Меню

Экскурсия многообразия животных в жизни растений

Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» 5-6 класс.

Скачать:

Вложение Размер
urok_ekskursiya.docx 14.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» 5-6 класс.

• показать многообразие растений, животных и других организмов,их связь с окружающей средой;

• ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с многообразием растений и животных, с осенними явлениями в их жизни; убеждаются, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определённой среде; знакомятся с правилами поведения в природе.

Метапредметные : учащиеся учатся проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

Личностные : у учащихся воспитываются чувство любви к родной природе, понимание необходимости бережного отношения к ней, формируются элементы экологической культуры.

Основные понятия урока : разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Деятельность учащихся : работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с другими учащимися в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчёта об экскурсии.

Оборудование : блокнот, простые карандаши, фотоаппарат, папка.

Дополнительный набор : карта местности, компас, верёвка, лопатка.

I . Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.

II . Содержание экскурсии.

Учитель проводит учащихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту.

В ходе экскурсии учитель знакомит учащихся с видами растений и животных, встречающимися на данной территории, с особенностями растений, животных и других организмов, связанными с условиями их обитания; обращает внимание учащихся на разнообразие плодов и семян, способы их распространения, на различие осенней окраски листьев и листопада у растений, на поведение животных осенью.

III. Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся распределяются на группы и выполняют следующие задания.

1. Выясните, у каких деревьев и кустарников началось изменение окраски листьев (по сравнению с летней) и листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев: нижних, средних, верхних или на всех одновременно?

2 . Отметьте, каких животных или какие следы их пребывания вы нашли на данном участке.

1. Выясните, у всех ли деревьев и кустарников вида (акация, клен, вяз, смородина, сирень и др.), растущих в разных условиях (непосредственно в парке , пришкольном дворе,нескольких метрах от неё, ), в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад.

2. Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

1. Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите плоды и семена, определите по особенностям строения способы их распространения.

2 . Какие насекомые вам встретились? Опишите, каково их поведение осенью.

1 . Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.

2 . Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.

1. Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких — позже.

2 . Опишите приспособления к определённым условиям жизни у встретившихся вам животных.

IV. Подведение итогов экскурсии

V. Домашнее задание .Оформить в рабочей тетради отчёт о проведённой экскурсии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок целесообразно проводить в конце изучения природоведения, как урок-путешествие по изученным царствам живых организмов. Презентация поможет ученикам вспомнить и закрепить представителей царс.

Материал содержит презентацию и конспект рока по биологии в 5 классе «Обобщение темы 2(Разнообразие живых организмов)» по Пономаревой И.Н., Николаеву И.В., Корниловой О.А. 2013 год. Урок по.

Представленный материал содержит описание урока, технологическую карту, форму отчета по экскурсии.

Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений.

План отчёта по экскурсии «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных&quot.

Представленный материал содержит описание урока-экскурсии «Многообразие живых организмов» для учащихся 6 класса.

Живоя природа разнообразна, насчитывает более 3,5 мил.видов. Можно выделить четыре царства живой природы. Живые организмы имеют отличительные признаки от неживой природы.

Источник

Творческие работы учащихся 5 класса по биологии. Урок-экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

Творческий отчет учащихся 5 класса по биологии урок-экскурсия на тему:«Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

Мини-проект в форме презентации используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу. с приложением фотографий об экскурсии

Скачать:

Вложение Размер
1 2.67 МБ
2 1.41 МБ
3 1.82 МБ
4 1.54 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» Работу выполнили Бертрам Яна, Гильдерман Олеся

Задачи Показать многообразие растений, животных и других организмов, и их связь окружающей средой Показать осенние явления в жизни растений и животных

Как изменяются деревья осенью 11 сентября 14 сентября 20 октября

Почему осенью желтею листья? Листья и их стебли состоят из множества клеток, которые содержат различные красящие вещества. Хлорофилл окрашивает лист в зеленый цвет, пигмент ксантофилл придает желтую окраску, каротин — оранжевую, а антоциан — бордово-красную. Все эти пигменты всегда содержатся в листьях, но преобладает хлорофилл, поэтому листья имеют зеленый цвет. Гормон ауксин, также содержащийся в листьях, контролирует клетки у слоя осыпания (место, где лист при помощи стебля и черенка крепится к дереву), но с приходом осени, в связи с уменьшением воздействия солнечного света, ауксин вырабатывается в меньших количествах, питание листа от дерева постепенно прекращается. Это способствует разрушению хлорофилла. Его становится меньше, но он не исчезает совсем. Лист бледнеет. Доминировать начинают другие пигменты, поэтому листья приобретают яркую желто-красную окраску. Когда питание листа прекращается совсем – лист опадает.

Осень в моём городе

Информация была взята : http://1001vopros.com/rastenija-givotnye/1729-pochemu-listya-osenyu-zhelteyut.html http://vk.com/zavodoukovsk1

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» Работу выполнили: Дубовец Елизавета Волкова Алина Кривенцова Ольга

1. Зависимость листопада берез, растущих в разных условиях

Листопад Почему желтеют листья осенью Кроме зелёного хлорофилла в листьях есть и другие вещества (пигменты), жёлтого и красного цвета, но их очень мало. Осенью образование хлорофилла прекращается и основным «красителем» листьев остаются только эти пигменты. Почему желтеют листья с наступлением холодов понятно, но почему они опадают? Почему опадают листья К осени листья накапливают много полезных и вредных веществ. Полезные дерево забирает, а от вредных избавляется, сбрасывая листву. Ещё один ответ на вопрос «почему опадают листья?». Дело в том, что через листья деревья отдают много влаги в результате испарений, а зимой корни дерева не смогут её восполнить. Избавляясь от листвы, дерево спасает себя от засыхания в холодное время года.

Береза, растущая у дороги Практически все листья с березы облетели.

Береза, растущая в городе На березе достаточно еще много листьев, встречаются даже светло-зеленые листья.

Береза, растущая на опушке леса На березе осталась примерно треть листьев, все они желтого цвета.

Береза, растущая в глубине леса На березе осталось очень мало листьев. Листья бледно-желтого цвета.

Вывод: Всех дольше листья на березе держатся в городе (подальше от дороги), потому что в городе лучше освещение, пусть даже искусственное: фонари, свет из окон и т.п. Этим и обусловлено то, что на березе встречаются еще зеленые листья. На втором месте по количеству листвы – береза, растущая на опушке леса, так как там только естественное освещение (солнце). На третьем месте — береза, растущая в лесу, так как там очень мало освещения (загораживают соседние деревья), а одной из причин листопада является уменьшение светового дня. Всех меньше листьев на березе, растущей у дороги, хотя там достаточно освещения, но на нее влияет неблагоприятная экологическая обстановка (выхлопы машин).

2. Особенности в поведении и жизнедеятельности животных осенью

Осенью все животные активно готовятся к зиме

Мыши Хомяки Кроты Белки Заполняют зимние кладовые зерном, семенами, кореньями, орехами

Готовят теплое уютное гнездышко, чтобы впасть в спячку

Отрастает густая пушистая, шерсть, откладывают под кожей много жира

Изменяется окрас шерсти

Птицы готовятся к отлету в теплые края, собираются в стаи и улетают

Насекомые забирается в укромные места и впадают в спячку (в виде личинок, куколок или во взрослом состоянии)

Рыбы опускаются ближе ко дну, становятся малоподвижны, откладывают жир

Некоторые животные начинают собираться в стаи, стада

Источники информации: Ресурсы Интернет

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» Выполняли ученицы 5 класса Средней школы № 2 Сычёва Дарья и Мерзлякова Марина

Задачи: 1.Изучить какие листья опадают первыми. 2.Выявить осеннее изменение растений.

Раньше всех теряют листья липа, берёза и вяз. Уже в конце ранней осени начался у них листопад.

У одних деревьев, например у липы и тополя, первыми опадают листья больших нижних ветвей, постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева.

А вот у вяза, орешника, ясеня листопад начинается с верхних веток. Листва постепенно тает, открывая тёмный ствол дерева.

С первыми заморозками осыпаются листья осины, за тем — клёна. Только ольха да по берегам рек ивы стоят густые и зелёные до первого снега. А потом замороженные, почерневшие, хрустящие листья опадают на землю.

Начали желтеть кончики хвоинок у лиственницы. Золотой осенью хвоя станет ярко-жёлтой, горящей на фоне неба.

Только ель и сосна стоят зелёные, своими тёмными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам — хвоинкам — морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» Подготовили: Шиляева Алёна, Тимофеев Кирилл, Молочко Антон.

1. Выясните, у каких деревьев и кустарников произошло изменение окраски листьев по сравнению с летней и начался листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев: нижних, средних, верхних или на всех одновременно?

Потому , что осенью , когда длина светового дня короче и температура воздуха понижается, у основания листьев образуется слой камбия , который препятствует прохождению питательных веществ к листовой пластинке, процессы жизнедеятельности замедляются ,. затем прекращаются. начинается листопад — золотая осень !

Не считая группы многолетников, цветение которых приходится на осень, своими великолепными драматичными красками осень обязана умирающим листьям деревьев и кустарников. Изменение цвета листьев вызвано химическим обменом листопадного растения: для сохранения ценных веществ внутри организма, они должны из листьев возвратиться в ствол и корневую систему. Окрас листвы растения осенью колеблется от года к году и в целом зависит от нескольких факторов, самый важный из которых — конкретные погодные условия текущего сезона.

Тополь. С начало на ветках крона изменялась окраска листьев снизу.

Сосна С начало на ветках крона изменялась окраска листьев снизу.

2. Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.

Источник

Отчет по весенней экскурсии: «Многообразие животного мира и приспособленность животных к различным средам обитания»
проект по биологии (7 класс) на тему

Учебный коллективный проект создан группой учащихся 7 класса по результатам проведенной в живой природе на берегу реки Москвы весенней экскурсии в районе Капотни.

Скачать:

Вложение Размер
Отчет по весенней экскурсии 875.73 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Экскурсия: Многообразие животных, их приспособленность к различным средам обитания

у чеников 7 ” Г ” класса ГБОУСОШ №1996 Головизниной Юлии Гурина Владимира Чернышевой Софии Балакиревой Анастасии Шельговой Дарьи Иванова Андрея И нашего учителя биологии Бессоновой С. В.

На экскурсии мы увидели множество животных, и начнем с мухи Царство: Животные Тип: Членистоногие Класс: Насекомые Отряд: Двукрылые Семейство: Настоящие мухи Род: Мухи В мире существует более 100 000 видов мух. Наиболее известной является комнатная муха — частый гость в нашем доме в теплую погоду. Мух можно встретить практически в любом уголке планеты Земля. Выглядят они очень разными — например, очень мало похожи друг на друга синие мухи, долгоножки, комнатные мухи, мошки и комары .

Затем нам встретилась бабочка Царство: Животные Тип: Членистоногие Класс: Насекомые Отряд: Чешуекрылые БА́БОЧКА— красивое насекомое отряда чешуекрылых. Тело бабочки покрыто волосками и чешуйками, а крылья бывают самой разной окраски и рисунка, ярких и причудливых.

Так же нам встретился и дождевой червь Царство: Животные Тип: Кольчатые черви Класс: малощетинковые черви Отряд: Haplotaxida Дождевой червь-это подотряд малощетинковых червей . Среда обитания : почвенная. Передвижение: ползнанием . За счёт хорошо развитой мускулатуры . Передний конец он втягивает , потом щетинками цепляется з а неровности и подтягивает второй конец тела.

И вдруг мы у видели паука Царство: Животные Тип: Членистоногие Класс: Паукообразные Отряд: Пауки Паук — это еще один из отрядов класса паукообразных. Пауки по некоторым признакам очень близки к насекомым, однако они сильно от них отличаются, а связаны эти группы только лишь некоторыми чертами отдаленного родства. Одна из самых известных особенностей практически всех видов пауков – это способность плести паутину и создавать из нее очень сложно устроенные ловчие сети из вещества очень напоминающим щелк, которое выделяется из паутинных желез. На сегодняшний день известно всего лишь несколько видов пауков, укус которых очень болезнен

Красные пауки-клещи представляют собой небольших существ размером не более 0,4 мм. Как правило, они паразитируют на растениях, питаясь содержанием зеленых клеток, тем самым значительно ослабляя их. Красный паук-клещ имеет четыре пары ног; они способны плести сети. Большинство из них селится на яблонях, однако возможность их перенесения и на комнатные растения также не исключается. И з-за крайне малых размеров, разглядеть их невооруженным глазом практически невозможно. Еще мы увидели маленького красного паучка, похожего на клеща…

Нам было очень весело на экскурсии, мы увидели огромное разнообразие насекомых и животных

Источник

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему

Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya.docx 18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Цель : углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений

Задачи : — показать многообразие растений, животных и других организмов, их связь с окружающей средой;

— ознакомить обучающихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.

Метапредметные: развитие умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

Личностные: формирование любви и бережного отношения к родной природе, воспитание экологической культуры.

Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

  1. Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф.И. Тютчев)

Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?

Выявить признаки осени: неустойчивая погода, короткий световой день, понижение температуры воздуха, увеличение влажности и количества осадков, появления по утрам тумана, потемнение воды в реках и прудах, дружный отлет многих птиц, созревание плодов растений, раскрашенная листва на деревьях.

Выяснить причины осенних изменений в природе:

  1. Что происходит с растениями осенью?
  2. Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?
  3. Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
  4. Почему легко опадают желтые листья?
  5. Какое значение имеет листопад?
  6. Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?
  7. Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?
  8. Что произошло бы с кленом, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?
  9. У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют? (Ольха, сирень, некоторые яблони, молодые тополя.)
  10. У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
  11. А что происходит с наземными частями травянистых растений?
  12. А почки растений готовятся к зиме?
  13. Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)

2. Знакомство с видами растений и животных, встречающимися на маршруте, с особенностями растений и животных, связанных с условиями их обитания, знакомство с разнообразием плодов и семян, способами их распространения, с различием окраски листьев у растений и листопада, на поведение животных осенью.

3. Самостоятельная работа в группах.

  1. Выясните, у каких деревьев и кустарников изменилась окраска листьев по сравнению с летней и начался листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска: на нижних, средних, верхних или на всех одновременно?
  2. Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.
  1. Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.
  2. Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.
  1. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью. Выясните, у каких растений листья осенью опадают позже, а у каких раньше.
  2. Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

4.Подведение итогов экскурсии.

5. Проверка полученных знаний.

Задания уровня «А»

1. Что придаёт листьям зелёную окраску летом?

А) наличие β-каротина, Б) наличие хлорофилла, В) наличие ксантофилла, Г) ликопина.

2. Что является непосредственной причиной изменение окраски листьев осенью?

А) разрушение хлорофилла, Б)отток питательных веществ из листьев, В)отток воды из листьев, Г)понижение температуры воздуха.

3. Чем прежде всего определяется площадь испарения воды растением?

А) мощностью корневой системы, Б) наличием разветвленной проводящей системы, В) количеством и величиной листьев, Г) температурой окружающего воздуха.

Задание уровня «В»

Найдите соответствия между понятиями из двух колонок, в левой из которых указаны названия пигментов, а в правой — цвет, который они определяют.

1. Хлорофилл а, А) зелёный,

2. Хлорофилл b, Б) желтый,

3. Хлорофилл с, В) красный,

4. β-каротин, Г) желто-зелёный,

5. Ликопин, Д) сине-зелёный,

6. Ксантофилл. Е) оранжевый.

Задания уровня «С»

Заполните пропуски в данном учебном тексте:

Осеннее явление в жизни растений, при котором опадают листья, называется а)………… Главной причиной листопада является дефицит жидкой б)………. зимой. Растений сбрасывают листья осенью, чтобы таким образом уменьшить площадь в)………… воды. В средней полосе России лишь г)…………… породы деревьев не сбрасывают листвы на зиму.

6. Задание на дом: оформите отчет о выполнении заданий. Сделайте гербарий из пожелтевших листьев различных деревьев.

  1. Выясните, у каких деревьев и кустарников изменилась окраска листьев по сравнению с летней и начался листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска: на нижних, средних, верхних или на всех одновременно?
  2. Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.
  1. Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.
  2. Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.
  1. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью. Выясните, у каких растений листья осенью опадают позже, а у каких раньше.
  2. Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические карточки для групповой работы к осенней экскурсии.

Наблюдения за сезонным развитием объектов живой и неживой природы в течение нескольких лет дают возможность составить естественный календарь природы своего района. На основании данных многолетних фено.

Представлен бланк отчета по экскурсии для учащихся 6 класса «Осенние явления в жизни растений». После проведения экскурсии предлагаю учащимся в качестве отчета заполнить бланк. Затем учащиеся пр.

Мультимедийный урок, предполагающий изучение уникальных особенностей местности родного края и активизации исследовательской деятельности учащихся.

Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» 5-6 класс.

5 кл. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных», школьный. 2014г.

План отчёта по экскурсии «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных&quot.

Источник

Читайте также:  Чем питаются растения из воздуха