Меню

Экскурсии по ботанике многообразие растений

Экскурсия «Разнообразие цветковых растений. Растительность у дорог, домов и на пустырях»

Разделы: Биология

Цель экскурсии: познакомить учащихся с особенностями растений, произрастающих вдоль дорог, на пустырях, у дорог путем непосредственного знакомства с растениями в природе.

Оборудование: блокнот, карандаш, линейка, гербарная папка, дидактические карточки с заданиями.

Перед выходом на экскурсию необходимо вспомнить правила поведения в природе: запретить какие-либо сборы растений и ловлю насекомых. Проверяется наличие у учащихся нужного оборудования и форма одежды.

Экскурсии в природу способствуют поэтическому вдохновению

Передо мною на столе чистейший лист бумаги.
На нем пишу, что на Земле есть горы и овраги,
О том пишу, что на Земле есть речки и холмы,
О том, что этой красоты ценить не можем мы.
Мы засоряем водоем, мы грязь в озера льем
Бросаем мусор по лесам и бьем животных там.
Вблизи дороги рос цветок, красивый и большой
Стоял, качаясь, одинок, с зеленою душой.
Но раз машина пронеслась, и пронеслась другой
И в пыльную густую власть попал цветок смешной.
И что осталось от цветка – засохший стебелек
А по нему прошлась нога,
И в крахе наш цветок.
И с той поры у пыльных у дорог
Нет ни травинки, где же там цветок?
Плоды, что у дороги созревают
Ни люди, ни зверье не собирает.

Растения, произрастающие вдоль дорог – придорожные растения – постоянно сопутствуют человеку. Где нет человеческих жилищ, и человек является редким посетителем – среди степей, лесов — там нет этих растений. Условия, создаваемые человеком, на первый взгляд, далеко не привлекательны. Человек и его домашние животные ходят по этим растениям, животные щиплют, рвут их. Придорожные растения находятся под постоянной угрозой быть раздавленными, сорванными, съеденными, сломанными.

Такие условия нельзя назвать благоприятными для роста и развития, поэтому у придорожных растений выработались приспособления к перенесению неблагоприятных условий. Эти растения отличаются приземистостью и мелколистностью, поэтому они не могут существовать среди других растений, сильно их затеняющих. Типичные придорожные растения лежат или лежат на земле, вследствие чего вытаптывание и скусывание не представляют для них большой опасности. Придорожные растения имеют хорошо развитую механическую ткань, благодаря чему стебель упругий, не ломкий.

Вообще, придорожные растения можно условно разделить на 4 группы:

  • листья собраны и расположены в виде прикорневой розетки (подорожник, одуванчик); цветоножки на открытых участках мало приподнимаются над землею;
  • стебли длинные, стелющиеся по земле, с мелкими листьями по всей длине (спорыш, клевер ползучий);
  • растения с приподнимающимся над землею невысоким и упругим стеблем, листья небольшие (пахучая ромашка – листовые пластинки мелко рассечены и практически не разрываются);
  • растения, которые сочетают в себе многие признаки придорожных растений (гусиная лапка – на ползучем, стелющемся стебле периодически образуются укореняющиеся листовые розетки, что является способом вегетативного размножения; лютик ползучий, пастушья сумка, мятлик однолетний).

Иной вид и иные приспособления имеют растения на пустырях, на местах развалин, старых жилищ, на свалочных пунктах. Растения эти не прижаты к земле, а, наоборот, большие, высокие. Приспособления их носят не пассивный, как у придорожных растений, а активный характер.

У многих видов пустырных растений мы встречаемся с наличием настоящего вооружения в виде колючек, наносящих болезненные раны. Например, бодяк ланцетолистный, чертополох курчавый, чертополох поникший. Колючки этих растений действуют механически, нанося раны. У крапивы двудомной мы находим сочетание механического оружия с химическим.

Немало на пустырях растений, имеющих только химические орудия защиты. Они содержат едкие, неприятные, даже ядовитые вещества, делающие их несъедобные. Например, белена, дурман, чистотел, молочай, полынь.

Таким образом, самая близкая к нам растительность около домов, по дорогам, на ближайших пустырях представляет большой биологический интерес.

В. Берестов
Одуванчики

Вот они! Молчком, молчком
Корни сок готовят белый,
Горьковатым молочком
Кормят стебель пустотелый.
Праздник солнца! Сколько вас,
Одуванчиков у лета.
Детства золотой запас,
Неразменная монета.
Обновятся все дворы
Все лужайки до единой,
Распрекрасные шары,
Развеселые седины
Легкий вздох иль ветерок –
Пух летит за горсткой горстка
И останется кружок
Наподобие наперстка.

Вопросы для закрепления.

  1. Что способствует сохранению влаги у подорожника?
  2. Почему животное и человек обходят растения пустырей?
  3. Чем отличаются растения пустырей от придорожных растений?
  4. Какие приспособления выработались у растений или в чем проявляется соответствие строения условиям жизни?

Самостоятельная практическая работа учащихся

(по инструктивным карточкам).

  1. Обследовать выделенную территорию, найти растения из разных семейств.
  2. С помощью определительной карточки установить видовую принадлежность двух растений.
  3. Внимательно рассмотрите внешнее строение растений разных видов и оформите записи в виде таблицы:
№ п/п Видовое название Строение листьев Строение цветков
1
2

Чем объяснить черты сходства у растений разных видов? (Одинаковые приспособительные особенности – результат обитания растений разных видов в одинаковых условиях среды)

Источник

Урок-экскурсия по биологии на тему «Мир растений малой родины». 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6

Эпиграф: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”. Паустовский.

Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с растительным миром Алтайского края на примере деревьев и кустарников школьного дендрария.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с видовым разнообразием растений школьного дендрария;
  2. Научить отличать некоторые виды растений, произрастающие в с. Соколово и характерные для края;
  3. Научить делать гербарии из листьев деревьев и кустарников;
  4. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края.
  5. Развивать навыки поведения на природе;
  6. Развивать навыки оформления работы.

Оборудование: тетрадь и карандаш; задания.

Подготовительный этап: Подготовка учащихся к экскурсии заключается в том, что тему и задачи экскурсии сообщаются накануне. Проводится беседа о правилах поведения на экскурсии. Разрабатывается маршрут, по которому будет проходить экскурсия.

Читайте также:  Что выделяют ночью растения кислород или углекислый газ

Ход экскурсии

1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.

Учитель. Ребята, знаете ли вы правила поведения в природе. Давайте их вспомним.

Ученики. Не ломать деревья и кустарники. Не рвать цветы. Не затаптывать растения, а ходить по дорожкам и тропинкам. Собирать плоды с минимальным ущербом для растений. И т. д.

2. Учащимся выдаются карточки-задания.

Задания для экскурсии: 1. Перечислите рассмотренные вами на экскурсии растения. 2. Какие деревья растут в школьном парке? Изготовьте гербарий коллекции листьев различных деревьев. 3. Опишите форму кроны березы, липы, дуба. 4. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба. 5. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии. 6. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о природе.

3. Объясняются требования к выполнению отчёта по проведенной экскурсии.

4. Учащимся напоминается о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев.

5. Движение по маршруту

1. Вступительное слово учителя.

“Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: деревья, кустарники, травы, цветы, небо, солнце… Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Только задумайтесь: природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. А мы сегодня попадем в удивительный мир растений нашего дендрария и попытаемся познать частичку природы.

У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”

Игра “Похлопали – потопали” (приложение 1)

2. Рассматривает вместе с учащимися деревья школьного дендрария. Дети отгадывают загадки и собирают листья для гербария. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.

Жду в лесу я вас
В любой день и час.
К вам сама приду
Только раз в году. (Ель)

Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан – белый сарафан. (Береза).

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. (Клен).

Осенью, как только свистнет
Зыбкий ветер –дождевик
У каких деревьев листья
Покраснеют в тот же миг? (Рябина, клен, осина)

У маленькой елочки
Колкие иголочки

Шарики синие,
Словно бы в инее. (Можжевельник).

Летом рады мы свежей
Ягодке медвежьей,
А сушеная в запас
От простуды лечит нас.(Малина)

То ли с крыши, то ли с неба,
Или вата, или пух,
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка? (Тополь).

Хоть не плохо я одета,
Бьет озноб меня всегда,
И весной, и жарким летом
Вся дрожу как в холода. (Осина)

Цветки белые кистями,
Плоды черные с костями. (Черемуха)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница).

В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка. (Рябина).

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

3) Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья зимой, когда с них опадут все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, дуба.

У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму.

У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей.

4) Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно “узнать” дерево.

У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами.

Игра “Найди свое дерево” (приложение 2)

Игра – задание “Поиск листьев” (приложение 3)

5) Подведение итогов экскурсии. Обобщения. Выводы.

“Сегодня мы с вами сделали еще один шаг к познанию удивительного и многогранного мира нашей Природы. На этом наша экскурсия окончена, и мы пройдем в школу, где каждый из вас получит форму отчёта.”

Форма отчета

    Составить коллекцию листьев с указанием дерева или кустарника, которому они принадлежат;
  1. Оформить книжки-малютки с загадками или стихами о деревьях;
  2. Приложить фотографии растений с места экскурсии (по возможности).

Итог: Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку “Деревья и кустарники Алтайского края, произрастающие в школьном парке Соколовской школы” Учащиеся читают друг другу приготовленные стихи о деревьях и кустарниках увиденных во время экскурсии.

Список используемой литературы:

  1. Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. – М.: Центр, 2000.
  2. Электронное учебное издание. Дрофа. Биология. 6 класс.
  3. Журналы “Биология в школе”.
  4. Л.Д. Парфилова Уроки биологии 6-7 класс. Книга для учителя. М.: Сфера, 2003.
  5. Измайлов И. В. и др. Биологические экскурсии. М, Просвещение, 1983.

Источник

Экскурсия на пришкольную территорию «Разнообразие покрытосеменных растений»

Экскурсия на пришкольную территорию «Разнообразие покрытосеменных растений»

Подготовка к экскурсии учителя:

1. Изучает маршрут и многообразие растительного мира пришкольной территории;

2. Составляет план и маршрут для учащихся;

3. Составляет вопросы и карточки с заданиями для учащихся;

4. Беседа с учащимися о целях предстоящей экскурсии, знакомит с «Правилами гербаризации растений»;;

5. Инструктаж по технике безопасности.

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Инструктаж по технике безопасности(расписаться);

2. Приготовить блокнот и простой карандаш для заметок;

3. Разделить учащихся на малые группы (2-4 человека, по желанию).

Познавательные УУД: описывать по алгоритму процессы, описывать свое отношение, искать дополнительную информацию в интернете, выделять характеристики для сравнения самостоятельно и сравнивать объекты.

Читайте также:  Подземные органы растений форма клеток

Умение слушать, считаться с мнением как одноклассника в своей группе, так и из другой группы; работать совместно.

Умение ставить учебную задачу , умение планировать свою деятельность, умение прогнозировать результаты работы, умение руководить работой группы или быть ее участником, навык самоконтроля.

Сегодня на экскурсии мы с вами будем наблюдать осенние явления в жизни растений.

Наша задача увидеть и описать осенние явления в природе. Собрать цветущие растения для гербария (1-2)

1. Выясните, какие древесные растения растут на данной территории. Соберите листья с разных деревьев.

2. Понаблюдайте, как изменяется окраска листьев у разных деревьев. Установите количество окрашенных листьев у разных растений (много – больше половины, средне – половина или около, мало – намного меньше половины).

3. В какой цвет окрашены листья разных деревьев.

4. Результаты наблюдений внесите в таблицу:

количество окрашенных листьев

1. Выясните, какие покрытосеменные растения встречаются на участке. В каком состоянии они находятся (в начале развития, цветущие, отцветшие с плодами).

2. Сосчитайте, сколько разных видов травянистых растений встречается на данной территории. Много ли осталось растений которые радуют нас своими цветками?

3. Соберите неизвестные вам цветущие растения для изготовления гербария (желательно чтобы один и тот же вид не повторялся).

Задание 3 (выполняется в течение нескольких дней после экскурсии)

1. Составьте отчет об экскурсии в виде выполненных заданий.

Источник

Экскурсии по ботанике

Экскурсии по ботанике имеют огромное воспитательное и образовательное значение, так как дают возможность близко ознакомиться с растительным миром и наблюдать растения в природе. Значение ботанических экскурсий в школьном курсе биологии трудно переоценить. Главная их цель — знакомство учащихся с растениями, редкими и исчезающими видами флоры своего края, особенностями их жизнедеятельности, изучение природных сообществ и многообразия взаимосвязей, существующих между различными живыми организмами- бактериями, грибами, растениями и животными. Задачи экскурсии- закрепить и углубить знания о строении и значении растений, о многообразии форм и приспособленности растений к условиям обитания, показать важность и необходимость охраны растительного мира планеты. На экскурсии можно рассмотреть различные приспособления к избытку или недостатку влаги, способы привлечения животных-опылителей или распространителей семян, способы питания растений, паразитизм и симбиоз и др. Без полноценных экскурсий невозможно привить такие важные качества, как наблюдательность и способность анализировать явления природы, научить правильно оценивать взаимосвязи между различными организмами и факторами среды.

Разнообразие одних только высших растений поражает- их известно не менее 400000 видов! Примерно 30000 видов водорослей, более 100000 видов грибов.За последние три столетия ботаникам удалось свести все это многообразие в систему. «Отцом» систематики считают Карла Линнея, который в 1736 году предложил свои критерии классификации. В его время ученым было известно примерно 10000 видов растений, а сейчас ежегодно описываются десятки новых видов! Разобраться в этом многообразии помогает гербарий.

Гербарий — это научная коллекция правильно собранных и засушенных растений. Неправы те, кто считает, что в наш век электронных микроскопов и генной инженерии гербарий «отступает» на второй план. Для настоящего ученого- ботаник, морфолога, систематика его значение только возрастает! Сбор коллекций засушенных растений уже много веков является важнейшим подспорьем для ученых. Правильный и качественный сбор гербария- это своего рода искусство и как всяким искусством, им не следует пренебрегать, особенно при проведении выездов с учащимися на природу.

Каждая экскурсия готовится заранее. Выбирается тема, составляется план,обследуется место проведения экскурсии, составляется маршрут. Экскурсия состоит из трех этапов: вводная часть, основная и заключение. Во время вводной беседы с учащимися учитель определяе цель и задачи экскурсии. Объясняет как нужно вести полевой дневник. Во время основной части экскурсии учащиеся заносят в полевой дневник сведения о увиденных растениях, их признаках, делают рисунки. Во время экскурсии также можно собрать карпологические коллекции ( образцы плодов и семян различных растений). В заключительной части экскурсии важно определить собранные растения. Основная задача заключительной части — установить видовое (по возможности) название того или иного растения; его принадлежность к определенному, семейству. Это возможно при использовании определителей. После определения собранного материала учащиеся оформляют флористическуютетрадь и уточняют все полученные данные.

На основе собранного на экскурсии материала можно создать школьные коллекции или даже небольшой музей. Экспонаты в дальнейшем можно использовать при изучении новых тем, при написании самостоятельных работ или при работе с проектом.

Источник

Экскурсии по ботанике многообразие растений

Дорогие мои ученики!

Перед вами стоит задача освоить материал по ботанике. Для кого-то это «А, ерунда — пестики-тычинки», для кого-то – «кошмар, вообще ее не понимаю». Были ученики, которые заявляли: «Ненавижу ботанику!» (а она тебя?) Любовь к предмету возрастает по мере накопления знаний, вы это почувствуете, когда начнете детально изучать особенности растений, когда перед вами откроются тайны и загадки, о которых вы даже не подозревали! Ботаника – хитрюга, обводящая вокруг пальца непосвященных. Сами посудите: человек узнает, что у малины плод – не ягода, а вот у картошки – ягода; что у гороха и стручковой(!) фасоли нет стручков, что олений мох – это не мох, а корневище никакого отношения к корню не имеет! Нет, определенно, начиная изучать ботанику, я желаю вам запастись терпением и хорошим чувством юмора! В раздел Ботаника я условно включаю бактерий, вирусов и грибов, понимая, что они относятся к другим царствам.

План работы лучше распечатать и держать перед собой, отмечая, что уже понятно и усвоено. Изучение каждой темы проводите планомерно по лекциям, презентациям, конспектам лекций и школьному учебнику. Конспект рекомендую занести к себе в тетрадь не механически, а осмысленно.

Читайте также:  В селекции растений не применяется метод

В дистанционной школе по итогам прохождения каждого модуля – тематическое тестирование и открытые вопросы в папке Задания. Выполнение тестов и заданий должно проходить без использования тетради и учебника, желательно через день после изучения, иначе отработает только кратковременная память. Уточняющие вопросы можно задавать мне в Форуме.

У вас все получится! Вот вам путеводитель, чтобы не заблудиться в трех спорофитах голосеменных! Желаю, чтобы ботаника стала одним из любимых разделов! Успехов! С уважением, Наталья Павловна.

План изучения ботаники

Модуль 1 Бактерии и вирусы

Модуль 2 Грибы и лишайники

Модуль 3 Низшие растения — водоросли

Модуль 4 Споровые растения

Модуль 5 Семенные растения

Модуль 6 Ткани и органы цветковых

Модуль 7 Классификация Цветковых

Модуль 1 Бактерии и вирусы

Царство Бактерии Общая характеристика. Строение прокариотической клетки. Формы клеток (кокки, бациллы, вибрионы, спириллы и спирохеты). Типы питания (автотрофы – фото- и хемосинтетики, гетеротрофы – сапрофиты, паразиты, симбионты). Типы дыхания (аэробы и анаэробы). Типы размножения (бесполое и половое) Многообразие бактерий. (почвенные, молочнокислые, клубеньковые, болезнетворные, серу и железообразующие, метанобактерии, цианобактерии) Роль бактерий в природе и хозяйственной деятельности человека. Особое внимание уделить болезням, бактериального происхождения.

Царство Вирусы Особенности строения и жизнедеятельности вирусов как внутриклеточных паразитов. Капсид, генетический материал вирусов. Ивановский Д.И. – открытие ВТМ. Вирусные заболевания. Бактериофаги.

Модуль 2 Грибы и лишайники

Царство Грибы Общая характеристика организмов, принадлежащих к этому царству. Сравнение грибов с животными и растениями. Строение гифы. Основные процессы жизнедеятельности грибов: питание, дыхание, размножение. Знакомство с современной классификацией грибов. Группы грибов — Дрожжевые грибы, Плесневые грибы (мукор, пеницилл, аспергилл), Шляпочные грибы (трубчатые и пластинчатые, понятие микориза), Грибы паразиты (головня, спорынья, фитофтора, трутовик, парша, грибки кожи). Значение грибов в природе и жизни человека.

Отдел Лишайники Характеристика лишайников как симбиотических организмов. Строение тела лишайников. Морфологические типы слоевища: накипные, листоватые, кустистые. Особенности размножения. Специфические свойства лишайников. «Пионеры» суши. Значение лишайников.

Модуль 3 Низшие растения

Царство Растения Особенности организмов, принадлежащих к царству Растения. Подцарство Низшие растения. Особенности подцарства Низшие растения. Водоросли. Строение тела водорослей на примере хламидомонады. Хроматофор, стигма, сократительные вакуоли. Размножение водорослей – половое и бесполое. Общая характеристика и основные представители отделов: Зеленые водоросли, Бурые водоросли, Красные водоросли. Значение водорослей.

Модуль 4 Споровые растения

Подцарство Высшие растения Характеристика Высших растений.

Отдел Моховидные. Общие признаки моховидных. Строение Кукушкина льна. Цикл развития мхов на примере Кукушкина льна. Гаметофит, гаметангии, гаметы, спорофит, спорангии, споры. Преобладание гаметофита в жизненном цикле – признак тупиковой ветви в эволюции. Особенности мхов рода Сфагнум. Образование болот, торф. Роль в природе.

Отдел Папоротниковидные. Общие признаки папоротниковидных. Местообитание. Строение папоротников, корневище, вайя. Размножение папоротников. Цикл развития. Заросток. Роль папоротников в природе и в эволюции. Образование каменного угля. Особенности строения хвощей и плаунов.

Модуль 5 Семенные растения

Отдел Голосеменные. Особенности семенных растений. Преимущество семени над спорой. Строение хвойных. Цикл развития голосеменных на примере Сосны обыкновенной. Мужская шишка, пыльцевой мешок, пыльца. Женская шишка, семезачаток, эндосперм с яйцеклеткой. Опыление. Оплодотворение. Строение семени. Роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.

Отдел Покрытосеменные Особенности покрытосеменных, обеспечивающие господствующее положение данной группы. Многообразие и распространение покрытосеменных. Цикл развития. Цветок. Тычинка, пыльник, пыльца. Пестик, завязь, семезачаток, зародышевый мешок, центральная клетка, яйцеклетка, синергиды, антиподы. Опыление. Пыльцевая трубка, пыльцевход. Двойное оплодотворение. (С.Г. Навашин) Образование семени и плода. Роль в природе и хозяйственное значение цветковых.

Модуль 6 Ткани и органы цветковых растений

Ткань. Псилофиты (ринниофиты). Основные группы тканей растительного организма. Образовательные ткани (меристемы). Покровные ткани: эпидерма, пробка. Проводящие ткани: ксилема, флоэма. Основные ткани (паренхима). Механические и выделительные ткани. Органы. Классификация органов высших растений. Вегетативные и генеративные органы.

Генеративные органы цветковых растений. Цветок. Строение цветка и его частей (цветоножка, цветоложе, чашечка, венчик, околоцветник, пестик, тычинка). Функции. Классификация цветков по типу симметрии, по половой принадлежности. Формулы цветков. Опыление и типы опыления. Соцветия. Типы соцветий и их значение. Семя. Состав семян. Строение семени, происхождение его частей. Отличия семян Однодольных и Двудольных растений. Прорастание семян. Плод. Строение плода. Классификация плодов. Основные типы плодов. Сочные плоды: ягода, костянка, многокостянка, яблоко, тыквина, гесперидий. Сухие плоды: боб, стручок (стручочек), коробочка, семянка, зерновка, листовка, орех (орешек). Распространение плодов и семян.

Вегетативные органы цветковых растений. Побег. Строение побега, его функции. Почка – зачаточный побег. Вегетативные, генеративные и смешанные почки. Видоизменения побегов: корневище, клубень, клубнелуковица, луковица, колючки, усы. Стебель – осевая часть побега. Характеристика стебля, его функции. Анатомическое строение стебля древесных растений. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Горизонтальный транспорт. Лист – боковая часть побега. Внешнее строение листа. Простые и сложные листья. Листорасположение. Анатомическое строение листа. Жилкование листьев. Видоизменения листьев: колючки, усики, ловчие аппараты. Особенности листьев растений, произрастающих во влажных и сухих местах. Корень. Отличительные черты корня, его функции. Зоны корня (деления, роста, всасывания, проведения) Корневой чехлик. Строение корня в поперечном разрезе. Почвенное питание растений. Удобрения. Видоизменения корней: корнеплод, корнеклубень, корни-присоски, воздушные корни, бактериальные клубеньки.

Вегетативное размножение растений. Способы вегетативного размножения растений в природе и сельском хозяйстве. Отводки, усы, клубни, луковицы, черенки, деление куста.

Модуль 7 Классификация цветковых растений

Сравнительная характеристика классов Двудольные и Однодольные растения. (строение цветка, лист, жилкование, корневая система, наличие камбия)

Основные признаки семейств по алгоритму:

Формула цветка

Семейства: Крестоцветные, Пасленовые, Розоцветные, Сложноцветные (формулу цветка не нужно, только соцветие), Бобовые; Злаковые и Лилейные.

Авторский проект Титоровой Натальи Павловны, 2009-2020гг.
Копирование любых материалов сайта возможно только для некоммерческого использования и с обязательным указанием источника копирования.

Источник