Меню

Экскурсия на тему растения нашей местности

Конспект экскурсии на тему «Лекарственные растения в нашем дворе»
план-конспект занятия на тему

Экскурсия с последующей практической работой на тему «Лекарственные растения в нашем дворе»

Скачать:

Вложение Размер
lekarstvennye_rasteniya_v_nashem_dvore_ekskursiya.doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат I-II вида Краснодарского края.

Экскурсия на тему: «Лекарственные растения в нашем дворе»

Воспитатель школы I вида

Тема: «Лекарственные растения в нашем дворе».

Цель: расширять знания воспитанников о лекарственных растениях и их предназначении. Закреплять умение приготовить отвар из целебных трав.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: таблички с названием лекарственных трав, электрический чайник, заварочный чайник, поднос, чашки, ложки, трава мелиссы, крапивы и мяты, аптечные травы, ингредиенты для салата, карточки с текстом загадок, натуральные листочки лекарственных растений.

Словарь: лекарственные травы: крапива, мелисса, чистотел, мята, одуванчик, ландыш, подорожник, цикорий, ромашка. Приготовить отвар из трав. Убивает микробы. Успокаивающее средство, при головной боли, при кровотечении, ранозаживляющее, гастрит, язвенная болезнь, настойка.

Воспитатель — Какое сейчас время года?

— Почему вы так думаете?

— Потому что, цветут цветы, деревья, потеплело, прилетели перелетные птицы, дни стали длиннее, летают пчелы, мухи, шмели, появились жуки, пауки.

У нас, на школьном дворе растет много лекарственных трав, мы проходим мимо них и не замечаем. Посмотрите внимательно и найдите вот на этом участке лекарственные травы.

— Алена, как называется это растение?

— Как ты думаешь, почему так называется это растение?

— Потому что, в стебле есть сок, похожий на йод, с помощью этого сока удаляют бородавки, соком чистотела смазывают раны.

— А еще слабый раствор отвара используют для спринцевания, делают настойку и употребляют вовнутрь, как профилактика против рака, но надо быть осторожным, принимать в малых дозах, согласно рецептам.

— Как называется это растение, вы все знаете – ландыш. Понюхайте ландыш- какой нежный аромат. Он начинает цвести в мае, обладает удивительным запахом и целебными действиями. Может кто знает какими?

Ландыш хорошее успокаивающее средство. Его применяют, в виде настойки.

— А вот что это за растение? Это мелисса. Давайте сорвем листик и понюхаем. Чем пахнет?

— А теперь найдите мяту.

— Как вы думаете, при каком состоянии люди заваривают чай из мяты?

Соня – чай из мяты успокаивает нервы.

— Верно. Эти два растения: мелисса и мята являются успокаивающим средством, их заваривают вместе и пьют при неврозах, при головной боли, при переутомлении, при бессоннице.

— Пойдем дальше. Вот на этой полянке найдите: крапиву, подорожник, одуванчик.

(Воспитанники находят, называют).

При каких заболеваниях заваривают чай из одуванчиков?

— Если болит желудок.

— Правильно при гастрите, язвенной болезни желудка. Из одуванчиков делают настойку на спирте и растирают ноги, если болят суставы. Еще одуванчики очень богаты витаминами. Весной можно приготовить салат и добавить цветки и листья одуванчиков. Мы сегодня с вами приготовим, вы попробуете и приготовите салат своим родителям.

— Крапива. Отвар крапивы применяют как кровоостанавливающее средство при легочных, почечных, маточных кровотечениях. Крапива также бога витаминами, особенно весной. Крапиву кладут в весенний борщ, очень полезно.

— Подорожник. Когда прикладывают подорожник, это вы все знаете .

Оля – когда поранишься.

— Почему, как вы думаете?

— Потому что, останавливает кровь и быстро заживает рана.

-А еще обеззараживает, убивает микробы, но прежде чем наложить на рану лист подорожника, его надо хорошо вымыть.

— Вот и закончилась экскурсия «В мир лекарственных трав».

-А теперь мы пойдем в класс заварим фито чай из мелиссы, мяты и крапивы и приготовим салат с добавлением одуванчиков.

— Вспомните, зачем заваривают чай из этих растений?

— Чтобы упокоить нервы, при головной боли, в крапиве много витаминов.

Как вы будете заваривать чай?

— Сначала надо вымыть листья, затем положить их в заварочный чайник и залить кипятком. Пока чай заваривается, мы приготовим салат. Прежде чем готовить салат, надо листья вымочить в соленой воде на один час ( так как листья мы приготовили заранее, можно их уже порезать, добавить петрушку, укроп, лист салата, немного зеленого лука, заправьте сметаной посолите. Салат витаминный готов. Сейчас мы отгадаем загадки и примемся за салат.

(Загадки о лекарственных растениях).

— Не огонь, а жжется.

— Белые горошки на зеленой ножке.

— На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.

— Воспитанники отгадывают загадки, находят на столе картинки с изображением этих растений, называют их.

Игра: «Определи по листику, какое это растение».

Вы сегодня замечательно отвечали на все вопросы. Вам понравилась наша прогулка и продолжение?

А теперь давайте попробуем, какой у нас получился полезный салат. Да и чай уже готов.

Источник

Экскурсия на пришкольную территорию «Разнообразие покрытосеменных растений»

Экскурсия на пришкольную территорию «Разнообразие покрытосеменных растений»

Подготовка к экскурсии учителя:

1. Изучает маршрут и многообразие растительного мира пришкольной территории;

2. Составляет план и маршрут для учащихся;

3. Составляет вопросы и карточки с заданиями для учащихся;

4. Беседа с учащимися о целях предстоящей экскурсии, знакомит с «Правилами гербаризации растений»;;

5. Инструктаж по технике безопасности.

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Инструктаж по технике безопасности(расписаться);

2. Приготовить блокнот и простой карандаш для заметок;

3. Разделить учащихся на малые группы (2-4 человека, по желанию).

Познавательные УУД: описывать по алгоритму процессы, описывать свое отношение, искать дополнительную информацию в интернете, выделять характеристики для сравнения самостоятельно и сравнивать объекты.

Умение слушать, считаться с мнением как одноклассника в своей группе, так и из другой группы; работать совместно.

Умение ставить учебную задачу , умение планировать свою деятельность, умение прогнозировать результаты работы, умение руководить работой группы или быть ее участником, навык самоконтроля.

Сегодня на экскурсии мы с вами будем наблюдать осенние явления в жизни растений.

Наша задача увидеть и описать осенние явления в природе. Собрать цветущие растения для гербария (1-2)

1. Выясните, какие древесные растения растут на данной территории. Соберите листья с разных деревьев.

2. Понаблюдайте, как изменяется окраска листьев у разных деревьев. Установите количество окрашенных листьев у разных растений (много – больше половины, средне – половина или около, мало – намного меньше половины).

3. В какой цвет окрашены листья разных деревьев.

4. Результаты наблюдений внесите в таблицу:

количество окрашенных листьев

1. Выясните, какие покрытосеменные растения встречаются на участке. В каком состоянии они находятся (в начале развития, цветущие, отцветшие с плодами).

2. Сосчитайте, сколько разных видов травянистых растений встречается на данной территории. Много ли осталось растений которые радуют нас своими цветками?

3. Соберите неизвестные вам цветущие растения для изготовления гербария (желательно чтобы один и тот же вид не повторялся).

Задание 3 (выполняется в течение нескольких дней после экскурсии)

1. Составьте отчет об экскурсии в виде выполненных заданий.

Источник

Урок-экскурсия по биологии на тему «Мир растений малой родины». 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6

Эпиграф: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”. Паустовский.

Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с растительным миром Алтайского края на примере деревьев и кустарников школьного дендрария.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с видовым разнообразием растений школьного дендрария;
  2. Научить отличать некоторые виды растений, произрастающие в с. Соколово и характерные для края;
  3. Научить делать гербарии из листьев деревьев и кустарников;
  4. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края.
  5. Развивать навыки поведения на природе;
  6. Развивать навыки оформления работы.

Оборудование: тетрадь и карандаш; задания.

Подготовительный этап: Подготовка учащихся к экскурсии заключается в том, что тему и задачи экскурсии сообщаются накануне. Проводится беседа о правилах поведения на экскурсии. Разрабатывается маршрут, по которому будет проходить экскурсия.

Ход экскурсии

1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.

Учитель. Ребята, знаете ли вы правила поведения в природе. Давайте их вспомним.

Ученики. Не ломать деревья и кустарники. Не рвать цветы. Не затаптывать растения, а ходить по дорожкам и тропинкам. Собирать плоды с минимальным ущербом для растений. И т. д.

2. Учащимся выдаются карточки-задания.

Задания для экскурсии: 1. Перечислите рассмотренные вами на экскурсии растения. 2. Какие деревья растут в школьном парке? Изготовьте гербарий коллекции листьев различных деревьев. 3. Опишите форму кроны березы, липы, дуба. 4. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба. 5. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии. 6. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о природе.

3. Объясняются требования к выполнению отчёта по проведенной экскурсии.

4. Учащимся напоминается о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев.

5. Движение по маршруту

1. Вступительное слово учителя.

“Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: деревья, кустарники, травы, цветы, небо, солнце… Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Только задумайтесь: природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. А мы сегодня попадем в удивительный мир растений нашего дендрария и попытаемся познать частичку природы.

У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”

Игра “Похлопали – потопали” (приложение 1)

2. Рассматривает вместе с учащимися деревья школьного дендрария. Дети отгадывают загадки и собирают листья для гербария. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.

Жду в лесу я вас
В любой день и час.
К вам сама приду
Только раз в году. (Ель)

Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан – белый сарафан. (Береза).

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. (Клен).

Осенью, как только свистнет
Зыбкий ветер –дождевик
У каких деревьев листья
Покраснеют в тот же миг? (Рябина, клен, осина)

У маленькой елочки
Колкие иголочки

Шарики синие,
Словно бы в инее. (Можжевельник).

Летом рады мы свежей
Ягодке медвежьей,
А сушеная в запас
От простуды лечит нас.(Малина)

То ли с крыши, то ли с неба,
Или вата, или пух,
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка? (Тополь).

Хоть не плохо я одета,
Бьет озноб меня всегда,
И весной, и жарким летом
Вся дрожу как в холода. (Осина)

Цветки белые кистями,
Плоды черные с костями. (Черемуха)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница).

В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка. (Рябина).

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

3) Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья зимой, когда с них опадут все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, дуба.

У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму.

У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей.

4) Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно “узнать” дерево.

У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами.

Игра “Найди свое дерево” (приложение 2)

Игра – задание “Поиск листьев” (приложение 3)

5) Подведение итогов экскурсии. Обобщения. Выводы.

“Сегодня мы с вами сделали еще один шаг к познанию удивительного и многогранного мира нашей Природы. На этом наша экскурсия окончена, и мы пройдем в школу, где каждый из вас получит форму отчёта.”

Форма отчета

    Составить коллекцию листьев с указанием дерева или кустарника, которому они принадлежат;
  1. Оформить книжки-малютки с загадками или стихами о деревьях;
  2. Приложить фотографии растений с места экскурсии (по возможности).

Итог: Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку “Деревья и кустарники Алтайского края, произрастающие в школьном парке Соколовской школы” Учащиеся читают друг другу приготовленные стихи о деревьях и кустарниках увиденных во время экскурсии.

Список используемой литературы:

  1. Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. – М.: Центр, 2000.
  2. Электронное учебное издание. Дрофа. Биология. 6 класс.
  3. Журналы “Биология в школе”.
  4. Л.Д. Парфилова Уроки биологии 6-7 класс. Книга для учителя. М.: Сфера, 2003.
  5. Измайлов И. В. и др. Биологические экскурсии. М, Просвещение, 1983.

Источник

Конспект экскурсии «Цветущие растения нашего парка» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель:

  • вызвать интерес к цветущим растениям нашего края;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру; учить определять названия цветущих растений; расширять знания детей о природе.

Задачи:

  • Обобщать и конкретизировать представления детей о парке.
  • Поощрять осознанное заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в парке.
  • Воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе.
  • Способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, положительных эмоций, возвращению ощущений приятных переживаний.
  • Упражнять детей в умении поддерживать беседу, отвечать на вопросы полным ответом.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_ekskursii.docx 24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экскурсии «Цветущие растения нашего парка»

для детей старшего дошкольного возраста

  • вызвать интерес к цветущим растениям нашего края;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру; учить определять названия цветущих растений; расширять знания детей о природе.
  • Обобщать и конкретизировать представления детей о парке.
  • Поощрять осознанное заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в парке.
  • Воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе.
  • Способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, положительных эмоций, возвращению ощущений приятных переживаний.
  • Упражнять детей в умении поддерживать беседу, отвечать на вопросы полным ответом.
  • чтение и разучивание стихов о цветах;
  • рассматривание иллюстраций;
  • просмотр презентации «Растения в Красной книге ЯНАО»
  • беседа с детьми о правилах поведения на улице и в парке

— Ребята, сегодня я вам предлагаю пойти на экскурсию в парк.

-Обратите внимание, какая сегодня прекрасная погода, как красиво кругом, какой ясный и тихий день. Послушайте загадку, и отгадайте, на что мы сегодня обратим внимание в парке.

Дарят радость, аромат,
В лепестках их весь наряд,
С весны по осень цветут,
Пыльцу пчёлам раздают!
(Цветы )

— Я вам предлагаю сегодня полюбоваться красотой цветов.

И в зарослях лесных,

В полях, и на лугах

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать.

Есть в травах и цветах

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

-Посмотрите на эти цветы. Вы их знаете?

-Верно, другое название этого растения – кипрей.

Ты цветами покачай.

Покажи свою красу

Людям, солнцу. Унесу

Я на память пламень твой —

Кисти нежные с собой.

Зеленые метелки кипрея появляются в июне, к концу июля они начинают цвести.У иван-чая высокий длинный стебель с узкими листьями. Стебель заканчивается длинной цветной кистью. Цветки у иван-чая раскрываются не все сразу, а постепенно, начиная снизу. Цветки на растении с утра закрыты, но когда солнце пригреет, они раскрываются.

Иван-чай — лечебное растение: из его листьев заваривают чай и пьют от головной боли, а порошком из сухих листьев присыпают раны.

Иван-чай защищает от холода молодые сосенки, елочки. А еще иван-чай первым вырастет в тех местах, где был пожар. Его семена распространяются ветром, так как они очень легкие и с пушинками, как у одуванчика. А теперь давайте понаблюдаем за цветущими и отцветшими растениями.

-А это растение вы узнали?

-Клевер. Мы с ним знакомились недавно и рисовали его.

-Правильно. Каждую весну расцветают на лугах розовые, красные и белые круглые пушистые цветы. Это цветёт и очень приятно пахнет луговой клевер. Послушайте стихотворение о клевере

Клевер в разнотравье

В воздухе мельканье-

В вихре кружит весело

Слух ласкает песенкой

Мне жужжащий шмель.

Мы привыкли к клеверу, и порой не замечаем его. А растёт он и на лужайках, и на опушках, и на обочинах дорог, и на берегах рек, и по окраинам полей. Другое название клевера — трилистник. Знаете почему? Потому что у клевера лист обязательно состоит из трёх маленьких листочков.

(Дети рассматривают листья клевера)

А теперь давайте обратим внимание на цветок клевера. У красного клевера головка цветка круглая и состоит из маленьких длинных цветочков. Клевер очень любит солнышко. Вечером его цветы поднимаются кверху и складываются. Так они спасаются от ночного холода.

Нектар спрятан в середине большого круглого цветка клевера. Он доступен только шмелям. Благодаря своему длинному хоботку шмели могут добывать нектар из цветков и собирают пыльцу. Этот нектар шмели собирают для кормления своих деток.

Клевер очень полезен не только для насекомых, но и для человека. Высушенные и измельченные цветочные головки хозяйки используют как заправку для супа. Молодые стебли и листья клевера можно добавлять в овощные салаты. Но не только для человека и насекомых полезен клевер, а и для животных. Растение широко используется на зелёный корм и для заготовки сена для домашних животных.

-Ребята, а это растение называется тысячелистник. Конечно, вы все его видели. Он растёт на лугах, в степях, в лесах, вдоль дорог почти по всей России.

Листьев у тысячелистника не тысяча, а гораздо меньше. Но каждый изрезан, рассечён на множество долек. Вот и кажется, что их очень много.

На высоком стебле — белая шапка. На первый взгляд она состоит из цветков. Каждый такой «цветок» — маленькая корзинка. В середине лета на открытых местах, где особенно жарко, цветов становится меньше, трава желтеет — выгорает. И только тысячелистник стоит как ни в чем не бывало, украшая поля и луга своими розовато-белыми цветами и кружевными листьями. Так и простоит он до осенних заморозков зелёным. Ни жары не боится, ни холода. И растёт быстро.

Это лекарственное растение, он заживляет раны и отлично зубную боль снимают.

Воспитатель : я буду говорить вам действия, а вы отвечать, если я буду называть хороший поступок, то вы говорите «Да» , а если я называю плохой поступок, то говорите «Нет» .

Воспитатель : мы приходим с вами в парк

Воспитатель : если съем пирожок

И выброшу бумажку?

Воспитатель : если хлебушка кусок

На пеньке оставлю?

Воспитатель : если ветку подвяжу,

Воспитатель : если разведу костер,

И тушить не буду?

Воспитатель : если сильно насорю

И убирать не буду?

Воспитатель : если мусор заберу,

Воспитатель : я люблю свою природу,

Воспитатель : Дети давайте вспомним правила поведения в дикой природе.

1. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!

2. Не лови бабочек, стрекоз, шмелей и других насекомых!

3. Не разжигай костер, от огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!

— Ребята, кто узнал этот цветок?

-Это Золотарник – известный медонос. Его яркие цветы содержат большое количество нектара, их с удовольствием посещают пчелы. Золотарник является необычным многолетним растением. Он может вырастать до 1 м в высоту. Как лекарство собирают не только цветки , но и его стебли и корни.

— Ребята, перед вами кошачья трава, у него много народных названий: молочай, желтый цвет, желтушки. Есть у этого растения научное название: скерда кровельная. Это растение невысокое и предпочитает расти на песчаных почвах возле жилья, в полях, лугах, у дорог. Его можно встретить на территории всей России. Кошачья трава имеет ценные целебные свойства. Как лекарство можно использовать стебли, цветки и листья.

Подвижная игра «СОБЕРИ БУКЕТ»

ХОД ИГРЫ: Выбирается «садовник». Остальные дети садятся в круг и закладывают руки за спину. В центр ставится ваза или цветочный горшочек. Выходит «садовник». У него в руках карточки с цветами. Он произносит слова: «Я цветы свои люблю, я цветы свои полью». Изображает, как он поливает цветы, и дает карточки некоторым детям в руки. «Садовник» называет эти карточки: «мак, ромашка, василек…» Затем дети произносят слова: «раз, два, три, букет собери!» Игроки, получившие карточки, должны встать, выйти за круг, оббежать круг до своего места, забежать в круг и положить свой цветок в вазу. Игрок, положивший цветок первым, становится «садовником». Он достает цветы из вазы, и игра повторяется.

— Ребята, наша экскурсия подходит к концу, давайте вспомним и назовем, красотой каких цветов мы сегодня с вами любовались? Воздух бывает чистым и свежим лишь там, где растет много зеленых друзей. Деревья и цветы украшают наши улицы, дворы, детский сад. Мы встретили растения, занесенные в Красную книгу Ямала? Когда вернемся в детский сад, вы нарисуете те цветы, которые вам больше запомнились, и мы оформим выставку «Цветы нашего парка».

Источник

Читайте также:  Почему аквариумные растения становятся коричневыми