Меню

Экскурсия по теме многообразие сортов растений

Экскурсия «Селекция растений и животных»

Школьные натуралистические экскурсии

Увязать экскурсию на участок с предстоящим изучением темы о селекции, выяснив ее влияние на качество усвоения селекционных понятий. В дальнейшем изучении программного материала по патриотическому и нравственному воспитанию школьников.

Целесообразно проведение селекционных экскурсий в отделах школьного учебно-опытного участка и на полях близлежащих хозяйств. Эффективную учебно-экскурсионную работу учащихся по изучению основ селекции учителю биологии позволит проведение опытов и демонстраций о селекции в отделе биологии растений; наличие на учебно-опытном участке, в различных отделах, коллекций сортов культурных растений.

Для ознакомления с разнообразием сортов культурных растений, факторами их эволюции, методами селекции можно использовать коллекционные участки полевого и овощного отделов.

Летом и осенью важно организовать селекционные экскурсии учащихся на учебно-опытный участок и поля, где имеются сельскохозяйственные культуры, с целью ознакомления учащихся с сортами культурных растений, их хозяйственно-полезными признаками, условиями возделывания и сведениями по селекции этих культур. При этом возникает возможность обратить внимание учащихся на достижения тружеников местного сельскохозяйственного производства, назвать имена лучших из них.

План проведения осенней экскурсии по теме: «Селекция растений»

Основное содержание экскурсии Методы и методические приемы
1 Вводная часть (определение темы, цели и задач экскурсии) Объяснение, беседа. Запись в тетради
2 Разнообразие сортов полевых культур (хозяйственно-полезные свойства местных сортов) Беседа, пояснение с элементами рассказа, показ растений
3 Разнообразие сортов овощных или декоративных культур Самостоятельная работа
4 Факторы селекции Беседа, демонстрация опытных растений, обобщение
5 Методы селекции (отбор, гибридизация, мутагенез) Рассказ с элементами беседы, объяснение, обобщение, демонстрация опытных растений
6 Самостоятельный сбор материалов для гербаризации, коллекций; наблюдения за сортами Закладка образцов, записи в тетради, зарисовка, фотографирование
Заключительная часть Обобщение, краткие выводы, задание на дом

В процессе подготовки к экскурсии необходимо тщательно изучить маршруты и определить учебные объекты.

Перед выходом на учебно-опытный участок учитель проводит вводную беседу о селекции, обращая внимание на многообразие сортов культурных растений, на их характерные хозяйственнно-полезные признаки; факторы, обеспечивающие развитие и совершенствование форм из природы, первоначальные сведения о методах, селекционной работы.

Во время вводной беседы учитель демонстрирует коллекции полевых и овощных культур, останавливаясь на тех признаках, которые сформировались в результате приспособления растений к практическим нуждам человека. При этом следует обратить внимание на сорта, которые культивируются в местных хозяйствах, на приусадебных и дачных участках. Далее учитель рассказывает о том, что совершенствованием существующих и созданием новых сортов растений и пород животных занимаются ученые-селекционеры.

Затем учащиеся переходят к делянкам отдела общей биологии, где выясняют каким образом осуществляется селекционный процесс. В беседе с учащимися учитель биологии уточняет, что ведущим фактором эволюции культурных растений является искусственный отбор на основе наследственной изменчивости, но при этом подчеркивает, что необходимо иметь в виду и влияние производственных и природных условий. Затем, демонстрируя опытные растения, кратко рассказывает о методах отбора, гибридизации, получении исходного материала путем индуцированного мутагенеза. После этого ученики приступают к сбору образцов сортов растений в соответствии с полученными ранее заданиями.

Заключительная часть экскурсии включает краткий обзор собранного учащимися материала и определение домашнего задания по составлению экскурсионного отчета.

На уроках по изучению темы “Селекция растений, животных и микроорганизмов” следует привлекать работы, включающие записи, зарисовки, описания, фотографии, гербаризированные растения.

Наряду с экскурсиями на учебно-опытный участок с учащимися старших классов рекомендуется проводить осенние экскурсии селекционного содержания на близлежащие сельскохозяйственные объекты. В связи с тем, что в середине сентября многие виды культурных растений уже убраны, для ознакомления с селекцией растений следует выбрать поля с сортами моркови и капусты.

Подготовительный этап экскурсии

Экскурсия организуется в середине сентября с учащимися десятых классов. Данная подготовительная работа включает задание по повторению материалов об искусственном отборе из общей биологии; обеспечение необходимым для сбора натуральных объектов оборудованием; оформление записей.

Подготовка данной экскурсии состоит в следующем:

  • Тщательное изучение маршрута экскурсии с выяснением и выбором учебных объектов.
  • Разработка заданий для самостоятельной работы учащихся.
  • Определение формы и содержания отчета, составляемого после проведения экскурсии.
  • Поиск источников информации о местном сельском хозяйстве.

До экскурсии необходимо предложить учащимся познакомиться с основными сортами овощей, выращиваемых в данном районе, обратив внимание на их биологические, агротехнические, хозяйственно полезные особенности; на причины многообразия сортов.

Экскурсию начинают с вводной беседы, в которой важно нацелить учащихся на то, что основная задача экскурсионно-учебного занятия – познакомиться с сортами овощей (на примере моркови и капусты) как ботаническими и хозяйственными единицами, являющимися продуктами человеческой деятельности и обладающими хозяйственной ценностью. Далее в беседе с учащимися уточняется, какое народно-хозяйственное значение имеют овощные культуры, выясняют, почему сорта культурных растений представляют собой фактор повышения продуктивности, играющий важное значение в производстве продуктов питания и промышленного сырья. После этого школьники под руководством учителя выходят на сельскохозяйственные овощные участки, где приступают к изучению биологических и хозяйственных признаков сортов моркови и капусты.

В ходе работы учащихся следует подвести к выводу о том, что сорт – это внутривидовая совокупность наиболее сходных особей с устойчивыми биологическими показателями и хозяйственной ценностью.

Рассматривая растения конкретных сортов, рекомендуется обращать внимание учащихся на неоднородность корнеплодов моркови и кочанов капусты (по размеру, форме, цвету), что свидетельствует об изменчивости признаков у организмов. Далее следует перейти к анализу факторов и отметить, что влияние определенных условий выращивания обуславливает наилучшее проявление признаков и свойств растений у каждого сорта.

Продемонстрировать в ходе экскурсии непосредственно методы селекционной работы с овощными культурами на изучаемом материале сложно, поэтому важно организовать беседу, в процессе которой раскрыть вопросы создания новых и улучшения существующих культурных растений путем отбора, гибридизации, искусственного мутагенеза.

Таким образом, проведение экскурсии по изучению сортов моркови и капусты позволяет формировать основные понятия по селекции еще до изучения селекционной темы.

При подведении итогов экскурсии учащимся для обсуждения предлагаются следующие темы:

  • Местные природные условия жизни и возделывания сортов моркови и капусты и их влияние на продуктивность.
  • Направления, в которых ведется улучшение сортов овощей.
  • Наиболее важные биологические и хозяйственные особенности наблюдаемых сортов моркови и капусты.
  • Обоснуйте, что способствует изменению культурных форм.

В заключении работы школьники должны сделать вывод о том, что работа по созданию новых сортов сложная, требует хороших знаний, умений, опыта, тщательного изучения исходных организмов; достижение максимально возможных показателей сортов обеспечивается при создании оптимальных условий их культивирования в результате напряженного и самоотверженного труда работников сельскохозяйственного производства.

Проводимую экскурсию важно использовать для усиления воспитательного воздействия на учащихся, раскрывая не только сортовое разнообразие культурных растений, но и роль селекционеров, в руках которых находится успешная реализация заложенных в сорте потенциальных биологических и хозяйственных возможностей, обеспечивающих получение высоких урожаев.

После проведения экскурсии учащиеся пишут отчет по следующей схеме:

  • Биологические и хозяйственные признаки сортов овощных культур.
  • Методы, используемые для улучшения и создания культурных форм.
  • Состояние местного хозяйства, где применяют передовые технологии выращивания сельскохозяйственных культур.
  • Использование новых сортов для выращивания

Источник

Урок-экскурсия по биологии на тему «Мир растений малой родины». 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6

Эпиграф: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”. Паустовский.

Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с растительным миром Алтайского края на примере деревьев и кустарников школьного дендрария.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с видовым разнообразием растений школьного дендрария;
  2. Научить отличать некоторые виды растений, произрастающие в с. Соколово и характерные для края;
  3. Научить делать гербарии из листьев деревьев и кустарников;
  4. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края.
  5. Развивать навыки поведения на природе;
  6. Развивать навыки оформления работы.
Читайте также:  Домашние растения с древовидными листьями

Оборудование: тетрадь и карандаш; задания.

Подготовительный этап: Подготовка учащихся к экскурсии заключается в том, что тему и задачи экскурсии сообщаются накануне. Проводится беседа о правилах поведения на экскурсии. Разрабатывается маршрут, по которому будет проходить экскурсия.

Ход экскурсии

1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.

Учитель. Ребята, знаете ли вы правила поведения в природе. Давайте их вспомним.

Ученики. Не ломать деревья и кустарники. Не рвать цветы. Не затаптывать растения, а ходить по дорожкам и тропинкам. Собирать плоды с минимальным ущербом для растений. И т. д.

2. Учащимся выдаются карточки-задания.

Задания для экскурсии: 1. Перечислите рассмотренные вами на экскурсии растения. 2. Какие деревья растут в школьном парке? Изготовьте гербарий коллекции листьев различных деревьев. 3. Опишите форму кроны березы, липы, дуба. 4. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба. 5. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии. 6. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о природе.

3. Объясняются требования к выполнению отчёта по проведенной экскурсии.

4. Учащимся напоминается о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев.

5. Движение по маршруту

1. Вступительное слово учителя.

“Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: деревья, кустарники, травы, цветы, небо, солнце… Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Только задумайтесь: природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. А мы сегодня попадем в удивительный мир растений нашего дендрария и попытаемся познать частичку природы.

У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”

Игра “Похлопали – потопали” (приложение 1)

2. Рассматривает вместе с учащимися деревья школьного дендрария. Дети отгадывают загадки и собирают листья для гербария. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.

Жду в лесу я вас
В любой день и час.
К вам сама приду
Только раз в году. (Ель)

Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан – белый сарафан. (Береза).

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. (Клен).

Осенью, как только свистнет
Зыбкий ветер –дождевик
У каких деревьев листья
Покраснеют в тот же миг? (Рябина, клен, осина)

У маленькой елочки
Колкие иголочки

Шарики синие,
Словно бы в инее. (Можжевельник).

Летом рады мы свежей
Ягодке медвежьей,
А сушеная в запас
От простуды лечит нас.(Малина)

То ли с крыши, то ли с неба,
Или вата, или пух,
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка? (Тополь).

Хоть не плохо я одета,
Бьет озноб меня всегда,
И весной, и жарким летом
Вся дрожу как в холода. (Осина)

Цветки белые кистями,
Плоды черные с костями. (Черемуха)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница).

В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка. (Рябина).

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

3) Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья зимой, когда с них опадут все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, дуба.

У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму.

У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей.

4) Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно “узнать” дерево.

У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами.

Игра “Найди свое дерево” (приложение 2)

Игра – задание “Поиск листьев” (приложение 3)

5) Подведение итогов экскурсии. Обобщения. Выводы.

“Сегодня мы с вами сделали еще один шаг к познанию удивительного и многогранного мира нашей Природы. На этом наша экскурсия окончена, и мы пройдем в школу, где каждый из вас получит форму отчёта.”

Форма отчета

    Составить коллекцию листьев с указанием дерева или кустарника, которому они принадлежат;
  1. Оформить книжки-малютки с загадками или стихами о деревьях;
  2. Приложить фотографии растений с места экскурсии (по возможности).

Итог: Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку “Деревья и кустарники Алтайского края, произрастающие в школьном парке Соколовской школы” Учащиеся читают друг другу приготовленные стихи о деревьях и кустарниках увиденных во время экскурсии.

Список используемой литературы:

  1. Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. – М.: Центр, 2000.
  2. Электронное учебное издание. Дрофа. Биология. 6 класс.
  3. Журналы “Биология в школе”.
  4. Л.Д. Парфилова Уроки биологии 6-7 класс. Книга для учителя. М.: Сфера, 2003.
  5. Измайлов И. В. и др. Биологические экскурсии. М, Просвещение, 1983.

Источник

Экскурсия на пришкольную территорию «Разнообразие покрытосеменных растений»

Экскурсия на пришкольную территорию «Разнообразие покрытосеменных растений»

Подготовка к экскурсии учителя:

1. Изучает маршрут и многообразие растительного мира пришкольной территории;

2. Составляет план и маршрут для учащихся;

3. Составляет вопросы и карточки с заданиями для учащихся;

4. Беседа с учащимися о целях предстоящей экскурсии, знакомит с «Правилами гербаризации растений»;;

5. Инструктаж по технике безопасности.

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Инструктаж по технике безопасности(расписаться);

2. Приготовить блокнот и простой карандаш для заметок;

3. Разделить учащихся на малые группы (2-4 человека, по желанию).

Познавательные УУД: описывать по алгоритму процессы, описывать свое отношение, искать дополнительную информацию в интернете, выделять характеристики для сравнения самостоятельно и сравнивать объекты.

Умение слушать, считаться с мнением как одноклассника в своей группе, так и из другой группы; работать совместно.

Умение ставить учебную задачу , умение планировать свою деятельность, умение прогнозировать результаты работы, умение руководить работой группы или быть ее участником, навык самоконтроля.

Сегодня на экскурсии мы с вами будем наблюдать осенние явления в жизни растений.

Наша задача увидеть и описать осенние явления в природе. Собрать цветущие растения для гербария (1-2)

1. Выясните, какие древесные растения растут на данной территории. Соберите листья с разных деревьев.

2. Понаблюдайте, как изменяется окраска листьев у разных деревьев. Установите количество окрашенных листьев у разных растений (много – больше половины, средне – половина или около, мало – намного меньше половины).

3. В какой цвет окрашены листья разных деревьев.

4. Результаты наблюдений внесите в таблицу:

количество окрашенных листьев

1. Выясните, какие покрытосеменные растения встречаются на участке. В каком состоянии они находятся (в начале развития, цветущие, отцветшие с плодами).

2. Сосчитайте, сколько разных видов травянистых растений встречается на данной территории. Много ли осталось растений которые радуют нас своими цветками?

3. Соберите неизвестные вам цветущие растения для изготовления гербария (желательно чтобы один и тот же вид не повторялся).

Читайте также:  Животные и растения лосиного острова

Задание 3 (выполняется в течение нескольких дней после экскурсии)

1. Составьте отчет об экскурсии в виде выполненных заданий.

Источник

разработка урока-экскурсии «Многообразие растений. Сезонность в жизни растений.»
план-конспект занятия по биологии (6 класс) по теме

Урок- экскурсия для шестого класса, на основе местных биологическмх объектах, позволяет иллюстрировать многообразие флоры Урала, сезонность в жизни растений, использование растений человеком.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_-6kl.docx 32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : « Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений».

Цель :1. Изучить многообразие растений Челябинской области на примере растений, произрастающих на пришкольной территории.

2. Познакомится с представленными жизненными формами растений : травянистые растения, кустарники, деревья. Многолетние, однолетние. Листопадные, вечнозеленые. Дикорастущие, культурные.

3. Собрать коллекцию плодов и семян, листьев растений различных форм и групп.

4. Выявить сезонные изменения в жизни растений.

  1. Технологическая карточка-задание для учащихся.
  2. План-схема пришкольной территории с указанием мест старта и окончания экскурсии, обозначении рабочих участков.
  3. Контуры кроны деревьев (из картона)
  4. Указка.
  5. Клип-борд.

Этапы урока: 1. Организационный: -5 мин.

-инструктаж по технике безопасности на экскурсии.

-сбор на старте экскурсии (около крыльца школы)

-уточнение плана экскурсии

-постановка задач, целеуказание. Выдача технологических карт-заданий.

2.Информационный. Экскурсия. -20мин.

-рассказ учителя о «Многообразии растений и сезонности в биологическом цикле»

-видовое разнообразие пришкольного парка (агроценоз)

-значение растений на примере древесных форм: липа, береза, лиственница, сосна.

— движение по маршруту с остановками в намеченных пунктах по указанным ориентирам.

3. Групповая работа. – 13мин.

Работа в группах по заданиям в карточках на отведенных участках. Смотреть план-схему. Заполнить таблицу. Сделать вывод о сезонных изменениях в жизни растений.

Жизненные формы растений

Значение для человека

4. Заключительный этап. — 7мин.

-сбор в условленной точке;

-сдача карточек – заданий;

Липа мелколистная (сердцевидная)

— крупное дерево с высоким стройным стволом высотой до 30 м (известны растения до 40-50 м). Диаметр ствола тоже довольно большой, обычно у взрослого дерева около 2 метров, но в отдельных случаях и до 5 метров. Возраст этого дерева ограничен обычно 150 годами, не очень много, но отдельные особи живут до 350 – 500 лет. А на территории Киева существует липа, возраст которой достигает 1000 лет. Листья у липы имеют сердцевидную форму, именно поэтому получил такое название и вид — липа сердцелистная или сердцевидная. Листья простые, расположены они на стебле поочерёдно, край пильчатый. Интересно то, что взрослые листья липы не симметричны. Две половинки в нижней части достаточно разные. У молодых листьев есть прилистники, но они практически сразу опадают, и у взрослых листьев около основания прилистников нет. Липа — морозоустойчивое растение, способное переносить морозы до 40—45°С, поэтому область ее географического распространения обширна: она занимает территорию всей лесной и лесостепной зон страны.

На протяжении тысячелетий бортничество было традиционным промыслом славян. Мед и воск были традиционными статьями экспорта в России. Лучшим считался липовый мед в сотах и в липовой же таре и применялся как незаменимое противопростудное средство. Медом же лечили раны, кожные заболевания.

Липа широко использовалась в хозяйственной деятельности крестьян России. Существовала поговорка: «Сосна кормит, липа обувает». Подсчитано, что еще в 1889 г. лыковые лапти носили 25 млн. русских крестьян. А так как они быстро изнашивались (в дорогу идти — пятеро лаптей сплести), то в год одному человеку нужно было до 40 пар лаптей. Много липы в старое время шло на производство рогож, лыковых веревок, коробов, кулей. Для этих целей изводились целые липовые леса. Не случайно во многих местах липовые леса у нас целиком порослевого происхождения.

Мягкая, легко полирующаяся, не растрескивающаяся при высыхании липовая древесина высоко ценилась в быту. Из нее делали чашки и ковши, подносы и блюда, телеги и сани, ювелирные изделия и сувениры, игрушки и наличники.

Береза бородавчатая, или повислая

— Дерево до 20 м высотой, с ажурной, неправильной кроной и гладкой, белой, отслаивающейся корой. У взрослых деревьев нижняя часть ствола покрыта мощной черноватой коркой, с глубокими трещинами, этим она отличается от большинства белоствольных берез. Ветви большей частью повислые, молодые побеги бородавчатые. Листья ромбические, голые, до 7 см, в молодости смолистые, липкие. Сережки пониклые. Плод — продолговато-эллиптический, крылатый орешек. Растет быстро, морозостойка, нетребовательна к почве, очень светолюбива, засухоустойчива. В культуре очень давно. Всхожесть семян высокая. Черенки укореняются слабо.

Динамика роста берёзы повислой : Живя до 100-120 лет, в высоту продолжает расти до 50-60 лет, в толщину до 80 лет. За этот период скорость роста меняется так в первые 5-6 лет рост в высоту умеренный, впоследствии значительно увеличивается и, начиная примерно с 10 лет, достигает 75-90 см в год. Окончательный размер около 20 м в высоту. Имейте в виду, что также где-то с 20 лет она начинает плодоносить, а берёза — это порода пионер. Это означает, что она выбрасывает великое множество семян сразу на освободившиеся территории (например, после лесного пожара, а в саду после перекопки участка), тем самым занимая собой площадь и не давая прорасти больше никому. А уже потом в процессе конкурентной борьбы из этих сеянцев остаётся лишь несколько растений, которые и продолжают расти на территории, свободной от других видов. На самом деле это не такая уж проблема, так как сеянцы довольно легко выдёргиваются.

Отчасти рост больших берёз можно ограничивать. Несмотря на то что в отечественной литературе возможность обрезки берёзы часто исключается вовсе, это всё же возможно. Часто берёзы режут в скандинавских странах. У них обрезается верхушка и часть боковых ветвей. В результате крона загущается, размеры растения уменьшаются. Однако делать это можно только с растениями, находящимися в стадии активного роста, то есть это только молодые растения (диаметр ствола до 15-20 см). Если подобным образом вы обрежете старую берёзу, то у вас на участке останется голый ствол. Но и у молодых есть некоторая проблема при обрезке. Крона загущается и выглядит эффектно только летом, но, когда листва облетает, мы видим не очень красивое расположение скелетных ветвей (неестественное). Так что если это дача — то нет проблем, а если дом для круглогодичного проживания — имеет смысл хорошо подумать.

Описание сосны обыкновенной

Сосна обыкновенная, известная на территории России еще как сосна лесная – вечнозеленое хвойное дерево с прямым стволом, длинной парной хвоей и округлой или конусовидной кроной, достигающее в высоту до 40 метров . Шишки сосны обыкновенной имеют удлиненно-яйцевидную форму, а крылатые серые семена дерева созревают обычно на второй-третий год. Также в описании сосны обыкновенной сказано, что почки и хвоя дерева содержат много полезных веществ – до 0,5% эфирных масел, дубильные и горькие вещества, витамин С и смолы.

Сосновые почки собирают весной до того, как они распустятся. Они содержат в большом количестве эфирные масла и смолы, а также горькие и дубильные вещества, крахмал и минеральные соли. Сушат собранные почки при температуре не выше 20-25°С, лучше всего под навесом или на чердаке.

Хвоя сосны обыкновенной богата витамином С и каротином. Ее используют для получения эфирного масла, широко применяемого для лечения ревматических заболеваний. Собирать хвою сосны обыкновенной рекомендуется зимой или поздней осенью, когда в ней наибольшее количество эфирного масла и аскорбиновой кислоты.

Смолу или живицу сосны обыкновенной обычно собирают из деревьев, подлежащих рубке. Заготовленное сырье не следует хранить более 2 лет.

Применение сосны обыкновенной

Сосну обыкновенную как лекарственное растение использовали издавна для компрессов и припарок, а смола дерева, входящая в бальзамирующие составы Древнего Египта, сохраняет свои бактерицидные свойства на протяжении тысячелетий. Также целебные свойства сосны обыкновенной во многих странах применяли для лечения простудных заболеваний и для дезинфекции полости рта.

В лечебных целях используют хвою, смолу, почки и шишки дерева, которые оказывают отхаркивающее, витаминное, раздражающее, желчегонное, мочегонное, противомикробное и противовоспалительное действие. В народной медицине их применяют при туберкулезе легких и заболеваниях дыхательных органов, водянке, невралгии, ревматизме, подагре, рахите, цинге, кожных заболеваниях, а также против насекомых-паразитов и как средство для очистки крови. Помимо этого, из сосны обыкновенной получают деготь, скипидар, древесный уксус и канифоль.

Шишки сосны обыкновенной применяют в виде настоя и настоек при болях в сердце и как кровоостанавливающее средство . Для приготовления настоя для лечения сердечных болей собранные весной зеленые сосновые шишки засыпают в банку, заливают водкой и настаивают в темном месте в течение недели. Полученный настой лучше всего принимать до еды, трижды в день по одной столовой ложке.

Почки сосны обыкновенной используют в виде водных настоев и отваров при бронхитах, водянке, ревматизме, болезнях печени и желудочно-кишечного тракта как отхаркивающее, дезинфицирующее, антисептическое, противовоспалительное, мочегонное и желчегонное средство.

Для приготовления отвара из сосновых почек одну столовую ложку сырья заливают стаканом горячей кипяченой воды и нагревают на кипящей водяной бане в течение получаса. Принимают несколько раз в день после еды по четверти стакана. Приготовленный отвар из почек сосны обыкновенной можно хранить не более 2 суток.

Водные настои и отвары из хвои дерева применяют при профилактике и лечении авитаминоза С. Также их можно использовать для лечебных ванн и лечения ожогов и ран.

Описание: род насчитывает около 20 видов, распространенных в Северном полушарии. Высокие, красивые, быстро растущие, однодомные хвойные деревья с опадающей на зиму хвоей. В молодости с четкой конусовидной кроной, в старости — широко распростертой. В разреженных насаждениях и у одиноко стоящих деревьев — кроны раскидистые, в сомкнутых — высоко поднятые, относительно узкие. Ветвление редкое, сквозистое. Хвоя мягкая, узколинейная, на удлиненных побегах одиночная, расположенная спирально, на укороченных — в пучках по 20 и более хвоинок. Весной хвоя светло-зеленая, осенью — золотисто-желтых тонов. Шишки округлые, яйцевидные или почти цилиндрические. Цветут ежегодно ранней весной, шишки созревают в год цветения. Семена (по 2) под каждой семенной чешуей, почти трехгранные, с большим кожистым крылом (х-12). Семена высыпаются ранней весной или летом следующего года, а пустые шишки украшают деревья в течение нескольких лет. Семена сохраняют всхожесть в течение 1—2 (3—4) лет. Семена с одиноко стоящих деревьев почти невсхожи.

Долговечны. Имеют хорошо развитую корневую систему, глубоко уходящую в почву. Растут быстро. Живет до 500—600 лет. Дымо- и газоустойчивы. Зимостойки. Выдерживает резко континентальный климат, очень низкие температуры воздуха и может расти на вечной мерзлоте. Благодаря ежегодному сбросу хвои наиболее устойчивы в озеленении крупных промышленных центров.

Чаще всего у нас культивируют даурскую и сибирскую (L. sibirica) лиственницы. Они относятся к разным группам видов, отличающимся главным образом размером шишек и числом чешуй в них. У сибирской шишки, по меркам лиственниц, крупные (до 4–5 см), у даурской – гораздо мельче, до 2–2,5 см. Отличаются эти лиственницы и по внешнему виду – у сибирской кора темнее, а само дерево коренастее, мощнее. Даурские лиственницы немного ниже и одновременно стройнее, а их кора светлее. Хвоинки крупнее у сибирской лиственницы, но это различие не так бросается в глаза. Сибирская лиственница распространена от востока Архангельской области через Урал до Алтая и Енисея, а почти вся Сибирь к востоку от Енисея занята лесами из даурской лиственницы.

Ель обыкновенная – хвойное вечнозеленое дерево 20-50 м высоты. Крона ели пирамидальная, низко опущена. Кора красная или серая, слущивается тонкими полосками.

Хвоя ели четырехгранная, остроконечная, темно-зеленая, густо покрывает ветки. Женские цилиндрические шишки ели висячие, длинноцилиндрические, сначала красные, потом зеленые, затем бурые, 10-16 см длины и 3-4 см ширины. Семена ели обыкновенной – темно-бурые с крылом, которое втрое длиннее его. Цветет ель в мае.

Лекарственное сырье ели обыкновенной

Лекарственным сырьем ели является ее хвоя, богатая эфирными маслами, витамином С, дубильными веществами, минеральными солями и фитонцидами; зеленые побеги и молодые шишки, которые нужно собирать весной; молодые верхушки веток с почками; незрелые семенные шишки и живица – смолистый сок, выступающий в местах ранения дерева. В шишках ели содержится смола и дубильные вещества.

Свойства ели обыкновенной

Хвоя ели обладает противовоспалительным, противомикробным, потогонным, обезболивающим, противоцинготным действием.

Настой шишек ели

В научной медицине применяют шишки ели. Настой из них используют в виде ингаляций и полосканий при ангине и хронических тонзиллитах, ларингите, фарингите, гайморите, вазомоторном рините, хроническом бронхите и т.д.

Настой готовится из измельченных шишек ели из расчета 1:5, их заливают кипяченой водой, кипятят в течение 30 мин, помешивая, настаивают 15 мин, процеживают через 3 слоя марли. Получают жидкость коричневого цвета, вяжущего вкуса, с запахом хвои ели.

Для ингаляций используют 20-30 мл настоя, подогретого до 60-80 С, на одну процедуру для взрослых.

В народной медицине отвар почек и молодых шишек ели применяют для лечения туберкулеза легких, цинги, бронхита.

Смолистые почки ели, собираемые ранней весной, используют для приготовления настойки, которая применяется в качестве дезинфицирующего средства при рините, ангине, бронхиальной астме и др. Почки ели входят в состав некоторых отхаркивающих растительных сборов. Из них готовят отвар.

МОУ « Бишкильская средняя общеобразовательная школа».

Урока-экскурсии по теме:

« Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений».

Выполнил: учитель биологии

Урок-экскурсия «Многообразие растений. Сезонность в жизни растений» рекомендован для проведения в курсе биологии 6-го класса программой курса биологии для 5-11классов общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника и государственного образовательного стандарта.

При проведении экскурсии решаются несколько актуальных задач биологического образования и воспитания. Активизируется познавательная деятельность учащихся, за счет новизны формы и места проведения урока, использования биологических объектов расположенных на пришкольной территории и применения знаний в практической работе. Экскурсия, как форма обучения, позволяет продемонстрировать ученикам ценность и значимость теоретических знаний, обратить внимание на местные виды растений. Используя, приём смены деятельности учащихся, я стараюсь максимально долго поддерживать интерес к предмету изучения, также этому способствует групповой метод организации самостоятельной работы учеников. Экскурсия позволяет решать метапредметные задачи, связанные с общими вопросами познания окружающего мира.

В результате по окончании урока мы достигаем результатов: — учащиеся получают новую информацию о многообразии растений Челябинской области и сезонности в их биологическом цикле; — о прикладном значении растений на примере деревьев, — выполняют практическую часть, самостоятельно определяют виды и жизненные формы растений, применяют статистический метод в исследовании.

Используя растения, как биологические объекты, мы иллюстрируем экологическую значимость биоценозов, их взаимосвязь с окружающей неживой природой.

Работа в группах по заданиям в карточках на отведенных участках.

  1. Согласно схеме движения, бригаде пройти на отведенный для исследований участок. Смотреть план-схему.
  2. Заполнить таблицу. Сделать вывод о сезонных изменениях в жизни растений.

Источник