Меню

Экскурсия по биологии 7 класс многообразие растений ответы

Экскурсия по биологии 7 класс многообразие растений ответы

Т ема: экскурсия «Многообразие животных в природе»

Задачи: познакомить учащихся с представителями основных систематических групп животных различных мест обитания; научить узнавать распространенных животных, встречающихся на пришкольном участке в осенний период, отметить первые признаки осени в их жизни; показать многообразие животных и их взаимосвязь в природе; научить составлять цепи питания; дать формулировку понятий «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз»; развивать знания о фаунистическом богатстве родного края; воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе, стремление к познавательной и творческой деятельности.

Оборудование: учебник (В.М.Константинов и др. «Биология» 7 класс), р/тетрадь №1, экскурсионные карточки.

Ход урока:

1.Организационный момент (приветствие, наличие на столах учащихся принадлежностей).

  • Что такое зоология? Расскажите о системе наук, входящих в состав зоологии.
  • Назовите черты сходства и различия растений и животных.
  • Раскройте роль животных в жизни человека.
  • Выполните в р/т №1 задание №4 на с.7.
  1. Проведение экскурсии.
  • Беседа о многообразии животного мира, взаимосвязи растений и животных в природе; формулировка понятий «БИОЦЕНОЗ», «ЭКОСИСТЕМА», «БИОГЕОЦЕНОЗ»;
  • Проведение инструктажа по правилам поведения во время биологической экскурсии;
  • Работа в соответствии с инструктивными экскурсионными карточками

Тема экскурсии: «Многообразие животных в природе»

Ф.И. экскурсанта: ____________________________________

Дата экскурсии: «_____» сентября 20___г.

Место проведения экскурсии: территория школьного двора

Погодные условия (облачность, наличие осадков, наличие ветра и его сила, температура воздуха):

Цели экскурсии: ознакомиться с представителями основных систематических групп животных, обитающих на пришкольной территории; научиться узнавать распространенных животных, встречающихся на пришкольном участке в осенний период; выяснить типы взаимоотношений встреченных представителей животного мира; научиться составлять цепи питания и определять место и роль того или иного животного в изучаемом природном сообществе.

Задание 1. Исследуйте почву на определенных участках экскурсии, определите видовой состав увиденных животных, отметьте их численность. Перечислите названия известных вам животных:

Источник

проект экскурсии «Лишайники»
проект по биологии (7 класс) на тему

Экскурсия «лишайники» разработана для 7го класса

Скачать:

Вложение Размер
proekt_lishayniki_ekskursiya.docx 34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема экскурсии: Лишайники – определители чистоты воздуха.

Растения могут быть своеобразными индикаторами информации о

загрязнении окружающей среды и в том числе атмосферного воздуха. Разные

виды растений неоднозначно относятся к различным компонентам загрязнения и их можно использовать как индикаторы для выявления отдельных загрязнителей воздуха и для оценки общего состояния атмосферы (1).

Многие ученые, исследователи до сих пор большое внимание уделяют изучению загрязнения окружающей среды.

Особое место среди фитоиндикаторов занимают лишайники. Они распространены по всему миру и могут служить объектом мониторинга на различных уровнях: локальном (в конкретных местах), региональном (в обширном регионе), и глобальном (на всем земном шаре). Существует особое направление индикационной экологии – лихеноиндикация, которая использует лишайники в качестве показателей загрязнения среды. Лишайники отличаются особым способом питания. Воду они поглощают всей поверхностью таллома из атмосферных осадков и водяных паров, углекислый газ из атмосферы. Источником питательных веществ являются субстрат и атмосферная пыль, оседающая на их поверхности. Лишайники, как и губка, впитывают вместе с водой и пылью и различные загрязнители. Разные виды лишайников по-разному реагируют на загрязнение воздуха. Это свойство можно использовать для определения степени загрязнения атмосферы (3).

С помощью лишайников можно определить степень загрязнения воздуха не только в населенных пунктах, но и в придорожных лесах. В распространении лишайников обнаружены следующие закономерности. Чем больше индустриализована среда, чем сильнее загрязнение воздуха, тем

меньше в нем встречается лишайников, тем меньшую площадь покрывают

они на стволах деревьев или других субстратах, тем ниже их жизнеспособность. При повышении степени загрязнения воздуха первыми исчезают кустистые лишайники, за ними — листовые и последними — накипные. При сильном загрязнении лишайники отсутствуют, образуется «лишайниковая пустыня».

Актуальностью данной темы является то, что экологические последствия увеличения антропогенной нагрузки на леса очевидны: чем больше автомобильного транспорта, тем больше выбросов вредных веществ и в том числе тяжелых металлов в окружающую среду. Нарушается газообмен экологических систем, что крайне неблагоприятно для растительного и животного мира. Наши леса перестанут исчезать в результате не только пожаров и вырубок, но и загрязнения воздуха, если в большем объеме будет проводиться работа по борьбе с выбросами вредных веществ в атмосферу.

Целью проекта является изучения лишайников около леса села Кызыл-Арыг Тандинского кожууна и определить с помощью лишайников степень загрязненности воздуха.

Для достижения данной цели были поставлены задачи :

  1. Исследовать наличие лишайников на выделенных участках;
  2. Определить виды лишайников. 3. Провести качественную оценку степени покрытия древесного ствола лишайниками и проследить зависимость лишайникового покрова деревьев от удалённости источника загрязнения.

Новизна работы заключается в том, что многие исследовали лишайников, но в нашей школе никто не занимался изучением и применением лишайников в определении загрязненности воздуха.

Теоретическая значимость: в результате проекта учащиеся смогут узнать видов и форм лишайников, обитающих в их территории

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования пригодны для определения загрязнения окружающей среды, всем полезно знать, в какой среде мы живем, каким воздухом дышим. А также собран гербарий лишайников.

Физико – географическая характеристика района исследования :

Исследования проводились на территории леса Кызыл-Арыг, который находится в ведении лесного хозяйства Балгазын. Рельеф исследуемого района ровный, вблизи отсутствуют каких-либо возвышенностей. Климат местности резко — континентальный с продолжительной и холодной зимой, теплым летом. Среднегодовая температура составляет 25 С.
Осадки приносят в основном с таежной части. Преобладают северо-западные ветры.
На территории преобладают горнотаежные почвы. Наличие таких типов почв благоприятствуют богатому видовому составу растений.
На восточной части, через реку Кызыл-Арыг раскинулся смешанный лес из лиственницы, березы, ивы, черемухи, боярышника, шиповник. Участок леса, в котором были проведены исследования, в основном, состоял из древесных растений: лиственницы сибирской, березы бородавчатой, ивы козьей, шиповника.

Для выполнения проекта был выбран небольшой участок смешанного леса в южном направлении от села Кызыл – Арыг Тандинского кожууна, по которому проходит автомобильное шоссе.

Исследования проводились на трех контрольных площадках:

1 площадка – участок леса от села Кызыл-Арыг на 50м, около автомобильного шоссе в южном направлении.

2 участок – участок леса от села Кызыл-Арыг на 500-600 м.

3 участок – участок леса от села Кызыл-Арыг на 800-1000м.

1.В каждой площадке визуально взято 10 отдельно стоящих, здоровых, растущих вертикально деревьев.

2.На каждом дереве подсчитано количество и видовой состав лишайников.

3.Проведено оценку степени покрытия древесного ствола. Для этого на высоте 30-150 см., путем наложения рамки на наиболее заросшую лишайниками часть коры подсчитано, какой процент общей площади рамки занимают лишайники. Полученные результаты занесено в таблицу №1.

Участок № 1 находился в непосредственной близости к автомобильному шоссе . По полученным результатам занесенных в таблицу, видно, что на двух деревьях присутствовали лишайники, а также не встретилось ни одного листового лишайника. Основную часть встречаемых лишайников составляли, накипные лишайники. И таким образом степень покрытия лишайниками стволов деревьев, максимально составила 10% только на одном дереве, а на другом составил 8%. Средняя степень покрытия составила 4,5%, что является не большим показателем для смешанного леса.

С помощью определителя определили, что на деревьях присутствовали 2 вида лишайников – кладина, ксантория.

Участок № 2 находился от шоссе на 500м в южном направлении.

Вывод: На втором контрольном участке, который находился на расстоянии более 500 метров от автомобильного шоссе. Как видно из таблицы, все контрольные деревья имели лишайниковые покрытия, кроме двух деревьев. Средняя степень покрытия, лишайниками древесного ствола составляла 28- 30%, что является тоже небольшим показателем для смешанного леса.

Определили, что на деревьях растут 3 вида лишайников – гипогимния,

На третьем участке, который находился на наибольшем отдалении от источников загрязнения, было обнаружено наибольшее количество лишайников. Все контрольные деревья имеют довольно большое лишайниковое покрытие древесного ствола. В среднем на один ствол дерева

приходится 50-60 % лишайников, что составило среднюю степень покрытия

лишайником древесного ствола 46 %. Здесь на третьем участке находилось дерево, имеющее наибольшую степень покрытия лишайником древесного ствола.

Встречаются 3 вида лишайников: гипогимния, ксантория, кладина. Вывод

По нашим исследованиям выяснили, что загрязненность воздуха около села Кызыл-Арыг не значительная, так как на всех трех контрольных участках встречались лишайники. Можно отметить из этих трех контрольных участков, первый участок как наиболее загрязненный в сравнении со вторым и третьим участками, так как первый участок находится в непосредственной близости от автомобильного шоссе.

В результате исследовательской работы определили, что имеются 3 вида лишайников: гипогимния, ксантория, кладина

Наши леса не просто экосистема, это источник кислорода, это лекарственные растения, это грибы и ягоды, это летняя прохлада и зимнее тепло, красота и отдых. Лес села Кызыл – Арыг не только источник материальных благ, но и любимые места отдыха местных жителей.

Особенно заметны антропогенные воздействия в лесах, прилегающих к населенным пунктам. Отмечается загрязнение бытовыми отходами, несанкционированными свалками. Лес сильно пострадал от пожаров и

вырубок, а также в связи с засушливым периодом последних лет. Поэтому изучение загрязнение воздуха, а также окружающей среды имеет актуальное и практическое значение. В результате работы была усвоена методика определения степени загрязнения воздуха с помощью лишайников. Собран гербарий 3х видов лишайников.

Источник

Методика проведения экскурсий
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Преподавание биологии невозможно без проведения экскурсий. Методически правильно организованные и хорошо проведенные экскурсии позволяют учащимся значительно расширить, познать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Экскурсия в природу — увлекательная форма работы учителя с классом. На экскурсии школьники учатся видеть нужные объекты, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды. Каждая экскурсия — сильное средство воздействия, формирующее у учащихся критическое мышление и способности к исследованию. Экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, любви к природе.

Скачать:

Вложение Размер
metodika_provedeniya_ekskursiy.doc 92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Московского района города Казани

«Методика проведения экскурсии»

высшей квалификационной категории

высшей квалификационной категории

В воспитании учащихся огромная роль принадлежит школе. Каждый год учителя биологии, в дополнения к уроку, проводят разнообразную внеклассную работу, которая обогащает общее развитие и духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше увидеть, узнать, сделать, дает возможность связать полученные знания с жизнью.

Преподавание биологии невозможно без проведения экскурсий. Методически правильно организованные и хорошо проведенные экскурсии позволяют учащимся значительно расширить, познать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Экскурсия в природу — увлекательная форма работы учителя с классом. На экскурсии школьники учатся видеть нужные объекты, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды. Каждая экскурсия — сильное средство воздействия, формирующее у учащихся критическое мышление и способности к исследованию. Экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, любви к природе. «Мы теряем преданных друзей природы, глушим в людях призвание, если не открываем молодежи глаза на «красоты окружающего мира», — писал академик Н.П.Анучин.

В городских условиях, где нет большого видового разнообразия живых организмов и отсутствует возможность наблюдения за их жизнью, не всегда есть возможность организовать экскурсии на природу. Поэтому, актуальным является создание виртуальных экскурсий с использованием современных интерактивных мультимедийных сред.

Информатизация образования является одним из основных условий, определяющих последующее успешное развитие экономики, науки и культуры. Совершенствование интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий для повышения эффективности обучения и приближения его к реалиям современной жизни приводит к ощутимым результатам.

Web-технологии представляют собой прекрасное средство для создания обучающих программ, электронных справочников и учебников, материалов для викторин и конкурсов, позволяют создавать тематические страницы, объединяющие звук, графику, текст, анимацию. Каждый учащийся, учитель может создать страницы, сайты со своими учебно-методическими и дидактическими материалами, объединить их и получить собственный электронный учебник. Электронные учебники и справочники подразумевают дальнейшую доработку, расширение контента, позволяют изучать материал в своем темпе, расширяют кругозор, т.к. выходят за рамки школьного обучения, предоставляют широкие возможности для дистанционного обучения, направляют увлечение информационными технологиями в образовательное русло, повышают мотивацию.

Преимущества использования таких программных продуктов очевидны:

— увеличение возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;

— интеграция предметов, усиление межпредметных связей;

— выбор индивидуального темпа изучения;

— возможность дистанционного изучения;

— использование методов взаимообучения (обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок и помощи);

— возможность осуществления контроля и самоконтроля;

— повышение интереса учащихся к изучаемому предмету за счет наглядности, занимательности, интерактивной формы предоставления учебного материала, у

— повышение мотивации самостоятельного обучения, развития критического мышления.

Место курса в учебно-воспитательном процессе

Курс предназначен для учащихся начальной и средней школы и является одной из составных частей в изучении образовательной области «Биология», «Экология». Преподавание дисциплины осуществляется в едином комплексе дисциплин учебного плана и ведется в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами естественного направления. Данный курс ориентирован на формирование экологической культуры учащихся, воспитание уважительного и бережного отношения к природе, освоение учащимися практических умений и навыков.

Цели и задачи, образовательные результаты

Цель: разработка учебно-методического курса и создание интерактивного мультимедийного пособия «Виртуальная экскурсия».

  • формирование умений и навыков, необходимых для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды;
  • развитие у учащихся желание познать многообразие живой природы;
  • развитие научных основ рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
  • создание представлений о положительном и отрицательном воздействии человека на природу;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • формирование у учащихся навыков самообучения при помощи компьютера, предоставление ему дополнительной информации по изучаемому предмету, формирование навыков отбора и анализа информации, повышение качества образования с использованием компьютерных технологий;
  • развитие познавательных, творческих, интеллектуальных способностей учащихся.

Основа курса — практическая и продуктивная направленность занятий, способствующая обогащению эмоционального, интеллектуального, смыслотворческого опыта учащихся.

В результате освоения курса учащиеся получат:

— понимание современных проблем экологии и осознание их актуальности как для человечества, так и для каждого человека в отдельности;

— возможность лично участвовать в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды;

— навыки применения теоретических знаний в практической и исследовательской деятельности;

— навыки информационно-аналитической работы с разнообразной информацией.

После изучения курса учащийся должен знать:

— методы изучения живой природы;

— редкие, охраняемые виды животных и растений региона;

— биологические законы и закономерности;

— современные проблемы экологии;

— основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств, информационных и коммуникационных технологий;

Учащийся должен понимать :

— значение живых организмов в биологических сообществах, биологические законы и закономерности;

— актуальность экологических проблем;

— необходимость сохранения всего многообразия жизни;

— назначение человека, как части природы;

— назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

Учащийся должен уметь :

— работать с определителями животных и растений, описывать свойства биосистем, характеризовать значение практической биологии;

— руководствоваться в своей деятельности законами природы;

— прогнозировать последствия игнорирования законов природы в различных сферах деятельности человека;

— оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, сохранять объекты, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

— иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

— соблюдать правила техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

— формирования целостной картины мира;

— гуманного этического поведения в природе;

— охраны природы и редких исчезающих видов;

— доказательства уникальности и ценности жизни;

— сохранения своего здоровья;

— эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразования;

— создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, электронных таблиц;

— создания информационных объектов, в том числе для оформления результаты учебной работы.

Контроль знаний и умений

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.

Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов, примерный перечень которых содержится в пособии.

Организация учебного процесса
Учебно-методический комплекс предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах.

Урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий.

Внеурочная форма в виде экскурсии, на которых учащиеся самостоятельно выполняют практические задания.

Почти каждая тема в биологии связана с экскурсией, но учитывая нехватку учебного времени, учитель выбирает те темы, которые тяжело изучаются в классе, или же проводит обобщающие (заключительные) экскурсии.

по профилю: ботанические, зоологические, анатомические, общебиологические, экологические;

по форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные;

по целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающие;

по времени: одно, двух-часовые, однодневные и многодневные.

Организация экскурсий всегда содержит следующие элементы:

а) подготовка учителя к экскурсии;

б) подготовка учащихся;

в) работа учащихся на экскурсии;

г) беседа с учащимися;

д) проверка и оценка знаний учащихся по материалам экскурсии.

Наряду с экскурсиями в природу существуют экскурсии в музеи, на выставки, в «океанариум» и т.д. Здесь свои особенности, т.к. их обычно проводят опытные и профессиональные экскурсоводы. Но в этом случае часто допускаются ошибка: учащиеся остаются только зрителями и слушателями, поэтому целесообразно план экскурсии составлять с методистом музея и обязательно обсудить увиденное и услышанное с учениками.

Методика подготовки к экскурсии

Экскурсии должны быть предусмотрены и продуманы учителем еще при составлении календарно-тематического плана. Нужно помнить следующие правила для того, чтобы экскурсия достигла своей цели:

  1. Экскурсия — не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
  2. Определить тему экскурсии, изучить место ее проведения, составить четкий план экскурсии.
  3. Придерживаться темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.
  4. Рассказывать только о том, что можно показать.
  5. Избегать длинных объяснений.
  6. Не оставлять учащихся только слушателями, а привлекать их к активной работе.
  7. Не перегружать учащихся новыми названиями.
  8. Уметь сконцентрировать внимание учащихся на нужном объекте.
  9. Уметь вовремя прекратить экскурсию.
  10. Закрепить материал экскурсии на последующих уроках.

Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а в экскурсии расширяют и конкретизируют знания. Только правильно организованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.

За несколько дней до экскурсии учитель определяет тему и продумывает структуру экскурсии, сопоставляя с учебным материалом, выбирает место экскурсии, определяет маршрут и проходит по нему, подбирая нужные объекты, места остановок, составляет план экскурсии, вопросы содержания и методы проведения, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для беседы.

Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии вызывает у учащихся радость, оживление. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее проведения. Поэтому, чтобы заинтересовать учащихся учебным предметом с первых дней изучении, можно провести тематические экскурсии на природу или в музей. Перед проведением экскурсии учитель может показать маршрут (особенно, если экскурсия выездная — это делается с целью ориентировки).

Учитель должен сформировать у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать (но не рвать, не собирать), наблюдать (но не ловить), птичьи гнезда не фотографировать, не шуметь, не бегать, не лазать без надобности по деревьям, не причинять вреда. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что многие виды растений и животных, которые 20-30 лет назад были обычными, сейчас стали редкими и исчезающими.

Для обеспечения полного порядка на экскурсии учитель распределяет учащихся в группы по 4-5 человек, где избирают старшего, отвечающего за дисциплину.

Конечно, экскурсия не должна быть сухим продолжением урока. В связи с этим в план экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, наблюдений, эксперименты. Ведь никакой доклад, никакая беседа не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия. Конкретность наблюдаемых явлений, процессов, необходимость кратко записывать увиденное, провести сравнение, сделать соответствующие выводы, а затем применить полученные знания на уроке и в жизни-все это способствует развитию мышления и наблюдательности учащихся, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо внимания. Выполнение во время экскурсии заданий, связанных с конкретными наблюдениями, развивает у учащихся исследовательские наклонности и самостоятельность в добывании знаний. При этом они входят в тесный контакт с объектами природы, которые оказывают на них большое воспитывающее влияние: у них вырабатывается ответственность за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, развивается чувство коллективизма.

На экскурсиях по биологии легко осуществить индивидуализацию обучения, применить дифференцированный подход, что позволяет учесть разносторонние интересы учащихся. Экскурсии дают большие возможности для ознакомления учащихся с научными основами охраны природы, дают возможность приобщить учащихся к труду, вооружить их умениями и навыками использования биологических закономерностей в практической деятельности.

Методика проведения экскурсии

(на примере экскурсии в 7-ом классе)

Самыми распространенными ботаническими экскурсиями являются экскурсии на природу по следующим темам: «Жизнь растений осенью», «Жизнь растений зимой», «…весной». Это — обширные темы, из них можно выделить конкретные подтемы, а можно оставить их общими.

Например, в 7-ом классе, по новой программе, цветковые растения и их классификация изучаются, к сожалению, в зимний период. Но заключительную экскурсию по данному разделу можно перенести на конец учебного года, и это будет хорошим повторением пройденного материала, к тому же можно будет увидеть цветущими те растения, которые не цветут летом. При желании эту экскурсию можно провести за 2 урока. Методика проведения данной экскурсии довольно-таки проста, но учитывая, что этот раздел был изучен еще зимой, перед экскурсией обязательно (можно не целый урок) повторение, где повторяются семейства цветковых растений, их морфология, различия, сходства, разнообразие. Обязательно нужно вспомнить классификацию цветковых растений. Простота этой экскурсии в том, что цветковые растения встречаются повсюду, и, чтобы провести эту экскурсию, достаточно выйти на аллею, пришкольный участок, клумбу. Задача экскурсии: ознакомиться с миром цветковых растений окружающей местности, понять причину их разнообразия. Перед экскурсией проводится беседа по правилам поведения на природе, о бережном отношении к растениям. Затем учитель делит класс на звенья (группы). На этой экскурсии можно в большом разнообразии применить игровые формы. Например, уже в начале объявить конкурс на звено наблюдательных, смышленых и организованных. Затем идет организация работы.

1 задание: Учащимся предлагается сосчитать число видов растений, растущих в пришкольной зоне. Ученики дают обоснование подсчетам, пользуясь понятиями «особь», «вид», затем решают задачу, можно ли растущие на клумбе растения объединить в один отдел, класс, семейство.

2 задание: Каждое звено получает инструктивную карточку по какому-либо семейству.

  1. Внимательно рассмотрите внешнее строение растений разных видов одного семейства и оформите записи в таблице.

Видовое название особенности внешнего строения

Листьев цветков (формула) плодов (тип)

  1. Проанализируйте записи и сделайте выводы:

а) Чем отличаются растения разных видов данного семейства?

б) Какие признаки являются общими для растений данного семейства?

в) Чем объяснить сходство в строении растений?

г) К какому классу и типу относятся растения данного семейства?

3 задание: Обследовать пришкольную зону, найти растения семейства, данного каждому звену, изучить особенности их внешнего строения и данные внести в таблицу (перед выполнением задания учитель проводит инструктаж по заполнению таблицы).

№ растения особенности внешнего строения видовое название растения

листьев цветков плодов

При подведении итогов по этим заданиям каждое звено называет число видов растений семейства и общую характеристику.

Здесь можно провести игру «Отгадай растение»:раздаются карточки с описанием растения, которые встретились каждому звену, учащиеся должны вспомнить, где они увидели это растение и его название.

Карточка №1. Травянистое растение, листья очередные, с трилистниками. Цветы одиночные, неправильные. Венчик небольшой, окружен в белый или желтый цвет. Корни нитевидные.

Обобщая результаты, учитель предлагает учащимися 2 вопроса: «Какими общими чертами строения характеризуются растения каждого семейства?», «Чем объяснить эти сходства?».

Причины сходства и различий учащиеся находят с трудом, но наводящие рассуждения учителя облегчают этот путь.

Второй этап экскурсии — изучение придорожных растений. Учащимся предлагается сравнить подорожник и одуванчик, растущие у дороги, устанавливаются сходство в строении стебля и расположении листьев. В поисках причин данного явления учащиеся обращаются к условиям жизни растений у дороги и отличают роль вытаптывания как постоянно действующего доктора. Обсуждается значение укороченного стебля, расположение листьев розеткой и утолщение жилок на листьях для выживаемости особей придорожных растений и для сохранения вида.

Учитель предлагает учащимся сравнить подорожник большой и одуванчик лекарственный, выросшие у дороги, с особями, растущими в стороне от дороги, и охарактеризовать условия их жизни. В результате учащиеся делают вывод о влиянии местообитания на внешний вид растения.

Учитель предлагает определить, к каким классам цветковых растений относятся подорожник и одуванчик. Учащиеся правильно классифицируют одуванчик и ошибаются с подорожником (так как у подорожника дуговое жилкование листьев, но семя с двумя семядолями). Учитель объясняет, что дуговое жилкование — есть приспособительная особенность, результат влияния вытаптывания. В результате эволюции жилки приобрели дуговое направление и утолщились, что значительно повысило упругость листа.

Демонстрируются другие придорожные растения, рассказ учителя о соответствии их строения условиям жизни. Учащиеся находят черты приспособленности у гусиной лапки, клевера ползучего, ромашки пахучей.

Затем устраивается небольшой отдых, который посвящается закреплению увиденного. Здесь можно предложить игру: «Вспомни увиденное». Ведущий задает вопросы играющим о том, что они видели на пройденном пути. Кто быстрее и правильнее дает ответы, тот выигрывает. Можно предложить другую игру: «Будь внимателен». Играющие становятся в круг, и ведущий дает каждому название растения. Затем ведущий называет растение и говорит, где оно растет. Если он правильно сказал, то ведущий должен сказать «да»,а если неправильно-«нет». Выигрывает тот, кто без ошибок ответил на все вопросы ведущего.

Учитель ведет класс на пустырь, где учащиеся наблюдают лопух большой, чертополохи, крапиву двудомную и др. и отвечают на вопросы: почему лопух вытесняет другие растения? Почему животные и человек обходят растения пустырей?

Почему животные не поедают эти растения? Чем отличаются растения пустырей от придорожных растений? Какие приспособления выработались у этих растений?

Учащиеся определяют, к какому семейству принадлежат встреченные растения. Проводится беседа о практическом значении этих растений.

Вернувшись к школе, ученики изучают сорные растения на пришкольном участке.

4 задание: С помощью копалки удаляются сорняки участка, указанного учителем. Распределяют на 3 группы (с помощью учителя): многолетние, двулетние, однолетние. Заполняется таблица:

№ особенности внешнего меры борьбы семейство видовое название

Учитель проводит беседу с учащимися, дополняет ответы и рассказывает о биологии наиболее злостных сорняков.

Завершается экскурсия итоговой обобщающей беседой. Также можно провести игру «Поставь на свое место». Цель игры — как ученики запомнили различают плодовые, декоративные, сорные, овощные растения. Для этого учащимся раздают карточки с названиями растений в произвольном порядке. Учащиеся должны сгруппировать их в 4 колонки: плод, сорняки, декоративные, овощные.

По результатам экскурсии ученики оформляют 4 карточки с описанием растений, увиденных в процессе работы.

Источник

Читайте также:  Ландшафтный дизайн у пруда растениями