Меню

Экскурсия по биологии 10 класс многообразие сортов растений

Экскурсия «Селекция растений и животных»

Школьные натуралистические экскурсии

Увязать экскурсию на участок с предстоящим изучением темы о селекции, выяснив ее влияние на качество усвоения селекционных понятий. В дальнейшем изучении программного материала по патриотическому и нравственному воспитанию школьников.

Целесообразно проведение селекционных экскурсий в отделах школьного учебно-опытного участка и на полях близлежащих хозяйств. Эффективную учебно-экскурсионную работу учащихся по изучению основ селекции учителю биологии позволит проведение опытов и демонстраций о селекции в отделе биологии растений; наличие на учебно-опытном участке, в различных отделах, коллекций сортов культурных растений.

Для ознакомления с разнообразием сортов культурных растений, факторами их эволюции, методами селекции можно использовать коллекционные участки полевого и овощного отделов.

Летом и осенью важно организовать селекционные экскурсии учащихся на учебно-опытный участок и поля, где имеются сельскохозяйственные культуры, с целью ознакомления учащихся с сортами культурных растений, их хозяйственно-полезными признаками, условиями возделывания и сведениями по селекции этих культур. При этом возникает возможность обратить внимание учащихся на достижения тружеников местного сельскохозяйственного производства, назвать имена лучших из них.

План проведения осенней экскурсии по теме: «Селекция растений»

Основное содержание экскурсии Методы и методические приемы
1 Вводная часть (определение темы, цели и задач экскурсии) Объяснение, беседа. Запись в тетради
2 Разнообразие сортов полевых культур (хозяйственно-полезные свойства местных сортов) Беседа, пояснение с элементами рассказа, показ растений
3 Разнообразие сортов овощных или декоративных культур Самостоятельная работа
4 Факторы селекции Беседа, демонстрация опытных растений, обобщение
5 Методы селекции (отбор, гибридизация, мутагенез) Рассказ с элементами беседы, объяснение, обобщение, демонстрация опытных растений
6 Самостоятельный сбор материалов для гербаризации, коллекций; наблюдения за сортами Закладка образцов, записи в тетради, зарисовка, фотографирование
Заключительная часть Обобщение, краткие выводы, задание на дом

В процессе подготовки к экскурсии необходимо тщательно изучить маршруты и определить учебные объекты.

Перед выходом на учебно-опытный участок учитель проводит вводную беседу о селекции, обращая внимание на многообразие сортов культурных растений, на их характерные хозяйственнно-полезные признаки; факторы, обеспечивающие развитие и совершенствование форм из природы, первоначальные сведения о методах, селекционной работы.

Во время вводной беседы учитель демонстрирует коллекции полевых и овощных культур, останавливаясь на тех признаках, которые сформировались в результате приспособления растений к практическим нуждам человека. При этом следует обратить внимание на сорта, которые культивируются в местных хозяйствах, на приусадебных и дачных участках. Далее учитель рассказывает о том, что совершенствованием существующих и созданием новых сортов растений и пород животных занимаются ученые-селекционеры.

Затем учащиеся переходят к делянкам отдела общей биологии, где выясняют каким образом осуществляется селекционный процесс. В беседе с учащимися учитель биологии уточняет, что ведущим фактором эволюции культурных растений является искусственный отбор на основе наследственной изменчивости, но при этом подчеркивает, что необходимо иметь в виду и влияние производственных и природных условий. Затем, демонстрируя опытные растения, кратко рассказывает о методах отбора, гибридизации, получении исходного материала путем индуцированного мутагенеза. После этого ученики приступают к сбору образцов сортов растений в соответствии с полученными ранее заданиями.

Заключительная часть экскурсии включает краткий обзор собранного учащимися материала и определение домашнего задания по составлению экскурсионного отчета.

На уроках по изучению темы “Селекция растений, животных и микроорганизмов” следует привлекать работы, включающие записи, зарисовки, описания, фотографии, гербаризированные растения.

Наряду с экскурсиями на учебно-опытный участок с учащимися старших классов рекомендуется проводить осенние экскурсии селекционного содержания на близлежащие сельскохозяйственные объекты. В связи с тем, что в середине сентября многие виды культурных растений уже убраны, для ознакомления с селекцией растений следует выбрать поля с сортами моркови и капусты.

Подготовительный этап экскурсии

Экскурсия организуется в середине сентября с учащимися десятых классов. Данная подготовительная работа включает задание по повторению материалов об искусственном отборе из общей биологии; обеспечение необходимым для сбора натуральных объектов оборудованием; оформление записей.

Подготовка данной экскурсии состоит в следующем:

  • Тщательное изучение маршрута экскурсии с выяснением и выбором учебных объектов.
  • Разработка заданий для самостоятельной работы учащихся.
  • Определение формы и содержания отчета, составляемого после проведения экскурсии.
  • Поиск источников информации о местном сельском хозяйстве.

До экскурсии необходимо предложить учащимся познакомиться с основными сортами овощей, выращиваемых в данном районе, обратив внимание на их биологические, агротехнические, хозяйственно полезные особенности; на причины многообразия сортов.

Экскурсию начинают с вводной беседы, в которой важно нацелить учащихся на то, что основная задача экскурсионно-учебного занятия – познакомиться с сортами овощей (на примере моркови и капусты) как ботаническими и хозяйственными единицами, являющимися продуктами человеческой деятельности и обладающими хозяйственной ценностью. Далее в беседе с учащимися уточняется, какое народно-хозяйственное значение имеют овощные культуры, выясняют, почему сорта культурных растений представляют собой фактор повышения продуктивности, играющий важное значение в производстве продуктов питания и промышленного сырья. После этого школьники под руководством учителя выходят на сельскохозяйственные овощные участки, где приступают к изучению биологических и хозяйственных признаков сортов моркови и капусты.

Читайте также:  Интересный факт о растении ландыш

В ходе работы учащихся следует подвести к выводу о том, что сорт – это внутривидовая совокупность наиболее сходных особей с устойчивыми биологическими показателями и хозяйственной ценностью.

Рассматривая растения конкретных сортов, рекомендуется обращать внимание учащихся на неоднородность корнеплодов моркови и кочанов капусты (по размеру, форме, цвету), что свидетельствует об изменчивости признаков у организмов. Далее следует перейти к анализу факторов и отметить, что влияние определенных условий выращивания обуславливает наилучшее проявление признаков и свойств растений у каждого сорта.

Продемонстрировать в ходе экскурсии непосредственно методы селекционной работы с овощными культурами на изучаемом материале сложно, поэтому важно организовать беседу, в процессе которой раскрыть вопросы создания новых и улучшения существующих культурных растений путем отбора, гибридизации, искусственного мутагенеза.

Таким образом, проведение экскурсии по изучению сортов моркови и капусты позволяет формировать основные понятия по селекции еще до изучения селекционной темы.

При подведении итогов экскурсии учащимся для обсуждения предлагаются следующие темы:

  • Местные природные условия жизни и возделывания сортов моркови и капусты и их влияние на продуктивность.
  • Направления, в которых ведется улучшение сортов овощей.
  • Наиболее важные биологические и хозяйственные особенности наблюдаемых сортов моркови и капусты.
  • Обоснуйте, что способствует изменению культурных форм.

В заключении работы школьники должны сделать вывод о том, что работа по созданию новых сортов сложная, требует хороших знаний, умений, опыта, тщательного изучения исходных организмов; достижение максимально возможных показателей сортов обеспечивается при создании оптимальных условий их культивирования в результате напряженного и самоотверженного труда работников сельскохозяйственного производства.

Проводимую экскурсию важно использовать для усиления воспитательного воздействия на учащихся, раскрывая не только сортовое разнообразие культурных растений, но и роль селекционеров, в руках которых находится успешная реализация заложенных в сорте потенциальных биологических и хозяйственных возможностей, обеспечивающих получение высоких урожаев.

После проведения экскурсии учащиеся пишут отчет по следующей схеме:

  • Биологические и хозяйственные признаки сортов овощных культур.
  • Методы, используемые для улучшения и создания культурных форм.
  • Состояние местного хозяйства, где применяют передовые технологии выращивания сельскохозяйственных культур.
  • Использование новых сортов для выращивания

Источник

Экскурсия на пришкольную территорию «Разнообразие покрытосеменных растений»

Экскурсия на пришкольную территорию «Разнообразие покрытосеменных растений»

Подготовка к экскурсии учителя:

1. Изучает маршрут и многообразие растительного мира пришкольной территории;

2. Составляет план и маршрут для учащихся;

3. Составляет вопросы и карточки с заданиями для учащихся;

4. Беседа с учащимися о целях предстоящей экскурсии, знакомит с «Правилами гербаризации растений»;;

5. Инструктаж по технике безопасности.

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Инструктаж по технике безопасности(расписаться);

2. Приготовить блокнот и простой карандаш для заметок;

3. Разделить учащихся на малые группы (2-4 человека, по желанию).

Познавательные УУД: описывать по алгоритму процессы, описывать свое отношение, искать дополнительную информацию в интернете, выделять характеристики для сравнения самостоятельно и сравнивать объекты.

Умение слушать, считаться с мнением как одноклассника в своей группе, так и из другой группы; работать совместно.

Умение ставить учебную задачу , умение планировать свою деятельность, умение прогнозировать результаты работы, умение руководить работой группы или быть ее участником, навык самоконтроля.

Сегодня на экскурсии мы с вами будем наблюдать осенние явления в жизни растений.

Наша задача увидеть и описать осенние явления в природе. Собрать цветущие растения для гербария (1-2)

1. Выясните, какие древесные растения растут на данной территории. Соберите листья с разных деревьев.

2. Понаблюдайте, как изменяется окраска листьев у разных деревьев. Установите количество окрашенных листьев у разных растений (много – больше половины, средне – половина или около, мало – намного меньше половины).

3. В какой цвет окрашены листья разных деревьев.

4. Результаты наблюдений внесите в таблицу:

количество окрашенных листьев

1. Выясните, какие покрытосеменные растения встречаются на участке. В каком состоянии они находятся (в начале развития, цветущие, отцветшие с плодами).

2. Сосчитайте, сколько разных видов травянистых растений встречается на данной территории. Много ли осталось растений которые радуют нас своими цветками?

3. Соберите неизвестные вам цветущие растения для изготовления гербария (желательно чтобы один и тот же вид не повторялся).

Задание 3 (выполняется в течение нескольких дней после экскурсии)

Читайте также:  Неприхотливые растения для сада огорода

1. Составьте отчет об экскурсии в виде выполненных заданий.

Источник

Селекция растений и животных. Открытый урок в 11-х классах

Презентация к уроку

Цель: продолжить у учащихся формирование знаний о селекции животных и растений.

Задачи:

  • Обучающие:
    • продолжить формирование у учащихся знаний о селекции животных и растений.
    • познакомить учащихся с методами селекции животных и растений.
    • продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при устном развернутом ответе.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию речи учащихся путем постановки вопроса, требующих развернутого и связного ответа.
    • создание условий для развития устной и письменной речи при индивидуальном устном и письменном опросе.
    • создать условия для развития произвольного внимания при объяснении нового материала
    • способствовать развитию наглядно-образного мышления при демонстрации презентации, наглядных материалов.
  • Воспитывающие:
    • создать условия для воспитания у учащихся правильной научной картины мира
    • способствовать воспитанию у учащихся ответственного отношения к труду, за результаты труда.
    • создать условия для воспитания у учащихся положительной мотивации к учению через обоснование необходимости изучаемого материала в повседневной жизни.

Демонстрационное оборудование: мультемедийный проектор, презентация PowerPoint, фотографии животных, распечатанные на бумаге формата А4 эпиграфы.

План урока:

I. Организационный момент
II. Этап проверки домашнего задания
III. Объяснение нового материала
IV. Закрепление полученных знаний
V. Домашнее задание
VI. Подведение итогов урока

I. Организационный момент

– Здравствуйте ребята, сегодня на уроке нам нужно изучить очень объемный материал. Поэтому давайте максимально сконцентрируемся на уроке и будем работать быстро. Итак, давайте вспомним к изучению какой темы мы приступили на прошлом уроке? (Селекция)
– Сегодня на уроке мы с вами должны:
– повторить основные понятия темы «Селекция»;
­– углубить материал по данной теме;
– а также вы должны показать мне какие вы трудолюбивые, добрые и внимательные.
– Вы готовы это сделать? (Да)

II. Этап проверки домашнего задания

– Итак, скажите пожалуйста, какая основная задача селекции как науки? (Выведение новых и совершенствование старых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.)
– Хорошо. А скажите, какая наука является теоретической базой селекции? (Генетика)
– А теперь подумайте, почему именно генетические знания играют большую роль в развитии селекции? (Потому что основой успеха селекционной работы в значительной степени является генетическое разнообразие исходного материала. В своей работе селекционеры стараются использовать все многообразие диких и культурных растений.)
– Правильно. На необходимость использовать в селекции растений все видовое многообразие флоры нашей планеты указывал еще академик Николай Иванович Вавилов (слайд 2) – выдающийся генетик и селекционер. Именно Николаем Ивановичем были выделены 8 центров происхождения культурных центров растений. Давайте вспомним, какие это центры. Обратите внимание, на слайде перечислены культурные растения, такое же задание и на карточках на ваших столах. Ваша задача записать на карточках центры их происхождения. (Слайд 3, Приложение 2)

Учащиеся записывают в тетрадь центры происхождения растений.

– Время вышло. Поменяйтесь карточками. На след. Слайде красным цветом обозначены правильные ответы. Отметьте знаком «+» правильные ответы, знаком «–» – неверные. (Слайд 4)
– Кто сколько ошибок допустил?

Учащиеся называют количество ошибок.

– Для того чтобы дальше продолжать изучение темы нам нужно повторить основные термины. Мы будем с вами разгадывать кроссворд. У меня к вам просьба, не выкрикивайте ответы с места а поднимайте руки, если знаете правильный ответ т.к. самые активные получать за урок оценки. (Слайды 5-12)

Вопросы:

По вертикали:

  • Так называется популяция растений искусственно созданная человеком? (Сорт)
  • Как называется метод при котором проводят различные скрещивания организмов? (Гибридизация)

По горизонтали:

  • В основе этого метода, который используется до сих пор лежит концепция разработанная еще Ч.Дарвиным.
  • Так называется популяция животных искусственно созданная человеком?
  • Так называется популяция микроорганизмов искусственно созданная человеком?

– Таким образом, какие 2 основных метода выделяют в селекции? (Отбор и гибридизация)
– Какие объекты изучают с помощью отбора и гибридизации? (Животных, растений, микроорганизмы)
– А вам известны методы селекции этих живых организмов? (Нет)
– Именно сегодня на уроке мы и познакомимся с особенностями селекции животных и растений, методами, применяемыми в их селекции, а о селекции микроорганизмов поговорим на следующем уроке. (Слайд 13)
– Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока – «Селекция животных и растений» (Слайд 14)

III. Объяснение нового материала

– Примитивная селекция растений возникла одновременно с земледелием. Начав возделывать растения, человек стал отбирать, сохранять и размножать лучшие из них. Многие культурные растения возделывались примерно за 10 тысяч лет до нашей эры.
Селекционеры создали прекрасные сорта культурных растений. А какими методами они пользовались мы узнаем прочитав текст параграфа 65. У вас на столах распечатки со схемой такой же как на слайде. В схеме пропущено несколько методов селекции растений. Ваша задача, используя текст параграфа 65 на страницах 246-252 заполнить недостающие графы в таблице и кроме того привести пример на каждый вид скрещивания растений. (Слайд 15, Приложение 3)
– Теперь проверим, что вы написали. Алена Иванова, прочитай пожалуйста, что получилось у тебя. (Алена читает). Правильно, вот что у вас должно получиться… (слайд 16)
– Итак, мы познакомились с основными методами селекции растений. Как вы думаете отличаются ли методы селекции растений от методов селекции животных? (Нет… )
– Методы селекции животных те же,что и методы селекции растений, но при их применении селекционерам приходится учитывать ряд особенностей, характерных для животных.
– Скажите пожалуйста какие это особенности?

  • Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем
  • Потомство, полученное от одной пары производителей невелико
  • Высока селекционная ценность каждой особи
Читайте также:  Размещение растений по отношению к свету

(Слайд 17)
– Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем, в связи с этим при подборе селекционеру важно определить наследственные признаки, которые у производителей могут проявляться. Потомство, полученное от одной пары производителей невелико, поэтому возникает проблема максимально сохранить его. Следовательно, селекционная ценность каждой особи высока.
– Запишите пожалуйста в тетрадь основные особенности селекции животных, представленные на слайде 18

  • Одомашнивание
  • Гибридизация
  • Отбор

– Одомашнивание началось более 10 тыс. лет назад. Его центры в основном совпадают с центрами многообразия и происхождения культурных растений. Одомашнивание способствовало резкому повышению уровня изменчивости у животных.
Гибридизация и индивидуальный отбор являются основными методами в селекции животных. Массовый отбор практически не применяется из-за небольшого количества особей в потомстве.
В селекции животных применяют 2 вида гибридизации.

Инбридинг – родственная гибридизация. Скрещивание между братьями и сестрами или между родителями и потомство ведет к гомозиготности и часто сопровождается ослаблением животных, уменьшению их устойчивости к неблагоприятным условиям, снижению плодовитости. Тем не менее инбридинг применяют с целью закрепления в породе характерных хозяйственно ценных признаков.

Аутбридинг – неродственная гибридизация. Это скрещивание сопровождается строгим отбором, что позволяет усиливать и поддерживать ценные качества породы.
Сочетание – родственной и неродственной гибридизации широко применяется селекционерами для выведения новых пород животных.
Важным направлением в селекции животных является направление гетерозиса. Особенно широко явление гетерозиса применяется например в птицеводстве, например при получении бройлерных цыплят.
О новых видах животных мы узнаем б этом из доклада Красовской Анны.

Материал для виртуальной экскурсии

Сегодня мы попробуем провести «виртуальную» экскурсию среди некотрых пород домашних животных, а заодно и вспомним основные методы селекции животных.

1. Аутбридингом получены например, собаковолк

Собаки и волки скрещиваются довольно свободно. Волк – это пугливое животное с особенным поведение и развитым охотничьим инстинктом. Челюсти у него гораздо мощнее, чем у собаки. Поведение гибридов волка и собаки непредсказуемо.
Для того, чтобы приручить животное, обязательно нужна дрессировка

2. Инбридингом получены:

Тигролев – это помесь самца тигра и самки льва. Они имеют склонность к карликовости и обычно по размерам меньше своих родителей. Самцы бесплодны, в то время как самки порой могут приносить потомство.

Лигр – это помесь самца льва и самки тигра. Они являются самыми крупными из семейства кошачьих в мире. Самцы бесплодны, в то время как самки порой могут приносить потомство.

Левопард – это результат скрещивание самца леопарда с самкой льва. Голова животного похожа на голову льва, в то время как остальное тело больше напоминает леопарда. По размерам левопарды крупнее обычных леопардов, они любят карабкаться по деревьям и плескаться в воде.

3. У домашних животных наблюдается явление гетерозиса: при межпородных или межвидовых скрещиваниях у гибридов первого поколения происходит особенно мощное развитие и повышение жизнеспособности. Классическим примером проявления гетерозиса является мул – гибрид кобылы и осла. Это сильное, выносливое животное, которое может использоваться в значительно более трудных условиях, чем родительские формы.

IV. Закрепление полученных знаний

V. Домашнее задание (Слайд 22)

1) Параграфы 65-66
2) Заполнить таблицу, используя текст параграфа 66

Ученые селекционеры и их достижения Методы используемые при получение необходимых признаков Сорта или породы полученные ученым

– Таким образом, сегодня на уроке, повторили основные понятия темы «Селекция», познакомились с методами селекции растений и методами селекции животных
– Спасибо за урок, до свиданья.

Источник