Меню

Экскурсия листопад и его значение в жизни растений

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений»
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений». Значение лситпада в жизни растений.

Скачать:

Вложение Размер
Экскурсия «Осенние явления в жизни растений» 21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений»

для обучающихся 6 классов

Цель: познакомить учащихся с разнообразием растений; с осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке; с различными методами биологических исследований и привить школьникам навыки поведения в природе.

Оборудование: презентация или иллюстрации по теме “Осень”, ветви деревьев, кустарников и травянистых растений, различные листья, разнообразные сухие и сочные плоды, лупа.

  1. Учитель: Ребята, вот мы с вами и на месте. Посмотрите вокруг, какое сейчас время года?

Учитель: Правильно! Не правда ли прекрасное время года. Сколько о нем написано стихов, сколько нарисовано картин, даже и не счесть. Послушайте стихотворение И. Бунина «Листопад»:

« Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца. »

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф.И. Тютчев)

1. Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?

2. Учитель: Сегодня мы пришли сюда, чтобы разобраться, почему растения сбрасывают листву, почему желтеют листья и многое другое. Итак, какие же изменения произошли при смене лета на осень?

Выявить признаки осени:

  • неустойчивая погода,
  • короткий световой день,
  • понижение температуры воздуха,
  • увеличение влажности и количества осадков,
  • появления по утрам тумана,
  • потемнение воды в реках и прудах,
  • дружный отлет многих птиц,

3. Учитель: Все правильно. А какие изменения произошли с растениями?

  • раскрашенная листва на деревьях.
  • созревание плодов растений,

4. Выяснить причины осенних изменений в природе:

  • Что происходит с растениями осенью?
  • Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?

Свежей листве придает зеленый цвет хлорофилл. Но со временем он разрушается, а когда солнечный день укорачивается, света становится недостаточно для его образования. В листьях начинают преобладать каротиноиды — пигменты оранжевого, желтого или красного цветов. Благодаря им кроны деревьев приобретают осеннюю яркую окраску.

  • Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
  • Почему легко опадают желтые листья?

У основания черешка листа появляется отделительный слой (подушечка), листья все слабее держатся на ветках и в какой-то момент опадают. Под микроскопом на срезе легко разглядеть образование особого отделяющего (пробкового) слоя. Клетки этого слоя имеют гладкие стенки и легко отделяются друг от друга. С помощью лупы рассмотрите, основание черешка опавшего листа и найдите слой ткани способствовавшей его отделению.

  • Какое значение имеет листопад?

Зимой, когда почва промерзает, деревьям недостает влаги и поступающих от корней минеральных веществ. Жизненные процессы замирают. Чтобы сэкономить на питании, многие растения приспособились сбрасывать листву перед наступлением холодов. Избавляясь от листвы, дерево спасает себя от засыхания в холодное время года.

  • Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?

К осени листья накапливают много полезных и вредных веществ. Полезные дерево забирает, а от вредных избавляется, сбрасывая листву.

  • Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?

Листья, опадающие осенью с деревьев – не мусор. Они разлагаются в земле и обогащают почву. Лесная подстилка – фабрика по изготовлению лесной почвы, питающей деревья и оберегающая их здоровье. Уборка листвы давно уже стала символом осени в городе. Это трудоемкая работа, которую в течение десятилетий из года в год делают садово-парковые службы, дворники, горожане на субботниках. Зачем же мы убираем листья в городе, отнимая у наших городских деревьев эту природную подкормку и защиту?

а) Городские деревья впитывают из земли, воды и воздуха много вредных веществ (асфальт — бензопирен). Оставлять такую листву и позволить ей попасть дальше в почву – это больше вред, чем польза для растений.

б) Кроме того в опавших листьях скапливается много мусора, который кидают горожане. Все это приводит к загрязнению почвы, заселению ее вредителями и, в конечном счете, к заболеваниям растений.

  • Что произошло бы с березой, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?

Наверное, все обращали внимание на то, что после сильных снегопадов ветки деревьев сильно склоняются к земле под тяжестью снега. А некоторые ветки из-за этого даже ломаются. А если бы зимой на деревьях оставались еще и листья, то снега на ветвях оставалось бы гораздо больше из-за большой поверхности листа. Поэтому, сбрасывая листья, деревья защищают себя еще и от механических повреждений, которые могут произойти под напором большой массы снега.

  • У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют?

У сирени, ольхи, некоторых яблонь и молодых тополей листья остаются зелеными до самых заморозков, а с выпадением снега чернеют. Некоторые растения сохраняют листья зелеными в течение всего года даже в районах с суровой зимой (большинство хвойных, лесные и болотные кустарнички — брусника, багульник, клюква).

  • А что происходит с наземными частями травянистых растений?

У травянистых многолетников отмирают и стебли.

  • У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
  • Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)
  1. Ребята, а теперь нам предстоит ответить на главные вопросы .
  • Почему (не смотря на теплую погоду, безветрие) именно с наступлением осени растения теряют листья? (уменьшение длины светового дня).
  • Какое значение для растений имеет листопад? (подготовка к зиме: экономный режим расходования воды и питательных веществ, защита органов от повреждений)
  1. Беседа о бережном отношении к природе .

Как надо вести себя находясь на природе?

  1. Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками и травами.
  2. Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.
  3. Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено!
  4. Запрещается в лесу разводить костры. Во время экскурсий или похода следует останавливаться у водоема и разводить костер в установленном месте. Уходя из леса, необходимо тщательно потушить костер.
  5. Соблюдай правила сбора грибов. Не повреждай грибницу. Это ведет к гибели не только грибов, но и других симбиотических растений.
  6. Бережно относитесь ко всему живому. Не разоряй птичьих гнезд, муравейников! Охраняй насекомых! Помни, что многие из них являются опылителями цветковых растений!
  7. Запрещено бросать ненужные предметы в воду.
  8. Соблюдай чистоту в лесу, на лугу и в других местах твоего отдыха. Остатки пищи, банки, бумагу следует сжечь или закопать в землю. Любые проблемы надо начинать решать с себя. И всем вместе, дружной семьей. Быстро и энергично. Иначе будущего может не быть.

Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди
Все вычерпать до дна…
Нам жировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
М. Дудин

Найти и принести об осени

  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Стихи
  • Рисунки

Источник

Осенние явления в жизни древесных растений. Листопад

Разделы: Биология

Тема: Осенние явление в жизни древесных растений. Листопад.

Цель: Выяснить, как сезонные изменения погодных условий влияют на жизнь растений осенью.

Задачи:

  • Развить у учащихся понятие о древесных растениях, продолжительности их жизни.
  • Продолжить формирование понятия «приспособления растений к сезонным явлениям».
  • Сформировать у кружковцев умения вести наблюдения за изменениями в жизни растений;
  • Объяснить причины этих изменений;
  • Находить черты приспособленности растений к меняющимся погодным условиям.
  • Формировать у детей эстетическое восприятие природы и экологические навыки поведения в ней.

Подготовка к экскурсии

При подготовке к экскурсии педагог, прежде всего, знакомится с теоретическими основами её проведения. По проведению экскурсий, методист Райков Б.Е., дал ряд полезных советов. Они известны, как «десять заповедей экскурсионного дела»:

  • Помни, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
  • Изучи место, куда ведёшь экскурсию, наметь тему и составь её план.
  • Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
  • Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
  • Избегай длинных объяснений.
  • Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
  • Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
  • Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.
  • Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
  • Закрепи экскурсию в памяти учащихся последующей проработкой материала.

Подготовка учащихся к экскурсии:

  • Они должны знать, что могут увидеть в природе, на что обратить внимание, что наблюдать.
  • Обувь должна быть удобной, одежда не яркой (чтобы не отпугивать птиц).
  • В группе желательно иметь блокноты, карандаши, папку для сбора листьев и другое в зависимости от темы экскурсии.
  • Необходимо знать правила поведения в природе, которые напоминаются педагогом на теоретических занятиях.

Время проведения экскурсии — сентябрь-октябрь.
Место проведения экскурсии – дендрарий ДЭБЦ г.Бийска, в котором насчитывается 50 видов деревьев и кустарников.

Экскурсия рассчитана на детей 4-5 классов.

Проведение экскурсии

При проведение экскурсии воспользуемся методикой Джозефа Корнелла.

Этап 1 Пробуждения энтузиазма

«Падают, падают листья
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят».

Дети, представьте себя листиками разных деревьев. Что происходит с листьями осенью?

(Дети кружатся и приседают к земле ). Возьмите каждый по листику опавших с деревьев и кустарников. По виду собранных листьев дети разделяют на несколько групп, например с листьями берёзы, дуба, клёна, сирени.

Этап 2 Концентрация внимания

Сроднимся с деревом. Каждая группа подошла к своему выбранному дереву. В течение 30 секунд, закрыв глаза и прикоснувшись ладонями к коре, прислушайтесь к своим ощущениям.
Кора тёплая (холодная)? Добрая? Шершавая?

Этап 3 Приобретение опыта

Этот этап является основным для достижения учебной цели.
Каждая мини группа получает карточки – задания с одинаковыми вопросами, но объект изучения у всех разный (выбранное дерево или кустарник у всех разный). Для работы даётся 20 минут.

2. Соберите листья и плоды данного дерева или кустарника.

3. Отметьте цвет листа.

4. Установите, где больше окрашенных листьев:

— в верхней части кроны или нижней?
— в наружной или внутренней части кроны?

5. Пронаблюдайте за листопадом. Попытайтесь потянуть

— зелёный лист;
— лист, начавший менять окраску;
— лист, полностью изменивший окраску.

Сделайте вывод, ответив на вопросы:

а) какой из листьев легче всего обрывается?
б) как готовится лист растения к листопаду?

6. Зарисуйте внешний вид дерева или кустарника.

7. Сделайте мини отчёт по своему объекту наблюдения.

Через определённое время учащиеся возвращаются для обсуждения результатов. Первой отчитывается группа, которой потребовалось меньше времени для выполнения задания. Ученики демонстрируют собранный материал, а остальные группы находят подобные экземпляры. Педагог помогает правильно назвать дерево, кустарник. Дети слушают выступающих, записывают у себя в блокнотах названия древесных растений, устно отмечаются особенности внешнего строения плодов и листьев, рассказывают о последовательности раскрашивания кроны деревьев.
Педагог обобщает главные признаки в отчётах детских групп.

Осень принесла прохладу, понижается температура воздуха, солнце светит, но не греет. День становится короче, осенние дожди холодные, первые заморозки.

Жёлтые листья у клёна, берёзы, дуба;
Пунцово – красные — вишня, рябина, барбарис;
пурпурные — черёмуха.

Листья желтеют, становится красными, фиолетовыми, потому что зелёное красящее вещество разрушается. Летом оно быстро и легко восстанавливается, и новые листья распускаются свежими, зелёными. Окраска листа летом не меняется, так как образование красящего вещества не отстаёт от его разрушения. Но вот дни убывают, света становится всё меньше и меньше, зёрна хлорофилла продолжают всё также быстро, как и летом разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше и лист бледнеет.

3. Листопад. Вслед за переменою окраски листьев наступает листопад, имеющий первую очередь значение предохранительного средства от засыхания деревьев зимою, так как испарение воды через громадную листовую поверхность продолжалось бы, между тем всасывание её из охлаждающей почвы прекращается. Первыми теряют одежду- липа, вяз, берёза ; позже – клён боярышник ; потом – дуб, осина, ясень, черёмуха, бузина. Липа и тополь облетают снизу, у вяза, орешника, ясеня – сначала оголяются верхние ветки. Не все деревья и кустарники перекрашивают свою листву. Зелёными опадают листья ясеня, ольхи, сирени.

Вместе с листьями деревья и кустарники избавляются от вредных продуктов жизнедеятельности; например от щавелевокислого кальция. А полезные вещества – фосфор, крахмал, сахара к этому времени уже прочно заполняют кладовые – внутренние части растений.

Упавшие листья тоже приносят пользу. Разлагаясь, они обогащают почву известковыми удобрениями. Кроме того, плотный ковёр прошлогодней листвы служит хорошей преградой для дождевой и паводковой воды, не даёт ручьям размыть плодородный слой. Покрытые первым снегом опавшие листья – это ещё одно «одеяло» для тех, кто остался зимовать на поверхности почвы.

4. Сбрасывание листьев.
Независимо от перекрашивания и других изменений в пластинах листьев, у основания их, в самых тканях или клетках листа происходит подготовка к сбрасыванию. В этом месте появляется так называемый разделительный слой клеток, где и происходит лёгко отделение под влиянием лёгкого дуновения ветра и даже под собственной тяжестью. Листья опадают и в безветренную погоду.

В заключении учащимся предлагаются вопросы:

  • В какое время года происходит листопад у древесных растений и почему?
  • Какие деревья и кустарники относятся к листопадным растениям?
  • Какие деревья и кустарники относятся к вечнозелёным растениям?
  • Есть ли растения, которые на зиму не сбрасывают листья?
  • Есть ли среди хвойных листопадные растения?
  • Какое значение имеет листопад для жизни деревьев и кустарников?

Обсуждая вопросы, учащиеся делают вывод: Растения, как и животные, готовятся к зиме. Усиленный листопад начинается вслед за первыми заморозками. Разные деревья и кустарники приобретают разную осеннюю окраску. Листопад – это приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. Осень время подготовки и перехода растений к зимнему покою. Но даже и в это время к деревьям и кустарникам надо относится бережно. А сейчас мы возвращаемся домой.

Этап 4. Вдохновение, чувствительный этап.

1. Педагог предлагает всем вспомнить приметы осени:

— У дуба и осины самый поздний листопад.
— Если в осень лист с берёзы опадает нечисто – жди суровой зимы.
— Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
— Весна да осень – на дню погод восемь.
— В октябре и лист на дереве не держится.

2. Предлагается вспомнить стихи об осени:

«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день …»
(А. Пушкин ).

«Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят …»
(М. Красев).

«Поздняя осень,
Грачи улетели
Лес обнажился,
Поля опустели ».
(Н.А. Некрасов).

«Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одеты леса!…»
(А. Пушкин ).

По возвращению в кабинет, предлагаем детям выразить впечатление об экскурсии в виде творческой работы:

— написать рассказ, сочинить стихотворение, придумать сказку, нарисовать картину – лицо «осени» , изготовить поделки из природного материала. Это можно выполнять и в виде домашнего задания.

Источник

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений. Листопад»
материал по биологии (10 класс) по теме

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений. Листопад»

Скачать:

Вложение Размер
Экскурсия «Осенние явления в жизни растений. Листопад» 33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Магкаева Элина Маирбековна,

педагог дополнительного образования

МКОУ СЮН «Станция юных натуралистов»

г.Дигора, Дигорский район РСО-Алания

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений. Листопад»

Название разработки: экскурсия.

Название и форма проведения: «Осенние явления в жизни растений. Листопад», экскурсия

Цель: Выяснить, как сезонные изменения влияют на жизнь растений осенью.

  • познакомить учащихся с понятием о древесных растениях и продолжительностью их жизни;
  • развивать умения наблюдать за изменениями растений в живой природе;
  • воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Форма проведения: экскурсия.

Метод проведения: игровой, наглядный, беседа.

Возраст детей: 12-14 лет.

Условия для проведения: лесной массив

Оборудование: тетрадь, ручка, видеокамера или фотоаппарат

Методические советы на подготовительный период : дети изучают литературу о растительном мире Белгородской области.

1. Сообщение темы. Инструктаж по ТБ.

II . Проведение экскурсии

  1. Основная часть.
  2. Самостоятельная работа.
  3. Игра «Узнай дерево по описанию».

IV. Домашнее задание.

I. Организационный момент .

Педагог: Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение.

«Падают, падают листья
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят».

-Ребята, вы можете рассказать, что же происходит с листьями осенью? (Ответы детей) Правильно, осенью листья опадаю. И поэтому, мы с вами поговорим сегодня о таком явлении как листопад.

— Давайте, сейчас каждый из вас выберет себе понравившийся листочек с дерева или кустарника. А теперь посмотрите друг на друга и разделитесь на группы по собранным листочкам.

1. Основная часть.

Педагог: — Ребята, посмотрите вокруг и вспомните первые признаки осени. (Ответы детей).

-сравните общий вид леса в летнее и осеннее время;

-обратите внимание на красоту природы;

-как вы думаете, почему у тополей, по сравнению с другими деревьями, раньше желтеют и опадают листья?

Педагог говорит о значении и мерах по охране изучаемых растений.

2. Самостоятельная работа .

Далее учащиеся разбиваются на группы по 2-3 человека и работают самостоятельно. Педагог раздаёт задания группам учитель на отдельных карточках. Перед выполнением педагог еще раз напоминает о том, какое количество материала надо собирать и как это делать. Особое внимание уделяет о необходимости соблюдения элементарных правил охраны природы: с деревьев и кустарников ветки не ломать, собирать опавшие листья, веточки, кору.

Задания для групп:

Как повлияла температура воздуха на жизнь растений? Соберите опавшие листья, рассмотрите их внешний вид, определите, с каких деревьев они опали?

Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Понаблюдайте, как дует ветер в этот день (холодный, теплый, слабый, сильный). Каких мы птиц встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?

Что стало с приходом осени? Почему? Рассмотрите внимательно внешний вид насекомых. Как изменилось их поведение с приходом осени. Много их или мало.

Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних? Понаблюдайте. какие растения остались зеленые? Какие работы люди выполняют осенью.

3. Игра «Узнай дерево по описанию»

Это дерево растёт медленно, сначала — сильнее в высоту, позднее — в толщину. Мощные корни уходят глубоко под землю, ствол большой и могучий, потому то это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров.

Он всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету.
У него темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины-морщины на стволе. Плодами этого дерева питаются многие животные. Это деревья-долгожители. Издавна у людей это дерево считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты.

Название у неё одно, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья.

Цветут эти деревья поздно. Все деревья уже отцвели, а эти только собираются. Потому называют её «царицей лета». Не спеша нянчит это дерево каждый свой цветочек. И неспроста: пока все вокруг цвело, пчелы заняты были А теперь пчелы посвободнее, все внимание ей уделяют. Нектар в цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают.
Листья, почки, цветки обладают лечебными свойствами, поэтому с их помощью люди лечат многие болезни.
С давних времен используют люди древесину этого дерева. Древесина у нее мягкая, податливая. В старину делали из её древесины колчаны для стрел, ножны для оружия, строили бани. Шла она на лодки, чашки, блюдца, ложки, а еще на разные поделки и игрушки. А еще в старину люди не могли обойтись без лыка. Из лыка плели мочалки, корзины, мешки, веревки, а главное – лапти.
В наше время из её древесины делают мебель и музыкальные инструменты.

Э то дерево верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.

Весной во время цветения на кончиках её веток появляются почки, покрытые желтой пыльцой. Через год на этом месте вырастет зеленая плотно сжатая шишка. Пройдет еще полгода, и только тогда шишка раскроется.

Из её хвои, почек и шишек делают лекарства, помогающие победить болезни.
Под ней растут грибы, на ветвях гнездятся птицы, белки устраивают в дупле свои дома. И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат эти деревья. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки.

С давних времен использовали люди её древесину. Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. В давние времена изготавливали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду и даже корабли.

Люди использовали смолу этого дерева, как клей.

Каждый год на этом дереве появляются плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит — так на них добра много. Ягоды у неё бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, ярко-красные, на некоторых сортах бывают ягоды даже чёрные .

Среди птиц и зверей столько много любителей этой ягоды, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.
Ягоды крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется.

Птицы едят только плоды этого дерева, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги. Очень уж много в них витаминов.

Люди тоже едят и используют ягоды этого дерева. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Из древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды на нитку. [4]

III. Заключительная часть.

IV. Домашнее задание.

Составить рассказ об экскурсии по следующим вопросам

— с какими осенними явлениями в жизни растений вы познакомились?

— по каким признакам различают деревья, кустарники, травы?

— опишите внешний вид наиболее интересных птиц, насекомых или растений, с которыми познакомились на экскурсии.

Методические советы организаторам и постановщикам

Больше использовать наглядного материала. Для создания эмоционального настроя группы можно использовать игры на воздухе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические карточки для групповой работы к осенней экскурсии.

Представлен бланк отчета по экскурсии для учащихся 6 класса «Осенние явления в жизни растений». После проведения экскурсии предлагаю учащимся в качестве отчета заполнить бланк. Затем учащиеся пр.

Предлагаемый урок–экскурсия может быть проведен в конце сентября или в начале октября, разделен на этапы в соответствии с заданными пунктами маршрута. На основе разработанных дидактических материалов .

Урок — экскурсия «Осенние явления в жизни растений».

Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений.

5 кл. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных», школьный. 2014г.

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений». Значение лситпада в жизни растений.

Источник

Читайте также:  Чем полезны дождевые черви для растений