Меню

Экосистему созданную человеком для выращивания культурных растений называют

Природные и искусственные экосистемы

Экосистема. Пищевые цепи.

Группировка живых существ — это не хаотичное собрание, а сложная система, которая является результатом длительного процесса эволюции. Живые организмы группируются не случайным образом, а только по законам общего, взаимосвязанного существования в определенных условиях окружающей среды.

Природные группировки, в которые объединяются для совместной жизни растения, животные, грибы, микроорганизмы и их среду обитания, называют экологической системой, или экосистемой.

Например, природной экосистемой можно считать смешанный лес, потому что его компоненты (растения, животные, грибы, микроорганизмы) сосуществуют в определенной среде и тесно связаны между собой. Если посмотреть на растительное группировки смешанного леса, то становится заметно, что растения имеют разную высоту. Это связано с их различными требованиями к условиям существования. Так, одним растениям необходимо больше света. Это высокие деревья (дубы, ясени). Другие деревья требуют меньше света (клены, липы, березы). Под ними располагаются кусты, нетребовательные к свету (лещина, шиповник, крушина). Самый низкий уровень образуют травянистые растения (ландыши, подснежники, медуницы), мхи, которые довольствуются совсем небольшим количеством солнечного света. Такое размещение растений в зависимости от требований к условиям существования называется ярусностью.

Обязательным условием существования любой экосистемы является обеспечение всех организмов, образующих ее, питательными веществами.

Основу экосистем составляют растения, потому что они создают органические вещества из неорганических, т.е. становятся пищевой базой для животных. Растениями питается большинство насекомых, а также травоядные животные и грызуны. Насекомые служат пищей для птиц, которыми в свою очередь питаются хищные птицы и звери. Образуется прочная цепь, в основе которого лежат пищевые связи.

Цепь питания — это последовательность организмов, в которой каждый предыдущий представитель является пищей для следующего. Например, растения ест заяц, на которого охотится волк; листья растений ест гусеница, которой питается синица и др.

Экосистемы нашей местности: степь, пресный водоем

Степь — это равнинная территория, покрытая травянистыми растениями. Изредка встречаются одиночные деревья. Лето в степи засушливое. Благоприятной временем года для растений степи является весна, когда в почве достаточно влаги. Именно в это время цветет большинство цветочных растений: звонки, шалфей, маки. К засушливым условиям лета хорошо приспособлены засухоустойчивые многолетние травы: житняк, мятлик, полынь, ковыль, перекати-поле.

Большое количество травянистых растений дает возможность прокормиться грызунам. В степи можно встретить сусликов, полевых мышей, слепышей, сурков. Также в степи много птиц: жаворонки, перепела, соколы. Живут в степи хищники, например, лисица-корсак. Селится она в норах и охотится на грызунов и птиц. Большинство из них в жару скрывается в норах или в других тайниках, а на поиски пищи отправляется ночью.

Не менее сложной и многогранной природной экосистемой нашей местности является озеро. Важным фактором для жителей экосистемы озера является свет. Вдоль берега растут камыши, рогоз. У них хорошо развито корни, прочные стебли и листья, в котором запасается воздух. Среди их зарослей прячутся и находят пищу лягушки, стрекозы, черви и другие животные. Дальше от берега растут желтые кувшины и белые кувшинки. На разной глубине в озере много водорослей. Они имеют важное значение: образуют органические вещества (пища для животных), поглощают углекислый газ и выделяют кислород, то есть обеспечивают дыхание живых существ.

Разнообразен и животный мир озера. В толще водоема много одноклеточных животных, которыми питаются мелкие рачки (дафнии и циклопы). Общее название этих жителей — планктон. Планктон служит пищей для рыб. На дне живут моллюски (жаберницы, беззубки). Они пропускают воду через себя, очищая ее. Также много различных насекомых живут на поверхности озера или по его берегам.

Среди рыб озера есть травоядные (караси, лещи, красноперки) и хищные (окуни, щуки). Обтекаемая форма и чешуя, покрывающая тело рыб, позволяют им быстро двигаться в воде. Полосатую окраску в хищных рыб помогает им маскироваться среди водных растений.

Использование экосистем человеком. Охрана экосистем

Любая экосистема способна к саморегулированию, благодаря связям между организмами, которые в ней сосуществуют. Но естественных экосистем остается все меньше, потому что человек своей деятельностью изменяет их.

Каждая группировка организмов формировалось на протяжении тысячелетий. Организмы, входивших в его состав, создавали друг другу необходимые условия существования. Поэтому каждая система живет как единый организм. Плохо, когда человек вмешивается в такую ​​группировку и нарушает установившиеся связи. Это может привести к гибели экосистем. Человек должен учитывать это в своей практической деятельности.

Для сохранения природных экосистем создают охранные территории — заповедники, заказники, национальные парки и тому подобное. Например, известный далеко за пределами России Алтайский заповедник.

Редкие и исчезающие виды животных и растений заносят в Красную книгу. Например, в нее внесены горицвет весенний, кувшинка белая, калужница европейская, бабочка махаон, тритон грибенчатый.

Охрана природы — дело каждого человека. Ваша уважительная поведение в естественной среде и бережное отношение к ней — тоже вклад в общее дело.

Искусственные экосистемы

Издавна человек осуществляла влияние на природные экосистемы, меняя их: распахивали луга и степи, вырубали леса, осушали болота, орошала засушливые земли. На их местах появлялись необходимые для выращивания культурных растений поля, огороды, сады, лесополосы, парки и другие группировки. Все эти системы называют искусственными экосистемами, потому что созданы они усилиями человека.

Искусственные экосистемы — это такие экосистемы, которые создает, поддерживает и контролирует человек для своей пользы.

Искусственные экосистемы состоят из растений-производителей, животных-потребителей, животных почвы — разрушителей. Главным потребителем продукции в искусственных экосистемах является человек, поэтому именно он определяет состав этих систем и поддерживает его постоянство. Например, искусственная экосистема поля представлена ​​растениями-производителями (пшеница — главная культура, василька, березка — сорняки), потребителями (птицы, мыши, насекомые, но главный потребитель — это человек), разрушителями (животные почвы). Растительная продукция собирается и вывозится с поля. То есть те вещества, которые растения поглощали из почвы для роста и развития, не возвращаются назад, как в естественных экосистемах. Чтобы поддерживать плодородие почвы, человек должен вносить удобрения.

Искусственная экосистема представлена ​​теми же группами организмов, что и естественная. Но разнообразие растений и животных в ней регулирует человек. В природных экосистемах нет такого понятия, как вредители: все живые существа приносят пользу системе в целом, поддерживают ее баланс. Искусственные экосистемы создают для выращивания определенных растений, поэтому все существа, которые мешают им развиваться, рассматриваются как вредители и уничтожаются.

Назначение искусственных экосистем:

  1. Выращивание продуктов питания (поля, огороды, теплицы).
  2. Защита почвы (лесополосы).
  3. Улучшение воздуха в городе, снижение уровня шума (деревья на улицах с активным движением автомобилей).
  4. Украшение города, места отдыха (скверы, парки, цветники).
  5. Изучение животных и растений (зоологические и ботанические сады).

Грунт. Состав почвы

Грунт — плодородный слой земли, на котором растут растения. Почва — это естественная смесь, так как его компоненты можно отделить друг от друга. Благодаря этим особенностям состава, почве свойственна способность пропускать воздух и воду.

В состав почвы входят: песок, глина, воздух, вода, органические и минеральные вещества. Состав почвы создает условия для питания растений. В воде растворяются минеральные вещества, необходимые для роста растений. В почве их запасы пополняются благодаря деятельности животных, бактерий и грибов, которые растворяют растительные и животные остатки. Так живые организмы образуют перегной, или гумус, от которого зависит важнейшее свойство почвы — плодородие.

Разнообразие почв

Название почвы часто соответствует его окраске. Например, черноземы имеют почти черную окраску. Черноземы сформировались в степях, где много травянистых растений. Надземные части этих растений отмирают ежегодно, а их остатки превращают в гумус насекомые, черви и почвенные бактерии. Этот грунт содержит наибольшее количество гумуса и образует слой толщиной до 150 см. Серые лесные почвы сформировались там, где раньше были леса. Они содержат меньшее количество перегноя, поэтому имеют более светлую окраску. Их плодородный слой достигает 100 см.

Наибольшим богатством юга России являются черноземы. Именно эти почвы обеспечивают высокие урожаи сельскохозяйственных культур, важнейшими из которых являются зерновые: пшеница, рожь и другие.

Черноземы и серые лесные почвы состоят из небольших комочков, поэтому хорошо пропускают воду и воздух, создавая благоприятные условия для развития растений. Именно эти типы почв являются самыми распространенными в южных областях России.

Плодородие почв и способы ее повышения. Понятие об удобрениях

Для того, чтобы плодородие почв не уменьшалась, необходимо вносить те вещества, которые были изъяты растениями. С этой целью в почву добавляют удобрения.

Читайте также:  Что такое перицикл у растений

Плодородие почвы — это ее способность обеспечивать растения питательными веществами.

Удобрения — это вещества, которые специально добавляют в почву для повышения ее плодородия. Удобрения делятся на органические и минеральные.

К органическим удобрениям относятся навоз, птичий помет, торф. В почве под воздействием бактерий они превращаются в гумус. Органические удобрения улучшают структуру почвы, способствуют накоплению в нем гумуса, воды, воздуха. Воздействие на почву осуществляют периодически в течение нескольких лет (нет необходимости вносить удобрения ежегодно).

Минеральные удобрения изготавливаются из природных минералов на специальных предприятиях. Основными минеральными удобрениями являются азотные, калийные и фосфорные. Их название соответствует названию химического элемента, которым обеспечивается растение. Минеральные удобрения добавляют в почву в разное время года: азотные и калийные растворяются быстро, поэтому их вносят весной, фосфорные растворяются медленнее — их вносят осенью. Важно соблюдать нормы внесения определенных удобрений. Чрезмерная их количество накапливается в растениях, а это представляет угрозу здоровью человека.

Чередование посевов различных растений на одном участке называют севооборотами. Такая мера также дает возможность надолго сохранить плодородие почвы.

Искусственные экосистемы: поле, сад. Уход за ними

Растения, которые человек специально выращивает для получения из них определенных продуктов, называют культурными.

Обработанные участки земли, засеянные культурными растениями, называются полями. Поле — это искусственная экосистема. На полях выращивают зерновые культуры (пшеница, рожь, кукуруза, гречка и другие), а также овощи (картофель, огурцы, морковь, свекла, помидоры и т.д.).

Все культурные растения являются результатом кропотливого труда многих людей. Ведь именно ученые вывели тысячи сортов культурных растений. Сорт — это созданная человеком совокупность определенных растений, которые имеют необходимые для человека признаки.

На поле растут также растения, которые человек специально не выращивает, но они появляются среди посевов культурных растений. Такие растения называются сорняками. Распространенными сорняками полей является березка, осот, пырей, щирица.

Кроме сорняков, растениям наносят вред некоторые животные. Например, насекомые и клещи. Они питаются растениями и тем самым снижают урожайность.

Для получения высоких урожаев человек должен ухаживать за полем: своевременно проводить обработку почвы, уничтожать сорняки, бороться с вредителями культурных растений, вносить удобрения. Существование экосистемы поля зависит от хозяйственной деятельности человека.

Также чрезвычайно распространенной искусственной экосистемой является сад. Сад — это посадка деревьев и кустарников, которые обеспечивают человека съедобными плодами. Самыми распространенными растениями сада является яблони, вишни, груши, сливы. Рядом с деревьями можно встретить ягодные кусты: смородину, малину, крыжовник и др.

В саду много насекомых и птиц. Некоторые насекомые необходимы растениям, потому что они опыляют цветки, чем способствуют повышению урожайности сада. Но большинство насекомых — вредители, которые повреждают различные части растений. Например, листовертки повреждают плоды, листья, почки деревьев и кустарников, плодожорки — плоды и побеги, щитовки — плоды и кору деревьев, жуки — корни и листья. Птицы, которые живут в саду, приносят пользу, уничтожая большое количество насекомых-вредителей. Это такие привычные для нас воробьи, синички, скворцы.

Сад нуждается в постоянном уходе. С ранней весны до поздней осени проводят обрезку сухих, поврежденных и лишних веток, отбеливают стволы деревьев известковым раствором, подкармливают растения удобрениями, рыхлят почву, убирают листья, покрывают стволы деревьев, особенно молодых, защитными составами, чтобы их кору не повредили зайцы.

Итак, сад и поле — это сложные искусственные экосистемы, где налажены взаимосвязи между всеми компонентами и существуют цепи питания. Гармоничная и продуктивный жизнедеятельность экосистем поля и сада полностью зависит от человека.

Значение искусственных экосистем в жизни человека

В жизни современного города зеленое строительство имеет очень большое значение, так как растительные группировки являются одними из главных его компонентов и единственными представителями природной среды. Зеленые насаждения нужны прежде всего как средство для создания наиболее благоприятных условий жизни человека в местах, загрязненных промышленными предприятиями. Сады, парки и скверы — это творения природы и искусства, большинство из которых призвана внести ощущение покоя в бурное и шумное течение жизни современного города.

Создать растительный комплекс в городе — значит застроить часть его территории: площади, улицы, проспекта. Поэтому процесс создания растительных насаждений в городе и называется зеленым строительством. Эта задача возложена на работников озеленительных хозяйств городов.

Задача зеленого строительства заключается в том, чтобы показать красоту растений, найти для них подходящее место среди зданий, создавая оптимальное сочетание с архитектурными сооружениями, располагая их в наиболее выгодных условиях жизни.

Также важным является учет «профессий» растений в условиях города. То, что растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, известно всем. Но это не единственное их назначение. Такие растения, как, например, сирень лучше других растений задерживают пыль. Хвойные растения выделяют в воздух вещества, которые уничтожают болезнетворные бактерии. А черемуха выделяет вещества, отпугивающие мух и комаров. Лучше других приспособлены к жизни в условиях задымленного городского воздуха тополя, клены, липы, дубы и некоторые другие растения. Кроме того, растительные насаждения увлажняют воздух, уменьшают шум от машин и механизмов.

Декоративные листья, красивые цветы и приятный аромат дают эстетическое наслаждение. Издавна известно о положительном, целебное воздействие на человека звуков природы: пение птиц в парках и лесопарках, успокаивающее журчание ручьев, мягкий шелест листьев.

Значение искусственных экосистем

  1. Выращивание продуктов питания и сырья для пищевой и легкой промышленности.
  2. Увлажнение воздуха.
  3. Закрепление берегов рек.
  4. Очистка воздуха.
  5. Научно-исследовательская работа с растениями и животными.
  6. Отдых и эстетическое удовольствие.

Итак, растения — это постоянные спутники человека, источник его сил и здоровья. Зеленые насаждения очищают воздух, снижают уровень шума, ароматы и краски цветов снимают нервное напряжение. Также они обеспечивают сырьем пищевую и легкую промышленность. Чтобы поддерживать жизнедеятельность искусственных экосистем, необходимо постоянно бережно заботиться о них.

Источник

Тест по теме «Биосфера» в форме ЕГЭ, 9-11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

тесты в форме ЕГЭ

Андреева Эльвира Юрьевна

Вариант теста № 1

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

или на выбор нескольких правильных ответов;

задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. Совокупность популяций разных видов, связанных между собой пищевыми и энергетическими связями, а также с факторами неживой природы, круговоротом веществ, длительное время обитающих на определенной территории, называют:

экосистемой 3) биосферой

ноосферой 4) видом

А2. В круговороте веществ наибольшую роль играют:

абиотические факторы 3) живые организмы

антропогенные факторы 4) биологические ритмы

А3. Основная причина сокращения числа видов на Земле в ХХ веке состоит в действии антропогенного фактора, так как он:

ослабляет конкуренцию между видами

изменяет среду их обитания

способствует удлинению цепей питания

влияет на сезонные изменения в природе

А4. Наиболее молодая из всех сфер Земли – биосфера, так как она возникла только с появлением:

гидросферы 3) литосферы

атмосферы 4) жизни на Земле

А5. Причина снижения плодородия почвы под воздействием человека — :

применение удобрений 3) эрозия, засоление

создание в степи лесополос 4) чередование выращиваемых культурных растений

А6. Биотехнологические методы производства продуктов питания более эффективны, так как они:

позволяют получить экологически чистую продукцию

не требует специальных условий

не требует квалифицированного труда

А7. Экосистему, созданную человеком для выращивания культурных растений, называют:

биогеоценозом 3) биосферой

агроценозом 4) опытной станцией

А8. В большинстве экосистем первоначальным источником органического вещества и энергии является:

животные 3) грибы

бактерии 4) растения

А9. Источником энергии для фотосинтеза у растений служит свет, который относят к факторам:

непериодическим 3) абиотическим

антропогенным 4) биотическим

А10. Живые организмы за время существования биосферы многократно использовали одни и те же химические элементы благодаря:

синтезу веществ организмами 3) круговороту веществ

расщеплению веществ организмами 4) постоянному поступлению веществ из Космоса

А11. Структурно-функциональной единицей биосферы является

тип животного 3) царство

отдел растения 4) биогеоценоз

А12. Причиной отрицательного воздействия человека на биосферу, проявляющейся в нарушении круговорота кислорода, является:

Читайте также:  Растения почему у кактуса желтеют листья

создание искусственных водоемов 3) сокращение площади лесов

орошение земель 4) осушение болот

А13. Какая функция живого вещества лежит в основе его способности аккумулировать химические элементы из окружающей среды?

газовая 3) концентрационная

окислительно-восстановительная 4) биогеохимическая

А14. В круговороте веществ и превращения энергии в биосфере наиболее активно участвует:

кислород 3) климат

живое вещество 4) тепло земных недр

В1. Выберите несколько правильных утверждений. В состав биосферы входят:

А. растения Г. бактерии

Б. биокосное вещество Д. биогенное вещество

В. живое вещество Е. косное вещество

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Что представляет собой биомасса поверхности суши, почвы и мирового океана?

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каковы основные функции живого вещества биосферы?

Вариант теста № 2

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

или на выбор нескольких правильных ответов;

задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. В сохранении многообразия видов растений и животных в биосфере большое значение имеет:

расширение площади агроценозов

повышение продуктивности агроценозов

борьба с вредителями сельскохозяйственных растений

А2. Замкнутый, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме служит причиной:

саморегуляции 3) изменения экосистемы

колебания численности популяции 4) устойчивости экосистемы

А3. Русский ученый В.И. Вернадский создал учение о:

биогеоценозах 3) биоритмах

ведущей роли живого вещества в биосфере 4) фотопериодизме

А4. Внедрение малоотходных технологий в промышленное производство позволяет:

защитить биосферу от загрязнения

повысить продуктивность агроценозов

ускорить круговорот веществ в биосфере

замедлить круговорот веществ в биосфере

А5. В хвойном лесу обитает множество видов, связанных между собой и с факторами неживой природы, поэтому его называют:

биосферой 3) биосферой

биогеоценозом 4) заказником

А6. Наибольшую роль в круговороте веществ играют(ет)

абиотические факторы 3) антропогенные факторы

ограничивающие факторы 4) живое вещество

А7. Изъятие человеком значительного количества биомассы из экосистемы делает круговорот веществ несбалансированным, что служит причиной:

нестабильной экосистемы 3) саморегуляции в экосистеме

стабильной экосистемы 4) увеличения численности популяции

А8. Масса живого вещества в биосфере очень мала, но она играет огромную роль в…

создании литосферы 3) создании Мирового океана

преобразовании вещества и энергии 4) образовании материков

А9. Отрицательные последствия воздействия человека на биосферу проявляются в:

изменении атмосферного давления

регулировании численности популяции промысловых животных

создании новых сортов растений и пород животных

А10. Изменение организмами в процессе жизнедеятельности среды обитания в экосистеме является причиной:

круговорота веществ 3) возникновения приспособлений у организмов

смены экосистем 4) возникновения новых видов

А11. Отходы промышленного производства – соли тяжелых металлов: свинца, кадмия – вызывают у людей отравления, рождение уродов, попадая в их организм:

в процессе размножения 3) с вдыхаемым воздухом

по цепям питания 4) со сточными водами

А12. Впервые название «Биосфера» было дано:

К Линнеем 3) В.И. Вернадским

Ж.Б. Ламарком 4) В.Н. Сукачевым

А13. Биосфера существует в основном за счет:

космической энергии и внутрипланетарной тепловой энергии

внутрипланетарной тепловой энергии

А14. Верхняя граница биосферы ограничена:

высотой полета птиц 3) озоновым слоем

высотой обнаружения спор 4) не имеет верхней границы

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К функциям живого вещества в биосфере относятся:

А. накопительная Г. концентрационная

Б. окислительно-восстановительная Д. газовая

В. проводниковая Е. окислительная

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каково значение круговорота веществ в природе для существования биосферы? Приведите примеры.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Учение о биосфере.

Вариант теста № 3

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

или на выбор нескольких правильных ответов;

задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. Процесс периодического снижения численности популяции под воздействием экологических факторов до определенного предела и последующего ее повышения называют:

биологическим ритмом 3) саморегуляцией

круговоротом веществ 4) миграцией атомов

А2. Процесс разрушения редуцентами органических веществ до неорганических и возвращения их в окружающую среду – важное звено в:

обмене веществ 3) круговороте веществ

саморегуляции 4) сезонных изменениях в жизни организмов

А3. Массовая вырубка доминантных, средообразующих видов деревьев в лесу может привести к:

усилению круговорота веществ 3) удлинению цепей питания

возникновению цепей питания 4) смены экосистемы

А4. Кислотные дожди, которые образуются в результате загрязнения атмосферы оксидами азота и серы, приводят к:

улучшению минерального питания растений

гибели лесов в ряде регионов земного шара

улучшению водного обмена у растений

А5. Фотосинтез и дыхание относят к функции живого вещества:

окислительно-восстановительной 3) биогеохимической

газовой 4) концентрационной

А6. Во многих странах мира созданы партии «зеленых», действия которых направлены на:

охрану биосферы 3) охрану прав человека на чистый воздух

отказ от применения любой техники 4) приостановку развития биосферы

А7. Экосистемы, в которых запрещен отстрел редких видов животных, сбор растений, называют:

заказником 3) сообществом

агроэкосистемой 4) лесопарком

А8. Большое видовое разнообразие, саморегуляция, сбалансированный круговорот веществ – это признаки:

агроэкосистемы 3) нестабильной экосистемы

устойчивой экосистемы 4) развития экосистемы

А9. В способности организмов превращать одни вещества в другие и образованием солей, оксидов состоит функция живого вещества:

газовая 3) запасающая

концентрационная 4) окислительно-восстановительная

А10. Биосфера как глобальная экосистема состоит из:

биотических и химических компонентов

биотических и мертвых компонентов

живых и химических компонентов

биотических и абиотических компонентов

А11. Живое вещество биосферы образованно совокупностью особей всех видов:

животных, включая человека 3) растений и человека

растений и животных 4) живых организмов, населяющих планету и человек

А12. Биогенная миграция атомов называется… круговоротом:

биохимическим 3) биогеохимическим

химическим 4) биологическим

А13. Все виды растений и животных и их природная среда охраняется в:

заповедниках 3) заказниках

биогеоценозах 4) природных парках

А14. Несмотря на постоянное использование растениями неорганических веществ, поглощаемых из почвы, запас их в почве не иссякает, так как происходит:

обмен веществ 3) круговорот веществ

смена биогеоценозов 4) саморегуляция

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функции живого вещества относятся следующие процессы:

А. возвращению молекулярного азота в атмосферу бактериями

Б. усвоение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериями

В. способность накапливать в клетках хвощей и осок определенное вещество

Г. процесс дыхания

Д. накопление йода в клетках морской водоросли ламинарии

Е. аккумулирование химических веществ в клетках организмов

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Назовите компоненты и границы биосферы.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каковы причины устойчивости биосферы?

Вариант теста № 4

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

или на выбор нескольких правильных ответов;

задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. Совокупность популяций разных видов, связанных между собой пищевыми и энергетическими связями, а также с факторами неживой природы, круговоротом веществ, длительное время обитающих на определенной территории, называют:

экосистемой 3) биосферой

ноосферой 4) видом

А2. В круговороте веществ наибольшую роль играют:

абиотические факторы 3) живые организмы

антропогенные факторы 4) биологические ритмы

А3. Основная причина сокращения числа видов на Земле в ХХ веке состоит в действии антропогенного фактора, так как он:

ослабляет конкуренцию между видами

изменяет среду их обитания

способствует удлинению цепей питания

влияет на сезонные изменения в природе

Читайте также:  Размещение растений по отношению к свету

А4. Наиболее молодая из всех сфер Земли – биосфера, так как она возникла только с появлением:

гидросферы 3) литосферы

атмосферы 4) жизни на Земле

А5. Причина снижения плодородия почвы под воздействием человека — :

применение удобрений 3) эрозия, засоление

создание в степи лесополос 4) чередование выращиваемых культурных растений

А6. Биотехнологические методы производства продуктов питания более эффективны, так как они:

позволяют получить экологически чистую продукцию

не требует специальных условий

не требует квалифицированного труда

А7. Экосистему, созданную человеком для выращивания культурных растений, называют:

биогеоценозом 3) биосферой

агроценозом 4) опытной станцией

А8. В большинстве экосистем первоначальным источником органического вещества и энергии является:

животные 3) грибы

бактерии 4) растения

А9. Источником энергии для фотосинтеза у растений служит свет, который относят к факторам:

непериодическим 3) абиотическим

антропогенным 4) биотическим

А10. Живые организмы за время существования биосферы многократно использовали одни и те же химические элементы благодаря:

синтезу веществ организмами 3) круговороту веществ

расщеплению веществ организмами 4) постоянному поступлению веществ из Космоса

А11. Структурно-функциональной единицей биосферы является

тип животного 3) царство

отдел растения 4) биогеоценоз

А12. Причиной отрицательного воздействия человека на биосферу, проявляющейся в нарушении круговорота кислорода, является:

создание искусственных водоемов 3) сокращение площади лесов

орошение земель 4) осушение болот

А13. Какая функция живого вещества лежит в основе его способности аккумулировать химические элементы из окружающей среды?

газовая 3) концентрационная

окислительно-восстановительная 4) биогеохимическая

А14. В круговороте веществ и превращения энергии в биосфере наиболее активно участвует:

кислород 3) климат

живое вещество 4) тепло земных недр

В1. Выберите несколько правильных утверждений. В состав биосферы входят:

А. растения Г. бактерии

Б. биокосное вещество Д. биогенное вещество

В. живое вещество Е. косное вещество

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каковы причины устойчивости биосферы?

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каковы основные функции живого вещества биосферы?

Вариант теста № 5

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

или на выбор нескольких правильных ответов;

задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. В сохранении многообразия видов растений и животных в биосфере большое значение имеет:

расширение площади агроценозов

повышение продуктивности агроценозов

борьба с вредителями сельскохозяйственных растений

А2. Замкнутый, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме служит причиной:

саморегуляции 3) изменения экосистемы

колебания численности популяции 4) устойчивости экосистемы

А3. Русский ученый В.И. Вернадский создал учение о:

биогеоценозах 3) биоритмах

ведущей роли живого вещества в биосфере 4) фотопериодизме

А4. Внедрение малоотходных технологий в промышленное производство позволяет:

защитить биосферу от загрязнения

повысить продуктивность агроценозов

ускорить круговорот веществ в биосфере

замедлить круговорот веществ в биосфере

А5. В хвойном лесу обитает множество видов, связанных между собой и с факторами неживой природы, поэтому его называют:

биосферой 3) биосферой

биогеоценозом 4) заказником

А6. Наибольшую роль в круговороте веществ играют(ет)

абиотические факторы 3) антропогенные факторы

ограничивающие факторы 4) живое вещество

А7. Изъятие человеком значительного количества биомассы из экосистемы делает круговорот веществ несбалансированным, что служит причиной:

нестабильной экосистемы 3) саморегуляции в экосистеме

стабильной экосистемы 4) увеличения численности популяции

А8. Масса живого вещества в биосфере очень мала, но она играет огромную роль в…

создании литосферы 3) создании Мирового океана

преобразовании вещества и энергии 4) образовании материков

А9. Отрицательные последствия воздействия человека на биосферу проявляются в:

изменении атмосферного давления

регулировании численности популяции промысловых животных

создании новых сортов растений и пород животных

А10. Изменение организмами в процессе жизнедеятельности среды обитания в экосистеме является причиной:

круговорота веществ 3) возникновения приспособлений у организмов

смены экосистем 4) возникновения новых видов

А11. Отходы промышленного производства – соли тяжелых металлов: свинца, кадмия – вызывают у людей отравления, рождение уродов, попадая в их организм:

в процессе размножения 3) с вдыхаемым воздухом

по цепям питания 4) со сточными водами

А12. Впервые название «Биосфера» было дано:

К Линнеем 3) В.И. Вернадским

Ж.Б. Ламарком 4) В.Н. Сукачевым

А13. Биосфера существует в основном за счет:

космической энергии и внутрипланетарной тепловой энергии

внутрипланетарной тепловой энергии

А14. Верхняя граница биосферы ограничена:

высотой полета птиц 3) озоновым слоем

высотой обнаружения спор 4) не имеет верхней границы

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К функциям живого вещества в биосфере относятся:

А. накопительная Г. концентрационная

Б. окислительно-восстановительная Д. газовая

В. проводниковая Е. окислительная

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Каково значение круговорота веществ в природе для существования биосферы? Приведите примеры.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Учение о биосфере.

Вариант теста № 6

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

или на выбор нескольких правильных ответов;

задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.

А1. Процесс периодического снижения численности популяции под воздействием экологических факторов до определенного предела и последующего ее повышения называют:

биологическим ритмом 3) саморегуляцией

круговоротом веществ 4) миграцией атомов

А2. Процесс разрушения редуцентами органических веществ до неорганических и возвращения их в окружающую среду – важное звено в:

обмене веществ 3) круговороте веществ

саморегуляции 4) сезонных изменениях в жизни организмов

А3. Массовая вырубка доминантных, средообразующих видов деревьев в лесу может привести к:

усилению круговорота веществ 3) удлинению цепей питания

возникновению цепей питания 4) смены экосистемы

А4. Кислотные дожди, которые образуются в результате загрязнения атмосферы оксидами азота и серы, приводят к:

улучшению минерального питания растений

гибели лесов в ряде регионов земного шара

улучшению водного обмена у растений

А5. Фотосинтез и дыхание относят к функции живого вещества:

окислительно-восстановительной 3) биогеохимической

газовой 4) концентрационной

А6. Во многих странах мира созданы партии «зеленых», действия которых направлены на:

охрану биосферы 3) охрану прав человека на чистый воздух

отказ от применения любой техники 4) приостановку развития биосферы

А7. Экосистемы, в которых запрещен отстрел редких видов животных, сбор растений, называют:

заказником 3) сообществом

агроэкосистемой 4) лесопарком

А8. Большое видовое разнообразие, саморегуляция, сбалансированный круговорот веществ – это признаки:

агроэкосистемы 3) нестабильной экосистемы

устойчивой экосистемы 4) развития экосистемы

А9. В способности организмов превращать одни вещества в другие и образованием солей, оксидов состоит функция живого вещества:

газовая 3) запасающая

концентрационная 4) окислительно-восстановительная

А10. Биосфера как глобальная экосистема состоит из:

биотических и химических компонентов

биотических и мертвых компонентов

живых и химических компонентов

биотических и абиотических компонентов

А11. Живое вещество биосферы образованно совокупностью особей всех видов:

животных, включая человека 3) растений и человека

растений и животных 4) живых организмов, населяющих планету и человек

А12. Биогенная миграция атомов называется… круговоротом:

биохимическим 3) биогеохимическим

химическим 4) биологическим

А13. Все виды растений и животных и их природная среда охраняется в:

заповедниках 3) заказниках

2) биогеоценозах 4) природных парках

А14. Несмотря на постоянное использование растениями неорганических веществ, поглощаемых из почвы, запас их в почве не иссякает, так как происходит:

обмен веществ 3) круговорот веществ

смена биогеоценозов 4) саморегуляция

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функциям живого вещества относятся следующие процессы:

А. возвращению молекулярного азота в атмосферу бактериями

Б. усвоение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериями

В. способность накапливать в клетках хвощей и осок определенное вещество

Г. процесс дыхания

Д. накопление йода в клетках морской водоросли ламинарии

Е. аккумулирование химических веществ в клетках организмов

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Назовите компоненты и границы биосферы.

С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Источник