Меню

Экскурсия многообразие живого осенние явления в жизни растений

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений»

Разделы: Биология

Цель: познакомить учащихся с разнообразием растений; с осенними явлениями и приспособлен-ностью растений к перезимовке; с различными методами биологических исследований и привить школьникам навыки поведения в природе.

Оборудование: презентация или иллюстрации по теме “Осень”, ветви деревьев, кустарников и травянистых растений, различные листья, разнообразные сухие и сочные плоды.

I. Вступительная беседа, в процессе которой выясняется, какие представления имеют школьники о естественных и искусственных сообществах растений. Школьники перечисляют особенности искусственного сообщества, отмечая, что сад, парк, учебно – опытный участок – это культурные насаждения растений и приводят примеры естественных сообществ.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф.И. Тютчев)

1. Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?

2. Выявить признаки осени: неустойчивая погода, короткий световой день, понижение температуры воздуха, увеличение влажности и количества осадков, появления по утрам тумана, потемнение воды в реках и прудах, дружный отлет многих птиц, созревание плодов растений, раскрашенная листва на деревьях.

3. Выяснить причины осенних изменений в природе:

  • Что происходит с растениями осенью?
  • Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?
  • Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
  • Почему легко опадают желтые листья?
  • Какое значение имеет листопад?
  • Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?
  • Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?
  • Что произошло бы с кленом, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?
  • У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют? (Ольха, сирень, некоторые яблони, молодые тополя.)
  • У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
  • А что происходит с наземными частями травянистых растений?
  • А почки растений готовятся к зиме?
  • Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)

4. Определить биоценоз по рисунку или фотографии.

5. Составить характеристику биоценоза в осеннее время года.

III. Конкурс. Узнай меня.

1. Учитель показывает листья различных растений. Учащиеся называют растения.

2. На подносе набор с сочными и сухими плодами. Учащиеся получают задание: отделить сочные плоды от сухих. Чем сухие плоды отличаются от сочных? Чем отличается ягода от костянки? Назовите растения.

Беседа о бережном отношении к природе.

Сейчас нам предстоит обсудить основные положения природоохранной памятки.

  1. Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками и травами.
  2. Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.
  3. Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено!
  4. Запрещается в лесу разводить костры. Во время экскурсий или похода следует останавливаться у водоема и разводить костер в установленном месте. Уходя из леса, необходимо тщательно потушить костер.
  5. Соблюдай правила сбора грибов. Не повреждай грибницу. Это ведет к гибели не только грибов, но и других симбиотических растений.
  6. Бережно относитесь ко всему живому. Не разоряй птичьих гнезд, муравейников! Охраняй насекомых! Помни, что многие из них являются опылителями цветковых растений!
  7. Запрещено бросать ненужные предметы в воду.
  8. Соблюдай чистоту в лесу, на лугу и в других местах твоего отдыха. Остатки пищи, банки, бумагу следует сжечь или закопать в землю. Любые проблемы надо начинать решать с себя. И всем вместе, дружной семьей. Быстро и энергично. Иначе будущего может не быть.

Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди
Все вычерпать до дна…
Нам жировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
М. Дудин

V. Подведение итогов экскурсии:

1. Kакие методы биологических исследований были использованы (наблюдение, описание, сравнение, эксперимент).

2. Kакие виды биоценозов узнали на экскурсии?

Читайте также:  Особенности растений с крупными листьями

3. Значение осенних явлений в жизни растений и животных.

4. Вспомните пословицы, загадки, связанные с осенними явлениями.

“Если лист ничком ложится, когда опадает, – к урожаю на будущий год”.

“Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы”.

“Когда в заячье ухо лист дуба развернется, сей овес”.

“Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба”.

“Много рук, а нога одна”. (Дерево.)

“Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет”. (Лист.)

“Летом одевается, зимой раздевается”. (Растение.)

“Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает”. (Лес.)

“Зимой и летом одним цветом”. (Хвойный лес.)

“Есть дерево: свет наставляет, больных исцеляет”. (Береза.)

“Осенью в щель заберется, а весной проснется”. (Муха.)

Источник

Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».Карточки с заданиями..doc
материал по биологии (6 класс) на тему

Дидактические карточки для групповой работы к осенней экскурсии

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_no1._osennie_yavleniya_v_zhizni_rasteniy_i_zhivotnyh_mnogoobrazie_zhivyh_organizmov.kartochki_s_zadaniyami.doc 22 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».

Задания для самостоятельной работы в группе.

1.Отметьте, какие растения встречаются на данном участке, какие изменения произошли с ними осенью.

2.Соберите плоды и семена, встреченные вами, для гербария.

Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».

Задания для самостоятельной работы в группе.

1.Выясните, чем отличаются травянистые растения, растущие на тропинке, вблизи и вдалеке от неё.

2.Соберите листья с различной окраской, разной формой для гербария.

Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».

Задания для самостоятельной работы в группе.

1.Выясните, у каких растений созрели плоды и семена, рассмотрите их. Попытайтесь определить способы их распространения.

2.Соберите стебли различных растений для гербария.

Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».

Задания для самостоятельной работы в группе.

1.Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев, кустарников осенью.

2.Соберите для гербария одинаковые растения, но выросшие в разных местах, например: на тропинке, рядом с нею и вдалеке от неё.

Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».

Задания для самостоятельной работы в группе.

1.Какие особенности в поведении и жизни животных можно связать с наступлением осени? Найдите следы пребывания каких-либо животных (Птиц, насекомых,др.)

2.Выкопайте, очистите от земли и засушите для гербария корневые системы раст-й.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлен бланк отчета по экскурсии для учащихся 6 класса «Осенние явления в жизни растений». После проведения экскурсии предлагаю учащимся в качестве отчета заполнить бланк. Затем учащиеся пр.

Предлагаемый урок–экскурсия может быть проведен в конце сентября или в начале октября, разделен на этапы в соответствии с заданными пунктами маршрута. На основе разработанных дидактических материалов .

Урок — экскурсия «Осенние явления в жизни растений».

Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений.

Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» 5-6 класс.

5 кл. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных», школьный. 2014г.

План отчёта по экскурсии «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных&quot.

Источник

Осенняя экскурсия в природу

Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных». Задания для групповой работы.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Харабардина Людмила Николаевна

Класс: 5 Предмет биология

Тема урока: Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Базовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В. Пасечник.- 3-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2014. -141с.

Место урока в изучаемой теме: урок №6, Введение, раздел «Бактерии, грибы, растения»

Деятельностная цель: при изучении учебного материала об осенних изменениях в природе формировать познавательные универсальные учебные действия.

Предметно — дидактическая цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений

Задачи: — показать многообразие растений, животных и других организмов, их связь с окружающей средой; — ознакомить обучающихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.

Метапредметные: развитие умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, анализировать результаты наблюдений и делать выводы

Личностные: формирование любви и бережного отношения к родной природе, воспитание экологической культуры.

Коммуникативные УУД: сформировать умение слушать и понимать речь других людей; — умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; — выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей

Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Деятельность учащихся: работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с одноклассниками в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчета по экскурсии.

Методы обучения: словесные, наглядные

Обеспечение урока: рабочие листы учеников, блокноты, простые карандаши, контейнеры для сбора природного материала.

Источник

Урок-экскурсия «Осенние явления в жизни растений» (6 класс)

«Осенние явления в жизни растений».

Придумайте этой «картинке» эмблему или девиз и опи­шите его красоту.

Беседа начинается с вопроса 1. Здесь, где мы находимся, произрастают растения, это их среда жизни. Что является средой обитания растений? В ответах учащихся отмечается, что это и воздух, и свет, и почва, в которой растут их корни. Необходимо ввести понятие «факто­ры среды». Уточняя, учитель говорит, что из всего окружения только те факторы, которые оказывают влияние на растения, называются фак­торами среды их обитания.

2. Какие условия (факторы) оказывают влияние на растения осенью?

В ответах школьников звучит, что это и температура, которая сни­зилась, это и дожди, которых стало больше. Формулируется понятие « сре­да обитания растений — это многообразные условия (факторы) неживой и живой природы, которые оказывают влияние на организм» . К факторам сре­ды обитания растений относятся: температура, солнечная энергия, пло­дородие почвы, животные, которые используют растения в пищу и ре­гулируют их численность.

З. Осенью по сравнению с летом значительно изменились климати­ческие факторы среды. Какие это условия (факторы) и как они влияют на растения?

В ответах школьники отмечают сокращение долготы дня, снижение температуры воздуха и воды, увеличение их влажности. Они влияют на жизнедеятельность растений. Учитель обобщает и классифицирует эко­логические факторы по группам: факторы неживой природы — климати­ческие (свет, температура, влага, воздух, ветер) и почвенные (ее состав).

4 . Имеются ли приспособления растений к факторам среды?

Учитель отмечает, что первые цветковые растения появились на Земле около 125-150 млн. лет назад, в юрский и меловой период ме­зозойской эры. Весь этот длительный период на них действовали такие факторы среды, как: солнечное освещение, длина дня и состав возду­ха. Под их влиянием у растений сформировали определенные внешние приспособительные формы, их называют — жизненные формы. Такими формами растений являются: деревья, кустарники и травы. Строение жизненных форм растений приспособлено к выполнению определен­ных функций. Например, кора и ствол деревьев и кустарников, защи­щают от промерзания ткани растения, расположенные внутри них.

5. Опишите дерево, кустарник и траву как жизненные формы рас­тений. Выявите у них черты сходства и различия.

В ответах звучит, что деревья, кустарники и травы, имеют характерное внешнее строение. Так у деревьев имеется один одревеснев­ший стебель, они высокие, имеют крону. Кустарники несколько ниже и имеют более одного стебля, а травы, чаще низкие растения, их стебель у большинства не одревесневает, они могут быть однолетними, двух­летними и многолетними. Зимой у трав отмирает надземный побег. Они возрождаются с помощью семян, почек, которые начинают расти вес­ной. Итак, обобщает учитель, растения имеют определенную среду оби­тания, ее факторы многообразны, они воздействуют на растения и в результате у растений формируются приспособления к ним. Изучим их.

Задание 2. 1) Определите с помощью определителя 2-3 вида де­ревьев. 2) Наблюдайте деревья, у которых происходит листопад. Сде­лайте в таблице 1 записи об особенностях листопада у этих видов, от­разив словами «раньше», «позже. И объясните причины листопада. Для этого найдите слой пробковой ткани (отделительный слой) на черешке опавшего листа. 3. Какие еще осенние явления можно наблюдать у де­ревьев?

Почему рас­краска листьев и листопад в разных частях кроны наблюдаются в раз­ные сроки?

Источник

Экскурсия по биологии на тему: «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» (6 класс)

Тема: «Многообразие живых организмов,

осенние явления в жизни растений и животных»

Цель: пронаблюдать за растениями и животными осенью и выявить осенние явления в их жизни.

Выясните, у каких деревьев и кустарников произошло изменение окраски листьев по сравнению с летней, и начался листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев: нижних, средних, верхних или на всех одновременно?

2. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.

3. Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.

4. Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.

Выясните, у всех ли деревьев и кустарников одного вида (береза, дуб, осина, орешник и др.), растущих в разных условиях (непосредственно у дороги, в нескольких метрах от нее, на опушке леса, в глубине леса), в одинаковой степени изменилась окраска листьев, и начался листопад.

Выясните, у каких растений листья осенью опадают раньше, а у каких — позже.

Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.

Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.

Сдать всем: гербарий, оформленный в тетради.

Сделать вывод: Какие осенние явления в жизни растений и животных вы увидели?

Выберите книгу со скидкой:

Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.

Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Взаимосвязь инноваций и традиций в развитии современной педагогики

Свидетельство каждому участнику

Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

10 – 12 ноября 2020г 19:00 (МСК)

Номер материала: ДБ-201698

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник