наиболее распространенные в России растения, а также решать простые экологические задачи. Учебное пособие В. Г. Бабенко, Д. В. Богомолова, С. П. Шаталовой и др.

«Экология животных. 7 класс» содержит информацию о влиянии условий окружающей среды на животных, о зависимости видового разнообразия животных от условий местообитания, многообразии взаимосвязей разных видов живых существ, а также роли человека в сохранении экологического равновесия в природе.

В рабочей тетради В. С. Кучменко, Л. А. Громовой «Экология животных. 7 класс» предлагаются задания, соответствующие разделам пособия «Экология животных». Тетрадь предназначена для самостоятельной работы учащихся на уроках и дома.

Учебное пособие М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Г. А. Ворониной «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс» рассматривает вопросы адаптации организма человека к различным экологическим условиям, а также вопросы влияния природных и антропогенных факторов на здоровье.

Рабочая тетрадь Г. А. Ворониной, М. З. Федоровой «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс» содержит разнообразные вопросы и задания, составленные в соответствии с содержанием параграфов учебного пособия, которые позволяют учителю организовывать работу учащихся на любом этапе урока.

В учебном пособии И. М. Швец, Н. А. Добротиной «Биосфера и человечество. 9 класс» рассмотрены проблемы взаимодействия человека с окружающей средой и эволюции этих взаимоотношений. Также пособие включает несколько практических работ в форме дидактических игр.

Рабочая тетрадь В. С. Кучменко, Л. А. Громовой «Биосфера и человечество. 9 класс», разработанная к учебному пособию «Биосфера и человечество. 9 класс», предлагает задания, сгруппированные по темам,
которые согласуются с главами учебного пособия. Тетрадь предназначена для самостоятельной работы учащихся на уроке и для выполнения домашних заданий.

Источник

Рабочая программа по экологии растений 6 класс
рабочая программа по экологии (6 класс) на тему

Рабочая программа по экологии растений

Скачать:

Вложение Размер
rabochaya_programma_ekologiya_6_klass_sattarova.docx 39.75 КБ

Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850 Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,

тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru

И.о. директора МБОУ «СОШ № 2»

г. Тарко- Сале Пуровского района

Приказ № ______от «_____» _________2016 г.

по учебному предмету

для учащихся 6 а, б, в, г класса

Учитель — составитель : Саттарова Ольга Михайловна, высшая квалификационная категория

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, с учетом примерной программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-9 классы. – М.: Дрофа

Учебник «Экология растений: 6 класс». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. — М. Вентана-Граф, 2014 г.

«Согласовано» Рассмотрено на заседании методического объединения

Зам. директора по учителей ______________________________________.

образовательному процессу руководитель МО /____________/

__________ /_____________./ Протокол №___ от «_____» ____________ 2016 г

Рабочая программа по предмету экология составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов, Государственного стандарта основного общего образования, авторской программы автора И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176 с.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся.

Программа соответствует учебнику «Экология растений: 6 класс». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. — М. Вентана-Граф, 2009, — 192 с.: ил.

Реализация рабочей программы возможна за счет школьного компонента базисного учебного плана.

Познание учащимися экологии растений начинается с понятия экологии растений, как учебного предмета, далее влияние абиотических и биотических, антропогенных факторов. И как следствие сезонные изменения, измениения в течение жизни, жизненные формы, растительные сообщества, в итоге охрана растительного мира.

Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об экологии, но и формирует целостное представление о экологии растений на основе развития интеллектуального потенциала, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: среда обитания и условия существования, группы растений по отношению к свету, к воде, к свойствам почв, жизненные формы и охраняемые растения.

Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса экологии для основной школы.

Цель : формирование представлений об экологии растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой; о месте экологии растений в ботанической науке; об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи растений с окружающей средой; изучить анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп; познакомить с жизненными формами растений и принципами их классификации. Познакомить с периодические явлениями в жизни растений.

Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природоведение». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.

В рабочую программу внесены следующие изменения: практические работы, заменены близкими по содержанию работами:

«Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности»,

«Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности»,

«Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности».

Причиной этих изменений является отсутствие круглогодичных систематических записей в дневниках наблюдений учащихся.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

Цель : формирование представлений об экологии растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой; о месте экологии растений в ботанической науке; об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи растений с окружающей средой; изучить анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп; познакомить с жизненными формами растений и принципами их классификации. Познакомить с периодические явлениями в жизни растений.

Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природоведение». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.

В рабочую программу внесены следующие изменения: практические работы, заменены близкими по содержанию работами:

«Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности»,

«Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности»,

«Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности».

Причиной этих изменений является отсутствие круглогодичных систематических записей в дневниках наблюдений учащихся.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Рабочая программа «Экология» рассчитана на преподавание курса в объёме учебного времени 35 часов (1 час в неделю).

Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии.

4 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Личностные результаты обучения:

— овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

— осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

— сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

— способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

— умения управлять своей познавательной деятельностью;

— умение организовывать свою деятельность;

— определять её цели и задачи;

— выбирать средства и применять их на практике;

— оценивать достигнутые результаты.

— формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

— создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

— уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

— самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

— называть методы изучения применяемые в экологии;

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– определять основные органы растений (части клетки);

– понимать смысл биологических терминов;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.

  1. Содержание тем учебного предмета.

Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.

Тема 2. Свет в жизни растений (3ч)

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.

Опыт в домашних условиях. Влияние света на рост и развитие растений. (В ходе работы доказывается, что солнечный свет оказывает непосредственное влияние на рост и развитие растений. Сравниваются выросшие на свету и в темноте проростки.)

Тема 3. Тепло в жизни растений (3ч)

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.

Практическая работа. Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности.

Тема 4. Вода в жизни растений (3ч)

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.

Практическая работа. Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности.

Опыт в домашних условиях. Влияние воды и тепла на прорастание растений.

Тема 5. Воздух в жизни растений (3ч)

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.

Тема 6. Почва в жизни растений (3ч)

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.

Тема 7. Животные и растения (2ч)

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений.

Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.

Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность.

Практическая работа. Воздействие человека на растительность. (По материалам учебного пособия «Экология растений», учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (авт.: В.В. пасечник и др.)».)

Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

Тема 14. Растительные сообщества (3ч)

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

Практическая работа . Охраняемые территории России. (С помощью пособия «Экология растений» и атласа с географической картой «Охрана природы России» учащиеся знакомятся с разнообразием охраняемых территорий России и, если есть возможность — с охраняемыми растениями своей местности.)

Источник

Читайте также:  Минеральные удобрения для аквариумных растений унифлор