Меню

Экскурсия по биологии 7 класс многообразие растений осенние явления

Осенняя экскурсия в природу
учебно-методический материал по биологии (7 класс) по теме

Цель экскурсии: познакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений; повторить изученное по теме «Общее знакомство с растениями и осенние явления в мире растений»

Скачать:

Вложение Размер
Осенняя экскурсия в природу 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Осенняя экскурсия в природу

Цель экскурсии : познакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений; повторить изученное по теме «Общее знакомство с растениями и осенние явления в мире растений»

Оборудование : секаторы, гербарные папки из картона, газетная бумага, совочек для выкапывания растений, бумажные пакеты для сбора семян, блокноты и карандаши.

План проведения экскурсии

1.Выбор маршрута экскурсии.

2. Организация учащихся перед экскурсии.

3.Выход на место проведения экскурсии.

4.Беседа учителя о цели экскурсии и осенних явлениях в жизни растений.

5.Работа учащихся по звеньям для сбора материала на экскурсии.

6.Краткое заключительное слово учителя и подведение итогов работы учащихся на экскурсии.

Рекомендации к проведению осенней экскурсии

Осенняя экскурсия в природу, может быть проведена во второй половине или в конце сентября, так как к этому времени учитель достаточно хорошо познакомится с классом, а учащиеся уже получат первоначальное сведения о морфологии цветковых растений, необходимое для лучшего восприятия материала экскурсии.

Местом для осенней экскурсии может быть ближайший парк, сквер, школьный участок или лес.

Материалы, собранные на экскурсии, засушиваются, гербаризируются и сохраняются в школе до того времени, когда начинается изучение тем, знакомящих учащихся с индивидуальным развитием цветковых растений (темы: «Корень, лист, стебель, цветок, а затем растение — целостный организм»).

Экскурсию целесообразно начинать с беседы в процессе которой учащиеся, отвечая на вопросы учителя, устанавливают, какие породы деревьев и кустарников произрастают на участке, где проводиться экскурсия, какие известные детям виды травянистых растений растут на этом участке и как изменились растения с наступлением осени.

После вводной беседы учитель проводит экскурсию так, чтобы, рассматривая живые растения, учащиеся могли повторить материал, изученный на первых уроках биологии по теме «Общее знакомство с растениями».

1)осмотр внешнего вида органов представителей таких групп растений, как деревья, кустарники, травы; установление отличительных признаков их строения (например, отличающих стебли деревьев от стеблей кустарников и травянистых растений);

2)составление списка растений, цветущих осенью; рассматривание строения цветков двух- трех видов цветущих растений( например, анютины глазки, кульбаба осенняя, редька дикая);

3) ознакомление с растениями, плодоносящими осенью, и способами рассеивания их созревших плодов и семян (например, береза, дуб, клен, орешник, малина, жимолость, череда, паслен черный);

4)знакомство с растениями различной продолжительности жизни(из многолетних- деревья, кустарники, травы; из двухлетних и однолетних – только травянистые растения); сравнения особенностей строения корней и стеблей этих растений;

5)знакомство с осенними явлениями в жизни растений: отмирание однолетних растений после созревания плодов и семян, отмирание наземных органов многолетних травянистых растений и сохранение в почве корней и подземных видоизмененных органов (например, корневища крапивы и многолетние корни одуванчика); наблюдения за рассеиванием плодов и семян(например, цепляющиеся соплодия череды и лопуха, поедание сочных плодов птицами); наблюдения за изменением окраски листьев и листопадом у разных пород деревьев и кустарников.

Завершив беседу, учитель организует самостоятельную работу учащихся по звеньям. Каждое звено под руководством звеньевого в течение 10-15 мин должно выполнить задание, полученное от учителя в письменном виде (заранее напечатанное на плотном листе бумаги).

Задание 1-му звену

Выкопать по 5 экземпляров одуванчика и мятлика ( можно другой дикорастущий злак) с корнями, заложить в листы старой газетной бумаги и, засушив растения дома, сохранить в виде гербария для изучения строения корня на уроках биологии в зимнее время.

Задание 2-му звену

Собрать коллекцию листьев деревьев и кустарников с осенней раскраской и в зеленом состоянии. Листья дома засушить и затем смонтировать на отдельных листах бумаги, чтобы использовать на уроках биологии зимой.

Задание 3-му звену

Составить гербарий растений, цветущих осенью.

Задание 4-му звену

Собрать коллекцию сухих плодов, распространяющихся разными способами.

Задание 5-му звену

Составить коллекцию соцветий растений, цветущих осенью.

Общая продолжительность экскурсии 45-60 мин. Заключительная беседа об экскурсии проводится на следующем уроке биологии, тогда же учитель проверяет выполнение заданий по звеньям и, просматривая собранные растения, дает указания о способах их сохранения до зимнего времени.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье рассматривается вопрос развития познавательного интереса на экскурсиях в природу в детском творческом объединении станции юных натуралистов.

Экологическая осенняя экскурсия для учащихся начальных классов. До свидания, лето.

Поход-экскурсия в природу – это одна из форм работы педагога, где она учит детей жить в гармонии с природой, беречь красоту родного края, общению в коллективе, взаимопомощи. Разработка полезна воспит.

Поход-экскурсия в природу – это одна из форм работы педагога, где она учит детей жить в гармонии с природой, беречь красоту родного края, общению в коллективе, взаимопомощи. Разработка полезна воспит.

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности.

Работа о расширении представлений об огороде, овощах, фруктах, о плодовых дервьях.

Ребята, как вы думаете, куда мы сегодня пойдём?Ребята, подумайте: кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения и среди них — самые поздние цветы, которые прово.

Источник

Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений — 7 класс

Обучающая цель: организовать деятельность учащихся, направленную на изучение видового разнообразия древесных и кустарниковых растений на территории учреждения образования, способов распространения плодов и семян и на ознакомление с осенними явлениями в жизни древесных и кустарниковых растений.

• способствовать формированию у учащихся умений наблюдать за живыми организмами осенью, планировать свою деятельность, систематизировать материал, оформлять отчеты;

• содействовать формированию у учащихся общеучебных умений, необходимых для работы в группе;

• способствовать развитию личностной мотивации учащихся по соблюдению правил поведения в природе.

Место проведения экскурсии: территория учреждения образования.

Время проведения экскурсии: начало сентября.

Продолжительность экскурсии: 45 мин.

• карточки-задания (по количеству учащихся в классе);

• листы белой бумаги формата А3 (по одному для каждой группы);

• толстые нитки или шнур, колышки для обозначения площадки;

• блокнот и карандаш (лучше привязанный на веревочку и прикрепленный к блокноту) у каждого учащегося;

• пакеты для сбора листьев и плодов на каждую группу;

• листы белой бумаги формата А4 (по количеству учащихся в классе);

• двусторонняя клейкая лента;

Подготовка к экскурсии. Учитель определяет место проведения экскурсии, разрабатывает маршрут для экскурсии таким образом, чтобы их можно было использовать и для проведения других сезонных экскурсий. Это позволит показать учащимся все сезонные изменения в природе на одних и тех же объектах. Педагог составляет карточки-задания для групповых и индивидуальных наблюдений. Желательно иметь план-схему территории учреждения образования, чтобы легче было давать задания для проведения наблюдений.

Учитель продумывает приемы, которые помогут разделить учащихся на группы, а также правила безопасного поведения на экскурсии. Одежда и обувь учащихся должны соответствовать погодным условиям на время проведения экскурсии.

1. Учитель предлагает учащимся вспомнить общие правила безопасного поведения во время проведения экскурсии. Эти правила обсуждались на первой биологической экскурсии в 6-м классе. Правила можно записать на листе ватмана либо на отдельных карточках. Спросите, какое правило учащиеся хотели бы изменить или добавить. Учитель может сам добавлять к общим правилам специальные правила в зависимости от времени проведения и темы экскурсии. (3 мин)

2. Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «С каким цветом для вас ассоциируется слово осень?» Почему именно с этим цветом? Обычно учащиеся называют желтый, красный, оранжевый. Педагог показывает листья древесных растений (липа, береза, клен, рябина) соответствующей окраски и указывает на то, что не у всех деревьев листья ярких цветов. У ольхи, тополя листья становятся бурыми или серыми, у сирени листья еще долго будут оставаться зелеными. На сегодняшней экскурсии мы поговорим о том, почему же именно осень может похвастаться таким разнообразием красок. (3 мин)

3. Учитель сообщает о том, что летом листья деревьев и кустарников окрашены в зеленый цвет из-за зерен пигмента хлорофилла. Но в листьях есть и другие пигменты — желтого (ксантофилл), оранжевого (каротин) цвета. Летом хлорофилла в листьях так много, что остальные пигменты незаметны. Осенью сокращается световой день, хлорофилла образуется меньше, желтая окраска листьев становится заметной. В листьях содержится красящее вещество — антоциан. Это он окрашивает их во все оттенки красного цвета. Чем прохладнее, тем больше антоциана образуется в листьях. А вот листья ольхи и тополя не содержат в своем составе желто-оранжевых пигментов и антоциана. Тусклый цвет придают этим листьям продукты распада хлорофилла. Осенняя окраска характерна и для некоторых трав. (2 мин)

4. С помощью жестов покажите, что происходит после изменения окраски листьев. Какое явление живой природы вы сейчас изобразили? (Листопад) Причина листопада — изменение условий (сокращение светового дня, понижение температуры, изменение влажности). Ежегодно, сбрасывая листву, дерево освобождается от вредных веществ, которые накопились за лето. В лесу слой листьев защищает проростки растений и корни деревьев от мороза, листья перегнивают и дают питательные вещества растениям, в сухих листьях зимуют многие насекомые. Некоторые дубы не сбрасывают листву на зиму, засохшие листья опадут только весной. Хвойные растения не сбрасывают хвою на зиму, кроме лиственницы, у которой иголки опадают осенью. (3 мин)

5. Учащиеся, по желанию, разбиваются на группы по четыре — шесть человек (или учитель сам делит учащихся на группы любым известным ему способом). Группы получают одинаковые задания, но выбирают для их выполнения разные участки на территории, определенной учителем. На выполнение задания отводится 15 минут. Карточку-задание получает каждый учащийся, и она остается у него до следующего урока. Это облегчит выполнение домашнего задания. На следующем уроке учащийся сдает отчет об экскурсии вместе с карточкой (см. Приложение, с. 51).

6. Группы представляют результаты своей работы. (7 мин)

7. Подведение итогов. Учитель предлагает подсчитать общее количество видов деревьев и кустарников, которые удалось описать классу во время экскурсии. Какие виды деревьев и кустарников встречались у всех групп? Как осенью можно узнать эти растения? Собрав листы А3 с отмеченными на них видами деревьев и кустарников, можно получить общий план-схему выбранного для экскурсии участка. На весенней экскурсии можно использовать этот план-схему, наносить на него новые объекты в соответствии с темой экскурсии. (5 мин)

8. Экологические игры при проведении экскурсии (в зависимости от времени, которым располагает учитель).

Игра «Определи предмет»

Игра построена таким образом, чтобы научить учащихся различать и запоминать виды деревьев и кустарников своей местности. Можно использовать листья, плоды, семена деревьев и кустарников, собранные во время экскурсии. Разделите класс на две команды. Постройте команды лицом друг к другу на расстоянии 10 м. Разложите предметы в ряд между командами. Команды должны рассчитаться так, чтобы у каждого игрока в каждой команде был свой номер — № 1, № 2, № 3 и т. д. Когда команды будут готовы, произнесите название дерева или кустарника, частью которого является один из лежащих на земле предметов, а затем назовите номер игрока. Чтобы внести элемент неожиданности, называйте номера не по порядку. Например: «Следующее растение — дуб, а номер — 3!» Как только игроки под номером 3 услышат свой номер, они должны подбежать к образцам на земле и, стараясь опередить друг друга, найти дубовый лист, желудь, кусочек коры. Победивший игрок приносит команде два очка. В случае ошибки команда теряет два очка.

Игра «Собери дерево»

Игра развивает память, реакцию, пополняет знания учащихся о видовом разнообразии деревьев. К карточке с изображением листа дерева надо найти плод этого же дерева. Можно использовать листья и плоды деревьев, собранные на экскурсии. Можно предложить собрать три карточки: силуэт дерева, лист, плод. Игру проводят в группах, парах или в форме индивидуального задания. Можно игру проводить на время: «Кто быстрее?»

Игра «Голландское лото»

Одна из модификаций игры «Собери дерево». Эта игра очень хорошо развивает память, реакцию, пополняет знания игроков о видовом разнообразии деревьев. Раскладывают рядами рисунком вниз 36 парных карточек с изображением 18 видов деревьев и кустарников (или частей растений). Каждый игрок по очереди имеет право перевернуть одновременно две карточки и показать их изображение всем игрокам. Если на этих карточках оказался неодинаковый рисунок, их возвращают на место. После двух-трех конов по кругу начинают попадаться парные карточки, которые игроки оставляют себе, получая право дополнительного хода. Побеждает игрок, набравший большее количество пар. Одним из условий игры может быть: правильно назвать вид, изображенный на карточке.

9. Рефлексия в конце экскурсии. (3 мин)

• Что для вас было самым запоминающимся на экскурсии?

• Что было для вас самым интересным на экскурсии?

• Насколько легко или трудно было каждому из вас справиться с заданиями?

• Что нового вы узнали о территории учреждения образования?

10. Домашнее задание. Оформить в тетрадях отчет об экскурсии по предложенному в карточках-заданиях плану. Повторить § 1 учебного пособия. (2 мин)

Источник

Экскурсия по биологии «Осенние явления в жизни растений»

Экскурсия на тему «Осенние явления в жизни растений».

Цель: познакомить обучающихся с осенними явлениями в жизни растений . Выявить умение учащихся наблюдать во время экскурсии в природу, научить обращать внимание на необычное, устанавливая связи между явлениями. Продолжить развитие общебиологических понятий.

Научить учащихся составлять письменный отчет и красочно оформлять коллекции .

Образовательная: дать представление о сути биологических явлений (Осенняя раскраска листьев, листопад, приспособления к распространению плодов и семян)

Развивающая: развитие навыков самостоятельных наблюдений в природе, сбор материала.

Воспитательная: воспитание любви к природе, бережного отношения к ней, обратить внимания на красоту осеннего леса.

Оборудование: гербарные папки из картона 2-4шт., газетная бумага, пакеты для сбора семян, блокноты, карандаши.

План проведения экскурсии

Выбор маршрута экскурсии

Организация обучающихся перед экскурсией

Выход на место проведения экскурсии

Беседа учителя о цели экскурсии и осенних явлениях в жизни растений

Работа обучающихся по сбору материала

Заключительное слово учителя

Подведение итогов работы

Вступительная беседа 5-7 мин.

Заинтересовать обучающихся предстоящими наблюдениями, обратить внимание на красоту осеннего леса. Вспомнить стихи об осени, картина «Золотая осень».

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

В конце августа, начале сентября появляются признаки осени. Какие? (изменяется окраска листьев на деревьях, кустарниках, созревают плоды, однолетние травянистые растения отмирают, но созревают их и семена зимуют, начинается листопад, на ветках остаются почки и они защищены от ветра, мороза, многолетние травы надземная часть погибает, зимуют подземные – корни, корневища, луковица).

У большинства деревьев, кустарников листья опадают, наиболее яркая окраска в период с 15 по 25 сентября. Желтеют березы, краснеют листья осины, красными становятся листья рябины, созревают их плоды. Около середины сентября начинается пожелтение лиственницы. Они сбрасывают хвою на зиму (приметы: сбросила лиственница хвою – установился снежный покров) среди местных кустарников листья сирени остаются зелеными до самых морозов.

Осень пора созревания плодов и семян с наступлением осени некоторые растения цветут вторично, и мы этому удивляемся!

— одуванчики, жарки, ветреница, земляника.

Задания для самостоятельной работы

Рассмотреть у каких деревьев изменилась окраска листьев по сравнению с летней, и начался ли листопад?

Зачем деревья и кустарники сбрасывают листья:

а) роль листопада в жизни растения;

б) значение листопада в природе.

Собрать окрашенные листья для гербария (взять с веток и опавшие)

Что остается на ветках после опадения? Записать наблюдения.

Собрать семена, плоды деревьев, кустарников, трав. Предположить, как они распространяются.

Какие растения продолжают цветение? Записать название.

Значение листопада в жизни растения .

Приспособленность к уменьшению испарения влаги в зимнее время.

Выделение из растения вместе с листьями ненужных веществ.

Защита дерева от механического повреждения под тяжестью снега.

Значение листопада в природе.

Создание листовой подстилки, задерживающей влагу, тепло, способствующей зимовке многих животных, в т. ч. полезных.

Участие в почвообразовании и круговороте веществ в природе (перегной – минеральные соли).

Опавшие листья служат пищей для дождевых червей, бактерий и др. организмов.

Цветковые растения разнообразны и произрастают в разных условиях и несмотря на внешнее различие, все имеют органы: корни, стебли, листья, цветки.

Из собранного материала приготовить гербарий осенних листьев, коллекции семян, возможно, сделать аппликацию «Осенний букет», «Осень в лесу».

Источник

Конспект экскурсии по биологии «Осенние явления в жизни растений»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Велижская средняя общеобразовательная школа №2

«Осенние явления в жизни растений»

Кудряшова Екатерина Вячеславовна,

учитель биологии и химии

образовательная – развивать у учащихся понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды; осенняя окраска листьев, листопад, распространение семян, особенности внешнего строения цветковых растений разных мест обитания, подготовка растений к зиме; формировать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии.

развивающая – развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей.

воспитательная – развивать диалектико-материалистическое мировоззрение, раскрывая причины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде; формировать у учащихся эстетическое восприятие природы.

• папка для гербаризации листьев;

• дидактический материал с изображением деревьев и кустарников;

• полиэтиленовые мешочки для сбора семян и плодов;

• лупа, линейка, блокнот, карандаши.

I. Вступительное слово учителя.

II . Самостоятельная работа учащихся по карточкам.

III . Итоги экскурсии.

IV . Домашнее задание.

I . Учитель: Ребята, вот мы с вами и на месте. Посмотрите вокруг, какое сейчас время года?

Учитель: Правильно! Не правда ли прекрасное время года. Сколько о нем написано стихов, сколько нарисовано картин, даже и не счесть. Послушайте стихотворение И. Бунина «Листопад»:

« Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца. »

Раскрываю для детей тайны удивительных вещей природы.

Учитель: Ребята, я просила вас найти какие-нибудь стихотворения, рассказы, пословицы, загадки на тему «Осень». Давайте проверим, что вы подготовили.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Учитель: Молодец! Кто-нибудь из вас подготовил еще стихи?

Ученик 1: Стихотворения про осень

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Ученик 2: Пословицы про осень:

Осенью скот жиреет, а человек добреет.

Осень хвастлива, весна справедлива.

Осень прикажет, а весна свое скажет.

Осень — запасиха, зима — подбериха.

Осень — время собирать урожай.

Осень — погоды перемен восемь.

Брюзжит, что худая муха в осень.

В осень и у вороны копна хлеба.

Придет осень, за все спросит.

Цыплят по осени считают.

В осень и у воробья пир.

Осенью и воробей богат.

Осень непогодь несет.

Ученик 3: Загадки про осень:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — .
(Осень)

Зелена, а не луг,

Кудрява, а без волос.

Учитель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо подготовились.

Ребята, как вы думаете, а почему не которые люди не любят осень?

Ученик: осенью, опадают листья, отцветают растения, все становится желтым и идет дождь.

Учитель: Правильно. Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?

Ученик: бумажки, бутылки, битое стекло.

Учитель: весь этот мусор не нужен природе. А как вы думаете почему?

Ученик: этот мусор не нужен природе, потому что он долго разлагается и загрязняет окружающую среду.

Учитель: Верно. Например, полиэтиленовые пакеты разлагаются около 100 лет. Ребята, если мы пришли в лес на пикник, что мы должны сделать при уходе?

Ученик: Все отходы мы должны взять с собой, а то, что легко разлагается закопать.

Учитель: Все верно. Сегодня мы пришли сюда, чтобы разобраться, почему растения сбрасывают листву, почему желтеют листья и многое другое. Итак, какие же изменения произошли при смене лета на осень?

Ученики: уменьшился день, понизилась температура воздуха, увеличилась влажность, выпадает большое количество осадков.

Учитель: Все правильно. А какие изменения произошли с растениями?

Ученики: Трава потемнела, пожелтели листья деревьев и кустарников, опадают листья, некоторые растения отцвели, а на некоторых уже появились семена.

II . Учитель: Ребята, после экскурсии нам надо будет ответить на вопросы: Почему сезонные изменения погодных условий влияют на жизнь растений осенью и как растения приспосабливаются к изменениям условий внешней среды и как они готовятся к зиме?

Для того чтобы ответить на все эти вопросы нам необходимо выполнить ряд заданий. Для работы нам нужно разделиться на 5 групп по 4 человека и каждая группа получает свое индивидуальное задание на карточке.

Задания предусматривают выполнение двух видов работ:

Первый вид работы направлен в основном на ознакомление учащихся с многообразием видов древесных растений, выявление признаков приспособленности растений к осенним условиям.

Второй вид работы направлен на формирование эстетических ценностей природы.

Перед выполнением заданий провожу инструктаж.

Привожу пример 2 карточек (всего их было 5).

Изучить процесс листопада.

1.Отметьте изменения в жизни деревьев, кустарников, трав. Какой стала окраска у большинства растений, а у каких растений осталась зеленой до самых заморозков.

2.Отметьте в таблице виды растений и сроки их листопада: частично сбросили, полностью освободились от листвы, оставили на зиму (+).

Оставили на зиму

3.С помощью лупы рассмотрите, основание черешка опавшего листа и найдите слой ткани способствовавшей его отделению.

4.Соберите листья различной окраски и сделайте из них гербарий с подписями названий растений.

5.Рассмотрите окраску листьев у различных деревьев и кустарников и внесите данные в таблицу.

6.Одинакова ли продолжительность листопада у разных видов деревьев и кустарников?

7.Написать не большой рассказ на тему: «Осень».

Изучить многообразие плодов.

1. Соберите плоды, которые распространяются ветром (ясень, клен, липа, береза).

2. Соберите плоды, которые распространяются птицами (рябина, калина, бузина).

3. Соберите плоды, которые распространяются человеком (череда, гравилат, подорожник, ромашка, репейник).

4.Соберите плоды, которые распространяются саморазбрасыванием (акация).

Особенности строения плода

Коричневого цвета, окружен плюской.

С помощью животных и человека

6. Почему у растений на плодах образуются волоски, крылья? С чем это связано?

7. Составьте 2 синквейна на тему: «Осень».

При подведении итогов в обобщающей беседе выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме.

Итак, ребята подойдите ко мне и ответьте на вопрос: Когда начинается календарная и астрономическая осень?

Ученики: календарная осень начинается 1 сентября, а астрономическая — после 23 сентября.

Учитель: А ботаническая осень всегда приходит как-то неожиданно с появлением массового пожелтения листвы у березы и липы. Однако, настоящая осень наступает даже не тогда, когда все листья на деревьях стали желтыми, а с того времени когда начинается листопад. Как вы думаете, ребята, почему это явление очень важно для растений?

Ученики: Именно в этот период растение готовится к неблагоприятному периоду — зиме. Именно с опадением листвы уменьшается испарение.

Учитель: А что случилось бы, если бы листва не опадала?

Ученик: При сохранении листвы испарение бы продолжалось, корни не могли бы восполнять потери влаги из-за промерзания почвы, и это привело бы к гибели растения. Сбрасывание листьев предохраняет растение от механического повреждения, т.к. Под тяжестью снега на широкой листовой пластинке ветви бы сломались. Вместе с листьями растение удаляет вредные вещества, которые к осени из стволов и стеблей переходят в листья.

Учитель: Все правильно. Скажите, ребята, а одинакова ли продолжительность листопада у разных видов деревьев?

Ученики: Нет, она различна.

Учитель: А как же происходит листопад?

Ученики: К осени у основания черешка листа образуются особые мелкие клетки, напоминающие пробку — это отделительный слой.

Учитель: Как называется место на стебле, где был прикреплен лист?

Ученик: Это место называется листовым рубцом.

Учитель: в период листопада листья, меняют свою окраску на желтую, красную, фиолетовую, чем объясняется это многообразие цветов?

Ученики: Это объясняется тем, что помимо хлорофилла в листьях находятся и другие окрашивающие вещества. Но весной зеленый пигмент их покрывает и не дает им проявляться. Осенью хлорофилл разрушается и начинает преобладать другое вещество – антоциан, от которого листья становятся красными или фиолетовыми.

Учитель: Молодцы, все правильно. А как вы думаете, почему хвойные деревья не сбрасывают на зиму хвою?

Ученик: Сосна и ель — засухоустойчивые растения, испаряющая поверхность их хвоинок очень мала и они покрыты восковым налетом, который почти не пропускает влагу.

Учитель: В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят.

Итак, ребята, мы сегодня с вами проделали огромную работу, пронаблюдали, как растения готовится к зиме, листопад.

Делаю вывод, придав материалу целостность.

IV . Напоминаю о сроках письменного отчета. Каждая группа
школьников представляет выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.

По результатам экскурсии провожу обобщающий урок. К этому уроку в кабинете биологии монтирую выставку наиболее удачных творческих работ учащихся: сочинения — миниатюры, стихи собственного сочинения, рисунки, коллекции плодов и семян, гербарные листы, поделки из природного материала.

Свои восхищения явлениями природы, свои чувства, любовь дети выражают в рисунке, в написании стихов, синквейнов, кроссвордов, эссе, рассказов.

Отчеты проверяю и оцениваю:

На обобщающем уроке подводим итог экскурсии по двум видам работ, предусмотренных в карточках. Ребята читают свои ответы на вопросы, показывают рисунки, читают стихи, обмениваются мнениями, ведут дискуссии.

Опыт проведения таких обсуждений показывает роль и значение экскурсий: ребята становятся активнее, заинтересованнее в изучаемом и обсуждаемом материале, они с удовольствием делятся наблюдениями и впечатлениями. Наблюдая живописные уголки природы, школьники учатся понимать красоту, у них развивается любовь к русской природе.

Экскурсии дают хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания, экологических связей, единства и целостности природных комплексов.

Пасечник В.В. Биология, грибы, растения. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010.

Выберите книгу со скидкой:

Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.

Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Взаимосвязь инноваций и традиций в развитии современной педагогики

Свидетельство каждому участнику

Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

10 – 12 ноября 2020г 19:00 (МСК)

«Описание материала:

Вы сможете познакомить учеников с явлениями происходящими с растениями осенью.

Задания предусматривают выполнение двух видов работ: Первый вид работы направлен в основном на ознакомление учащихся с многообразием видов древесных растений, выявление признаков приспособленности растений к осенним условиям. Второй вид работы направлен на формирование эстетических ценностей природы. Перед выполнением заданий провожу инструктаж.

Каждая группа школьников представляет выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.

По результатам экскурсии провожу обобщающий урок. К этому учащихся: сочинения миниатюры, стихи собственного сочинения, рисунки, коллекции плодов и семян, гербарные листы, поделки из природного материала. Выполнение заданий экскурсии поможет учителям собрать необходимый гербарный материал, а ученикам ближе познакомиться с природой. Этапы экскурсии я подробно описала.

«Выдержка из материала:

  1. наблюдение;
  2. беседа;
  3. рассказ;
  4. распознавание объектов.

I. Вступительное слово учителя.

II. Самостоятельная работа учащихся по карточкам.

III. Итоги экскурсии.

IV. Домашнее задание. Проведение экскурсии.

I. Учитель: Ребята, вот мы с вами и на месте. Посмотрите вокруг, какое сейчас время года?

Ученики: Осень Учитель: Правильно! Не правда ли прекрасное время года. Сколько о нем написано стихов, сколько нарисовано картин, даже и не счесть. Послушайте стихотворение И. Бунина «Листопад»: Учитель: Правильно. Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите? Ученик: бумажки, бутылки, битое стекло. Учитель: весь этот мусор не нужен природе.

А как вы думаете почему? Ученик: этот мусор не нужен природе, потому что он долго разлагается и загрязняет окружающую среду.

Учитель: Верно. Например, полиэтиленовые пакеты разлагаются около 100 лет. Ребята, если мы пришли в лес на пикник, что мы должны сделать при уходе? Ученик: Все отходы мы должны взять с собой, а то, что легко разлагается закопать. Учитель: Все верно. Сегодня мы пришли сюда, чтобы разобраться, почему растения сбрасывают листву, почему желтеют листья и многое другое. Итак, какие же изменения произошли при смене лета на осень?
Ученики: уменьшился день, понизилась температура воздуха, увеличилась влажность, выпадает большое количество осадков.

Учитель: Все правильно. А какие изменения произошли с растениями?Ученики: Трава потемнела, пожелтели листья деревьев и кустарников, опадают листья, некоторые растения отцвели, а на некоторых уже появились семена.Учитель: Верно. II. Учитель: Ребята, после экскурсии нам надо будет ответить на вопросы:

Почему сезонные изменения погодных условий влияют на жизнь растений осенью и как растения приспосабливаются к изменениям условий внешней среды и как они готовятся к зиме?Для того чтобы ответить на все эти вопросы нам необходимо выполнить ряд заданий. Для работы нам нужно разделиться на 5 групп по 4 человека и каждая группа получает свое индивидуальное задание на карточке.

Задания предусматривают выполнение двух видов работ: Первый вид работы направлен в основном на ознакомление учащихся с многообразием видов древесных растений, выявление признаков приспособленности растений к осенним условиям. Второй вид работы направлен на формирование эстетических ценностей природы.Перед выполнением заданий провожу инструктаж.

Привожу пример 2 карточек (всего их было 5).Карточка 1 Изучить процесс листопада.Отметьте изменения в жизни деревьев, кустарников, трав. Какой стала окраска у большинства растений, а у каких растений осталась зеленой до самых заморозков.

Отметьте в таблице виды растений и сроки их листопада: частично сбросили, полностью освободились от листвы, оставили на зиму (+).ЛистопадРастение Частично сбросили Полностью сбросили Оставили на зиму
С помощью лупы рассмотрите, основание черешка опавшего листа и найдите слой ткани способствовавшей его отделению.

Соберите листья различной окраски и сделайте из них гербарий с подписями названий растений.Рассмотрите окраску листьев у различных деревьев и кустарников и внесите данные в таблицу.Окраска листьевНазвание растения Окраска листьев

Одинакова ли продолжительность листопада у разных видов деревьев и кустарников?Написать не большой рассказ на тему: «Осень».

Карточка 2Изучить многообразие плодов.

  1. Соберите плоды, которые распространяются ветром (ясень, клен, липа, береза).
  2. Соберите плоды, которые распространяются птицами (рябина, калина, бузина).
  3. Соберите плоды, которые распространяются человеком (череда, гравилат, подорожник, ромашка, репейник).
  4. Соберите плоды, которые распространяются саморазбрасыванием (акация).
  5. Заполните таблицу.Название растения Тип плода Особенности строения плода Способы распространенияДуб желудь Коричневого цвета, окружен плюской. С помощью животных и человека
  6. Почему у растений на плодах образуются волоски, крылья? С чем это связано?

Составьте 2 синквейна на тему: «Осень».

III. При подведении итогов в обобщающей беседе выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме.Итак, ребята подойдите ко мне и ответьте на вопрос: Когда начинается календарная и астрономическая осень?Ученики: календарная осень начинается 1 сентября, а астрономическая — после 23 сентября.Учитель:

А ботаническая осень всегда приходит как-то неожиданно с появлением массового пожелтения листвы у березы и липы.

Однако, настоящая осень наступает даже не тогда, когда все листья на деревьях стали желтыми, а с того времени когда начинается листопад. Как вы думаете, ребята, почему это явление очень важно для растений?Ученики: Именно в этот период растение готовится к неблагоприятному периоду — зиме. Именно с опадением листвы уменьшается испарение.

Учитель: А что случилось бы, если бы листва не опадала?Ученик: При сохранении листвы испарение бы продолжалось, корни не могли бы восполнять потери влаги из-за промерзания почвы, и это привело бы к гибели растения. Сбрасывание листьев предохраняет растение от механического повреждения, т.к.

Под тяжестью снега на широкой листовой пластинке ветви бы сломались. Вместе с листьями растение удаляет вредные вещества, которые к осени из стволов и стеблей переходят в листья.Учитель: Все правильно. Скажите, ребята, а одинакова ли продолжительность листопада у разных видов деревьев?

Ученики: Нет, она различна.Учитель: А как же происходит листопад?Ученики: К осени у основания черешка листа образуются особые мелкие клетки, напоминающие пробку — это отделительный слой.Учитель: Как называется место на стебле, где был прикреплен лист?

Ученик: Это место называется листовым рубцом.Учитель: в период листопада листья, меняют свою окраску на желтую, красную, фиолетовую, чем объясняется это многообразие цветов?Ученики: Это объясняется тем, что помимо хлорофилла в листьях находятся и другие окрашивающие вещества.

Но весной зеленый пигмент их покрывает и не дает им проявляться. Осенью хлорофилл разрушается и начинает преобладать другое вещество – антоциан, от которого листья становятся красными или фиолетовыми. Учитель: Молодцы, все правильно. А как вы думаете, почему хвойные деревья не сбрасывают на зиму хвою?

Ученик: Сосна и ель — засухоустойчивые растения, испаряющая поверхность их хвоинок очень мала и они покрыты восковым налетом, который почти не пропускает влагу.Учитель: В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят.

Итак, ребята, мы сегодня с вами проделали огромную работу, пронаблюдали, как растения готовится к зиме, листопад. Делаю вывод, придав материалу целостность.

IV. Напоминаю о сроках письменного отчета. Каждая группа школьников представляет выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.

Источник

Читайте также:  Приведите примеры борьбы за существование из жизни растений