Меню

Экосистема растения животные хвойный лес озеро болото

Лесная экосистема

Общие данные

Экосистема леса – это совокупность живых организмов, основной жизненной формой которой являются деревья. Леса занимают третью часть суши Земли, что составляет 38 млн.км 2 . Половина этой площади занято тропическими, остальное хвойными, смешанными, лиственными и широколиственными лесами.

По своей структуре экосистема леса делится на ярусы. Высота каждого яруса и состав живых организмов в нем, находится в зависимости от видового разнообразия растений его формирующих.

Главными в экосистеме в целом и в ее пищевой цепи, очевидно, являются растения — продуценты. Остальные звенья трофической цепи — потребители и разрушители экосистемы леса, играют в ней хотя и зависимую, но важную роль. И если «деятельность» потребителей во всех видах экосистем приблизительно одинакова, то «существование и работа» разрушителей различна в каждом виде.

Хвойный

Экосистема хвойного леса формируется в холодных климатических условиях. Среднегодовая температура этой природной зоны от +5 0 С до – 5 0 С. Небольшой уровень осадков – до 200 мм. В основном они выпадают в виде снега. Зима долгая. Лето короткое. Но световой день длинный. Такой температурный и световой режим не дают влаге быстро испаряться с поверхности почвы, а это прекрасные условия для роста хвойных пород деревьев.

Распространены они в Северной Америке и Евразии. В южном полушарии такие леса не создают единого массива. В Южной Америке и в Австралии встречаются в основном в горах.

Еще одно название хвойного леса – тайга. В ней множество видов растений, но деревья хвойных пород доминируют и занимают верхний ярус в экосистеме. Иголка, которая в этих породах заменяет лист, не опадает в зависимости от времени года. По ней легко скатывается снег. Она «укрыта» от морозов слоем смолы, а небольшая поверхность позволяет хорошо переносить холода и отдавать меньше влаги при испарении. Фотосинтез эти деревья не прекращают даже при температуре 0 0 С.

В тропиках, на определенных видах почв, могут расти сосновые леса. Они имеют свой видовой состав.

Основные виды такие: пихта, сосна, ель, тсуга и лиственница. Еще одной их отличительной чертой, кроме иголок вместо листьев, являются шишки. Наличие иголок вместо листьев еще не говорит о том, что все хвойные вечнозеленые. Есть породы деревьев, которые сезонно сбрасывают иголки.

Хвойные лесные экосистемы населяют мхи и лишайники, которые вместе с деревьями также относятся к продуцентам. Они не только участвуют в процессе фотосинтеза, но и являются питательной базой для следующего звена пищевой цепи – потребителей — животных.

Главными и вершиной трофической цепи этого вида леса являются хищники, в частности, кошачьи — тигр и рысь. Водятся волки, медведи, лисы и другие хищники. Травоядные млекопитающие в основном из семейства оленьих. Есть заяц, белка, куница, соболь, еж и древесный дикобраз, разные виды птиц.

«Работа» редуцентов или разрушителей в них зависит от плотности сомкнутости крон или полога. Есть леса темнохвойные и светлохвойные. Первые состоят из сортов теневыносливых деревьев, которые тесно сомкнуты, отчего плотность полога высокая. Это замедляет процессы переработки органических веществ и формирование гумуса. Почвы потому менее плодородны. В светлохвойных солнечный свет проникает к почве легче и процессы в ней идут быстрее.

Южнее хвойного располагается смешанный.

Смешанный

Экосистема смешанного леса представляет собой смешение двух экосистем, обусловленное наличием в ней лиственных и хвойных пород. Так, экосистемы дополняют и укрепляют друг друга, а образовавшаяся в результате общая становится более устойчивой. Смешанным он считается тогда, когда к одному виду деревьев примешивается другой в объеме не менее 5%. Потому неслучайно, что такие леса располагаются между хвойными с севера и широколиственными с юга. В основном они встречаются в климатических зонах с теплым летом и холодной зимой. Со среднегодовым количеством осадков до 700 мм. Почвы их произрастания – дерново-подзолистые или бурые с большим количеством перегноя.

Природная зона этих лесов – умеренного пояса: южная часть Скандинавии, Восточно-Европейская и Западно-Сибирские равнины, Карпаты, Кавказ, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия. На Американском континенте – Аппалачи, регион Великих озер и Калифорния в Северной Америке, большая часть Южной Америки и Новая Зеландия.

Основными породами деревьев являются: ель, сосна, дуб, клен, липа, ясень и вяз. На Кавказе и Дальнем Востоке добавляются бук и пихта. В горных регионах – лиственница, а в Америке – секвойя. Растения, представляющие нижние ярусы также имеют широкое видовое разнообразие.

Читайте также:  Справочник ландшафтного дизайнера по выбору растений для

Богатый растительный мир смешанных лесов – это продуценты и автотрофы, то есть организмы, которые синтезируют с помощью солнечной энергии кислород и органические вещества из неорганических. Они — основа любой экосистемы, и смешанные леса не являются исключением.

Следующий этап в пищевой цепи принадлежит потребителям или консументам, организмам гетеротрофным. Их общая масса на порядок меньше растительной – зеленой, что является основным правилом жизнеспособности экосистемы. К ним относят: животных, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся, насекомые, грибы и бактерии. Он менее разнообразен. Это: грызуны — зайцы, белки, мыши; млекопитающие — олени, лоси, волки, лисы; пернатые – сова, дятел; насекомые – клещи, комары, пауки; простейшие – бактерии.

Замыкают пищевую цепь – могильщики — разрушители или редуценты: личинки насекомых, черви, микроорганизмы.

Особенностью пищевой цепи смешанного леса является устойчивость, за счет видового взаимного дополнения и, если необходимо, замены. При снижении популяции или исчезновении какого-либо вида продуцентов, он замещается количеством особей другого. Такое правило не работает в отношении насекомых. Они являются опылителями растений, а их личинки — редуцентами. Их исчезновение приведет к затуханию экосистемы.

Смешанные лесные экосистемы сменяют широколиственные.

Широколиственный

У широколиственного леса экосистема характеризуется видовым разнообразием растений листопадных или летне-зеленых, то есть сбрасывающих листву в осенне-зимний период. Их листья имеют широкие листовые пластины. Произрастают такие леса во влажном и умеренно влажном климате с высокой температурой. Лето продолжительное. Зима – мягкая. Почвы они предпочитают серые, подзолистые, бурые или, даже, черноземы. Ареалы распространения – Европа, Северная Америка, Восточная Азия, Новая Зеландия и юг Чили.

Основу леса и его верхние ярусы представляют: граб, липа, ясень, вяз, клен, бук, дуб и каштан. Ниже идут лещина, черемуха и бересклеты. «Первый этаж» у пролесника, сныти, зеленчука, медуницы и так далее. Все это продуценты.

Потребители – консументы, это такие млекопитающие, как: кабан, олень, лось, зубр, бобр, белка, еж, лисица, рысь, волк, тигр, скунс, енот и бурый медведь. Птицы: чиж, рябчик, соловей, синица, снегирь, глухарь, тетерев, сова, филин, аист, утка и другие. Рептилии, амфибии и рыбы также являются потребителями. Это уж, гадюка, медянка, лягушка, жаба, саламандра, сом, щука, карповые и лососевые.

Редуценты или могильщики широколиственного леса практически все те же, что и в других экосистемах – черви, личинки насекомых, микроорганизмы.

Экосистема широколиственного леса также устойчива и хорошо себя регулирует. Особенностью является период, когда деревья без листы. Процесс фотосинтеза останавливается. «Главная» роль переходит к редуцентам, которые должны максимально преобразовать органические соединения в неорганические.

На экваторе лиственные меняют тропические лесные экосистемы.

Тропический

У тропического леса экосистема сформировалась на основе теплого тропического, субтропического и экваториального климата. Они опоясывают Землю по экватору. Разнообразие флоры и фауны продиктовано исключительно количеством и распределением осадков по временам года. Есть леса влажного экваториального пояса и сухого тропического. Если влажность примерно одинакова в течение года, то они стоят вечнозеленые. Если нет, то зеленые только зимой.

Влажные тропические леса имеют очень разнообразную флору. Доминируют в ней деревья, которых может быть до 100 видов на га. Основные виды деревьев — это: диптерокарповые, бобовые, миртовые и пальмы. Из остальных видов растительности необходимо выделить папоротники, которые существуют на разных ярусах тропического леса. Всего таких ярусов три. Верхний достигает 55 метров в высоту, следующий до 30 и нижний до 20. Травы здесь могут достигать высоты 6 метров. Например: банан. Размывают границы ярусов такие растения, как лианы, эпифиты, бамбук, папоротник и так далее.

В сезонных листопадных лесах растут терминалии, далбергии, альбиции, бамбук, тиковое и эбеновое дерево, пальмы, лавр и сахарный тростник. Основными травами являются злаки. Иногда, для удержания влаги, растения покрыты колючками.

Видовое разнообразие потребителей тропических превосходит любые другие леса. Многие виды животных большую часть времени проводят на деревьях. Самые известные – обезьяны, белки-летяги, ленивцы. Там живут и птицы – попугаи, дятлы, туканы, колибри и много других. Пресмыкающиеся также обитают в местах максимального «скопления» пищи, то есть на деревьях. Это – хамелеоны, змеи, гекконы, ягуаны, агамы и, даже земноводные лягушки, пытаются взобраться повыше. Исключительно наземных видов животных не много, но они очень крупные. Основные их виды: слон, носорог, бегемот, буйвол, жираф. Многообразны по внешнему виду беспозвоночные – муравьи, термиты, многоножки и бабочки.

Читайте также:  Запиши 10 названий редких растений через запятую

Растения второго яруса, обычно столь плотно смыкают полог, что не пропускают солнечного света. Это отрицательно сказывается на «деятельности» разрушителей. В листопадных лесах редуценты, а это в основном грибы и термиты, которые также не могут переработать такой огромный объем органической массы. Потому тропические, при столь интенсивном «производстве» кислорода – около 55,5 Гт в год, «консервируют» в своем органическом веществе до 4,6 Гт углекислого газа.

Вывод

Общая для экосистемы леса характеристика может быть такой. Все они строятся на основе доминирования растительного мира над животным. Среди растений основную роль играет один или несколько видов деревьев. В зависимости от этого системы относят с одновидовым или смешанным. Экосистема любого вида имеет ярусы. От плотности смыкания крон деревьев зависит количество солнечного света и кислорода, проникающие в его нижние ярусы. Особенно, в слои населенные редуцентами – разрушителями. А это, в свою очередь, сказывается на количестве синтезируемой ими неорганической «пищи» для самих же деревьев. Экосистемы, в которых существует дисбаланс в пользу каких-либо живых организмов, недостаточно устойчивы и могут быть повреждены и уничтожены. Самыми устойчивыми являются лесные экосистемы со смешением видов и их взаимозаменяемостью.

Видео — Лесные экосистемы

Источник

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
ekosistema.rar 1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе

Учитель: Астафьева Наталья Викторовна МОУСОШ № 23 г.Копейска

Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области»

Форма урока: игра по типу телепередачи «Своя игра» с применением ИКТ Приложение 1 >.

Программа: «Школа 2100».

Учебник: А.А.Вахрушев. Окружающий мир «Обитатели Земли». 3 класс.

Закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся.

Сформировать умение составлять пищевые цепочки, анализировать экологические катастрофы, распознавать экосистемы и их обитателей.

Развивать познавательный интерес к изучению предмета и природы родного края.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация, раздаточный материал для групповой работы:

а) картинки обитателей экосистем леса, луга и водоема ,

б) картинки для составления пищевых цепочек ;

Перед уроком дети делятся на 3 команды, парты расставляются для групповой работы.

Для жюри приглашаются учителя биологии, природоведения и учителя начальных классов или родители.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока и постановка цели, создание проблемной ситуации.

— Сегодня наш урок будет немного похож на телепередачу «Своя игра». Мы будем повторять изученный материал по экосистемам леса, озера, болота и луга. Игра-соревнование, которая покажет, как хорошо вы изучили данные экосистемы, будет проводиться между 3 группами.

Перед вами игровое поле , состоящее из 20 ячеек, пронумерованных по порядку. Каждая команда по очереди выбирает для ответа любую ячейку и выполняет задание, которое откроется. Если команда дает верный ответ, то она получает указанное на экране количество баллов. Если команда затрудняется ответить на вопрос, то право ответа переходит к следующей команде, которая и получит указанное количество баллов. После ответа и возврата к игровому полю, вместо цифры на ячейке откроется буква. Та команда, которая первой отгадает спрятанное предложение на игровом поле, получит дополнительно 100 баллов. Подсчитывать ваши заработанные баллы будет наше независимое жюри (представление жюри).

  1. Закрепление пройденного материала.

Вопросы для закрепления пройденного материала, которые представлены на игровом поле:

  1. (+30 баллов) Дайте понятиям правильное определение:

Экосистема — единство живой и неживой природы, в котором поддерживают круговорот живые организмы разных «профессий».

Круговорот веществ — цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом.

Цепь питания — цепочка из поедающих друг друга живых организмов.

  1. (+40) Найдите для начала фразы ее окончание:
  1. В «верхнем этаже» озера обитают мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течениями, их называют… /планктон/
  2. Одно из болотных растений может впитывать в себя лишнюю воду, его называют… /мох-сфагнум/
  3. Злаки растут вместе, образуя густые кочки из сплетённых корней, которые называются… /дернина/
  4. Останки отмерших организмов в болоте накапливаются и из них образуется… /торф/
  1. Назовите обитателя на картинке и экосистему:
  1. Мелкое животное, повреждающее кору деревьев — это … /жук-короед/
  2. Луговые производители – это… /злаки/
  3. Съедобный лесной разрушитель — это … /гриб/
  1. (+ 40) Назовите лесных производителей на представленных на слайде картинках (кедр, сосна, пастушья сумка, лось, ель, пихта, белка, сурок). Дополнительно команда получит + 20 баллов, если назовет отличие кедра от сосны и ели от пихты.
  2. (+10) Назовите грибы, которые вы видите. Почему нельзя в лесу уничтожать несъедобные грибы?
  3. (+20) Назовите признаки растений, которые приспособлены жить в экосистемах озера и болота.
  4. (+10) Назовите животных на картинках. /выхухоль, норка, выдра/ (+10) Назовите лишнего животного. Обоснуйте выбор.
  5. (+10) Назовите птиц на картинках. /глухарь, лебедь-шипун, краснозобая казарка/ (+10) Назовите лишнюю картинку. Обоснуйте выбор.
  6. (+10) Назовите грибы на картинках. /ложные опята, летние опята, осенние опята/ (+10) Назовите лишние грибы. Обоснуйте выбор.
  7. (+50) Групповая работа «Собери экосистему». Каждой группе дается название экосистемы(луг, водоем, лес). По одному представителю из каждой группы по очереди друг за другом подходят к столу, где находятся картинки представителей разных экосистем. Задача каждого ученика – взять только ту картинку, на которой изображен «производитель», «разрушитель» или «потребитель» данной группе экосистемы.
  8. (+10) «Наведи порядок» — подобрать к картинкам правильные названия /камыш озерный, рогоз, тростник/.
  9. (+10) Какое животное похоже на зайца, меняющего весной и осенью свой окрас? /горностай/
  10. (+10) Назовите растения на картинках. / венерин башмачок, кубышка желтая, ветреница алтайская/ (+10) Назовите лишнюю картинку. Обоснуйте выбор.
  11. (+10) Назовите животных на картинках. /дрофа, кузнечик, жаворонок/ (+10) Назовите лишнюю картинку. Обоснуйте выбор.
  12. (+10) «Наведи порядок» — подобрать к картинкам правильные названия /тетерев, соловей, краснозобая казарка /.
  13. (+30) Найдите к названию определение:
  1. дерево — … многолетнее растение с крупным и твёрдым стволом.
  2. кустарник — … многолетнее растение , у которого от общего корня отходят несколько твёрдых стеблей.
  3. травянистое растение — … растение с мягкими зелёными стеблями.
  1. (+30) Назовите обитателей экосистемы озеро, которые являются индикаторами чистой воды.
  2. (+10) Назовите рыб на картинках. /карась золотистый, окунь, щука /

(+10) Назовите лишнюю картинку. Обоснуйте выбор.

  1. (+20) Групповая работа «Экологи комментируют». На экране появляются слайды c фотографиями на экологическую тематику. Учащиеся внутри группы обсуждают. Один ученик комментирует увиденное на фото.

В заключении комментариев учитель читает стихотворение и ведется его обсуждение.

Услышу ль сосен шум

в полдневный час,

средь камушков у брода, —

О, люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна, по имени ПРИРОДА!

У ней для всех хватает доброты.

И мы живем, запечатлев навек в душе

Её прекрасные черты —

Поля, луга, леса, моря и реки.

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух — три ее основы.

Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет,

Ни росных трав, ни голубых небес…

Цени доверие Природы!

И в темный лес входи,

Как в храм под мраморные своды.

Какая бы не грянула беда:

Всё возродится снова.

Впрочем, в наш жестокий век

Понятно всем, что это «если» значит!

Природа наша терпит, терпит, терпит…

Но сколько может вынести обид?

И вот однажды, вы уж мне поверьте,

Она нам очень сильно отомстит!

  1. Групповая работа «Соберите пищевые цепочки». Каждой группе выдается набор картинок для выстраивания и объяснения пищевой цепочки по одной из экосистем.
  1. Подведение итогов игры и урока. (переход по управляющей кнопке )

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мною представлен урок математики во 2-ом классе.Тема: « Приёмы вычислений для случаев вида 35 – 20, 47 + 5». Это урок — ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛАЯ использовала так.

Данный урок разработан по программе 3 класса «Школа 2100». Тема «Экосистема болота».

Цели урока: 1. Совершенствовать вычислительные навыки, умение преобразовывать и сравнить величины.2. Закреплять умение творчески подход.

Развивать вычислительные навыки, умение рассуждать,познавательный интерес, мышление, кругозор, самостоятельность,активность, интерес к предмету.

Данный материал будет полезен для учителей начальных классов. На уроке учащиеся совместно с учителем составляют «Фишбоун», который заполняют по ходу урока. Работа организуется по текст.

Совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи в два действия. Развитие внимания и логического мышления.

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс. Тема :»Между сушей и водой : Экосистема болот&quot.

Источник