Меню

Экология тема вода в жизни растений

Урок по теме «Значение воды в жизни растений»

Разделы: Биология

Тема: Значение воды в жизнедеятельности растений.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: раскрыть роль воды в жизнедеятельности растений и познакомиться с экологическими группами растений по отношению к воде.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знания о процессе испарения воды листьями растений, раскрыть понятие о водообмене растений с окружающей средой; показать зависимость процесса испарения от факторов окружающей среды; познакомить с экологическими группами растений по отношению к воде;
  • Развивающие: умение анализировать результаты опытов; формировать умение распознавать растения различных экологических групп, умение работать в паре.

Средства обучения: таблица «Внутреннее строение листа», «Внутреннее строение стебля», «Внутреннее строение корня», комнатные растения, гербарий растений различных мест обитания, видеофрагмент.

План урока

1. Актуализация полученных ранее знаний.
2. Изучение новой темы: Значение воды в жизни растений.

А. Значение воды в жизни растений (демонстрация опыта).
Б. Понятие о водообмене растения с окружающей средой.
В. Экологические группы растений (лабораторная работа).

3. Закрепление полученных знаний.
4. Домашнее задание.

Ход урока

Этап урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оборудование

Актуализация полученных ранее знаний.

Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы продолжаем изучение процессов жизнедеятельности растений, но сначала повторим те процессы, которые мы изучили ранее, заполняя таблицу.

Последняя строка таблицы не заполнена. (Приложение 1)

Заполняют таблицу на доске.

Орган, участвующий в осуществлении процесса

Время протекания процесса

Для растений характерен также еще один процесс – транспирация (записывает в таблицу), с которым мы познакомимся сегодня на уроке.

Пример такого процесса: Произрастающая в тропиках цезальпиния дождевая так интенсивно выделяет через листья капельки воды, то есть гутирует, что под деревом как бы идет проливной дождь. Неслучайно это растение называют еще плачущим деревом.

Сегодня мы рассмотрим механизм такого явления, а также значение воды в жизни растений и экологические группы растений по отношению к воде. Запишем тему урока.

Слушают, записывают тему в тетрадь.

При помощи опыта также можно определить, что лист испаряет воду. (Описание опыта в Приложении 2) Демонстрация опыта «Обнаружение испаряемой листом воды» учащимися, которые получили опережающее задание. Оборудование для опыта.

Вопросы к опыту:

1) Зачем лист помеща­ют в закрытую колбу (пакет)?

2) Почему колбу с листом ставят на солнечное окно (или под лампу)?

3) С какой целью почву поливают подогретой водой (если это имело место в опыте)?

Отвечают на поставленные вопросы.

Изучая тему «Корневое питание растений», мы проводили опыт, демонстрирующий корневое давление. Что такое корневое давление? Опишите путь прохождения воды по корню и стеблю.

По таблице «Внутреннее строение корня» учащиеся описывают путь, по которому проходит вода из корня в стебель.

По таблице «Внутреннее строение стебля» учащиеся описывают путь, по которому проходит вода из стебля к листьям.

Благодаря испарению листьями воды.

Таблицы «Внутреннее строение корня», «Внутреннее строение стебля»

? Австралийские эвкалипты – самые высокие в мире растения, достигающие 100 м. в высоту. Чтобы обеспечить дерево влагой до самой вершины, корневого давления не достаточно. С его помощью можно обеспечить водой дерево не выше
10 м.

Каким же образом можно обеспечить вода поступает к самым верхним ветвям эвкалипта?

Заслушиваются гипотезы учащихся.

Найдем правильный ответ (или подтверждение вашего ответа) в видеофрагменте.

Изучение новой темы:
А. Значение воды в жизни растений. Какую роль играет вода в жизни растений?

Отвечают на поставленный вопрос:

— передвижение минеральных веществ из корня в стебель к листьям и плодам;
— поддержания формы растений;
— для процессов жизнедеятельности, например, фотосинтеза;
— осуществления обмена веществ;
— среда жизни;
— распространение плодов и семян…

Если ребята не называют функцию охлаждения, то задается наводящий вопрос:
Отличается ли температура и влажность воздуха в густом лесу и на поляне?

Если даже в очень жаркий день приложить лист дерева к щеке, то можно почувствовать, что он прохладный. Как вы думаете, почему?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Или Протрите влажной салфеткой ладонь. Что вы чувствуете через некоторое время? (ладонь охлаждается) Учащиеся протирают ладонь влажной салфеткой. Отмечают, что ладонь охлаждается. Влажная салфетка.

? Какова биологическая роль испарения? (Охлаждение)

В дополнение к ответам учащихся учитель рассказывает, что в жаркий солнечный день происходит сильное нагревание листьев.

Между тем клетки при нагревании выше 50° С погибают. Спасает листья от перегрева испарение влаги, так как оно всегда сопровождается понижением температуры.

Это можно проверить на себе, если намочить руки водой, а затем дать ей испариться с их поверхности.

В жару мы потеем, и это спасает нас от перегрева, так как испарение пота связано с понижением температуры и охлаждением поверхности нашего тела.

Испарение воды листьями имеет и другое немаловажное значение: оно способствует передвижению воды и растворенных в ней веществ от корней по стеблю к листьям.

Испаряющую деятельность листьев можно сравнить с насосом, нагнетающим в клетки все новые и новые порции воды с растворами питательных солей, необходимых для образования органических веществ.

Из 1000 г воды, поглощенной корнями, приблизительно 990 г испаряется, а 10 г задерживается в растении.

Б. Понятие о водообмене растения с окружающей средой.

Итак, мы рассмотрели значение воды и этапы водообмена растений с окружающей средой. Составьте схему водообмена.

Учащиеся называют и записывают этапы водообмена, а учитель записывает схему на доску.

  1. Поглощение воды корнем.
  2. Передвижение ее по сосудам древесины.
  3. Испарение воды листьями.

Какой глобальный процесс биосферы лежит в основе водообмена?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос (круговорот воды).

Читайте также:  Что за растение с длинными острыми листьями

Заполните недостающую информацию в таблицу.

Заполняют таблицу, озвучивают.

В. Экологические группы растений (лабораторная работа).

Зависит ли испарение воды от внешних условий?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

В зависимости от условий окружающей среды растения по отношению к воде делятся на экологические группы.

Проведем лабораторную работу «Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде».

Что такое экологическая группа?

Какие экологические группы растений по отношению к воде выделяют среди растений, и каковы их признаки.

Ребята делятся на группы, выполняют лабораторную работу. (Описание в Приложении 3)

У каждого на столе стоят комнатные цветы. Прочитайте описание экологических групп растений и определите, к какой экологической группе относится данное вам растение.

Отвечают на поставленные вопросы.

Живые и гербарные экземпляры растений для выполнения лабораторной работы.

Расположите название экологической группы растений на доске в зависимости от места нахождения.

Выходят к доске и прикрепляют таблички с названиями экологических групп в соответствии с местонахождением.

8 Закрепление полученных знаний. Вопросы для закрепления.

1. В 30-х годах в Грузии было высажено большое количество эвкалиптовых деревьев для уничтожения Колхидских болот – крупного очага распространения малярии.

Благодаря каким свойствам эвкалиптов стало возможно оздоровление этой местности.

Дополнение: Самое большое количество испаряемой воды отмечено у листьев эвкалипта. В течении года одно растение способно транспортировать через устьица листьев до 14 тонн воды.

Транспирации. 2. Почему широко распространенное у нас комнатное растение бальзамин называют в народе Ванька мокрый? На листьях часто можно увидеть капельки воды.

3. Опытный овощевод рекомендовал учащимся такие овощные растения, как салат, шпинат, срывать во второй половине дня (ближе к вечеру). Объясните, почему зеленые овощи лучше срывать для употребления в пищу вечером?

В конце дня в листьях накапливается большое количество питательных веществ. Ночью идет отток их к стеблю, корням или цветкам. Поэтому лучше срывать листья салата, шпината в конце дня – тогда их листья более питательны.

Параграф 31; дополнить таблицу примерами растений разных экологических групп, произрастающих на территории Удмуртии и записать их экологическую характеристику в тетрадь.

1. Почему при пересадке деревьев и кустарников прибегают к удалению части побегов и листьев?

2. Дрова, заготовленные зимой, ценятся выше, чем заготовленные летом. Они лучше горят и дают больше тепла. С чем это связано?

3. Известно, что в теплые ночи роса не выпадает. Но на кончиках листьев земляники, настурции, лопуха сверкают утром капельки воды. Откуда она взялась? В чем причина этого явления?

Источник

Открытый урок по экологии растений Тема: «Вода в жизни растений».
методическая разработка по экологии (6 класс) на тему

Цели урока:

повторить и систематизировать знания учащихся о значении воды в жизни растений, о приспособленности к жизни в водной среде;

продолжить формирование умения по распознаванию экологических групп растений по отношению к воде, характеризовать их значение в природе; продолжить развивать интерес к изучению предмета; научить учащихся находить биологические закономерности, анализируя факты в определенной логической последовательности.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя
  3. Фронтальный опрос с использованием таблицы и заполнением кроссворда.
  4. Анализ лабораторной работы и выводы.
  5. Обобщение.
  6. Подведение итогов.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_ekologii.docx 1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вашему вниманию представлен урок биологии в 11 классе на тему «Среда обитания организмов и ее факторы» по программе В.В.Пасечника. Разработка урока содержит конспект и презентацию.

В данной работе рассматриваются вопросы, посвященные изучению строения, состава и свойств воды, как уникального жизненно важного вещества. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней и счит.

Сценарий интегрированного урока по природоведению для 5 класса по теме «Вода — источник жизни». Цели: познакомиться с физико-химическим составом воды и выявить её роль в жизни организмов и в окру.

Тема урока: Значение воды в жизни растений Тип урока: комбинированный.Цель урока: систематизировать знания о значении воды в жизни растений.Задачи:1) расширить знания об испарении воды раст.

Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду.» Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель: создание целостного представления.

Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду» Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель: создание целостного представления .

План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека» Наименование учебного предмета: ОбществознаниеКласс: 5 -АУровень общего о.

Источник

Экология тема вода в жизни растений

Вода является очень важным экологическим фактором в жизни растений, поскольку все физиологические процессы происходят при её участии.

Роль воды в жизни растений заключается в следующем:

  • Вода играет важную роль как растворитель, поскольку минеральные вещества поступают в растение и перемещаются в нём в виде растворов.
  • Вода участвует в процессе синтеза органических веществ.
  • Количество поступающей в растение воды определяет облик растения, его жизненное состояние;
  • Вода влияет на распространение растений на Земле.
  • Для многих растений вода является средой обитания.

Вода воздействует на растения извне в различных формах: в виде дождя, тумана, искусственного полива, грунтовых вод. Получают растения воду из почвы и атмосферы. Но атмосферная влага в большинстве случаев играет косвенную роль, уменьшая испарение воды из почвы. Лишь немногие растения способны поглощать воду из атмосферы: мхи, лишайники, эпифиты, растущие в тропиках на стволах деревьев. В пустынях большое значение в жизни растений имеет роса, которая является основным источником воды в летний период.

Дождь, основной источник воды, поступающей в почву, а влажность почвы имеет первостепенное значение в жизни растений. Поскольку режим влажности на разных участках земной поверхности неодинаков, это ведёт к появлению разнообразных экологических групп растений, приспособленных к тому или иному водному режиму.

Наземные растения отличаются от наземных животных в двух существенных отношениях. Во-первых, надземные части растений испытывают такие же потери воды, как и животные, зато их подземные части (корни) непосредственно соприкасаются со средой, из которой с большей или меньшей легкостью (в зависимости от содержания воды в почве) они могут сразу же получить воду. Во-вторых, вода для растений в равной мере является и условием, и ресурсом, поскольку в основе питания растений лежит реакция между водой и двуокисью углерода в процессе фотосинтеза.

Наземные растения поглощают воду из почвы специализированными органами — корнями или ризоидами (мхи). Когда в непосредственной близости от корней запасы воды в почве истощаются, корни увеличивают активную поверхность путем роста, так что корневая система растений постоянно находится в движении.

У высших растений есть дополнительные пути поступления воды. Мхи, как и лишайники, могут поглощать воду всей поверхностью. Семена поглощают воду из почвы. Многие эпифиты (растения, живущие на поверхности других растений) поглощают воду из воздуха, насыщенного водяными парами (листьями, воздушными корнями). Поступившая в растение вода, расходуется на жизненные процессы.

Среди основных адаптаций растений в отношении к водному фактору можно выделить следующие:

  • уменьшение потери воды (толстая восковая кутикула, опушенные листья, листья превращены в колючки или иглы, погруженные устьица, сбрасывание листьев);
  • увеличение поглощения воды (длинные корни, обширная корневая система);
  • запасание воды;
  • переживание неблагоприятного периода (в виде семян, луковиц или клубней).

В почве вода находится в разных физических состояниях: жидком, газообразном (водяной пар), твердом (лед), химически и физико-химически связанном с другими веществами и твердыми минеральными, органическими и органо-минеральными частицами. Зависимости от физического состояния и характера связей воды в почвенном среде различают категории, формы и виды грунтовой воды. В почве выделяют следующие категории воды:

  • химически связанная вода, входящая в состав других веществ (например, гипса) и недоступна для использования растениями;
  • жесткая вода (лед) — находится в этом состоянии по низкой (отрицательной) температуры и недоступна для растений, однако становится доступной после таяния;
  • водяной пар, содержащийся в почвенном воздухе и после конденсации становится доступной для растений;
  • прочно связанная вода, которая содержится адсорбционными силами на поверхности частиц почвы в виде пленки толщиной в два-три диаметра молекул воды, находится в газообразном состоянии (водяной пар) и недоступна для растений;
  • непрочно связанная вода, которая представляет собой пленки влаги вокруг частичек грунта толщиной до 10 диаметров молекул воды, перемещается между грунтовыми частицами под воздействием сорбционных сил и является труднодоступной для растений;
  • свободная вода, которая не связана молекулярными силами с частицами почвы, поэтому свободно или под влиянием менисковых сил движется в грунтовых порах и доступна для растений.

Источник

Урок по теме «Значение воды в жизни растений»

Разделы: Биология

Тема: Значение воды в жизнедеятельности растений.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: раскрыть роль воды в жизнедеятельности растений и познакомиться с экологическими группами растений по отношению к воде.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знания о процессе испарения воды листьями растений, раскрыть понятие о водообмене растений с окружающей средой; показать зависимость процесса испарения от факторов окружающей среды; познакомить с экологическими группами растений по отношению к воде;
  • Развивающие: умение анализировать результаты опытов; формировать умение распознавать растения различных экологических групп, умение работать в паре.

Средства обучения: таблица «Внутреннее строение листа», «Внутреннее строение стебля», «Внутреннее строение корня», комнатные растения, гербарий растений различных мест обитания, видеофрагмент.

План урока

1. Актуализация полученных ранее знаний.
2. Изучение новой темы: Значение воды в жизни растений.

А. Значение воды в жизни растений (демонстрация опыта).
Б. Понятие о водообмене растения с окружающей средой.
В. Экологические группы растений (лабораторная работа).

3. Закрепление полученных знаний.
4. Домашнее задание.

Ход урока

Этап урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оборудование

Актуализация полученных ранее знаний.

Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы продолжаем изучение процессов жизнедеятельности растений, но сначала повторим те процессы, которые мы изучили ранее, заполняя таблицу.

Последняя строка таблицы не заполнена. (Приложение 1)

Заполняют таблицу на доске.

Орган, участвующий в осуществлении процесса

Время протекания процесса

Для растений характерен также еще один процесс – транспирация (записывает в таблицу), с которым мы познакомимся сегодня на уроке.

Пример такого процесса: Произрастающая в тропиках цезальпиния дождевая так интенсивно выделяет через листья капельки воды, то есть гутирует, что под деревом как бы идет проливной дождь. Неслучайно это растение называют еще плачущим деревом.

Сегодня мы рассмотрим механизм такого явления, а также значение воды в жизни растений и экологические группы растений по отношению к воде. Запишем тему урока.

Слушают, записывают тему в тетрадь.

При помощи опыта также можно определить, что лист испаряет воду. (Описание опыта в Приложении 2) Демонстрация опыта «Обнаружение испаряемой листом воды» учащимися, которые получили опережающее задание. Оборудование для опыта.

Вопросы к опыту:

1) Зачем лист помеща­ют в закрытую колбу (пакет)?

2) Почему колбу с листом ставят на солнечное окно (или под лампу)?

3) С какой целью почву поливают подогретой водой (если это имело место в опыте)?

Отвечают на поставленные вопросы.

Изучая тему «Корневое питание растений», мы проводили опыт, демонстрирующий корневое давление. Что такое корневое давление? Опишите путь прохождения воды по корню и стеблю.

По таблице «Внутреннее строение корня» учащиеся описывают путь, по которому проходит вода из корня в стебель.

По таблице «Внутреннее строение стебля» учащиеся описывают путь, по которому проходит вода из стебля к листьям.

Благодаря испарению листьями воды.

Таблицы «Внутреннее строение корня», «Внутреннее строение стебля»

? Австралийские эвкалипты – самые высокие в мире растения, достигающие 100 м. в высоту. Чтобы обеспечить дерево влагой до самой вершины, корневого давления не достаточно. С его помощью можно обеспечить водой дерево не выше
10 м.

Каким же образом можно обеспечить вода поступает к самым верхним ветвям эвкалипта?

Заслушиваются гипотезы учащихся.

Найдем правильный ответ (или подтверждение вашего ответа) в видеофрагменте.

Изучение новой темы:
А. Значение воды в жизни растений. Какую роль играет вода в жизни растений?

Отвечают на поставленный вопрос:

— передвижение минеральных веществ из корня в стебель к листьям и плодам;
— поддержания формы растений;
— для процессов жизнедеятельности, например, фотосинтеза;
— осуществления обмена веществ;
— среда жизни;
— распространение плодов и семян…

Если ребята не называют функцию охлаждения, то задается наводящий вопрос:
Отличается ли температура и влажность воздуха в густом лесу и на поляне?

Если даже в очень жаркий день приложить лист дерева к щеке, то можно почувствовать, что он прохладный. Как вы думаете, почему?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Или Протрите влажной салфеткой ладонь. Что вы чувствуете через некоторое время? (ладонь охлаждается) Учащиеся протирают ладонь влажной салфеткой. Отмечают, что ладонь охлаждается. Влажная салфетка.

? Какова биологическая роль испарения? (Охлаждение)

В дополнение к ответам учащихся учитель рассказывает, что в жаркий солнечный день происходит сильное нагревание листьев.

Между тем клетки при нагревании выше 50° С погибают. Спасает листья от перегрева испарение влаги, так как оно всегда сопровождается понижением температуры.

Это можно проверить на себе, если намочить руки водой, а затем дать ей испариться с их поверхности.

В жару мы потеем, и это спасает нас от перегрева, так как испарение пота связано с понижением температуры и охлаждением поверхности нашего тела.

Испарение воды листьями имеет и другое немаловажное значение: оно способствует передвижению воды и растворенных в ней веществ от корней по стеблю к листьям.

Испаряющую деятельность листьев можно сравнить с насосом, нагнетающим в клетки все новые и новые порции воды с растворами питательных солей, необходимых для образования органических веществ.

Из 1000 г воды, поглощенной корнями, приблизительно 990 г испаряется, а 10 г задерживается в растении.

Б. Понятие о водообмене растения с окружающей средой.

Итак, мы рассмотрели значение воды и этапы водообмена растений с окружающей средой. Составьте схему водообмена.

Учащиеся называют и записывают этапы водообмена, а учитель записывает схему на доску.

  1. Поглощение воды корнем.
  2. Передвижение ее по сосудам древесины.
  3. Испарение воды листьями.

Какой глобальный процесс биосферы лежит в основе водообмена?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос (круговорот воды).

Заполните недостающую информацию в таблицу.

Заполняют таблицу, озвучивают.

В. Экологические группы растений (лабораторная работа).

Зависит ли испарение воды от внешних условий?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

В зависимости от условий окружающей среды растения по отношению к воде делятся на экологические группы.

Проведем лабораторную работу «Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде».

Что такое экологическая группа?

Какие экологические группы растений по отношению к воде выделяют среди растений, и каковы их признаки.

Ребята делятся на группы, выполняют лабораторную работу. (Описание в Приложении 3)

У каждого на столе стоят комнатные цветы. Прочитайте описание экологических групп растений и определите, к какой экологической группе относится данное вам растение.

Отвечают на поставленные вопросы.

Живые и гербарные экземпляры растений для выполнения лабораторной работы.

Расположите название экологической группы растений на доске в зависимости от места нахождения.

Выходят к доске и прикрепляют таблички с названиями экологических групп в соответствии с местонахождением.

8 Закрепление полученных знаний. Вопросы для закрепления.

1. В 30-х годах в Грузии было высажено большое количество эвкалиптовых деревьев для уничтожения Колхидских болот – крупного очага распространения малярии.

Благодаря каким свойствам эвкалиптов стало возможно оздоровление этой местности.

Дополнение: Самое большое количество испаряемой воды отмечено у листьев эвкалипта. В течении года одно растение способно транспортировать через устьица листьев до 14 тонн воды.

Транспирации. 2. Почему широко распространенное у нас комнатное растение бальзамин называют в народе Ванька мокрый? На листьях часто можно увидеть капельки воды.

3. Опытный овощевод рекомендовал учащимся такие овощные растения, как салат, шпинат, срывать во второй половине дня (ближе к вечеру). Объясните, почему зеленые овощи лучше срывать для употребления в пищу вечером?

В конце дня в листьях накапливается большое количество питательных веществ. Ночью идет отток их к стеблю, корням или цветкам. Поэтому лучше срывать листья салата, шпината в конце дня – тогда их листья более питательны.

Параграф 31; дополнить таблицу примерами растений разных экологических групп, произрастающих на территории Удмуртии и записать их экологическую характеристику в тетрадь.

1. Почему при пересадке деревьев и кустарников прибегают к удалению части побегов и листьев?

2. Дрова, заготовленные зимой, ценятся выше, чем заготовленные летом. Они лучше горят и дают больше тепла. С чем это связано?

3. Известно, что в теплые ночи роса не выпадает. Но на кончиках листьев земляники, настурции, лопуха сверкают утром капельки воды. Откуда она взялась? В чем причина этого явления?

Источник