Меню

Экскурсия многообразие растений осенние явления в жизни растений ответы

Экскурсия «Разнообразие живых организмов». Осенние явления в жизни растений и животных — cтраницы 14, 15, 16, 17

Отчёт

Место экскурсии – школьный парк.

Задача экскурсии – изучить изменения в природе осенью.

Оборудование – папки, блокноты, карандаши, полиэтиленовые мешочки, лупы.

Объекты : растения и животные парка.

Задание 1.

1) У каких деревьев и кустарников началось(лся):

а) изменение окраски листьев — клен, береза, осина ;
б) листопад — липа, тополь, рябина .

2) На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев?

3) Каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке?

Жучки, гусеницы, собаки и кошки, птицы.

Задание 2.

1) У всех ли деревьев и кустарников одного вида, растущих в разных условиях, в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад? Данные занесите в таблицу.


2) Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

Животные запасаются пищей на зиму, впадают в спячку, птицы улетают в теплые края, а зимующие запасаются пищей.

Задание 3.

1) Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения. Данные занесите в таблицу.

2) Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.

Мотыльки, мухи, комары. Большинство насекомых впадают в спячку, забираясь под кору деревьев.

Задание 4.

1) Выясните, у каких растения осенью листья опадают раньше, а у каких – позже.

Липа и тополь опадают раньше всех. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.

2) Опишите приспособления встретившихся животных к определённым условиям жизни.

Животное Приспособление
Птица Крылья, обтикаемая форма тела
Медведь Теплый мех, жир
Жук Небольшие размеры тела
Червь Обтекаемая форма тела

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

Источник

Экскурсия «Разнообразие живых организмов». Осенние явления в жизни растений и животных

Отчёт

Место экскурсии – школьный парк.
Задача экскурсии – изучить изменения в природе осенью.
Оборудование – папки, блокноты, карандаши, полиэтиленовые мешочки, лупы.
Объекты: растения и животные парка.

1) У каких деревьев и кустарников началось(лся):

а) изменение окраски листьев ;
б) листопад

а) клен, берёза, осина;
б) липа, тополь, рябина.

2) На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев?

3) Каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке?

Жучки, гусеницы, собаки и кошки, птицы.

Задание 2

1) У всех ли деревьев и кустарников одного вида, растущих в разных условиях, одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад? Данные занесите в таблицу.

2) Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

Животные запасаются пищей на зиму, впадают в спячку, птицы улетают в теплые края, а зимующие запасаются пищей.

Задание 3

1) Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способ их распространения. Данные занесите в таблицу.

Растение Цветения Плод Семя Распространение семян
Петунья Цветут Еще не созрел Не созрели Человеком и животными
Бархатцы Цветут Еще не созрел Не созрели Человеком
Рябина Уже не цветут Созрел Созрели Человеком и животными
Облепиха Уже не цветут Созрел Созрели Человеком и животными
Яблоня Уже не цветут Созрел Созрели Человеком и животными

2) Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.

Мотыльки, мухи, комары. Большинство насекомых впадают в спячку, забираясь под кору деревьев.

Задание 4

1) Выясните, у каких растения осенью листья опадают раньше, а у каких – позже.

Липа и тополь опадают раньше всех. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.

2) Опишите приспособления встретившихся животных к определённым условиям жизни.

Источник

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений»

Разделы: Биология

Цель: познакомить учащихся с разнообразием растений; с осенними явлениями и приспособлен-ностью растений к перезимовке; с различными методами биологических исследований и привить школьникам навыки поведения в природе.

Читайте также:  Из чего образуется зародыш семени растения

Оборудование: презентация или иллюстрации по теме “Осень”, ветви деревьев, кустарников и травянистых растений, различные листья, разнообразные сухие и сочные плоды.

I. Вступительная беседа, в процессе которой выясняется, какие представления имеют школьники о естественных и искусственных сообществах растений. Школьники перечисляют особенности искусственного сообщества, отмечая, что сад, парк, учебно – опытный участок – это культурные насаждения растений и приводят примеры естественных сообществ.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф.И. Тютчев)

1. Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?

2. Выявить признаки осени: неустойчивая погода, короткий световой день, понижение температуры воздуха, увеличение влажности и количества осадков, появления по утрам тумана, потемнение воды в реках и прудах, дружный отлет многих птиц, созревание плодов растений, раскрашенная листва на деревьях.

3. Выяснить причины осенних изменений в природе:

  • Что происходит с растениями осенью?
  • Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?
  • Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
  • Почему легко опадают желтые листья?
  • Какое значение имеет листопад?
  • Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?
  • Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?
  • Что произошло бы с кленом, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?
  • У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют? (Ольха, сирень, некоторые яблони, молодые тополя.)
  • У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
  • А что происходит с наземными частями травянистых растений?
  • А почки растений готовятся к зиме?
  • Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)

4. Определить биоценоз по рисунку или фотографии.

5. Составить характеристику биоценоза в осеннее время года.

III. Конкурс. Узнай меня.

1. Учитель показывает листья различных растений. Учащиеся называют растения.

2. На подносе набор с сочными и сухими плодами. Учащиеся получают задание: отделить сочные плоды от сухих. Чем сухие плоды отличаются от сочных? Чем отличается ягода от костянки? Назовите растения.

Беседа о бережном отношении к природе.

Сейчас нам предстоит обсудить основные положения природоохранной памятки.

  1. Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками и травами.
  2. Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.
  3. Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено!
  4. Запрещается в лесу разводить костры. Во время экскурсий или похода следует останавливаться у водоема и разводить костер в установленном месте. Уходя из леса, необходимо тщательно потушить костер.
  5. Соблюдай правила сбора грибов. Не повреждай грибницу. Это ведет к гибели не только грибов, но и других симбиотических растений.
  6. Бережно относитесь ко всему живому. Не разоряй птичьих гнезд, муравейников! Охраняй насекомых! Помни, что многие из них являются опылителями цветковых растений!
  7. Запрещено бросать ненужные предметы в воду.
  8. Соблюдай чистоту в лесу, на лугу и в других местах твоего отдыха. Остатки пищи, банки, бумагу следует сжечь или закопать в землю. Любые проблемы надо начинать решать с себя. И всем вместе, дружной семьей. Быстро и энергично. Иначе будущего может не быть.

Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди
Все вычерпать до дна…
Нам жировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
М. Дудин

V. Подведение итогов экскурсии:

1. Kакие методы биологических исследований были использованы (наблюдение, описание, сравнение, эксперимент).

2. Kакие виды биоценозов узнали на экскурсии?

3. Значение осенних явлений в жизни растений и животных.

4. Вспомните пословицы, загадки, связанные с осенними явлениями.

“Если лист ничком ложится, когда опадает, – к урожаю на будущий год”.

“Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы”.

Читайте также:  Тенелюбивые растения примеры 5 класс

“Когда в заячье ухо лист дуба развернется, сей овес”.

“Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба”.

“Много рук, а нога одна”. (Дерево.)

“Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет”. (Лист.)

“Летом одевается, зимой раздевается”. (Растение.)

“Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает”. (Лес.)

“Зимой и летом одним цветом”. (Хвойный лес.)

“Есть дерево: свет наставляет, больных исцеляет”. (Береза.)

“Осенью в щель заберется, а весной проснется”. (Муха.)

Источник

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений»
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений». Значение лситпада в жизни растений.

Скачать:

Вложение Размер
Экскурсия «Осенние явления в жизни растений» 21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений»

для обучающихся 6 классов

Цель: познакомить учащихся с разнообразием растений; с осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке; с различными методами биологических исследований и привить школьникам навыки поведения в природе.

Оборудование: презентация или иллюстрации по теме “Осень”, ветви деревьев, кустарников и травянистых растений, различные листья, разнообразные сухие и сочные плоды, лупа.

  1. Учитель: Ребята, вот мы с вами и на месте. Посмотрите вокруг, какое сейчас время года?

Учитель: Правильно! Не правда ли прекрасное время года. Сколько о нем написано стихов, сколько нарисовано картин, даже и не счесть. Послушайте стихотворение И. Бунина «Листопад»:

« Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца. »

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф.И. Тютчев)

1. Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?

2. Учитель: Сегодня мы пришли сюда, чтобы разобраться, почему растения сбрасывают листву, почему желтеют листья и многое другое. Итак, какие же изменения произошли при смене лета на осень?

Выявить признаки осени:

  • неустойчивая погода,
  • короткий световой день,
  • понижение температуры воздуха,
  • увеличение влажности и количества осадков,
  • появления по утрам тумана,
  • потемнение воды в реках и прудах,
  • дружный отлет многих птиц,

3. Учитель: Все правильно. А какие изменения произошли с растениями?

  • раскрашенная листва на деревьях.
  • созревание плодов растений,

4. Выяснить причины осенних изменений в природе:

  • Что происходит с растениями осенью?
  • Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?

Свежей листве придает зеленый цвет хлорофилл. Но со временем он разрушается, а когда солнечный день укорачивается, света становится недостаточно для его образования. В листьях начинают преобладать каротиноиды — пигменты оранжевого, желтого или красного цветов. Благодаря им кроны деревьев приобретают осеннюю яркую окраску.

  • Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
  • Почему легко опадают желтые листья?

У основания черешка листа появляется отделительный слой (подушечка), листья все слабее держатся на ветках и в какой-то момент опадают. Под микроскопом на срезе легко разглядеть образование особого отделяющего (пробкового) слоя. Клетки этого слоя имеют гладкие стенки и легко отделяются друг от друга. С помощью лупы рассмотрите, основание черешка опавшего листа и найдите слой ткани способствовавшей его отделению.

  • Какое значение имеет листопад?

Зимой, когда почва промерзает, деревьям недостает влаги и поступающих от корней минеральных веществ. Жизненные процессы замирают. Чтобы сэкономить на питании, многие растения приспособились сбрасывать листву перед наступлением холодов. Избавляясь от листвы, дерево спасает себя от засыхания в холодное время года.

  • Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?

К осени листья накапливают много полезных и вредных веществ. Полезные дерево забирает, а от вредных избавляется, сбрасывая листву.

  • Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?

Листья, опадающие осенью с деревьев – не мусор. Они разлагаются в земле и обогащают почву. Лесная подстилка – фабрика по изготовлению лесной почвы, питающей деревья и оберегающая их здоровье. Уборка листвы давно уже стала символом осени в городе. Это трудоемкая работа, которую в течение десятилетий из года в год делают садово-парковые службы, дворники, горожане на субботниках. Зачем же мы убираем листья в городе, отнимая у наших городских деревьев эту природную подкормку и защиту?

а) Городские деревья впитывают из земли, воды и воздуха много вредных веществ (асфальт — бензопирен). Оставлять такую листву и позволить ей попасть дальше в почву – это больше вред, чем польза для растений.

б) Кроме того в опавших листьях скапливается много мусора, который кидают горожане. Все это приводит к загрязнению почвы, заселению ее вредителями и, в конечном счете, к заболеваниям растений.

  • Что произошло бы с березой, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?

Наверное, все обращали внимание на то, что после сильных снегопадов ветки деревьев сильно склоняются к земле под тяжестью снега. А некоторые ветки из-за этого даже ломаются. А если бы зимой на деревьях оставались еще и листья, то снега на ветвях оставалось бы гораздо больше из-за большой поверхности листа. Поэтому, сбрасывая листья, деревья защищают себя еще и от механических повреждений, которые могут произойти под напором большой массы снега.

  • У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют?

У сирени, ольхи, некоторых яблонь и молодых тополей листья остаются зелеными до самых заморозков, а с выпадением снега чернеют. Некоторые растения сохраняют листья зелеными в течение всего года даже в районах с суровой зимой (большинство хвойных, лесные и болотные кустарнички — брусника, багульник, клюква).

  • А что происходит с наземными частями травянистых растений?

У травянистых многолетников отмирают и стебли.

  • У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
  • Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)
  1. Ребята, а теперь нам предстоит ответить на главные вопросы .
  • Почему (не смотря на теплую погоду, безветрие) именно с наступлением осени растения теряют листья? (уменьшение длины светового дня).
  • Какое значение для растений имеет листопад? (подготовка к зиме: экономный режим расходования воды и питательных веществ, защита органов от повреждений)
  1. Беседа о бережном отношении к природе .

Как надо вести себя находясь на природе?

  1. Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками и травами.
  2. Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.
  3. Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено!
  4. Запрещается в лесу разводить костры. Во время экскурсий или похода следует останавливаться у водоема и разводить костер в установленном месте. Уходя из леса, необходимо тщательно потушить костер.
  5. Соблюдай правила сбора грибов. Не повреждай грибницу. Это ведет к гибели не только грибов, но и других симбиотических растений.
  6. Бережно относитесь ко всему живому. Не разоряй птичьих гнезд, муравейников! Охраняй насекомых! Помни, что многие из них являются опылителями цветковых растений!
  7. Запрещено бросать ненужные предметы в воду.
  8. Соблюдай чистоту в лесу, на лугу и в других местах твоего отдыха. Остатки пищи, банки, бумагу следует сжечь или закопать в землю. Любые проблемы надо начинать решать с себя. И всем вместе, дружной семьей. Быстро и энергично. Иначе будущего может не быть.

Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди
Все вычерпать до дна…
Нам жировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
М. Дудин

Найти и принести об осени

  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Стихи
  • Рисунки

Источник